Характерологические акцентуации личности и нервно психологическая неустойчивость

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ

Ключ

1. Г-1 Гипертимые х З (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33,45, 55, 67,77,-: нет

2. Г-2 Возбудимые х 2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81, -: 12,46, 59

3. Г-3 Эмотивные х 3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, -: 25

4. Г-4 Педантичные х 2 +: 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83, -: 36

5. Г-5 Тревожные х 3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, -: 5

6. Г-6 Циклотивные х 3 + : 6,18,28, 40, 50, 62, 72, 84, -: нет

7. Г-7 Демонстративные х 2 + : 7,19,22,29,41,44,63,66,73, 85, 88,-: 51

8. Г-8 Неуравновешенные х 3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86, - : нет

9. Г-9 Дистимные х 3 + : 9, 21, 43, 75, 87, -: 31, 53, 65

10. Г-10 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, -: нет

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра­тивное™ поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригиднос­ти, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — чрез­мерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверх­ценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуж­дениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о посто­янном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой дея­тельности, высокой активностью, предприимчивостью.

6. Дистимический тип. Этот тип является противополож­ным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной затормо-женностью.

7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимичес-ких фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отча­яние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмо­ций в духовной жизни человека.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для пси­хологической консультации, так и с целью профотбора и профо­риентации.

Инструкция: "В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте "+". Если с ним не согласны, то поставьте знак "-".

1. Я приложу все усилия, чтобы стать (далее — наименова­ние профессии).

2. Большинство знакомых считают меня веселым собеседни­ком.

3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

4. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть.

5. К алкоголю я равнодушен.

6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

7. Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным и т.п. один.

8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

9. Я сильно теряюсь, неожиданно оставаясь в центре всеоб­щего внимания.

10. Я стараюсь придерживаться принципов нравственности и морали.

11. У меня часто болит голова.

12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.

13. В поездах, автобусах и т.д. я часто завожу разговор с не­знакомыми мне людьми.

14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.

15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угне­тает.

16. У меня часто плохое настроение.

17. Я стал сомневаться в правильности выбранной профес­сии.

18. Я легко осваиваюсь в любом обществе, л

19. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

20. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.

21. В детстве я был на учете у психиатра.

22. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие сказали обо мне: "Вот это человек!"

23. Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим офицером.

24. Я считаю себя вполне общительным человеком.

25. Часто мне хочется сделать что-нибудь опасное или оше­ломляющее.

26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.

27. Иногда я принимаю бром, элениум и другие успокаиваю­щие средства.

28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало.

29. Я охотно участвую в организации различных мероприя­тий.

30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.

31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятнос­тям и мне трудно выбросить их из головы.

32. Мне говорили, что я хожу во сне.

33. Я считаю, что употребление наркотиков вполне есте­ственно.

34. Люблю носить одежду супермодную и необычную, кото­рая привлекает взор.

35. Мне нравится общаться с людьми и я редко упускаю воз­можность поговорить даже с малознакомым человеком.

36. Довольно часто я действую под минутным влиянием ми­нутного настроения.

37. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости.

38. Чувствую, что моих способностей, наверное, не хватит, чтобы освоить выбранную профессию.

39. У меня почти всегда что-нибудь болит.

40. Мне свойственно шутить и рассказывать разные истории.

41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

42. Употребление нецензурных выражений мне всегда непри­ятно.

43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь.

44. Я живу своими внутренними мыслями и меня мало инте­ресует действительность.

45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.

46. Часто я не уступаю людям просто из принципа.

47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.

48. На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезные заболевания.

49. Всегда делаю и думаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.

50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.

51. Я предпочитаю иметь широкий круг знакомств.

52. Я люблю подшучивать над другими.

53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.

54. У меня плохой и беспокойный сон.

55. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающее время.

56. Я легко могу заговорить с незнакомым человеком.

57. Часто завожусь с пол-оборота.

58. Я очень смущаюсь, когда говорят о моем характере.

59. У меня были случаи потери сознания.

60. Я труднодоступный человек.

61. Я считаю, что большинство людей лгут, если это в их интересах.

62. Я с удовольствием могу гулять один.

63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.

64. В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотли­вых тем, которые могут вызвать смущение.

65. Моя нервная система сильно расстроена.

66. Я не верю в Бога.

67. Обо мне часто говорят: "За словом в карман не полезет".

68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

69. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

70. Я имел приводы в милицию.

