Как выявить неврологическую симптоматику


По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН среди причин госпитализации взрослого населения по направлению скорой медицинской помощи на первом месте стоят болезни системы кровообращения, в структуре которых цереброваскулярные заболевания занимают второе место после ишемической болезни сердца.

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются центральной проблемой современной неврологии. Те пациенты, которые при первых признаках инсульта обращаются за медицинской помощью на СМП, имеют реальный шанс получить современное лечение своевременно.

Это положение определяет первостепенную задачу бригады скорой медицинской помощи — правильная диагностика ОНМК на догоспитальном этапе.

Учитывая специфику работы выездных бригад (лимит времени, отсутствие дополнительных методов исследования) единственным доступным способом оценки состояния головного мозга является неврологический осмотр.

Цель неврологического обследования — получение ответа на единственный вопрос: есть ли поражение центральной нервной системы? Фундаментом для постановки правильного диагноза, кроме данных анамнеза, является последовательное изучение неврологического статуса, а единственным способом обосновать его — регистрация всей полученной информации в карте вызова СМП.

Всё это диктует необходимость разработки и внедрения в повседневную практику работы СМП четкого алгоритма оценки и описания неврологического статуса у пациентов не только с острой цереброваскулярной патологией, но и с поражением ЦНС другой этиологии (черепно-мозговая травма, нейроинфекция, токсические поражения головного мозга).

Для экспресс-оценки неврологического статуса и уверенном суждении о наличии или отсутствии повреждения центральной нервной системы на ДГЭ необходимо и достаточно провести краткий неврологический осмотр по предложенному плану.

Алгоритм оценки неврологического статуса

ОНМК диагностируют при внезапном появлении очаговой, общемозговой и менингеальной неврологической симптоматики.

К общемозговой симптоматике относятся: нарушения сознания, головная боль, тошнота, рвота, головокружение, судороги.

Для количественной оценки сознания наиболее часто используется шкала ком Глазго. Для этого проводится балльная оценка по трем критериям (открывание глаз, спонтанная речь и движения), и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания (15 — ясное сознание, 13–14 — оглушение, 9–12 — сопор, 3–8 — кома).

Головная боль наиболее характерна для геморрагических форм инсульта, как правило, одновременно с ней возникают тошнота, рвота, светобоязнь, очаговая неврологическая симптоматика. Вслед за ней обычно возникают угнетение сознания, рвота, грубые неврологические нарушения.

Судороги (тонические, тонико-клонические, генерализованные или фокальные) иногда наблюдаются в начале инсульта (в первую очередь — геморрагического).

Очаговые неврологические симптомы

Очаговые неврологические симптомы проявляются возникновением следующих нарушений: двигательных (парезы, параличи); речевых (афазия, дизартрия); чувствительных (гипестезия); координаторных (атаксия, абазия, астазия); зрительных (амавроз, гемианопсии, скотомы); высших психических функций и памяти (фиксационная или транзиторная глобальная амнезия, дезориентированность во времени).

Для выявления очаговой неврологической симптоматики на догоспитальном этапе необходимо, прежде всего, использовать алгоритм FAST-теста, а при невозможности его проведения или получении неубедительных результатов обязательно дополнять оценкой других составляющих неврологического статуса.

FAST-тест состоит из четырех элементов.

  • Face (лицо) — просят пациента улыбнуться или показать зубы. При инсульте происходит заметная асимметрия лица — угол рта с одной стороны опущен.
  • Arm (рука) — просят пациента поднять и удерживать обе руки на 90° в положении сидя и на 45° в положении лежа. При инсульте одна из рук опускается.
  • Speech (речь) — просят пациента сказать простую фразу. При инсульте не получается четко выговорить слова, либо речь отсутствует.
  • Time (время) — чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на восстановление.

Фундаментом для постановки правильного диагноза ОНМК является последовательное изучение неврологического статуса.

Афазия — нарушение, при котором утрачивается возможность пользоваться словами для общения с окружающими при сохраненной функции артикуляционного аппарата и слуха. Наиболее часто встречаются сенсорная (непонимание обращенной речи), моторная (невозможность говорить при сохраненном понимании обращенной речи) и сенсомоторная афазия (непонимание обращенной речи и невозможность говорить).

