Как успокоить нервы воспитателю

Ассистент Монтессори-педагога в тоддлер-группе спрашивает у нас, как можно успокоить маленького ребёнка.


— Мальчик, полтора года, пошёл в тоддлер-группу (длительность — 2,5 часа). Когда мама уходит, он ещё минут 20–30 плачет, зовёт её. Как помочь мальчику? Утешать, отвлекать? Если отвлекаю, он ещё сильнее начинает плакать. Ему явно нужны утешение и поддержка. Как это сделать, когда в группе есть другие дети и не всегда получается уделить ему индивидуальное внимание?

На вопрос, как воспитателю успокоить детей, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова (АМИ 0–3):

— Маленькие дети уже не так зависимы от значимого взрослого, как младенцы. Но, с одной стороны, всё ещё нуждаются в поддержке привязанностью, а с другой — ещё слабо умеют удержать эту связь без опоры на внешнее. С глаз долой — из сердца вон. Из сердца вон — паника: «Я один в этом полном неизвестностей мире, да и сама моя незрелая личность, не отражаемая взрослым, куда-то делась. Тоддлеры только в начале пути умения быть человеком наедине с самими собой. Потому базовая помощь в разлуке с мамой — наличие замещающего взрослого, к которому можно привязаться. Речь не о громадной любви до гроба, но о достаточной степени доверия, уверенности в том, что этот конкретный человек:

  • за тебя отвечает;
  • о тебе позаботится;
  • придёт на помощь, если потребуется;
  • заметит тебя, когда ты растерян, рад, испуган, горд, спокоен, возбуждён и хочешь понять себя или разделить с кем-то сведущим эти чувства.

В период адаптации необходимо достаточно внимания. Это должна быть отработанная процедура, о которой взрослые договариваются заранее. В больших классах, где работают педагог и несколько ассистентов, часто сопровождение берёт на себя тот ассистент, у которого лучше других получается налаживать задушевный контакт с новенькими. Либо за каждым конкретным новичком закрепляется один из ассистентов, который поначалу занимается в первую очередь своим подопечным и присутствует в классе всякий день, когда адаптирующийся малыш приходит.

В моём маленьком классе я занимаюсь индивидуально с малышом достаточное время (индивидуальные занятия проводит педагог, а не ассистент), поэтому, когда тоддлер включается в класс, я работаю его основной привязанностью, а ассистент берёт на себя тех, кто уже по большей части работает самостоятельно.


Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает?

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Обе девочки продолжают работать.

Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать — пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать — мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому — можно и нужно, это и есть поддержка.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.


Как успокоить ребёнка, если он плачет

Само по себе время, которое ребёнок плачет, не говорит ни о чём. Если это плач отчаянья, то и пяти минут много для тоддлера. Если это плач горя и есть поддержка уверенного взрослого, сочувствующего, но не боящегося слёз, и ребёнок выходит победителем из ситуации, погоревав и занявшись другим делом, то 20–30 минут плача небольшая беда. Если это демонстративные слёзы, но малыш не истощён и не перевозбуждён, допустимо позволить ему убедиться, что это неработающий способ получить внимание. Если демонстративный плач выходит из-под контроля ребёнка, то ему нужна помощь в саморегуляции. Надо его крепко обнять, погладить, покачать, присоединяться к его плачу и выходить из него, увлекая за собой малыша. Всеми возможными способами уделяйте внимание эмоциям, но не самой истерике. Сочувствуйте, но не потакайте.

Если ребёнок отвлекает других учеников, скажите ему об этом и отведите его туда, где в вашем классе приемлемо шуметь, и будьте там с ним.

Надёжная привязанность — залог хорошего обучения: учится только тот, кто спокоен. Так что, если индивидуальное внимание в период адаптации уделяется не по каждой необходимости ребёнка, а по возможности педагога, то имеет смысл обсудить проблему и предусмотреть помощь.

Осенью мы сталкиваемся с проблемой адаптации детей к детскому саду. Малыши плачут, протестуют, мешают занятиям. Я думаю всем знакома ситуация - когда один расплакался, остальные заревели вслед за ним. Плач одного ребенка быстро передается другим, так как детская психика подвижна, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, нет навыков саморегуляции. Родителей в свою очередь беспокоит плохое настроение ребенка, нежелание посещать детский сад, плач при расставании. Вам (воспитателям) приходится работать в сложных психоэмоциональных условиях.