71. Мне кажется, что меня никто не понимает.

72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.

73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.

74. Я чувствую себя менее приспособленным в жизни и ее требованиям, чем другие.

75. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать (философствовать).

76. В одну из политических партий я вступил бы только под нажимом общественности.

77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.

78. В общем меня беспокоит чувство собственной застенчи­вости.

79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.

80. В обществе меня беспокоит чувство собственной застен­чивости.

81. Я способен совершить нечто выдающееся.

82. Меня уговорили поступать в этот вуз, а у самого особого желания не было.

83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.

84. Мне часто хочется недозволенного.

85. Я считаю себя скорее мечтательным, чем практичным человеком.

86. В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания.

87. Я считаю, что американский образ жизни можно принять за образец.

88. В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым.

89. Меня трудно рассердить.

90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других.

91. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

92. Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих.

93. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания.

94. Обычно я не очень общителен.

95. Часто мне бывает трудно справиться со своими жела­ниями.

96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя и выяснить при­чины появления своих мыслей.

97. В детстве я был капризным и раздражительным.

98. По своим способностям я смогу стать хорошим руково­дителем.

99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображение.

100. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или от­рицательное мнение о ком-либо или о чем-либо.

101. Иногда мне кажется, что люди догадываются, о чем ду­маю я.

102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей.

103. По отношению ко мне часто окружающие поступают несправедливо.

104. Я люблю работать не спеша.

105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив.

106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я поступаю не так, как видно.

107. С большим трудом я приспосабливаюсь к новым усло­виям учебы, жизни и быта.

108. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач или вопросов.

109. Часто я — инициатор какого-либо дела.

110. Я легко теряю терпение с людьми.

111. У меня бывают редко периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливы.

113. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.

114. Мой вес сильно колеблется (то худею, то поправляюсь).

115. Я придерживаюсь пословицы: "Кто спешит, тот людей смешит".

116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это тер­петь.

117. Я часто упускаю возможность из-за своей нерешитель­ности.

118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

119. Меня легко привести в замешательство.

120. Я люблю иногда поделиться с окружающими своим мне­нием.

121. В современной жизни слишком много препятствий и ограничений, которые меня очень раздражают.

122. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.

123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или перед чем-нибудь.

124. В школе у меня были конфликты с учителями.

125. Я человек довольно общительный и веселый.

126. Довольно часто я испытываю потребность в острых ощущениях.

127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю.

128. Я с трудом усваивал школьный материал.

129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.

131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

132. Иногда я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

133. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

134. Для меня характерно бурное проявление чувств.

135. Думаю, что я человек обреченный.

136. Для отдыха я предпочитаю коллективные игры и раз­влечения.

137. Я склонен давать категорические оценки поступкам ок­ружающих.

138. Я остро и длительно переживаю неприятности.

139. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

140. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

141. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не разду­мывая.

142. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по-мо­ему.

143. Я склонен беспокоиться о том, что меня ожидает.

144. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

145. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.

146. У меня часто бывают запоры.

147. Я больше молчу и слушаю, козда нахожусь в обществе.

148. Мне доставляет совершать рискованные поступки ради забавы.

149. Временами я чувствую себя разбитым.

150. Иногда у меня появляется навязчивое желание нанести повреждение себе или окружающим.

151. Я человек особенный и непонятный для других.

152. Я люблю много говорить.

153. Редко что можно осуществить постепенными, умерен­ными методами, чаще необходимо применить силу.

154. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах моих знакомых и товарищей.

155. Для меня свойственна некоторая капризность.

156. Считаю, что выбранная профессия мне вполне подходит.

157. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову и не стараюсь их сначала "причесать".

158. У меня часто бывает "мандраж" в руках или по всему телу.

159. Выполняя какую-либо работу, я предпочитаю делать ее самостоятельно, а не в коллективе.

160. Люди считают меня спокойным и уравновешенным чело­веком.

161. Я склонен все принимать близко к сердцу.

162. У меня часто бывает приступ раздражительности.

163. У меня нет и, наверное, никогда не будет друга.

164. Я добросовестно и честно ответил на все вопросы. ,

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Структура опросника представлена таким образом, что утвер­ждения, раскрывающие ту или иную шкалу, отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, порядкам и т п

Акцентуации характера следует рассматривать как заост­ренный (крайний) вариант психической нормы При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определен­ных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенса­ции или дезадаптации.

