Из-за этих экзаменов нервным

Наши рекомендации помогут преодолеть волнение на экзамене

"Удача всегда улыбается тем, кто много потрудился", — гласит английская пословица. Хочется добавить: "и тем, кто умеет показать результаты своего труда". На экзамене ты делаешь именно это — демонстрируешь то, что усвоил. Так делай это спокойно и уверенно. Постарайся изменить свое представление об экзамене — это не пытка, не казнь, а просто проверка твоих знаний, тем более, ты же все (ну или почти все) знаешь.


В день экзамена

1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе "кусок не лезет в горло", нужно обязательно хоть немного поесть. Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы — дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота. Так недолго и в обморок упасть.

2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит "взбадривать" себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также горсть изюма и фруктовый молочный коктейль.

3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка. Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи.

4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!

Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.

Приемы борьбы со страхом

1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: "Ничего не знаю! Ничего не помню!". Постарайся направить свои мысли в другое русло: "Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо".

2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.

Через минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: "Я расслабляюсь и успокаиваюсь", синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова "я" и "и" следует произносить на вдохе, а слова "расслабляюсь" и "успокаиваюсь" — на выдохе.

Можно также проговорить про себя:

  • "Я спокоен и уверен в себе"
  • "Моя память работает хорошо. Я все помню"
  • "Я могу доказать, что много работал и все выучил"

Аутотренинг — эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.

3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: "У меня все получится, в нужный момент я все вспомню".

4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: "Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!". Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не "заразиться" их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.

5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.

В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.

6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.

Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.

При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.

Уровень стресса значительно повышается на устных экзаменах, когда решающее значение имеют и психологическая устойчивость, и владение речью, и умение правильно построить свой ответ и продемонстрировать свои знания. Несколько меньше стресс на письменных экзаменах, в том числе и на ЕГЭ.

Поведение на письменном экзамене

  1. Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе "Стоп!" Это слово нужно произнести вслух как команду.
    Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: "Я спокоен", "Я легко отвечу на все вопросы", "Я все знаю".
  2. После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания.
  3. Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
  5. Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл.
  6. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  7. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Поведение на устном экзамене

  1. Не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь свое внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать.
  2. Собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: "Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно", "Я правильно отвечу на все вопросы".
  3. Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять свое волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с преподавателем. Так ты сможешь контролировать ситуацию и показать, что не боишься. Не надо смотреть экзаменатору в лоб или насквозь. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Используй все свое обаяние, веди себя уверенно, но не развязно.
  4. Учти, что к четкому бодрому изложению даже нескольких тезисов преподаватель отнесется более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шепотом. Воспринимай свой ответ, как мысли вслух.
  5. Если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к небу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.

Смотри на все в перспективе. В данный момент экзамены кажутся тебе самым значительным событием, но с точки зрения всей твоей дальнейшей жизни — это всего лишь решение очередной жизненной задачи.

Сколько их еще будет — этих задач! Подобный стресс испытывают не только школьники и студенты перед экзаменами, но и водители, впервые сдающие на права, начинающие хирурги, актеры перед выходом на сцену, люди, пришедшие на собеседование к потенциальному работодателю.

Волнение, будь оно вызвано предстоящим экзаменом или другим важным событием, вполне естественное явление. Главное, чтобы оно не "перехлестывало через край" и не превращалось в панику, а позволяло мобилизовать свои силы и добиваться наилучшего результата.



На прошлой неделе прохожие на улице Перерве на юго-западе Москвы обнаружили труп подростка. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов установили, что 18-летний молодой человек покончил с собой. По информации СМИ, одиннадцатиклассник плохо учился в школе и не готовился к предстоящим единым государственным экзаменам.

Это уже не первый подобный трагический случай. Многие специалисты уверены, что чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться. Подростковый психолог Инна Драчёва называет его синдромом ожидания ЕГЭ. Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем в последнее время количество страдающих нервным расстройством увеличивается с пугающей скоростью.

А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса. И те на подсознательном уровне готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая – в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги. А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой синдрома ожидания ЕГЭ. Запомните правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну (самый здоровый – с 23 часов). Вторая восьмерка – это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репетиторами. И не смейте их перекидывать на третью восьмерку – эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

Что думают известные люди России и Карелии?


Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

Светлана Петрухина, психолог Центра кризисных состояний детей и подростков:

– Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания. В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи. Особенно в выпускных классах.


Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:

– Несдача школьником единого госэкзамена может спровоцировать суицид, поэтому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами подростков и ЕГЭ нет. Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой. Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол. А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене – это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат. Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен.


Марина Чибисова, доцент факультета социальной психологии МГППУ:

– Для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Нужно продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником. Я советую выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно.

Также нужно избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса новый момент может очень сильно повысить тревогу.


Ирина Умняшова, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России:

– Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников. Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам.

Родителям следует оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.

"Весна, пора любви" у выпускников школ и лицеев ассоциируется с менее приятными, но очень важными заботами. Уже десять лет подряд Последний звонок для учащихся 11-х классов означает одно: впереди сдача Единых государственных экзаменов (ЕГЭ), которые у большинства подростков связаны с нервным напряжением. Рассказываем, как помочь школьникам пережить стресс "выпускных".


Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Вот уже 10 лет как ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников 11-х классов школ и лицеев в России. И в 2019 году в основной период на свой первый экзамен по географии или литературе ученики отправятся 27 июня. ЕГЭ-2019 закончится 1 июля, участвовать в основном периоде сдачи госэкзамена будут 750 тысяч выпускников в 5,5 тысячи пунктах сдачи по всей России, 352 из которых организуют на дому.

Для большинства выпускников период сдачи ЕГЭ напрямую связан со стрессом. О важности госэкзаменов постоянно напоминают учителя, дома им вторят родители выпускников – атмосфера напряженная. К тому же, сами ученики осознают: если по результатам ЕГЭ баллов не хватит для поступления в вуз, вторую попытку придется ждать целый год. А мальчиков, которые достигли совершеннолетия и никуда не поступили, ожидает армия.

Кроме того, накануне экзаменов нагрузки на выпускников увеличиваются в разы: подростки стараются что-то доучить, повторить, наверстать упущенное, что в большинстве случаев не способствует покою, а, наоборот, нервирует еще больше.

"Есть еще один фактор: ускоряющиеся темпы жизни повышают эмоциональную восприимчивость подростков, – рассказал Москве 24 психолог Павел Жавнеров. – Жизнь идет очень стремительно, поэтому у них больше эмоциональных потрясений на единицу времени, чем было раньше у подростков". Такая ситуация увеличивает нагрузку на нервную систему еще детей, которым предстоит по всеобщим заверениям "сделать очень важный шаг".

А в некоторых случаях напряжение может переходить в панику. "Причиной является страх", – пояснил Жавнеров и добавил, что боятся дети по сути не самого госэкзамена, а его последствий.

"Чаще всего школьные неврозы связаны именно с сильным напряжением и страхом гнева родителей", – добавила в беседе с Москвой 24 детский психолог Светлана Клюева. Как следствие – неспокойное состояние ребенка может влиять и на его производительность, и на память, и даже на здоровье.


Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Нервы перед экзаменами – ситуация распространенная. Поэтому некоторые родители перед тем, как отправить ребенка на "большое дело", дают ему успокоительные, чего медики делать настоятельно не рекомендуют.

"Принимать лекарства, даже такие вроде бы безобидные, как валерьянка, без советов врача не стоит не только перед экзаменом, но и в других ситуациях. Вы не знаете, как этот препарат подействует на ваш организм", – заявил заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации Клинической психиатрической больницы имени Алексеева столичного департамента здравоохранения Никита Чернов.


В худшем случае – ребенок может в прямом смысле заболеть физически. "Аллергическая реакция на такие препараты у детей встречается очень часто", – рассказала Москве 24 врач-терапевт Ирина Ярцева и добавила, что "в основном все эти травяные настойки – спиртосодержащие, их нельзя давать детям – тем более перед экзаменами".

Кроме того, врач отметила, что чаще всего пользы от успокоительных лекарств в таких случаях мало.

Говоря о более серьезных препаратах, эксперт отметила, что давать их здоровым детям не рекомендуется в принципе. Тем более что получить их без рецепта не получится. "И как раз от них ребенок действительно становится сонливым и заторможенным и не может нормально работать", – добавила собеседница Москвы 24.

Если родители все же уверены, что их ребенку нужна медикаментозная помощь, эксперты советуют перед приемом даже самых безобидных настоек посоветоваться со специалистами.


Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Стоит отметить, что к ЕГЭ выпускники и их родители готовятся не один день. Делают выбор в пользу определенного набора дисциплин, нанимают репетиторов, записываются на курсы дополнительного образования. Но психологи советуют не забывать и о моральной подготовке. В ней также должны принимать активное участие как школьники, так и взрослые.

"В первую очередь родители должны начать с себя, – уверен психолог Жавнеров. – Только своим примером они смогут показать правильное отношение к миру, правильное мировоззрение". Если ребенок видит, что его отец и мать серьезно, но спокойно смотрят на перспективу сдачи экзамена, – он сам никогда не будет делать из мухи слона.

Родителям также стоит донести до школьника, что бояться госэкзаменов не следует. "Они должны объяснить: даже если ребенок не сдаст на те баллы, на которые рассчитывает, это не значит, что жизнь закончится", – отметила Клюева.


Поэтому взрослые должны также убедить ребенка, что в случае неудовлетворительных результатов они в нем не разочаруются и не перестанут его любить.

Эксперты также отмечают, что на эмоциональное состояние подростка не в последнюю очередь влияет его физическое здоровье. "Ребенок должен четко соблюдать режим сна, а также сбалансированно питаться – всегда, особенно – перед экзаменами", – советует Клюева.


Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Большинство учеников в последние дни, минуты и секунды пытаются сидеть над учебниками и конспектами. "Начать отдыхать от зубрежки нужно как минимум за сутки", – советует Клюева. Она отметила, что информация, полученная в панике, просто не усваивается. "Здесь также важна работа родителей: поговорите с ребенком не о том, что еще он успеет выучить за оставшиеся часы, а о том, как он может использовать те знания, которые у него уже есть", – добавила собеседница портала.

Для большего успокоения психолог также посоветовал работать стратегически. Родителям и выпускникам необходимо всем вместе расписать всевозможные варианты исхода – от худшего, когда экзамены могут быть провалены, до лучшего – когда ребенок сдает их на максимальные баллы. Для каждой ситуации нужно совместно проработать и пути решения проблем, если таковые будут.

Несмотря на всю подготовку, и моральную, и образовательную, задания на экзамене могут застать ребенка врасплох. Но попытка у него одна, и на нее дается всего несколько часов – паниковать некогда. Прийти в себя уже во время экзамена могут помочь несколько методов.

  • Заняться дыхательной гимнастикой
  • Сменить положение тела за столом или пройтись – в туалет или выпить воды
  • Ответить на те вопросы, которые точно не представляют сложности, – потом это придаст уверенности для решения остальных задач

В случае большого нервного напряжения во время ЕГЭ, несколько этих методик могут помочь справиться с паникой. Однако эксперты советуют все-таки сделать упор на долговременную подготовку. "Правильное дыхание, конечно, может помочь. Однако во время стресса мало кто думает о том, что с напряжением надо бороться", – заявила Клюева и добавила, что такие методики также требуют тренировок и постоянной практики – чтобы обращение к ним довести до автоматизма.

Поэтому самое главное – помочь ребенку заранее побороть страх перед "ужасным" ЕГЭ. Эксперты отмечают, что школьник должен всегда понимать – вне зависимости от результатов родители все равно всегда будут его любить и жизнь не определяется только баллами по ЕГЭ.

Выпускники, учитель и психолог — о страхах, срывах, приступах из-за ЕГЭ и способах их преодолеть

Когда в 16-18 лет ты сдаешь выпускной экзамен, то кажется, что он определяет всю твою будущую жизнь. Груз ответственности может привести к нервным срывам и депрессии, при этом итоговый результат экзамена способна испортить случайность. IMC поговорил с выпускниками разных лет, о том, какие эмоции они переживали перед ЕГЭ, чего больше всего боялись и как советуют справляться со стрессом нынешним старшеклассникам, которые еще продолжают сдавать экзамен до конца июня или уже смотрят с опаской в будущее, которое случится одно лето спустя. Также мы попросили педагога и психолога рассказать, почему ЕГЭ вызывает страх, как с ним справиться и что делать родителям, чтобы помочь ребенку.


5 историй выпускников: от идеального экзамена до тяжелой депрессии

Я думаю, что ЕГЭ пугает своей формой проведения. Самая крутая форма экзаменов — творческие испытания в университетах. В школе должно быть что-то простое как зачет — все должны его получить и спокойно гулять. А получается, что экзамены в школе — это запредельный уровень строгости и серьезности. К ним начинают готовить с 7 или 8 класса. Это нагнетание — к тому же в возрасте, когда люди еще толком не знают, чем хотят в жизни заниматься — ни к чему хорошему не приводит.

