История создания учения о высшей нервной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

В пособии показана история развития представлений о высших психических процессах Раскрываются анатомо-физиологические особенности деятельности высших отделов мозга детей и подростков, механизмы функционирования ЦНС, лежащие в основе психических функций, механизмы формирования условно рефлекторной деятельности детей и подростков, особенности ВНД человека.. Отмечены факторы, влияющие на формирование ВНД в онтогенезе.

Для закрепления знаний полученных в ходе изучения предмета студенту предлагается выполнение ряда практических работ.

Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

Модуль 1.

История развития взглядов на высшую нервную деятельность

Физиологи высшей нервной деятельности - это наука, которая изучает закономерности и механизмы работы головного мозга, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма с его внешней и внутренней средой с помощью врожденных и приобретенных в течении жизни реакций.

Высшая нервная деятельность –это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.

Психическая деятельность –это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность, осуществляемая с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет, в то время как ВНД протекает и в период бодрствования (как осознаваемая и подсознательно) , и во время сна (как неосознаваемая).

История развития представлений о высших функциях мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к глубокой древности. Понятие психического (от греч. psychios - душевный) возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психического, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций, Гален). Среди них были ученые считавшие, что психика возникла из естественных начал (земли, воздуха, воды, огня). Напротив, такие философы как Сократ, Платон рассматривали душу как явление не связанное с телом и имеющее божественное происхождение. Но уже в древние времена рядом ученых высказывались догадки о связи психической деятельности с мозгом (Акмелион Кротонский, Герофил, Эразистрат). Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ и его последователи, пытались выявить закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента.

Первые экспериментальные исследования на животных связаны с именем римского врача Галена. Считавшего, что душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией.

Р. Декартом сформированы два важных положения рефлекторной теории: 1) деятельность организма при внешнем воздействии является отраженной; 2) ответная реакция организма на раздражение осуществляется при помощи нервной системы.

Конец XIX – начало ХХ вв. – это был период расцвета экспериментальной психологии. Однако доминирование взгляда на психику как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами препятствовали развитию представлений о деятельности мозга. Противоречия между научными фактами и умозрительными заключениями привели психологию к распаду на несколько направлений.

Психологические теории бихевиористов и гештальтпсихологов уступили место современному учению о высшей нервной деятельности, возникшему благодаря трудам И.М. Сеченова и особенно работам И.П. Павлова.

Современная физиология высшей нервной деятельности, была создана трудами И.П.Павлова и его сотрудников, исследовавших деятельность головного мозга в разных направлениях.

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития естествознания за предшествующие периоды. Развивая идеи М.И.Сеченова, И.П.Павлов открыл особый класс проявлений работы мозга - условные рефлексы, и с их помощью выполнил исследования психической деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные представления о психической деятельности древнегреческих ученых.

2. Какие основные положения теории философа Сократа.

3. Какой вклад внес Гиппократ в формирование представлений о психической деятельности.

5. Основные положения теории гештальтпсихологии.

6. Основные положения теории бихевиористов.

7. Какое значение имела дуалистическая концепция Декарта?

8. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?

9. Как различаются пневмография и спирография?

10. Что дает оценка состояния периферических сосудов?

11. Как интерпретируют показатели детектора лжи?

И.П. Павлов – выдающийся представитель естествознания, создатель учения о высшей нервной деятельности человека и животных. Согласно И.П. Павлову, все рефлексы подразделяются на две группы: врождённые (безусловные рефлексы) и приобретённые (условные рефлексы). В соответствии с этим следует различать низшую и высшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Под термином высшая нервная деятельность следует понимать совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в изменчивых условиях окружающей среды. Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Следовательно, психическая деятельность реализуется с помощью высшей нервной деятельности.

Открытие И.П. Павловым условных рефлексов позволило приступить к изучению психических процессов, лежащих в основе поведения человека и животных. И прежде всего, определить главные закономерности образования и торможения условных рефлексов, установить типы высшей нервной деятельности, разработать теорию сна и гипноза, заложить фундамент учения о двух сигнальных системах.