Поэтому важно вовремя уметь успокоить плаксу, не допустить истерику.

1. Проведите беседу с родителями. Так как, именно родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач утром при расставании. Объясните родителям, что не стоит устраивать долгое прощание, чтобы ребенок не концентрировался на своих переживаниях. Хорошо, если родитель придумает с ребенком некий ритуал прощания (например, обняться, стукнуться кулачками). Ритуал прощания поможет легче ребенку отпустить маму.

2. Используйте музыку в группе. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе спокойную, негромкую, знакомую музыку.

4. Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя.Для этого держите под рукой атрибуты: очки или колпак волшебника, накладной нос, либо куклы-бибабо, игрушки (например всеми любимый Лунтик, Маша). Это привлечет внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию,направить ее в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение.

5. Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, завтра мы будем лепить подарок маме, читать новую сказку, играть в театр…

7. Дайте важное поручение. Скажите, что вам нужна помощь починить машинку в группе, разложить ложки, поточить карандаши и тому подобное.

8. Обеспечьте тактильный контакт, посадите ребенка на колени, возьмите за руку, погладьте по голове. Внимание взрослого и тактильный контакт помогут ему почувствовать себя защищенным.

9. Не обращайте внимание, если плач ребенка наоборот усиливается, когда взрослые уделяют ему внимание, попробуйте сделать вид, что не замечаете капризного настроения. Постепенно переключите его внимание на совместную деятельность с другими детьми.

10. Избегайте дополнительных раздражителей. Не повышайте голос, не делайте резких движений, не включайте громкую музыку.

11. Подавайте пример. Демонстрируйте ребенку свой позитивный настрой, доброжелательность, вырабатывайте положительные ассоциации.

Потому что, также как дети заражаются плохим, также заражаются и хорошим! Подобное притягивает подобное!


мы пошли в садик в прошлый понедельник (ребенку 2,4 г.), то есть в общей сложности ходим 7 дней. из них первые 4 ходил с удовольствием - приходили, раздевались и он сам шел в группу к другим детками, брал за ручку воспитателя, я забирала его после обеда перед сном и все было замечательно. в пятницу через час после того, как я его там оставила мне позвонила воспитательница и сказала, что "Данил сильно плачет, заберите его сегодня пораньше" (по рассказам воспитателей выходило, что он просто сидел играл с мозаикой, и тут на ровном месте начал реветь, я подозреваю, что скорее всего у него кто-то попытался забрать игрушку). ладно, думали за выходные отдохнет и с понедельника с новыми силами.
но в понедельник сын устроил истерику еще в машине, плакал все время, пока я его переодевала, и потом, когда сама завела в группу в туалет. потом нянечка ему дала ту самую мозаику, он сел играть, а я под шумок убежала. но успела услышать, что обнаружив мое отсутствие, сын снова заревел. плакал в течение часа не переставая, я заходила подслушивала, потом не выдержала и забрала. воспитатель была в растерянности, мол, что вот так "чтобы ничем нельзя было отвлечь или успокоить - такого еще не было". сегодня снова повели, но ситуация с криками повторилась. вроде договорились, что будут музыкальные занятия, взяли с собой любимого котенка, я снова объяснила, что маме надо в автошколу, и что потом я его обязательно заберу и принесу что-нибудь вкусненькое. сын ни в какую не хотел меня отпускать и стал сам собираться обратно домой. через какое-то время воспитательница силой унесла его в группу и я убежала. опять плакал не утихая в течение часа, после чего я его забрала. причем когда я его забираю, он успокаивается через полминуты и спрашивает, что вкусненького я ему принесла. в машине болтает без умолку, и дома бегает веселый и говорит, что завтра пойдет в садик. такое впечатление, что просто хитрит, мол, поплачу и мама заберет.

и вот теперь я не знаю, как поступать-то? то есть я понимаю, что это адаптация и все такое, но просто хотелось бы конкретного совета, как лучше делать в нашем случае? оставлять орущим и ждать, что проорется через 2 часа и успокоится? или забирать, если в течение 15 минут не успокаивается? и как уходить - чтобы ребенок это видел, или опять же "под шумок"? и стоит ли его отдавать воспитательнице, когда она его вот так без его желания забирает? или надо сидеть хоть 3 часа в раздевалке с ним, пока не уговорю? или, может, стоит сделать перерыв на несколько дней, чтобы ребенок немножко отдохнул? подскажите, пожалуйста!

