Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

Тема: Определение типа ВНД учащихся.

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную деятельность целого мозга, обеспечивающую неразрывное единство врожденных и индивидуально-приобретенных форм приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Индивидуальные различия в поведении и психике людей обусловлены, по мнению И. П. Павлова, свойствами нервных процессов, реализующихся в нервной системе.

На основе комбинации трех основных свойств процессов возбуждения и торможения в нервной системе: силы, уравновешенности и подвижности. Он выделил типы высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. По мнению И. П. Павлова, существует четыре наиболее часто встречающихся типа ВНД общих для человека и животных:

1) Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой” тип, для которого характерно быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители, способность к легкой смене одного процесса другим);

2) Сильный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный” тип, трудноподдающийся воспитанию);

3) Сильный, уравновешенный, инертный, с малой подвижностью нервных процессов, которому свойственны медлительность во всех действиях, незначительная реакция на новые раздражители;

4) Слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения, с быстрой истощаемостью нервных клеток, которая приводит к потере работоспособности, с легкостью перехода в заторможенное состояние.

И. П. Павлов считал, что типы высшей нервной деятельности приблизительно совпадают с типами темперамента, описанными античными авторами, т.е. холерику соответствует сильный, возбудимый, неуравновешенный тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, малоподвижный, сангвинику – сильный, уравновешенный, подвижный тип, а флегматику – сильный, уравновешенный, инертный.

В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Н. И. Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4. Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей двух первых групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключатся на новый вид деятельности, они могут работать долго и интенсивно.

Цель работы: Определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности.

Оборудование: разработанные показатели, характеризующие свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность, варианты задач на определение типов ВНД.

Методика выполнения работы:

1. Определение типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.

А) Познакомьтесь с показателями силы, уравновешенности и подвижности нервной системы

Б) Дайте оценку каждого показателя по шкале указанной в таблице № 1.

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы Баллы
Утвердительный ответ: а) в высшей степени б) в средней степени в) в малой степени +3 +2 +1
Неопределенный ответ
Отрицательный ответ: а) в малой степени б) в средней степени в) в высшей степени - 1 - 2 - 3

Показатели силы нервной системы:

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам и шуткам.

13. Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оборудование: анкета, калькулятор.

Порядок выполнения работы

1. Предложить испытуемому 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

2. Ответы оценить в баллах по следующей схеме:

Показатели силы нервной системы

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю также хорошо, как и в начале занятия.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же продуктивностью и активностью, что и в начале.

3. В период экзаменов и зачетов сохраняю высокую работоспособность до их окончания.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии и любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной жизни.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачета и т.п.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения неудовлетворительной оценки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицание родителей, преподавателей, товарищей, плохая оценка, выговор, наказание оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам, шуткам.

13. Легко сосредотачиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры и т.п.).

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.

Показатели уравновешенности нервных процессов

15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

16. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

17. Накануне экзаменов, переезда, путешествия – поведение обычное.

18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями – соревнованиями, экзаменами и т.п.

19. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

20. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

21. Характерны вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

22. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

23. Легко храню в секрете неожиданную новость.

24. Начатую работу всегда довожу до конца.

25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, выполнению поручений.

26. Настроение обычно ровное, спокойное.

27. Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без резких спадов и подъемов.

28. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Показатели подвижности нервных процессов

29. Стремлюсь начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31. К выполнению задач приступаю сразу, не всегда обдумывая их.

32. Легко изменяю привычки, навыки, легко их приобретаю.

33. Быстро привыкаю к новым людям и новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто меняются.

38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39. Легко переключаюсь с переживания неудач и неприятностей на деятельность.

40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, мимике и негативных реакциях (легко краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).

41. Часто меняется настроение по любому поводу.

42. Речь и движения быстрые.

3. Ответы, выраженные в баллах, занести в таблицу 6.

5. Определить свой тип нервной системы и составить его характеристику.

Показатели силы, уравновешенности и подвижности


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Татьяна Чурилова

Текущая страница: 5 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка

Эксперимент проводится индивидуально или в группе.

Экспериментатор предлагает испытуемым отвечать, не раздумывая, так как важна первая реакция на вопросы опросника Айзенка.

Фамилия, имя, отчество______


ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?