В одном ряду физиологов России, после И.М. Сеченова и И.П. Павлова стоит имя выдающегося ученика И.М. Сеченова Н.Е. Введенского, который создал общую теорию о единстве возбуждения и торможения, открыл явления оптимума и пессимума раздражения, создал учение о парабиозе. Продолжателем работ Н.Е. Введенского был А.А. Ухтомский.

Среди выдающихся учеников И.М. Сеченова и И.П. Павлова следует назвать таких как: В. В. Пашутин, А.А. Лихачёв, П.А. Спиро, Б.В. Вериго, М.Н. Шатерников, С.П. Бабкин, Л.А. Орбели, П.К. Анохин, К.М. Быков, А.Д. Сперанский, Н.И. Красногорский и многие другие.

Таким образом, основные положения рефлекторного принципа деятельности ЦНС были разработаны на протяжении примерно двух с половиной веков. Можно выделить пять основных этапов развития этой концепции:

Второй этап представляет собой экспериментальное обоснование материалистических представлений о рефлексе (XVII – XIX вв.). Так, было установлено, что стимулы могут быть как внешними, так и внутренними, установлена роль задних и передних корешков спинного мозга и т.п.

Третий этап ознаменовался победой материалистических представлений о психической деятельности. Основная заслуга в этом принадлежит деятельности И.М. Сеченова (60-е годы XIX в.).

На четвёртом этапе разработаны основы учения о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, начало XX в.). Он сформулировал три принципа рефлекторной теории:

а) принцип детерминизма;

б) принцип структурности;

в) принцип единства процессов анализа и синтеза в составе

Пятый этап ознаменовался созданием учения о функциональных системах (П.К. Анохин, середина XX в.).

Исследование психики в трудах ученых до второй половины XIX в. Высказывания о душе древних мыслителей, учение Р. Декарта. И.М. Сеченов как теоретик рефлекторной природы психической деятельности. Исследование физиологии условных рефлексов И.П. Павловым.

Рубрика Биология и естествознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.09.2009
Размер файла 15,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С незапамятных времен внимание человека привлекали проявления психической жизни. Откуда берутся мысли? Как понимать сознание, вмещающее весь мир и управляющее нашими поступками? Что такое память, хранящая все, что мы узнаем? Зачатки психической деятельности можно было видеть уже в целесообразном поведении животных, диктуемом обстановкой, в их способности приобретать жизненный опыт и руководствоваться им. Психика человека давно стала предметом специальной науки - психологии. Но только в нашем столетии в итоге трудного пути познания и преодоления многих препятствий возникла наука - физиология высшей нервной деятельности, которая изучает работу мозга как материального субстрата психических процессов.

В трудах ученых до второй половины XIX века высказывания о психике как результате деятельности мозга встречались редко.

Античная наука о Природе породила многочисленные попытки проникнуть в сущность мыслительной деятельности человека. Под влиянием повседневных наблюдений, под впечатлением, например, картин смерти, когда с последним вздохом от человека отлетает сознание и он превращается в бесчувственный, неподвижный труп, в умах древних мыслителей складывалось понятие психического (от греч. psichos - душа). Однако надо признать, что древние греки еще не вкладывали в него религиозно-мистического содержания, это произошло позднее, в эпоху Средневековья.

Римский врач К. Гален (II в. н. э.) высказал догадку, что душевная деятельность осуществляется головным мозгом и собственно является его функцией. Имеются сведения, что опыты ставились на живых людях (на гладиаторах и приговоренных к смерти преступниках), которым, например, механическим путем раздражали обнаженный мозг. Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Каждому из них приписывалась одна из психических функций, предложенных еще Платоном: печень - носитель вожделений, сердце - гнева, мозг - разума. Гален указывал, что в головном мозге есть центры глотания, жевания, мимики.

Другой выдающийся врач древности Гиппократ предложил теорию темпераментов человека, которая дошла до наших дней.