Характеристики диагностических шкал ХАЛ:

КРИТЕРИИ: +2, -7, +13, +18, +24, +29, +35, +40, -45, +51, +56, -62, +67, +72, -78, -83, -88, -94, +99, -104, + 109, -115, +120, +125, +131, +136, +141, -147, -152,-159.

ПРИЗНАКИ, высокие значения свидетельствуют о ярко выра­женной устремленности человека к обществу, отсутствие застенчивости, неразборчивости в установлении межличност­ных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованно­сти в отношениях с другими, медлительности, флегматичности.

КРИТЕРИИ: +4, +9, +15, +20, -26, +31, +37, +42, +47, +53, +58, +64, +69,+74,+80, +85,+90,+96, +101, +106, + 111, +117, +122,+127,+133,+138,+143,+149, +154,+161.

ПРИЗНАКИ: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.

КРИТЕРИИ: +6, +12, +16,+28,+44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, -92, +93, +102, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, +163.

Практическая психология 385

ПРИЗНАКИ- необычность и оригинальность мышления, свое­образие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холод­ность, бесцеремонность, замкнутость, трудность в установлении контакта, отгороженность от жизни и дел коллектива, не­обычность восприятия окружающего.

КРИТЕРИИ +3, -10, +14, +22, -28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, +61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, + 123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, + 148, +155, +157

ПРИЗНАКИ, эгоцентризм, стремление выделиться манерами по­ведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, теат­ральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения

КРИТЕРИИ -1, -5, +17, -23,+32,+33, +38,+39, +43, +48,

-50, +59, +65, +66, +70, +76, +77, +82, +86, +87,

+91, -98, +135, -156,-164.

ПРИЗНАКИ отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способ­ностей в отношении возможности освоить профессию, выпячива­ние своих моральных, физических и психических недостатков

КРИТЕРИИ. 3-36;4-111, 7-159, 9-53, 13-35, 14-57, 24-125, 30-68, 37-80, 47-117, 51-131, 52-79, 74-85, 78-94, 84-95,89-116, 90-154, 138-161, 146-152 ПРИЗНАКИ, при высоком показателе по шкале, несовпадении знаков в 9-ти и более парах утверждений результаты обследо­вания следует считать недостоверными

Нервно-психическая неустойчивость

деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляемся при акцентуациях характера, алкоголизме, нарко­мании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрело­стью, соблюдением моральных норм, требований правил пове­дения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной), предболезнен-ными и болезненными состояниями.

ШКАЛА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ КРИТЕРИИ: +3, -5, +6, +8, +9, -10, +11, +12, +14, +16, +19, +20, +21, +22, +25, +27, +28, +30, +32, +33, +34, +36, +39, +43, +44, +46, +49, -50, +53, +54, +55, +36, +39,+43, +46, -49, 2-50, +53, +54, +55, +57, +58, +59, +60, +61, +65, +66, +68, +70, +71, +74, +75, +76, +77, +79, +81, +84, +86, +87, +90, +91, -92, +93, +97, +100, +101, +103, +106, +107, +108, +110, + 111,+112, +113, +114, +118, +119, +121,+123, + 124, +127, +128, +129, +130, +132, +134, + 135.+137, +138, +139, +140, +142, +144, +145, + 146, +148, +149, +150, +151, +153, +154, +155, + 157, +158, -160, +161, +162, +163.

ПРИЗНАКИ: акцентуация характера; нарушение дисциплинар­ных и моральных норм поведения, межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления.

При подтверждении во время беседы с кандидатом отрицатель­ного отношения его к выбранной профессии по соответствую­щим номерам утверждений, в зависимости от характера ответов, специалист может выставить кандидату IV группу либо доложить председателю комиссии о данном факте (выставив фактическую группу психологического отбора).

В табл. 1 показаны связи и взаимоотношения шкал ХАЛ и НПН. Анализ матрицы интеркорреляций показывает, что внутренняя структура вопросника достаточно согласована, объе­динение утверждений в шкале НПН правомерно, а шкалы ХАЛ обладают достаточной самостоятельностью и независимостью.

