Как нервная система влияет на память



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


В ходе эволюции реакция на стресс еще не подводила людей, но у нее полно недостатков. Так, мы не убегаем от любого шороха в кустах в страхе от того, что там может сидеть тигр или леопард. Пускай хищники и исчезли, но наш мозг все так же готов к стремительной реакции на опасность.

Несмотря на глубокий ум, поразительные свойства нейронов и миллионы лет эволюции, головной мозг все так же неспособен различить истинную и вымышленную угрозу.

Стресс и функционирование мозга

Физиологически человек не может постоянно быть в состоянии повышенного внимания. Когда он чем-то обеспокоен, почти все его энергетические ресурсы перенаправляются в мозг и мышцы, наполняя их кортизолом. А избыток гормона стресса вредит работе гиппокампа.

Исследования доказали губительное влияние кортизола на гиппокамп, отвечающего за формирование воспоминаний и долгосрочную память. Существуют весомые доказательства того, что затянувшийся стресс приводит к раннему старению мозга.

Бесспорно, негативное влияние стресса на возможность запоминать едва ли назовешь хорошей вестью. Но не все настолько плохо!

О пользе чистого воздуха

Необходимо научиться различать виды стресса – далеко не каждый из них несет в себе угрозу. Модно найти массу разных статей, выступающих против любых форм стресса. Так, кто-то даже заявляет, что знает, как можно навсегда избавить нашу жизнь от стресса. Но это невозможно. Да вы бы и не захотели этого, будь это возможно.
Подобная информация вводит читателей в заблуждение, является ошибочной и безответственной. Это всего лишь теория, не имеющая достоверных доказательств или результатов исследований, способных подтвердить ее своенравные утверждения.

Правильным ответом на стресс должно стать не желание его избежать или избавиться от него, а приложить максимум усилий для усиления своих когнитивных способностей, несмотря на наличие стрессовой ситуации.

Как улучшить восприятие и память

Ниже перечислены несколько советов по восстановлению и улучшению памяти и восприятия:

1. Полезная пища

Наполните свой рацион пищей, богатой на омега-3 жирными кислотами (грецкий орех, лососевые). Кроме того, полезными будут бобовые, цветная капуста, цельнозерновые продукты, черника, брокколи.

2. Освоение медитации

Наш мозг подвержен негативной предвзятости, а это означает, что наше внимание в основном сосредоточено только на плохих вещах. Медитация же указывает на то, что мысли можно направлять и на нечто хорошее. Ссылаясь на пользу медитации в образовательном процессе, университеты с мировым именем (Стэнфорд и Гарвард) даже создали в своих стенах специальные центры медитации осознанности.

3. Повторение

Оно лежит в основе любого обучения. Ученые уже не раз доказывали, что регулярное повторение это самый эффективный метод усвоения информации. Если человек трудно запомнить телефонный номер, можно попытаться разбить комбинацию на наборы цифр длиной по 3 знака каждый с последующим их повторением.

4. Отработка концентрации внимания

Возьмите себе за правило не перегружать внимание более чем одним заданием, каким бы простым оно не казалось. Вы моете посуду? Сфокусируйте внимание только на ней. Вам позвонили? Сосредоточьтесь исключительно на том, что говорит собеседник. Эта простая привычка называется осознанностью.

5. Спорт и упражнения

Занятия спортом творят чудеса. Порой вынудить себя сделать что-то может быть довольно непросто, но оно того стоит! А еще физические упражнения оказывают огромное положительное влияние на работу мозга. Умеренный занятия насыщают мозг кислородом, улучшают настроение и защищают нейроны. Научно доказано, что спорт способствует образованию новых нервных клеток (нейрогенезу).

Выводы

Трудно признавать, но большинство людей доверили свою жизнь автопилоту. Зачастую мы не осознаем того, где мы и чем занимаемся. В таком состоянии мозг начинает приносить человеку только страдания. Его буквально захлестывают плохие мысли, не давать сосредоточить свое внимание. В итоге попытаться что-либо вспомнить становится очень сложно.

