Как написать диагноз невролога что это


Неврология – отрасль медицины, изучающая заболевания нервной системы – центральной (головной, спинной мозг) и периферической (нервные стволы, узлы, сплетения). Неврологических заболеваний очень много: есть распространенные, а есть и редкие. На практике приходится сталкиваться с разными болезнями, поэтому рядовому неврологу поликлиники на приеме следует быть начеку, успевать заниматься самообразованием, восполнять пробелы в знаниях. Но обычно бывает так, что врач выставляет только несколько самых распространенных диагнозов. Почему так происходит: из-за сильной загруженности, усталости, из-за наплевательского отношения или из-за недостаточной квалификации врача – пациентов волнует мало. Оно и понятно, каждому важно только то, чтобы ему поставили верный диагноз и назначили эффективное лечение.

Остеохондроз

Любые боли в любой части спины, в плечах, затылке, в ногах, в руках, да и много где еще обычно ассоциируются с остеохондрозом – дистрофически-дегенеративным процессом в позвоночнике. А на самом деле существует множество болезней (в том числе, не неврологических), проявляющихся болезненными ощущениями разной интенсивности в позвоночнике:

  1. Воспалительные, системные аутоиммунные заболевания позвоночника (туберкулез, остеомиелит, болезнь Бехтерева).
  2. Опухоли позвонков и близлежащих тканей и органов (доброкачественные и злокачественные).
  3. Остеопороз – снижение плотности костей, проявляющееся морфологически патологическими переломами позвонков, а клинически – болями в спине.
  4. Заболевания суставов (коксартроз, гонартроз, плече-лопаточный периартроз и другие).
  5. Патологии внутренних органов (грудной, брюшной полости, полости малого таза).

В общем, под диагнозом остеохондроз может скрываться огромное количество болезней, большая часть которых очень серьезные, грозящие инвалидностью и даже смертью. При любой жалобе на боли в спине, конечностях, онемение, ощущение ползания мурашек, слабость мышц и так далее необходимо тщательное комплексное обследование. Только при установке верного диагноза возможно назначение правильного лечения. Ведь невозможно же вылечить опухоль позвонка или инфаркт миокарда, проявляющийся болью в левом плече, назначением НПВС и физиопроцедур, что часто рекомендуется при остеохондрозе.

Дисциркуляторная энцефалопатия, вегето-сосудистая дистония

  • головные боли любой этиологии (мигрень, кластерная, абузусная головная боль, головная боль напряжения и т.д);
  • тревожно-депрессивное расстройство, астено-депрессивный синдром;
  • патологии внутреннего уха (болезнь Меньера, ДППГ);
  • опухоли головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера, Паркинсона и другие нейродегенерации;
  • патологии щитовидной железы;
  • артериальная гипертензия и т.д.

Таким образом, вместо ВСД, ДЭП может оказаться вообще что угодно.

Вообще, в арсенале врача конечно же не должна быть лишь пара распространенных универсальных диагнозов, которые он может ставить всем подряд. Так можно пропустить серьезную патологию и потерять драгоценное время. Поэтому, если вы недостаточно доверяете своему врачу, если он невнимателен ко всем вашим жалобам, не назначает никакого обследования или если назначенное лечение не помогает, то лучше проконсультироваться с другим специалистом.

А вы сталкивались с врачом, выставившим неправильный диагноз? Серьезным ли оказался ваш случай и понес ли доктор ответственность за свою небрежную работу?

СДВГ (диагноз невролога) - что это такое? Данная тема интересна многим современным родителям. Бездетным семьям и людям, которые далеки от детей в принципе, этот вопрос не так важен. Названный диагноз - это довольно распространенное хроническое состояние. Оно встречается и у взрослых, и у детей. Но при этом следует обратить внимание в первую очередь на то, что несовершеннолетние больше подвержены негативному влиянию синдрома. Для взрослых СДВГ не так опасен. Тем не менее иногда полезно разбираться в столь распространенном диагнозе. Что он собой представляет? Можно ли как-то избавиться от подобного расстройства? Почему оно появляется? Во всем этом на самом деле следует разобраться. Сразу следует отметить - если имеются подозрения на гиперактивность у ребенка, нельзя оставлять это без внимания. Иначе до момента вступления во взрослую жизнь у малыша будут некоторые проблемы. Не самые серьезные, но хлопот они доставят и ребенку, и родителям, и окружающим людям.

