Как определить тип нервной системы у человека


Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС — главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС — это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.


ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая — чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная — делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая — отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность — одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность — быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила — способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система — набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители — свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи — развилась у человека в процессе трудовой деятельности.


Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип — один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип — ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа — часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый — высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный — холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый — меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.


У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.


Вопрос о классификации человеческих темпераментов и возможность определения темперамента того или иного субъекта уже со времён глубокой древности интересовали человечество. Правильное решение этой проблемы имеет и большой теоретический интерес и, главное, огромное практическое значение для медицины, педагогики, выбора профессии, организации труда и т. п. Было предложено огромное количество разнообразных классификацией. Некоторые из них, как, например, гиппократовская, делящая людей на меланхоликов, холериков, сангвиников и флегматиков, схватывали и эмпирически обобщали огромный вековой опыт наблюдения, другие были чисто умозрительными, спекулятивными, далёкими от реальной действительности.

Однако только в последние десятилетия достижения школы акад. И. П. Павлова, поставившие науку о поведении на рельсы точного физиологического знания, позволили объективными методами — методами изучения условно-рефлекторной деятельности — установить различные типы высшей нервной деятельности (темпераменты) у животных (главным образом собак) и показать значение этих типов для понимания особенностей поведения как в норме, так и в патологии.

Уже в последние годы своей жизни сам И. П. Павлов стал чрезвычайно вдумчиво и осторожно, всесторонне учитывая качественное отличие человека от животного, пользоваться открытыми им законами высшей нервной деятельности животных для разъяснения особенностей психики здорового и больного человека. С тех пор с каждым годом ширится внедрение основ павловского учения в человеческую клинику. Это учение стало краеугольным камнем невропатологии, психиатрии и других медицинских дисциплин.

Естественно, что исключительно важное значение имеет разработка метода определения типов высшей нервной деятельности у человека.

Возьмём для пояснения простейшие примеры условнорефлекторной деятельности животного и человека в повседневной жизни.

У животных имеется только 1-я сигнальная система; 2-й сигнальной системы у животных нет, на абстрактные словесные символы они реагировать не могут.

У каждого человека существует и 1-я и 2-я сигнальные системы, но у одних преобладает одна, у других — другая, у третьих они развиты приблизительно одинаково.

Если вы спросите человека 1-й сигнальной системы, какие учебные предметы ему больше нравились в школе, то обычно услышите в ответ, что литература или история, т. е. то, что действовало на воображение, человека же 2-й сигнальной системы больше привлекала математика или логика.

Выясняя склонность человека к тем или иным областям знания, надо уточнить и то, что именно привлекало обследуемого в изучаемом предмете или проводимой работе. Например при склонности к географии одних привлекает в ней описание природы, обычаев и т. п., — это лица с преобладанием 1-й сигнальной системы; других — карты, масштабы, цифровые данные, — это лица с преобладанием 2-й сигнальной системы.

Есть профессии с преимущественным использованием 1-й сигнальной системы (например художественная, музыкальная или литературная деятельность) или 2-й (например область математики или философии), но есть и такие, где можно работать и той и другой системой. Например врач при постановке диагноза может и должен пользоваться обеими системами, но в зависимости от особенностей своей психики он будет больше применять ту или иную; так, один дерматолог при определении характера сыпи преимущественно использует свой предварительный зрительный опыт, другой при решении той же задачи преимущественно исходит из анализа составных элементов сыпи (пятен, пузырьков и т. п.).

Необходимо подчеркнуть, что тип высшей нервной деятельности вообще и соотношение сигнальных систем в частности не являются чем-то раз навсегда установившимся от рождения. Условия жизни и воспитания, тренирующие ту или другую систему, могут изменять и их соотношение. Так, например, если человек по условиям своей жизни ведёт жизнь охотника- следопыта, то у него, естественно, тренируется и постепенно начинает преобладать 1-я сигнальная система, а если он занимается с детства математикой, то, наоборот, постепенно берёт перевес 2-я система.