Хотите вернуть былую память? Начните со своего стиля жизни. Медитируйте, добавьте в свой распорядок больше физической активности, откажитесь от курения, перейдите на однозадачность и заставьте мозг работать на полную. Практическое применение даже одного из перечисленных в этой статье советов кардинально улучшит вашу способность к запоминанию и восстановлению былых воспоминаний!

Новое видео:


Вы проводите недели, готовясь к презентации, запоминаете важные факты и статистику, чтобы впечатлить аудиторию и донести до нее все то, что хотите сказать. И вот, наконец, наступает день вашего бенефиса, и вы стоите перед аудиторией… но разум оказывается пуст, как чистый лист.

Что же случилось? Как объясняет педагог Элизабет Кокс в анимационном видео на TED-Ed, ответ заключается в сложной взаимосвязи между краткосрочным стрессом и памятью.


Вся информация, которую вы черпаете из книг, изучаете или слышите, сохраняется в памяти в результате трехступенчатого процесса:

Когда мы получаем новую информацию через сенсорный опыт (то, что вы слышите, видите, осязаете или обоняете), активируется уникальный набор участков мозга.

Чтобы информация сохранилась в долгосрочной памяти, гиппокамп объединяет весь чувственный опыт. Решающее влияние на этот процесс оказывает миндалевидное тело – амигдала. Амигдала отвечает за формирование опыта, связанного с сильными эмоциями. Вот почему вы помните, как сломали ногу в детстве, но не помните, что ели на завтрак две недели назад.

Затем гиппокамп, важный центр памяти, кодирует информацию. По последним данным, это происходит за счет укрепления синаптических связей, активированных во время чувственного опыта. Мы запоминаем закодированную информацию и можем извлечь ее из памяти позже. Информация хранится в разных областях мозга, но за извлечение отвечает префронтальная кора, которой мы также обязаны мышлением, вниманием и способностью рассуждать.


На первых двух этапах создания воспоминаний умеренный стресс может даже помочь запоминанию чувственного опыта.

Важная деталь. Чтобы умеренный стресс оказал положительный эффект, сам стресс должен быть связан непосредственно с запоминаемым материалом. Поэтому экстренная зубрежка в ночь перед экзаменом может помочь вам выучить материал. Но если вас, например, внезапно испугает друг, это вам не поможет.

Тем не менее, сильный и хронический стресс оказывает отрицательное воздействие на память. Когда человек испытывает стресс в течение недель, месяцев или даже лет, то постоянно высокий уровень кортикостероидов нарушает работу гиппокампа и снижает способность человека к запоминанию информации.

Вот почему во время стресса на экзамене наш мозг как-будто отключается и мы забываем все, что выучили. В попытке вспомнить материал, мы нервничаем еще больше. Повышается секреция гормонов стресса и шансы вспомнить выученное катастрофически снижаются. Круг замыкается.


«Недели, месяцы или даже годы устойчивой выработки кортикостероидов, которые являются результатом хронического стресса, могут повредить гиппокамп и ослабить вашу способность формировать новые воспоминания,” – говорит Элизабет Кокс.

Так что же нам делать, чтобы сохранить спокойствие в критический момент? Как заставить стресс работать на нас? Как нам разорвать этот порочный круг? Вот 4 способа использовать стресс в своих интересах.

Когда вы готовитесь к серьезному выступлению, презентации или экзамену, сделайте все возможное, чтобы отрепетировать в обстановке, которая будет похожа на предстоящее событие.

Регулярные физические упражнения могут помочь вам справиться со стрессом. Учащенные дыхание и сердцебиение меняют химический состав в мозге. В результате нервозность снижается, а чувство благополучия усиливается. Кроме того, физические упражнения улучшают сон, гарантируя вам необходимый отдых перед стрессовым днем.


Эффективность дыхательных упражнений доказана для разных категорий экзаменуемых: от третьеклассников до студентов-медиков. Если критический стрессовый момент уже наступил, сделайте несколько циклов глубокого дыхания для успокоения.