6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно вам или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы почти все, что угодно, на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (-ным) незнакомкой (-цем)?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, что не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у вас сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких – то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая поговорить с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали себя очень несчастным, если длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Круг Айзенка


Обработка результатов и выводы.

Используя ключ, подсчитайте баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты запишите в протокол.

Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

В отечественной литературе также имеется тестовая методика для определения типов ВНД по показателям силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности.

Работа выполняется в паре или в группе. Испытуемому предлагается ответить на 42 вопроса. Ответы должны быть выражены в баллах. Если какие-то утверждения не вполне соответствуют вашему Я, выбирайте ответ в соответствии с тем, что бывает чаще. Оценка проводится по следующей шкале:


Показатели силы нервной системы

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости, материал усваиваю хорошо как в начале, так и в конце занятия.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Склонен к риску, к острым ощущениям во время сдачи экзаменов и в других ситуациях, требующих энергичных действий.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки (при решении задач, сдаче зачетов и т. д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицания родителей, преподавателей, товарищей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам, шуткам.

13. Легко сосредотачиваюсь и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе.

Показатели уравновешенности нервных процессов

15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

16. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

17. Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.

18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).

19. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

20. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

21. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

22. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

23. Легко храню в секрете неожиданную новость.

24. Начатую работу всегда довожу до конца.

25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов.

26. Настроение ровное, спокойное.

27. Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без периодических спадов и подъемов.

28. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Показатели подвижности нервных процессов

29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.

32. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.

33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто меняются.

38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.

40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и вегетативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т. д.).

41. Часто меняется настроение по любому поводу.

42. Речь и движения быстрые.

Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу:


Обработка результатов и выводы

Сопоставьте результаты исследования по тесту Айзенка и анамнестической схеме, учитывая, что для холерика характерны неуравновешенность и высокая сила и подвижность нервной системы, для сангвиника – уравновешенность, высокая сила и подвижность нервной системы, для флегматика – низкая подвижность нервной системы, для меланхолика – слабая, малоподвижная нервная система.

Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой

Посмотрите на пять фигур, изображенных на рисунке:


В выбранной вами фигуре (или ряде фигур) отлиты ваши субъективные построения и объективные задатки, или, другими словами, выбранная фигура отражает результат взаимодействия генотипа и внешней среды. Какую бы фигуру вы не поместили на первом месте – это ваша истинная фигура. Она отражает типологические особенности личности, обусловленной генетически. Именно она дает возможность определить ваши доминирующие черты характера и особенности поведения.

Более важно для вас другое значение последней фигуры – она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

1. Негативная установка или настороженное отношение к тестированию.

3. Вы находитесь в необычайном, несвойственном для вас состоянии, обусловленном какими-то объективными или субъективными причинами.

Могут быть и другие причины, но, независимо от причины, поступите следующим образом. Прочитайте внимательно описания всех пяти фигур и просто выберите для себя ту из них, которая больше всего соответствует вашей личности и поведению. Она и будет вашей основной формой.

Наконец, может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит, скорее, вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. В таком случае постарайтесь ограничить себя комбинацией из двух форм и решить, какая из них является доминантной, а какая – подчиненной. Впишите подчиненную форму в доминантную – это и будет ваша форма личности, или фенотип.

Если вашей доминирующей формой является Зигзаг, то его волнистая линия подчеркивает подчиненную форму. В качестве подчиненной формы Зигзаг как бы проникает в доминантную, нарушая ее форму (контур).


Теперь, когда вы разобрались со своей основной формой, вернитесь к той, которую вы поставили на последнее место. Это – ваша проблемная форма. Именно с такими людьми у вас скорее всего будут возникать конфликты и непонимание. Хорошо запомните характеристику их формы и учитывайте это при необходимости общения с этими людьми. Это позволит вам адекватно реагировать на них и комфортно жить в занимаемой вами социальной экологической нише.

Хорошая социальная адаптация предполагает знание сущности главных психогеометрических конфликтов между различными формами личности и использование рекомендуемых авторами теста направлений изгибания личности.

1. Квадрат-Зигзаг. Существо конфликта состоит в том, что самый организованный человек сталкивается с самым неорганизованным.

Направление изгибания квадрата: следует научиться ценить творческие изгибы Зигзага и проявлять большую терпимость к его возбуждению, безалаберности и стихийности создающего беспорядок поведения.