Независимо от превалирования 1-й или 2-й сигнальной систем, И. П. Павлов различает тип нервной системы по силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Сила нервной системы проявляется в работоспособности, умении и любви преодолевать жизненные трудности и препятствия, инициативе, настойчивости, смелости. Люди сильного типа охотно выполняют работы, требующие большого напряжения их сил, получают удовольствие от преодоления препятствий и опасностей; слабые, наоборот, пытаются избежать активного напряжения, уйти от опасности, а если это оказывается невозможным, то легко дают невротический срыв.

Всякая активая борьба для слабого типа мучительна, и поэтому слабые люди предпочитают уступить, подчиниться чужому мнению, лишь бы не противодействовать; отсюда происходит и их повышенная внушаемость.

Степень силы нервной системы может меняться в зависимости от условий жизни и воспитания.

Приучая ребёнка с детства постепенно разрешать и преодолевать всё более крупные трудности, не бояться опасностей, заниматься видами спорта, развивающими смелость, выносливость, мы тем самым тренируем на умственных, нравственных и физических заданиях силу нервной системы.

Огромное значение имеет и пример окружающих смелых и сильных людей, рассказы о героизме советских людей и детей.

Наоборот, некоторые внешние неблагоприятные условия, как, например, голодание, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. п. могут временно или навсегда ослабить тип нервной системы.

На фоне слабого типа высшей нервной деятельности как в эксперименте на животных, так и в жизни на людях, трудно провести дальнейший анализ в отношении уравновешенности и подвижности, так как слабый по возбуждению процесс не требует значительного напряжения тормозов для своего уравновешения или способности переключаться. Сильный же тип мы можем разделить на уравновешенный, у которого сильному процессу возбуждения в коре противостоит столь же сильное уравновешивающее и ограничивающее его торможение, и неуравновешенный, когда сильное возбуждение не ограничивается и не обуздывается достаточно сильным торможением.

Уравновешенные люди умеют обуздать свои эмоции, сдержаться, если нужно — отложить выполнение своих влечений и желаний. Неуравновешенные люди страдают вспыльчивостью, раздражительностью, приступами безудержного гнева. Они не умеют ждать, у них нехватает терпения, выдержки.

Часто такие люди плохо засыпают и легко просыпаются, т. е. процессы возбуждения преобладают у них над процессами торможения (сон является видом торможения коры).

Выясняя из опроса исследуемого его выдержанность или, наоборот, вспыльчивость, необходимо опросить о его поведении и на работе и в быту. Более ценными являются показания о поведении в домашней обстановке, где несдержанность больного меньше ограничивается внешними препятствиями. Выясняя поведение на работе, интереснее знать отношение к подчинённым, чем к начальству, в быту — к лицам, зависимым от исследуемого (например к детям), чем к лицам, от которых зависит сам исследуемый, так как в этом случае иногда и неуравновешенный человек ведёт себя относительно сдержанно.

Уравновешенность, т. е. сила тормозного процесса коры, может, так же как и сила возбуждения, поддаваться воспитанию и тренировке.

Применяя соответствующее лечение как психотерапевтическое, так и строго индивидуально дозированное медикаментозное, можно ликвидировать срыв и вернуть человеку его уравновешенность. Однако основным для человека, как в возникновении срывов, так и в их устранении, являются условия окружающей его социальной среды.

На фоне неуравновешенности, т. е. безудержного возбуждения как у животных, так и у человека, трудно анализировать степень подвижности корковых функций, степень способности переделывать условные рефлексы в зависимости от изменившихся условий.

Сильный уравновешенный тип мы можем по степени подвижности разделить на подвижный и инертный. Подвижный тип легко приспосабливается к быстро меняющимся условиям внешней среды и перестраивает соответственно свои условные рефлексы, т. е. жизненные навыки и привычки. Лица подвижного типа легко приспосабливаются к новым непривычным жизненным условиям, часто даже испытывают потребность в перемене обстановки. У лиц инертного типа раз создавшиеся и закрепившиеся условно-рефлекторные связи оказываются исключительно прочными и с большим трудом поддаются переделке. Такие лица крайне трудно меняют свои привычки, с большим трудом приспособляются к новой жизненной обстановке, неохотно идут на переезд в другой город или на другую квартиру, на перестановку мебели в комнате, нарушение привычного распорядка дня и т. п.

