Изучение свойств нервной системы это

Свойства нервной сиcтемы (НС) отражают деятельность нервного субстра­та: величину процесса возбуждения, скорость егo возникновения или исчезнове­ния и др. Это природные врожденные особенности нервной сиcтeмы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некoтoрых индивидуальных различий способностей н характера у человека. B то же время свойства НС не тoждеcтвенны темпераменту, a составляют лишь его природную основу.

К числу основных свойств ЦНС относят силу/слабость нервной сиcтемы, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервной сиcтемы.

Сила НС по возбyждению – это свойство НС, нервных клеток, выражающееся в способно­сти выдерживать или очень длительное, или очень сильное возбуждение, отража­ющееся на работоспособности человека. Сила НС связана обратной зависимос­тью c абсолютной чувствительностью анaлизaтoров. При слабой НС наблюдается высокaя чувствительность. Сила НС nо торможению – это свойство НС, выража­ющеeся в способности прекратить, приостановить деятельность нервных цент­ров; проявляется в гибкости поведения, способности регулиpовaть свои реакции.

Подвижность нервныx процессов – свойство НС, определяемое скоростью сме­ны основных нервныx процессов (возбуждения торможением и наоборот); оно характеризует способность быстpо реагировать на изменения в окружающей сре­де.

Уравновешенность – свойство НС, характеризуемое отношением основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

Свойства нервной системы изучаются с помощью как экспериментальных условно-рефлектoрных мeтодов, так и мeтодами наблюдения и опроса. Первая группа методов является более корректной, но требует для своей реализации спе­циального оборудования. Использование метода опроса возможно лишь в плане общей психологической оценки особенностей человека, поскольку на его поведе­ние накладывается влияние условий жизни и воспитания.

С помощью данного опросника можно определить основные свойста ЦНС по характеристикам поведения и измерить выраженность некoтoрыx свойств ЦНС.

Методика представляет собой сокращенный вариант опросника Стреляу.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани с целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с нанесением ударов по голове). При анализе данных, полученных как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8—12 в 1 с), регистрируемые только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться. Бета-волны имеют частоту колебаний 15—32 в 1 с, а медленные волны представляют собой тэта-волны (с диапазоном колебаний 4—7 с) и дельта — волны (с еще меньшей частотой колебаний). У 35—40% людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний — на 0,5—1 колебание в секунду.

При травмах головы альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и медленные волны. Кроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки неврозов (переутомлений, перетренированости) у спортсменов.

Реоэнцефалография (РЭГ) — метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов. Реоэнцефалограмма состоит из повторяющихся волн и зубцов. При ее оценке учитывают характеристику зубцов, амплитуду реографической (систолической) волн и др. О состоянии сосудистого тонуса можно судить также по крутизне восходящей фазы. Патологическими показателями являются углубление инцизуры и увеличение дикротического зубца со сдвигом их вниз по нисходящей части кривой, что характеризует понижение тонуса стенки сосуда.

Метод РЭГ используется при диагностике хронических нарушений мозгового кровообращения, вегетососудистой дистонии, головных болях и других изменениях сосудов головного мозга, а также при диагностике патологических процессов, возникающих в результате травм, сотрясений головного мозга и заболеваний, вторично влияющих на кровообращение в церебральных сосудах (шейный остеохондроз, аневризмы и др.).

Электромиография (ЭМГ) — метод исследования функционирования скелетных мышц посредством регистрации их электрической активности — биотоков, биопотенциалов. Для записи ЭМГ используют электромиографы. Отведение мышечных биопотенциалов осуществляется с помощью поверхностных (накладных) или игольчатых (вкалываемых) электродов. При исследовании мышц конечностей чаще всего записывают электро-миограммы с одноименных мышц обеих сторон. Сначала регистрируют ЭМ покоя при максимально расслабленном состоянии всей мышцы, а затем — при ее тоническом напряжении. По ЭМГ можно на ранних этапах определить (и предупредить возникновение травм мышц и сухожилий изменения биопотенциалов мышц, судить о функциональной способности нервно-мышечного аппарата, особенно мышц, наиболее загруженных в тренировке. По ЭМГ, в сочетании с биохимическими исследованиями (определение гистамина, мочевины в крови), можно определить ранние признаки неврозов (переутомление, перетренированность). Кроме того, множественной миографией определяют работ/ мышц в двигательном цикле (например, у гребцов, боксеров во время тестирования). ЭМГ характеризует деятельность мышц, состояние периферического и центрального двигательного нейрона. Анализ ЭМГ дается по амплитуде, форме, ритму, частоте колебаний потенциалов и других параметрах. Кроме того, при анализе ЭМГ определяют латентный период между подачей сигнала к сокращению мышц и появлением первых осцилляции на ЭМГ и латентный период исчезновения осцилляции после команды прекратить сокращения.

