Какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ

В связи с наличием двух подходов к проблеме речевой патологии и , в

частности к вопросам диагностики , когда одни специалисты пользуются

педагогической терминологией в определении речевого дефекта , другие же применяют клиническую терминологию , между логопедами и врачами возникает путаница , утрачивается необходимое общее понимание природы дефекта , что снижает эффективность коррекционных мероприятий .

В исследованиях , посвященных качеству диагностических заключений , отмечается разноречивый характер определений в квалификации

речевых дефектов . В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли

диагноза , поскольку исследование ребенка с речевым дефектом , а также с

другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления диагноза .

Так , например , вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным . Алалию часто смешивают со сходными состояниями , другими формами речевых нарушений : с глухотой , с тугоухостью и задержкой речевого развития , с недоразвитием речи при умственной отсталости , с псевдоалалическим синдромом , с афазией и др .

Вот , например , некоторые отличия этих состояний .

Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости

( интеллектуальной недостаточности ).

Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими , что приводит к постепенному

отставанию в умственном развитии , которое носит вторичный характер ,

т . е . отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития ,

вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию

от своих сверстников , не будучи умственно отсталым .

Общее при алалии и умственной отсталости :

 позднее появление речи : к трем – четырем – пяти годам ;

 очень малый запас слов .

Отличия алалии и умственной отсталости

Дети - алалики существенно отличаются от умственно отсталых : по

мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает .

В отличие от умственно отсталых, алалики демонстрируют разумное поведение : адекватно ориентируются в окружающей обстановке , в быту ; понимают обиходную речь , жесты , правильно выполняют посильные и доступные для них поручения , простые задания .

Так , между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия .

Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости

( интеллектуальной недостаточности )


Моторная алалия и задержка речевого развития ( ЗРР )


Алалия и псевдоалалический синдром

В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим ( ложным алалическим ) синдромом .

Так , речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой .

В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов .

В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого

К 7 годам речь таких детей приближается к норме .

При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы :

речевой негативизм ; повышенная тормозимость речевой функции : пуг -

ливы , затрудняются при необходимости высказаться ( знают , а высказать

не могут ); испытывают трудности при заучивании наизусть ; их пассив -

ный словарь значительно шире активного .

В отличие от алаликов , у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме .

Алалия и афазия

Общее при алалии и афазии :

 характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы , всех ее компонентов и сторон , что делает в той или иной

степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими ;

 как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности , поведения человека ; в результате

сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии ;

 все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии : моторную и сенсорную ; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений , но является оправданным , т . к . основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный ( двигательный ) и слуховой ( сенсорный ).


Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка ( алалика ) к категории аутистов .

Дифференциальная диагностика в этом случае сложна , так как объектом является маленький ребенок , поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков , по которым можно было бы однозначно установить диагноз . Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том , что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития , а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой - нибудь области : математические вычисления , музыка , рисование , поговорки , мозаики , некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области .

Ранний детский аутизм ( РДА ) и алалия


Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсор -

ной алалий .


Сенсорная алалия и тугоухость

Если ребенок ''безречевой'', какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии? а) время поражения; б) характер анализаторной деятельности; в) причины поражения; г) личностные особенности.

Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности, что обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.

Действительно, иной раз бывает трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Для этого, как правило, требуется дополнительное динамическое изучение. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточности; моторной алалии, разнообразных задержек речевого развитияи интеллектуальной недостаточности; анартрии и интеллектуальной недостаточности при ДЦП; сенсорной алалии, интеллектуальной недостаточности и аутизма.

При психолого-педагогическом обследовании безречевых детей необходимо следовать принципам, выявляющим возможные причины, механизм и симптоматику расстройств. Это поможет постановке правильного речевого диагноза.

Диагностику безречевых детей следует проводить с учетом следующих принципов:

• комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);

• системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);

• качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки

• целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом и др).

Логопедическое обследовании безречевых детей

Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализ документов о ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.).

2. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую и биографическую документацию, провести беседу с родителями о развитии ребёнка.

лавная задача специалиста, проводящего обследование безречевого ребенка, — правильное определение первичного нарушения, т. е. избежание диагностических ошибок.

Логопедическое обследование безречевых детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

1 часть — изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

— выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока — семантический и эмоциональный смысл;

— уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.

2 часть — изучаются неречевые функции.

— определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте;

— в составе этих функций выделить специфические компоненты.

3 часть — изучаются невербальные компоненты коммуникации.

— выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

— изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения.


В статье приводится сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsialnaya_diagnostika_detey_s_motornoy_alaliey_i_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.docx 18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.

Дифференциальная диагностика детей с алалией и детей с интеллектуальной недостаточностью очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте.

По мнению Н. И. Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема о соотношении мышления и речи.

Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н. И. Жинкин (1972), нельзя.

Нарушение программирования речевого высказывания у детей с алалией

Тоже характерно нарушение речевого программирования, но больше нарушается смысловое программирования (когда слово теряет образ-представление)

Неумение использовать знакомые слова, когда это нужно, из-за неустойчивости звуковых образов слов, трудности их припоминания и удержания слогового ряда.
значительные трудности в овладении звуковым обра­зом глагола.

Речь может быть очень бедная, но ребенок в состоянии использовать знакомые слова, когда это необходимо.

Грамматический строй речи

Моторные алалики не усваивают, а затем неправильно используют падежные, числовые, родовые и другие окончания, т.е. в их речи имеет место множественный аграмматизм — неправильное использование грамматических форм, ошибки в построении предложе­ний

У умственно отсталых те же ошибки, но грамматические стереотипы усваиваются быстрее. Ошибки заметны при обследовании ребенка, и менее заметны в самостоятельной речи

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Нередко дети из-за нечеткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру.

Трудности в назывании предметов которых нет перед глазами.

У детей понимание речи оказывается более дефектным, чем собственная речь. Поэтому эти дети могут без больших затруднений повторить вслед за педагогом то или иное предложение (в отличие от детей с алалией), не понимая его смысла.

Эта диспропорция очень показательна и поэтому имеет диагностическое значение

Фонетико- фонематическая сторона речи

Резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слогов и слов.

умея называть почти все звуки родного языка дети не могут длительное время называть слова (то есть трудности комбинирования отдельных элементов речи)

К 5—6 годам звуковые образы слов являются у них в целом сформированными, и если они допускают ошибки, то лишь отдельные фонетические элементы речи — т.е. неправильно произносят наиболее сложные по биомеханике звуки речи.

Общая моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Можно говорить о частых у моторных алаликов левшестве и амбидекстрии.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль

- речевой негативизм (дети критичны к своей речи, переживают ее неполноценность

Малокритичны к своей речи

Раннее речевое и психомоторное развитие

Задержка сроков гуления, лепета

Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким

Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким

С раннего возраста при исчезновении предмета или игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес

При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес.

Дети заинтересованы в получении новых знаний

Слабо развита потребность в новых знаниях и любознательность.

Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности.

Плохо принимают помощь взрослого

Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам

Некритичность, неспособность самостоятельно оценивать свою речь

Отсутствует психическая инертность

Пониженная активность психической деятельности

Эмоции поверхностны, малодифференцированы.

Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью, состоит в том, что алалия — это результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, тогда как олигофрения — результат нарушения познавательной деятельности.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 2.

Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. ¬ М.: Просвещение, 1951.

Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, студентов / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002. 8.

Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб.пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2013. - 140 с.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии. Таблица.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха. Таблица.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма. Таблица.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии. Таблица.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР.

Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями .

В статье отражена дифференциальная диагностика моторной алалии и а)с сенсорной алалии, б) нарушений слуха, в) ЗРР, г) анартрии (дизартрии), д) детской моторной афазии, е) нарушений речи, вызванных инт.