Материалистические идеи стали чрезвычайно быстро распространяться по Европе и прежде всего во Франции. Это был канун Великой французской революции. Очень интересна фигура французского врача Ж.О. де Ламетри (1709 - 1751). Он писал, что душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Если тело - машина, то и человек в целом со всеми его душевными способностями всего лишь чувствующая, мыслящая и стремящаяся к наслаждениям машина.

Со времен Р. Декарта, которому мы обязаны открытием рефлекторного механизма простых двигательных актов, установился традиционный подход к изучению организма: соматические и вегетативные процессы причинно обусловлены и имеют рефлекторную природу. Психика - душевная жизнь со всеми ее сложными явлениями нечто непознаваемое, имеет иную, особую природу и изучению с помощью естественнонаучных методов не подлежит. Такой дуалистический подход к проблеме физиологического и психического продержался в науке до середины XIX века и препятствовал изучению психических явлений физиологами. Естественно, что не существовало и физиологических методик, с помощью которых можно было бы изучать психические функции.

Открытия в области анатомии спинного мозга, сделанные в XIX в., еще больше укрепляют учение о рефлексах. Английский невролог Ч. Белл (1774 - 1842) установил различие в функции задних и передних корешков спинного мозга. Благодаря этому открытию достаточно умозрительное представление о рефлексе превратилось в естественнонаучный факт. Независимо от Белла к такому же выводу пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783 - 1855). Переход импульсов с задних корешков на передние корешки спинного мозга получил название закона Белла - Мажанди. Таким образом, идея рефлекса впервые получила бесспорное анатомическое подтверждение.

Психика детерминирована внешней средой и факторами этой среды. Поведение человека - это психические, соматические и вегетативные компоненты. В целом человек представляет собой психофизиологическое единство. Так благодаря работам И.М. Сеченова был впервые введен новый методический подход к изучению природы человека: психофизиологический монизм, заменивший господствовавший длительное время дуализм. Из этого вытекало, что мозг и мышление наряду с психологами должны изучать физиологи, используя при этом свои методы.

Однако до начала XX столетия еще не существовало методик, с помощью которых можно было бы исследовать механизмы процессов, протекающих в мозге.

В России становление и развитие исследований высшей нервной Деятельности связано с именем Ивана Петровича Павлова. Он не был прямым учеником И. М. Сеченова.

Научная деятельность И.П. Павлова. Начало XX века привело к коренному повороту в сторону экспериментального изучения физиологических основ психики. Центром этих работ стали лаборатории, руководимые И.П. Павловым.

Условными рефлексами И.П. Павлов называл реакции животных на сигналы, под которыми подразумевались воздействия, предшествующие данному безусловному раздражителю, например, свет, предшествуя даче пищи, начинал сам по себе вызывать слюноотделение. Звук, предшествуя раздражению током конечности у собаки после ряда повторений, сам по себе начинал вызывать сгибание конечностей - оборонительную реакцию и т. д. Возникла специфическая терминология: условный раздражитель - это сигнал, т. е. какой-либо фактор, избранный экспериментатором и включаемый до предъявления безусловного раздражителя - подкрепления. Например, сигнал - свет, подкрепление - пища, реакция - слюноотделение. Опыт, в котором используют сигнал и подкрепление, был назван сочетанием. Оказалось, что после ряда сочетаний образуется условный рефлекс, т. е. реакция на сигнал даже без сопровождения его подкрепления.

В результате проведенных исследований И.П. Павлов пришел к выводу: высшая (психическая) деятельность головного мозга заключается в образовании временных связей между нервными центрами, т. е. в образовании новых условных рефлексов.

Таким образом, в отличие от постоянных, врожденных рефлексов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (кровообращение, дыхание, пищеварение и др.), условные рефлексы бесконечно разнообразны, изменчивы и точно приспосабливают организм к постоянно меняющимся условиям жизни.

Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга - условного рефлекса - положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности.

Современными задачами физиологии высшей нервной деятельности является изучение процессов, протекающих в головном мозге, локализация психологических функций в центральной нервной системе, изучение физиологических основ мышления, памяти, сна, эмоций, мотиваций и второй сигнальной системы.