Направление изгибания Зигзага: нужно постараться умерить свой восторг и эмоции и быть более логичным и последовательным в диалоге с Квадратом.

2. Треугольник – Круг. Расходятся между собой в направлении личности: эгоизм против альтруизма.

Направление изгибания Треугольника: при принятии решений необходимо помнить о потребностях других людей и уменьшить свою категоричность и авторитарность.

3. Квадрат – Круг. Причины конфликта: а) в различной направленности личности: у Квадратов на дело, на решение задачи, у Кругов – на общение, на благополучие людей; б) в различной эмоциональной конституции: Квадраты холодны, толстокожи, избегают переживаний и особенно сосредоточия на них, тогда как Круги живут чувствами (как своими собственными, так и других людей).

Направление изгибания Квадрата: нужно быть внимательнее к личности партнера, стать более открытым, доступным и не стесняться эмоций.

Направление изгибания Круга: умерить свои чувства и больше опираться на интеллект, для того, чтобы отделить суть дела от личных отношений.

4. Треугольник – Зигзаг. Суть конфликта: Треугольник считает Зигзага несерьезным человеком, а Зигзаг считает Треугольника эгоцентристом и притом лишенным чувства юмора.

Направление изгибания Треугольника: научиться отделять второстепенное в Зигзагах от главного – способности генерировать свои идеи – и ценить эту способность по достоинству.

Направление изгибания Зигзага: подходить к Треугольнику прежде всего как к человеку, способному осуществить его идеи. И только!

5. Прямоугольник – Любая форма. Причина конфликта в постоянном изменении Прямоугольника и непредсказуемости его поведения. Направление изгибания выбирается всякий раз в соответствии с той доминирующей формой, которую Прямоугольник принимает в конкретной ситуации.

6. Треугольник – Треугольник. Причина конфликта – одинаково сильные установки на победу.

Направление изгибания: научиться выслушивать друг друга и уважать ту силу, которой обладает партнер; стараться найти разумный компромисс, а не переубеждать друг друга.

Вряд ли сказанное для вас в новинку. Мы составили эту сводку, чтобы облегчить вам работу по претворению обобщенного сценария изгибания форм личности в конкретный план поведения в обществе. С той же целью мы составили для вас еще одну сводку – перечень наиболее эффективных обращений к различным формам личности, которые помогут вам убедить их в правильности вашей точки зрения на ту или иную проблему. Итак, что производит неизгладимое впечатление на людей следующих форм личности:

1. Квадратов. Последовательно излагаемые объективные данные, по возможности в письменной форме. Помните, Квадраты поклоняются Логосу.

3. Прямоугольников. Все, что соответствует его моментальному состоянию. Действуйте по обстановке.

4. Кругов. Информация, эмоционально окрашенная как вашим личным отношением к ней, так и отношением всех других вовлеченных лиц. Помните, Круги поклоняются Пафосу.

5. Зигзагов. Информация, в правильность которой вы искренне верите, поданная как новое, уникальное, революционное решение проблемы. Вы не должны сдерживать охватившее вас возбуждение и энтузиазм.

Обращаем внимание и на то, что сценарием сознательного изгибания основной формы личности можно пользоваться не только для краткосрочного, разового приспособления к человеку другой формы с целью выиграть спор или добиться повышения в должности, но и для относительно длительного приспособления (а также сокращения сроков адаптации) к другим людям, например, в случае организации временных групп для работы над каким-то проектом.

Но лучше всего по возможности оставаться самим собой, так как это оптимальный вариант, и всегда помнить о том, что и другие имеют на это право.

Обработка результатов и выводы

Сопоставьте особенности поведения, свойственные вам, согласно результатам исследования по тесту Айзенка, анамнестической схеме и психогеометрическому тесту. Сделайте вывод, как повлияла среда на реализацию вашего генотипа.

Пример. Согласно результатам первых двух тестов, вы по генотипу выраженный холерик с присущими ему свойствами: импульсивный, переменчивый, обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, активный, оптимистичный. Результаты психогеометрического теста показали, что вам характерны такие черты, как контактность, доброжелательность, забота о других, спокойствие, уступчивость, гибкий распорядок дня, доверчивость, что в определенной мере указывает на принадлежность к сангвинику. Следовательно в ходе онтогенеза окружающая вас среда способствовала коррекции генетически детерминированного типа ВНД в силу его пластичности.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.