Как работать с нервными детьми

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ "КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПРОБЛЕМНЫМ ("ТРУДНЫМ") РЕБЕНКОМ?"

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛ.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” учащихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.

Психологи такое поведение называют девиантным (отклоняющимся). Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:
- делинквентное поведение (оно направлено на нарушение социально-нравственных норм, но не является уголовно наказуемым в отличие от криминального поведения, это своего рода балансирование ребенка на грани закона);
- аддиктивное поведение (характеризуется стремлением к уходу от реальности, например, токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);
- скрытые формы неблагополучия ребенка (это пассивное поведение, повышенная тревожность; к сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе).

Самая сложная задача учителя – найти ключ к пониманию проблемного (“трудного”) ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

I. Как вести себя с агрессивным ребенком?
1. Запрет, а тем более “ор” лишь усугубят проблему.
2. Санкция должна соответствовать поступку.
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка (его родители, родственники, друзья, знакомые).
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
11. Дайте понять ребенку, что он любим.

II. Как вести себя с конфликтным ребенком?
1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

III. Как вести себя с тревожным ребенком?
1. Выясните причину тревожности.
2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
5. Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту (психологу, психоневрологу), но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас.

IV. Как вести себя с застенчивым ребенком?
1. Не давите на ребенка своим собственным авторитетом.
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспи-тания.
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.
7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими к нему.
10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.

V. Как вести себя с упрямым ребенком?
1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка. Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
4. Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
5. Если нет реальных поводов для упрямства, а “дух противоречия” беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, поэтому необходимо обратиться к врачу.

VI. Как вести себя с аутичным ребенком?
1. Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
5. Заинтересуйте его ролевыми играми.
6. Учите замене монологов диалогами.
7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребенок испытывает страх.
8. Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.
9. В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.
10. Дозируйте все новое в разумных пределах.
11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

VII. Как вести себя с нервным ребенком?
1. Найдите причины нервозности ребенка и пытайтесь сглаживать их.
2. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными “нельзя” и “можно”.
4. Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале учебного дня.
7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

VIII. Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Гиперактивность диагностируется, если ребенок очень часто суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
1. Выясните причину гиперактивности (гипердинамичности). Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
5. Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.
7. Учите сдерживать бурные эмоции, и не выплескивайте на ребенка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

IX. Как вести себя, если ребенок “устраивает сцены”?
1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
2. Не утешайте ребенка запретными вещами.
3. Умейте переключать внимание ребенка.
4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
6. Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите “сцену” в игру. Успокойте сюрпризом.
7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
8. Чаще говорите “можно”.

X. Как вести себя с невнимательным ребенком?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок часто переспрашивает, легко отвлекается внешними раздражителями, путает детали, не заканчивает то, что начинает, слушает, но кажется, что не слышит.
1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Избегайте повторений слов “нет” и “нельзя”.
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

XI. Как вести себя с инертным ребенком?
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность.
1. Нельзя предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
2. Нельзя требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
3. Нельзя спрашивать в начале урока, в начале учебного дня.
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
5. Для успешной деятельности инертного ребенка ему необходимо создавать спокойную обстановку.

Необходимо также помнить:
- если ребенка часто критикуют, то он учится ненавидеть;
- если ребенку часто демонстрируют враждебность, то он учится агрессивности;
- если ребенка часто высмеивают, то он становится замкнутым;
- если ребенка часто позорят, то он учится жить с чувством вины;
- если к ребенку часто бывают снисходительны, то он учится быть терпеливым;
- если ребенка часто подбадривают, то он учится быть уверенным в себе;
- если ребенка часто хвалят, то он учится быть благодарным;
- если с ребенком честны, то он учится быть справедливым;
- если ребенок живет с чувством безопасности, то он учится верить в людей;
- если ребенка часто одобряют, то он учится хорошо к себе относиться.


Рубрика: 8. Педагогическая психология

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 6393 раза

В своей повседневной практике учителю приходиться сталкиваться с врождёнными, генетически закреплёнными свойствами нервной системы, которые были выделены И. М. Сеченовым:

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой;

2) подвижность нервной системы — нервная система может быть подвижной или инертной;

3) уравновешенность нервной системы — нервная система может быть уравновешенной или неуравновешенной [4, с. 249].

Различные сочетания свойств нервной системы составляют темперамент. «чистые№ темпераменты (холерики, сангвиники, флегматики и холерики0 встречаются относительно редко. Как правило, мы имеем дело со смешанными темпераментами. В попытках изменить врождённый темперамент нет никакого смысла: ведь любой из них позволяет добиться успеха. Ребёнок любого темперамента может хорошо учиться, быть прилежным учеником и воспитанным человеком. Следовательно, задачей педагога, как и родителя, должно стать развитие положительных качеств темперамента и сдерживание проявления нежелательных особенностей. Такой подход со стороны взрослых способствует развитию характера.

