Как разговаривать с дочерью когда у нее нервный срыв



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


У любого механизма есть свой предел прочности, и нервная система не исключение. Даже самые сильные духом иногда не выдерживают постоянного давления стресса. Когда напряжение становится невыносимым, организм защищается: такое состояние называют нервным срывом.











Что приводит к нервному срыву

Как ни странно, нервный срыв — это защитная реакция при эмоциональных или умственных перегрузках. Впрочем, нервный срыв — это разговорное обозначение явления, которое врачи называют обострением невроза.

Причины нервного срыва различны. К нему может привести как долговременное воздействие стрессовой ситуации, так и некое неожиданное травмирующее событие. Чаще всего нервный срыв вызывают:

  • Постоянное умственное или физическое переутомление — на работе или во время учебы.
  • Утрата близких.
  • Неудачи в личной жизни, долговременные травмирующие отношения, ссоры в семье.
  • Разрыв дружеских, родственных или любовных отношений.
  • Неблагоприятная психологическая обстановка в доме или коллективе.
  • Серьезные материальные проблемы.
  • Увольнение.
  • Непосильная ответственность.

Все перечисленные причины относятся к негативным, однако нервный срыв может быть и следствием таких изменений, которые, кажется, должны радовать — свадьба или рождение ребенка, долгожданное повышение по службе, переезд.

Конечно, у всех людей разный уровень стрессоустойчивости. Одни переносят крушение жизненных планов легко, а других неудачи буквально валят с ног. Это неслучайно и, как правило, не имеет отношения к силе воли или умению мыслить позитивно. Существуют факторы риска:

  • Случаи психических заболеваний в семье (особенно это касается шизофрении).
  • Диагностированная ранее депрессия.
  • Тревожный тип личности.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и ВСД.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Нехватка некоторых витаминов и минералов — в первую очередь витамина Е, витаминов группы В, магния, калия, а также некоторых аминокислот.

Чаще всего люди страдают от нервных срывов в возрасте от 30 до 40 лет — это самый насыщенный и продуктивный период жизни.

Нервный срыв — это не момент, а процесс, который подразделяется на несколько стадий.

Первая стадия характеризуется некоторым лихорадочным оживлением — человек внезапно становится оптимистичен (порой необоснованно), растет работоспособность и выносливость, но при этом тревога и беспокойство никуда не пропадают — наоборот, они тоже повышаются. Иногда это состояние сопровождается бессонницей, небольшим повышением температуры тела, легким тремором.

Вторая стадия — это ожидаемое нервное и физическое истощение, к которому приводит бурная деятельность на первой стадии. Если поначалу человеку казалось, что стоит только постараться — и все проблемы будут решены, то теперь приходит разочарование и раздражение. Человек срывается по мелочам, страдает от нарушений сна (бессонницы или частых ночных пробуждений), для второй стадии срыва характерны приступы ускоренного сердцебиения, головные боли, нервозность, возможна хандра и тоска, нарушения памяти, панические атаки.

Третья стадия — это пик переживаний. Человек приходит к выводу, что все усилия бесполезны. Падает самооценка, теряется способность радоваться жизни, возможна апатия и депрессия. Для третьей стадии типичны сердечно-сосудистые симптомы — головокружения, учащенное сердцебиение, повышение давления, а также нарушения со стороны ЖКТ — потеря аппетита, тошнота, диарея или запоры. Пропадает сексуальное влечение, у женщин сбивается менструальный цикл.

Весь процесс развития нервного истощения может занимать несколько недель или месяцев. Однако его последствия дают о себе знать гораздо дольше — полная реабилитация порой растягивается на годы.

Люди, пережившие хотя бы один нервный срыв, чаще страдают от панических атак, фобий, навязчивых мыслей. Страдает и физическое состояние: развиваются гипертония, постоянные головные боли, хроническая бессонница, нарушения сердечного ритма и метаболизма.

Нервный срыв — суровое испытание не только для того, на кого он обрушился, но и для его близких. В состоянии срыва люди часто совершают необдуманные и неразумные поступки. Нервный срыв разрушил много карьер и семей, он способен отпугнуть друзей и приятелей — ведь близкие не всегда понимают, почему спокойный и доброжелательный человек внезапно стал агрессивным, придирчивым и равнодушным ко всему, они склонны принимать это на свой счет.