Хронаксиметрия — метод исследования возбудимости нервов в зависимости от времени действия раздражителя. Сначала определяется реобаза — сила тока, вызывающая пороговое сокращение, а затем — хронаксия.

Хронансия — это минимальное время прохождения тока силой в две реобазы, которое дает минимальное сокращение. Хронаксия исчисляется в сигмах (тысячных долях секунды). В норме хронаксия различных мышц составляет 0,0001—0,001 с. Установлено, что проксимальные мышцы имеют меньшую хронаксию, чем дистальные. Мышца и иннервирующий ее нерв имеют одинаковую хронаксию (изохронизм). Мышцы — синергисты имеют также одинаковую хронаксию. На верхних конечностях хронаксия мышц-сгибателей в два раза меньше хронаксии разгибателей, на нижних конечностях отмечается обратное соотношение. У спортсменов резко снижается хронаксия мышц и может увеличиваться разница хронаксии (анизохронаксия) сгибателей и разгибателей при перетренировке (переутомлении), миозитах, паратенонитах икроножной мышцы и др. Устойчивость в статическом положении можно изучать с помощью стабилографии, треморографии, пробы Ромберга и др.

9.Методы исследования психических процессов.

Психические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.

Общие замечания. Влаборатории И. П. Павлова под типом нервной системы понималась определенная комбинация свойств процессов возбуждения и торможения, которая определяла индивидуальные различия условнорефлекторний деятельности. За последнее десятилетие в науке получено много новых фактов о строении и функциях нервной системы на нейронном и внутринейронном уровнях. В области изучения свойств нервной системы в связи с этим происходит серьезная работа по уточнению, углублению и расширению уже существующих понятий и введение новых, а также пересмотр ряда сложившихся представлений. Оказалось, что индивидуальные особенности психики соотносятся не только с особенностями условнорефлекторной деятельности, но и безусловных рефлексов, особенностями протекания доминант и биоэлектрических ритмов, вызванных потенциалом нейронов, биохимических процессов и т. д. Павловская типология свойств нервной системы постепенно приводится в соответствие с понятиями современной нейрофизиологии (работы из лаборатории Б. М. Теплова —В. Д. Небы-лицына, Б. Г. Ананьева, Мерлина).

Следует отметить, что к типологическим исследованиям у человека предъявляется ряд специфических методических требований, относящихся к выбору показателей, процедуре опыта, предварительной инструкции испытуемого, контролю за его функциональным состоянием (В. С. Мерлин, 1964; 1973; В. Д. Небылицын, 1966).

Одно из основных требований исследования свойств нервной системы—совпадение диагноза по двум или нескольким методикам. Другое немаловажное требование— диагнозы испытуемых по каждому свойству должны основываться не только на статистических критериях, но прежде всего на соответствующих физиологических закономерностях.

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:

1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятии и подготовки к старту.

4. Способен многократно повторять сложное и опасное упражнение.

5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допущена ошибка.

7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.

10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.

12. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

13. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.

14. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

Показатели силы нервной системы со стороны торможения:

1. Обладает равномерностью в динамике деятельности и настроении.

2. В ситуации ожидания собран и спокоен.

3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.

5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.

6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.

7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).

9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.

10.Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокоится по требованию тренера или учителя).

11.Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.

12.Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспоминания о предыдущей деятельности.

13.Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании.

