Какое значение нервной регуляции в адаптации организма

Главная роль в регуляции функций организма и обеспечении его целостности принадлежит нервной системе. Этот механизм регуляции является более совершенным. Во-первых, нервные влияния передаются значительно быстрее, чем химические воздействия, и потому организм через нервную систему осуществляет быстрые ответные реакции на действие раздражителей. В связи со значительной скоростью проведения нервных импульсов взаимодействие между частями организма устанавливается быстро в соответствии с потребностями организма.Во-вторых, нервные импульсы приходят к определенным органам, и потому ответные реакции, осуществляемые через нервную систему, не только более быстрые, но и более точные, чем при гуморальной регуляции функций.

Нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, базируется на переработке информации нейронами и передаче ее по нервам. Имеет следующие особенности:

•большую скорость развития действия;

•высокую специфичность - в реакции участвует строго определенное количество компонентов, необходимых в данный момент.

Нервная регуляция осуществляется быстро, с направленностью сигнала к определенному адресату. Передача информации (потенциалов действия нейронов) осуществляется со скоростью до 80-120 м/с без снижения амплитуды и потери энергии. Нервной регуляции подлежат соматические и вегетативные функции организма. Основной принцип нервной регуляции - рефлекс. Нервный механизм регуляции филогенетически возник позднее местного и гуморального и обеспечивает высокую точность, скорость и надежность ответной реакции. Он является наиболее совершенным механизмом регуляции.

2.Назовите общие признаки бактерий. Охарактеризуйте их роль в природе и в жизни человека.

1. Строение бактерий. Бактерии — самые примитивные организмы микроскопических размеров. Это доядерные организмы (прокариоты), не имеющие оформленного ядра. Ядерное вещество (преимущественно молекулы ДНК) расположено в цитоплазме и не отграничено от нее оболочкой. Отсутствие у большинства бактерий многих органоидов, например митохондрий, хлоропластов. Особенности прочной оболочки, которая придает бактериям разную форму: шаровидную (кокки), палочковидную (бацилла), спиралевидную (вибрион) и др. Определение принадлежности бактерий к той или иной систематической группе по форме тела.
2. Жизнедеятельность бактерий. По способу питания большинство бактерий гетеротрофы, использующие для питания готовые органические вещества, но бывают и автотрофы (образующие сами для себя органические вещества). Различают бактерии: сапротрофы, паразиты и симбионты. Питание сапротрофов органическими веществами отмерших остатков растений и животных, разлагающимися органическими веществами. Симбиоз бактерий с другими организмами, например с бобовыми растениями: использование при этом клубеньковыми бактериями-симбионтами органических веществ бобового растения и в то же время обеспечение его соединениями азота. Поселение бактерий-паразитов на других организмах и использование при этом для питания их органических веществ. Активное передвижение многих бактерий благодаря форме тела и наличию одного или нескольких жгутиков. Образование бактериями спор, служащих не для размножения, а в качестве приспособления для переживания неблагоприятных условий. Сохранение бактериями в состоянии споры жизнеспособности в течение десятков лет. Размножение путем деления, в процессе которого из одной материнской клетки возникают две сходные с ней дочерние клетки. Высокая скорость размножения (способность дочерних клеток делиться уже через 30 минут). Быстрое увеличение численности бактерий, способствующее формированию приспособления их к жизни в изменившихся условиях среды.

3. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Большинство бактерий — разрушители органических веществ до неорганических. Их участие в образовании гумуса, повышении плодородия почвы, круговороте веществ в природе. Улучшение некоторыми бактериями азотного питания растений. Использование человеком бактерий для получения кефира, сметаны, столового уксуса, для квашения капусты и засолки огурцов. Существование многих болезнетворных бактерий, вызывающих заболевания растений, животных и человека, например туберкулез, дизентерию, тиф и др. Порча продуктов питания бактериями гниения.

Как оказать первую помощь при ушибах, вывихах и переломах?

