Какие нервы отвечают за речь

Иннервация – связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов.

Черепно-мозговые нервы – двенадцать пар нервов, выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры черепа, лица, шеи.

Название Тип Иннервируемый орган Функция
обонятельный нерв сенсорный Орган обоняния Обоняние
зрительный нерв сенсорный Сетчатка Зрение
глазодвигательный нерв моторный Четыре глазные мышцы Движения глаз
блоковый нерв моторный Одна глазная мышца Движения глаз
тройничный нерв смешанный Мышцы челюстей, зубы, кожа лица Движения челюстей, рецепторы прикосновения и рецепторы боли
отводящий нерв моторный Одна глазная мышца Движения глаз
лицевой нерв смешанный Мышцы лица, щеки, язык Слюноотделение, мимика, восприятие сладкого, соленого и кислого
слуховой нерв сенсорный Улитка, полукружные каналы Слух, равновесие
языкоглоточный нерв смешанный Мускулатура глотки, язык Глотание, восприятие горького вкуса
блуждающий нерв смешанный Гортань, глотка, сердце, кишечник Речь, глотание, замедление ритма сердца, стимуляция перистальтики
добавочный нерв моторный Голова, шея Движения головы
подъязычный нерв моторный Язык Движения языка

Обонятельный нерв (обонятельные нервы) (лат. nervi olfactorii) — первый из черепномозговых нервов, отвечающий за обонятельную чувствительность.

Зри́тельный нерв (лат. Nervus opticus) — вторая пара черепномозговых нервов, по которым зрительные раздражения, воспринятые чувствительными клетками сетчатки, передаются в головной мозг.

Глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius) — III пара черепномозговых нервов, отвечающий за движение глазного яблока, поднятие века, реакцию зрачков на свет.

Блоковый нерв лат. nervus trochlearis - IV пара черепномозговых нервов, который иннервируя верхнюю косую мышцу (лат. m.obliquus superior), которая поворачивает глазное яблоко кнаружи и вниз.

Тройничному нерву принадлежит также двигательное ядро (лат. nucleus motorius nervi trigemini), залегающее в мосту и отвечающее за иннервацию жевательных мышц.

Отводящий нерв (лат. nervus abducens) — VI пара черепномозговых нерво, который иннервируя латеральную прямую мышцу (лат. m. rectus lateralis) отвечает за отведение глазного яблока.

Лицевой нерв (лат. nervus facialis), седьмой (VII) из двенадцати черепномозговых нервов, выходит из мозга между варолиевым мостом и продолговатым мозгом. Лицевой нерв иннервирует мимические мышцы лица. Также в составе лицевого нерва проходит промежуточный нерв ответственный за иннервацию слёзной железы, стременной мышцы и вкусовой чувствительности двух передних третей языка.

Преддверно-улитковый нерв(лат. nervus vestibulocochlearis) — нерв специальной чувствительности отвечающий за передачу слуховых импульсов и импульсов исходящих из вестибулярного отдела внутреннего уха.

Языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus) — IX пара черепномозговых нервов. Является смешанным. Обеспечивает:

– двигательную иннервацию шилоглоточной мышцы (лат. m. stylohyoideus), поднимающую глотку

– иннервацию околоушной железы (лат. glandula parotis) обеспечивая её секреторную функцию

– общую чувствительность глотки, миндалин, мягкого нёба, евстахиевой трубы, барабанной полости

– вкусовую чувствительность задней трети языка.

Блуждающий нерв (лат. n.vagus) - X пара черепномозговых нервов. Является смешанным. Обеспечивает:

– двигательную иннервацию мышц мягкого нёба, глотки, гортани, а также поперечно-полосатых мышц пищевода

– парасимпатическую иннервацию гладких мышц лёгких, пищевода, желудка и кишечника (до селезёночного изгиба ободочной кишки), а также мышцы сердца. Также влияет на секрецию желез желудка и поджелудочной железы

– чувствительную иннервацию слизистой оболочки нижней части глотки и гортани, участка кожи за ухом и части наружного слухового канала, барабанной перепонки и твёрдой мозговой оболочки задней черепной ямки.

Добавочный нерв (лат. nervus accessorius) — XI пара черепномозговых нервов. Содержит двигательные нервные волокна иннервирующие мышцы ответственные за повороты головы, приподнимание плеча и приведение лопатки к позвоночнику.

Подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus) — XII пара черепномозговых нервов. Отвечает за движение языка.


Анатомо-физиологические механизмы речи
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (. Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока).
Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.
Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи,
а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые узлы отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи.
От центра к периферии идут эфферентные (центробежные) пути – пирамидная и экстрапирамидная системы, а от периферии к центру – афферентные (центростремительные) нервные пути.
В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата. В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел периферического речевого аппарата служит для образования голоса.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата образует характерные звуки речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка).
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной. Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

Глава VIII. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ПОРАЖЕНИЯХ, ПРИВОДЯЩИХ К НАРУШЕНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В связи с тем что нарушения речевой деятельности могут возникнуть при поражении самых различных отделов мозга, прежде чем перейти к описанию этих симптомов, следует вспомнить строение головного мозга.

Кора головного мозга – скопление нервных клеток, расположенных по самой наружной части головного мозга. Образование мозгового плаща в его наиболее развитой форме с огромным количеством борозд и извилин характерная черта головного мозга высших животных и человека.

При поражении коры головного мозга возникают самые различные поражения речевой деятельности: афазия, алалия, дизартрия, а также ряд других расстройств, в частности нарушения чувствительности, движений и так называемых сложных функций, праксиса, стереогноза и т.д.

Большие полушария делятся на лобные, височные, теменные и затылочные доли, каждая из которых в свою очередь состоит из целого ряда борозд и извилин.

Симптоматика поражения коры больших полушарий зависит от того, какие отделы ее поражены. Наиболее яркие нарушения речевой деятельности возникают при поражении в доминантном полушарии задних отделов третьей лобной извилины (моторная афазия, моторная алалия), задних отделов верхней височной извилины (сенсорная афазия, сенсорная алалия), стыка височно-теменной и затылочной доли – амнестическая афазия.

Поражения надкраевой извилины левого полушария приводят к распаду сложных двигательных навыков, требующихся для выполнения автоматизированных движений, например причесывания, зажигания спички и т.д. – этот феномен называется апраксией. При апраксии языка наступает своеобразное нарушение речевой деятельности и резко затрудняется обучение языку. Больной, страдающий апраксией языка, не способен по заданию выдвинуть язык изо рта, поднять его вверх, отклонить в сторону. Тем более невозможны более сложные двигательные акты.

В случаях, когда апраксия языка возникает в раннем детском возрасте, она может служить причиной недоразвития речи,

Зона восприятия собственно болевой чувствительности локализована в верхней теменной дольке, тесно примыкающей к задней центральной извилине. В нижней теменной дольке локализуются клеточные группы, позволяющие на ощупь локализовать объемные отношения ощущаемого предмета (стереогноз).

Поражение корковых зон моторной системы в основном эффекторных путей к мышцам артикуляционного аппарата либо клеток задней нейтральной извилины, в которых проводится анализ проприоцептивной импульсации из мышц артикуляционного аппарата, приводит к развитию корковой дизартрии. В связи с тем что область моторной коры, относящаяся к иннервации языка, губ, занимает относительно большую площадь коры, корковая дизартрия встречается довольно часто.

В глубине больших полушарий в массе белого вещества, окруженные им, расположены большие клеточные скопления – подкорковые узлы. Они хорошо видны на вертикальных разрезах головного мозга. К ним относятся хвостатое тело и чечевичное ядро, состоящее из скорлупы и бледного шара. К узлам основания относятся также ограда и миндалевидное ядро.

Базальные узлы мозга в сочетании с некоторыми другими образованиями нервной системы – черной субстанцией мозгового ствола, красным ядром, льюисовым телом, а также клетками и проводниками ретикулярной формации ствола мозга – составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы сводится к подготовке двигательного акта и коррекции его в процессе выполнения. Будучи тесно связанной с чувствительными образованиями зрительного бугра, экстрапирамидная система участвует в осуществлении эмоционально-двигательных реакций – мимических движений.

