Какая афазия характеризуется кинестетической апраксией

Все вышеназванные формы афазии объединяет общее свойство: во всех случаях имеет место глубокая патология речи как сложнейшей психической функции, тесно связанной с другими высшими психическими процессами – мышлением, памятью, восприятием и т.д., а также и непосредственно с личностью человека. И на первое место выступает нарушение ее коммуникативной функции.

Расстройства речи типа афазий сравнительно редко выступают в изолированной форме.Это объясняется тем, что данные расстройства являются лишь одним из симптомов сложного комплекса различных других дефектов, которые возникают после того или иного поражения мозга. Поэтому они сопровождаются двигательными, чувствительными, а нередко интеллектуальными нарушениями. Особенно сложными в этих случаях могут быть расстройства движений, которые чаще всего сопровождают афазию. Речь идет о своеобразных формах двигательных нарушений, которые в клинике носят название апраксий. Под апраксиями понимают нарушение целенаправленного действия. Эти расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением их координации или заболеванием костно-мышечной системы. В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить движения (паралича нет) утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного аппарата. В результате этого движения утрачивают свою целенаправленность. Например, больной не может зашнуровать ботинки, застегнуть пижаму, закурить папиросу.

Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков. Самое непосредственное отношение имеют апраксические расстройства и к некоторым видам речевых нарушений, а также нарушений письма. Так, например, моторная афазия в значительной степени обусловлена апраксическими нарушениями. В этих случаях нет параличей или парезов мышц, осуществляющих акт речи, однако в силу утраты последовательности движений органов артикуляции, речь становится полностью невозможной или резко ограниченной.

Основоположником учения об апраксии принято считать Либмана (конец XIX в., германия). Из отечественных авторов этот вопрос изучали: Кроль М.Б., А.Р. Лурия, И.Н. Филимонов и др.

В настоящее время выделяют следующие виды апраксии:

  1. Моторная.
  2. Идеоторная.
  3. Конструктивная.
  4. Пространственных соотношений.
  5. Графическая.
  6. Оральная.

Моторная апраксия – является самой грубой формой апраксических нарушений. В этом случае нарушены действия не только по подражанию, но и спонтанные. Больной забывает самые простейшие действия, которыми он пользовался в обиходе.

Имеются в практике такие наблюдения. Больная 50 лет. Диагноз: травма черепа, остаточные явления моторной афазии, аграфии, алексии, апраксии. По истечении года после выписки из клиники неожиданно выявились большие затруднения в привычных ей до болезни действиях. Однажды задумала приготовить обед. Поставила тесто, но забыла, как его разделать. Она брала маленькими кусками из кастрюли и в беспомощности у себя на груди, прямо на платье, эти комочки превращала в лепешки, чтобы в дальнейшем начинить их. Сделав лепешки, не начинив их, открывала шкаф в плите и все туда складывала. Выручила соседка.

Идеоторная апраксия. Подражательные действия сохранены. Нарушаются элементарные действия, чаще их последовательность.

При конструктивной апраксиибольной не может ни по письменному, ни по устному заданию сложить из спичек требуемую фигуру, начертить треугольник, квадрат и т.д.

Апраксия пространственных соотношений. Больной не ориентируется в местности. Не может найти палату, кровать. Например, учитель географии не ориентируется в географической карте.

Графическая апраксия – утрачивается способность воспроизводить не бумаге написание тех или иных букв, они забывают их графическое изображение.

Оральная апраксия – это нарушение привычных действий ил движений языка, участвующего в образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию. Конечно, это мешает восстановлению речи.

Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при при афазии разных форм

До настоящего времени нет единого мнения как по вопросу о самих факторах, влияющих на афазию, так и об их влиянии на динамику восстановления речи при афазии. Если отечественные исследователи отводят большую роль специальному восстановительному обучению для эффективности восстановления речи при афазии, то многие зарубежные авторы пессимистически относятся к специальному обучению больных. В связи с этим ряд исследователей выдвигает задачу не преодоления дефекта, а приспособление к нему. До сих пор остается малоизученным целый ряд важнейших вопросов, от решения которых зависит выбор правильного и наиболее эффективного пути и методов восстановления речи.

Учитывая недостаточную изученность факторов, влияющих на эффективность восстановления речи при афазии, Л.С. Цветкова и др. провели специальное изучение разных факторов. Были выделены 6 факторов, оказывающих влияние на динамику восстановления речи:

  1. Специальное обучение.
  2. Форма афазии.
  3. Степень выраженности речевого дефекта.
  4. Давность заболевания.
  5. Этиология заболевания.
  6. Возраст больного.