Посвятите 15-20 минут в день созерцательной практике. Кроме развития своей префронтальной коры, отвечающей за внимание и концентрацию, вы сможете снизить последствия стресса и будете более спокойны в дни подготовки и ожидания волнительного момента. Аудиогиды для начинающих практику медитации вы найдете в разделе Обучение.


О том, что сильный стресс отрицательно сказывается на нашем сердце и других органах, слышали, наверняка, многие. Но задумывались ли вы о том, как стресс влияет на нашу память? Обычно о такой взаимосвязи думают немногие, но она действительно существует и способна как помочь нам что-то запомнить, так и стать преградой для того, чтобы быстро вспоминать самые банальные вещи.

Дело в том, что стресс – это всегда состояние дисбаланса, и от того, как долго мы находимся в стрессовых обстоятельствах и испытываем негативные эмоции, напрямую зависит, в какую сторону в итоге качнутся весы. Они могут вернуться к равновесию, а могут перекоситься еще больше.

Во время стресса в организме в срочном порядке выбрасывается адреналин, из-за чего наше сердцебиение ускоряется, концентрация и внимание повышаются, а рефлексы улучшаются. В это время также выделяется кортизол, который также считают гормоном стресса.

Кортизол заставляет эффективно работать гиппокамп – область мозга, которая играет главную роль в формировании нашей долговременная памяти. Она отвечает за все архивные знания, которые мы можем вспомнить в любой момент. За сбор, анализ, сохранение и воспроизведение информации, полученной из внешнего мира, отвечают нейроны. Каждое наше воспоминание – это набор связанных между собой синаптическими связями нейронов. При этом связей может создаваться много, но мозг сохраняет только важные для нас. Так он снимает перегрузку, чтобы действовать упорядочено.


Также существует кратковременная память, которая позволяет помнить что-то только в течение нескольких минут, пары часов или дней, пока есть необходимость. За нее отвечает префронтальная кора, а за наши эмоции – мозжечковая миндалина. И на нее кортизол также оказывает воздействие. Множество экспериментов показывают, что, когда какое-то событие или факт имеют для нас эмоциональную окраску, они запоминаются лучше. Причем окраска может быть как положительной, так и отрицательной. Если вам расскажут десять новостей, то из них вы лучше всего запомните те, которые вызвали у вас негодование или восторг, то есть создали условия для стрессовой реакции. Так стресс и память связаны через эмоции в положительном ключе. На этом построен ассоциативный метод запоминания в мнемонике.

Примерная схема механизма влияния эмоций на память человека отображена на рисунке ниже:


Кратковременный стресс

Предположим, что вы узнали, что вам нужно доделать работу не за два часа, как вы рассчитывали, а за час, иначе будут какие-то негативные последствия. Это стрессовая ситуация, вам нужно срочно адаптироваться к новым условиям, и вы немедленно получаете для этого ресурсы. Включается наша симпатическая нервная система, которая отвечает за возбуждающее действие. Выделяются гормоны стресса: адреналин и кортизол. Адреналин мобилизует наше тело физически, а а при кратковременном всплеске кортизола мобилизуются процессы памяти. В итоге вы берете и заканчиваете свою задачу за более короткий срок. Также это тот случай, когда на экзамене, интеллектуальной игре или на важных переговорах, вы вспоминаете информацию, которую думали, что и не знали никогда. Но мозг в мобилизованном состоянии быстро нашел выход из ситуации, подключив все архивы памяти.

Длительный стресс

Если воздействие кортизола слишком долгое, то часть рецепторов и нейронов гиппокампа уже не может справляться с наплывом стрессового гормона и атрофируется, и размеры гиппокампа уменьшаются. Это может привести к расстройству памяти и вызвать проблемы с обучением. При этом кортизол влияет и на миндалевидное тело, играющее ключевую роль в формировании эмоций. Из-за этого мы получаем типичные симптомы стресса: раздражительность и повышенное беспокойство.