Перело́м— полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. Переломы могут возникать как вследствие травмы, так и в результате различных заболеваний, сопровождающихся изменениями в прочностных характеристиках костной ткани.

Основными признаками перелома являются:

· изменение длины руки (ноги);

· отечность травмированного места;

· возможен хруст, а также несвойственная ранее подвижность руки (ноги) в области перелома).

Первая помощь при открытом переломе конечностей

Она включает следующие мероприятия:

1. Обеспечение максимального покоя. Следует уложить пострадавшего на ровную поверхность.

2. Если кровотечение слабое, наложите на рану марлевую повязку, чистый лоскут ткани, платок и т.п. и забинтуйте конечность.

3. Если кровотечение сильное, то нужно его остановить. Придайте конечности возвышенное положение и наложите жгут. В качестве жгута можно использовать пояс, галстук. Обкрутите конечность жгутом выше места кровотечения (при венозном кровотечении – ниже раны). Обязательно зафиксируйте время, когда вы наложили жгут и затем сообщите его врачу. Жгут можно накладывать не более, чем на 1,5 - 2 часа (по истечении этого времени на несколько минут ослабьте жгут во избежание омертвения тканей).

4. Наложение шины (твердый предмет для фиксации, обездвиживания места перелома). Шина прибинтовывается, захватывая два сустава, окружающие место перелома конечности. При этом конечности придается физиологическое, обычное положение.

Первая помощь при закрытом переломе конечностей

Включает те же действия, что и при открытом. Но останавливать кровотечение (накладывать жгут) не придется.

При оказании первой помощи при переломе бедра накладываемая шина должна захватывать три сустава (тазобедренный, коленный и голеностопный).

Первая помощь при ушибах

Ушиб – это механическое повреждение тканей, которое сопровождается припухлостью и сильной болью, здесь важно быстро оказать помощь, иногда пострадавший может сделать это и сам. Что в первую очередь нужно? Приложить к пострадавшему месту лед, снег, холодную грелку, смоченное холодной водой полотенце. Нельзя греть пострадавшее место, так как при нагревании усиливается кровоток и замедляется излечение. Если при ушибе произошло повреждение кожи (царапины, ссадины и т.д.), следует обработать это место спиртом, йодом или зеленкой и наложить стерильную повязку. Ушиб головы опасен тем, что при этом может возникнуть сотрясения мозга. Его признаками будут тошнота, головокружение, сильная головная боль. В этом случае за квалифицированной медицинской помощью большой должен обратиться в травмпункт или стационар.

Вывих — стойкое смещение суставных концов костей за пределы их нормальной подвижности, иногда с разрывом суставной сумки и связок и выходом суставного конца одной из костей из сумки (при травмах, заболеваниях суставов).
Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменения формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение. При попытке произвести движение боли в суставе резко усиливаются. В отличие от ушиба, при котором боли и нарушения функции нарастают постепенно, при вывихе движения в суставе нарушаются сразу. Чаще всего вывихи бывают плечевого и локтевого суставов, большого пальца и тазобедренного сустава. Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.

Оказание помощи:

1. При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу.

2. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце.

3. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.

При вывихе нельзя применять согревающие компрессы.

Параллельное развитие систем регуляции привело к образованию двух самостоятельных систем, дополняющих друг друга и способных как к экстренной, так и к тонкой длительной регуляции. Обе эти системы – нервная и гуморальная, или иначе эндокринная, осуществляя нейрогуморальную регуляцию, играют важную роль в процессах адаптации организма к условиям окружающей среды.

При воздействии различных экстремальных факторов, как физических (жара, холод, травма), так и психических (опасность, конфликт, радость), в организме возникает общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма, т.е. так называемый стресс.