Тем, кому еще предстоит сдать ЕГЭ, я бы пожелал сделать кучу подсказок, но не нести их на экзамен, чтобы не создавать себе новых стрессовых ситуаций.

Чем ближе становился ЕГЭ, тем чаще у меня начинались истерики. Я могла зареветь во время выполнения домашки, во время обеда, во время чистки зубов. Нервы вообще не выдерживали. Думаю, это связано с большим объемом заданий и с паникой перед поступлением — я долго ругалась с мамой по поводу направления.

Перед ЕГЭ по английскому я дала себе установку, что если получу меньше 80 баллов, то забуду про лингвистику и даже документы туда подавать не буду. В итоге английский сдала неплохо, а вот результаты по истории заставили меня рыдать целый день, потому что они были отвратительными — попался ужасный вариант.

Думаю, что проблема ЕГЭ заключается как раз в форме проведения экзамена и отношении преподавателей к нему, превращая проверку знаний в кошмар и лотерею. Если бы нас не пугали этим всю жизнь, то мы бы спокойнее все восприняли. Плюс у меня каждый раз тряслись руки при заполнении бланков, потому что я боялась поставить какую-нибудь точку за пределами рамки бланка.

По-моему, этот экзамен заставляет учеников мыслить шаблонно, в университете нас до сих пор переучивают и говорят, что можно креативить.

Я бы пожелала выпускникам спокойнее относиться к экзаменам, не слушать людей, которые говорят им не сдавать какие-то предметы и давать себе отдыхать.

В школе нам постоянно говорили про все это. Я уже не помню, что именно, но сама атмосфера была душная и тягостная. Даже во взрослом возрасте мне несколько раз снилось, как я сдаю ЕГЭ.


К ЕГЭ я начал готовиться аж за четыре года до экзамена! Особенно основательно года за два. Буквально никуда не ходил, не гулял, расстался с девушкой. Занимался с репетиторами чуть ли не каждый день. Родители на это кучу денег потратили: тысяч восемьдесят за год. Я даже на последний звонок не пошел, потому что заучивал какие-то строчки из стихотворений. Благодаря таким жертвам я чувствовал себя очень уверенно: не волновался, не переживал, перед экзаменом даже фильм посмотрел.

Первым был ЕГЭ по литературе. Он прошел гладко: я решил все за час до конца, перепроверил и ушел. Когда через две недели пришли результаты, я чуть не умер. 63 балла из 100. Я узнал об этом на свадьбе родственников, и всем пришлось вместо того, чтобы поздравлять новобрачных, успокаивать меня. Я чувствовал себя тупее всех на свете. Мама, кажется, думала про меня то же самое. Но при этом настаивала на апелляции.

Сейчас я понимаю, что никогда не пропущу вечеринку из-за подготовки к экзамену и что всегда буду спорить с кем бы то ни было из-за сомнительных для меня результатов. По крайней мере, пока сам не буду в них на сто процентов уверен.


Стресс у меня был и при подготовке, и при сдаче ЕГЭ, но это нормальное состояние. Любая сдача экзаменов — всегда нервы. Однако было две ситуации, которые сильно подкосили мое психическое состояние. За день до сдачи обществознания меня бросил молодой человек. Полвечера я провела в слезах и плохо спала, в итоге своей глупостью угробила экзамен. На ЕГЭ долго не могла сосредоточиться, потеряла час времени, плохо написала эссе и получила низкие баллы.

Вторая ситуация произошла в день, когда я получила результаты по английскому. Нужно сказать, что все учителя относились к нам с пониманием и старались помочь. Единственный преподаватель, от которого не было никакой поддержки — мой учитель по английскому. Мы не прорешали ни одного теста, ни одного пробного по английскому, преподаватель даже забыл день сдачи экзамена. Все ученики, естественно, готовились с репетиторами.

Я не рассчитала на сверхвысокие баллы, но и настолько отвратительные не ожидала получить. Тогда я поняла, что бюджетное место в университете не получу. Я не знала, что делать, весь день провела в панических атаках, хотела что-то сделать с собой. Никогда-никогда даже не думайте о таком! Экзамены — это всего лишь этап, от которого не зависит дальнейшая ваша жизнь. Ваша жизнь зависит именно от вас, все есть и будет возможность получить высшее образование, всегда можно пересдать экзамены!