Определение синдрома

СДВГ (диагноз невролога) - что это? Уже было сказано, что так называется распространенное во всем мире неврологическо-поведенческое расстройство. Расшифровывается как "синдром дефицита внимания и гиперактивности". В просторечии довольно часто данный синдром называется просто гиперактивностью.


СДВГ (диагноз невролога) - что это такое с медицинской точки зрения? Синдром представляет собой особую работу организма человека, при которой наблюдается расстройство внимания. Можно сказать, это рассеянность, неусидчивость и невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

В принципе, не самое опасное расстройство. Данный диагноз - не приговор. В детстве гиперактивность способна доставить немало хлопот. Но во взрослой жизни, как правило, СДВГ отходит на второй план.

Изучаемое яаление чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Многие родители считают, что СДВГ - это самый настоящий приговор, крест на жизни ребенка. На самом деле, как уже было сказано, это не так. В действительности гиперактивность подлежит лечению. И опять же, взрослому человеку данный синдром доставит не так уж много проблем. Поэтому паниковать и расстраивать не стоит.

Причины

Диагноз СДВГ у ребенка - что это? Понятие уже было раскрытонами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители?

Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека. В частности малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз - не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.


Проявления

Теперь немного понятно, почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы его хорошо заметны у детей. Но не у маленьких. Следует запомнить, что малышам до 3 лет не могут поставить соответствующий диагноз. Потому что у таких детей рассеянность - это нормальное явление.

Как проявляется СДВГ? Можно выделить следующие отличительные черты, которые встречаются у детей:

  1. Ребенок излишне активен. Он целый день бегает и прыгает без какой-либо цели. То есть чтобы просто бегать и прыгать.
  2. У малыша наблюдается рассеянное внимание. Сконцетрироваться на чем-либо ему очень трудно. Также следует учесть, что ребенок будет крайне неусидчив.
  3. Школьники часто имеют низкую успеваемость в школе. Плохие отметки - следствие проблем с концентрацией на поставленных задачах. Но как признак такое явление тоже выделяют.
  4. Агрессия. Малыш может быть агрессивен. Иногда он просто невыносим.
  5. Непослушание. Еще один признак гиперактивности. Ребенок вроде бы и понимает, что следует успокоиться, но сделать этого не может. Или вообще игнорирует всякие замечания в свой адрес.

Вот так можно определить СДВГ. Симптомы у детей напоминают избалованность. Или банальное непослушание. Именно поэтому при первых же признаках рекомендуется обратиться к врачу. Но об этом немного позже. Сначала стоит понять, как проявляется изучаемое состояние у взрослых.


Симптомы у взрослых

Почему? СДВГ диагностируется без особых проблем у детей. Но, как уже было сказано, его не так просто обнаружить у взрослого человека. Ведь он как бы отходит на второй план. Имеет место, но важной роли не играет. Зачастую СДВГ у взрослых можно спутать, например, с эмоциональным расстройством. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые распространенные симптомы.

Среди них можно выделить следующие составляющие:

  • человек первый начинает конфликтовать по пустякам;
  • имеют место необоснованные и резкие вспышки гнева;
  • при разговоре с кем-нибудь человек "витает в облаках";
  • легко отвлекается во время выполнения задачи;
  • даже во время полового акта человек может отвлечься;
  • наблюдается невыполнение данных ранее обещаний.

Все это указывает на наличие СДВГ. Не обязательно, но вероятность такая имеет место. Требуется обратиться к врачу для полного исследования. И если диагноз СДВГ у взрослых будет подтвержден, потребуется пройти курс лечения. При соблюдении рекомендаций удается довольно быстро избавиться от растройства. Правда, в случае с детьми придется проявить настойчивость и решительность. Детская гиперактивность лечится с трудом.


