Изменяются ли свойства нервной системы в процессе занятий спортом









ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА

Систематические упражнения фактически способствуют развитию конкретных видов психической деятельности, которые важны для решения проблем, возникающих как в учебной жизни, так и в повседневном общении с ровесниками. Физкультура необходима каждому ребёнку – особенно в возрасте пяти-шести лет. В этот период ребёнок активно готовится к поступлению в школу, и родители должны учесть, что малыш должен быть готов к школе не только интеллектуально, но и физически[1].

При занятиях гимнастикой, аэробикой, подвижными играми человек получает положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, которые повышают активность головного мозга. Из этого следует, что физические упражнения оказывают большое внимание на психику человека. Но, в то же время, отрицательные эмоции ослабевают организм. Такими эмоциями являются страх, отчаяние, зависть и т. д.

Последствия стреса или невроза помогают ликвидировать физические упражнения. Эта ликвидация происходит за счёт переключения эмоционального возбуждения на двигательные действия: прогулка, пробежка, поездка на велосипеде. Эти действия снижают уровень эмоционального напряжения и снижают влияние стресса на организм.

Часто во время контрольных заданий и прикидок используется соревновательный метод. Для спортсменов, у которых слабая нервная система, такой метод может явиться фактором, создающим нервное напряжение. Но для спортсменов с сильной нервной системой данный метод является дополнительной стимуляцией организма.

В процессе общефизической подготовки необходимо использование специальных физических средств, служащих для развития ЦНС и повышения общей выносливости. Особенно важно это для студентов-футболистов, баскетболистов, занимающихся в спортивных секциях и не имеющих спортивного разряда.

Тренировочные упражнения необходимо рассматривать с учётом индивидуальных особенностей нервной системы и психоэмоционального фона, который сопровождает соревновательную деятельность. В тоже время для лиц с определённой тенденцией в процессах нервной системы должны подбираться определённые виды спорта, способствующие укреплению и развитию ЦНС.

В заключение можно сказать, что спортивные упражнения оказывают положительное влияние на организм за счёт напряжения различных групп мышц, развития моторики, координации движений и т. д.. Огромное значение имеет то, что во время физических тренировок происходит эмоциональный подъём, что, в свою очередь, ведёт к укреплению и развитию нервной системы и организма в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Польза физической культуры для общего развития ребёнка / Амиралиева Е.А., Бахмат В.И., Шлемова М.В., Чернышева И.В. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2). - C. 72.

1. Влияние физических упражнений на нервную систему___________________3стр.

Введение

На слаженную работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем огромное влияние оказывает нервная система, деятельность которой также во многом зависит от физической активности человека. Установлено, что направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

Так, спортсмены, использующие в своих занятиях упражнения, которые совершенствуют скорость, силу или выносливость, развивают не только эти качества, но и различные свойства нервной системы: у одних увеличивается сила нервных процессов, у других их подвижность, а у третьих изменяются тормозно-возбудительные соотношения в коре головного мозга. Следовательно, используя различные упражнения, можно направленно влиять и на состояние нервной системы, расширять ее функциональные возможности.

Человека, занимающегося физическими упражнениями и спортом, отличает большая выносливость, работу он выполняет более координированно, быстрее приспосабливается к меняющейся обстановке.

Влияние физических упражнений на нервную систему

Систематические занятия физкультурой улучшают общее состояние нервной системы на всех ее уровнях (кора головного мозга, подкорка, нервно-мышечный аппарат), приводят к глубокой перестройке ее функций.

Спортивная тренировка положительно влияет на нервные процессы — их силу, подвижность, уравновешенность. Тренированный спортсмен способен путем волевых усилий мобилизовать резервные силы организма, чтобы достичь победы. Изумительны способности тренированных спортсменов быстро переключаться на разного рода мышечную деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека: он становится более дисциплинированным в своих движениях (движения точны, четки, уверенны).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга, осуществляемые посредством вегетативной иннервации. Трофическая функция нервной системы отражается на функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и мозжечок.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность. В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы.

Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам. Подобная настройка организма обнаруживается в отношении самых разных функций организма – дыхание, кровообращение, обмен веществ. Изменение функционального состояния мозга, двигательного аппарата и вообще всех органов при физических упражнениях связано с повышением лабильности тканей.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальное дефектологическое образование

Влияние физической нагрузки на нервную систему.