Поскольку нервный срыв — это результат долгого пребывания в стрессовой ситуации, для того чтобы избежать его, нужно из этой ситуации выйти. Конечно, проще дать такой совет, чем ему последовать, однако это единственный гарантированный способ избежать срыва. Если вы чувствуете, что напряжение неуклонно растет, не откладывайте визит к специалисту — курс психотерапии поможет настроиться на перемены и начать преобразовывать свою жизнь.

Образ жизни также играет существенную роль в снижении риска нервного срыва. Чтобы не попасть в такую ситуацию, постарайтесь:

  • Придерживаться режима — принимать пищу небольшими порциями несколько раз в день и ложиться спать в одно и то же время.
  • Не употреблять алкоголь, не принимать наркотики и не курить, пить меньше кофе и энергетиков.
  • Принимать антистрессовые витаминные комплексы, которые содержат все вещества, необходимые для работы нервной системы.
  • Научиться расслабляться. Выделите хотя бы час покоя в день и занимайтесь только тем, что приносит вам удовольствие — отключите в телефон и полежите в ванне, пойдите на прогулку, посмотрите любимое кино, займитесь йогой.
  • Прислушиваться к себе. Не путайте это с самокопанием. Чтобы предотвратить срыв, нужно отдавать себе отчет в своих чувствах, не убеждать себя, что все в порядке, если вы понимаете, что атмосфера накаляется, и не тянуть до последнего с лечением нервного перенапряжения.

Хорошие новости: нервное перенапряжение лечится, и чем раньше вы начнете терапию, тем ниже опасность срыва. Терапия включает в себя как медикаментозные препараты, так и меры по изменению образа жизни, причем эти подходы не взаимозаменяемы — вам потребуется комплексное лечение, только так можно быть уверенным в его успехе.

Физические нагрузки. Они улучшают работу сердечно-сосудистой системы, насыщают мышцы и мозг кислородом, в результате улучшаются когнитивные функции — память, работоспособность, умение концентрироваться. Занятия спортом или фитнесом снимают мышечное напряжение, которое всегда сопровождает нервные перегрузки, и способствуют выработке нейромедиаторов, отвечающих за хорошее настроение.

Релаксация. При помощи релаксационных техник можно переключить внимание, избавиться от навязчивых мыслей и тревог. К таким техникам относятся йога и медитация, ароматерапия, массаж, цветотерапия. Могут также помочь теплые расслабляющие ванны.

Психотерапия. Пожалуй, самый эффективный немедикаментозный метод борьбы со стрессом. Вопреки распространенному заблуждению, психотерапевт не говорит пациенту, как ему следует поступать, — он лишь помогает открыть скрытые ресурсы, избавиться от страхов и сомнений, определить свое истинное отношение к проблеме и изменить его.

Растительные антистрессовые препараты. Успокоительные на основе растительных экстрактов действуют мягко, но надежно. Поэтому в трудные периоды жизни стоит держать под рукой валерьянку или лекарства, которые содержат пустырник, мелиссу, ромашку или шалфей. Также полезно пить по вечерам успокоительный травяной сбор вместо классического чая с тонинами.

Витамины и минералы. Существует много витаминных комплексов специально для таких случаев. Они содержат повышенные дозы витаминов группы В, а также витамин Е, кальций, калий и магний. Все эти вещества повышают стрессоустойчивость и работу нервной системы. Кроме того, в подобные комплексы иногда добавляют экстракты растений с седативным действием.

Гомеопатические средства и БАДы. Эффективность гомеопатических препаратов — вопрос спорный, однако даже противники этого метода признают, что при нервных нарушениях они могут помочь. Возможно, здесь имеет место эффект плацебо, однако любой врач подтвердит: если пациент верит в действенность таблетки, эффект на самом деле оказывается более выраженным.

Рецептурные препараты. Если ситуация запущенная и нервный срыв уже произошел, врач может прописать сильнодействующие препараты — антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы. У таких средств очень много побочных эффектов и строгих противопоказаний, а принимать их можно только под контролем врача, который, исходя из результатов анализов, будет корректировать дозу. Такие препараты назначают лишь тогда, когда речь идет о прямой опасности для психики, например, при тяжелой депрессии.

На самой первой стадии нервного срыва можно обойтись малыми мерами — постараться наладить режим дня, выделять себе время для релаксации, начать принимать растительные успокоительные препараты — валериану, пустырник, боярышник, а также витамины.

