Как повысить подвижность нервных процессов

Если каждый день вы поднимаете некий вес, и этот вес изо дня в день увеличивается, то в один не очень прекрасный момент этот вес станет для вас неподъемным.

Природа заложила в нас большие резервы, но эти резервы конечны. Прыгнуть можно на некоторое расстояние, или пробежать стометровку за минимальное количество секунд, поднять максимальный вес, проплыть за такое-то время. Выше, дальше и быстрее, как говорится, "не перепрыгнешь".

Благо, что бегать, плыть или таскать тяжести на пределе возможностей нам почти не нужно. Зато все больше приходится напрягать свою "умственную мышцу", выполнять тяжелую думательную работу. И конца у этой работы что-то пока не видно. Сегодня нужно подумать больше, чем требовалось вчера, а завтра – следует подумать больше, чем было сегодня. Однажды все это может закончиться думательной грыжей, или еще чем похуже. Ибо, как в случае с физическими нагрузками, с умственными – всё та же история: физиологически нельзя передумать больше своего думательного барьера.

Раньше всех этот вопрос обеспокоил ученых, ибо им особенно хотелось знать, каковы пределы ума и как их измерить. Они придумали много разных тестов, одним из которых мы сегодня с вамит воспользуемся. Например, тест подвижности нервных процессов.

Суть теста очень проста: допустим, двадцать человек в возрасте отрока загоняют в класс, дают по пульту с кнопкой и просят смотреть на экран. На экране показывают круг. Или квадрат. Или треугольник. И если первое, жми левую кнопку, если второе, жми правую, а если третье, то, как в анекдоте про чукчу, "сиди, и ничего не трогай". Вот и весь тест.

Определение подвижности нервных процессов

На кой лад это нужно? А вот зачем: представьте, что некая тетя Дуся стоит на конвейере и сортирует резиновых гусят. Гусята желтые и красные, и каждого из них нужно взять в руку, нажать на него (хорошо пищит или нет). В зависимости от результата, в одну коробку она бросает хорошего желтого гусенка, в другую хорошего красного, – и, наконец, в третью она бросает гусенка любого цвета, если он бракованный.

Так вот, оказалось, что люди очень по разному способны выполнять эту работу. Качество этой работы не зависит от интеллекта, а зависит лишь от подвижности нервных процессов у человека. Слабая подвижность – говорит о том, что вы реагируете на стимул медленно, а сильная подвижность – указывает на то, что вы легко реагируете на изменения ситуации, легко переключаетесь от одного к другому. В зависимости от полученного результата, вы можете оказаться или пригодными, или непригодными к той или иной работе, деятельности.

И если речь идет о шофере, то ему нужна очень подвижная нервная система (иначе как в анекдоте про наркомана в зоопарке, у которого все "черепахи ломанулись"), ну а если о шахматисте, то ему лучше "семь раз подумать", прежде чем рокироваться.

Теперь если мы представим себе, что конвейер у тети Дуси начинает ускорять свой ход, и ей все быстрее и быстрее нужно сортировать гусят, мы получим эталонный тест, который и определит подвижность нервных процессов у тети Дуси.

Для конвейера это может значить или абсолютное выражение в гусяточасах – 160 гусенков в час без ошибок, или в какой-то скорости конвейере (2, 3 или 4 километра в час), за которые тетя Дуся гарантированно перещиплет гусят без ошибок. Подобные вещи позволяют найти идеальный цикл работы для решения тех или иных задач, что благоприятно скажется на производстве.

Такие тесты помогают выявить и подобрать оптимум скорости выполнения для различных видов работ: это печать на компьютере, работа на конвейере, сборка, сортировка, и тому подобное. Мы можем обнаруживать максимальное количество выполненных действий без ошибок, можно определить предельно допустимое число ошибок на число операций (и если тетя Дуся в час ошибается в пределах трех гусят, то это нормально). Можно выявить процент снижения производительности к каждому следующему часу: и если тестировать тетю Дусю каждый час, то можно обнаружить, что с каждым часом она становится менее и менее эффективной. И в этом случае можно определить специальный цикл выполнения задачи: 200 гусят на первый час, 190 на второй, 180 на третий, и так далее.