И. П. Павлов указывал, что свойства нервной системы в основном проявляются в трёх сферах деятельности:

1) общая активность;

2) особенности моторики;

3) свойства эмоциональности [4, с. 257].

На основе темперамента, под влияние воспитания и самовоспитания формируется характер — ядро личности человека. Наиболее активно этот процесс происходит в школьные годы, в подростковом возрасте. Если темперамент заложен в человеке генетически, то характер формируется под влиянием социальных условий и требований, предъявляемых обществом к человеку. Чем больше характер будет соответствовать темпераменту, тем гармоничнее будет личность.

Таким образом, темперамент определяет внешний рисунок поведения, в отличие от формируемого в течение жизни характера, в котором проявляется отношение человека к окружающему миру.

Задача родителей и педагогов — помочь маленькому человеку найти свой собственный стиль деятельности и поведения, соответствующий его физиологическим особенностям.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

Мы уже отмечали, что изменить особенности человека, связанные с силой нервной системы нельзя, однако педагог может организовать учебный процесс таким образом, чтобы на уроке чувствовали себя комфортно дети и с сильной, и со слабой нервной системой.

Мы рекомендуем следующие приёмы при работе с детьми со слабой нервной системой:

1. При опросе отдавать предпочтение не устным, а письменным ответам,

2. Не торопить ученика при ответах, давая ему время сосредоточиться,

3. Не спрашивать по новому материалу на том же уроке, когда он был изучен,

4. Избегать моментов неожиданности, предупреждая заранее о предстоящих работах и заданиях,

5. С осторожностью выставлять неудовлетворительные оценки,

6. Избегать резких замечаний,

7. Чаще хвалить таких детей за любой успех в работе, повышая таким образом его самооценку,

8. Создавать на уроках ситуации, в которых ребёнок будет наиболее успешен.

Когда же ребёнок с такой нервной системой может проявить свои лучшие качества≤ Оказывается, таких ситуаций совсем не мало. Как известно, чтобы научиться решать задачи нового типа или усвоить новое правило, нужно решить ни одну типовую задачу или пример. Такая монотонная и рутинная работа приводит к формированию навыка, но она очень нелюбима детьми с подвижной и сильной нервной системой. В противоположность им, дети со слабой и инертной нервной системой с удовольствием отрабатывают новые приёмы и способы решения, доводя их автоматизма, получая, в конечном итоге, более высокий результат. Именно из них получаются вдумчивые и кропотливые исследователи, которые, к тому же, ещё смогут потом прекрасно оформить письменный отчёт о своей работе.

Работая над проектами, такие дети стараются как можно больше найти материалов по своей теме, хорошо его систематизируют и обобщают. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто знают гораздо больше, чем предусмотрено программой. Выполняя собственные исследовательские работы и проекты, они умеют не только красиво оформить свой отчёт, но и грамотно и уместно использовать наглядный материал, представляя свои маленькие открытия в виде, схем, графиков или рисунков.

Особенности работы с детьми с инертной нервной системой.

Дети с инертной нервной системой редко нарушают дисциплину, поэтому обычно не вызывают серьёзных нареканий у учителей. Однако учебная деятельность у инертного ребёнка вызывает ряд серьёзных трудностей: из-за замедленного реагирования на все раздражители они с трудом переходят от одного вида деятельности к другому, медленнее усваивают новый материал и вырабатывают новые навыки, часто не успевают следить за ходом урока и вести конспект. Особенно неуспешными такие дети бывают в ситуациях ограниченного времени и тогда, когда невыполнение задания в срок может угрожать получением плохой оценки.

Чтобы ребёнок с такими особенностями чувствовал себя на уроке спокойно и мог добиться хороших результатов, от учителя требуется знание правил и приёмов работы с такими детьми:

1. Не следует спрашивать ребёнка в самом начале урока, так как он входит в рабочий ритм постепенно,

2. Нельзя торопить такого ребёнка, так как это вызывает у него повышенную тревожность и резко снижает результативность,

3. Нельзя отвлекать такого ребёнка, когда он занят выполнением какого-либо задания,

4. Постоянно подчёркивать успехи ребёнка, повышая его уверенность в своих силах.

Очень важно понимать, что в некоторых случаях такие дети имеют преимущества, которые надо использовать и обязательно акцентировать на них внимание самого ребёнка.

Не только учителю или родителю важно знать сильные и слабые стороны инертной нервной системы, но и самому ребёнку, который способен самостоятельно использовать свот преимущества и добиваться успеха.

Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть следующее: не существует плохих и хороших особенностей нервной системы, сильные и слабые, лабильные и инертные имеют равные возможности для достижения высоких результатов, но путь достижения этих результатов различен. Найти этот путь и помочь ребёнку пройти его — задача и педагогов, и родителей.

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -- М.: Знание, 1992. -- 80 с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. -- 1988. No. 6. -- С. 71 -- 77.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -- 320 с.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -- 560 с.

5. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. -- М.: Генезис, 2000. -- 288 с.

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.