Бортникова Анастасия Павловна

Нервная система управляет многообраз­ной и сложной деятельностью всех органов и систем человеческого организма, регулирует все процессы, происходящие в нем. Оно осуществляет связь организма с меняющими­ся условиями внешней среды.

Без участия нервной системы и в первую очередь центральной нервной системы нельзя выполнить ни од­ного физического упражнения. Благодаря нервной систе­ме все органы работают согласованно и человеческий организм представляет собой единое целое.

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Любые физические упражнения могут воздействовать на внешний вид и общее состояние организма. Недавно ученым удалось доказать, что физические упражнения влияют и на умственные способности человека.


Влияние на "шумы"

Так называемые "фоновые шумы", происходящие в мозге, обычно развиваются с возрастом человека. Шумы отвечают за состояние центральной нервной системы и умение человека запоминать информацию.

При появлении "фоновых шумов" в мозге развивается деменция, депрессивное состояние и даже панические атаки от нарушений психоэмоционального состояния.

Ученым удалось доказать, что занятия спортом предотвращают риск появления шумов в головном мозге. При умеренной физической нагрузке на организм подавляется количество сигналов, передаваемых в мозг, что уменьшает вероятность возникновения шумов.

Один из авторов исследования влияния спорта на "фоновые шумы" и нейрофизиолог Нина Краус в интервью сказала, что "мозг атлетов справляется с помехами, подавляя их".

Исследователи сообщают, что для подавления шумов необходимо небольшое количество физических упражнений. Лучше всего подойдет спортивная ходьба. Такой вид активности подходит для любого возраста.

Питание мозга

Во время физической активности мозг:

  • быстро насыщается кислородом;
  • повышает количество питательных веществ;
  • стимулирует работу нервных клеток.

С одной стороны, физические упражнения действительно способны улучшить обмен веществ в мозге. С другой стороны, повышенная физическая активность может разрушать нервные клетки. Это происходит при слишком высоких и частных нагрузках. В таком случае питательный процесс клеток тоже нарушается.

Влияние на интеллектуальную работу

Ученые уже давно доказали, что спорт перед интеллектуальным трудом сказывается на производительности мозга. Во-первых, при физической активности повышается настроение. Во-вторых, во время занятия спортом стремительно растет уровень нейронов.

Таким образом, совмещать физический и интеллектуальный труд, оказывается, действительно полезно. Даже при усердных тренировках качество мозговой активности не снижается. Организм может лишь устать от переутомления, но при комбинировании спорта с работой можно добиться гораздо более значимых результатов в интеллектуальной сфере.

Теоретически профессиональные спортсмены имеют огромный потенциал для интеллектуальной работы. Одн ако если привязать к этому проблему допинга, то потенциал становится гораздо ниже, поскольку запрещенные вещества ухудшают мозговую активность.

Виды спорта

Для улучшения мозговой активности подойдут все виды спорта, но есть несколько особых, которые в комплексе приносят больше пользы:

Вид спорта

Уклон

Насыщает клетки кислородом и повышает нейроны

Устраняет негативные шумы

Активное снабжение кислородом и улучшение памяти

Помимо выделенных видов спорта, рекомендуются занятия йогой, танцами и спортом на улице. Еще лучше занятия спортом в комплексе, поскольку разнообразная активность положительно влияет на настроение человека.

Вред для мозга

Спорт может также отрицательно влиять на мозговую активность. Есть несколько моментов, которые не позволяют мозгу развиваться.

Рост мозговой активности не происходит во время занятий экстремальными видами спорта, при истощенности и в случае физических травм.

Физические упражнения должны приносить человеку удовольствие, и это самое сложное, поскольку при небольших нагрузках организм не растет физически, поэтому получить хорошую фигуру от такого спорта не получится.

С другой стороны, при маленьких нагрузках увеличивается мозговая активность. В этом и заключается главная проблема влияния спорта на мозг. Для насыщения кислородом и повышения нейронов нужны небольшие нагрузки, характерные для аэробных упражнений.

Влияние на пластичность мозга

Недавно ученым удалось доказать, что при аэробных упражнениях, где кислород считается основным источником питания организма, увеличивается нейропластичность мозга.

