К биологическим факторам нарушения нервной системы относятся к

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К био­логическим причинам врожденных аномалий относятся:

Перинатальная патология вызывается агентами, действующи­ми на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, ле­карственными, гормональными препаратами; охлаждение; внутрен­ние болезни беременной (сердца, легких, почек, эндокринных же­лез). Сюда же относятся голодание, неправильное питание матери; инфекционные болезни (краснуха, грипп, корь, токсоплазмоз, си­филис); резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода.

Внутриутробные интоксикации могут осуществляться путем упот­ребления нейролептиков, снотворных, успокаивающих, многих ан­тибиотиков, салицилатов (аспирин, анальгетики), лекарств от го­ловной боли и пр. Это могут быть также гормоны, большие дозы витаминов, кальция, которые особенно токсичны на ранних сроках беременности. К вредным физическим факторам относится ионизи­рующая радиация, действие токов высокой частоты, ультразвука, оказывающие повреждающее воздействие на мозг плода. Кроме того, эти факторы могут оказывать мутагенное влияние, т.к. поврежда­ют половые клетки родителей и приводят к генетическим заболева­ниям.

Употребление алкоголя в первом триместре беременности вы­зывает гибель клеток зародыша, что влечет за собой грубые поро­ки развития нервной системы плода. На более поздних сроках ал­коголизация вызывает структурные изменения в его нервной, ко­стной системах и во внутренних органах (алкогольный синдром плода): умственная отсталость сочетается с множественными по­роками развития — дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными порока­ми сердца. Сочетание хронического алкоголизма матери с систе­матическим курением, употреблением наркотиков, лекарственных препаратов с наркотическим действием в период беременности вызывает нарушение поведения и частые судорожные припадки у ребенка в сочетании с выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.536

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чем раньше в период внутриутробного развития повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия, тем больше объем поражения. Как для нервной системы, так и для других органов наиболее опас­на в этом отношении первая треть беременности.

Наследственные, генетические поражения организма. Это на­следственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Возможно наследование некоторых форм олигофрении, например болезни Дауна, и психических забо­леваний вследствие нарушений в строении хромосом. Наследуются также некоторые типы глухоты и определенные нарушения зрения, ранний детский аутизм, некоторые виды психопатий.

К биологическим причинам приобретенных аномалий отно­сятся:

Наталъные (природовые) нарушения: механические поврежде­ния плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. На­пример, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосу­дов, кровоизлияние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии — кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с по­вреждением нервной системы в родах называется перинатальный энцефалопатией. Клиническая смерть новорожденных (при сочета­нии внутриутробной патологии и тяжелой асфиксии в родах) при­водит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клини­ческой смерти в 7-10 минут изменения центральной нервной систе­мы малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития.

Постнаталъные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболо­чек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, за­держки психического развития (ЗПР). Энцефалит (воспаление го­ловного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке мотор­ного развития, к эмоциональным нарушениям. Менинго-энцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может при­водить к двигательным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению двигательных воз­можностей, стойким параличам отдельных групп мышц.

Особенностью детского мозга является то, что даже его неболь­шое поражение не остается частичным, изолированным, как это бывает у взрослых, а негативно сказывается на всем процессе созрева­ния центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психичес­ком развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологи­ческое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли не­благоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойки­ми будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллекту­альным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению соци­альных контактов, — депривация. Депривация (лишение) — дли­тельное неудовлетворение основных психических потребностей че­ловека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. И. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следую­щие типы депривации.

Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсор­ных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных). Количество сенсорных стимулов понижено или огра­ничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). В условиях своеобразной сенсорной депривации разви­вается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

Эмоциональная депривация — лишение ребенка возможности ус­танавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (мате­рью или другим взрослым) или разрыв уже существующей связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании лич­ности. Доказательством важности этого положения является синд­ром госпитализма — понятие, вошедшее в психологию после Вто­рой мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоциональ­ного взаимодействия со взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмот­ря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в тече­ние двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей по­гибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели гово-

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

рить). Впоследствии у этих детей наблюдались примитивные эмо­циональные связи с окружающими, неспособность любить, отсут­ствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее поведение, безличное отношение к взрослому.

Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвое­ния самостоятельных социальных ролей, приобщения к обществен­ным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает в слу­чае, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изо­лирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ре­бенка (принадлежность к особой религиозной общине, невротичес­кая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современ­ной общественно-культурной жизни. Частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, при матерях в исправи­тельных учреждениях. Социальная депривация характеризуется от­сутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта. Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулиро­вать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недиф­ференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмей-ера и З.Матейчика, ребенок из такой среды будет отличаться нере­гулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стиму­лов без направленного выбора. Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок — это здоровый, потенциально полноценный, но недоста­точно воспитанный, обученный и развитый. В отличие от аномаль­ного, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверст­ников в практической, общественной жизни и даже может их пре­восходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие ано­мальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и раз­воды в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный семейный бюджет, дву­язычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность ре­чевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжела-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

тельные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддерж­ка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяю­щая решать задачи своевременной активной по­мощи детям с трудностями в обучении и в адап­тации к школе.

С. Г. Шевченко

Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некото­рых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способно­стей (streaming).

Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику, причем в документах Мини­стерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов:7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

___________________ПЕДАГОГИКА п^ .^. _ _________

Классы выравнивания

Комплектуются детьми, имеющими заключение районной или городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) о задержке психического развития преимущественно церебрально-органического генеза. Дети с другими формами задержки (консти­туционального, соматогенного и психогенного происхождения) мо­гут обучаться в классах компенсирующего обучения.

Комплектование классов выравнивания осуществляется только

на начальной ступени обучения.

По окончании начальной школы дети или переходят в массовые

классы, или продолжают посещать классы выравнивания. Перевод в

массовую школу осуществляется на основании решения ПМПК или

школьного медико-психолого-педагогического консилиума (МППК).

Обычно по окончании начальных классов 50-60% детей переходят

на массовое обучение.

Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образова­тельным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них).

Основная задача педагогической работы в классах выравнива­ния — помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

В дошкольных образовательных учреждениях широко распрост­ранены специализированные группы для детей с ЗПР 4-6-летнего возраста, по окончании которых 80% детей поступают в обычные массовые школы, другие — в классы выравнивания или в школы VII

вида — для детей с ЗПР.

Школы VII вида входят в систему специального образования РФ. Выпускники этих учебных учреждений получают цензовое образо­вание в объеме неполной средней школы. По окончании 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальней­шего пути.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами; охлаждение; внутренние болезни беременной (сердца, легких, почек, эндокринных желез). Сюда же относятся голодание, неправильное питание матери; инфекционные болезни (краснуха, грипп, корь, токсоплазмоз, сифилис); резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода.

Несовместимость по крови означает, что резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате распада из эритроцитов выделяется непрямой билирубин, токсичный для ЦНС - поражаются подкорковые отделы, слуховые ядра. Это приводит к нарушению слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. При краснухе в период эмбриогенеза (4 недели - 4 месяца) наблюдается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы. Поражение мозга плода при хронических инфекциях (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис) приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, двигательного аппарата, эпилепсией и др.

