Как сохранить нервы учителю


Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
памятка 530.5 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.

Главная причина возникновения СЭВ

Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального выгорания:

1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)

(формируется в течение 5–10 лет)

3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания

(формируется в течение 10-20 лет)

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИК ЕВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

- Определение краткосрочных и долгосрочных целей

- Уход от ненужной конкуренции

- Поддержание хорошей физической формы

- Овладение навыками саморегуляции

- Профессиональное развитие и самосовершенствование

- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки

- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой

- Проще относиться к конфликтам на работе

- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

- Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.

- Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

1. Утренняя гимнастика:

- Массаж кистей и стоп

- Гимнастика для суставов

2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:

- Упражнение на снятие физического напряжения

- Массаж точек на лице

3. При стрессе и в конце рабочего дня:

4. Улыбка в течение всего дня.

4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!

Техника расслабления
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.

2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).

3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.

Массаж точек на лице

3-я т. – область подбородка;

4-я т. – область висков;

5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха);

6-я т. – в области затылка (2 точки);

7-я т. – 1-й шейный позвонок.

Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.

Используемая и рекомендуемая литература:

2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М.: Флинта, 2001.

Психологическое здоровье учителя

в учебном процессе

является центральным звеном,

и в условиях школы

нужно не только знать и уметь,

как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.

Желаю творческих успехов в обучении

и воспитании детей!


Небольшая простая утренняя гимнастика, на переменах - разминка. Но каждый день.

Оно способствует сжиганию калорий и жира; помогает сформировать мускулистую и стройную фигуру; является отличным средством от стресса, успокаивает, наполняя при этом организм человека энергией. Это профилактика заболеваний сердца. Если заниматься регулярно, то можно укрепить мышцы, повысить выносливость организма и предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы; Упражнения в воде способствуют улучшению процессов кровообращения в организме, приводя давление в норму.

Очень важно, что есть и сколько спать. Стараться есть достаточно овощей и фруктов, лучше сезонных. Спать – не меньше 7 часов в проветриваемом помещении. Пить не менее 2 л чистой воды в день.

Выбрать подходящий вид спорта, танцев, йогу, пилатес или любую другую активность, заниматься не реже 2 раз в неделю. Или стать членом спортивного клуба и тренироваться там.

Постараться больше ходить пешком: хотя бы на работу и с работы. Утверждается, что, если человек каждый день проходит 2 км, улучшается его тонус, настроение, укрепляется нервная система, нормализуется обмен веществ.

Укрепляет здоровье и улучшает настроение.

Каждую перемену выходить из класса, пройти по этажам и вернуться снова в класс перед самым звонком на урок. Через каждые 2 урока делать комплекс упражнений, подходящих для возраста.

Побыть рядом с водой - это хороший способ отдохнуть, расслабиться, набраться сил. Рыбалка очень успокаивает, даже женщин.

Если удастся хотя бы по полчаса в день уделять рисованию, вышиванию, вязанию или кулинарии, то это самым благотворным будет сказываться на настроении и самочувствии.

Подобранный врачом витаминный комплекс может сильно повысить устойчивость организма к нагрузкам, стрессу, инфекциям и вирусам.


Количество подписчиков: 149


На какие шиши учителю плавать и питаться, с каких зарплат покупать фрукты, тем более витаминные комплексы? Как спокойно спать и как переключиться с мыслей о просроченной ипотеке? Где взять силы на физическую активность после весьма скудного питания? Где взять свободное время на рыбалку и творческие занятия после полутора-двух ставок при шестидневке?


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

Регион проживания: Россия


Зашибись советы. Ничего не попутали?


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 8 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Курганская область, Россия


Чем учителю лучше заняться для здоровья? Был такой вопрос в Советах. Я на него ответил так:
"Самый простой и выполнимый совет.
Каждую перемену выходите из класса, пройдите по этажа и вернитесь снова в класс перед самым звонком на урок. Если у Вас 6 уроков, то через каждые 2 урока сделайте комплекс упражнений, подходящих для Вашего возраста. Не сидите перемены в классе и учительской в компании учителей, т.к. разговоры в учительской ведутся чаще негативные. После уроков, возвращаясь домой, пройдите пешком по улице (в любую погоду) не менее 30-40 минут. Дома старайтесь спать не менее 8 часов и с открытым окном или форточкой. В середине рабочего дня обязательно пообедайте, не переедайте и вставайте из за стола с чувством легкого голода."

Вероятно, в Новости использованы советы учителей на вопрос: Чем учителю лучше заняться для здоровья?


