Какие виды спорта характерны при совершенствовании высшей нервной

Прежде, чем рассматривать экстремальные виды спорта, необходимо дать определение, что же такое экстремальный спорт вообще, и чем он отличается от обычного спорта.

Во-первых, это спорт, изначально связанный со смертельным риском и большим травматизмом.

Во-вторых, экстремальный спорт - это перешагивание за физический и эмоциональный предел возможностей человека.

В-третьих, экстремальный спорт предельно обостряет все шесть чувств человека (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, интуицию). Именно от концентрации всех чувств зачастую зависит исход тренировок и соревнований.

В-четвертых, экстремальные виды спорта в большинстве своем крайне дороги, сравниться с ними может разве, что только Формула-1. Это связано с первым условием, т.е. с необходимостью обеспечить безопасность.

В-пятых, занятие экстремальным спортом приносит ни с чем несравнимый восторг и чувство удовлетворения.

Четкой классификации экстремальных видов спорта не существует - их великое множество, которое постоянно пополняется. Атрибутами экстремальных видов спорта являются критичные для человека условия внешней среды, высокая степень риска для здоровья и жизни. Большинство экстремальных видов спорта осуществляются в естественных средах.

По виду среды реализации выделяют три группы экстремальных видов спорта:

1) на твердой поверхности ( скейтбординг, сноубординг, велоспорт и т.д.);

2) на воде (вейкбординг, дайвинг, аквабайк и т.д.);

3) на высоте в небе (кайтинг, скайсерфинг, парашютизм и т.д.).

Все экстремальные виды спорта по прикладной направленности можно разделить на 8 групп.

1 - виды спорта, предъявляющие экстремальные требования к координации движений.

2 - виды спорта, ведущей чертой которых является достижение высокой скорости в перемещениях и циклических движениях.

Для 3-й группы видов спорта характерна работа на силу и быстроту движений. Группа может быть разбита на две подгруппы: а) на перемещение максимальной массы; б) виды спорта на создание максимального ускорения (метания).

4-я группа видов спорта в основном направлена на совершенствование функций анализаторов, освоение информации в условиях борьбы с соперником.

5-я группа видов спорта направлена на совершенствование управления различными средствами передвижения с предъявлением больших нагрузок на центральную нервную систему и ведущие анализаторы в связи с необходимостью обеспечения опережающих и предупреждающих действий.

Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках.

Для 7-й группы видов спорта основным является воспитание способности к переключению.

8-ю группу составляют виды с особыми требованиями к адаптации к экстремальным факторам среды. Здесь также можно выделить подгруппы: по температурному фактору, характеру спортивного пространства, высоты [6, с. 41-45].

Перечень экстремальных видов спорта не только весьма обширен, но и постоянно растет, благодаря всё новым появляющимся видам. Если же каждый вид подразделить на элементы, то выбор будет еще больше.

Как мы уже утверждали, не существует также и четкой классификации экстремальных видов спорта из-за их разнообразия и постоянного пополнения. К экстремальным видам спорта относятся те виды, которые проходят в критичных для человека условия внешней среды, с высокой степенью риска для здоровья и жизни. Большинство экстремальных видов спорта осуществляются в естественных средах.

Примечание: + степень направленного развития качества (+- слабое, ++ -умеренное, +++- выраженное; ++++ - очень сильное; - отсутствие развития)

Нужно также знать, какие виды спорта культивируются в данном учебном заведении и в близлежащем районе и какие виды спорта можно развивать в данном климатогеографическом районе.

Далее должно идти сопоставление направленности профессиограммы и спортограммы по нижеприведенной схеме.

В качестве иллюстрации в табл. 2 сопоставлены данные профессиограмм двух профессий, осваиваемых в профессиональном колледже (училище), с ярко выраженной спецификой, и элементов спортограмм трех ЭВС.

Как видно, рафтинг - слалом может быть прикладным для профессии монтажника-высотника, а парапланеризм - для профессий мелкой сборки.

Такое сравнение дает возможность не только определить прикладной вид спорта для конкретной профессии, но и оценить его прикладную направленность и степень значимости.

Методическая база оценки прикладной ценности ЭВС должна включать в себя определение индекса напряжения по P.M. Баевскому аппаратом "Олимп", кожно-гальванической реакции и другие методики оценки эмоциональной напряженности.

Следует учитывать, что для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.