На второй стадии к этим средствам следует добавить безрецептурные антистрессовые препараты и глицин — для поддержания нервной системы. Нелишне будет записаться к психотерапевту или психологу.

На третьей стадии психотерапия уже не просто желательна, но и необходима. Возможно, потребуются и более серьезные рецептурные средства.

Несомненно, для того чтобы разработать схему лечения, нужно обратиться к врачу — психиатру, неврологу или психоневрологу. Однако большинство людей полагает, что стресс — это обычное дело, и не стоит идти с такими проблемами в поликлинику. Подобный подход — прямая дорога к нервному срыву и долгому, трудному и дорогостоящему лечению.

Вопрос психологам

Спрашивает: sabina

Категория вопроса: Дети


Здравствуйте,моей дочке 17 лет и она стала странно себя вести,дело в том что год назад ко мне в гости приезжала родная сестра издалека и дочь с ней поругались,сестра пожаловалась мне,я заступилась за сестру,дочь ушла к отцу,жила у него пол года пока он не попросил ее уйти т.к. не было денег на ее содержание,она вернулась и вроде бы всё наладилось,но ко мне в июне собирается опять приехать та самая сестра,а дочь плачет,истерикует и говорит о том что сестра опять разрушит семью и что если сестра приедит то она уйдет,я ей говорю что она мне надоела и пусть уходит,я её не держу,так она начала орать,реветь а когда я говорю че разоралась,сразу замолкает,смотрит в одну точку и молчит весь день. Что с ней делать?сестру я отговаривать я не буду т.к скучаю по ней и жду ее приезда. Дочь серьезно болеет,может изза этого у нее такое поведение?помогите пожалуйста.

Получено 6 советов – консультаций от психологов, на вопрос: У дочери нервные срывы


Ваши отношения с дочерью наполнены очень бурными эмоциями - почему-то Вам легче выставить ее, чем попытаться понять и как-то исправить ситуацию. Вы не пишете, чем болеет дочь, но очевидно, в такой ситуации она нуждается в Вашей поддержке. Возможно, она ревнует Вас - гадать бесполезно, слишком запутана Ваша ситуация, да и информации недостаточно.

Желательно обратиться на очную консультацию.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1


Конечно, хочется напомнить, что прежде - близкие.

А потом - остальные.

Младше (нуждается в защите!).

Вы - оттолкнули ее, а можно было - поспрашивать, защитить.

Теперь у Вас есть - близкая далекая сестра, и

далекая (отдаленная) близкая дочь.

У Вас не осталось БЛИЗКИХ людей.

(это не значит, что стоит потакать капризам - но Вы УЖЕ записали дочкины чувства в капризы. А м.б. это не так. )

Вот Вам я и попытался - осветить - ситуацию.

Делайте для себя выводы.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0


Хороший ответ 2 Плохой ответ 1


Ваша девочка уже взрослая, но видимо не имеет собственных ресурсов справляться с жизненными ситуациями. Вы ее не научили…

Вы настроены очень решительно, как мне показалось, очень категорично…

Вы готовы потерять дочь?

Еще есть время что-то поменять.

Всего Вам доброго,

Аня.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1


Здравствуйте, Сабина! Из двух близких людей Вы выбрали сестру, отвергнув ( в который раз!) свою дочь. Возможно, у Вас есть на это свои причины. Видно, что Вы не любите ее, по крайней мере, эта любовь выглядит странно. Вы изначально стали на сторону сестры, не разобравшись, не поддержав ее, а ведь дочь - еще маленькая по сравнению с вами, с взрослыми. Ваша сестра также ведет себя не по-взрослому. Такое Ваше поведение, возможно, идет с детства. Попробуйет представить себя на месте дочери - когда самый близкий и родной человек ей говорит - уходи, я тебя не держу, а когда Вы начинаете истерить ( а эту реакцию можно понять), Вам говорят, чего орешь. От этого любой человек застынет. Вы ей говорите по сути - я тебя не люблю, я предпочитаю сестру, ты мне не нужна. Вы можете представить, что может чувствовать ребенок ( по сути Ваша дочь еще ребенок), которого отвергает мать? Если Вы не хотите потерять дочь, которая, как оказалось и отцу не нужна, Вам нужно в корне поменять свое отношение к ней. Откуда такое отношение, желательно разобрать с психологом. Выбор за Вами. Удачи Вам!