Дифференциальная диагностика алалии от схожих состояний

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Чем отличается алалия от глухонемоты?

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости.

Аудиометрическое исследование слуха. Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом - приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, а алалик - нет.

От анартрии и дизартрии.

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен. Они могут выполнять артикуляторные движения в полном объеме. У детей с анартрией и дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии – только одна из ее подсистем - фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Отличие алалииот афазии

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.
Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль - обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Задание 1. Укажите верный вариант ответа .Успехи в изучении алалии в работах новейшего времени достигнуты благодаря тому, что исследователи широко опираются на критерии:

1) психолингвистические; 2) клинические; 3) психологические; 4) комплексного подхода; 5)лингвистические.

Задание 2. Отметьте ошибочное утверждение. В понятие алалии входит:

1) утрата, распад речи; 2) отсутствие речи; 3) недоразвитие речи; 4) поражение речевых зон коры головного мозга; 5) поражения во внутриутробном и раннем периоде развития ребенка.

Задание 3. Выберите вариант ответа. Современные исследования показывают, что при алалии имеют место повреждения:

1) локальные изменения коры головного мозга; 2) изменения в височно-теменно-затылочных отделах доминантного полушария; 3) диффузные, билатеральные поражения коры головного мозга; 4) изменения в височно-теменных отделах доминантного полушария; 5) изменения в височно- затылочных отделах доминантного полушария.

Задание 4. Укажите верный ответ. Механизм алалии представляет собой:

1) нарушение фонетико-фонематической стороны речи; 2) нарушение фонетической стороны речи; 3) нарушение лексико-грамматического строя речи; 4)системное недоразвитие речи; 5) нарушение фонематических процессов в речи.

Задание 5. Выберите правильный ответ. Классификация алалии на импрессивные и экспрессивные формы принадлежит:

1) Р.Е. Левиной; 2) М. Зееману; 3) Е.Ф. Соботович; 4) В.К Орфинской; 5) В.А. Ковшикову .

Задание 6. Найдите правильный вариант ответа. Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное:

1) несформированностью языковых операций производства высказывания; 2) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых операций; 3) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности сенсомоторных операций; 4) несформированностью языковых операций производства высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций; 5) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых и сенсомоторных операций;.

Задание 7. Найдите неправильный вариант ответа.В речевую симптоматику при моторной алалии входит:

1) несформированность мотивации общения; 2) недоразвитие высших психических функций; 3) фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи; 4) нарушение номинативной и предикативной функции речи; 5) несформированность операций отбора языковых средств.

Задание 8.Исключить ошибочный ответ. Обследование ребенка с алалией и дифференциальная диагностика позволяет разграничить:

1) дизартрические нарушения; 2)нарушения слуха; 3)умственную отсталость; 4) временную задержку речевого развития; 5) нарушения фонетической и фонематической стороны речи.

Задание 9. . Выберите ответ. На начальных этапах работы с моторной алалией формируется:

1) моторная организация речи; 2) фонетическая сторона речи; 3) фонематические процессы; 4) мотивационная основа высказывания; 5) грамматическое конструирование речи.

Задание10.. Найдите верный ответ. Основное проявление симптомов сенсорной алалии:

1) ребенок слыщит, но не понимает обращенной речи; 2) ребенок не слыщит, не понимает обращенной речи; 3) ребенок слыщит, понимает обращенную речь; 4) ребенок не слыщит, но понимает обращенную речь.

Задание 11. Из предложенных альтернатив укажите, какие факторы (2) являются характерными симптомами сенсорной алалии:

1) персеверация; 2) интерация; 3) гиперакузия; 4) эхолалия; 5) денервация.

Задание12.Укажите верный ответ. Речь ребенка с сенсорной алалией характеризуется как:

1) повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи; 2) пониженного речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 3) повышенная речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 4) пониженная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи .

1.Определить речевой диагноз:

Жалобы: плохо понимает обращенную речь , мало говорит.