Длительная бомбардировка нейронов кортизолом приводит к тому, что формирование связей между нейронами затрудняется, а значит и самих воспоминаний. Более того, гормон стресса способен разрушать уже существующие связи, активизируя тем самым механизм забывания, поэтому потеря памяти при стрессе вполне реальное последствие. Кроме этого, гормон стресса мешает мозгу фильтровать связи и избавляться от ненужных, что создает хаос и также затрудняет доступ к важной информации.

Если в мозг продолжают поступать сигналы опасности, он стимулирует надпочечники работать слишком интенсивно, из-за этого гормональная система теряет свою способность контролировать уровень стресса. А значит, пока стрессовое состояние не уменьшится или не пройдет, некому защитить отделы мозга, отвечающие за память.

Но и это еще не все. Из-за воздействия кортизола уменьшается размер префронтальной коры мозга, из-за чего нам становится сложно концентрироваться и принимать решения. Именно этим может быть вызвана сильная забывчивость, когда мы не можем найти ключи или не помним, что назначили встречу, а вовсе не природной рассеянностью. Длительный стресс может стать одной из причин развития деменции (деградации памяти и мышления), а также хронической депрессии.

Потеря памяти при стрессе


Несмотря на то, что небольшой кратковременный стресс способен мобилизовать нашу память, слишком сильное стрессовое состояние способно парализовать человека настолько сильно, что он может совершенно забыть все, что хотел сказать во время выступления или ответа на экзамене.

Помимо этого, сильный стресс, может приводить к тому, что мы ничего не можем вспомнить о каких-то плохих событиях, которые с нами произошли. Жертва грабежа, насилия или катастрофы может помнить только небольшие отрывки, которые возникают, как вспышки. А может помнить только то, что было до и после. В этом случае даже могут поставить диагноз временная амнезия. Если в вашей жизни есть промежуток времени, о котором вы практически ничего не можете вспомнить, подумайте, не находились вы в тот момент в состоянии сильного стресса, возможно причина кроется в нем.

Также иногда человек может не помнить самих событий, но при этом помнить эмоцию, которую вызывает тот или иной человек или предмет. Например, испытывать беспричинное отвращение к чему-то или кому-то либо, наоборот, чувствовать радость и вдохновение. Но такая потеря информации не всегда связана со стрессом, в большинстве случаев причиной являются стандартные механизмы забывания, которые действуют в нашем мозге.

Восприимчивость к стрессу наследуется

Ученые выяснили, что хронический стресс может повлиять на выраженность определенных генов. Если мать все время находилась в стрессе и из-за этого не заботилась о ребенке должным образом, то в его мозге будет меньше рецепторов, чем у детей, которые росли в атмосфере спокойствия и любви. И из-за этого этот ребенок будет более восприимчив к стрессу. При этом гиперреакция на стрессовые обстоятельства передается через несколько поколений.

Как избавиться от стресса

Брать под контроль стресс в своей жизни. Постарайтесь свести к минимуму количество стрессовых факторов. Если каких-то неприятных эмоций можно избежать, то так и делайте. Это не слабость, это разумная забота о себе.

  • давайте себе достаточно времени на сон и отдых;
  • выделяйте время на те вещи, которые приносят вам радость;
  • заботьтесь о своем состоянии здоровья;
  • не злоупотребляйте вредными продуктами, алкоголем, откажитесь от сигарет и сделайте спорт постоянным спутником вашей жизни.

Как говорится: в здоровом теле – здоровый дух. Если у вас нет проблем на физиологическом уровне, то у вас будет больше сил, чтобы справляться с ними на эмоциональном.

Но если вы чувствуете, что ситуация зашла слишком далеко, вы не можете спать, ваше поведение изменилось, и вы часто грустите или впадает в апатию, то нужны более действенные средства, чтобы избавится от стресса и привести себя в порядок. Обратитесь за помощью к психотерапевту, чтобы разобраться в причинах такого состояния, а также примите курс препарата для баланса эмоций. Помните, время играет большую роль. Чем быстрее вы снизите уровень стресса, тем меньший ущерб будет нанесен вашей памяти и всему организму в целом.