Внутриутробные интоксикации могут осуществляться путем употребления нейролептиков, снотворных, успокаивающих, многих антибиотиков, салицилатов (аспирин, анальгетики), лекарств от головной боли и пр. Это могут быть также гормоны, большие дозы витаминов, кальция, которые особенно токсичны на ранних сроках беременности. К вредным физическим факторам относится ионизирующая радиация, действие токов высокой частоты, ультразвука, оказывающие повреждающее воздействие на мозг плода. Кроме того, эти факторы могут оказывать мутагенное влияние, т.к. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Употребление алкоголя в первом триместре беременности вызывает гибель клеток зародыша, что влечет за собой грубые пороки развития нервной системы плода. На более поздних сроках алкоголизация вызывает структурные изменения в его нервной, костной системах и во внутренних органах (алкогольный синдром плода): умственная отсталость сочетается с множественными пороками развития - дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца. Сочетание хронического алкоголизма матери с систематическим курением, употреблением наркотиков, лекарственных препаратов с наркотическим действием в период беременности вызывает нарушение поведения и частые судорожные припадки у ребенка в сочетании с выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Чем раньше в период внутриутробного развития повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия, тем больше объем поражения. Как для нервной системы, так и для других органов наиболее опасна в этом отношении первая треть беременности.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Возможно наследование некоторых форм олигофрении, например болезни Дауна, и наследование психических заболеваний вследствие нарушений в строении хромосом. Наследуются также некоторые типы глухоты и определенные нарушения зрения, ранний детский аутизм, некоторые виды психопатий. Хромосомные болезни отличаются сложным дефектом. На 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. В половине случаев хромосомных заболеваний имеет место умственная отсталость, сочетающаяся с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. В случае генных болезней (ген - участок хромосомы) число и структура хромосом не нарушены, но мутировавший под влиянием неблагоприятных факторов ген программирует развитие измененного признака.

Алкоголизм и наркомания могут оказывать двоякое действие - гене­тическое изменение половых клеток родителей в результате хронического злоупотребления и интоксикационное воздействие на эмбрион.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. Например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии - кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с повреждением нервной системы в родах называется перинатальный энцефалопатией. Причиной чаще всего является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Им способствуют различные внутриутробные нарушения развития плода, снижающие его защитный и адаптивный механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям, к гибели нейронов в местах их возникновения. У недоношенных детей кровоизлияния часто возникают из-за слабости стенок их сосудов. Клиническая смерть новорожденных (при сочетании внутриутробном патологии и тяжелой асфиксии в родах) приводит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клинической смерти в 7-10 минут изменения ЦНС малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития;

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболочек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, ЗПР. Энцефалит (воспаление головного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке моторного развития, к эмоциональным нарушениям. Менинго-энцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может приводить к двигательным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению двигательных возможностей, стойким параличам отдельных групп мышц.

Такие общие инфекционные заболевания, как корь, скарлатина, ветряная оспа, грипп, отит, паротит, пневмония и другие, могут вызвать вторичные воспалительные заболевания мозга, давать осложнения на ЦНС и анализаторы. При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нейронов с их последующим замещением рубцовой тканью. В этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления. Гибель нейронов и развитие гидроцефалии способствуют атрофии участков мозга, что приводит к двигательным и речевым расстройствам, нарушению памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, поведения в сочетании с головными болями и судорожными припадками. Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы и поражения анализаторов. При повреждении незрелого мозга нет прямой связи между локализацией черепно-мозговой травмы, тяжестью поражения и ее психомоторными последствиями.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к поражению нервной системы в результате нарушения обмена веществ и накопления токсичных продуктов, которые неблагоприятно действуют на развивающиеся нервные клетки. Чаще возникают у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случае внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах. Так. ЗПР может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Уже с первых месяцев жизни у них проявляются нервно-психические отклонения - повышенная нервная возбудимость, нарушения сна, замедленное формирование положительных эмоциональных реакций, общения со взрослыми. В дальнейшем задерживается умственное и речевое развитие, развитие зрительно-моторной координации.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, изолированным, как это бывает у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, - депривация. Депривация (лишение) - длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация - лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.). Количество сенсорных стимулов понижено или ограничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). Роль упражнений анализаторных систем в созревании коры головного мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. В условиях своеобразной сенсорной депривации развивается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

2). Эмоциональная депривация - лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании личности. Доказательством важности этого положения является синдром госпитализма - понятие, вошедшее в психологию после второй мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоционального взаимодействия с взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмотря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в течение двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей погибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели говорить). Впоследствии у этих детей наблюдались следующие проявления: примитивные эмоциональные связи с окружающими, неспособность любить; подростками пытались установить детско-материнские отношения со взрослыми (без этого переход ко взрослости невозможен); отсутствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее пове­дение, безличное отношение к взрослому.