Таблица 1

1 2 3 4 5 6 7
Экстра-интроверсия 1 0,13 -0,35 -0,01 0,24 -0,07 -0,18
Эксплозивная форма 2 0,17 0,47 0,62 0,78 0,20
Психастения 3 0,42 0,20 0,41 0,40
Шизоидная форма 4 0,52 0,76 0,16
Истероидная форма 5 0,63 0,03
НПН 6 0,25
Шкала надежности 7

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Заключение составляется на основании анализа полученных чи­словых значений, приведенных к 9-балльной шкале, по каждой ак­центуации При этом учитываются соотношения различных значе­ний, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера и их взаимосвязь В таблице 1 приведены ориен­тировочные нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применитель­но к 9-балльной шкале нормального распределения

Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале Акцентуированными считаются крайние значе­ния 1 и 9 баллов, резко выраженными — 2 и 8 баллов, заостренными — 3 и 7 баллов

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 221 ;

4 Интерпретация Утверждения, раскрывающие ту или иную шкалу, отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, порядкам и т. д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации. Характеристика диагностических шкал Экстраверсия интроверсия Критерии: Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека к обществу, отсутствии застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности. Эксплозитивная форма Критерии: +3, +8, +14, +25, +30, +36, +41, +46, +52, +57, +63, +68, 73, + 79, +84, 89, +95, +100, +105, +110, 116, +121, +126, +132, +142, +148, +153, 160. Признаки: несоответствие эмоциональных ре акций силе и качеству раздражителей; повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения срыва по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий. Психастеническая форма Критерии: +4, +9, +15, +20, 26, +31, +37, +42, +47, +58, +64, +69, +74, +80, +85, +90, +96, +101, +106, +111, +117, +122, +127, +133, +138, +143, +149, +154, Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, по вышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность. Шизоидная форма Критерии: +6, +12, +16, +28, +44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, 92, +93, +02, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоци аций, эмоциональная холодность и бесцеремонность, закрытость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего. Истероидная форма Критерии: +3, +10, +14, +22, 28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, 61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, +123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, +148, +155, Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения.

6 целенаправленной беседы со специалистом психологом независимо от результатов других видов профотбора кандидату выставляется IV группа психологического отбора. IV группа психологического отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из 3 шкал: эксплозивной, психастеничной и шизоидной. Анализ шкал ХАЛ дает уточняющие характеристики типа НПН. Степень выраженности черт характера оценивается по 9 балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными 2 и 8 баллов, заостренными 3 и 7 баллов. Таблица Экстра, интроверсия 1 0,13 0,35 00,1 0,24 00,7 0,18 Эксплозивная форма 2 0,17 0,47 0,62 0,78 0,20 Психастения 3 0,42 0,20 0,41 0,40 Шизоидная форма 4 0,52 0,76 0,16 Истероидная форма 5 0,63 00,3 НПН 6 0,25 Шкала надежности 7 Особенности проявления характерологических акцентуаций личности Экстраверсия выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы таких людей направлены вовне. Они социально от крыты и рискованны, легко устанавливают межличностные контакты, общительны и активны. Эти лица с детства отличаются шумным поведением, общительностью, самостоятельностью и смелостью. Они веселы и предприимчивы, любят компании и стремятся к фактическому лидерству; обладают повышенным жизненным тонусом, оптимизмом, живым интересом и чувством к новому; просты в общении, доступны и откровенны. Они легко увлекаются и разочаровываются, часто поверхностны в своей деятельности, не способны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же они не достигают их, всегда утешаются, быстро за меняя неудавшиеся планы новыми, в успехе которых не сомневаются. Они отзывчивы, разносторонни и нередко производят впечатление солнечных натур, являются душой общества, постоянными организаторами коллективных мероприятий. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистанции, такта; отмечаются недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость. К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко теряют грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в де нежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать. Переоценивают свои возможности и способности. Зная особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небрежны, невнимательны, беспечны и беззаботны. Интроверсия противоположна описанному выше. Интересы таких людей направлены на внутренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к уединению, скованны в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавливают; терпимы к традиционным трудностям, консервативны и педантичны; рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флегматичны, медлительны, предусмотрительны, сдержанны, владеют собой, пессимистичны, дисциплинированны. Эксплозивная форма акцентуаций (возбудимая форма). Характерным для акцентуантов этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, их вызывающих, т. е. они подвержены относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии. Многообразные нарушения эмоциональной деятельности проявляются в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительности, вспыльчиво сти, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения срыва по незначительному поводу, отчетливых сосудистых и вегетативных реакций (бледности или покраснения кожных по кровов, общей потливости, расширения зрачков, безмерного учащения пульса, нарушения ритма и глубины дыхания, диспепсических расстройств и др.).