Факторы, вызывающие состояние стресса, Г. Селье (1974) назвал стрессорами, а совокупность изменений, происходящих в организме под воздействием стрессоров – адаптационным синдромом. Ученые выделяют свыше 20 видов стресса, например, эмоциональный, социальный, гипокинетический, репродуктивный, вакцинальный, лекарственный, инфекционный, пищевой, транспортировочный, гипоксический, болевой, температурный, световой, шумовой и т.д. В развитии адаптационного синдрома выделяют четыре фазы:

  • • истощения (декомпенсации);
  • • восстановления.

Выраженность адаптационного синдрома зависит от силы воздействующих факторов и от функционального состояния многих физиологических систем, а также от характера поведения животного. Так, например, стрессором для собаки может быть испуг, перенапряжение при дрессировке, смена хозяина, появление новой собаки или нового члена семьи, перемена места жительства и т.д. Причем один и тот же фактор для одного животного не играет никакой роли, а для другого может оказаться сильнейшим стрессором. В качестве стрессоров могут выступать как отрицательные, так и положительные воздействия.

В то же время без некоторого уровня стресса невозможна никакая активная деятельность. Стресс может быть не только вреден, но и полезен для организма, он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и др.), может приводить к облегчению и даже полному исчезновению многих соматических заболеваний. В то же время стресс, возникающий вследствие чрезмерной интенсивности стрессорного фактора или вследствие неадекватной реакции гормональной системы при любом, в том числе слабом воздействии факторов, снижает сопротивляемость организма, вызывая возникновение и ухудшение течения многих заболеваний.

Большое значение для характера последствий действия стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов изменения стрессовой ситуации способствует устойчивости организма и не ведет к развитию заболеваний. Отказ от активного поиска приводит к развитию фазы истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели. Индикатором этих типов поведения и важным механизмом их регуляции является уровень катехоламинов в мозге. Таким образом, нервногуморальная система в том числе определяет характер реагирования организма на стресс.

При повышении плотности популяции возрастает степень конкуренции между ее членами за территорию, пищу и т.д. Увеличивается число социальных контактов, в том числе отрицательных, между животными. В результате у них происходит нарастание признаков адаптационного синдрома, увеличивается уровень кортикостероидов в крови, гипертрофируются надпочечники, разрушается иммунная система, что в первую очередь проявляется в процессах размножения. Увеличивается эмбриональная смертность, снижающая численность пометов, нарушается процесс лактации, что ведет к гибели подсосного молодняка. У наиболее предрасположенных к стрессу особей затормаживаются процессы сперматогенеза и онтогенеза, и они выпадают из размножения. Кроме того, в популяции увеличивается число заболеваний, являющихся прямым следствием стресса, в том числе болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Снижение иммунного статуса делает животных менее защищенными от инфекционных заболеваний. Если в популяции не оказывается особей, способных противостоять стрессу, то вся популяция может полностью погибнуть. За счет отбора, способствующего выживанию особей, более устойчивых к его воздействию, стресс может приводить к изменению генетической структуры популяции. Таким образом, стресс играет как отрицательную, деструктивную, так и положительную, конструктивную роль и его можно рассматривать как один из мощных механизмов естественного отбора.

Биология | 5 - 9 классы

Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды?


Нервная регуляция — это регуляция жизнедеятельности организма с помощью нервной системы.

Наш мозг непрерывно получает информацию обо всех изменениях окружающей среды, а также о внутреннем состоянии организма.

Определенные участки коры головного мозга входят в состав так называемых анализаторов.

Каждый анализатор начинается с рецепторов — специальных чувствительных образований, превращающих различные виды энергии в нервный импульс.

Например, рецепторы глаза превращают световую энергию в нервный импульс ; рецепторы осязания, находящиеся в коже, превращают механическую энергию в нервный импульс.

Дальше нервные импульсы по нервным волокнам поступают в спинной мозг, оттуда передаются в соответствующие центры коры большого мозга.

Там они анализируются и формируют ощущения, на основе которых возникает соответствующая реакция.

Таким образом, нервная система воспринимает изменения окружающей среды, анализирует эту информацию и соответственно изменяет деятельность отдельных органов или систем органов.