Испытуемым измеряли активность мозга, и в ходе исследования выяснилось, что гормон стресса во время 25-минутной физкультуры быстро снижается. Это позволяет улучшить работу гормонов и положительно влияет на психоэмоциональное состояние.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Под воздействием правильно построенных спортивных тренировок происхо­дит совершенствование адаптационно-трофических влияний нервной системы, что способствует обеспечению более высокого уровня функционирования органов и систем, а это, в свою очередь, способствует повышению функциональных возможностей всего организма. Так, при рациональных занятиях спортом наблюдается постепенное укорочение латентного периода двигательной реакции, улучшается дифференцировка движений, увеличивается лабильность нервно-мышечного аппарата. В то же время чрезмерные нагрузки, наоборот, значительно ухудшают эти показатели, снижают возбудимость ЦНС. Следует заметить, что более высокая функциональная подвижность нервной системы отмечается у спринтеров, спортигровиков, фехтовальщиков, т.е. у представителей тех видов спорта, где требуется как быстрый темп движения, так и точная дифференцировка раздражителей. Более низкая функциональная подвижность нервной системы отмечается, к примеру, у тяжелоатлетов. Эти особенности функционирования ЦНС связаны как со спецификой тренировки в данном виде спорта, так и с особенностями спортивного отбора, проводимого уже на ранних этапах подготовки спортсменов.

У хорошо подготовленных спортсменов при проведении функциональных проб можно отметить меньшую лабильность показателей сердечно-сосудистой системы, дыхания и др. Мышечные нагрузки приводят к преобладанию у спортсменов парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в результате чего у них отмечается брадикардия, урежение дыхания, пониженное АД. Деятельность внутренних органов и систем становится более экономной.

Существенно совершенствуется у спортсменов и деятельность анализаторов. Так, можно отметить улучшение у них функции органа зрения: расширение поля зрения (особенно у спортигровиков), некоторое улучшение остроты зрения (преимущественно у занимающихся циклическими и игровыми видами спорта) и координации движения глаз.

Что касается функции вестибулярного анализатора, то нужно отметить, что при занятиях спортом его деятельность значительно совершенствуется (вестибулярный аппарат хорошо поддается тренировке), снижается возбудимость к раздражителям (спортсмен легче переносит качку, вращения, ускорения и другие воздействия), улучшается точность воспроизведения движений и их координация. Для тренировки вестибулярного анализатора могут быть использованы вращения в кресле Барани (пассивная тренировка) и разнообразные гимнастические упражнения (активная тренировка), которые дают больший эффект, чем пассивные вращения. При занятиях детей спортом вестибулярный аппарат достигает уровня развития взрослых к 10-11 годам у девочек и к 13-14 годам у мальчиков.

Немалая роль при занятиях спортом принадлежит слуховому анализатору. Звуковые воздействия на него при этом могут быть самого различного характера. Если тренировка проводится при музыкальном сопровождении, то может отмечаться его благоприятное воздействие на сердечный ритм, частоту дыхания, настроение спортсмена и т.д. Сильные же звуковые воздействия, наблюдаемые, например, при тренировке мотогонщиков, могут оказывать отрицательное влияние на организм (снижать работоспособность, вести к головным болям и т.д.). У мотогонщиков, а также у занимающихся водно-моторным спортом и у стрелков отмечено снижение остроты слуха (восприятия высоких частот - до 10 000 Гц и низких - до 125-250 Гц), появление шума в ушах и другие симптомы. Все это последствия сильных и сверхсильных воздействий на слуховой анализатор. Так, типичным заболеванием у стрелков является неврит слухового нерва, возникающий в связи со слуховыми травмами. Причем стрелки из пистолета чаще теряют слух на правое ухо, а занимающиеся стендовой стрельбой и стрелки из винтовки - на левое.

Следует отметить и некоторые особенности в функционировании нервной системы у спортсменов различного возраста, пола, спортивной квалификации и стажа занятий. Так, у юных спортсменов отмечается более высокий тонус и большая возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы, о чем свидетельствуют большие величины частоты пульса как в покое, так и при выполнении, например, ортостати-ческой пробы. Это связано с тем, что у юных спортсменов не завершена еще координация двигательных и вегетативных функций. Выраженность послерабочих сдвигов у них более заметна, чем у взрослых, в связи с чем юным спортсменам требуется большее время для восстановления функционального состояния организма после физических нагрузок.