Из зрительных нарушений при инсульте возможно появление различных видов гемианопсии. Гемианопсия — это частичное выпадение одной половины поля зрения. Иногда (при поражении затылочной доли) гемианопсия может быть единственным симптомом ОНМК.

Ориентировочно гемианопсию можно подтвердить пробой с делением полотенца. Врач располагается напротив больного и горизонтально натягивает полотенце (бинт) длиной около 80 см двумя руками. Больной фиксирует свой взгляд в одной точке и показывает, где он видит середину полотенца. На стороне гемианопсии остается более длинный конец полотенца.

Зрачки: обращают внимание на ширину и симметричность зрачков, их реакцию на свет. Разная величина зрачков (анизокория) является грозным симптомом, возникающим, как правило, при поражении ствола головного мозга.

Глазодвигательные нарушения: оценивают положение глазных яблок и объем их движений. Просят больного следить глазами, не поворачивая голову, за движущимся в горизонтальной и вертикальной плоскости предметом.

При инсульте могут наблюдаться следующие глазодвигательные нарушения: парез взора — ограничение объема движения глазных яблок в горизонтальной или вертикальной плоскости; девиация глазных яблок — насильственный поворот глазных яблок в сторону; нистагм — непроизвольные ритмичные, колебательные движения глаз; диплопия — двоение видимых предметов.

Симметричность лица: обращают внимание на симметричность лобных складок, глазных щелей, носогубных складок, углов рта. Просят пациента наморщить лоб, нахмурить брови, зажмурить глаза, показать зубы (улыбнуться).


Парез мимических мышц: а — центральный, б — периферический

В случае периферического пареза поражаются верхняя и нижняя группы мышц. При этом кроме сглаженности носогубной складки и опущения угла рта наблюдаются сглаженность складок лба, неполное смыкание век (лагофтальм), глазное яблоко отходит кверху (феномен Белла), возможно слезотечение.

Если у пациента имеется периферический парез мимических мышц и отсутствует другая неврологическая симптоматика (гемипарез), то более вероятен диагноз нейропатия лицевого нерва, а не инсульт.

Девиация языка: просят пациента показать язык. Обращают внимание на отклонения его от средней линии (девиация языка). При инсультах может происходить отклонение языка в сторону противоположную очагу.

Глотание и фонация: при поражении ствола головного мозга может возникнуть так называемый бульбарный синдром, который включает в себя: расстройство глотания (дисфагия); утрату звучности голоса (афония); носовой оттенок голоса (назолалия); нарушение членораздельности произношения звуков (дизартрия).

Двигательные нарушения (парезы): пробы на скрытый парез проводятся при выключении контроля зрения. Верхняя проба Барре — просят больного вытянуть вперед руки ладонями вверх и с закрытыми глазами удерживать их 10 секунд. Конечность на стороне пареза опускается или сгибается в суставах, а кисть начинает поворачиваться ладонью вниз (переходит в положение пронации).

Нижняя проба Барре — пациента, лежащего на спине, просят поднять обе ноги на 30 градусов и удержать их в таком состоянии в течение 5 секунд. Нога на стороне пареза начнет опускаться. Необходимо отличать слабость одной ноги от общей слабости и неспособности удерживать ноги в принципе.

У пациентов с нарушенным сознанием парез можно выявить следующим образом: поднять руки над постелью и одновременно отпустить. Паретичная рука падает резче, чем здоровая.

Необходимо обратить внимание на форму бедер и положение стоп: на стороне пареза бедро кажется более распластанным, а стопа ротирована кнаружи больше, чем на здоровой стороне. Если поднять ноги за стопы, то паретичная нога прогибается в коленном суставе сильнее, чем здоровая.

Патологические рефлексы: для диагностики ОНМК на догоспитальном этапе достаточно проверить наиболее часто встречающийся рефлекс Бабинского. Он проявляется медленным разгибанием большого пальца стопы с веерообразным расхождением остальных пальцев, иногда со сгибанием ноги в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах, в ответ на штриховое раздражение наружного края подошвы.

Нарушения чувствительности: на догоспитальном этапе достаточно оценить болевую чувствительность. Для этого наносят уколы на симметричные участки тела справа и слева, выясняя, одинаково или нет их ощущает пациент.