Следовательно, нервная регуляция способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.


Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека?

Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека?

Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?


Значение и общее строение нервной системы?

Значение и общее строение нервной системы.

Рефлекторный принцип работы нервной системы.

2. В чем различие между нервной и гуморальной регуляцией деятельности организма.


Многоклеточный растительный организм способен к нервной регуляции или нет?

Многоклеточный растительный организм способен к нервной регуляции или нет.


Примеры физиологический адаптаций живых организмов к окружающей среде?

Примеры физиологический адаптаций живых организмов к окружающей среде.

5 примеров И / Или Примеры поведенчиских адаптаций живых организмов к окружающей среде.

5 примеров Буду очень благодарным тому, кто поможет с обоими.

Если вы знаете только одно, все равно пишите, спасибо : ).


Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды?

Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды?


Адаптация животных в окружающей среде?

Адаптация животных в окружающей среде?


Адаптация животных в окружающей среде?

Адаптация животных в окружающей среде.


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПО ЭКОЛОГИИ срочно надо Способы адаптации организмов к наземно - воздушной среде обитания?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПО ЭКОЛОГИИ срочно надо Способы адаптации организмов к наземно - воздушной среде обитания.

16. Характеристика почвенной среды обитания.

Способы адаптации организмов к жизни в почвенной среде.

17. Характеристика организменной среды обитания.

Способы адаптации организмов к жизни в организменной среде обитания.

18. Адаптация растений к освещенности.

19. Адаптация растений к влажности.

20. Ритмические изменения в деятельности экологических факторов и способы адаптации к ним организмов.


Что такое нервная регуляция живых организмов?

Что такое нервная регуляция живых организмов?


Каково значение нервной регуляции при адаптации организма к условиям окружающей среды?

Каково значение нервной регуляции при адаптации организма к условиям окружающей среды?

На этой странице сайта размещен вопрос Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды? из категории Биология с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 - 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.


В данный момент зарождение новой жизни невозможно. Это можно даже подумать логически. Во - первых, ведь сконцентрированные (коацерваты) будут поглащаться другими гетеротрофными огранизмами. Во - вторых, для протекания определенных реакций для заро..


В Первобытной эпохе только - только начинался первый быт. Люди занимались собирательством, рыболовством, скотоводством. А в древнем мире начали появляться первые цивилизации. Также первая олимпиада, ислам.


Примеры : различные виды почвенных бактерий - сапрофитов и высшие растения ; грибы, почвенные черви, жуки - могильщеки.


Обтекаемая форма тела. Такая форма, потому что рыба живет в воде и так ей удобней перемещаться в её среде обитания.


Описательный и сравнительный методы. А также экспериментальный метод.


Правильный ответ - кислород.


И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сокавоспользовался методом эксперимент .


- биолог смотрит в микроскоп - физик эксперименты проводит - химик содержимое колбочек смешивает в третьей колбочке и получает взрыв вобщем все те провессии, кто в белых халатах ходит).

Естествознание, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- Каковы механизмы адаптации организма человека к окружающей среде?

- Что такое гомеостаз? Каковы механизмы поддержания гомеостаза в организме человека?

- Каковы специфические и неспецифические механизмы адаптации организма человека к воздействиям внешней среды?

- Каков механизм оценивания функциональных резервов организма человека?

Глоссарий по теме:

Гомеостаз – это сравнительно динамическое постоянство свойств и состава внутренней среды организма и поддержание устойчивости физиологических свойств и функций организма.

Раздражимость – это способность организма отвечать на раздражители внешней и внутренней среды изменениями обмена веществ.

Адаптация – это свойство организма и процесс приспособления к изменяющимся факторам окружающей среды, цель которого – достижение стабильного равновесия между средой и организмом.