7 Очень типична двигательная реакция возбуждение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается речь: начинают заикаться, с трудом произносят слова, речь скандирована и др. Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замечание равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешиваются, принимают сторону несправедливо обижаемых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессивным действиям. Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют, как на тяжелые оскорбления. Характерными чертами являются непоседливость, неспособность ждать, постоянное легкое двигательное беспокойство. Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными переживаниями, вызывает активный протест. У лиц с выраженной формой акцентуации, кроме аффективных расстройств, наблюдается нарушение интеллектуального опосредования ситуации и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характеризуется неустойчивостью. Из других симптомов постоянно отмечаются узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредоточенность на сексуальных переживаниях. В поведении обнаруживаются демонстративность и стремление к оригинальности. Они игнорируют правила и обязанности, потворствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя. Характерным является также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий чуткий сон, сновидения отражают со бытия дня и конфликты. Психастеническая форма акцентуации. Основу данной формы акцентуации составляет тревожно мнительный характер. При выраженной форме наиболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликатные, честные, робкие, застенчивые, снисходительные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди. Они вечно терзаются сомнениями в правильности своих решений и поступков, справедливости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной обработке подвергаются обстоятельства, вытекающие из требований ежедневной будничной ситуации. Склонность копаться в себе, находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоминая о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не так сказал, не так решил. План наступившего дня представляется ему еще неясным, ибо обязанности, вытекающие из реальной ситуации, являются для него источником сомнений и мучений. Воспоминания о завершенных делах окрашены мучительными чувствами неудовлетворенности, сознанием своей несостоятельности. Постоянное недоверие к самому себе заставляет искать помощи у близких, друзей, часто у врачей. Будучи в силу тревожно мнительного характера лишенными твердости и уверенности в себе, они продолжают жить больше в мечтаниях, чем в реализации своих глубоких по замыслу планов. Несмотря на богатый кругозор и часто незаурядные способности, эти люди нередко остаются вне активной жизни общества, не могут устроить свою личную жизнь, оказываясь одинокими, без семьи, слывут мудрыми чудаками. Чрезвычайно характерными чертами психастеников являются склонность к самоанализу и потеря чувства реального. В своих мыслях, мечтаниях они видят себя сильными, волевыми, полными планов с возможностью их реализации. Часто под влиянием астенизирующих воздействий внешних факторов (инфекции, интоксикации, психогений) у данной акцентуации может наступить декомпенсация, проявляющая не толь ко в плане еще большего заострения тревожно мнительных черт характера, но и в появлении навязчивых состояний различного содержания (навязчивых мыслей обсессий, страхов фобий и др.). Когда эти тревоги и опасения направлены на различные ощущения в своем теле, на правильность функционирования внутренних органов и систем, когда на передний план выступают слабость, истощаемость, утомляемость, можно говорить об ипохондрической форме психопатии. Наиболее характерной чертой этой психопатии является склонность к ипохондрическим реакциям, т. е. к необоснованным жалобам на здоровье, концентрации всех мыслей на самочувствии. Среди психастенических акцентуаций встречаются лица, у которых повышенная чувствительность и ранимость выражены особо остро. В этих случаях можно говорить о сензитивной форме акцентуации и (или) ее развитии в психопатию. К числу наиболее типичных черт характера сензитивных акцентуаций следует отнести повышенную чувствительность, чрезмерную впечатлительность и истощаемость. У них подчеркнутое чувство собственной неполноценности. Это робкие, застенчивые и малодушные люди. Они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, па дают в обморок при виде крови. Они считают себя некрасивыми, даже уродливыми, смешными и ду мают, что окружающие их презирают, смеются над ними. Это не бред, а логический вывод из чувства собственной недостаточности. Они краснеют по ничтожному поводу, не могут выступать на собраниях. Смущение и страх овладеют ими во время эк замена и при любом сколько нибудь ответствен ном выступлении. Им свойственны пассивно оборонительные фор мы поведения. В силу этого они легко декомпенсируются, дают срывы, у них легко нарушается сон, возникают головные боли, раздражительность, не приятные телесные ощущения. Недостаточное развитие лиц с психической формой акцентуации характера является благо приятной соматической