14.Тщательно и неторопливо проводит разминку.

15.Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений.

Показатели подвижности нервных процессов:

1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.

2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки, привычки.

3 Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений при смене условий деятельности и задании.

4 Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.

5 В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям

6. Без особого интереса выполняет статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по отработке техники.

7 Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).

8 Имеет быструю, порой торопливую речь.

9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).

10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.

11. Быстро привыкает к новым условиям деятельности.

13. Легко и непринужденно чувствует себя в кругу малознакомых людей.

14 Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки

15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.

Суждение о степени выраженности каждого свойства производится путем суммирования оценок по всем показателям. Таким образом, максимальная оценка по каждому свойству 75 баллов, минимальная—15 баллов.

Диагноз: сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т. е. спортсмен отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность его, т. е. спортсмен отличается слабостью, неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов.

Диагноз: сумма 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как достаточно высокая степень выраженности его, т. е. спортсмен отличается силой процессов возбуждения и торможения, подвижностью их. Об уравновешенности нервных процессов судят по отношению показателей силы возбудительного процесса к тормозному.

Свойства нервной системы человека не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек обладает широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют ему выполнение конкретной деятельности. Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с различными свойствами нервной системы. Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.

При изучении свойств нервной системы обычно говорят о том или ином типе темперамента. В материале методики мы используем характеристики различных типов темперамента, однако нашей задачей является изучение свойств нервной системы детей, поскольку анализ данных свойств более актуален для соотнесения с содержанием и условиями труда в конкретной профессии.

Описываемая методика разработана (используя предложения А. А. Полежаева) на основе вынужденного выбора школьником одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника и отсюда – характеристику свойств его нервной системы.

ПРОЦЕДУРА МЕТОДИКИ

Оптимальным является вариант, при котором для каждого учащегося имеется текст задания и бланк ответов. Если эти материалы отсутствуют, то учащиеся вначале чертят у себя в тетради бланк ответов к методике (в этом случае лучше заранее подготовить соответствующий чертеж на классной доске), а затем преподаватель (консультант) зачитывает текст методики. После того как учащиеся получат листки с заданием и бланком ответов (или начертят бланки ответов у себя в тетради), им дается соответствующая инструкция.

Инструктирование и выполнение задания должны занять не более 15 минут. Педагог должен следить за выполнением задания, не допускать высказываний вслух, поскольку это может влиять на отношение учащихся к приведенным примерам поведения. Методика может проводиться как с классом, так и индивидуально с каждым учащимся.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ

Предлагаемая методика даст возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности. Для этого нужно внимательно и вдумчиво работать с текстом методики. В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения в различных ситуациях. Нужно выбрать из них один (и только один), который больше всего напоминает ваше собственное поведение. Далее в бланке для ответов нужно найти номер выбранного варианта поведения и поставить крестик в клетку с этим номером. Будьте внимательны: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять только один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитайте количество крестиков в каждом из столбцов и поставьте полученное число внизу в графе "Итого".

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После того как учащиеся подсчитают количество крестиков в каждом столбце и проставят сумму в графе "Итого", преподаватель определяет степень и характер выраженности свойств нервной системы у учащихся на основе выраженности у них отдельных типов темперамента, используя характеристики свойств нервной системы по каждому из типов темперамента. Столбцы бланка слева направо соответствуют следующим типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Как правило, он способен на длительную и напряженную работу, легко перестраивается с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений.

Флегматик характеризуется силой и инертностью нервных процессов. Он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Холерик характеризуется подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Он быстро переключается с одного вида деятельности на другой, легко включается в новую по содержанию работу, однако он не умеет распределять свои силы, ему свойственна низкая точность движений и т.п.

Меланхолик характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособностью при высокой интенсивности труда, большой впечатлительностью и ранимостью и т.д.

Важно отметить, что в чистом виде какой – то один из перечисленных типов темперамента встречается очень редко. Обычно наблюдается проявление такого поведения, которое можно отнести сразу к двум или даже трем типам темперамента (но ни в коем случае не к четырем!).