По материалам книги Венди Сузуки "Странная девочка, которая влюбилась в мозг".

Что происходит, когда мы испытываем стресс?

В организме человека есть комплекс трех прекрасно скоординированных систем, которые обеспечивают реакцию на стресс. Первая часть этой триады — произвольная нервная система. То есть та часть нервной системы, которая посылает телу команды на движение. Она включает в себя так называемую первичную моторную кору, расположенную в передней части коры, и пролегает отсюда по спинному мозгу и нервам ко всем произвольным мышцам (это те мышцы, которыми мы можем двигать осознанно и которые могут спасти нас в опасной ситуации).

Вторая система реагирования на стресс, — это вегетативная нервная система. Две части вегетативной нервной системы работают в двух очень конкретных ситуациях. Первая называется симпатической нервной системой и отвечает за реакцию "бей или беги". Когда в нашей жизни появляется стрессовый фактор (лев, землетрясение, ядерная катастрофа), именно симпатическая нервная система активируется и готовит тело к реагированию. Для этого она повышает частоту пульса и дыхания, расширяет зрачки (чтобы лучше видеть нападающего льва). Кроме этого, симпатическая нервная система посылает в кровь глюкозу, чтобы у мышц было достаточно энергии, и усиливает кровоток к основным мышечным группам на тот случай, если придется бежать. Другие системы,

не нужные в кризисные моменты, включая функцию почек, системы пищеварения и размножения, наоборот, блокируются. Иными словами, нападение льва — не лучший момент для опорожнения мочевого пузыря, выпускания газов из кишечника и овуляции.

Чикагская семерка психосоматических заболеваний: 1. Гипертония.
2. Язвенная болезнь 12-перстной кишки.
3. Неспецифический язвенный колит.
4. Бронхиальная астма.
5. Тиреотоксикоз.
6. Ревматоидный артрит.
7. Нейродермит. К психосоматическим заболеваниям в разных источниках относят также диабет второго типа, онкологические заболевания и др. Обратите внимание, какие реакции в организме запускает симпатическая система в ответ на стресс. А если стресс носит хронический характер? Тогда возникновение одного или нескольких заболеваний является логическим следствием биологической реакции тела на длительную активность симпатической нервной системы. Например, постоянный выброс глюкозы в кровь с высокой долей вероятности приведет к проблемам с поджелудочной железой, и, скорее всего, к нарушениям пищевого поведения.

Вторая составная часть вегетативной нервной системы называется парасиматической, или системой "отдыха и пищеварения". Она вступает в свои права, когда мы расслабляемся или отдыхаем. Ее основная забота — устранить последствия всех тех чрезвычайных мер, что предприняла симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система снижает частоту пульса и дыхания, снимает расширение зрачков. Она направляет кровь и энергию системе пищеварения, чтобы вы могли переварить плотный праздничный обед; поддерживает систему размножения, давая возможность женщинам овулировать, а мужчинам — производить сперму; и позволяет мочевому пузырю сокращаться, чтобы вы могли его опорожнить. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы координируют свои действия: когда одна активна, вторая отходит на второй план, и наоборот.

Приведу пример из своей практики. Мышечные боли (миалгии), возникшие проблемы со стопами (шпоры, вальгус стоп). Клиентка пошла к остеопату. Комментарий остеопата: хронический гипертонус скелетных мышц; после перенапряжения симпатической системы — гипотонус мышц, который привел к ослабленю фасции стоп, которая компенсировалась через рост пяточной шпоры и вальгус стопы. (Напомню, я не имею медицинского образования, но объяснение остеопата (в прошлом врач МЧС), мне кажется очень логичным, поэтому я привожу его в качестве примера).