Общее понятие и особенности функций высшей нервной деятельности человека. История открытия механизмов условных рефлексов и изучение их физиологии И.П. Павловым. Исследование высших функций мозга в трудах философов античности Гиппократа и Декарта.

реферат [20,1 K], добавлен 17.04.2011

Сущность понятия "рефлекс". Особенности объективного метода условных рефлексов. Филогенетическое изучение условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов российского физиолога Слонима, английского этолога Темброка. Сущность понятия "доминанта".

реферат [20,1 K], добавлен 22.09.2009

Предмет и роль физиологии в системе медицинского образования, краткая история, современные тенденции и задачи физиологии. Организм и внешняя среда, исследование физиологии целостного организма. Метод графической регистрации и биоэлектрических явлений.

курсовая работа [63,3 K], добавлен 02.01.2013

Сущность и исторические предпосылки учения о высшей нервной деятельности, его значение для развития современной науки. Формы приспособительной деятельности животных и человека. Основные свойства безусловного рефлекса и критерии нервной деятельности.

презентация [4,8 M], добавлен 12.01.2014

Роль Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности, объяснении высших функций мозга животных и человека. Основные периоды научной деятельности ученого: исследования в областях кровообращения, пищеварения, физиологии высшей нервной деятельности.

реферат [25,7 K], добавлен 21.04.2010

Физиология высшей нервной деятельности. Иван Петрович Павлов - основоположник науки о высшей нервной деятельности. Образование условных рефлексов, взаимодействие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре больших полушарий головного мозга.

презентация [970,0 K], добавлен 03.04.2014

Биография Ивана Сеченова - создателя физиологической школы, учёного-энциклопедиста, биолога-эволюциониста. Вклад, внесенный в развитие физиологии человека и животных Сеченовым. Открытия и научные труды русского физиолога. Рефлексы головного мозга.

реферат [23,8 K], добавлен 23.04.2015

Методы исследования высшей нервной деятельности. Пример и биологический смысл условного рефлекса. Сходства безусловных и условных рефлексов. Динамический стереотип, закон силовых отношений. Механизмы образования условного рефлекса (По И.П. Павлову).

презентация [1,5 M], добавлен 23.04.2015

Понятие о высшей нервной деятельности. Биологическое значение и основные условия образования условных рефлексов. Сигнальные системы действительности, возрастные особенности их взаимодействия. Типы высшей нервной деятельности, их физиологические основы.

презентация [1,6 M], добавлен 03.03.2015

Корково-подкорковые отношения в процессах высшей нервной деятельности. Процесс образования условных связей, участие в этом процессе полушарий головного мозга. Психонервное поведение как одна из сложных форм высшей нервной деятельности животных.

контрольная работа [14,9 K], добавлен 22.09.2009

Активный и реактивный подходы к рассмотрению поведения.

При всем многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой из групп в качестве основного методологического принципа, определяющего подход к исследованию закономерностей организации поведения и деятельности, рассматривается реактивность, во второй — активность.

Известны попытки, заменив проблему "активность-реактивность" проблемой сопоставления внутренних и внешних детерминант поведения, доказать, что упомянутые принципы не обусловливают кардинальным образом различающихся способов описания поведения и деятельности. Однако эта замена неадекватна. Внутренняя детерминанта вполне так же, как внешняя может быть рассмотрена в качестве стимула, вызывающего реакцию. Например, при описании постулируемых механизмов поведения, возникающего при нарастании мотивации в отсутствие внешнего стимула, используется понятие "мотивационный рефлекс". Основное различие между двумя парадигмами: "реактивностной" и "активностной" состоит, как это будет подробно показано ниже, в том, куда на временной шкале "помещается" детерминанта текущего поведения — в прошлое или будущее. Под парадигмой, вслед за Т.Куном, мы будем здесь и далее понимать модель жизни научного сообщества, подразумевающую специфический набор теорий, методов и необходимого оборудования, принимаемых и применяемых в данном сообществе.