К кому обращаться

Следующий вопрос - к какому специалисту обращаться? На данный момент медицина насчитывает огромное количество врачей. Кто из них способен поставить верный диагноз? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей могут распознать:

  • неврологи (именно к ним приходят с болезнью чаще всего);
  • психологи;
  • психиатры;
  • социальные работники.

Сюда же можно отнести еще и семейных врачей. При этом необходимо отметить, что соцработники и психологи только ставят диагноз. Но медикаментозное лечение они не имеют право назначать. Это не в их компетенции. Поэтому чаще всего родители и уже взрослые люди просто направляются на консультацию к неврологам.

О диагностике

Распознавание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) происходит в несколько этапов. Опытный врач обязательно будет следовать определенному алгоритму.

В самом начале нужно рассказать о себе. Если речь идет о детях, врач просит составить психологический портрет несовершеннолетнего. В рассказ потребуется включить еще и подробности жизни и поведения пациента.

Далее посетителю дадут так называемый СДВГ-тест. Он помогает определить степень рассеянности пациента. Без него обойтись можно, но поступать так не рекомендуется.

Следующий этап - назначение дополнительных исследований. Например, невролог может попросить сделать УЗИ головного мозга и томографию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей на данных снимках будет хорошо заметен. При изучаемом недуге работа мозга немного меняется. И это отражается на результатах УЗИ.


Пожалуй, это все. Дополнительно невролог изучит карту заболеваний пациента. После всего перечисленного выносится диагноз. И, соответственно, назначается лечение. Коррекция СДВГ - процесс весьма продолжительный. Во всяком случае, у детей. Лечение назначается разное. Все зависит от причины появления гиперактивности.

Медикаменты

Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика - это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда - антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием - и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

Народные методы

Некоторые люди не доверяют действию медикаментов. Поэтому можно посоветоваться с неврологом и воспользоваться народными методами лечения. Они зачастую оказываются не менее эффективными, чем таблетки.

Что можно посоветовать, если наблюдается СДВГ? Симптомы у детей и взрослых могут быть устранены посредством принятия:

  • чая с ромашкой;
  • шалфея;
  • календулы.

Хорошо помогают ванны с эфирными маслами, а также с солью с успокаивающим эффектом. Детям можно давать на ночь теплое молоко с медом. Тем не менее медицинская эффективность данных приемов не доказана. Человек будет действовать на свой страх и риск. Впрочем, многие взрослые отказываются от всякого лечения СДВГ у себя. А вот в случае с детьми, как уже было сказано, изучаемую проблему не стоит упускать из виду.


Лечение детей без таблеток

Какое еще предусматривает СДВГ лечение? Препараты, которые прописываются врачами, - это, как уже было сказано, успокоительные. Что-то вроде "Новопассита". Не все родители готовы давать своим детям подобного рода таблетки. Некоторые указывают на то, что успокоительные вызывают привыкание. И, избавившись от СДВГ таким образом, можно обеспечить ребенку зависимость от антидепрессантов. Согласитесь, не самое лучшее решение!

К счастью, у детей гиперактивность поддается коррекции даже без таблеток. Единственно, что нужно учесть: родители должны проявлять терпение. Ведь гиперактивность быстро не лечится. И об этом необходимо помнить.