Гуморальная регуляция – это один из наиболее рано возникших в эволюции механизмов регуляции жизнедеятельности организма, осуществляющийся через жидкие среды живого организма (лимфу, кровь, тканевую (межклеточную) жидкость, слюну) с помощью гормонов, которые выделяют клетки, органы, ткани.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 47-56.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек для сохранения своего организма от разрушения под действием различных негативных факторов окружающей среды, вынужден приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. Способность сохранять внутреннюю среду организма и стабильность работы его систем и органов в ответ на внешние воздействия называют гомеостазом.

Гомеостаз – это сравнительно динамическое постоянство свойств и состава внутренней среды организма и поддержание устойчивости физиологических свойств и функций организма. Различные физические, химические, биологические воздействия, например, изменение температуры воздуха, атмосферного давления могут вывести организм человека из состояния динамического равновесия. Снижение внешних воздействий на организм происходит через систему саморегуляции физиологических функций, в частности, при помощи нервных и гуморальных механизмов регуляции, обеспечивающую поддержку жизнедеятельности организма.

У высших животных, включая и человека, процессы гуморальной регуляции подчинены нервной регуляции. Нервная и гуморальная регуляция совместно составляют единую систему нейрогуморальной регуляции. Благодаря такой системе, продукты обмена веществ воздействуют не только на эффекторные органы, но также и на хеморецепторы (окончания нервов) и нервные центры, вызывая различные реакции, направленные на поддержание гомеостаза.

Важным свойством любого живого организма, в том числе и организма человека, влияющим на эффективность процессов регуляции, является реактивность. Реактивность – это способность организма отвечать на раздражители внешней и внутренней среды изменениями обмена веществ. При активации систем, ответственных за адаптацию (приспособление) организма к внешним условиям возникает компенсация и нивелирование внешних и внутренних воздействий на организм, то есть возвращение организма к состоянию гомеостаза.

Гомеостаз и адаптация – это два конечных результата, которые организуют функциональные системы организма. Влияние внешних факторов на состояние гомеостаза приводит к запуску процесса адаптивной перестройки организма человека, в результате которой функциональные системы компенсируют произведенные и возможные нарушения гомеостаза и восстанавливают равновесие.

Выделяют неспецифические и специфические процессы адаптации. Неспецифическими процессами адаптации являются те процессы, которые возникают при любом негативном внешнем воздействии, это так называемый общий адаптационный синдром.

Специфический характер адаптации базируется на избирательном действии разных химических и физических факторов на системы организма и клеточный обмен веществ. При повторном действии воздействовавшего ранее раздражителя в организме включается определенная функциональная система. При этом ее защитный эффект будет проявляться лишь на время действия этого раздражителя. Наиболее типичными примерами специфических адаптаций являются адаптации к физическим нагрузкам, гипоксии, высоким температурам и т. д. Выделяют два уровня специфической адаптации – возникающий в обычных условиях существования организма, и в чрезвычайных (экстремальных, изменяющихся, лабильных).

В безвыходных ситуациях, если раздражитель слишком силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется состояние нарушения гомеостаза. Стресс при таких нарушениях достигает высокой интенсивности и длительности, возникают предпосылки к развитию заболеваний.

Таким образом, защитные приспособительные реакции организма человека имеют три основные стадии:

  • нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);
  • нормальные адаптационные изменения;
  • патофизиологические адаптационные изменения (развитие заболевания).

Адаптация организма человека к окружающей среде, выработанная в процессе эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях.

При фенотипической адаптации организм человека реагирует непосредственно на новую среду, что выражено в компенсаторных физиологических изменениях, фенотипических сдвигах, которые позволяют организму сохранять равновесие со средой в новых условиях. При возврате окружающей среды к прежним условиям восстанавливается предыдущее состояние фенотипа, а возникшие компенсаторные физиологические трансформации исчезают. Фенотипическая адаптация у следующих поколений может переходить в ряде случаев в генотипическую адаптацию.

Адаптация возникает за счет привлечения функциональных резервов. Все резервы, которые включаются при интенсификации человеческой деятельности и изменении условий среды, можно обозначить как функциональные.