3). Социальная депривация - лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к секте, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни. Другим частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время второй мировой войны. Социальная депривация характеризуется отсутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора. Когнитивная депривация противопоставляется авторами классификации сенсорной депривации; эмпирически когнитивная депривация не изучена и описана только в теоретической депривационной модели без ссылок на примеры.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность. Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок - это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают. Такой ребенок растет в примитивной среде, с недостаточной гигиеной и воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточным школьным обучением. В отличие от аномального, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверстников в практической, общественной жизни и даже может их превосходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный бюджет, двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжелательные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2000.

3. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1979.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

5. Саенко Ю.В. Специальная психология. Курс лекций. – Таганрог, 2003.

6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

Лекция № 5 (2 часа).

Раздел 3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины.

| следующая лекция ==>
Понятие и структура дефекта. Первичный и вторичный дефект | Дети с задержкой психического развития

Одной из наиболее сложных систем нашего организма является нервная. При этом ее недуги диагностируются так же часто, как и патологии других анатомических отделов. Причины нарушений работы нервной системы и их симптомы изучены специалистами уже достаточно хорошо. Что приводит к возникновению сбоев в функционировании этого отдела? Каким образом диагностируются и лечатся такие патологии?

Строение

Нервная система человека – это миллиарды нейронных клеток, от которых отходят ответвления в виде мельчайших отростков. Эти нейроны ежесекундно взаимодействуют друг с другом благодаря синапсам – особым механизмам, координирующим их взаимодействие.


В структуре нервной системы условно выделяют два отдела, которые являются взаимодополняемыми и оказывают влияние на биологические элементы и другие органы. Один из них – вегетативный, а второй – соматический. Первый отдел в ответе за все обменные процессы, происходящие в органах, за выделение из организма жидкости и выполнение основной функции легких, а именно дыхательной.

Благодаря соматической нервной системе человек способен взаимодействовать с окружающей средой. Слаженная работа клеток позволяет ему чувствовать боль от соприкосновения с горячим предметом, раздражение, вызванное пчелиным укусом, и т.д. Соматические нейроны полностью ответственны за двигательную активность нашего тела, а также за сокращение мышц.

Несмотря на различные направления работы этих двух систем, они обладают между собой неразрывной связью. При отсутствии нарушений они воздействуют друг на друга и способны работать слаженно. Но при этом соматический отдел нервной системы зависим от бездействия или действия человека, который либо стоит, идет, поднимает или опускает руку и т. д. Что касается вегетативной нервной системы, то она полностью автономна. Желания человека на нее повлиять бессильны.

По морфологическому признаку нервную систему подразделяют на периферическую и центральную. Их работа осуществляется в отдельности. Однако периферическая и центральная нервная системы полностью зависят друг от друга. Что представляют собой эти отделы? В центральную нервную систему входят спинной и головной мозг. К периферической относятся спинномозговые и черепные нервы, а также все нейронные сплетения.

Основные функции

Только при безупречной работе всей нервной системы будет осуществлено нормальное функционирование всех без исключения органов человеческого тела. Какова же основная работа нейронных клеток?

  1. Пусковая функция. Позволяет запустить или приостановить работу органа. Например, с ее помощью активизируются мышцы тела человека. При чихании происходит их сокращение в области грудной клетки, а при приседаниях – в ногах и в спине. Также пусковая функция приводит к секреции желез. Примером может служить выделение пота при усилении физических нагрузок.
  2. Сосудодвигательная. Данная функция регулирует приток крови. Происходит это за счет воздействия нервной системы на сосуды, которые вследствие этого либо расширяются, либо сокращаются.
  3. Трофическая. Данная функция в ответе за уменьшение или увеличение процессов обмена в организме. От нее напрямую зависит интенсивность поступления кислорода и необходимых питательных веществ к каждой клеточке тела.