Для пожарников это пожарно-прикладной спорт. Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей морского и речного флота, мостостроителей и других специалистов, работа которых связана с водой, таким специально-прикладным видом является подводный спорт. Военно-прикладное значение имеют автомобильный, водно-моторный, самолетный, радиоспорт, многоборье со служебными собаками и др.

Для работников милиции применяются служебные многоборья, самбо (самозащита без оружия) и другие виды, специфичные для этой службы. Пограничники в тренировках и соревнованиях используют комплексную полосу препятствий (КПП-1), рукопашный бой, служебное троеборье.

Специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех профессий, но отдельных упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосредственно прикладное или косвенное применение в данной профессии, достаточно много.

Контроль за эффективностью и прикладной ценностью ЭВС должен осуществляться с использованием педагогических и медико-биологических тестов и иметь основные задачи:

1. Оценить степень владения прикладными навыками и умениями.

2. Оценить степень развития ПВК.

3. Оценить уровень знаний в области ППФП по избранной профессии.

6. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций; под ред. А.Н. Блеера. - М.: ООО "Анита Пресс", 2006. - 380 с.

8. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. Гигиенические аспекты / С.А. Полиевский. - М.: Медицина, 1989 - 214 с .

9. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности: монография / С.А. Полиевский. - М.: Физическая культура, 2006.

10. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: автореф. дис. . докт. пед. наук. / В.П. Полянский. - М., 1999. - 62 с.

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированный показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций.

Управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует от педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочных форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей исходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.

Для достижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

На формирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние задатки, воспитание, среда и личное стремление к самосовершенствованию. Человек - существо биосоциальное. Ему присущи все биологические свойства живых существ: наследственность и изменчивость, обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов, способность к индивидуальному развитию.

Выделяют три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости.

Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения (В.Д. Небылицин, 1966).

Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе.

Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Свойства нервной системы имеют функциональную основу, но открываются исследователю, как писал И.П. Павлов, в их жизненных проявлениях. Для человека эти жизненные проявления могут быть названы психологическими. Исследования психофизиологов направлены на раскрытие закономерностей между биологически обусловленными свойствами нервной системы и индивидуальными особенностями психики и поведения.

Типологические особенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.

Так, спортсмены с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивных соревнований без всякого ущерба для себя. Спортсмены со слабым типом нервной системы оказываются не способными на сильные волевые проявления, высокую работоспособность, что выражается в нестабильности выступления на соревнованиях, а иногда и в новых "срывах".

Чем сильнее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в игре по сравнению с тренировкой, и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательных условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение и даже убывание качества. У представителей различных типологических групп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных условиях.

Так, лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабого инертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно не выдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки. Качество выполнения упражнений после 4-5-кратного повторения снижается. Тренировочные занятия на следующий день крайне не результативны. Сильные, инертные типы лучшую работоспособность проявляют при выполнении медленных и статических упражнений. В деятельности, требующей быстроты движений и частой смены состояний, утомляются сравнительно быстро. По общему объему выполненной нагрузки, на тренировочном занятии характеризуются как работоспособные.

Усвоение техники движений обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы. Представители нормально возбудимого, подвижного типа обычно легко овладевают техникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержным типом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешно овладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения. Пониженновозбудимые типы, в движениях, как правило, малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.

При обучении физическим упражнениям ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к ученикам с различными индивидуальными особенностями нервной системы. Как при показе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для "слабых" новое упражнение создает напряженное состояние, особенно в период начального обучения. Исследователи предлагают при обучении двигательным действиям "сильных" типов больше уделять внимания словесному методу, а "слабых" типов - показу.

Знание педагогом индивидуальных особенностей темперамента учеников позволяет осуществлять дифференцированный подход при решении воспитательных задач. Установлено, что нервно-психическое напряжение, вызванное, к примеру, необходимостью в короткий срок овладеть новым сложным упражнением, подготовиться к соревнованиям, выполнить трудное задание, влияет не на всех одинаково: повышает волевую активность учащихся с сильной нервной системой и понижает готовность к борьбе с трудностями у более "слабых". Поэтому перед соревнованиями "сильных" следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордости победителя, а "слабых" - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче.

Изучение типологических особенностей нервной системы школьников и учет их при отборе в ДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимально соответствующий их способностям. Хотя в конкретной спортивной специализации и встречаются представители разных типологических групп, все же высших достижений добиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы.