Какие рекомендации специалисты чаще всего дают родителям, чтобы устранить СДВГ? Среди них встречаются следующие советы:

  1. Больше времени уделять детям. Особенно если гиперактивность - это следствие недостатка внимания родителей. Хорошо, когда один из родителей может остаться "в декрете". То есть не работать, а заниматься с ребенком.
  2. Отдать малыша в развивающие кружки. Хороший способ повысить внимание ребенка, а также развивать его всесторонне. Можно даже отыскать специализированные центры, где организовывают занятия для детей с гиперактивностью. Сейчас это не такая уж большая редкость.
  3. Со школьником нужно больше заниматься. Но не заставлять его сутками сидеть над домашним заданием. Следует также понимать, что плохие отметки - следствие СДВГ. И ругать ребенка за это как минимум жестоко.
  4. Если ребенок гиперактивен, необходимо найти применение его энергии. Иными словами, записать на какие-нибудь спортивные занятия. Или просто давать за день набегаться вволю. Идея с секциями интересует родителей больше всего. Хороший способ и с пользой провести время, и одновременно с этим выплеснуть накопившуюся энергию.
  5. Спокойствие - вот еще один момент, который должен иметь место. Дело в том, что родители при коррекции СДВГ у детей, проявляющих агрессию, ругают их за плохое поведение, и как следствие - не могут справиться с состоянием ребенка. Только в спокойной обстановке возможно излечение.
  6. Последний момент, который помогает родителям, - это поддержка увлечений ребенка. Если малыш к чему-то испытывает интерес, его необходимо поддержать. Не стоит путать это со вседозволенностью. Но и подавлять стремление детей к изучению мира, пусть и излишне активному, не нужно. Можно попытаться заинтересовать малыша каким-нибудь более спокойным занятием. Хорошо помогают дела, которыми можно заниматься вместе с ребенком.

Следуя данным правилам, родители имеют высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс, как уже было сказано, не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. Если вовремя начать лечение, можно без особого труда победить такое хроническое состояние окончательно.

Выводы

Диагноз СДВГ у ребенка - что это? А у взрослого? Ответы на эти вопросы уже известны. На самом деле бояться синдрома не стоит. От него никто не застрахован. Но при своевременном обращении к специалисту, как показывает практика, существует высокая вероятность успешного лечения.


Самолечением заниматься не рекомендуется. Только невролог способен назначить максимально эффективную терапию, которая будет подбираться в индивидуальном порядке, исходя из причин, приведших к постановке данного диагноза. Если врач совсем маленькому ребенку выписывает успокоительное, лучше показать малыша другому специалисту. Не исключено, что родители общаются с непрофессионалом, который не способен отличить избалованность от СДВГ.

Злиться на ребенка и ругать его за активность не нужно. Наказывать и запугивать - тоже. При любых обстоятельствах следует помнить, что гиперактивность - это не приговор. И во взрослой жизни данный синдром не так заметен. Нередко с возрастом гиперактивное поведение нормализуется самостоятельно. Но может проявиться в любое время.

В действительности СДВГ наблюдается чаще всего у школьников. И не стоит считать это позором или каким-то страшным приговором. Дети с гиперактивностью довольно часто более талантливы, чем их сверстники. Единственное, что мешает им преуспевать, - это проблема концентрации внимания. И если помочь ее решить, ребенок еще далеко не один раз порадует родителей. СДВГ (диагноз невролога) - что это? Неврологическо-поведенческое расстройство, которое не удивляет современных врачей и при правильном лечении корректируется!

Кто такой невролог? Какие болезни лечит, почему так сложно поставить диагноз. Методы для определения заболеваний, симптомы. На приеме у невролога: как проходит осмотр, какие задачи решает врач. С какими симптомами обращаться?

Невролог – врач, который рассматривает нарушение деятельности нервной системы, как причину болезни. Старшему поколению привычнее называть специалиста – невропатологом, что на сегодняшний день неверно, так было до 1980 года.

Для получения сертификата по неврологии и возможности вести прием больных, потребуется окончить медицинский институт и интернатуру.

Неврология – наука о возникновении нарушений в работе нервной системы человека. Рассматривают механизм развития, первичные признаки и симптомы заболевания. После диагностики и постановки диагноза невролог назначает лечение и профилактику.

Причины уязвимости нервной системы


Нервная система человека в силу своей сильной разветвленности является полем для развития разнообразных патологий, что губительно сказывается на других системах и органах.

Причины развития патологий:

Опосредованно вред нервной системе наносит недостаток питательных веществ и витаминов, отравления тяжелыми металлами, влияние химических веществ, антибиотиков, а также сердечные и почечные заболевания.