Перечисленные выше функции, которые природа возложила на нервную систему, имеют тесную связь между собой. При этом они постоянно согласовывают функционирование как отдельного органа, так и всех их вместе взятых. Например, импульсы, проходящие по нервным волокнам к мышцам, приводят к их сокращению. При этом одновременно происходит расширение кровеносных сосудов и запускается процесс обмена питательными веществами, осуществляемый между клетками. Именно поэтому при нарушениях нервной системы стороны патологии могут иметь различный характер, ведь сбои будут иметь место в различных направлениях.


Одним из часто встречающихся нарушений нервной системы считается воспалительный процесс, который охватывает нейронные клетки, расположенные в руке. Происходит это либо при травмировании, либо при чрезмерных нагрузках. При этом возникает нарушение в периферической нервной системе. Человек в таких случаях не способен даже поднять руку на необходимую высоту. Конечность перестает справляться с возложенными на нее функциями. Происходит это из-за разрыва нерва. Ведь при этом от нейронов в руку перестают поступать импульсы.

Патологии НС

Существует классификация недугов нервной системы. Их в медицине делят на пять типов, а именно:

  • наследственные недуги;
  • патологии инфекционного характера;
  • сбои в функционировании сосудистой системы, возникающие как постоянно, так и периодически;
  • травматические заболевания;
  • хронические недуги.

Нарушения нервной системы, носящие наследственный характер, в свою очередь, могут являться отклонением хромосомного характера или генетической болезнью. Такие патологии полностью подвластны природе и не зависят от человека. Самым ярким примером хромосомного отклонения служит болезнь Дауна.

Инфекционные нарушения в нервной системе связаны с воздействием на нее гельминтов, вредоносных микроорганизмов и грибков. Часто такая патология проявляется энцефалитами различной этиологии, сопровождающимися периодически возникающими ощущениями тошноты, головными болями, рвотой, провалами сознания и высокой температурой.

Нарушения нервной системы часто связаны со сбоями в работе сосудов. Об их появлении свидетельствуют гипертония и возникновение атеросклеротических бляшек. Происходит подобное нарушение в вегетативной нервной системе. При этом человек жалуется на болезненные ощущения в висках, часто возникающее чувство подташнивания, упадок сил и вялость.

Нарушения нервной системы могут произойти в результате полученной травмы головы или ее ушибов. Подобное воздействие также является причиной сбоя в работе нейронных клеток. При травматических поражениях возникают сильные пульсирующие головные боли, наступает временная потеря сознания, а в наиболее тяжелых случаях наблюдаются провалы в памяти, спутанность сознания, утрата реакции в конечностях или на отдельных участках тела.


При нарушениях обменных процессов в организме, при перенесенных инфекциях, интоксикациях, а также при аномальном строении нейронов развиваются хронические заболевания. Они также являются причинами нарушений нервной системы. Одним из самых распространенных заболеваний у лиц пожилого возраста является склероз. Эта патология постепенно прогрессирует с возрастом и оказывает негативное воздействие на работу всех жизненно важных органов.

Причины патологий НС

Из-за чего возникают нарушения в нервной системе человека? Основными первопричинами всех известных патологий НС являются:

  • проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов;
  • ВИЧ-инфекция, грипп, герпес;
  • ушибы головного мозга различной степени тяжести;
  • попадание в организм вместе с воздухом, водой и пищей тяжелых металлов;
  • неправильный рацион питания и голодание;
  • бесконтрольный прием фармпрепаратов;
  • опухоли головного мозга.

Классификация патологий НС и их признаки

Болезни нервной системы, как правило, проявляются в виде определенных симптомов. Бывает, что недуги годами никак не дают о себе знать, но в конце концов их признаки становятся очевидны. Подобное течение, например, характерно для так называемых медленных инфекций, в числе которых - коровье бешенство.