Сегодня, для определения подвижности своих нервных процессов, нам уже не нужно идти на прием к психологу: компьютерная программа "Тест подвижности нервных процессов" организует и проведет для вас процесс тестирования в наилучшем виде. Вам потребуется от получаса до часа свободного времени и спокойной обстановки для выполнения всех его заданий. И, после этого, вы получите абсолютные цифры (в процентах), которые определяют силу ваших нервных процессов, и, соответственно, помогают вам оптимизировать процесс выполнения тех или иных работ. Например, печать на компьютере: прежде чем учиться работать вслепую со скоростью сто тысяч знаков в минуту, не мешает проверить, будет ли вам по силам такой труд с точки зрения динамики вашей нервной системы.

Но прежде чем вы, друзья мои, скачаете и воспользуетесь этой программой, я обязан вас предупредить о том, что последствия проверки подвижности своих нервных процессов у многих могут быть плачевными: головокружение, головная боль, слабость и даже тошнота. Все это может произойти не потому, что эта программа такая подлая, но лишь потому, что порог реакции можно измерить, приблизившись к этому порогу. И если бы вы измеряли силу своих мышц, то, например, максимально поднятый вес и был бы для вас порогом физических возможностей. В этой программе всё примерно также: она потребует от вас максимального числа выполненных операций, тестирование будет проходить на грани фола. На пике тестирования, самый сложный тест, за одну секунду вам необходимо будет выбрать и выполнить три действия! Настоящий экстрим: мозги начинают плавиться, как масло на сковороде. Очень увлекательное и впечатляющее по своим ощущениям занятие!

Заполнив форму, мы получаем окно задания, в котором и будет происходить тест. У программы есть несколько вариаций теста: это цветовые предъявления (красный, зеленый и синий), символьные (круги, квадраты и треугольники) и лингвистические (выбор осуществляется на предъявление трех классов слов: животные, растения и неодушевленные предметы).

В этом многообразии вариантов есть свой смысл, ибо вы можете обнаружить существенные различия подвижности нервных процессов на разные стимулы. Кому-то легче даются цвет или форма, кому-то языковые предъявления. Кстати, эти данные могут дополнить другой тест, а именно – коэффициент интеллекта (IQ). В правильном варианте IQ вычленяется не только общий интеллект (на основе суммированных цифр), но и операциональные классы интеллекта, где у вас могут быть высокие результаты по математическим операциям, а по лингвистическим – низкие, и так далее (всего, если я не ошибаюсь, – восемь вариантов, так что если вы где-то и как-то вычислили свой IQ, измеряемый какой-то цифрой, то забудьте о нем, он неполный).

В первом варианте теста вам будет предложено сортировать квадраты разного цвета, которые появляются на экране в произвольной последовательности. Если не пользоваться чекбоксом (где написано "Полный тест") и оставить все как есть, то программа проведет вас по всем тестам, начиная самым простым предъявлением (3 цвета, 30 показов в минуту) и заканчивая скоростью (160 показов в минуту), где "крыша начинает шуршать". Я очень люблю Quake-III, где, как верно заметили разработчики, хорошего спинного мозга вполне достаточно, чтобы играть в эту игру (то есть, реагировать вам нужно быстрее, чем думать), – так что от процесса тестирования я получил необыкновенное удовольствие.

Самый сложный тест программы – лингвистический, ибо в нем нужно не только увидеть предъявление на экране (слова "заяц", "лен", "трубка", "барсук", "ткань" и так далее), но еще и прочитать их, осмыслить, и классифицировать в зависимости от их смысла. Если с цветными квадратиками и фигурками еще как-то можно справиться, то со словами я так и не дошел до конца, натурально "крыша съезжала". Встаешь из-за стола, а тебя "ведет", и в голове шумит.

Проще всего пройти полный тест: программа всё сделает сама, тест за тестом, только успевай отвечать. А для уверенных в себе экстремалов – можно выбирать категорию сложности: поставить сразу 160 показов в минуту и посмотреть, что у вас получится. Как я уже сказал, тесты различаются по смыслу предъявлений (цвет, форма и слова), так что имеет смысл пройти все категории тестов и посмотреть, где результаты будут самыми лучшими.