Уколы не должны быть слишком частыми и сильными, нужно стараться наносить их с одинаковой силой. При ОНМК чаще всего встречается гемигипестезия (снижение чувствительности в одной половине тела).

Нарушения координации: расстройство координации произвольных движений при сохраненной мышечной силе носит название атаксия.

Атаксию исследуют с помощью координационных проб (например, пальценосовой), при выполнении которых можно выявить мимопопадание и интенционный тремор (дрожание руки при приближении к цели). Также возможна походка на широком основании (широко расставив ноги), замедленная скандированная (разорванная на слоги) речь.

Менингеальный синдром

Менингеальный синдром — это симптомокомплекс, возникающий при раздражении мозговых оболочек. Он характеризуется интенсивной головной болью, нередко тошнотой, рвотой, общей гиперестезией, менингеальными знаками.

Менингеальные знаки могут появляться одновременно с общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой, а при субарахноидальных кровоизлияниях могут выступать в качестве единственного клинического проявления болезни.

К ним относятся следующие симптомы.

Ригидность затылочных мышц. Попытка пассивно пригнуть голову к груди выявляет напряжение затылочных мышц и при этом оказывается невозможным приближение подбородка пациента к грудине.

Симптом Кернига — невозможность полностью разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах.

Верхний симптом Брудзинского — при попытке согнуть голову лежащего на спине больного ноги его непроизвольно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, подтягиваясь к животу (проверяется одновременно с ригидностью затылочных мышц).

Нижний симптом Брудзинского — при пассивном сгибании одной ноги в тазобедренном суставе и разгибании её в коленном суставе происходит непроизвольное сгибание другой ноги.

Безусловно, данный алгоритм значительно упрощает истинную картину заболевания за счет потери ряда деталей, однако он практичен и может быть использован для применения бригадами СМП в повседневной практике, поскольку позволяет при экономном расходовании времени провести экспресс-оценку всех неврологических симптомов, появление которых возможно при ОНМК.

В зависимости от основных жалоб пациента наиболее важные данные о наличии или отсутствии тех или иных характерных симптомов должны быть внесены в карту вызова СМП.

Проведение экспресс-оценки неврологического статуса по предложенному алгоритму позволяет с высокой долей уверенности судить о наличии или отсутствии повреждения центральной нервной системы.


М. А. Милосердов, Д. С. Скоротецкий, Н. Н. Маслова


Оценка неврологического статуса является ведущим средством нейромониторинга. Объясняется это двумя причинами. Первая – это то, что в большинстве реанимационных отделений динамический неврологический осмотр является единственным быстрым и доступным способом оценки состояния головного мозга и определения эффективности проводимой терапии. Вторая причина особого внимания к неврологическому осмотру заключается в том, что конечная цель любых лечебных мероприятий – не достижение тех или иных показателей внутричерепного давления и церебральное перфузионное давление, содержание кислорода и метаболитов, а улучшение функционального состояния головного мозга и исхода болезни.

Представлены основные симптомы и синдромы которые оценивает невролог при осмотре пациента.

Общемозговые симптомы

Норма: Сознание ясное – пациент контактен, полностью ориентирован в собственной личности, времени и месте, адекватен, выполняет все инструкции.

степень угнетения сознания (по классификации А. Н. Коновалова):

  • оглушение (поверхностное, глубокое) – потеря внимания, затруднения концентрации, ответы на вопросы после их многократных повторений, быстрая истощаемость при беседе и др.
  • сопор – открывание глаз при громком обращении или тормошении, болевой стимуляции; локализация источника тормошения (целенеправленная двигательная реакция) ;
  • кома I – отсутствие открывания глаз в ответ на любые раздражители; нецеленаправленные двигательные реакции;
  • кома II – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители;
  • кома III – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители; атония мышц, арефлексия, отсутствие менингеального синдрома, нарушение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Ориентация в месте, времени, собственной личности. Доступность продуктивному речевому (вербальному) контакту.

Головная боль – локализация, характер, периодичность, сопутствующие симптомы, в какое время суток.
Несистемное головокружение - чувство проваливания, зыбкости, неустойчивости.

Системное головокружение - кажущиеся движения окружающих предметов или собственного тела.

Тошнота, рвота.