Как указывал ещё И. П. Павлов, для определения типа нервной системы человека нельзя пользоваться методом тестов, а необходимо анализировать всё поведение человека, в первую очередь как существа социального, в процессе его взаимоотношения с коллективом. Поэтому, выясняя тип, мы и старались, как было видно из всего вышеизложенного, взять человека в целом, как социальную личность, в процессе не специально лабораторного или клинического эксперимента, а во всех его особенностях, в повседневном производственном и бытовом его окружении.

Однако как дополнительный, но отнюдь не ведущий, метод могут быть использованы для определения типа и некоторые психологические эксперименты.

Например для уточнения нашего впечатления о степени подвижности мы прибегаем к следующему приёму: испытуемому зачитываются (не указывая предварительно для какой цели) подряд десять слов, из которых пять (в том числе два первых) однородны по своему содержанию (например названия домашних животных), а другие пять слов совершенно разные, и спрашиваем после этого, каких названий, по мнению испытуемого, было больше: домашних животных или остальных всех вместе взятых? Лица подвижного типа, как правило, отвечают, что больше было разнообразных слов, так как однообразные названия домашних животных им надоедают и вызывают торможение, мешающее закрепить их в памяти; лица инертного типа отвечают, что больше было домашних животных, так как их восприятие, настроившееся уже на определённые понятия и создавшее здесь своего рода доминанту, слабо воспринимает и фиксирует в памяти другие, непохожие по своему значению слова.

В рамках данной статьи невозможно, конечно, привести все те признаки, которыми можно пользоваться для определения типа высшей нервной деятельности человека; да такие пробы и методы и не могут быть исчерпывающе описаны, ибо лишь живой контакт с каждым человеком, опрос и наблюдение за ним в его повседневной активной деятельности могут раскрыть нам его тип во всей его сложности и многообразии, в сочетании врождённых, воспитанных и создаваемых условиями среды особенностей. Однако уже из изложенного должно быть ясным, как можно подойти в каждом отдельном случае к разрешению этого чрезвычайно интересного и практически важного вопроса.

Пользуясь гениальной схемой И. П. Павлова, путём беседы и наблюдения за больным, удаётся установить тип его высшей нервной деятельности, т. е. соотношение 1-й и 2-й сигнальной систем, степень силы, уравновешенности и подвижности его корковых функций, что имеет огромное значение для понимания причин заболевания и выработки разумных способов его излечения.

Схематически типы высшей нервной деятельности сводятся к следующему. По сигнальным системам они делятся на

    лиц с преобладанием 1-й над 2-й;

лиц, у которых 1-я приблизительно равна 2-й,

  • и лиц с преобладанием 2-й над 1-й.

  • Независимо от соотношения сигнальных систем, по силе типы делятся на сильный и слабый; сильный тип в свою очередь может быть подразделён на уравновешенный и неуравновешенный, а уравновешенный — на подвижный и инертный.

    В жизни мы имеем обычно лиц с превалированием 1-й или 2-й сигнальной систем или приблизительно равным развитием обеих и, независимо от этого, четыре основных типа:

      слабый (напоминающий гиппократовского меланхолика),

    сильный неуравновешенный (соответствующий холерику),

    сильный уравновешенный подвижный (соответствующий сангвинику)

  • и сильный уравновешенный инертный (соответствующий флегматику).

  • Как указывал И. П. Павлов и что ежедневно подтверждается в клинике функциональных заболеваний нервной системы человека, отдельные типы, при определённых неблагоприятных условиях существования и неправильном воспитании, при прочих равных условиях (ибо основное зависит не от типа нервной системы, а от внешних и в первую очередь социальных воздействий окружающей среды) дают склонность к срывам в разного типа неврозы. Так, у лиц с преобладанием 1-й сигнальной системы легче возникает истерия, у лиц с приблизительно одинаково развитой 1-й и 2-й сигнальными системами-неврастения, а у лиц с преобладанием 2-й сигнальной системы — психастения; кроме того, истерия больше связана со слабым типом, неврастения — с неуравновешенностью, а психастения — с инертностью типа нервной системы.

    Сильный, уравновешенный и подвижный тип является наиболее полноценным типом, почти никогда не дающим срывов. Поэтому в задачу воспитания входит повышение силы, уравновешенности и подвижности высшей нервной деятельности, создание наиболее полноценной и здоровой в невро-психическом и, обычно неразрывно связанным с ним, физическом отношении личности, — стойких и мужественных борцов и строителей коммунистического общества великой сталинской эпохи.