Программа мала в размерах и не требует установки. Распакуйте её в любую папку и запустите файл DMNP.exe. Язык у программы русский. Личные сведения испытуемых лучше заносить правильно, а иначе вы потом запутаетесь, кто есть кто.

Одно мне показалось странным: ближе к концу теста программа стала сообщать мне, что я совершил 100 % ошибок (ни одного правильного ответа), хотя мне показалось, что я ошибался не более чем в половине случаев.

Варианта здесь три: или ошибка у моей клавиатуры, или у меня слабая подвижность нервных процессов, или же это ошибка самой программы. Больше всего склоняюсь к первому варианту: клавиатура моя мудрит. В общем, сами попробуйте.

Программа не дает никаких интерпретаций и заключений, только абсолютные цифры для каждого теста (столько-то ошибок, столько-то правильных ответов).

Результат выполнения задания

Результаты сохраняются в файле отчета, все расписано по каждому тесту. Сохраните его, чтобы потом сравнить с повторными тестами: например, как изменятся результат, если вы очень устали? И как изменятся результаты, когда вы чувствуете прилив сил и настроения?

Изменять и улучшать можно, в этом я уверен. Но я убежден и в том, что бессмысленно и бесполезно улучшать вашу подвижность нервных процессов ради нее самой.

Оптимальный тренинг подвижности нервных процессов – регулярные занятия, которые способствуют их тренировке. Если вы играете в пейнтбол, то нервные процессы будут тренироваться сами по себе, "на халяву".

И если вы учитесь водить машину, то нервные процессы тренируются сами по себе. Но если вы упражняетесь с абстрактными тестами ради улучшения подвижности, то толку от такой тренировки будет ноль.

И вторая – важная! – вещь относительно ваших нервных процессов: не факт, что имеет смысл что-то улучшать. Например, если у вас астеническое (хрупкое) телосложение и IQ на уровне Эйнштейна, то пытаться стать "терминатором" – вредное и глупое занятие. Лучше развивать самую лучшую вашу часть личности, чем дотягивать до "середнячка" отсталую.

Возможно, вас не устроят такие крайности, но никто и не говорит о крайностях. И я даже готов предложить вам формулу: 80% от всего времени самосовершенствования нужно тратить на то, чтобы сделать самое лучшее в вас еще более лучшим, и только 20% – на то, чтобы совершенствовать ваши слабые места.

Сильного должно становиться еще больше, а слабое – должно уменьшаться. Пытаться же сделать слабое сильным не нужно: это напрасный расход сил, времени, энергии и обесценивание ваших самых сильных и выигрышных качеств.

Скачать программу можно в каталоге компьютерных программ.

МЕТОДИКА Н. С. ЛЕЙТЕСА (1956)

Физиологическое обоснование.Методика основана на измерении длительности последей­ствия стимулов.

Аппаратура, необходимая для исследования.Проекционное устройство, электросекун­домер, автоматически включающийся при появлении на экране определенных кадров. Это достигается системой контактов, которые замыкают цепь включения секундомера в тот мо­мент, когда в фильмовое окно проекционного устройства попадают участки киноленты со специальными вырезами. В момент, когда испытуемый нажимает на ключ, секундомер вы­ключается с помощью специального реле на несколько десятых долей секунды, а затем про­должает работать, пока стрелка не дойдет до нуля. В этот момент секундомер автоматически выключается.

Двигательная реакция испытуемого фиксируется специальным записывающим устрой­ством.

Процедура исследования.С помощью проекционного устройства перед испытуемым на экране демонстрируются изображения отдельных букв, по одной на кадре. Предъявляют 9 букв: А, В, И, К, Н, П, С, Т, X. Они располагаются в такой последовательности, чтобы какой-либо системы в их чередовании уловить было нельзя. Всего используется 780 кадров.

Буквы экспонируются в строго определенном темпе. На одни из них испытуемые должны реагировать, на другие — нет. Буквы, являющиеся положительными стимулами, отстоят друг от друга на различных интервалах, но всегда на определенном расстоянии от предшествую­щего предъявления какой-либо буквы. Таким образом, сохраняется ритмичность подачи раз­дражителей. Испытуемые непрерывно наблюдают за меняющимися раздражителями, поддер­живая необходимую сосредоточенность.