Функциональные резервы представляют собой скрытые возможности, которые приобретены организмом в ходе эволюции и онтогенеза, способные усиливать функционирование органов и систем организма в целях приспособления к меняющимся, непривычным условиям среды или совершения необычно большой работы.

При такой характеристике функциональных резервов их подразделяют на:

1. Биохимические резервы, связанные с интенсивностью и экономичностью пластического и энергетического обменов и их регуляций;

2. Физиологические резервы, связанные с экономичностью, интенсивностью и длительностью работы систем органов и организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит выражение в работоспособности организма.

3. Спортивно-технические резервы, связанные со способностью к развитию имеющихся и вновь выработанных двигательных и тактических навыков;

4. Резервы психологические, которые связанные с готовностью к преодолению трудностей, выполнению работы, способностью пересилить утомление и неприятные или болевые ощущения.

Любое снижение приспособительных возможностей организма человека представляет собой одновременно и снижение общего уровня здоровья, и в некотором смысле приближение к патологии.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность. В этой связи болезнь человека можно рассматривать как нарушение процесса физиологической адаптации к условиям окружающей среды.

Человек для сохранения своего организма от разрушения под действием различных негативных факторов окружающей среды, вынужден приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. Способность сохранять внутреннюю среду организма и стабильность работы его систем и органов в ответ на внешние воздействия называют гомеостазом.

Гомеостаз и адаптация – это два конечных результата, которые организуют функциональные системы организма. Влияние внешних факторов на состояние гомеостаза приводит к запуску процесса адаптивной перестройки организма человека, в результате которой функциональные системы компенсируют произведенные и возможные нарушения гомеостаза и восстанавливают равновесие.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Механизм регуляции жизнедеятельности организма, осуществляющийся через жидкие среды живого организма называют:

2) Гуморальная регуляция;

Правильный ответ: 2) Гуморальная регуляция;

2. Комплекс специфических химических реакций, основанный на избирательном действии разных химических и физических факторов на системы организма и клеточный обмен веществ называют:

1) Специфическая адаптация;

2) Неспецифическая адаптация;

3) Гуморальная регуляция.

Правильный ответ: 1) Специфическая адаптация.

Нервная система человека является ведущей физиологической системой ор­ганизма. Она состоит из нескольких десятков миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток объединяются и образуют нерв­ные волокна. Эти волокна подходят ко всем тканям и органам человека. Одни волокна являются чувствительными, или центростремительными. Их функция заключается в восприятии и доставке различной информации к нервным клет­кам. Другие волокна называют центробежными. Они передают команды нерв­ных клеток различным органам и тканям.

Нервная система человека разделяется на:

  • центральную;
  • перифериче­скую;
  • вегетативную.

Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом. Головной мозг человека расположен в мозговой коробке черепа, а спинной мозг — в канале позвоночного столба. Головной мозг человека состоит из ле­вого и правого полушарий переднего мозга, ствола мозга и мозжечка.

Поверхность полушарий мозга изрезана многочисленными глубокими бороз­дами. Снаружи полушария мозга покрыты тонкой коркой, в которой находится около 4 млрд нервных клеток.

Ствол мозга разделяется на несколько отделов. Впереди лежит промежу­точный мозг, за ним — средний мозг, далее — продолговатый мозг, кото­рый переходит в спинной мозг. Ствол мозга состоит из белого вещества, об­разованного отростками нервных клеток и входящими в него отростками серо­го вещества — скоплений нервных клеток.

Мозжечок расположен в задней части мозга, за продолговатым мозгом. По­верхностный слой мозжечка образован серым веществом. Глубже находится масса белого вещества. Эта часть мозга регулирует и координирует сокращение мышц тела.

Периферическая нервная система образована нервами, отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар нервов, а от спинного мозга — 31 пара.

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов: со­кращение сердца, перистальтику кишечника, секрецию желез.