У женщин-спортсменок по сравнению с мужчинами отмечается относительное преобладание симпатического тонуса, что проявляется в несколько большей частоте пульса у них в состоянии покоя. Значительно чаще у спортсменок отсутствуют брюшные рефлексы, что связано с особенностями состояния передней брюшной стенки. Разница в величинах мышечного тонуса между мужчинами и женщинами невелика (колеблется от 1 до 5 миотонов, Э.М. Синельникова, 1984), однако другие тонометрические показатели (напряжение и амплитуда) выше у мужчин, чем у женщин.

По мере увеличения спортивного стажа и роста спортивного мастерства отмечается повышение процента спортсменов, имеющих низкие рефлексы, что связано с возникновением новых функциональных соотношений между высшими двигательными и сигнальными центрами (Э.М. Синельникова, 1984).

С ростом тренированности наблюдается также совершенствование двигательных и вегетативных функций, установление оптимального соотношения между ними. Причем изменения в деятельности вегетативной нервной системы проявляются в нарастании преобладания тонуса ее парасимпатического отдела (проявляется в урежении ЧСС в покое после выполнения стандартной нагрузки, в относительном повышении кожной температуры и т.д.), в более быстром восстановлении вегетативных функций после работы и в уменьшении степени гетерохронизма в восстановлении как двигательных, так и вегетативных функций.

Следует отметить, что среди спортсменов, тренирующихся на выносливость, не выявляется существенных различий в состоянии вегетативной нервной системы в зависимости от вида спорта.

Практические занятия

Клинические методы исследования центральной нервной системы демонстрирует преподаватель.

Провести функциональные пробы до нагрузки и после нее (домашнее задание) и дать им оценку:

- пробы на вестибулярный аппарат;

- оценить остроту зрения и слуха;

- определить сухожильные рефлексы;

- пробы на вегетативную нервную систему: дермографизм, ортоклиностатическую.

Определить простую и сложную сенсомоторную реакцию. Все показатели занести в протокол, сравнить до и после нагрузки и дать оценку функциональному состоянию нервной системы.

Функциональные пробы Данные до тренировки Данные после тренировки Динамика показателей Краткая характеристика тренировки
Исследование коленного рефлекса
Поза Ромберга 2
Проба Яроцкого
Дермографизм
Частота мышечных сокращений в 1 мин
Ортостатическая проба

Литература

1. Готовцев П.И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы//Проблемы спортивной медицины. Методы врачебно-физиологических исследований спортсменов: Сб. науч. Тр. - М., 1972. - С. 224-232.

2. Макарова Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2002. - 478 с.

3. Синельникова Э.М. Основы неврологического контроля в спорте. - М.: ФИС, 1984. - 96 с.


Роль нервной системы в организме одни сравнивают с компьютером, другие – с дирижером в симфоническом оркестре. Она возглавляет сложную работу организма, всех его органов и систем, регулируя происходящие в нем процессы, осуществляя связь организма с окружающей средой. Выполнение любых физических упражнений происходит при участии нервной системы. Именно благодаря этой важнейшей системе, все движения человеческого тела, даже самые сложные, согласованы между собой.

Спортивные тренировки и образование условнорефлекторных связей

В своих работах великий физиолог Иван Петрович Павлов изучал роль рефлексов, то есть ответной реакции организма на внешние раздражители. Им было установлено, что именно рефлексы помогают организму приспособиться к изменениям окружающей среды. Одними из сильнейших раздражителей для организма являются физические упражнения и занятия спортом. Во время выполнения физических упражнений в организме образуется огромное количество условнорефлекторных связей между мускулатурой, участвующей в выполнении движений, внутренними органами, обеспечивающими мышцы
достаточным количеством кислорода и питательных веществ, и корой головного мозга. В этом процессе участвуют все виды или отделы нервной системы: центральная, периферическая и вегетативная.

В результате занятий спортом улучшается работа и питание центральной нервной системы. Это связано с активизацией кровообращения, увеличением насыщения крови кислородом. В головной мозг поступают нервные импульсы от мышц и внутренних органов, формируются их новые сочетания, что вызывает появление новых рефлексов. Такие новые условные рефлексы способствуют улучшению функционирования всего организма.