Менингеальные симптомы

Ригидность задних мышц шеи; симптом Кернига; симптом Брудзинского (верхний, средний, нижний).
Скуловой симптом Бехтерева; симптом Мондонези.
Фотофобия, фонофобия; головная боль; гиперестезия кожных покровов и слизистых.

Очаговые симптомы

Черепные нервы:

I пара (n. olfactorius). Обоняние не нарушено; гипосмия, аносмия (справа, слева) ; дизосмия, гиперосмия; обонятельные галлюцинации – есть, нет.
II пара (n. opticus). Острота зрения – не нарушена; амблиопия (снижение остроты зрения), амавроз (слепота) ; Поля зрения – не нарушены; скотома (выпадение участка поля зрения) ; гемианопсия: гомонимная (справа, слева), гетеронимная (битемпоральная, биназальная) ;
Зрительные галлюцинации – есть, нет.
III (n. oculomotorius) IV (n. trochlearis), VI (n. abducens). Произвольные движения глаз – в полном объеме, страбизм (косоглазие): сходящееся, расходящееся, по вертикали.
Зрачки OD > Развернуть описание

Неотложная помощь для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт). Неотложное интенсивное лечение, постоянное наблюдение и тщательный уход.


Неврология представляет собой область медицины, которая исследует нервную систему человека, ее строение и функции в норме и при развитии того или иного неврологического заболевания.

Неврология подразделяется на общую и частную. Общее подразделение основано на изучении функций и строения нервной системы, а также методов диагностики. Частная неврология занимается отдельными заболеваниями нервной системы.

Центральную систему представляет спинной и головной мозг. Периферическая система включает в себя всевозможные структуры, которые соединяют центральную нервную систему и остальные органы и ткани организма человека.

Нервная система отвечает за нормальное функционирование всего организма и реакцию на изменения со стороны внешней и внутренней среды.

Как выносится заключение о диагнозе

  • сбор анамнеза;
  • анализ наследственной предрасположенности и проведение общего осмотра;
  • инструментальные диагностические и клинические методы обследования.

Осмотр у невролога и в настоящее время является важнейшим этапом при выявлении того или иного заболевания нервной системы, несмотря на новейшие лабораторные и инструментальные методы диагностики.

При получении результатов инструментальной диагностики и после проведения осмотра специалист сможет назначить консервативное или хирургическое лечение своему пациенту.

Кто такой невролог и что он проверяет

Невролог — это специалист, который проводит осмотр неврологического больного, назначает инструментальные методы диагностики и рекомендует методы лечения при болезнях нервной системы.

Невропатолог проверяет наличие и при необходимости проводит лечение следующих заболеваний нервной системы:

  • остеохондроз;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона и Альцгеймера;
  • инсульт;
  • мигрень;
  • нарушение сна;
  • наследственные заболеваний нервной системы;
  • инфекции нервной системы;
  • ВСД;
  • различные невралгии;
  • радикулит;
  • новообразования головного мозга;
  • головокружения;
  • гидроцефалия и другие.

Также осмотр у невролога необходим при наличии таких симптомов:

  • частые головные боли;
  • возникновение болевых ощущений в шее, грудной клетке, пояснице, верхних и нижних конечностях;
  • после травм головы;
  • речь становится невнятной;
  • уменьшение двигательной активности.

Цели неврологического осмотра

Что проверяет и оценивает невролог:

  • осмотр и общая оценка работы всех органов и систем в организме человека;
  • проводится осмотр кожных покровов;
  • определяется тип телосложения;
  • при общении специалист обращает внимание на форму, симметричность и размер головы;
  • затем проводится диагностика шеи и проверка ригидности затылочных мышц;
  • исследование грудной клетки;
  • пальпируются органы брюшины;
  • осматривается позвоночник.

Конкретно неврологический осмотр включает в себя следующие параметры:

  • оценка состояния сознания и на наличие его расстройств;
  • как больной может ориентироваться в пространстве, собственной личности и времени;
  • оценка общемозговой симптоматики;
  • проверка функции черепно — мозговых нервов;
  • исследование двигательной сферы;
  • проверяются рефлексы.

Нервная система выполняет в организме много функций и управляет работой всех органов и систем. Поэтому обследование неврологического больного в зависимости от состояния пациента и необходимых методов диагностики может продолжаться от 15 минут до нескольких часов.