Реактивность

Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследовании базируется на идеях Рене Декарта, изложенных им в первой половине XVII века. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной принцип действия которой — рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом. Животные при этом оказывались живыми машинами, и крики боли животных рассматривались как "скрип несмазанных машин". Человека, тело которого — машина, наличие души освободило от автоматического реагирования. Душа его состоит из разумной субстанции, отличной от материи тела, и может влиять на последнее через эпифиз.

Идеи Декарта давно уже стали достоянием не только науки, но и основой "бытовой психологии" (знание, используемое людьми в быту; P.S.Churchland, S.Moscovici), которая свободно оперирует понятиями "стимул", "рефлекс", "реакция" и т.д. Эти идеи соответствуют логике, имеющей корни в первобытном мышлении, в соответствии с которой предшествующее обстоятельство смешивается с причиной (Леви-Брюль). Что же касается науки, совершенно очевидно, что рефлекс, серебрящийся "благородной сединой столетий" (П.К.Анохин 1945), оставался центральным инвариантным звеном психофизиологических теорий, несмотря на целый ряд изменений, которые претерпели эти теории. С рефлекторных позиций события, лежащие в основе поведения, в общем, представляются как линейная последовательность, начинающаяся с действия стимулов на рецепторные аппараты и заканчивающаяся ответным действием.

Активность

Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи. Категориальное ядро представлений данной группы значительно менее гомогенно, по сравнению с первой. Это ядро сформировалось в результате многочисленных попыток, исходя из разнообразных теоретических посылок, преодолеть механистические реактивностные схемы, заменив их представлениями об активном, целенаправленном поведении.

Так, J. von Uexkull полагал, что поведение должно быть рассмотрено не как линейная последовательность событий, начинающаяся с возбуждения рецепторов, а как функциональное кольцо. Дж. Гибсон считал, что среда и организм не являются отдельностями, но образуют функциональное единство, к анализу которого принцип стимул-реакция не может быть применен. Был разработан целый ряд других существенно различающихся концепций, которые, однако, объединяло признание активности в качестве базового методологического принципа (Н.А.Бернштейн, J.Dewey, K.Koffka, E.C.Tolman и мн.др.).

Специально следует подчеркнуть, что центральным пунктом теории деятельности, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский 1998; В.Ф. Петренко 1999). Интересно, что в англоязычной литературе теория деятельности переводится как Theory of activity, т.к. в английском языке слово activity (как и, например, слово toiminta в финском) служит одновременно для обозначения и активности, и деятельности.

Создание И.П.Павловым учения о высшей нервной деятельности (ВНД).

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды. Создание этого учения было подготовлено всем ходом развития познания деятельности мозга, и в первую очередь экспериментальной психологии и зоопсихологии, однако значительно большее влияние на него оказали успехи в физиологии центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова тесно связано своими идейными корнями с развитием философии и естествознания в России.

Передовые русские мыслители XIX в., поднимая в своих трудах вопрос о путях всестороннего изучения человека, прежде всего со всей решительностью подчеркивали, что человек представляет высшую ступень развития органического мира и не должен противопоставляться остальной природе, частью которой он является, подчиняясь всецело ее законам. Согласно взглядам русских революционных демократовXIX в. (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов), психическая деятельность есть продукт высокоорганизованной материи — мозга; в ее основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. Подчеркивая обусловленность психической деятельности условиями жизни, они, естественно, придавали большое значение в развитии мозга, в формировании его высших функций влияниям внешней среды, воспитанию.

Материалистические взгляды передовых русских мыслителей XIX в. оказали огромное влияние на развитие отечественной физиологии, пробудив живейший интерес к всестороннему изучению природы человека, к естественнонаучному анализу психической деятельности. Под влиянием этих взглядов находился, по его собственному признанию, также И.П. Павлов.

На формирование физиологических взглядов И.П. Павлова оказали большое влияние идеи, развиваемые основоположником отечественной медицины мировоззрение целого поколения ученых, указала новые пути в науке. Идеи о рефлекторном принципе деятельности мозга, высказанные в ней, стали фундаментом учения о высшей нервной деятельности животных и человека которое было создано И.П. Павловым, и его физиологической школой.