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0


В конфликте двух близких родственников опасно становиться на сторону одного из них, если Вы дорожите обоими. Вы же явно выбираете сестру. Это Ваше право, но тогда не надо ждать послушания, любви и прочих радостей от дочери. Она не чувствует Вашей любви и принятия, протестует против этого, и так будет всегда. В Вашем письме я услышала единственный вопрос - "как заткнуть на время приезда сестры свою дочь, чтобы она не мешала мне наслаждаться общением с сестрой?". В этом я Вам не помощник, так как много возмущения на постановку вопроса в принципе. Любить или не любить свою дочь - Ваше дело, но помогать Вам в поисках манипулятивных приёмов по управлению ею я точно не буду, это противоречит моим ценностям. Всего наилучшего, Елена.

Как довести ребенка до нервного срыва


Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Чем оборачивается тотальная детская занятость в школьные годы — все эти кружки, секции, дополнительные занятия, репетиторы? Психолог Марина Мелия приводит примеры из жизни своих богатых клиентов, но обычные дети тоже рискуют психологическим благополучием. Итак, какие последствия могут быть у чрезмерной загруженности детей?


Жизнь без радости

Одиннадцатилетний мальчик из богатой семьи после уроков пришел на день рождения к однокласснику. Пообедав, дети собрались в парк аттракционов, но он сказал, что не сможет поехать: ему надо в музыкальную школу, а вечером на занятия по айкидо. Мальчик даже не расстроился: не получилось пойти с друзьями и не надо!

На вопрос о том, как он выдерживает такую насыщенную программу, ребенок, улыбаясь, ответил: "Не проблема, привык, все это вполне можно проглотить".

Мальчик нашел очень точное слово — "проглотить". Чтобы что-нибудь для себя выделить, зацепиться, заинтересоваться, необходимо время и определенная внутренняя работа. А когда события следуют одно за другим, как в калейдоскопе, только и успеваешь, что "по-быстрому проглотить" — возможности прожевать, переварить и усвоить просто нет.

Ребенок так загружен, что не в состоянии прочувствовать, понять, чего он на самом деле хочет, что ему по-настоящему нравится, а что нет, что поднимает настроение, а что портит и почему. Он движется в потоке дней, принимая и приятное, и неприятное с одинаковым безразличием и равнодушием. Это своего рода защитный панцирь, от которого отскакивает все, что могло бы задеть его за живое.

Безразличие проявляется в особом расположении духа — оно "никакое". Как говорила Марья-искусница, героиня известной киносказки, "что воля, что неволя — все равно". Живой человек излучает эмоции: радость и огорчение, принятие и отвержение. Безразличный производит впечатление скорее тусклое, трудно уловимое, у него нет четких контуров и акцентов.

На первый взгляд, в таком невозмутимом спокойствии нет ничего страшного — ведь это не агрессия, это не взрывоопасно. Даже хорошо — послушный ребенок! Но все не так просто. Из блеклого эмоционального состояния его может вывести только что-то из ряда вон выходящее, какое-то экстремальное переживание, сильный раздражитель.

Привычка к подчинению

Ко мне на консультацию привезли одиннадцатилетнюю девочку. Она прекрасно учится, занимается музыкой, рисованием, теннисом. Но родителям этого кажется мало, и мама попросила меня поговорить с дочкой, чтобы понять, "чем еще ее можно нагрузить".

На мой взгляд, девочка и так уже была перегружена. Я пообщалась с ней наедине. Мой вопрос о том, что ей нравится, что интересно, поставил девочку в тупик. Какие собственные интересы? Она привыкла жить по графику, составленному родителями: есть, спать, перемещаться с одних занятий на другие и делать все, что велят.

Мы мечтаем вырастить детей сильными, самодостаточными людьми с ярко выраженными лидерскими качествами, а сами управляем ими, как младенцами, регламентируем их жизнь "до последней запятой".

Ребенок привыкает к внешнему управлению. Реагирование замещает поступок — дети способны действовать только в ответ, но не самостоятельно. Ребенку не нужно анализировать, осмысливать происходящее, делать выбор, за него все продумают, его дело — прилежно выполнять.