Были исследованы больные с разными формами афазии, с разной степенью выраженности дефекта.

От каких же факторов зависит эффективное восстановление речи?

  1. Решающее значение принадлежит направленному восстановительному обучению.
  2. Форма афазии особого влияния на эффективность восстановления речи не оказывает. Однако такое влияние обнаружилось на динамике отдельных сторон речи – экспрессивной и импрессивной. Экспрессивная речь лучше восстанавливается при моторных речевых формах афазии.
  3. Влияние степени выраженности дефекта. Изучение этого фактора на эффективность восстановления речи позволило обнаружить зависимость экспрессивной и импрессивной речи от степени выраженности их нарушений к началу курса восстановительного обучения. Оценивая больных до и после восстановительного обучения, Цветкова Л.С. обнаружила, что значительная положительная динамика отмечается в группе со средней степенью выраженности дефекта. Больные с грубой и легкой степенью выраженности нарушения продвигаются за цикл занятий менее значительно.
  4. Давность заболевания. Наиболее эффективным курс восстановительного обучения оказывается для больных, занятия с которыми проводились в период от 0,5 до 1 года от начала заболевания в сравнении с больными, у которых от начала заболевания прошло более длительное время. Поэтому многими авторами (Бейн, Цветковой и др.) подчеркивается необходимость раннего начала занятий.
  5. Влияние этиологий заболевания. Для прогноза восстановления речи при афазии и для решения вопросов адекватной восстановительной терапии имеет большое значение ее этиология. Сравнивая, например, динамику восстановления речи в процессе обучения у больных с последствиями черепно-мозговой травмы и нарушением мозгового кровообращения, обнаружилось, что более лучший прогноз у больных с последствиями черепно-мозговой травмы.
  6. Роль возраста. Наиболее положительная динамика обнаружена в группе больных молодого возраста.

Таким образом, данные исследования свидетельствуют, что решающее значение для восстановления нарушенной функции принадлежит направленному восстановительному обучению. В этих условиях отмечается положительная динамика восстановления речи у больных с различной этиологией и давностью заболевания, разных возрастных групп и с разной степенью выраженности речевого дефекта.

Апраксией является расстройство способности осуществлять последовательные действия с сохранением необходимого объема двигательных и сенсорных функций. Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении подкорковых узлов и разных отделов коры мозга.

Диагностируется заболевание с учетом данных неврологических обследований, включающих нейропсихологические специфические пробы. Причина диагностированных нарушений определяется с помощью методов нейровизуализации. Терапия кинестетической апраксии зависит от локализации того или иного поражения, производится с применением нейрохирургических, медикаментозных и реабилитационных методов. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.


Праксис

В чем разница между кинестетической апраксии и кинетической апраксией? Первая возникает, если поражаются средне-нижние отделы больших полушарий. Вторая связана с поражением нижних отделов, которые ответственны за серийную организацию и автоматизацию движений.

О моторной апраксии

Моторная кинестетическая апраксия определяется как отсутствие способности выполнить намеренные, целенаправленные действия, в то время как в неизменном виде сохраняются элементарные движения. Либо они слегка нарушены. Это не парез и не паралич, поскольку при этом сохраняются пассивные и активные движения, мускульная сила. Также не являются апраксией такие расстройства, как ригидность, нарушение тонуса, листания, брадикинезия, атетоз, хорея, атаксия. При апраксии пациент становится неспособным осуществлять сложные и одиночные действия.


Разновидности

Кинестетическая апраксия подразделена на три основных разновидности:

  • кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия;
  • идеомоторная;
  • идеаторная.

Идеаторная кинестетическая апраксия понимается как нарушение экстракинетических энграмм памяти, в которой содержится пространственно-временной идеаторный план, определяющий путь, которому будут следовать двигательные функции, каким образом будут действовать конечности и их части, последовательность, ритм и скорость движений.

Данное расстройство провоцирует нарушения непривычных и сложных действий, в то время как обычные, самые простые действия сохраняются. Формулы действий, которые хранятся в экстракинетической памяти, направляют такие комплексные движения, применяя кинетические, тактильные и первичные визуальные способности, чтобы осуществлять эти движения. Повреждения экстракинетических энграмм либо препятствие, которое возникает в процессе их формирования, способствует разрыву и ошибкам в идеаторной концепции, а иногда и к абсолютной неспособности их реализации.


Полагается, что артикуляционная кинестетическая апраксия является следствием разрыва связи между экстракинетическим хранилищем и хранилищем кинетических энграмм, так же, как и разрыв связи с новыми тактильными, оптическими и акустическими стимулами, что способствует развитию апраксии одиночных простых моторных действий.