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 9 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия


Валерий Михайлович, именно так. И в лиде стоит ссылка на этот вопрос и ответы к нему.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 9 лет

Род деятельности: Журналист

Регион проживания: Москва, Россия


Перемена, как известно, является рабочим временем учителя. (Иначе на кого "вешать" разбитые носы и стёкла, "фрески" в туалетах, ну и т.п.) А оплачивается учителю астрономический рабочий час. Есть и вообще т.н. дежурство в определённые дни. У нас, например, три-четыре раза в неделю. И если работать добросовестно, то сам в WC можешь попасть только в пересменку. Советы хороши, но реальны лишь частично.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

Регион проживания: Волгоградская область, Россия


Повеселило: пройтись с работы пешком. А если с собой пара комплектов тетрадей для проверки (не успеваю в школе проверить, а сидеть в кабинете до 18-19 часов не хочется, да и после уроков не охота сразу за работу хвататься)? Вообще-то советы дельные, кое-что выполняю. Особенно выход из кабинета на переменах, только у меня не прогулка по коридорам, а пробежка по делам, которые нужно успеть сделать. За 20 минут бывает три этажа по три раза пройдёшь. Надо, пожалуй, кроссовки в школу отнести и на перемены переобуваться)))


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 2 года

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Архангельская область, Россия



Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 9 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия


Валерий, я не жалуюсь. Говорю же, повеселило, а советы дельные. Тут коллега пишет об уборке кабинета, так для меня это способ прийти в себя после 6-7 уроков. Стулья у меня легкие, деревянные, ещё советского производства, дети после последнего урока их поднимут на столы. А я доску протру, мусор, если обнаружу, уберу, цветы полью - и на душе легче и покойнее. Такой вот способ борьбы со стрессом.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 2 года

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Архангельская область, Россия


Совет 7.
Есть такая сказка, где поп нанимает работницу, долго перечисляет обязанности и после каждой приговаривает: "Сделала и спи, отдыхай".

Так вот про перемену (5-15 мин).
Надо успеть:
1) отправить класс: ученики могут что-то дописывать, спрашивать, потом складывают вещи и выходят
2) проветрить и убрать помещение: помыть доску, задвинуты стулья, проверить, чтобы не было мусора и надписей;
3) перейти в другой кабинет;
4) запустить следующий класс;
5) принести тетради, пособия, учебники;
6) отдежурить на перемене, взять журнал, проверить расписание, проверить свой класс, сходить к завучу или в учительскую за информацей и т.п.;
7) поесть самой;
8) выполнить совет #7.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 10 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Томская область, Россия


+записать домашнее задание в эл. журнал и выставить оценки за урок (если, конечно, журнал не завис и не заглючил)
+ответить на вопросы, разъяснить недослышанное и недопонятое индивидуально, проверить работу у "особо выдающихся" и прокомментировать ошибки и недочеты,
+ раздать активистам задания для очередного мероприятия (после занятий все разбегаются по кружкам и доп. заданиям или просто домой),
+ сдать отчет по прогульщикам и/или неуспевающим, льготникам, опоздавшим, не явившимся куда-то и почему-то (что-нибудь обязательно найдется),
+ выслушать жалобы коллеги на "моего" бездельника, прогульщика или нарушителя дисциплины,
+ заглянуть в мальчиковый туалет на предмет выявления курильщиков,
+сбегать в канцелярию подписать очередную бумажку "для ознакомления",
+подготовиться (хотя бы морально) к следующему уроку . и т.д. и т.п.

Я еще не всё перечислила. И весь день под камерами. У нас они везде. Единственное место без камер - туалет.
Разговоры с коллегами на посторонние темы? Да вы что? Пробегающий мимо дежурный администратор быстро пресекает любые попытки к свободному общению: "А чего это вы тут делаете? Больше двух не собираться, на обсуждения не отвлекаться! Я всё про вас знаю!" Еще бы не знать. Записи с камер онлайн и оффлайн просматриваются регулярно и результаты озвучиваются на планёрках с комментариями типа: "Знаете, как трудно просматривать ваши уроки?! Думаете мы тут кино смотрим и отдыхаем?"
А что касается сумок. Так мы не только тетради в них носим. Дома семья. А детей и мужа (если не сбежал от такой жены)надо кормить, хотя бы иногда.
Дом - филиал школы. Продолжаем заполнять журнал, проверять тетради, готовить сценарии уроков, звоним родителям (или они нам), пишем проверочные для курсов, сценарии школьных спектаклей, подбираем индивидуальные задания. А еще нужно продумать очередное занятие кружка, посмотреть вебинар. придумать декорации и костюмы для спектакля.
Бассейн? Косметолог? Пробежка? Ну . если "забить" на проверку последней диагностики. сдачу ЕГЭ на другом конце города и олимпиаду по ОБЖ. Пробегусь по магазинам.Надо бы своим кровным детям к зиме кое-что прикупить, за одно и ткань присмотрю для новогоднего представления. Сценарий почти готов. Костюмы сошью позже. Как-нибудь в выходные (если не пошлют на очередную олимпиаду или конкурс и на Дне открытых дверей не задействуют). Ой! А про родительское собрание забыла!! Обзвонить, убедить, провести, отчитаться.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Москва, Россия


Глупые советы от человека не знающего учительской жизни. Я не злой, но подобные советы прямо таки толкают на грубость.


Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 3 года

Род деятельности: Преподаватель/Методист в организации послевузовского образования или науки

Регион проживания: Республика Крым, Россия

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Туманова Любовь АмангельдиновнаНаписать 1636 20.04.2016

Номер материала: ДБ-043638

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.04.2016 1284
    20.04.2016 805
    20.04.2016 514
    20.04.2016 2589
    20.04.2016 1630
    20.04.2016 294
    20.04.2016 255

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Педагог – человек, постоянно находящийся в окружении людей. Подход к каждому ученику порой так сложно найти, что учитель не всегда справляется с такой задачей. И дело вовсе не в профессионализме или его отсутствии. Ученики часто забывают, что педагог – тоже человек, у которого есть чувства, эмоции и переживания.


Что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций? В статье будут охарактеризованы действенные способы избавления от его симптомов.

Степень загруженности

Прежде чем разобрать способы по борьбе с таким состоянием, следует узнать меру нагрузок, испытываемых педагогом систематически.

  • Педагог, ответственно относящийся к своей работе, проводит, по меньшей мере, два часа ежедневно на подготовку к последующему занятию. Многие люди ошибочно полагают, что проведение урока заключено в пределы сорока пяти минут. Но это в корне не так. Перед занятием учитель должен составить план, найти интересный учебный материал, до малейших деталей продумать эффективные способы удержания внимания учеников на изучении предмета. Учитель должен составлять детальную методику проведения уроков, а также разрабатывать способы работы с классом, как с общественной, так и с индивидуальной точки зрения.
  • Работа в образовательном учреждении предполагает теоретическую и практическую часть. Последнюю всегда нужно проверять. Ученики пишут самостоятельные, контрольные работы, сочинения. Все это требует тяжелого умственного труда преподавателя при проверке работ.
  • Взаимодействие с классным журналом, дневниками, и заполнение различного рода документации также негативно сказываются на психическом здоровье учителя. Все они требуют высокой концентрации внимания и сил, что часто ведет к перенапряжению.
  • Внеклассная работа – тот вид работы, который занимает огромное количество сил и нервов. Чего еще говорить, если учитель еще дополнительно занимается группой продленного дня.
  • Свой отпечаток оставляют разговоры с родителями учеников. Мало того, что нужно найти подход к ученику, так и еще к его родителю. Часто родители с учителями не могут поладить, что повлечет за собой также эмоциональное перенапряжение. Затем учителю приходится судорожно искать пути решения споров.

Благодаря этим и ряду других причин, учитель может время от времени испытывать эмоциональное перенапряжение.


10 способов преодолеть стресс

Подобные эмоции могут испытывать абсолютно все, но учителя больше подвержены нервным срывам. Чтобы избежать их, рекомендуется придерживаться определенных рекомендаций.


Заключение

Педагог – человек, максимально подверженный нервным расстройствам. Иногда кажется, что профессия неблагодарная, но это не совсем так. Если следовать всем рекомендациям, можно проводить занятия с наименьшим ущербом для ментального здоровья. А потому, от работы педагог сможет получать только удовольствие.

В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка.

Будьте не только слушателем и потребителем музыки детства, но и её творцом – композитором.

Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии в музыке детства, от которой зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца.

Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, – это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм.

Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника.

Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.

Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.

Я тысячу раз говорил, и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым (заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде!) человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.


Быть доброжелательным – означает относиться к ребёнку так, как вы отнеслись бы к собственному сыну.

А что, прежде всего, необходимо для спасения сына?

Сердце потребовало бы чего-то такого, что создало бы в душе сына моральную чистоту и красоту, сделало бы его настоящим человеком.

Доброжелательность педагога выражается, прежде всего, в умении не допустить, чтобы ребёнок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов.

Помните, что успехи ребёнка в учении, его чувство собственного достоинства – это огонёк радости вашего творческого труда, уважаемый мой коллега.

Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы механически приложить все закономерности обучения и воспитания.

Нельзя требовать от ребёнка невозможного.

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

А это значит, что в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени.

Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием.

Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонёк желания быть хорошим.

Берегите эту тропинку и этот огонёк.

Я всегда заранее продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех.

Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, – это пропавший для него урок.

Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребёнок шалит на уроке, занимается посторонними делами…

Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!

Проблема свободного времени – это одна из важнейших проблем не только обучения, но и интеллектуального воспитания, всестороннего развития.

Свободное время необходимо ученику, как воздух для здоровья: оно необходимо для того, чтобы ученик успешно учился и не чувствовал постоянной угрозы отставания. Знаете, как бывает: стоит ребёнку проболеть несколько дней, как он уже очень отстал…

Свободное время ученика рождается на уроках. Его творцом является умный, думающий учитель.

Его первый помощник в создании свободного времени – сам ученик. От него в большой мере зависит, в каком состоянии находятся знания – в состоянии подвижности, активности, или же в состоянии окостенения.

Но есть ещё одно условие, от которого зависит создание свободного времени. Это – режим труда и отдыха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.