Экстрапирамидная система меняет тонус мускулатуры, перемещая центр тяжести, освобождает от нагрузки определенные мышечные группы, изменяет в процессе движения тоническое напряжение мышц-антагонистов, т.е. мышц, противодействующих совершающемуся движению, делает движение более плавным. В этой связи при поражении экстрапирамидной системы наступают грубые нарушения мышечных функций. Они главным образом проявляются в изменениях тонуса произвольной мускулатуры, исчезновении содружественных движений и в появлении непроизвольных насильственных движений–гиперкинезов.

Нарушения речевой деятельности, возникающие при поражении экстрапирамидной системы, весьма характерны и многообразны. Зависят они от трех факторов – резкого изменения тонуса, свойственного локализации болезненного очага в данной области, изменения эмоционально-двигательной иннервации и появления гиперкинезов.

Нарастание мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре приводит к смазанности речи, нечеткому выговариванию отдельных звуков.

Нарушение эмоционально-двигательной иннервации с исчезновением содружественных движений резко обедняет эмоциональный оттенок речи, делая ее монотонной, однообразной, немодулированной. В процессе произнесения длинных фраз происходит затухание речи, переходящее порой в неясное бормотание.

Наличие гиперкинезов, особенно в артикуляционной мускулатуре, грубо искажает речь, а порою делает ее полностью невозможной. При атетозе, двойном атетозе и некоторых других заболеваниях насильственные раскрытия рта с выбрасыванием языка порой полностью лишают ребенка возможности говорить. В других менее тяжелых случаях ребенок длительное время выжидает, пока тонус в артикуляционной мускулатуре уменьшится, и ему удается сказать какое-нибудь Слово.

При хорее нарушение речи носит иной характер – в силу периодически наступающих насильственных движений в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах периодически наступает выдох, что приводит к искажению-плавности речи, возникновению насильственных выкриков, стонов. Аналогичные судороги в мышцах гортани и языка также искажают произносимые звуки.

Ствол мозга не является однородным образованием. Он состоит из большого числа клеточных скоплений – ядер и проводников, связывающих головной мозг со спинвым мозгом и отдельные части головного мозга между собой.

Клеточные группы ствола головного мозга дают начало черепномозговым нервам, осуществляющим двигательную и чувствительную функции по отношению к различным образованиям (кожа, мышцы, слизистые оболочки) головы. Спереди назад последовательно расположены ядра следующих черепномозговых нервов: глазодвигательного, блоковидного, тройничного, обводящего, лицевого, вестибулярного, блуждающего, языкоглоточного, подъязычного, добавочного.

Роль некоторых из этих нервов в расстройстве речевой деятельности связана с их значением в иннервации, главным образом двигательной, отдельных групп артикуляционной мускулатуры.

Так, двигательная ветвь тройничного нерва иннервирует жевательные мышцы. При ее поражении челюсть отвисает, невозможны закрывание ее, правильная артикуляция.

Лицевой нерв иннервирует преобладающее большинство мимических мышц соответствующей половины лица. При нарушении функции этого нерва больной не может закрывать глаза, нахмурить брови, надуть щеки, сложить губы трубочкой, свистеть.

Двигательная часть языкоглоточного нерва иннервирует мышцу, поднимающую верхнюю часть глотки, мягкое нёбо. Поражение этого нерва приводит к параличу указанных мышечных групп.

Блуждающий нерв иннервирует нёбные мышцы, шилоглоточную, мышцы глотки, гортани, все органы грудной и брюшной полости.

Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности, эта мышца двигает язык вперед и в противоположную сторону. Поражение этого нерва приводит к ограничению подвижности языка вперед, вверх.

При поражениях указанных нервов могут наблюдаться нарушения артикуляции и фонации, приводящие к возникновению дизартрии.

Поражение предъязычного нерва, приводящее к парезу и атрофии соответствующей половины языка, приводит к затруднению произношения согласных языко-губных звуков (з, ч) и языко-нёбных (т, д, п, р).

Поражение языкоглоточного и блуждающего нервов сопровождается возникновением носового оттенка речи (гнусавость) и нарушением артикуляции. При вовлечении в патологический процесс возвратной ветви блуждающего нерва развивается нарушение фонации вследствие нарушения смыкания голосовой щели – голос делается глухим и хриплым.

При поражении мимических мышц при парезе VII лицевого нерва резко нарушается артикуляция главным образом губных (б, п) и языко-губных (в, ф) звуков, невозможно складывание губ трубочкой.