Что лечит невролог: какие болезни?

В основе заболеваний нервной системы лежит нарушение в работе нейронов, нервных клеток, ослаблении между ними связи, а также воспалительные процессы головного и спинного мозга.

Заболевания, которые лечит невролог:

  1. Арахноидит. Инфекция, в том числе и нейроинфекция, травма, отравление затрагивает паутинную оболочку мозга. Проявляется головными болями, судорожными припадками, снижением зрения, шумом в ушах.
  2. Бессонница.
  3. Болезнь Паркинсона. Состояние при котором замедляются движения, увеличивается тонус мышц и появляется дрожь в покое.
  4. Болезнь Альцгеймера. Прогрессирующее заболевание, затрагивающее психические функции, происходит нарушение памяти, мышления, эмоций, идентификации человека, как личности. Со временем теряется сила мышц и чувство равновесия, появляются нарушения в функциях тазовых органов.
  5. Внутричерепная гипертензия (давление), гидроцефалия.
  6. Головная боль напряжения. Сильная, монотонная, сдавливающая. Возникает чаще у женщин, страдают также дети. Вызвана психическим и мышечным перенапряжением, хроническим стрессом.
  7. Геморрагический инсульт. Тяжелая форма нарушения мозгового кровообращения, сопровождается кровоизлиянием в мозг.
  8. Детский церебральный паралич.
  9. Ишиас. Неврит седалищного нерва , проявляется острой болью в области крестца и поясницы.
  10. Ишемический инсульт. При нарушении мозгового кровообращения повреждается ткань мозга, что ведет к утрате его функций. Самый распространенный инсульт.
  11. Кластерные головные боли. Резкая, острая, жгучая боль в глазу или за ним, с иррадиацией в ухо, висок, щеку.
  12. Люмбаго. Острая и резкая, но кратковременная боль в области поясницы.
  13. Менингит.
  14. Миастения. Генетическое заболевание, прогрессирующего характера, вызывающее патологическую утомляемость и слабость мышц.
  15. Мигрень.
  16. Миелит. Заболевание при котором инфекция поражает спинной мозг.
  17. Миопатия. Мышечная дистрофия, дегенеративное заболевание, вызванное поражением мышечного волокна.
  18. Нарушение мышечного тонуса у ребенка.
  19. Невралгия. Острая и пронизывающая боль при поражении периферического нерва.
  20. Неврит или нейропатия.
  21. Опухоль головного мозга или позвоночника.
  22. Полиомиелит. Инфекционное заболевание поражающее спинной мозг и приводящее к параличу.
  23. Рассеянный склероз. Прогрессирующее хроническое заболевание, которое разрушает центральную нервную систему.
  24. Синдром беспокойных ног или болезнь Виллиса. Неприятные ощущения в конечностях заставляют человека ими двигать, что приносит облегчение.
  25. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Страдают дети и подростки.
  26. Синдром хронической усталости. Сочетание нескольких симптомов, которые характеризуются чрезмерной усталостью, сохраняющейся на протяжении длительного времени и ничем не купируемой.
  27. Туберкулезный менингит. Развивается воспаление мозговых оболочек у больных туберкулезом.
  28. Туннельный синдром. Происходит ущемление и придавливание нерва к выступам на кости.
  29. Хронические нарушения мозгового кровообращения. Медленно прогрессирующее заболевание, которое приводит к развитию микроочагов некроза мозговой ткани и дисфункциям мозга.
  30. Экстрапирамидные расстройства. Изменяется мышечный тонус, нарушается двигательная активность, появляется гиперкинез (подергивания) или гипокинезия (обездвиженность) и их сочетания.
  31. Энцефалит.
  32. Энцефалопатия. Диффузное поражение головного мозга при различных заболеваниях и патологических состояниях.

Внимание! Невролог не лечит психические нарушения. Этим занимается психотерапевт. Но, заболевания нервной системы часто могут сопровождаться нарушением психики, в этом случае помощь пациенту оказывают оба специалиста одновременно.