Развивая идеи Сеченова, Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга — условные рефлексы. Именно в этих рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших живых существ от элементарных поведенческих актов до грандиозной системы специально человеческих речевых сигналов. Павловское учение подняло рефлекторную теорию на качественно новую ступень, поставило эту теорию на незыблемую почву точных экспериментальных фактов.

Предыстория исследований вид

С незапамятных времен внимание человека привлекали акты его собственного поведения, тело и органы. Позитивная идея о том, что мозг есть орган сознания, возникла еще до новой эры и нашла отражение во взглядах многих греческих, римских и арабских ученых. Существовали материалистические и религиозные, идеалистические, взгляды, сознание — продукт мозга, оно от бога — проявление души, жизненной силы и т.п. С усилением влияния церкви в первые столетия нашей эры, а особенно в период Средневековья, религиозные взгляды получают большое распространение и в развитии исследований мозга наблюдается застой.

Медицина Древнего мира располагала элементарными сведениями по нейроморфологии. В XIV—XV вв. до н.э. в Древнем Египте при изготовлении мумий люди знакомились с внутренними органами человека. В Древнем Китае только по пульсу научились различать до 400 болезней. В IV—V вв. до н.э. там же было развито учение о функционально важных точках тела, которое в настоящее время стало основой для разработок рефлексотерапии и акупунктуры (иглоукалывания). Древняя Индия прославилась своими особыми растительными рецептами, воздействием на организм упражнениями йоги и дыхательной гимнастики. Но физиология высшей нервной деятельности как отрасль особых научных знаний складывалась медленно [1] .

В Древней Греции первые представления о функциях мозга и сердца высказывали в IV—V вв. до н.э. Гиппократ и Аристотель, а в Древнем Риме во II в. до н.э. — врач Гален.


Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 г. н.э.) — римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. До нашего времени дошло около 100 его трактатов по медицине и философии. Широко пользовался опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и др.). В клинических концепциях продолжал разрабатывать гуморальное учение Гиппократа и опровергал мнение Аристотеля о мозге как об особой железе, выделяющей слизь.

Гален описал некоторые мозговые центры, управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием. Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения о врожденных и приобретенных формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. Создал, по существу, первую в истории науки концепцию движения крови, просуществовавшую вплоть до открытий А. Везалия и У. Гарвея.

Средневековье, вплоть до эпохи Возрождения (XIV—XV вв.), отличалось господством религиозных взглядов и застоем в развитии научных знаний. Однако последние постепенно все же пробивали себе дорогу.

Абу Аш ибн Сына, европеизированное имя — Авиценна (980— 1037) — ученый, философ, врач, поэт, музыкант. Родился вблизи Бухары, жил в Ургенче, затем в Иране (умер в Хамадане, где и сейчас находится его могила). Написал многотомные труды, среди которых


Андреас Везалий (1514—1564) — бельгийский исследователь, основоположник научной анатомии. На основе паталого-анатомичес- ких работ подробно описал анатомию человека. В четвертой своей книге, содержащей 17 глав, он описал анатомию головного и спинного мозга с самостоятельно выполненными рисунками.


Взгляды Декарта господствовали в науке вплоть до середины XIX в., хотя прогрессивные ученые и пытались преодолеть их механистичность и непоследовательность.



Научные труды Дарвина сыграли большую роль в объяснении многих вопросов истории возникновения и развития жизни, видов животных, их анатомии, физиологии, органов и поведения под влиянием приспособительных механизмов и естественного отбора. Открытие им общебиологического закона непрерывности эволюционного процесса видообразования обусловило революцию в биологическом познании. Оно привело к изменению многих традиционных биологических научных дисциплин (сравнительная анатомия, морфология, систематика животных и др.) и способствовала появлению новых — физиологии животных и человека, микробиологии, генетики. Дарвин своим учением создал научные предпосылки для сравнительного изучения поведения животных и человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.