Во время спортивных тренировок спортсмен постепенно совершенствует каждое новое движение, доводя его до лучших показателей. Во время каждой тренировки в центральной нервной системе формируются новые связи между нервными клетками – нейронами, управляющими работой мускулатуры, принимающей участие в отрабатываемых движениях. Сначала эти движения неловки, неуклюжи, так как новые условнорефлекторные связи еще не успели образоваться, но с каждой новой тренировкой они все более улучшаются, становятся более рациональными. Когда связи полностью сформировались, условные рефлексы закрепились, новое движение выполняется легко, непринужденно, почти автоматически, не требуя особого внимания спортсмена.

Влияние спортивных тренировок на работу организма


Условнорефлекторные связи, образующиеся во время спортивных тренировок, влияют не только на работу мышц. В выполнении любого движения помимо мышц принимают участие многие другие органы, в том числе сердце, сосуды, легкие. Новые связи согласуют работу внутренних органов и мышц, в результате чего, они работают более активно, слаженно, взаимно влияя друг на друга.

Регулярные физические нагрузки, спортивные тренировки оказывают положительное действие на все отделы нервной системы. В результате тренировок восстанавливается уравновешивание процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, увеличивается ее приспособляемость к новым нагрузкам и изменениям окружающей среды.
Улучшение функционирования всего организма происходит только в том случае, если в тренировочном процессе задействованы разные группы мышц. А в том случае, когда человек чередует разные виды деятельности, выполняет умственную и физическую работу, регулярно занимается спортивными тренировками – он развивается разносторонне и гармонично.

Диагностические исследования нервной системы

Определить изменения в функционировании нервной системы можно с помощью методов исследования, которые могут проводиться с использованием специальной диагностической аппаратуры и без нее. Простейшими методами являются проба Ромберга, пальце-носовая проба, тест Яроцкого. К инструментальным методам исследования центральной нервной системы относятся электроэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, хронаксиметрия. При проведении регулярных спортивных тренировок, результаты исследований показывают нормальное функционирование всех отделов центральной и периферической нервной системы, что подтверждает положительное влияние спорта на ее работу.

Автор — врач-кардиолог Пономаренко Наталия

Типологическими свойствами называют свойства НС и темперамента (иногда в литературе используются такие термины как нейродинамические и психодинамические свойства). Эти свойства являются врожденными, их проявление в большей степени зависит от генетических факторов. Приобретенные в процессе социализации умения и навыки могут частично компенсировать негативные для деятельности человека проявления данных свойств. На основании проявлений свойств НС и темперамента возможно отнесение человека к какому-то типу — сильный или слабый, подвижный или инертный, холерик или флегматик и т.п. Поэтому эти свойства называются типологическими.

Проявление свойств нервной системы в спортивно-физкультурной деятельности

Свойства НС не влияют на содержание психической деятельности, а обусловливают ее динамику (именно поэтому их относят к формально- динамическим характеристикам психики). Эти свойства определяют, каким образом — быстро или медленно, трудно или легко — будут формироваться и актуализироваться психические процессы, состояния, формы поведения. От выраженности свойств НС зависят: тип темперамента, показатели психомоторных функций, особенности познавательных процессов, формирование двигательных навыков, поведение в экстремальных и стрессовых ситуациях.

Свойства нервной системы — это устойчивые проявления НС, которые являются физиологической основой функционирования психики. Свойства нервной системы занимающихся физической культурой и спортом обусловливают легкость или трудность выдерживания физических и психических нагрузок, а также быстроту формирования и стабильность двигательных навыков.

Сила НС характеризует способность выдерживать интенсивное или длительно действующее возбуждение. Сила по возбуждению — способность выдерживать интенсивные нагрузки, достигать максимальной интенсивности, очень высокого, но не длительно действующего напряжения. Сила по торможению — способность выдерживать не очень сильные, но длительно действующие нагрузки, умение терпеть, сохранять сдержанность.

Сильная НС позволяет проявлять высокую работоспособность и выносливость. Занимающиеся спортом и физической культурой могут выдерживать большие физические и нервно-психические нагрузки, но испытывают затруднения в освоении техники, плохо чувствуют ошибки, дольше овладевают сложными упражнениями, обладают более медленной реакцией. У спортсменов с сильной НС повышена способность к волевым усилиям, они более эффективно действуют в эмоционально-напряженных ситуациях и в условиях стресса. Однако в относительно спокойных ситуациях — на малозначимых соревнованиях, отборочных стартах и т.п. — им трудно активизироваться и мобилизоваться, если это нужно. Спортсмены с сильной НС более успешны на соревнованиях, чем на тренировках, они более результативны при высокой мотивации [1] .