Симптомы нарушения нервной системы группируются по синдромам, которые несложно обнаружить при проведении неврологического обследования. Рассмотрим классификацию основных заболеваний ЦНС и их симптомы:

  1. Расстройства произвольных движений. Основными симптомами нарушения нервной системы отдела спинного и головного мозга являются полные или частичные параличи. Вторые из них носят название парезов. Кроме отсутствия возможности полноценных движений и слабости у человека при параличе возникает еще и спастичность мышц. При этом становятся заметными рефлексы патологические и повышаются сухожильные.
  2. Расстройства сознания. В данную группу нарушений в функционировании нервной системы входят эписиндром и эпилепсия. Для них характерны такие симптомы, как гиперкинезы, расстройства координации движений, изменение походки, тремор, нарушение равновесия, головокружение, мышечная ригидность, акинез. Подобные признаки возникают вследствие поражений мозжечка или экстрапирамидной системы, ответственной за бессознательные автоматические движения.
  3. Сильные головные боли распирающего характера, с рвотой. Подобные симптомы характерны для менингитов. При возникновении энцефалитов к описанным выше признакам поражения нервной системы добавляются головные боли по утрам с одновременным прогрессирующим снижением зрения.
  4. Поражения коры головного мозга, сопровождающиеся различными расстройствами интеллекта и памяти, а также деменциями. Среди них - болезнь Пика, болезнь Альцгеймера и т.д.
  5. Острое нарушение кровообращения головного мозга (геморрагический и ишемический инсульт), а также атеросклероз, мальформация и т.д.
  6. Черепно-мозговые травмы, в том числе наиболее тяжелый вид – диффузное аксональное повреждение.

Заболевания нервной системы классифицируются по различным признакам.


Это может быть, например, характер патологического процесса или его локализация. Также заболевания НС подразделяются на органические и функциональные. А вот по срокам своего течения они бывают острыми, подострыми и хроническими.

Органические поражения НС

Нарушения в нервной системе бывают необратимыми. Они и являются органическими. Происходит это при безвозвратной гибели нейронов. Считается, что органические нарушения нервной системы наблюдаются практически у всех людей (96-99%), вне зависимости от пола и возраста. В жизни происходят различные ситуации, вследствие которых отмирает то или иное количество нейронов. Однако если их утрачено не слишком много и они при этом не были в ответе за основные жизненные функции, то органическое нарушение центральной нервной системы можно классифицировать как легкую степень поражения, имеющую малозаметные симптомы.


Патология, вызванная гибелью нейронов, может быть врожденной или приобретенной. Причиной первой из них являются стрессы и заболевания, которые женщина перенесла во время беременности. Оказать негативное влияние на плод способны токсические факторы, а также вредные привычки женщины. Болезни, относящиеся к данной группе, могут возникнуть во время родов и на начальных этапах послеродового периода. Что касается приобретенных органических патологий нервной системы, то они развиваются после травм и инсультов, инфаркта головного мозга, при опухолях и инфекциях.

Симптомы органического поражения ЦНС

Наличие и характер проявления признаков необратимых процессов в центральной нервной системе будут напрямую связаны с локализацией и количеством погибших клеток. У взрослых пациентов патология проявляется параличами и парезами, снижением слуха и зрения, головокружениями и головными болями. Довольно серьезным симптомом, указывающим на органическое поражение ЦНС, являются сбои в функционировании тазовых органов в виде недержания кала и мочи. Порой у таких пациентов нарушается сон, возникают эпилептические припадки. Они жалуются на быструю утомляемость и раздражительность, а также на нарушения психики. На фоне этих симптомов нередко наблюдается снижение иммунитета.


Органическое нарушение в нервной системе у детей, особенно если оно врожденное, проявляется более серьезными симптомами. В раннем возрасте у таких малышей можно наблюдать серьезные задержки в развитии речи и моторики, а также психики, что приводит в дальнейшем к плохой успеваемости, нарушениям памяти, интеллектуальной недостаточности и т.д.