а, и еще важное дополнение. в садике ребенок не в невменяемом состоянии, то есть потом он мне рассказывает, что ему воспитатель говорила ("давай позвоним маме, ой, она в автошколе", "тетя сказала, какой пушистый у дани котенок" и т.д.), то есть он прислушивается к тому, что ему говорят, но не хочет на это реагировать..

Добавлено спустя 26 секунд:

Mell
моей кстати 2,2 года

Проще всего вопрос адаптации разрешается при помощи садовского психолога: специалист может понаблюдать за происходящим и дать не общие рекомендации, а подходящие конкретно к Вашей ситуации.


Что, где, когда?

– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.

Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.

Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.

Психиатры их делят на два основных типа:

● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);

● и неврозоподобные (хронические).

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу.

● Создать дома спокойную обстановку.

● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.

● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Причина и повод

Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.

Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.

Как лечить

Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.

Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.

Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.

Для начала это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны – он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь попить теплое молоко с медом – оно тоже успокаивает. Одними такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.

И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.

А родителям можно посоветовать:

● Создайте дома спокойную обстановку.

● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.

● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.

● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.

● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Кстати

Виды навязчивых движений:

  • Моргание
  • Подергивание щеки, плеча, ноги
  • Заведение глаз вверх
  • Навязчивый кашель
  • Навязчивые глотательные движения
  • Нахмуривание лба
  • Шумное дыхание
  • Втягивание живота
  • Выбрасывание руки в сторону

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.

Корреспондент ИА "Амител" Елена Лепезина написала статью, с которой, надеемся, с интересом ознакомятся многие читатели amic.ru.


Женя сегодня второй день, как пошел в детский сад. Если вчера еще все было интересно и ново, то сегодня он заметил отсутствие мамы и затосковал. Воспитательница, пытаясь успокоить малыша, начала ему рассказывать-показывать игрушками сказку.

Сегодня в группе у Галины Михайловны Панасенко, воспитательницы младшей группы детского сада № 186 , всего трое детей. Возраст — два года. Они только начали посещать детсад, поэтому у воспитателя забот особенно много. Сейчас самая главная задача – сделать так, чтобы детки с удовольствием сюда приходили, и без мамы не плакали.

- Галина Михайловна, у вас какие-то особые секреты, чтобы успокоить ребенка?
- Секреты ? — усмехается Галина Михайловна – ну вот какие: погладить малыша о головке, поиграть с ним, покатать машинки, взять на руки или посадить на колени, обнять, прижать к себе как родного.

У Галины Михайловны дети плачут редко, и это при том, что у нее — самые младшие. Встречает она детей без показушной сердечности, но подойдет к каждому, поздоровается, погладит, приголубит. Заметит и обновку, и новую стрижку, и принесенную игрушку, похвалит.

- Еще в школе, когда учительница предлагала мне поступать в Бийский пединиститут, я отказалась. Хотела шить. Потом закончила в Горно-Алтайске техникум по бытовому обслуживанию. А в детский сад пришла работать уже когда надо было своих детей сюда устраивать. И вдруг оказалось, что это – моя жизнь. Вот уже 17 лет, как я здесь.

Сейчас у Галины Михайловны — 2 квалификация. Все 17 лет она работает с самыми
младшими детками. По мнению большинства самих воспитателей, — не слишком благодарный труд.

- Некоторые мне говорят, почему не переходишь в старшую группу. Там, мол, дети сами уже и в туалет просятся, не надо за ними бегать: подтирать, переодевать, носы вытирать не надо, кормить. Все они уже умеют сами. А мне нравится как раз здесь: детки приходят такие маленькие, очень добрые, такие ласковые, доверчивые. Очень-очень послушные, сначала. Потом характер формируется. Просто, люблю я малышей очень. ..

- Неужели за все 17 лет у вас ни разу не возникло желания сменить работу?
- Почему не возникало? Я даже и увольнялась . на месяц.