Человек с задатками спринтера обладает хорошей реакцией и быстрым мышлением. Эти качества присущи детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен, активен и отличается резкостью движений, обладает, как правило, сангвиническим темпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многих возбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скорость элементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров, способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, что свидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов. Чем длиннее дистанция, тем большей уравновешенностью обладает спортсмен-бегун. По мнению Л.В. Волкова (1984), спортсмены-ходоки по особенностям нервной системы близки к бегунам на длинные дистанции.

Представители скоростно-силовых видов спорта (метания, прыжки) по характеру элементарной условно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительно коротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработка дифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствует о некотором преобладании процесса возбуждения. Однако у метателей молота отмечается хорошая уравновешенность нервных процессов.

Специализация в спортивной и художественной гимнастике, акробатике предъявляет повышение требования к нервной системе. Разнообразие двигательной деятельности, скоростно-силовая работа, необходимость быстро изменять силу и направление движения при выполнении гимнастических упражнений - все это требует высокой подвижности нервной системы, качеств, которые характеризуют сильный, уравновешенный и подвижный тип.

Особое значение в ситуационных видах спорта (борьба, бокс, кик-боксинг, спортивные игры) имеет быстрота простых и сложных двигательных реакций, которые определяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактических умозаключений обеспечивает подвижность нервных процессов, способность своевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры к таким же процессам в других. В ситуационных видах спорта большое значение имеет уравновешенность нервной системы. Соревнования требуют значительного возбуждения спортсмена, однако при чрезмерной возбудимости он может потерять контроль над своими действиями. Преобладание торможения над возбуждением отрицательно сказывается на эмоциональной окраске соревнования, быстроте мышления и двигательных реакциях.

Таким образом, можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированый показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций. Это находит свое отражение в характере адаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессов представителей различных типов нервной системы.

Знание индивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеру эффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.

Республика Казахстан

ГККП Шелекский политехнический колледж

Преподаватель по физическому воспитанию

Турганов Изимжан Абдикеримович

Доклад-выступление на методическом объединении, на тему :

Подбор видов спорта и их элементы для профессионально-прикладной физической подготовки

Одна из главных задач преподавателя физического воспитания в колледже – определение профессионально-прикладных видов спорта, которые будут обладать наибольшей эффективностью при освоении профессий. В этой работе он должен руководствоваться программой физического воспитания.

Признаком распределения учебного материала по физическому воспитанию в учебных заведениях системы профтехобразования является вид физической подготовки, поэтому программа физического воспитания в колледжах составлена по видовому признаку. В основу распределения часов положены массовые виды спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, казахшакурес, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.), на каждый из которых отведено определённое количество часов. Любой из видов спорта для определённых профессий может быть прикладным.

Секционная работа в колледжах может осуществляться по более широкому набору видов спорта, с учетом их профессионально-прикладного значения.

Если каждый вид подразделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, например для использования на уроках физического воспитания, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет ещё больше.

Работа должна проводиться на основе обеспечения единого научно-методического подхода к разработке основных положений отбора видов спорта и их элементов.

Первым этапом работы является изучение профессий которым обучаются учащиеся данного колледжа.

Для целей отбора видов спорта необходима только часть профессиограммы, которая учитывает влияние профессии на развитие физических качеств, психофизиологических функций и двигательных навыков. Эти данные распологают в порядке значимости для профессионального обучения.

После изучения профессии и составления профессиограммы нужно переходить к выбору профессионально-прикладных видов спорта, проанализировать возможный выбор видов спорта и их элементов, который не должен исчерпываться только программным материалом. Направленность упражнений определяется не только структурой, но и особенностями проведения, игровым содержанием.

Если физические упражнения направлены в основном на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, то виды спорта и их элементы есть уже разновидности человеческой деятельности, имеют наравне с физической функциональную направленность и социальную обусловленность.

В отличие от профессиональной, спортивная деятельность характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, большим запасом двигательных стереотипов с более широким временным диапазоном ответных реакций, что позволяет обеспечить лучшие возможности для тренировки функций.

Наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека.

Именно они обеспечивают успешность выполнения продолжительной работы умеренной интенсивности, которая чаще всего наблюдается в производственных условиях в целом ряде массовых профессий. При этом проявление общей выносливости выступает часто как фон для психофизиологических требований к организму учащегося. В ряде случаев выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полноценное освоение профессии и высокопроизводительный труд.