Слабая НС характеризует чувствительность — способность улавливать влияние более слабых стимулов. Лица со слабой НС более сензитивны (т.е. чувствительны) и могут реагировать на раздражители более слабой интенсивности, чем лица с сильной НС. В спортивно-физкультурной деятельности занимающиеся со слабой НС демонстрируют быструю реакцию, лучше чувствуют тонкие нюансы техники движений, легко овладевают сложными упражнениями, более выразительны и артистичны. Но так как они более восприимчивы к воздействию эмоциогенных факторов и более тревожны, им значительно труднее выступать в соревнованиях. Как правило, спортсмены со слабой НС свои лучшие результаты показывают на тренировках или на незначимых соревнованиях, а также при невысокой мотивации.

Известно, что в профессиональном спорте преобладают лица с сильной и средне-сильной НС, а в массовом — со слабой и средне-слабой [2] . В более поздних исследованиях установлено, что спортсмены со слабой НС нередко успешны в сложнокоординационных видах спорта — фигурном катаним, спортивной и художественной гимнастике и др. В этих видах постоянно усложняются двигательные задачи, и чтобы добиться успеха, необходимо овладевать новыми элементами, трюками, уметь выразить в движениях образ. С освоением крайне сложной техники и демонстрацией артистизма лучше справляются спортсмены со слабой НС, поэтому количество представителей данного типа увеличивается в спорте высших достижений [3] . Однако необходимо принимать во внимание, что чем слабее НС спортсмена, тем больше времени ему придется тратить на освоение методов саморегуляции.

Подвижность нервных процессов характеризует быстроту реагирования НС на изменения в окружающей среде. Противоположным полюсом подвижности является инертность. Подвижность — инертность определяется но быстроте смены одного нервного процесса на другой: торможение на возбуждение, возбуждение на торможение, возбуждение на другое возбуждение. Подвижность — это нейрофизиологическая основа проявления быстроты сенсомоторных и сенсорно-перцептивных процессов. Выраженность подвижности — инертности влияет на быстроту реакции, скорость переключения внимания, легкость или трудность обучения и формирования навыков, длительность адаптации в новых условиях.

Инертность нервных процессов затрудняет быстроту реагирования и переключаемое™ внимания. Спортсменам и физкультурникам с высокой инертностью требуется длительное время, чтобы включиться в деятельность — более долгая и тщательная разминка, предварительное планирование и т.п. Такие люди хорошо справляются с монотонной работой, поддерживают стабильность нужного, но не максимально высокого темпа движений.

Уравновешенность (баланс) нервных процессов характеризует соотношение между возбуждением и торможением. При выполнении деятельности определенного вида может отмечаться либо доминирование возбуждения, либо доминирование торможения, либо баланс этих процессов — соответствие силы возбуждения силе торможения.

При доминировании торможения спортсмен долго разминается и медленно включается в работу, склонен проявлять сдержанность, неторопливость, сохранять спокойствие. Задания выполняет медленно, иногда пассивно и вяло; ему трудно активизироваться и действовать быстро.

Диагностика выраженности свойств НС позволяет прогнозировать: работоспособность, активность, скорость внимания и переработки информации, кинестетическую чувствительность, способности к виду спорта, предрасположенность к стилю деятельности и психическим состояниям в значимых ситуациях, устойчивость к стрессу. По результатам обследования свойств НС можно дать рекомендации относительно переносимости нагрузок (монотонных, интенсивных, предельно высоких); длительности разминки; стилю выполнения двигательных упражнений; сеизитивиости к сбивающим факторам соревнований и необходимости совершенствования саморегуляции.

Типы НС (типологические комплексы). При оценке свойств НС, важно учитывать не только выраженность каждого свойства, но каким образом их сочетания — типы НС — влияют на особенности двигательной деятельности (табл. 4.1).

Типы нервной системы и особенности двигательной деятельности (по данным Е. П. Ильина, Б. А. Вяткина, Н. П. Фетискина)

Сочетание свойств НС

Особенность двигательной деятельности

Слабость. Подвижность. Доминирование возбуждения

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.