- .
- Как-то решила, что все, хватит и зарплата маленькая и работы много и прочее. Ушла. Устроилась на работу в частный цех по шитью. А через месяц пришла обратно в садик. Вот тогда я и поняла, что не смогу больше нигде работать. Здесь – все чисто, светло, всегда все вежливы.. В общем, мне здесь нравится.

- Значит, воспитателем легко работать?

- Ну, (улыбается ) порой и трудно бывает. Причем, занятия с детьми – это иногда самое простое из того, что приходится делать: составляем планы, проводим конкурсы между группами. Каждый день что-нибудь выдумываем: украшаем группу и игровую площадку. Приходится просить и родителей помочь, и самим внеурочно здесь работать. Когда выдают деньги на игрушки и инвентарь, ездим в свободное от работы время по базам, магазинам, ищем, где подешевле можно закупить, чтобы денег хватило на побольше игрушек или что еще нужно. Кроме того, надо еще и постоянно заниматься, читать..Много чего еще, но и удовольствие от этой работы тоже – большое.

Поскромничала Галина Михайловна: не стала обо всех трудностях рассказывать. Например,
о том, что на воспитателе каждый день огромная ответственность за жизнь и здоровье 20-ти маленьких человечков, которые и рассказать-то ничего толком не смогут. Множество обязанностей, которые кроме тебя никто не выполнит, необходимость постоянно что-то выдумывать, чтобы увлечь малышей. И, по-моему, особо сложная задача: не позволить себе вспылить, накричать на детей, даже когда они, кажется, только этого и добиваются.

- Галина Михайловна, а какие моменты в вашей практике были самые трудные?

- Как-то ко мне привели 15 малышей и все в первый раз. Кто-то заплакал. И вскоре вокруг был целый хор ревущих детей. Попробуйте только представить, что такое 15 детей в истерике! Вот тогда трудно было.. А вообще самое трудное для меня, когда малыши не могут привыкнуть к садику, несмотря на все усилия.

- Родители ведь тоже по-разному реагируют. Всякие ведь случаи бывают .

- У меня никогда не было конфликтов с родителями. Как-то мы всегда находили общий язык.

- А что бы вы хотели сказать родителям, которые в первый раз поведут детей в садик?

- Вы скучаете по тем ребятам, которые уходят?
- Еще как! Пришли-то они ко мне совсем маленькие, ничего не умели. Многие не умели даже разговаривать, ложку держать. Помню, наверное, каждые их проделки, упрямство, успехи и обиды. Знаю, кому что нравится.. Люблю их как своих, прям. Очень скучаю.

Сейчас в Барнауле действуют 152 детских сада, в которых работают 6 тысяч 21 сотрудник. Из них 2 896 – педагоги: 2211 — воспитателя и 1328 – младших воспитателя.


В народе говорят, что все болезни от нервов, и это верно. Некоторые физические недуги действительно развиваются на фоне расстройств ЦНС. Об этих психосоматических заболеваниях мы уже рассказывали. Подробнее о том, как стресс влияет на здоровье и настроение, читайте здесь.

Как успокоить нервы и снять стресс самостоятельно в домашних условиях или с помощью таблеток, на которые не нужен рецепт, читайте далее.


Как успокоить нервы и снять стресс

При первых признаках раздражительности и переутомления, нужно сразу принять меры, чтобы успокоить нервы без применения лекарственных препаратов. Для этого существует несколько проверенных и эффективных методов.

  1. Первое, что советуют делать психологи — отбросить все дела, и переключиться на любимое занятие. Например, просмотр фильмов, прогулки или компьютерные игры.
  2. Быстро успокаивает пребывание на природе или прослушивание классической музыки.
  3. Нервная система страдает от нехватки витаминов и минералов, поэтому важно включать в свой рацион больше овощей и фруктов.
  4. Плохой сон также является причиной раздражительности и плохого настроения. Необходимо попробовать проветривать помещение за 30 минут до сна, а также приучиться ложиться спать в одно и то же время. Другие советы, помогающие нормализовать сон и снять нервное напряжение, читайте здесь.
  5. Восстановить хорошее настроение можно, просматривая смешные ролики на Youtube. Выбирайте действительно забавное и позитивное видео. Это очень быстрый способ, уже через несколько минут вы заметите улучшение настроения.

Применив один или несколько из этих рекомендаций, вы переключите фокус внимания, быстро поднимите себе настроение и перестанете нервничать.