Получается, и когда мы вовсе не занимаемся ребенком, и когда излишне регламентируем его жизнь, мы приходим к схожим результатам: ребенок не способен к самоорганизации.

Ребенок ощущает себя сильным и самодостаточным, когда чего-нибудь добивается своими силами, а если его постоянно инструктируют и тренируют, он чувствует себя маленьким и зависимым, нуждающимся в помощи и наставлениях. Если же родители вдруг перестают его контролировать и направлять, он может бросить занятия, забыть о своих достижениях и сидеть дома, ничего не делая. Такие дети легче других становятся объектами манипуляции — их слабое "Я" ищет того, кто сможет ими управлять.


Неспособность к творчеству

Дети по своей природе креативны, они все время что-то придумывают, воображают. Сегодня это качество востребовано как никогда: мир меняется, необходимые еще вчера знания и навыки завтра, возможно, будут не нужны, зато гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к восприятию всего нового и необычного всегда в цене.

Самый благодатный возраст для развития фантазии, воображения, творческих задатков — дошкольный, от трех до пяти лет. Дать бы детям свободное время, чтобы просто поиграли — увлеченно, беззаботно. Но нет: каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-нибудь служить и что-нибудь развивать.

Сын во всех тетрадках рисует фантастические замки — везем его к профессиональному педагогу; дочка под музыку крутится перед зеркалом, изображая принцессу на балу, — записываем ее в модную танцевальную студию. Мы будто пытаемся избавиться от спонтанности, загнать стремление ребенка к самовыражению в заданные рамки — "все должно идти в дело".

Даже совместная прогулка теперь не просто прогулка — мы непрерывно чему-нибудь учим ребенка и тут же проверяем "усвоенный материал". Из-за постоянного "как называется этот цветок?", "повтори, какие бывают животные" ребенок не чувствует себя свободным, не может просто помолчать, побегать, потрогать, послушать, посмотреть и поговорить о том, о чем ему хочется.

У ребенка нет не только времени, но и места, где можно реализовать свои фантазии. В продуманном до мелочей пространстве дома и сада, вычищенном и вылизанном, не найдешь ни одного потайного уголка, "островка свободы". А вот игрушки — самые дорогие, современные, развивающие. Негоже ребенку играть с кастрюлей и шваброй — на них же не написано "развивающие"!

Любопытство, воображение, творчество подобны мышцам: если ими не пользоваться, они слабеют и в конце концов атрофируются. Своим вечным "надо" и "должен" мы гасим в детях любые творческие порывы, а потом удивляемся, почему они растут пассивными, инертными, безынициативными.

Неврозы и тревожность у детей

Разве плохо, что мы задаем ребенку высокую жизненную планку? У человека должна быть значимая цель, тогда будет и стимул к развитию — с этим не поспоришь. Но если дети стремятся добиться успеха только потому, что хотят заслужить родительскую любовь, это может обернуться серьезными эмоциональными проблемами. Ребенок понимает, что главное — показать результат, а если не сможешь оправдать родительских ожиданий, будешь нелюбим, отвергнут.

Завышенные требования способствуют и усилению тревожности — дети воспринимают как провал все, кроме безоговорочной победы. Развивается так называемый школьный невроз: ученики начинают бояться вызова к доске, тестов, соревнований, публичных выступлений. Накануне контрольной одного тошнит, другой не может заснуть, а третий откровенно симулирует болезнь, чтобы не участвовать в очередном "состязании". Если участвовать все-таки приходится, и он не выигрывает, все может закончиться нервным срывом или даже попыткой суицида.

Однажды ко мне на прием пришла мама пятилетнего мальчика. Она принесла с собой тетради, в которые ее сын каллиграфическим почерком выписывал цитаты из произведений русских классиков. Мама рассказала, как много занимается с сыном и каких успехов она добилась: "Мой мальчик заметно отличается от ровесников, он самый умный в группе. Уже давно бегло читает. Мы регулярно проверяем скорость чтения — на прошлой неделе набрал 98 слов в минуту. Он учит английский. Мы следим, чтобы каждый день он запоминал какое-нибудь новое слово. А еще наш вундеркинд часами играет в шахматы на компьютере". Тут она замялась и смущенно добавила: "Но он писается по ночам. Что мне с этим делать?".