Согласно теории физического воспитания для развития профессионально важных качеств нужны воздействия, превосходящие в физиологическом плане характеристики трудовой активности. Виды спорта, по словам профессораВ.В.Белиновича, являются наиболее адекватным средством развития и воспитания необходимых трудовых качеств. Что качается выносливости, то она различна у спортсменов разных видов спорта. Об уровне развития этого качества судят по уровню физической работоспособности. Если расположить виды спорта в порядке уменьшения показателя физической работоспособности, то получится такая последовательность: лыжи, лёгкая атлетика, бег на средние и длинные дистанции, коньки, велоспорт, футбол, гребля, бокс, хоккей, баскетбол, борьба, гимнастика, тяжёлая атлетика. Если виды спорта объединить в группы, то самые высокие величины отмечаются у спортсменов циклических видов спорта, несколько ниже у спортсменов-игровиков и самые низкие в тех видах, где общая выносливость специально не развивается. При этом виды спорта с двигательной гипоксией,а также альпинизм, развивают устойчивость как в двигательной, так и к высотной гипоксии.

Что касается топографии мышечной силы, то мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели – у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Устойчивость равновесия самая высокая у гимнастов и акробатов, несколько ниже у борцов, слаломистов, прыгунов с трамплина на лыжах. У прыгунов в воду и занимающихся прыжками на батуте самая высокая устойчивость к сильным раздражителям вестибулярного аппарата. Наименьшая вестибулярная устойчивость отмечена у лыжников, легкоатлетов и боксеров. Наблюдения за спортсменами во время качки на море показали относительно лучшую устойчивость вестибулярной функции у акробатов, гимнастов, борцов и баскетболистов. При этом вегетативная устойчивость зависит от спортивного стажа.

Функциональная направленность видов спорта различна и совершенствование психофизиологических функция при занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. Так, подвижность нервных процессов и функциональная подвижность нервной системы в большей степени развивается при занятиях спортивными играми и легкой атлетикой, чем гимнастикой и лыжным спортом. У занимающихся этими видами спорта короче латентный период условной двигательной реакции. Так же как у боксеров, у них отмечается большая скорость просмотра корректурного теста, а также высокая возбудимость симпатической нервной системы. Обнаружена зависимость статической выносливости свойств нервной системы.

Сравнительный анализ функций зрительного анализатора выявил более высокую возбудимость оптического анализатора у баскетболистов, боксеров и фехтовальщиков, лучшую быстроту зрительного различения и более высокую электрическую чувствительность глаза. У спортсменов-игровиков лучше и пространственная ориентировка.

Высокий уровень развития зрительного анализатора у спортсменов-игровиков с большей точностью реакции на движущийся объект как для руки, так и для ноги, с лучшей точностью дифференцирования коротких интервалов времени. Последний показатель высок у боксёров.

Двигательный анализатор также изменяет свою чувствительность под воздействием специальной спортивной тренировки. Так, чувствительность двигательного анализатора высока у спортсменов-игровиков, гимнастов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев, а показатель точности мышечных усилий лучше у боксеров, баскетболистов, волейболистов, гимнастов и гребцов.

Кожная чувствительность также высока у спортсменов-игровиков, особенно у баскетболистов и волейболистов. У них же наряду с гимнастами и пловцами велика подвижность в лучезапястном суставе.

Тренировка в спортивных играх даёт большие возможности для развития психофизиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные специфические требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического анализатора.

В связи с различной прикладной направленностью видов спорта возникает необходимость в их систематизации в целях ППФП. Из известных в литературе по физкультуре и спорту классификаций видов спорта, разработанных с различной целью, некоторые могут быть использованы. Показано, что в одних видах спорта основные требования направлены на точность и технику выполнения, в других – на временные, пространственные или силовые параметры исполнения, в третьих – на согласованность действий, четвертые – смешанные.

По классификации А.Б.Гандельсмана и К.М. Смирнова , все виды спорта делятся на семь групп.

1-ю группу составляют виды спорта, предъявляющие высокие требования к координации движений: акробатика, гимнастика, прыжки в воду и др.

2-ю группу составляют виды спорта, ведущей чертой которых является достижение высокой скорости в циклических движениях: легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт.

Для 3-й группы видов спорта характерна работа на силу и быстроту движений . Группа разбита на две подгруппы: а) виды спорта на перемещение максимальной массы (тяжёлая атлетика); б) виды спорта на создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).