На положительные стимулы испытуемые нажимают на кнопку рефлексометра. Положи­тельным сигналом было появление буквы С, тормозным — НС. Буква С встречается в экспе­рименте 122 раза, Н — 120 раз, НС — 50 раз. Если букве С предшествовало сочетание НС (не­важно, за сколько других букв до появления С), нажимать на ключ не надо ни на НС, ни на последующую букву С.

Буква С отставляется в программе от сочетания НС на разное расстояние, что дает воз­можность измерять длительность последействия (в промежутке от 1 до 10 кадров).

Быстроту смены кадров можно регулировать: в одной серии кадры меняются через 1,5 с и на нее уходит 20 мин, в другой серии кадры меняются через 0,5 с и общее время эксперимента составляет 7 мин.

Критерии для диагностики.Изменение времени реакции (увеличение или полная задерж­ка), обусловленные действием предыдущего раздражителя (тормозного — НС на положитель­ный — С), служит показателем последействия тормозного процесса.

За исходное принимается время реакции на стимул, идущий через девять нейтральных букв, т. е. наиболее удаленный от предшествующего значимого (положительного или отрица­тельного) стимула. Для суждения о влиянии одного значимого стимула на другой время реак­ции на каждом интервале вычисляется в процентах к фоновому времени. Если время реакции увеличивается на 10 % и больше, то фиксируется наличие последействия. Длительность его измеряется путем умножения числа кадров между положительным и тормозным сигналами на длительность интервалов (1,5 или 0,5 с).

Могут наблюдаться три варианта изменения времени реакции на положительный стимул после отрицательного:

1) замедление времени реакции (длится 6-12 с),

2) сохранение прежней величины времени реакции,

3) укорочение времени реакции (длится 3 с).

Данная методика ввиду аппаратурной сложности не может использоваться вне лабора­торных условий, хотя затрачиваемое на обследование время относительное небольшое. Кро­ме того, методика дает возможность выявлять только влияние тормозного сигнала на возбу­дительный, т. е. функциональную подвижность торможения. Подвижность возбуждения ос­тается в этой методике без индикатора. Не ясно также, изучается ли данной методикой интегральное свойство или оно относится только ко второй сигнальной системе.

РЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА К.М. ГУРЕВИЧА (1963)

Аппаратура, необходимая для исследования.Рефлексометр, магнитофон с записанными по определенной программе на магнитофонную пленку звуками, имеющими разное сигнальное значение; телефоны-наушники.

Процедура исследования.Сигналы с магнитофона подаются испытуемому в телефоны-наушники. Автоматически звуками с магнитофона осуществляется включение рефлексомет-ра. Программа записи на магнитофонную пленку для проведения исследования следующая. Положительным сигналом (на который испытуемый отвечает нажатием на кнопку рефлексо-метра, останавливая его) является звук высотой 800 Гц средней силы. Для изучения после­действия положительных раздражителей эти звуки подаются парами. Интервалы между ними составляют 0,5; 0,7; 1,0; 3,0; 5,0 с. Между парами сигналов интервалы постоянные и равны 12 с. Пары повторяются без определенной системы от 8 до 12 раз. Последействие тормозных раздражителей (звук высотой 3000 Гц) изучается при отставлении положительного сигнала от тормозного на интервал в 0,1 с. Положительные раздражители идут после тормозных всего пять раз (на фоне беспорядочного следования друг за другом как положительных, так и тор­мозных сигналов).

Сначала проводится тренировка обследуемого по различению положительного и тормоз­ного сигналов и по нажиму на кнопку рефлексометра только при появлении положительного сигнала.

Критерии для диагностики.Показателем подвижности—инертности нервных процессов служит время реакции на положительные раздражители после предшествования в одном слу­чае положительного сигнала, а в другом случае — отрицательного. Фоновое время реакции, по которому сравниваются сдвиги, высчитываются как среднее для данного обследуемого на сигнал, отделенный от предшествующего положительного сигнала на 12 с. В каждом исследо­вании учитывается не менее 50 фоновых реакций.