Стоит ребенку немного отстать в учебе, ему тут же нанимают репетитора, отсекая любые попытки справиться без посторонней помощи. Это только усиливает его тревогу и беспокойство. Возникает ощущение хронической неуспешности, снижается самооценка, он впадает в уныние, появляется страх не соответствовать, не достичь — так проявляется "синдром неудачника".

Американский психолог Карен Хорни выделяла три особенности невротического соперничества.

Во-первых, невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые этого не требуют. Он воспринимает жизнь, как жокей на скачках, для которого имеет значение только одно — опередил он других или нет.

Во-вторых, он стремится всегда быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться относительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство.

В-третьих, невротика отличает скрытая враждебность, чрезмерное честолюбие, установка, что "никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым". Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.

Невротическое соперничество не мотивирует, а парализует. Обычно такие люди не могут не то что добиться успеха, но даже всерьез начать какое-нибудь дело. Перфекционист-невротик похож на "великого охотника" из фильма "Обыкновенное чудо", который перестал охотиться из боязни, что промахнется и потеряет статус "великого". А сохранить его можно, только если ничего не делать и критиковать других.


Психологический надлом

И вот ребенок подрос, родители готовы "пожинать плоды своих трудов": еще немного — и он прославится, что-нибудь изобретет, выиграет международный конкурс, попадет в сборную страны. Но после многих лет стараний, самоотречения все неожиданно начинает рушиться: талантливые, трудолюбивые, послушные дети больше ничего не хотят и не могут, катятся по наклонной вниз, превращаются в откровенных лузеров — они даже не "как все", а хуже всех. У одного нервный срыв, у другого глубокая депрессия, третий начинает воровать в магазинах, четвертый подсаживается на наркотики.

Характерный пример — история одной из героинь фильма "Рожденные в СССР". Этот проект режиссер Сергей Мирошниченко начал в 1989 году. Он встречался с одними и теми же детьми каждые семь лет — когда им было 7, 14, 21 и 28.

С девочкой Катей из Вильнюса родители начали заниматься очень рано и интенсивно. В школу она ходила только на выборочные занятия, остальному ее учила дома мама. В семь лет она бегло читала, играла на фортепиано и легко формулировала мечты о будущем на английском языке. В четырнадцать Катя продолжает нас восхищать — автор фильма открыто характеризует ее как "вундеркинда". Она уже заканчивает школу экстерном, свободно говорит по-английски, учит японский.

Но уже в первой серии ("Семилетние") можно увидеть признаки неблагополучия — и неврологические (локальные тики лицевой мускулатуры), и психологические. Например, на вопрос: "Есть ли у тебя друзья?" — Катя безо всякой иронии отвечает: "У меня друзей настоящих нет пока. У меня однопланетники и однопланетницы". В 14 лет она так говорит о своих занятиях: "Как на ишака нагрузили этой зубрежки, и вези, сколько у тебя спина выдержит. "

В третьей части цикла, когда Кате 21 год, мы ожидаем увидеть ее молодым перспективным ученым или профессиональным переводчиком. Но нас ждет разочарование. После окончания школы Катя поступила на факультет психологии, а то, что произошло дальше, она объясняет так: "Мне там стало тяжело, и я ушла оттуда. Я себя чувствую виноватой. Я не знаю, из-за чего. Так, на всякий случай. Я психически была нездорова тогда. И это долго чувствовалось, я долго от этого отходила: наверное, года три. И до сих пор у меня бывают моменты, когда я себя чувствую совершенно выжатой и физически, и внутренне".

Катя была яркой и неординарной девочкой, но она не выдержала — в какой-то момент произошел надлом, даже понадобилась помощь специалистов. Позднее она все-таки смогла справиться с этой жуткой ситуацией и поступить в вуз во второй раз.

Ведущий спросил, не слишком ли высокая планка ей была задана. Катя ответила: "Сейчас я стала от этого избавляться. Может, я просто расту и учусь принимать себя такой, какая я есть. И не прыгать так высоко, что я заранее знаю, что я не допрыгну. А раньше, да, это было".

Эта история имела вполне благополучное продолжение: в очередной серии фильма мы видим, как 28-летняя Катя завершает обучение в Вильнюсском университете по специальности "английская филология", работает оператором на телефоне — принимает звонки из Великобритании, пишет книгу вместе с американской подругой. К сожалению, не всем детям удается "перерасти", преодолеть тяжелые ситуации, в которые их загоняют родительские амбиции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.