Третья система, принимающая участие в реакции на стресс, — нейроэндокринная (или гормональная). Она отвечает за выработку двух важных гормонов, которые поступают в кровь в ситуации стресса и запускают реакцию на стресс со стороны симпатической нервной системы. Первый гормон — кортизол — вырабатывается надпочечниками, которые, как ясно из названия, расположены прямо над почками. В ответ на стресс, симпатическая нервная система отдает команду на выработку кортизола, который, в свою очередь, повышает гликогенез (поступление глюкозы в кровь), подавляет иммунные функции и снижает формирование костей. В критическом случае этот всплеск кортизола помогает активировать мозг и основные чувства для поведения в опасной ситуации, — к примеру, для поиска выхода из горящего здания. второй важный гормон, уровень которого резко повышается в ситуации стресса, — это адреналин, тоже вырабатываемый в надпочечниках. Именно выброс в кровь адреналина в стрессовых ситуациях вызывает сердцебиение, усиливающее кровоток. Кроме того, адреналин повышает кровяное давление, расширяет дыхательные пути и зрачки. Адреналин готовит наше тело к бегству от льва.

Все перечисленные системы настроены на помощь в ситуации двух основных типов. Первые из них — неожиданные чрезвычайные обстоятельства вроде нападения льва в саванне: вам грозит сиюминутная смертельная опасность, и ваши системы реакции на стресс мгновенно активируются — они готовы к действию. К этой же категории относятся не угрожающие жизни и непродолжительные периоды стресса. [. ]

Если симпатическая система остается активной под воздействием повседневных стрессов, то парасимпатическая система вообще не активируется — то есть наше тело и разум не получают вообще никакого облегчения и постоянно пребывают в состоянии полной готовности к варианту "бей или беги". [. ]

И это не последняя плохая новость. Хронический стресс негативно влияет на мозг. Проводились многочисленные нейробиологические исследования того, как длительный стресс и высокий уровень кортизола влияют на функции мозга. Результаты печальны. Длительный стресс действует в основном на гиппокамп, префронтальную кору и мозжековую миндалину — то есть на центры памяти, исполнительной функции и управления эмоциями. Не правда ли серьезные побочные эффекты?

Особенно чувствителен к стрессу гиппокамп, потому что его клетки снабжены самым большим во всем мозге количеством рецепторов кортизола. Рецептор — это как бы пропуск в клетку. Он позволяет тем или иным гормонам или нейротрансмиттерам различными способами изменять работу клетки. Из-за множества рецепторов кортизола гиппокампальные клетки очень чувствительны к любым изменениям уровня этого гормона в организме. При недолгом воздействии кортизола эти клетки работают лучше, и память улучшается. Однако есть достоверные данные, что длительное воздействие высокого уровня кортизола вредит гиппокампальным клеткам и ускоряет процесс старения. Тем самым наносится ущерб белкам и другим "участникам" механизма обмена веществ в нейронах. Если искусственно повысить уровень кортизола в гиппокампе грызунов, это вызовет нарушение физиологических реакций, съеживание дендритов (ветвистых входных структур) их гиппокампальных нейронов. Если уровень кортизола длительное время будет оставаться высоким, гормон начинает убивать гиппокампальные нейроны, уменьшая объем гиппокампа. Вот почему длительный стресс существенно снижает функцию долговременной памяти. Это согласуется и с данными исследований на людях, переживших длительный стресс. К примеру, у пациентов с постравматическими стрессовым расстройством (ПТСР) или с депрессией ( то и другое прочно связывают с длительным стрессом) гиппокамп существенно уменьшен, а функции обучения и памяти снижены. Это позволяет предположить, что долговременное действие кортизола убило их гиппокампальные клетки.

Многочисленные исследования на грызунах показали, что длительный стресс также снижает нормальный нейрогенез в гиппокампе. Когда это происходит, нормальный приток гиппокампальных клеток замедляется: никаких больше новых нейронов. Кроме того, стресс снижается синтез гормона роста BDNF. А поскольку BDNF необходим для роста и созревания новых гиппокампальных клеток, то снижение его уровня означает и снижение шансов на выживание тех немногих гиппокампальных клеток, которые все же умудряются родится.