4-я группа видов спорта в основном направлена на совершенствование функций анализаторов, освоение информации в условиях борьбы с соперником.

5-я группа видов спорта направлена на совершенствование управления различными средствами передвижения с предъявлением больших нагрузок на центральную нервную систему и ведущие анализаторы в связи с необходимостью обеспечения опережающих и предупреждающих действий (мотоспорт, водно-моторный спорт, конный спорт).

Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках.

Для 7-й группы видов спорта основным является воспитание способности к переключению в многоборье (современное пятиборье, биатлон).

Врабочую программу по физической культуре в каждом техническом профессиональном учебном заведении включаются системы занятий из специальных упражнений по профессионально- прикладной психофизической подготовке, направленных на формирование профессионально-значимых физических, психических и психомоторных качеств, двигательных навыков, умений и совершенствование психофизиологических возможностей организма с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности обучающихся.

При осуществлении профессионально-прикладных мероприятий следует учитывать, что отдельные виды спорта имеют особенности, связанные с психофизиологическими характеристиками вида спортивной деятельности, которые обеспечивают высокую специальную работоспособность. На их функционировании сказываются условия проведения тренировок и соревнований, устройство спортивных сооружений колледжа.

Виды экстремального спорта, их классификация

Прежде, чем рассматривать экстремальные виды спорта, необходимо дать определение, что же такое экстремальный спорт вообще, и чем он отличается от обычного спорта.

Во-первых, это спорт, изначально связанный со смертельным риском и большим травматизмом.

Во-вторых, экстремальный спорт - это перешагивание за физический и эмоциональный предел возможностей человека.

В-третьих, экстремальный спорт предельно обостряет все шесть чувств человека (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, интуицию). Именно от концентрации всех чувств зачастую зависит исход тренировок и соревнований.

В-четвертых, экстремальные виды спорта в большинстве своем крайне дороги, сравниться с ними может разве, что только Формула-1. Это связано с первым условием, т.е. с необходимостью обеспечить безопасность.

В-пятых, занятие экстремальным спортом приносит ни с чем несравнимый восторг и чувство удовлетворения.

Четкой классификации экстремальных видов спорта не существует - их великое множество, которое постоянно пополняется. Атрибутами экстремальных видов спорта являются критичные для человека условия внешней среды, высокая степень риска для здоровья и жизни. Большинство экстремальных видов спорта осуществляются в естественных средах.

По виду среды реализации выделяют три группы экстремальных видов спорта:

1) на твердой поверхности ( скейтбординг, сноубординг, велоспорт и т.д.);

2) на воде (вейкбординг, дайвинг, аквабайк и т.д.);

3) на высоте в небе (кайтинг, скайсерфинг, парашютизм и т.д.).

Все экстремальные виды спорта по прикладной направленности можно разделить на 8 групп.

1 - виды спорта, предъявляющие экстремальные требования к координации движений.

2 - виды спорта, ведущей чертой которых является достижение высокой скорости в перемещениях и циклических движениях.

Для 3-й группы видов спорта характерна работа на силу и быстроту движений. Группа может быть разбита на две подгруппы: а) на перемещение максимальной массы; б) виды спорта на создание максимального ускорения (метания).

4-я группа видов спорта в основном направлена на совершенствование функций анализаторов, освоение информации в условиях борьбы с соперником.

5-я группа видов спорта направлена на совершенствование управления различными средствами передвижения с предъявлением больших нагрузок на центральную нервную систему и ведущие анализаторы в связи с необходимостью обеспечения опережающих и предупреждающих действий.

Для 6-й группы видов спорта характерно совершенствование высшей нервной деятельности при малых физических нагрузках.

Для 7-й группы видов спорта основным является воспитание способности к переключению.

8-ю группу составляют виды с особыми требованиями к адаптации к экстремальным факторам среды. Здесь также можно выделить подгруппы: по температурному фактору, характеру спортивного пространства, высоты [6, с. 41-45].

Перечень экстремальных видов спорта не только весьма обширен, но и постоянно растет, благодаря всё новым появляющимся видам. Если же каждый вид подразделить на элементы, то выбор будет еще больше.

Как мы уже утверждали, не существует также и четкой классификации экстремальных видов спорта из-за их разнообразия и постоянного пополнения. К экстремальным видам спорта относятся те виды, которые проходят в критичных для человека условия внешней среды, с высокой степенью риска для здоровья и жизни. Большинство экстремальных видов спорта осуществляются в естественных средах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.