Наиболее грубые поражения речи возникают при сочетании поражений блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов или их ядер в продолговатом мозге. Этот симптомокомплекс носит название бульбарного синдрома. Он складывается из следующих симптомов, обусловленных периферическим парезом или параличом мышц глотки, гортани, языка:

  1. нарушение глотания (дисфагия) и попадание пищевых масс в нос при еде;
  2. нарушение фонации–голос становится глухим, с носовым оттенком, речь дизартрична;
  3. неподвижность мягкого нёба;
  4. неподвижность голосовых связок;
  5. отсутствие глоточного рефлекса;
  6. атрофия мышц языка и глотки.

Близкий к бульварному синдрому симптомокомплекс возникает при поражении с двух сторон кортикобульбарных путей к ядрам блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов. При этом также наблюдается нарушение глотания, фонации, артикуляции, звонкости голоса. Но так как в этом случае страдают не периферические двигательные нейроны, а центральные, то имеет место картина центрального паралича – сохраняются рефлексы, не наступает атрофия. Помимо этого, появляется ряд других симптомов центрального паралича – повышение рефлексов (главным образом подбородочного) и появление ряда патологических рефлексов, не вызываемых в норме, – так называемых рефлексов орального автоматизма: сокращение мышц подбородка при раздражении кожи ладони (ладонно-подбородочный рефлекс), вытягивание губ трубочкой при их штриховом раздражении (хоботковый рефлекс) и др. Этот симптомокомплекс называется псевдобульбарным синдромом. Он часто сочетается с насильственным плачем смехом, анактивностью.

Наряду с упомянутыми ядрами черепномозговых пар bob в покрышке ствола мозга расположены многочисленные клеточные группы и проводники, связывающие различные ядра между собой и т.д. Эти образования занимают среднюю часть покрышки мозгового ствола и носят название ретикулярной (или сетчатой) формации.

В течение последних лет благодаря достижениям ей временной физиологии удалось выявить, что, помимо коммуникационной роли и участия в регулировании деятельности некоторых вегетативных образований, ретикулярная формация осуществляет ряд важнейших настроечных процессов по отношению к вышележащим (восходящие влияния ретикулярной формации) и нижележащим (нисходящие влияния) образованиям нервной системы. Благодаря этим влияниям изменяется (повышается или понижается) уровень возбудимости тех или иных отделов нервной системы.

В настоящее время с поражением этих образовании нервной системы связывается ряд патологических состояний, и в частности потеря сознания при черепномозговой травме, возникновение некоторых форм мутизма. Поражение этих структур ствола головного мозга при водит к нарушению уровня сна и бодрствования. При снижении активности ретикулярной формации появляется повышенная сонливость, заторможенность, недостаточная концентрация внимания, и, наоборот, при преобладании активизирующих влияний появляется повышенная возбудимость, расторможенность, бессонница, чрезмерная подвижность.

Наряду с дизартрией и анартрией, обусловленными бульбарными и псевдобульбарными расстройствами, также поражениями отдельных черепномозговых нервов, выделяется так называемая артикулятивная атаксия – вид дизартрии, обусловленной не поражением ядер черепномозговых нервов, а расстройством деятельности координирующих их деятельность систем, в том числе мозжечковых. В этих условиях речь становится затрудненной, замедленной по темпу, точкообразной. Нарушается правильная модуляция ударения. Такая речь носит название скандированной.

Язык - это мышечный орган, составленный из произвольных исчерченных волокон. Он может менять форму и положение, что обеспечивает процессы пережевывания пищи и речи. Его поверхность испещрена нервными окончаниями, поэтому язык является органом осязания и более чувствителен, чем пальцы рук. Язык можно отнести к органам чувств, а именно вкуса. В отличие от осязания, за вкус в организме человека отвечает только язык.

Строение языка

Язык делится на тело, кончик, то есть передне-верхнюю часть, и корень, располагающийся в его основании и прикрепленный к нижней челюсти, а также подъязычной кости.
В пассивном состоянии язык своей формой напоминает лопату. Он заполняет большую часть рта. Кончик языка касается внутренней поверхности зубов.
Основная часть этого органа состоит из мышц со связками. Язык покрыт слизистой оболочкой, пронизан сосудами, лимфатическими протоками и нервами, в нем имеется множество рецепторов, слюнных желез. У основания языка находится язычная миндалина. При открытом рте она не видна. Она несет важную иммунную функцию.