8 основой, а слабый тип высшей нервной деятельности необходимым условием для формирования этой формы акцентуации. Следует отдельно подчеркнуть, что в условиях сложной жизненной ситуации, требующей выявления гражданских качеств (в период стихийных бедствий, войны), такой человек способен про явить черты мужества, собранности. При этом мнительность, нерешительность с бесплодным мудрствованием и другие качества на какой то период полностью исчезают. Акцентуация по шизоидному типу. Основной чертой выраженной шизоидной акцентуации является бросающееся в глаза своеобразие их личности. Для них характерны замкнутость, малая общительность, отгороженность от реального, эгоцентричность, трудность в установлении контакта с людьми. Они отличаются низкой социальной интуицией и низкой откликаемостью, не способны понять на строение группы, почувствовать отношение, не вы сказанное вслух, не способны к сопереживанию. Интерес к реальной действительности понижен и они плохо в ней разбираются, они больше живут своим внутренним миром и измышлениями. Внеш ний вид их мало беспокоит. Они отличаются странностями в поведении. Их поступки часто недостаточно мотивированы для постороннего, поведение чудоковатое, действия бывают неожиданными и непонятными для окружающих. Шизотиники склонны к сложным логическим построениям на основе заинтересовавшей их детали, часто малозначительной. Увлечения их мо гут быть стойкими и необычными, но никогда демонстративными. Необычность, небанальность и оригинальность мышления основаны на чрезвычайном своеобразии логических связей и ассоциаций. Эмоционально они большей частью холодны, их мало трогают несчастья окружающих. Часто они бывают упрямы, прямолинейны, недоступны влиянию окружающих, обидчивы, самолюбивы. Они плохо приспосабливаются к жизни, не уживаются с окружающими, часто растрачивают свои силы на непродуктивные занятия (коллекционирование, писание странных и фантастических произведений и т. д.). Многое, впрочем, зависит от внешних условий и их способностей. Иногда они обладают очень хорошими способностями, гибкостью ума, изобретательностью, большей частью односторонними (к музыке, живописи, математике, логике и др.). Тогда для них ничего, кроме интересующего предмета, не существует, и они могут давать действительно ценную продукцию и занять определенное место в жизни. Следует отметить, что существует известное разнообразие шизоидных характеров. Среди них можно отметить и холодные шизоидные характеры, и холодных эгоистов, и педантов, и художественно одаренные мечтательные натуры, и фантазеров реформистов и т. п. Основное, что объединяет эти характеры, это их дисгармоничность, отсутствие нужной пропорции в соотношении ума, чувств во ли, как бы расширение целостной личности. Истероидная форма акцентуации. Главными чертами данной акцентуации характера являются эгоцентризм, стремление выделиться, склонность к позерству, демонстративному поведению, постоянная игра в тонкую натуру, непонятую окружающими; ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие, на худой конец приемлемы даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этими чертами характера. Эти лица поистине не бывают одними и теми же даже в течение короткого времени. Поведение, чувства, намерения, высказывания определяются в основном внешней ситуацией. Стремление во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание, быть центром внимания окружающих вот главное содержание страстных желаний этого характера. Часто эти желания приводят к фантазированию, лжи. Вследствие недостаточного контроля рассудка над воображением эти лица слабо отличают пережитое в воображении от пережитого в действительности и в своих рассказах невольно примешивают вымысел к истине. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности, с тем что бы опять же привлечь к себе внимание. Привязанности их чрезвычайно лабильны: переход от безграничной любви к жгучей ненависти может произойти в течение нескольких минут под влиянием ситуации, противоречащей их желаниям и намерениям. Богатое воображение, живая фантазия, облегченное течение ассоциаций в сочетании с зажигательными поэмами, среди которых произведения великих поэтов, могут выдаваться за собственное творчество. В такой же степени, как и привязанности, не устойчивы и волевые действия. Охваченный желанием посвятить себя тому или иному делу такой человек быстро остывает в своих намерениях, не будучи способным к длительному волевому напряжению, особенно если это не обещает немедленной славы и восторга со стороны общества. Больше всего такой человек боится, что его сочтут скучным и банальным, похожим на других. Серая жизнь его не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое тешило бы заостренное самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное настойчивости. Самооценка очень далека от объективности, она контрастирует с реальными возможностями и мнением окружающих. Они обычно представляют себя такими, какими в данный момент скорее всего обратят на себя внимание. Заметную позицию в группе они пытаются занять также путем выдумывания привлекающих к ним историй в своих успехах, заслугах, способностях, знакомствах и т. п. Этой цели служит собирание необычных коллекций, занятия йогой и др.

12 Таблица 41 Шкала надежности (лжи) (9 несовпадений результат недостоверен)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.