У учащихся может встречаться различная выраженность того или иного типа темперамента. Если в какой – либо графе имеется восемь и более крестиков, то соответствующий тип темперамента у учащегося выражен ярко. Однако подобное встречается довольно редко. Чаще бывает так, что большее количество крестиков сосредоточено в каких – то двух графах, при этом возможно два варианта:

  • 1) примерно одинаковое их количество в обеих графах (например, 5 – 5 – 2 – 0, 6 – 5 – 1 – 0, 5 – 4 – 2 – 1 и т.п.). В таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента;
  • 2) преобладающее количество крестиков в одной из граф (например, 7 – 4 – 1 – 0, 6 – 3 – 2 – 1, 7 – 5 – 0 – 0 и т.п.). Тогда можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одного из них.

Возможен также вариант, при котором основное количество крестиков достаточно равномерно распределяется между тремя графами (например, 4 – 4 – 4 – 0, 4 – 3 – 4 – 1, 5 – 4 – 3 – 0 и т.д.). Здесь можно говорить лишь о том, что у школьника не проявляется выраженности оставшегося четвертого типа темперамента.

Исследователь должен учитывать, что в некоторых случаях, например при равномерном распределении крестиков между графами (3 – 3 – 3 – 3, 4 – 3 – 3 – 2), результаты могут быть обусловлены тем, что школьник не понял инструкции либо сознательно уклоняется от выполнения задания. В подобной ситуации необходимо выяснить, в чем дело, и при необходимости провести исследование еще раз.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

После определения степени выраженности отдельных типов темперамента у школьников можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы. Для этого применяется следующий алгоритм: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.

Примеры

  • 1. Достаточно часто имеет место распределение типа 6 – 4 – 2 – 0, т.е. наиболее ярко проявляются черты сангвиника и менее ярко черты флегматика, отчасти проявляются также черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая их выраженность, приходим к заключению о том, что в данном случае проявляются сила и уравновешенность нервных процессов, тогда как подвижность нервных процессов никак себя не проявляет.
  • 2. При распределении типа 4 – 2 – 6 – 0, т.е. когда наиболее ярко проявляются черты холерика, более слабо – сангвиника и отчасти – флегматика, мы можем прийти к заключению о том, что в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.

Если исследование проводится в группе, классе, то преподаватель должен проконтролировать, насколько правильно каждый учащийся смог определить характеристики своих нервных процессов, и в случае необходимости помочь ему в этом. После определения характеристик нервных процессов каждым учащимся преподаватель может выявить, в каких областях профессиональной деятельности данные характеристики имеют значение, как их нужно учитывать при выборе профессии.

Необходимо иметь в виду, что не существует "хорошего" и "плохого" типа темперамента. Человек с любыми характеристиками своей нервной системы может найти такую профессиональную область, в которой он сможет добиться успеха. Однако некоторые области профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к человеку, в том числе и к характеристикам его нервной системы. Эти требования необходимо учитывать при подготовке школьников к обоснованному выбору профессии. Данные требования целесообразно рассматривать, соотнося их с видами работ в каждой из пяти основных областей профессиональной деятельности [2] .