Функциональные расстройства НС

Порой признаки патологии нервной системы проявляются, а после исчезают, не оставляя никаких изменений. Это функциональные расстройства ЦНС, вызванные нарушениями нейродинамических процессов. Считается, что к таким недугам приводят сбои во взаимодействии между тормозными и возбудительными процессами, происходящими в коре головных полушарий. Вызывают их два вида факторов – экзогенные и эндогенные. К первым из них относят различные инфекции, психотравмы, интоксикации и т.д. Эндогенными факторами считают наследственные особенности, которые характерны для нервной системы человека.

  • сбои в моторике кишечника;
  • снижение объема питания мышечной ткани;
  • нарушение чувствительности кожи;
  • появление признаков аллергии.

Первоначальными признаками функциональных расстройств являются симптомы неврастении. Выражаются они в том, что человек начинает злиться по малейшему поводу, малоактивен и быстро устает.

Диагностика

При появлении первых симптомов наличия нарушений в работе нервной системы пациенту следует обратиться за консультацией к врачу. Если при осмотре человека у доктора возникнут подозрения на имеющуюся болезнь, то он сможет применить одну из методик обследования на ранних этапах недуга. Среди них:

  1. Инструментальная диагностика. В этом случае обследование систем и органов производится с использованием механических аппаратов и приборов. К таким методам относят ультразвуковое исследование, эндоскопию, рентгенографию, магнитно-резонансную томографию, нейросонографию и некоторые другие.
  2. Лабораторные исследования. Они представляют собой анализ биоматериала, проводимый с помощью специальных приборов. Это исследования, в процессе которых применяют специальные реагенты и оптическую микроскопию (серологические и биохимические анализы), а также изучают посевы микроорганизмов на питательной среде.
  3. Неврологическое тестирование. При использовании данной методики врач применит различные шкалы и тесты. Полученные результаты позволят оценить неврологический статус пациента.

Лечение

При подтверждении диагноза и выявлении врачом причин, спровоцировавших болезнь, должна быть определена тактика применения терапевтических мер. Патологии нервной системы требуют длительного лечения в связи с их рецидивирующим характером. От врожденных и генетических недугов избавиться пациенту невозможно. В таких случаях терапия предполагает уменьшение выраженности симптомов и поддержание нормальной жизнеспособности человека.

Проще поддаются лечению приобретенные болезни нервной системы. Но для этого обращаться к врачу необходимо уже при появлении первых признаков недуга.

Какими будут лечебные мероприятия? Их протокол будет зависеть от формы патологии и состояния пациента. Производиться лечение может как в домашних условиях (при бессоннице, мигрени и невралгии), так и в стационаре при необходимости применения срочных медицинских мер.

Для избавления от недугов нервной системы понадобится комплексная терапия. Именно поэтому, помимо приема медикаментов, пациенту, как правило, назначаются физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура, оказывается психологическая поддержка и рекомендуется диетотерапия. В самых сложных случаях проводится хирургическое вмешательство.

Профилактика

Недопущение нарушений деятельности нервной системы и их предупреждение возможно при проведении соответствующих мероприятий. Они позволят не только предупредить болезнь, но и сохранить положительные результаты лечения.

Какие мероприятия позволяют не допустить нарушений работы нервной системы и их предупреждение провести своевременно? К основным действиям по профилактике относят обращение за консультацией к врачу уже при первых признаках патологии. Если болезнь была диагностирована ранее, то пациенту необходимо регулярно проходить медицинские осмотры


Недопущение нарушений деятельности нервной системы и их предупреждение становится возможным при отказе от вредных привычек, соблюдении сбалансированного питания, а также при регулярных прогулках на свежем воздухе. Избежать болезни позволят соблюдение режима бодрствования и сна, умеренные физические нагрузки, а также ограничение или исключение любых провоцирующих факторов (высоких психосоциальных нагрузок, стрессовых ситуаций и т.д.). Рекомендуется практика аутогенных тренировок. Они позволят восстановить психическое равновесие при стрессе и эмоциональном напряжении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.