Последействие положительного раздражителя высчитывается из сравнения времени ре­акции на второй положительный раздражитель в каждой паре раздражителей (дается 10 по­пыток). Поскольку между положительными сигналами используются разные временные ин­тервалы, по сдвигам, выявленным при каждом интервале, можно судить о быстроте нервного процесса, вызываемого положительным раздражителем. Если последействие длительное, то последующий раздражитель вызывает возбуждение на фоне остаточного возбуждения от пред­шествующего раздражения, и они суммируются. Это приведет к уменьшению времени реак­ции. Если последействие имеет среднюю быстроту течения, то при коротких интервалах меж­ду двумя положительными сигналами будет наблюдаться суммация возбуждения и укороче­ние времени реакции, а при длинных интервалах — отрицательная последовательная индукция и увеличение времени реакции. Такая двухволновость изменения времени реакции свидетель­ствует, что за 5 с (время максимального интервала) следовые процессы прошли уже две фазы, в то время как в предыдущем случае — только одну. Наконец, если отрицательная фаза ин­дукции встречается уже при коротких интервалах между двумя положительными сигналами, то быстрота течения следовых процессов еще больше; в этом случае увеличение времени ре­акции будет уже при коротких интервалах между сигналами.

Субъектов с первым типом реакций можно отнести к инертным по возбуждению, а с тре­тьим типом реакций — к подвижным по возбуждению.

Показателем длительности -последействия тормозного раздражителя служит отношение времени реакции на положительный сигнал после тормозного к фоновому времени: если от­ношение больше единицы, то имеется инертность торможения, если меньше единицы (вслед­ствие положительной индукции), то имеется подвижность торможения.

Существенным недостатком данной методики является то, что подвижность возбуждения и торможения определяется в разных временных развертках: для последействия тормозного сигнала используется интервал 0,1 с, а для последействия положительного сигнала — 0,5 с и больше. Отсюда нельзя сравнить у одного и того же субъекта подвижность возбуждения с подвижностью торможения. Не идентичны и приемы определения подвижности того и дру­гого процессов: если влияние тормозного сигнала на положительный методика позволяет изу­чать, то влияние положительного сигнала на тормозный — нет.

Использование методики затруднено еще и по причине громоздкости и сложности аппа­ратуры, необходимой для исследования.

КИНЕМАТОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА (Е. П. ИЛЬИН, 1972)

Аппаратура, необходимая для исследования.Используется кинематометр Жуковского (луч­ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис. 3.7).

Основание прибора представляет собой металлический прямоугольник 10x10 см (1), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли­ной (2). К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов (3). На металлической стойке (4) основания кинематометра по­мещена деревянная платформа (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что­бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме­щает за собой стрелку прибора (6), указывающую своим положением на шкале протяжен­ность выполняемого движения. Крепится стрелка на стойке с помощью диска (7), а фиксиру­ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле­дуемого. Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы кинема-


Рис.3.7. Кинематометр Жуковского (обозначения даны в тексте)

тометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль). Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрел­ки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при дви­жениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбци­нами.

Процедура исследования.Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вра­щения платформы. Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулиро­вать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе. Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу. После этого ему объясняет­ся задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в преде­лах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение. В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталон­ном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положе­ние. В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбран­ную) амплитуду на 1-2 градуса. Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 гра­дуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими).

На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуе­мый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других по­пытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.

Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-

Таблица 34 Протокол проведения эксперимента

где М - среднее нормативной выборки; S - стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

Название шкалы М S
Сила по возбуждению
Сила по торможению
Подвижность

· Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Интерпретация результатов

Уровень процессов возбуждения:

Уровень процессов торможения:

· высокий балл отражает силу процесса торможения;

· низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

· низкий балл - инертность нервных процессов.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.

Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 5 – Самая высокая интенсивность данного свойства

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя
____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого

Интерпретация результатов

Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);

2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);

3. Выполните интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Структура темперамента

Инструкция

Бланк ответа

Ключи

Интерпретация результатов

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность Искренность (надежность)
22-26 16-23 18-20 20-22 24-26 13-12
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень быстрый Очень высокая Очень высокая
17-21 12-15 14-17 14-19 21-23 8-12
Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая Средняя
12-16 7-11 8-12 8-13 14-20 0-7
Средняя Средняя Средняя Средний Средняя Ненадежно
7-11 3-6 4-7 5-8 9-13
Высокая Высокая Высокая Медленный Низкая
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень медленный Очень низкая
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);

2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);

3. Произведите интерпретацию полученных данных;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.