  • 1. Профессии типа "человек – природа" (например, зоотехник, агроном, кинолог и др.). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Особенность биологических объектов груда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Работнику нужно не просто много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.
  • 2. Профессии типа "человек – техника" (например, техник – металлург, инженер – механик, архитектор, электромонтажник, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.). К данному типу, в частности, относятся профессии, связанные с добычей горных пород; производством и обработкой металла; ремонтом, наладкой и обслуживанием технологических машин, установок, транспортных средств; строительством зданий; сборкой и наладкой приборов и т.п. От работника здесь требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты создаются самим человеком, в мире техники, с одной стороны, имеются широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества, а с другой – требуется высокая исполнительская дисциплина.
  • 3. Профессии типа "человек – человек" (например, врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, руководитель художественного коллектива и др.). Среди этого типа можно выделить профессии, связанные с обучением и воспитанием, управлением производством, медицинским, бытовым, торговым, информационным обслуживанием. Для успешного труда по профессиям данного типа нужно не только уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, но и владеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Здесь требуются такие качества, как устойчивое хорошее настроение в процессе работы с клиентами, потребность в общении, умение находить общий язык с разными людьми и др.
  • 4. Профессии типа "человек – знаковые системы" (например, переводчик, инженер, топограф, референт, программист и др.). Это профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием; профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения; профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. Чтобы успешно работать в данной области, нужны особые способности мысленно погружаться в мир сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
  • 5. Профессии типа "человек – художественный образ" (например, артист, художник, музыкант, дизайнер, литературный работник). К данному типу относятся профессии, связанные с музыкальной, литературно – художественной, актерско – сценической деятельностью. Одна из ведущих особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля труда здесь остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Конечно, подобное деление, в сущности, довольно условно. Например, для группы профессий типа "человек – техника", в которых необходим высокоточный ручной труд (сборка мелких механизмов, обработка сложных деталей и т.д.), предпочтительным свойством нервных процессов является уравновешенность. Это позволяет работнику осуществлять строгий контроль за своими действиями, уменьшить вероятность ошибки при работе с различными механизмами.

В данном типе профессий можно выделить группы профессий, труд в которых является по своему содержанию операторским, т.е. предполагает постоянную и быструю переработку поступающей информации и такую же быструю реакцию на те или иные сигналы. Это прежде всего профессии диспетчера (например, диспетчер наземной службы авиакомпании), контролера, который следит за протеканием различных технологических процессов; профессии, связанные с управлением различными видами транспорта. Строго говоря, все эти виды профессий в той или иной степени относятся одновременно и к типу профессий "человек – знаковая система", поскольку предлагают переработку знаковой информации. Для этих групп профессий предпочтительной характеристикой является высокая подвижность нервных процессов, позволяющая осуществить быстрый переход с одного типа реакций на другие.

Группа профессий, связанных с однообразным, монотонным трудом (здесь вряд ли можно говорить об их принадлежности к тому или иному типу профессий, такие профессии можно выделить для любого типа), также предъявляет определенные требования к характеристикам нервных процессов человека. В том случае, когда монотонность труда сочетается с высокой интенсивностью, наиболее предпочитаемым свойством человека является сила его нервной системы, позволяющая длительное время справляться с требованиями работы.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

  • 1.1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением.
  • 1.2. Настроение всегда ровное, спокойное.
  • 1.3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
  • 1.4. Настроение обычно подавленное, часто грустит.
  • 2.1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
  • 2.2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедлены.
  • 2.3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
  • 2.4. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит взахлеб.
  • 3.1. При неудачах старается достичь поставленной цеди, не ищет других, более легких путей.
  • 3.2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь взяться за дело.
  • 3.3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.
  • 3.4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
  • 4.1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
  • 4.2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.
  • 4.3. Работает упорно, стремясь во что бы то ни стало довести дело до конца.
  • 4.4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.
  • 5.1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.
  • 5.2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.
  • 5.3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
  • 5.4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
  • 6.1. Делит с другими людьми и радость, и горе.
  • 6.2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только очень близким друзьям.
  • 6.3. Все свои чувства старается пережить в одиночку.
  • 6.4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
  • 7.1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
  • 7.2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
  • 7.3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить.
  • 7.4. Очень огорчается любым замечаниям, переживает.
  • 8.1. После выполнения какой – либо работы долго не может взяться за другую, чувствует себя усталым.
  • 8.2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
  • 8.3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.
  • 8.4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
  • 9.1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.
  • 9.2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.
  • 9.3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.
  • 9.4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо.
  • 10.1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
  • 10.2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
  • 10.3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
  • 10.4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет.
  • 11.1. Перед тем как приступить к делу, все тщательно продумает и рассчитает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
  • 11.2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, может легко перестроиться.
  • 11.3. План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения; так же легко перестраивается при изменении условий работы.
  • 11.4. С трудом составляет план работы из – за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый; если ситуация меняется, часто не знает, что делать дальше.
  • 12.1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.
  • 12.2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.
  • 12.3. Любит яркие впечатления, постоянную их смену, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.
  • 12.4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.п.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.