Несмотря на то, что большинство рецепторов кортизола находится в гиппокампе, префронтальная кора, расположенная сразу за лобной костью, играет громадную роль в некоторых высших когнитивных способностях: она отвечает за кратковременную память (при помощи которой мы удерживаем вещи в фокусе внимания), принятие решений и планирование, а также за гибкое мышление. Исследования на животных также показали, что даже небольшой стресс может снизить качество кратковременной памяти, за которую отвечает лобная доля мозга. А физиологические исследования показали, что стресс снижает не только физиологические реакции и функции префронтальной коры, но и быстро начинает разрушать дендритные ветви этих клеток.

Третья ключевая область мозга, подверженная влиянию длительного стресса, — мозжечковая миндалина. Она играет важную роль в эмоциях — в частности, "отвечает" за отвращение к некоторым раздражителям. Если активность гиппокампа и префронтальной коры от стресса снижается, то состояние стресса у пациентов с ПТСР приводит мозжечковую миндалину, наоборот, в состояние перегрузки. Так что ученые наблюдают у пациентов с ПТСР, наряду с угнетением функции префронтальной коры, повышенную активность мозжечковой миндалины. В частности, установлено, что активность той области префронтальной коры, которая управляет торможением мозжечковой миндалины, при ПТСР пониженна. Что это означает? что ПТСР делает людей легковозбудимыми или гиперактивными и ухудшает их кратковременную память и способность справляться с эмоциями. (с)

Книга Венди Сузуки содержит прекрасные знания по функционированию головного мозга. Она приводит и рецепты самопомощи. С большим рядом ее психологических выводов я не согласна (почти со всеми), а вот ее способы улучшения физиологии и биохимии головного мозга — прекрасны.

Если выше приведенный текст рассматривать с позиции знаний об абьюзе, то мы видим прекрасную иллюстрацию того, что происходит с организмом людей, подвергающихся хроническому насилию. Так же мы получаем понимание, почему пострадавшие от абьюза люди имеют нарушения физического здоровья. Но наиболее любопытной мне показалась информация о происходящих процессах в головном мозге.

Агрессор (абъюзер), включая его окружение обвиняет жертву в неадекватных эмоциональных реакциях, которые на самом деле не являются личностными качествами пострадавшего человека — это реакция на мозжечковой миндалины на потоки кортизола. Абъюзеры упрекают жертву в неспособности четко мыслить, принимать решения, держать "мелочи" в памяти — а это так же не является личностными характеристиками человека, потому что это всего лишь реакция префронтальной коры на высокий уровень кортизола и адреналина, в котором топит организм. И этот уровень гормонов стресса не зависит от того, каким человеком является пострадавший от абьюза — это всего лишь нормальная, физиологическая, заложенная самой природой, реакция на стресс, которым несомненно является насилие в межличностных отношениях.

Выбегайте из горящего здания токсичных межличностных отношений и выносите своих детей.

Если вы и ваши дети находятся в токсичных отношениях, под воздействием хронического стресса, то не стоит ожидать академических, профессиональных успехов — размер гиппокампа меньше, чем у людей не живущих в таких условиях; не стоит ожидать нормальных (обычных) эмоциональных реакций — мозжечковая миндалина на текущий момент сверхчувствительна к любым раздражителям.

А если вы видите тех, кто живет в таких отношениях — не судите их строго, потому что из-за уровня кортизола их мозжечковая миндалина работает специфично. В данной ситуации мозжечковая миндалина из-за физиологических (высокий кортизол) и психологических (социальный Стокгольмский синдром, хроническая идентификация с агрессором) причин НЕ "отвечает" отвращением на происходящее насилие, не срабатывает и эмоция отвращения к агрессору. Не говоря уже о других физиологических и психологических процессах, которые происходят с теми, кто длительное время прибывет в ситуации насилия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.