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно


О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить. А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями. Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени. Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!


О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала. Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает. Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал.

Как вести себя на экзамене

Внимательно читать формулировки;

грамотно распределять время;

не оставлять неотвеченных заданий;

аккуратно заполнять бланки.

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.

Советы психолога выпускникам и родителям


О причинах стресса

Тему ЕГЭ поднимают и дети, и родители. Старшеклассники, ходящие к нам на программы развития личности, в течение учебного года обсуждают эту тему не один и не два раза. Дети остро переживают бессмысленность части заданий и проверку дисциплин тестовым способом. Они испытывают серьезное давление со стороны школы, а многие и со стороны родителей. Все это накладывается на и так непростой возрастной период — кризис подросткового возраста.

Родители, обращающиеся за помощью к психологу по поводу ЕГЭ, задаются вопросом, как помочь ребенку справиться с эмоциональной и умственной нагрузкой и как замотивировать заниматься лучше. Часто родители поддаются тревожным настроениям учителей в школе и начинают преувеличивать значимость экзамена.

Напомню, что смысл подросткового возраста заключается в отделении от родителей, в этот период контакт между детьми и родителями без того напряженный. Высокие ожидания и давление порой приводят к увеличению дистанции и взаимным обидам. Поэтому к нам часто обращаются, когда доверие уже утеряно и нужно каким-то образом восстанавливать отношения, тем самым, кстати, значительно повышая шансы на успешную сдачу экзаменов. Подросток, у которого за спиной крепкий родительский тыл, теплые отношения, не тратит энергию на решение конфликтов и может больше сил уделить подготовке.

Стресс от экзаменов у каждого свой и у каждого основные факторы разные. Для кого-то самое серьезное испытание — оправдать родительские надежды. И тогда не важно — ЕГЭ это или письменный\устный экзамен в университете. Кого- то страх провала сковывает настолько, что сложно сосредоточиться и просто прочитать задание. Кому-то невыносимы досмотры, видеокамеры. Экзамены в любой форме становятся стрессом задолго до самого события. И к моменту сдачи дети обычно имеют уже огромный груз настолько разного стресса, что порой сложно разобраться, что же самое главное.

Разумеется, атмосфера ЕГЭ не может не добавлять трудности. Это сложно: знать, что на тебя всегда смотрят, испытывать ограничения, бояться пошевелиться. Но ребята справлялись бы с этим легко, если бы не было всего остального. И наоборот.

Советы родителям

Поддерживать и еще раз поддерживать. Быть опорой и той средой, где встретят с пониманием и теплом. Сохранять и развивать отношения. Это более выигрышная стратегия, чем бросить все силы на получение заветных ста баллов и потом потерять любимого ребенка на долгие годы.

Помогать сориентироваться в планах на будущее, спланировать график занятий, найти нужных учителей, учебники, курсы. Все остальное ребенок сделает сам. Это его жизнь, его ответственность и его первое взрослое испытание. Как надо, что будет если и какие ошибки совершают подростки — об этом им каждый день говорят в школе. Нет смысла добавлять еще и дома. Ребенок просто закроется и не будет слушать.

Советы старшеклассникам

Конечно, готовиться. Составить план занятий и сделать качественную работу. Не важно, что предмет может быть неинтересным. Ведь выбора сдавать или не сдавать — нет. Поэтому из этой ситуации важно взять пользу для себя: научиться запоминать и систематизировать информацию, планировать свой день, находить и исправлять ошибки, искать недостающих объяснений. Отвечать за свою жизнь. И в будущем это пригодится.

Обращаться к взрослым за помощью и поддержкой. Если становится очень трудно, просить родителей найти вам психолога. Обратиться хотя бы к школьному, если такой специалист есть в вашей школе. Не забывать, что вы больше, чем механизм подготовки к ЕГЭ. И даже если случится самое страшное — это никак не показывает, кто вы на самом деле. Результат ЕГЭ никак не определяет личность человека и даже его будущее.

Фото: школьные фотографии - Марина Молдавская / IMC; фотографии героев в школьном возрасте, преподавателя и психолога предоставлены из личных архивов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.