Мышцы языка

Чтобы лучше понять, как иннервируется язык, для начала надо разобраться со строением его мышц. Среди них выделяются две группы.

Скелетные мышцы крепятся к костям и оканчиваются в толще языка. Сокращение этих мышц управляет положением органа.

Шило-язычная мышца, как следует из названия, крепится к шиловидному отростку и шило-нижнечелюстной связке, спускается ниже по нижне-боковой части языка. Ее работа - сдвигать язык вверх и назад. Подбородочно-язычная мышца прикреплена к подбородочной кости. Обеспечивает высовывание языка наружу. Подъязычно-язычная мышца крепится к подъязычной кости, направляется на боковую часть языка. Эта мышца перемещает язык вниз и назад, параллельно она опускает надгортанник, закрывающий гортань во время приема пищи.


Среди них можно отметить верхнюю продольную мышцу, поднимающую кончик языка, нижнюю продольную мышцу укорачивающую язык, поперечную мышцу языка, сужающую язык и делающую его более выпуклым, и вертикальную мышцу языка, которая сплющивает язык и делает его шире.

Двигательная иннервация языка

Иннервацию языка обеспечивают 5 из 12 черепно-мозговых нервов. За двигательную иннервацию языка отвечает подъязычный нерв (XII пара). Его двигательный путь имеет два звена. Центральный его нейрон можно обнаружить в коре головного мозга, в нижней трети прецентральной извилины – также как и для других двигательных нервов, иннервирующих органы артикуляции. В этой извилине начинается двигательный пирамидный путь, который заканчивается в спинном мозге, если речь идет об иннервации мышц конечностей и туловища или в ядрах черепно-мозговых нервов, если иннервируются мышцы головы, шеи. Пирамидным этот путь назван благодаря пирамидным клеткам. Такую форму имеют нейроны в коре, которые управляют движениями. Схема человеческого тела на этой извилине предстает как бы в перевернутом виде, поэтому за работу языка отвечают нейроны в ее нижней трети.

Следующий нейрон находится в ядре продолговатого мозга. Нерв иннервирует собственные мышцы языка, а помимо них - те из скелетных, которые двигают язык вперед и вверх, вниз и назад. Например, подбородочно-язычную мышцу. При поражении периферического ядра этого нерва она выталкивает язык на парализованную сторону.

Однако не все мышцы языка управляются подъязычным нервом. Блуждающий нерв (X пара) также участвует в иннервации языка. Он назван блуждающим, поскольку пронизывает огромное количество органов, и обнаружить его ответвления можно практически везде. Также этот нерв обеспечивает работу парасимпатической нервной системы. А иннервацию скелетных мышц осуществляют 2 его ветви: верхний гортанный нерв управляет подбородочно-подъязычной мышцей, а нижний гортанный нерв - подъязычно-язычной и шилоязычной мышцами. Центральный нейрон его пути также можно найти в нижней трети прецентральной извилины. А периферический – также в продолговатом мозге, где находится ядро блуждающего нерва.

Чувствительная иннервация

Центральные нейроны чувствительных нервов расположены в разных областях коры в зависимости от своей специализации. Общая чувствительность представлена в соматосенсорной зоне – в постцентральной извилине теменной доли, также в нижней трети. А вкус представлен во вкусовой коре чуть ниже.

Иннервацию языка в передних 2/3 осуществляет язычный нерв. Он представляет собой ветвь нижнечелюстного нерва (III пары). Он обеспечивает общую чувствительность – осязание, ощущение боли, тепла и холода в передней части языка, а также слизистой дна ротовой полости, передней части нижней десны, небных дужек и миндалин. Не только за общую, но и вкусовую чувствительность задней трети языка отвечает языкоглоточный нерв (IX пара).


Кровообращение в языке

Кровь поступает в язык по язычным артериям, которые являются ответвлением наружной сонной артерии. Сеть, образованная этими ветвями и включающая в себя петли, и осуществляет кровоснобжение языка.

Язычные вены (притоки внутренней яремной вены) обеспечивают венозный отток.