Очень важное значение имеет квалификация специалиста при прохождении осмотра и постановке диагноза.

Молоток — главный инструмент невролога


Молоток неврологический предназначается для проверки рефлексов у пациента при первичном осмотре у невропатолога.

Это самый главный и незаменимый инструмент неврологов.

Он является предметом гордости специалистов, которые работают в области развития и исследования центральной нервной системы, разрабатывают методы диагностики, лечения и профилактики болезней.

Сбор анамнеза

На первом приеме врач знакомится с пациентом, его паспортными данными, родом деятельности и собирает анамнез. Активная позиция здесь отводится специалисту, а не больному.

Вначале невролог слушает жалобы пациента. Каждая предъявленная жалоба, является симптомом болезни. Анамнез играет большую роль при постановке диагноза. Очень важно внимательно выслушать пациента.

Врач задает вопросы о возникновении жалоб больного:

  • когда появились первые симптомы болезни;
  • прогрессирование заболевания;
  • длительность патологии;
  • период реабилитации;
  • частота обострений.

При сборе анамнеза специалист концентрирует свое внимание на следующих симптомах болезни:

  • болевые ощущения;
  • расстройство сознания;
  • нарушение памяти;
  • наличие депрессии;
  • снижение функции черепно- мозговых нервов;
  • расстройство сфинктеров;
  • признаки нарушения функций конечностей.

Также специалист выясняет все хронические патологии у пациента, наличие наследственных факторов, то, какие он ранее перенес
инфекционные заболевания. Опытный врач сразу оценивает при осмотре и сборе анамнеза походку пациента, движения, мимику лица. Все перечисленные показатели играют одну из ведущих ролей при постановке диагноза.

Стандартный оптимум неврологического обследования:

  • исследование шеи и головы;
  • пальпация органов брюшной полости;
  • исследование мозговых функций;
  • исследование на наличие сумеречного сознания.

Общий осмотр

В процессе сбора анамнеза возникает потребность в дополнительных методах обследования остальных систем организма пациента. Все зависит от наличия хронических процессов и индивидуальной особенности организма. Но есть обязательный минимум неврологического обследования больного.

Объективное диагностирование начинается с осмотра и оценки следующих систем:

  • сердечно — сосудистой;
  • дыхательной;
  • пищеварительной;
  • эндокринной;
  • опорно-двигательной;
  • мочевыделительной.

Исследование высших мозговых функций

При сборе анамнеза врач сможет быстро определить настроение пациента, его внимание, его манеру ответов на поставленные вопросы, характер одежды. Когда пациент внимательно слушает невролога, конкретно отвечает на вопросы, понимает их смысл, то такое поведение больного оценивается, как нормальное, и в дальнейшем тестировании нет смысла.

Если наоборот пациент ведет себя не адекватно, мысли его путаются, проявляется агрессия, то следует назначить углубленное исследование когнитивных функций. Задача специалиста провести дифдиагностику между нарушениями мозговых функций и психическими расстройствами.

Также дополнительно пациенту назначают исследование:

  • черепных нервов;
  • произвольных движений;
  • координации движений;
  • чувствительности;
  • патологии движений;
  • вегетативной нервной системы.

Проведение лабораторных методов исследования применяются поле сбора анамнеза и общего осмотра пациента. При необходимости больному проводят люмбальную пункцию. Она назначается для следующих целей:

  • измерение ликворного давления и для получения пробы спинномозговой жидкости для проведения ряда исследований;
  • как лечебная манипуляция для введения ряда препаратов непосредственно в спинной мозг;
  • введение воздуха при прохождении миелографии.

Проверка рефлексов и оценка синдромов


К наиболее распространенным рефлексам относят проверку сухожильного рефлекса коленной чашечки. Врач при помощи молоточка ударяет по сухожилию чуть ниже коленной чашечки. При нормальной реакции нога выпрямляется.

Аналогично проверяется рефлекс на мышце бицепса в области локтевого сустава. В результате рука дергается и напоминает сгибание. Можно проверить и наличие рефлексов самостоятельно. Но такая диагностика затрудняется, человек не может тщательно прогнуться, наклониться. Проверка рефлексов проходит без боли и за короткий период времени.