Все отделы нервной системы связаны и представляют собой единое целое. Работа нервной системы осуществляется через рефлексы. Рефлексом называ­ется ответная реакция организма на воздействие внешней среды, осуществляе­мая при помощи центральной нервной системы. Путь, по которому идет возбуж­дение при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Она состоит из трех нейронов — центростремительного, центробежного и вставочного (промежуточ­ного).

Рефлекторная деятельность составляет основу жизнедеятельности человека. Различают два вида рефлексов:

  • безусловный, или врожденный, и
  • услов­ный, т. е. приобретенный в процессе жизни.

Безусловные рефлексы обеспечивают первое приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды. Так, организм новорожденного адап­тируется в среде за счет безусловных рефлексов дыхания, сосания, глотания.

Условные рефлексы приобретаются в результате постоянного общения ор­ганизма с внешней средой. Они исчезают без подкрепления, например при дли­тельных перерывах в тренировке, после болезни и т. д.

Деятельность нервной системы основана на двух взаимодействующих физио­логических процессах: возбуждении и торможении. Благодаря этому образуется так называемый динамический стереотип, который является основой форми­рования любого двигательного навыка.

Основные структуры центральной нервной системы человека формируются в первые годы жизни. В 7 лет у детей в основном сформированы все борозды и извилины коры больших полушарий. Это позволяет детям достигать высоких результатов в физических упражнениях, требующих высокой координации дви­жений.

Функции нервной системы. Нервная система играет важнейшую роль в ре­гуляции функций организма. Отделение слюны и желудочного сока, выделение пота, изменение просветов кровеносных сосудов — все эти рефлексы осу­ществляются при участии нервной системы.

Во время выполнения физических упражнений происходит повышение обме­на веществ в организме. В связи с этим сокращения сердца усиливаются, дыха­ние учащается и углубляется, кровеносные сосуды в работающих мышцах рас­ширяются, теплоотдача увеличивается благодаря одновременному расширению кожных сосудов и увеличению количества выделяемого пота. Эти изменения функционирования органов связаны с рефлексами, которые играют важную роль в приспособлении организма к конкретным условиям его деятельности.

Нервная система имеет важное значение в осуществлении согласованной деятельности разных систем органов целостного организма. Когда температу­ра окружающего воздуха понижается, наш организм отвечает на это измене­ние внешних условий рядом рефлексов. Кожные сосуды суживаются, количест­во выделяемого лота уменьшается, сердечные сокращения ускоряются и усили­ваются, дыхание учащается и углубляется. Наступив босой ступней на острый камень, мы тотчас отдергиваем ее. Объясняется это тем, что раздражение ре­цепторов кожи вызывает рефлекторное сокращение тех групп мышц, которые сгибают ногу.

Важнейшей составной частью деятельности организма при выполнении про­извольных двигательных действий является управление движениями.

В управлении произвольными движениями участвуют все отделы ЦНС, между которыми существует четкая координация. Физиологическая сущность коорди­нации заключается в согласовании деятельности отдельных органов и систем в целостном физиологическом акте. Выделяют три вида координации: нервную, мышечную и двигательную. Под нервной координацией понимается сочетание нервных процессов при решении двигательной задачи, под мышечной коорди­нацией — согласованное напряжение и расслабление мышц, под двигательной координацией — согласованное движение отдельных звеньев тела.

При управлении движениями центральная нервная система осуществляет очень сложную деятельность. Это связано с тем, что в выполнении спортивных движений и поддержании определенных поз тела принимает участие не одна, а десятки различных мышц. Их число меняется при изменении скорости движе­ния, степени развиваемого усилия, утомления и ряда других факторов.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом благотворно влияют на деятельность всех отделов нервной системы, и в первую очередь на деятельность центральной нервной системы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы строение и функции нервной системы?
  2. Как осуществляется работа нервной системы?
  3. Что такое рефлекторная дуга, из чего она состоит?
  4. Какие виды рефлексов вы знаете?
  5. Что такое динамический стереотип?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.