Как успокоить нервы за 1 минуту

Если чувствуете себя раздраженным на протяжении рабочего дня, снять нервное напряжение в силах следующим экспресс методам борьбы со стрессом.

  1. Одним из самых быстрых способов успокоить нервы является массаж пальцев рук. Нужно по очереди нажимать на подушечки пальцев. Это позволит отвлечься от проблемы и успокоиться. Такой способ хорошо подходит студентам, которые переживают перед экзаменом.
  2. Ещё одним эффективным способом является концентрация на дыхании. Для этого в течение минуты делайте глубокие вдохи и выдохи, подсчитывая их количество. Можно просто медленно посчитать до 30 или установить таймер на минуту.
  3. Используйте ароматерапию. Запах лаванды, лимона, мандарина, ванили или корицы полезен для расслабления мышц и успокоения нервной системы. Её также используют для ингаляций в качестве седативного средства. Чтобы снять нервное напряжение, достаточно распылить спрей с этими ароматами в помещении.
  4. Ещё можно вспомнить любимый анекдот или смешную историю из жизни. Для этого выпишите в записную книжку понравившиеся цытаты, стихи, высказывания. После их прочтения позитивные эмоции перевесят негативные, и настроение улучшится.
  5. За 1 минуту можно успеть сделать звонок или написать сообщение любимому человеку. Получив порцию позитива, вы почувствуете себя не только спокойней, но и бодрее.

Эти универсальные и быстрые методы для успокоения помогают при легком раздражении, упадке сил. Как еще поднять себе настроение читайте здесь.


Как успокоить нервы в домашних условиях

В домашних условиях справиться со стрессом позволят небольшие физические нагрузки, например, гимнастика. При регулярном выполнении простых упражнений (прыжки, приседания) вы легко избавитесь от нервного напряжения. Психологи рекомендуют их делать на свежем воздухе, но не страшно, если такой возможности нет. Йога тоже позволит справиться с такой проблемой. Эта духовная практика не только устраняет симптомы, но и определит корень проблемы.

Нередко источником стресса становится обстановка дома. Если всё вокруг монотонное и серое, то самое время заняться жилищем. Повесьте несколько картин, смените цвет занавесок или поставьте новые комнатные растения.

Чтобы быстро успокоить нервы в домашних условиях примите ароматическую ванную с отваром трав, морской солью и эфирными маслами.


Как успокоить нервы и снять стресс – советы психологов

В любом месте человек подвержен воздействию внешних раздражителей. Это проблемы на работе, неудачи в личной жизни, громкая музыка у соседа среди ночи. Стресс не только понижает работоспособность человека, но и подрывает иммунитет. Какие продукты помогут улучшить иммунные способности организма, читайте здесь.

Полноценное и сбалансированное питание, продолжительный сон, физическая нагрузка и пребывание на свежем воздухе – это необходимые условия для борьбы с раздражением. Помимо этих универсальных средств, психологи дают отдельные рекомендации для мужчин и женщин.

Как правило, в период стресса женщины ведут себя апатично. Один из самых эффективных способов успокоиться для женщины — принять горячую ванную. Можно взять с собой любимую книгу и создать приятную атмосферу при помощи приглушенного света. Добавьте эфирные масла в воду. Они способствуют укреплению нервной системы, а также невероятно полезны для кожи.

Прохладный душ — хорошая альтернатива горячей ванне. Процедура снимет мышечное напряжение, повысит приток к крови и немного поднимет настроение. В ходе исследований было выявлено, что прохладный душ благоприятно влияет на людей с депрессией и неврозами. Но нужно быть осторожнее, чтобы не заболеть.

Питьё тоже помогает успокоиться. Достаточно выпить стакан прохладной воды небольшими глотками. Но более эффективным средством являются горячие чаи. Особенно полезны они перед сном. Желательно пить напиток со сладостями, ведь они способны стимулировать выработку гормона счастья. Не менее полезно будет добавить в чай мёд, и успокоительные травы — ромашку или пустырник.

Расслабиться поможет романтический ужин с мужем или парнем. Приятное общение в спокойной, романтической обстановке отлично успокаивает нервы.


В отличие от женщин, мужчины часто переносят стрессовые ситуации в агрессивном состоянии. Не редко они обращаются за помощью к алкоголю.