Строение и особенности слизистой оболочки

Поверхность языка покрыта слизистой оболочкой, где отсутствует подслизистый слой. Из-за этого, в отличие от слизистых остальных органов, она не имеет складок. Слизистая оболочка языка выстилается многослойным плоским эпителием. Спинка языка и его края имеют шероховатую поверхность, а нижняя поверхность гладкая из-за отсутствия сосочков.


Вкусовые сосочки

В слизистой оболочке языка имеются 4 типа вкусовых сосочков.

Нитевидные и конические сосочки языка наиболее многочисленны, они покрывают сверху всю его переднюю часть. Они не являются вкусовыми рецепторами, а служат осязанию, восприятию боли и температуры. У кошачьих такие сосочки особенно развиты и напоминают крошечные крючки. Это делает их язык шершавым, как наждачная бумага, и позволяет сдирать частички мяса с костей. Можно заметить эту особенность у домашней кошки.


Желобоватые сосочки наиболее крупные. Их название связано с их формой – они как бы окружены рвом. Предполагается, что они воспринимают горький вкус.

Листовидные определяют кислый вкус. Их скопление можно обнаружить по краям языка.


Слюнные железы

Среди слюнных желез языка выделяют серозные, слизистые и смешанные. Серозные находятся рядом с желобоватыми и листовидными сосочками в тканях языка. Слизистые железы находятся в корне языка и по его краям. Выводные протоки этих желез открываются в крипты язычной миндалины. Смешанные железы находятся в кончике языка. Их протоки выходят на его нижнюю поверхность.

Слюна выполняет множество функций. Например, помогает начать переваривание пищи уже в ротовой полости благодаря таким ферментам, как амилаза (расщепляет крахмал) и др. Слюна выполняет и бактерицидную функцию. Такое вещество, как лизоцим, успешно борется со многими возбудителями инфекций. Несмотря на это, в самой слюне всегда много бактерий. У каждого человека бактериальный состав слюны отличается.

Развитие языка во внутриутробном периоде и детстве

Во внутриутробном развитии мышцы языка формируются из мезенхимы, а его слизистая образуется из эктодермы. Сначала формируются 3 зачатка языка. При их сращении остаются две заметных борозды на языке – срединная и пограничная. Вкусовые сосочки образуются у плода на 6-7 месяце.

Возрастные особенности языка заключаются в том, что у новорожденных он достаточно широкий, укороченный и малоподвижный. Он занимает всю полость рта ребенка.
Когда рот малыша закрыт, язык выступает за края десен. Преддверие рта пока еще небольшое. Язык выступает в него между деснами, обычно лишенными зубов. Сосочки языка уже заметно выражены. Язычная миндалина слаборазвита.


Поскольку на языке больше всего нервных окончаний, дети используют его для исследования мира при помощи осязания. Именно поэтому они суют предметы в рот.

Развитие мышц языка и координация, его нервов и двигательных отделов мозга, которые управляют его движениями, очень важно для становления речи, особенно произношения. В русском языке многие звуки требуют участия кончика языка, его тонких и дифференцированных движений. У маленького ребенка кончик языка не выражен, и у некоторых детей его подвижность и чувствительность запаздывают в развитии. Одними из первых у детей появляются заднеязычные звуки, которые возникают, когда корень смыкается с небом. Эти звуки можно услышать уже в гулении младенца. Дело в том, что ребенок лежит на спине и его язык слегка западает назад.

Работа мышц языка у детей еще не очень дифференцирована. Им сложно управлять его произвольными движениями и по команде касаться его кончиком зубов или щек.

Покраснение языка

Язык обычно имеет розовый цвет, т. к. через его слизистую просвечивают сосуды. Красный язык говорит о нарушениях в работе внутренних органов либо о заболеваниях самого языка, например, его воспалении – глоссите. Обычно в таком случае покраснение сопровождается болезненностью, припуханием. Может даже снизиться или пропасть вкусовая чувствительность. Причины глоссита – вредные привычки, проблемы с пищеварительной системой, различные травмы языка зубами или протезами, ожоги излишне горячей пищей и напитками. При этом заболевании обычно рекомендуют протирать язык антисептиками.

Конечно, эффект покраснения могут производить пищевые красители красного цвета, попавшие на язык с пищей. Также красный язык бывает при повышении температуры, когда происходит покраснение лица и слизистых.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.