Какая фаза выносливости преобладает у людей с сильной нервной системой

Определиться с силой-слабостью нервной системы — значит предоставить достаточно исчерпывающую характеристику себе и другим.


Наши предки имели сильную нервную систему, но управляли ими люди со слабой нервной системой. С каждым новым поколением увеличивается число людей со слабой нервной системой. Однако и у слабой, и у сильной нервной системы есть свои скрытые неоспоримые преимущества.

Как разобраться, с кем имеешь дело

Для того чтобы нервная система действительно была способна выдержать достаточно длительное возбуждение, клеточная энергия должна расходоваться экономно и рационально; должно быть защитное, охранительное, конструктивное притормаживание. Торможение — это необходимый компонент общей Силы. Торможение координирует деятельность нервной системы.


Отрицательная связь между силой нервной системы и чувствительностью анализатора уравнивает возможности той и другой нервной системы. К примеру учителя — обладатели более слабой системы — часто нервничают на уроке, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений в классе. Учителя — носители сильной нервной системы — обладают лучшей выдержкой и невпечатлительностью. Разрисовали дети мелом стул — не беда. Стул задвинули под стол. Работают спокойно и без истерик. Однако они хуже чувствуют ученика на уроке.

Увеличение концентрации представителей слабой нервной системы в последнее время отнюдь не случайное явление.

  • У лиц со слабой нервной системой быстрее образуются условные рефлексы. Они легче обучаются, скорее схватывают, что объясняется высокой динамичностью по возбудительному процессу. Логически оформленный, связанный общей мыслью учебный материал слабая нервная система усваивает лучше.
  • Сильная нервная система имеет преимущество в запоминании больших объемов информации малопригодных для смысловой обработки.
  • У слабой нервной системы скорость перебора вариантов решения задачи в единицу времени выше. Она быстрее приспосабливается, акклиматизируется, подстраивается, устраивается.
  • Склонность к продолжению образования также в большей степени имеют лица со слабой нервной системой.


Если более подробно рассмотреть поведение слабой и сильной нервной системы в учебном процессе, то можно обнаружить еще ряд интересных закономерностей. Слабая нервная система включается в учебный процесс сразу. При длительной напряженной работе она начинает допускать ошибки и из процесса выпадает: ученик утомляется.К примеру, у младших подростков это выражается в двигательной активности, баловстве на уроке, если им через 5-8 минут не менять форму заданий.

Учителя средних учебных заведений делают стратегическую ошибку, нагнетая ситуацию перед итоговой контрольной или экзаменом. Слабая нервная система справляется с контрольной или экзаменом хуже, нежели она способна учиться в течение года, из урока в урок. Вузовская система образования вообще не оставляет слабой нервной системе никаких шансов.

Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки, не может продолжать работу, вываливается из колеи, уходит в деструктивную активность, демонстративно саботирует приказы, копит обиду или злость, срывается. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто феноменальные результаты.


Что касается самого подчиненного с сильной нервной системой… (Почему обязательно подчиненного? Потому что люди с сильной нервной системой не очень-то торопятся в начальники.) Так вот, что касается подчиненного с сильной нервной системой, то не дай Бог, если такой человек когда-нибудь станет вашим начальством.

Оргспособности целиком и полностью строятся на слабой нервной системе, но чтобы достичь в этом деле успеха, надо учиться сознательно и творчески использовать свою жизненную энергию на более высоком уровне. Из-за отсутствия контроля над собой многие подающие надежды лидеры проводят жизнь в борьбе с трудностями, которые сами же и создают. Самоуважение (к своей нервной системе), самосознание (своей нервной системы) и самоконтроль — только это единство может дать человеку силу, которую ему не дала природа.

Учитель со слабой нервной системой, которому дети постоянно разрисовывают мелом стул, рано или поздно возьмет себя в руки и будет имитировать сильную нервную систему!

Если вы родились со слабой нервной системой, то она с вами так и останется. И когда вы в очередной раз столкнетесь с каким-то необычным, непривычным, новым сильным раздражителем, вы снова и снова продемонстрируете себе и окружающим именно слабую нервную систему. Но это не повод останавливаться!

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Медицинский справочник болезней

Типы нервной сиситемы. Темпераменты



Особенности эмоциональной сферы человека тесно связаны с физиологическими характеристи­ками процессов возбуждения и тормо­жения, протекающих в головном моз­ге. При изучении условно-рефлекторной деятельности животных И. П. Пав­лов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отлича­ются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравнове­шенности (т. е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности.

По И. П. Павлову:

  • это люди с сильными, уравновешен­ными и подвижными нервными процес­сами;
  • также обладают силь­ными, подвижными, но неуравнове­шенными нервными процессами с пре­обладанием возбуждения над тормо­жением;
  • характеризуются сильными, инертными нервными про­цессами с преобладанием торможения;
  • люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.