Полезно выбраться на природу и отправиться на рыбалку или охоту. Давно известно, что не только воздух действует успокаивающе, но и все природные звуки. Если нет времени, достаточно выйти погулять в парк, но лучше взять выходной и выбраться за город. Можно поехать на весь день в лес или на озеро.

Успокоить нервы способна танцевальная вечеринка. Физические нагрузки от танцев и удовольствие от прослушивания музыки заметно поднимут настроение. Сюда же можно добавить общение с друзьями.


Дети также часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Но пичкать их таблетками не самая лучшая идея, а стандартные методики, например, глубокое дыхание, помогают не всегда.

В первую очередь примените визуализацию. Этот метод был неоднократно проверен в ходе исследований. Попросите ребёнка закрыть глаза, и представить тихое, спокойное место. Например, берег реки, лес, горы, поле с цветами. Затем попросите описать всё в деталях: какие деревья растут, как пахнут цветы или поют птицы. Пусть даже скажет, что он ощущает в этом месте.

Ещё желательно купить ребёнку аквариум. Их устанавливают в больницах, но не все знают почему. Исследования показали, что наблюдение за рыбками понижает частоту пульса и артериальное давление.

Полезно дать ребёнку тетрадь или личный дневник, чтобы он записывал туда свои чувства и эмоции. Это также позволяет быстро успокоиться. Но при этом важно соблюдать конфиденциальность, и никогда не читать эти записи.

Как привести психику в норму без лекарств и таблеток

Самостоятельное лечение даже народными средствами бывает опасным. Но всё же важно знать, как помочь себе в случае необходимости. Чтобы привести в норму психику достаточно выполнить ряд простых действий.

При тяжелом состоянии, которое длится уже долго, лучше сразу обратиться к психотерапевту. Он знает различные методики, которые подходят в той или иной ситуации, помогают быстро избавиться от стресса, и вернуться к нормальной жизни. Многие ошибочно полагают, что вместо этого достаточно просто поговорить с друзьями. Но профессионал поможет найти причину проблемы и избавиться от неё.

Исследования показали, что небольшие физические нагрузки повышают выработку гормона, который отвечает за хорошее настроение. Это также помогает избавиться от излишнего напряжения в мышцах и нормализовать кровообращение.

Также нужно расслабиться, и постараться забыть на какое-то время о проблеме. Конечно, легче сказать, чем сделать, но это действительно важно. Существует большое количество способов отвлечься. Основными можно назвать успокаивающий массаж, йогу, а также занятие любимым хобби.

Вредные привычки только ухудшают состояние психики. Может пара бокалов спиртного и помогут забыть сегодня о проблеме, но завтра переживания усилятся в несколько раз. Поэтому при стрессе важно исключить употребление никотина и спиртного, или же свести его к минимуму.

В таком состоянии важно есть как можно больше продуктов, богатых витаминами группы B. Он играет важную роль в поддержании нервной системы здоровой. Ещё будет полезен магний. Помимо укрепления нервов, он обладает способностью улучшать работу сердечно-сосудистой системы.


Как снять тревогу и страх таблетками

Если другие методики успокоения не помогают, то самое время обратиться к врачу, чтобы он выписал таблетки. Большинство седативных препаратов отпускаются и без рецепта, но лучше всё равно проконсультироваться с доктором, чтобы он назначил лекарство с учётом всех особенностей организма. Он также выявит причину повышенной тревоги.

С целью снятия нервного напряжения выписывают ноотропы. Эта группа лекарств обладает ярко выраженным седативным эффектом и стимулирует деятельность головного мозга.

Нередко лекарства изготавливают на основе растений. В основном с этой целью используют ромашку, пустырник или валериану.

Повышенная тревожность возникает из-за нехватки некоторых витаминов и минералов в организме. Обычно врачи выписывают курс противовирусных препаратов, в составе которых находятся витамины C, B, E, а также минералы: магний, кальций, железо и т.д. Если не обращать внимания на повышенную тревожность это состояние перерастет в панические атаки, справиться с которыми возможно только с помощью таблеток.

Свои нервы нужно беречь. Это залог хорошего настроения и здоровья. Всегда нужно стараться избегать внешних раздражителей, но иногда это невозможно. В таком случае лучше не доводить ситуацию до критичного состояния, а своевременно обратиться за помощью к специалисту.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.