Симптомы и жалобы для обращения к врачу


Нервные заболевания не появляются сразу, а развиваются медленно и постепенно. Опасны тяжелые и необратимые последствия – паралич, инвалидность, утрата интеллекта. С возрастом этот риск только увеличивается.

При периферическом параличе происходит практически полная утрата мышц способности сокращаться, человек не контролирует свое тело, не способен передвигаться. Парез – частичная потеря мышцами двигательной активности. При обоих состояниях развивается атрофия, при котором уменьшается объем мускулатуры, отсутствуют сухожильные рефлексы, мышечная ткань расслаблена, теряется упругость и тонус.

При центральном параличе происходит обратный процесс, то есть мышечный тонус повышается, скорость рефлексов сухожилий увеличивается.

При поражении базальных ганглиев, которые находятся в белом веществе головного мозга, нарушается регуляция двигательной и вегетативной функции, что сказывается на моторике движений. Они замедляются, становятся непроизвольными, появляется тремор (дрожь), изменяется мышечный тонус.

Если страдает мозжечок, то нарушается координация движений, речь становится медленной и нечеткой, конечности слабеют.

Внимание! Симптомы нервного заболевания могут быть незаметными и незначительными, будь то онемение пальцев или головокружения, не относитесь к таким проявлениям начала заболевания легкомысленно.

Любую болезнь легче предотвратить и лечить на начальной стадии. Обратиться к врачу следует в случае, если:

Услышав после посещения детского невролога диагноз ММД, многие родители хотят разобраться, что это за болезнь и чем она грозит ребенку. В неврологии патология относится к разряду перинатальных энцефалопатий. Аббревиатура расшифровывается – минимальная мозговая дисфункция. Диагностируется у 20% детей, достигших 6-7-летнего возраста. Преимущественно выявляется в процессе планового врачебного осмотра. ММД – это такое нарушение функциональности мозга, которое незначительно влияет на физические данные и психическое здоровье ребенка, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.


Определение заболевания

ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.

Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме. Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.


ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

  1. Моторная дисфункция в легкой форме.
  2. Гиперактивность. Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте. Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
  3. Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
  4. Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
  5. Трудности при запоминании новой информации.
  6. Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
  7. Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Причины, вызывающие мозговую дисфункцию

Основные причины, провоцирующие минимальную мозговую дисфункцию, диагностированную у детей – патологии внутриутробного развития, травмы, полученные в результате расстройства родовой деятельности (аномальные значения силы, интенсивности, ритма сократительной активности мышц матки). Типичные осложнения патологических родов: гипоксия (кислородное голодание) с последующей ишемией мозга, родовые травмы (повреждения костных и мягких тканей), инфекционные поражения плода. Родовые травмы почти всегда вызывают сбои в работе периферической и центральной нервной системы новорожденного. Другие причины возникновения:

  • Перенесенные матерью на любом этапе жизни соматические (телесные) болезни, сопровождающиеся хронической интоксикацией.
  • Наследственная предрасположенность, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость родителей.
  • Нарушение процессов метаболизма.
  • Патологические состояния при беременности, в том числе токсикоз, угроза прерывания.
  • Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания, протекающие в острой форме.
  • Аномальное течение родов, в том числе нарушение родовой деятельности, стремительные роды.
  • Недоношенное состояние плода, нарушение функций жизнедеятельности. Недоношенный плод не готов к родовому процессу. В результате повышается риск повреждений.

Нанести существенный вред здоровью будущего ребенка могут инфекционные поражения матери с мало выраженной симптоматикой – токсоплазмоз, цитомегалия, хламидиоз, сифилис.


Диагностика

Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:

  1. Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
  2. Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
  3. Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
  4. Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.

Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.

Лечение

У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:

  • Снотворные средства. Нормализуют сон.
  • Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
  • Антагонисты дофаминовых рецепторов (Галоперидол, Галоприл, Сенорм). Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.

Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу.

ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция помогут предотвратить негативные последствия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.