Мелокинетическая апраксия

Кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия определяется как повреждение либо утрата кинетических энграмм, что приводит к нарушению или ослаблению простых, хорошо знакомых моторных действий. Подобные нарушения в большинстве случаев ограничиваются малой группой мышц на одной конечности, противоположной поврежденной части мозга. Почему возникают различные виды кинестетической апраксии?

Причины возникновения заболевания

Нарушения праксиса могут развиваться при повреждении разных участков головного мозга: подкорковых образований, коры, нервных путей, которые обеспечивают их взаимодействие. Чаще всего кинестетическая апраксия сопровождает поражение лобных и теменных корковых зон. Повреждающими факторами при этом обычно выступают:

  1. Опухоли головного мозга. Это новообразования внутри мозга (астроцитома, глиома, ганглионейробластома), которые прорастают в кору и подкорковые центры, обладающие повреждающим действием на участвующие в обеспечении праксиса области.
  2. Инсульты. Например, геморрагический инсульт, который характеризуется кровоизлиянием в головной мозг. Эта патология возникает после разрыва стенки церебрального сосуда. Кроме того, бывает инсульт ишемического типа, развивающийся при спазме либо тромбоэмболии мозговых артерий.
  3. Черепно-мозговые травмы. Кинестетическую апраксию может спровоцировать непосредственное повреждение церебральных участков, ответственных за праксис, а также их вторичное поражение в результате образования посттравматических гематом, ишемии, отека, воспалительных реакций.
  4. Инфекционные поражения мозга. Это менингоэнцефалиты, энцефалиты различной этиологии, абсцесс головного мозга, с локализованными в коре либо подкорковых ганглиях воспалительными очагами.
  5. Дегенеративные процессы. Это патологические процессы, которые сопровождаются развивающейся корковой атрофией: болезнь Пика, деменция, болезнь Альцгеймера, кортикобазальная дегенерация, алкогольная энцефалопатия. Такие заболевания обусловлены церебральной ишемией хронического характера, токсическим поражением, дисметаболическими расстройствами (сахарный диабет), наследственными факторами.


Факторы риска

Существуют также определенные факторы риска, которые повышают вероятность развития нарушений праксиса. К ним следует отнести возраст более 60 лет, генетическую предрасположенность, инсульт в анамнезе, гипертоническую болезнь, хронический алкоголизм и сердечно-сосудистые патологии.

Чаще всего кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной зоны головного мозга.

Симптомы заболевания

Кинестетическая апраксия часто определяется такими специфическими признаками: чрезмерная сутулость, шаркающая походка, внезапная остановка, невозможность перешагнуть препятствие. При этом пациенты зачастую не осознают собственное состояние. Иногда признаки данного отклонения совершенно не беспокоят больных, обнаруживаясь только при проведении особых неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются в следующем:

  • сложности в воспроизведении движений по команде, когда пациенты зачастую не помнят последовательность определенных действий;
  • трудности при совершении движений, которые требуют пространственного ориентирования, у пациентов меняется соотношение пространства с действиями;
  • ходьба маленькими шагами, скованная поступь;
  • затруднение процесса одевания;
  • двигательные персеверации, выражающиеся в устойчивом воспроизведении некоторых элементов движения и заклиниванием на них;
  • затруднение при открытии глаз.


Лечение

Лечебные мероприятия при афферентной кинестетической апраксии в первую очередь направлены на устранение этиологического фактора. На сегодняшний день специальных терапевтических методик для эффективного избавления от этой патологии не существует. Среди наиболее эффективных лечебных мероприятий, которые способствуют достижению стойкого положительного результата, выделяют следующие:

  • назначение медикаментозных препаратов, которые способствуют нормализации кровоснабжения структур мозга, улучшению процессов доставки в мозг жизненно важных веществ;
  • постоянный контроль артериального давления, проведение мероприятий в целях его нормализации;
  • применение антихолинэстеразных медикаментов в целях повышения эффективности нейропсихологических функций;
  • восстановление пораженных зон мозга и прочих органов;
  • оперативное вмешательство (к примеру, удаление опухоли).

Лекарственные средства, воздействие которых направлено на замедление прогрессирования симптомов этой патологии, практически неэффективны в отношении рассматриваемой болезни. Терапевтические мероприятия зависят также от разновидности расстройства. Современные медики отдают предпочтение индивидуальным методикам для каждого отдельного пациента. Они могут включать: физиотерапевтические мероприятия, трудотерапию, логопедию, восстановление когнитивных процессов, устранение этиологических факторов.