Менингиальные синдромы начинают проявляться при воспалении мозговых оболочек (менингит), при кровоизлиянии крови в субарахноидальную область, и повышении внутричерепного давления. К менингеальным синдромам относится ригидность затылочных мышц, синдром Кернига. Исследование проводится лежа на спине.

При клиническом обследовании пациента, невролог проверяет следующие симптомы:

  • кожные;
  • сухожильные;
  • вегетативные;
  • периостальные;
  • рефлексы со слизистой оболочкой.

Симптомы, характерные для менингеального синдрома:

  • пациент не может согнуть и разогнуть мышцы шеи;
  • наблюдается симптом Кернига, больной не может выпрямить ногу, которую согнул под прямым углом;
  • пациент не может переносить яркий свет и громкие голоса;
  • проявляется симптом Брудзинского;
  • больной постоянно хочет плакать;
  • нарушения координации движений и наступление временного паралича.


На руке врач проверяет рефлекс двуглавой и трехглавой мышцы, а также карпорадиальный рефлекс.

Проводится оценка следующих рефлексов:

  1. Рефлекс двуглавой мышцы. Над локтем врач при помощи молоточка ударяет по сухожилию. Рука у пациента должна быть согнута в локтевом суставе.
  2. Рефлекс трехглавой мышцы. Молоточком невролог ударяет по сухожилию на пару сантиметров выше от локтевого сустава. Предплечье больного должно свободно опускаться на 90 градусов или доктор сам поддерживает пациента под локоть.
  3. Карпорадиальный рефлекс. Молоточком невропатолог ударяет по шиловидной кости лучевой кости. Пациент должен согнуть рука в локте под 100 градусов. Лучевая кость находится на весу и ее придерживает врач. Также такой рефлекс можно проверить в лежачем положении.
  4. Проверка Ахиллова рефлекса. Доктор при помощи неврологического молоточка наносит удар по ахиллову сухожилию, который располагается на икроножной мышце. При этом пациент может лечь и согнуть ногу поочередно под прямым углом или стать на стул коленями, чтобы стопы свисали.

Диагностические методики и исследования

Неврологический осмотр пациента включает также инструментальные методы исследования и дополнительные анализы:

  • допплерография сосудов головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • проведение обзорной рентгенографии;
  • компьютерной томографии;
  • магнитно- резонансной рентгенографии;
  • клинический анализ крови и мочи;
  • при необходимости взятие спинномозговой жидкости;
  • офтальмологическое исследование;
  • осмотр у ЛОР врача.

Неврологический осмотр младенцев

Важную роль при постановке диагноза у новорожденного играет сбор анамнеза еще в период беременности. Далее проводится проверка всех функций и рефлексов, согласно плану:

  • обследование черепных нервов;
  • движение;
  • проверка рефлекторных сфер;
  • исследование на чувствительность;
  • менингеальные симптомы.

О том, как проводит осмотр детский невролог и что он проверяет, можно узнать из видео-роликов:

При осмотре ребенок не должен плакать, в комнате температура составлять не более 25 градусов, новорожденный должен быть накормлен.

Осмотр проводится лежа на спине. Невропатолог проводит осмотр, начиная с головы и заканчивая нижними конечностями. При необходимости врач назначает дополнительное обследование.

Современные методы исследования и квалифицированные невропатологи помогут во время поставить диагноз и пройти лечение, во избежание серьезных осложнений и перехода заболевания в хроническую форму.


Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.

В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.

Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?


Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.

Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.

Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.

Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.

Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.

Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:

  • энцефалопатия;
  • эпилепсия;
  • невралгия;
  • расстройства вегетативной нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • нарушения психического и речевого развития;
  • энурез;
  • патологии зрения и слуха;
  • аутизм.

На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?

Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.

Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:


Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.

У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:


  • Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
  • Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
  • Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
  • Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.
  • Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:

    1. Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
    2. Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
    3. Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
    4. Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
    5. При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.

    10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:

    1. Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
    2. Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).


  • Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
  • Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
  • Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
  • Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.
  • Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:

      Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.

    Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.


    Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.

    Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением. Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.

    С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.

  • Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.
  • Методы лечения

    В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.

    Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.

    Оно включает:


  • диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
  • препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
  • противосудорожные антиконвульсанты;
  • препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).
  • Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.

    Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.

    После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.

    При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.

    Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.


    В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.

    Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.

    Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.

    В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.

    Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.