Родители здоровы. Беременность не отягощена. На второй день произведено переливание крови в связи с несовместимостью по резус-фактору.

Раннее развитие: держит голову с 4 мес., сидит с 6 мес., пошел к 1,5 годам, первые слова к 2 годам.

Жалобы: плохо говорит, двигательно беспокойна.

Родители здоровы. Беременность протекала удовлетворительно, но роды семимесячные. Появление слов с 2 лет, словарь набирала медленно , после 3 лет появились фразы.

3.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

4.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

6.Определить уровень речевого недоразвития.

8.Определить нарушения, возникшие в процессе актуализации слов:

« пар - шшш , коза – мееее,

живот –пупон, свинья – парасюха,

9.Произвести анализ текста с точки зрения использования языковых средств.

1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.

3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литера­туру, ответьте на следующие вопросы:

— с какими причинами могут быть связаны у детей от­ставания в формировании словаря и грамматического строя речи;

— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;

— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику де­тей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите при­меры.

7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимо­действии в работе логопеда, воспитателей, родителей.

8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопо­ставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).

10 . Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.

10. Сопоставьте алалию и временную задержку речево­го развития у детей.

11. Расскажите, в каких специальных учреждениях де­ти с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?

12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лек­ций и пособий, основные направления логопедической рабо­ты с детьми, страдающими моторной алалией.

13. То же о детях с сенсорной алалией.

14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умст­венного развития детей, охарактеризуйте особенности лич­ности ребенка с алалией.

15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребен­ка с алалией.

16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых на­рушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).

17. Назовите основные внеречевые и речевые проявле­ния в структуре дефекта при алалии

18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией

19. Какие можно дать рекомендации родителям по вос­питанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.

20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

План:

1. Проблемы дифференциальной диагностики алалии.

2. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности.

3. Сопоставительный анализ алалии и задержки темпов речевого развития.

4. Дифференциация алалии и афазии, дислалии, дизартрии.

Задания для самостоятельной работы

Сопоставить механизм нарушения речи при алалии и афазии, заполнить таблицу 3.

Сравнительная характеристика алалии и афазии

Признаки Алалия Афазия
Время возникновения
Причины
Механизм
Локализация

Понятийно-терминологический аппарат темы: элизии, контаминации, персеверации, аграмматизм, нарушения умственного развития (умственная отсталость, олигофрения), явление переноса, афазия, ринолалия, дислалия, дизартрия, временная задержка речевого развития, лексико-грамматическое структурирование.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения

1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - С. 19–29.

2. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. ­ М.: Просвещение, 1951.

3. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / под ред. Л. С. Волковой: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.

5. Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи / В. К. Орфинская. – Л., 1959.

6. Основы логопедической работы с детьми / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М., 2003. – С. 84, 88.

7. Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.

8. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2004.

10. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): в 2 т. Т. II / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Проблемы дифференциальной диагностики алалии

Сложность процесса формирования речи в онтогенезе, вариативность речевых дизонтогений в структуре различных патологий психического развития ставят вопрос дифференциальной диагностики недоразвития речи и сходных по проявлениям состояний, которыми и занимается логопедия.

Уточним, что объектом детской логопедии являются речевые нарушения детей, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза собственно речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.

Эти нарушения относятся к категории первичного недоразвития речи. Современные классификации речевых нарушений ориентированы в первую очередь на дифференциацию первичных нарушений.

Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

- локализации поражения и уровневой психофизиологической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень, уровень значений и смысла). Такой подход близок к нейропсихологическомунаправлению в изучении речевых нарушений и применяется в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

- этиопатогенеза - выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы, определяющие формы речевых нарушений;

- соотношения речи и мышления;

- дифференциации речевых нарушений и нарушений речи при сенсорных расстройствах.

Дифференциальная диагностика алалии – сложная проблема, поскольку на сегодняшний день актуальным остается определение полного симптомокомплекса алалического синдрома.

Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности

Дифференциальная диагностика детей с алалией

И интеллектуальной недостаточностью

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 250 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.