Современные нейропсихологи раз­личают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в не­давнем прошлом исследовал И. П. Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны ак­тивно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоциональ­ного состояния на другое, легко пере­ходить от отдыха к работе и наоборот. Они умеют найти выход из трудных по­ложений, способны ставить перед со­бой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным про­цессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения, поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в ра­боту. Однако после работы, как и по­сле конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуж­дается, так как сильный процесс воз­буждения у него недостаточно уравно­вешен торможением.

Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными про­цессами. Он медленно входит в нача­тое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли началь­ника, он будет руководить спокойно и планомерно. Но без соответствую­щего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быст­рота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек. Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быст­рой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.

Флегматику трудно общаться с санг­виником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга. Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно. Однако практика пока­зывает, что знание особенностей тем­пераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов соз­дает, казалось бы, достаточные осно­вания, чтобы говорить о психологиче­ской несовместимости.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различ­ные неприятности и заболевания. Период выздоров­ления у них, как правило, продол­жается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к но­вой обстановке.

Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая перегрузка приводит к угнете­нию его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладаю­щими сильной нервной системой: учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне. Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки. Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкульту­рой. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанно­стей в школе и дома.

Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешен­ности и подвижности. И хотя темпе­рамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жиз­ни и воспитание. Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспи­тание. Сплав наследственных и при­обретенных качеств психики и создает бесконечно разнообразную гамму че­ловеческих характеров.

Авторы: Васильева З.А.,
Любинская С.М.

"Клиническая психология", Карвасарский
Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая поведение собак, переживших затопление во время наводнения, заметил, что у одних животных сохранились ранее выработанные условные рефлексы, а у других - разрушились, и у животных появился невроз. Павлов решил, что первая группа животных обладает сильной НС, а вторая - слабой. Для слабого типа, как писал Павлов "прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами". Психологи и клиницисты сегодня с выводами Павлова не согласны, см текст ниже

В результате исследований Павлов открыл такие свойства НС, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.
В настоящее время наиболее изученными являются такие свойства НС как: сила, подвижность и лабильность.

Сила нервной системы
Определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню активации ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувствительность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое.

Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека?
Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствительности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Подвижность нервной системы
Это свойство впервые было выделено Павловым в 1932 г. В дальнейшем оно оказалось очень многозначным и было разделено на два самостоятельных свойства: подвижность и лабильность нервной системы (Теплов).
Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность. В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные (требующие ответной реакции), отрицательные (тормозные, требующие затормозить ответную реакцию) и нейтральные. Скорость реагирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реакции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы. Жизненными проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Лабильность нервной системы
Быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабильности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L-ритма после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

Комментарии отключены - этот пост облюбовали спам-боты.

Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный.

Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

По И.П.Павлову сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток.

Была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности. Индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов. А более слабая система нервная более чувствительна, то есть способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная

Сильный тип нервной системы

Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Высокая работоспособность. Для человека с сильной нервной системой характерна высокая работоспособность, малая подверженность утомлению.

Многозадачность. Также наблюдается способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание.

Умение держать удар. Отличительное свойство сильной нервной системы — способность переносить сверхсильные раздражители, сохранять спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях.
Аврал, контрольная — такие ситуации мобилизуют людей с сильной нервной системой.

Мобилизация и запас прочности. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Могут работать в шумной обстановке. Лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Рутина угнетает. Но в условиях обычной, повседневной деятельности, при выполнении монотонной работы у них развивается состояние скуки, снижается эффективность, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Игнорирует слабые сигналы. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Людям с сильной нервной системой для этого требуется более сильный сигнал.


Слабый тип нервной системы

Быстрая утомляемость. Для человека со слабой нервной системой характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех.

Наблюдается неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно.

Систематизация и контроль. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности. Успешно работают по алгоритму. Есть способность к планированию деятельности, систематизации, тщательному контролю за проделанной работой.

Повышенная чувствительность. Слабая нервная система обладает способностью реагировать на сверхслабые сигналы, различать сходные раздражители. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений.


by Paul Apal’kin

Другие характеристики нервной системы

Подвижность — это свойство нервной системы, которое проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние па быстроту мышления, восприятия, запоминания.

Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства.

Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности.

Уравновешенность — это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения.

Преобладает возбуждение, таким людям легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; они быстро принимают решения и переходят к действиям, иногда даже не успев все обдумать.

Индивидуальный стиль деятельности

Выработка индивидуального стиля деятельности позволяет компенсировать особенности проявлений подвижной и инертной нервной систем: инертность компенсируется предусмотрительностью, а чрезмерная подвижность — специальными мерами самоконтроля, направленными против торопливости.

Типы нервной системы и темперамент

Тип нервной системы

Особенности процессов возбуждения и торможения

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма [41, 52].

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе [52].

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента [23, 37, 41, 53].

Таблица 1.Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
По силе По уравновешенности По подвижности
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления [23, 37, 41].

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения [23, 37, 41].

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС [41].

Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью [23, 37, 41].

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности [23, 53].

Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением [53].

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).


Как сохранить свое здоровье? Кому следует в первую очередь обратить внимание на укрепление нервной системы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.


Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.


Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.


При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.


Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.


При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • бег;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом – регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека – главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.


А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.