    Дано 8 квадратов


    В правую руку (для правшей) и левую (для левшей) берётся карандаш таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша.

    В крайнем случае, можно работать ручкой, но без кнопки в верхней части. Желательно верх карандаша перемотать пластырем. Локоть держится на весу, без опоры на стол. Задание состоит в том, чтобы по команде в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек.


    1
    для правшей
    1
    для левшей

    После окончания эксперимента подсчитай количество точек, проставленных в каждом квадратике. Результат записывается в углу каждого квадрата.

    Построй график.На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечаются номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечается количество проставленных точек в каждом квадратике.

    Далее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обозначающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответствующих количеству точек, проставленных испытуемым в этом квадратике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.




    Например, при результате: в 1 квадрате – 35 точек; во 2 – 29; 3 – 42; 4 – 31; 5 – 38; 6 – 30; 7 – 27; 8 – 25 — график будет выглядеть следующим образом:

    1кв 2кв 3кв 4кв 5кв 6кв 7кв 8кв 1кв 2кв 3кв 4кв 5кв 6кв 7кв 8кв

    Далее из точки на оси ординат, где отмечено количество точек в 1 квадратике, восстанавливается перпендикуляр (горизонтальная линия) и анализируется положение полученного индивидуального графика относительно этой линии.

    Е.П. Ильин выделяет пять типов графиков, соответствующих пяти типам нервной системы:

    I — сильный (выпуклый график);

    III — средний (ровный, промежуточный тип);

    IV — средне-слабый (выгнутый);

    V — слабый (нисходящий график).

    На рисунке представлен общий вид графиков каждого типа (при интерпретации индивидуальных графиков следует обращать внимание на их положение относительно горизонтальной линии, начинающейся на том месте оси ординат, которое обозначает количество точек в первом квадрате).

    Задание 1.16.

    У Вики завтра 5 уроков:

    Составьте порядок выполнения домашнего задания, если вы знаете, что у Вики слабая нервная система.

    Занятие 10-11. Темперамент в профессиональном становлении личности

    Темперамент

    При выборе профессии необходимо учитывать особенности своего темперамента.Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека (степень уравновешенности, эмоциональной подвижности), от которых зависят реакции человека на других людей и различные социальные обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента:

    · Холерик. Имеет сильную неуравновешенную нервную систему. инициативен, энергичен, активен. Работе отдает слишком много сил, поэтому быстро выдыхается. Ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большого напряжения, но чередующаяся с более спокойной работой. Холерики не теряются в критических ситуациях (профессия авиадиспетчера, водителя и др.). Холерик не может выполнять монотонную работу.

    · Сангвиник. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Быстро усваивает информацию, легко переключается с одной работы на другую. Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, легко сходятся с другими людьми, очень общительны, уравновешены, готовы всё время действовать, что-то организовывать, поэтому им больше подходит работа с другими людьми. Они неэффективны там, где надо долго делать однообразную работу.

    · Флегматик. Характеризуется упорством и старательностью, малоразговорчив, в работе и общении спокойны. Флегматик с трудом переключается с одной деятельности на другую, долго раскачивается перед работой, не любит разнообразие, хорошо приспособлен к монотонной работе. Флегматик нетороплив, но может достичь хороших результатов благодаря своей настойчивости и хорошей организации труда.

    · Меланхолик. Имеет слабую, неуравновешенную и малоподвижную нервную систему. Отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, тревожностью, высокой самокритичностью, Меланхолики более осторожны в работе, любят работать индивидуально, не спеша, легко поддаются стрессам, им трудно сосредоточиться на работе при наличии помех, в критических ситуациях теряются. Работа, требующая большого напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями, меланхоликам противопоказана. Меланхолик будет эффективно выполнять работу, связанную с информацией и людьми в ситуации, требующей тонкого и глубокого анализа. Деятельность, требующая постоянного общения с людьми (продажи, лекции, переговоры, публичные выступления), для меланхолика затруднительна в силу его индивидуальных особенностей.

    Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип может иметь свои недостатки и достоинства.

    Рассмотри карикатуры, нарисованные датским художником Х. Бидструпом и попытайся определить типы темперамента героев.


    Задание 1.17. Микропрактикум

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.