Профилактика

Результативных профилактических процедур, направленных на предупреждение развития кинестетической артикуляторной апраксии, на сегодняшний момент также не существует. Однако можно выделить некоторые действенные рекомендации, которые существенно снизят вероятность развития описываемого недуга:

  • регулярные занятия спортом и прогулки на воздухе;
  • отказ от употребления алкогольных напитков и курения;
  • нормализация режима питания;
  • сбалансирование питания;
  • регулярность медицинских осмотров;
  • контроль артериального давления.


Заключение

Итак, кинестетическая апраксия - это разновидность отклонения, которое характеризуется невозможностью воспроизведения пациентом последовательности необходимой ему двигательной операции. Нужно понимать, что люди с подобным расстройством сильно зависят от посторонней помощи, поскольку самостоятельно осуществлять некоторые повседневные действия они не способны. Лечение, как правило, малоэффективно, поэтому лучше всего избегать состояний, которые провоцируют данный недуг.

Переработки информации.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии. Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Агнозия - редкое состояние, при котором человек может видеть и ощущать предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов. При некоторых формах агнозии люди не узнают знакомые лица или знакомые предметы, например ложку или карандаш, несмотря на то, что они могут видеть и описать эти вещи.

- Зрительная. К ней относятся предметная (неузнавание предметов), агнозия на цвета, на лица, слабость оптических представлений (невозможность представить предмет, описать его форму, функцию), симультанная агнозия, агнозия вследствие оптико-моторных нарушений.

- Оптико-пространственная. Здесь различают агнозию глубины, нарушение стереоскопического зрения, односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки.

- Слуховая, к которой относится простая слуховая агнозия и слухоречевая.

- Нарушение восприятия времени и движения.

- Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела и частей тела.

Симптомы:

Поражение коры, ответственной за анализ и синтез информации приводит к агнозии. Соответственно, симптомы будут связаны с локализацией поражения. Например, при поражении левой затылочной области возникает предметная агнозия: при этом пациент видит, может описать предмет, но не знает как он называется и для чего предназначен.

При поражении височной доли возникает слухоречевая агнозия: пациент воспринимает речь как простой набор звуков и не способен различать отдельные слова, воспринимать их смысл.

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

Апраксия - нарушение способности выполнять целенаправленные действия. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и т. д.) без признаков пареза или нарушения координации движений. В классической неврологии выделяют несколько видов апраксии.

Идеаторная апраксия заключается в нарушении плана или замысла сложных действий. Сами по себе частичные действия, входящие в состав целенаправленного действия, правильны, но нарушается их последовательность, или же действие, само по себе правильное, направляется к ложной цели (например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по коробку, а спичку берет в рот). Больные не могут выполнить символические жесты (погрозить пальцем, отдать воинское приветствие и т.д.), однако способны повторить действия исследующего. Идеаторная апраксия возникает при поражении надкраевой извилины (gyms supramarginalis) теменной доли доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Моторная апраксия отличается от идеаторной нарушением не только спонтанных действий, но и действий по подражанию. Она часто односторонняя, например, при поражении мозолистого тела может возникнуть только в левой верхней конечности. Моторная апраксия является апраксией "выполнения действия". Моторная апраксия делится на 2 вида: идеокинетическую и мелокинетическую. При идеокинетической апраксии простые действия могут выполняться правильно, но не по заданию, а случайно: больной случайно может сжать руку в кулак, но не сожмет ее по приказу, он пишет не те буквы или знаки, которые ему заданы, но сами по себе они правильны и т. д. Больной часто путает движения: дотрагивается до уха вместо носа и т. д., выражены явления персеверации.

Мелокинетическая апраксия характеризуется искажением структуры самих движений, составляющих действие и заменой их неопределенными движениями в виде раздвигания и передвигания пальцев вместо того, чтобы погрозить пальцем или сжать руку в кулак.

Конструктивная апраксия - это нарушение направления действий как в области конструирования целого из частей, так и в области узнавания. Больной не может сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник), не может расположить разрезанные буквы в надлежащем порядке, чтобы составить слово. При конструктивной апраксии очаги поражения находятся в угловой извилине (gyrus angularis) теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства двусторонние.

Поражение теменной доли вблизи постцентральной извилины вызывает кинестетическую апраксию: произвольные движения больной может производить только под контролем зрения.

При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей возникает пространственная апраксия - нарушение пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов: больной не может придать выпрямленной кисти другое положение, попасть в нужную точку в пространстве и т.д.

При поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария развивается оральная апраксия, обычно в сочетании с моторной афазией: больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произношения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо.

При поражении лобной доли возникает лобная апраксия: распад навыков сложных движений и программы действий. Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или к стереотипным движениям, которых не замечает.

11. Нарушения мышления при шизофрении < по Б.В.Зейгарник)

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении. Не существует единой классификации нарушений мышления при шизофрении. Одну из первых классификаций нарушения мышления вообще разработала профессор Зейгарник. Зейгарник опирается на представления о мышлении, которые разработаны в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева, определяя мышление – познавательная деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задачи, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача выполняется. Общая структура мыслительной деятельности как в норме, так и в патологии едина. Однако в условиях патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть редуцированы, свернуты, сокращены, другие звенья мыслительного акта могут быть наоборот чрезмерно конкретизированы, детализированы, отдельные звенья могут быть искажены.

Зейгарник выделяет в качестве критерия классификации нарушения мышления единый принцип: Место феномена в структуре мыслительной деятельности. При таком подходе отдельные нарушения мышления предстают в виде взаимосвязанной системы нарушений.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: Нарушения мыслительных операций; Нарушение динамики мышления: инертность мышления; лабильность мышления; Нарушение мотивационного аспекта мышления: некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Разноплановость мышления: Нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Больные, как правило, понимают, запоминают инструкцию, могут ее точно повторить. Но инструкция понимается, но не принимается! Однако при выполнении конкретной диагностической пробы на мышление испытуемый может опираться одновременно на разные основания. Например, может следовать инструкции в какой-то части выполнения, или опираться на собственные вкусы и предпочтения, часто не связанные с содержанием задания, или на свое настроение/ситуационные воздействия и т.д. Т.о., суждения больных при выполнении одной и той же пробы одновременно протекают в разных планах. Эти сосуществующие разные планы решения мыслительной задачи могут противоречить друг другу (чаще так и бывает).

Больной шизофренией с явлением разноплановости мышления не критичен к собственному решению и к своим ошибкам. Более того, часто в споре с исследователей склонен отстаивать собственные суждения, не соглашаясь с тем, что они противоречивы.

Степень выраженности разноплановости мышления может быть различной. Эти различия связаны со степенью общего дефекта. Если при решении мыслительной задачи больной допускает единичные ошибки - если есть только эпизод нарушения логики суждения - тогда это нарушение называется соскальзыванием. Если разноплановых идей очень много, наблюдается разорванность мышления - отсутствие всякой связи между отдельными линиями решения задачи.

Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.


Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).

Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.

Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).

— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

— Нарушение экспрессивной речи

— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)

— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур

— Трудности операций устного счёта

— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.

— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).

Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.

Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.

— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

— Негрубые нарушения устной речи

— Повышенная тормозимость следов памяти

— Парадигматические нарушения речи

Все нарушения носят модально специфический характер

— Нарушение слухоречевой памяти

— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).

Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.

Трудности называния предметов

— Опора на функциональное описание предмета

— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

— В речи встречаются вербальные парафазии

— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

— Расстройства парадигматических аспектов речи

— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

— Фонематический слух и артикуляция;

— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).

Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.

Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.

— Трудности дифференциации артикулем

— Дефекты артикулирования звуков

— Нарушение устной экспрессивной речи

— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)

— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

— Дефекты кинестетического праксиса

— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.

Персеверации в речевой и двигательной системах.

— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

— Речевые стереотипы (персеверации речи)

— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

— Присутствие эмбол в речи

— Трудности включения в активную речь

— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

— Наличие аграмматизмов в речи

— Вторичные расстройства чтения и письма

— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

— Нарушение координации движений

— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

— Конструктивная деятельность, оральный праксис;

— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.

Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.

— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

— Нарушения пространственного восприятия.

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

— Три вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

— конструкции сравнения (больше\меньше)

— конструкции по типу двойного отрицания

— конструкции родительного падежа

— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

— парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).

— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

— Нарушения операций устного счёта

— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

— Возможны дефекты схемы тела

— Нарушения наглядно-образного мышления

— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).

Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.

Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)

— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания

— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи

— Вречи превалируют шаблоны

— Трудности составления сукцессивного высказывания

— Нарушения просодики (интонации) речи

— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования

— Нарушения функций памяти\внимания

— Сенсорные и моторные компоненты речи;

Как при динамической афазии

Дефекты грамматического структурирования

Трудности грамматического оформления речевого высказывания

— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)

— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.

— Нарушения активной речи, просодики речи

— Патологическая инертность в грамматических операциях

— Стереотипность и шаблонность речи

— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)

Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.

Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.