Каковы центральные механизмы амнестической афазии

Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и сенсорные расстройства, а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, моторной, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

Причины

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.
  • Эпилепсия.


Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:


Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22-ое поле). Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи. Это проявляется в нарушении фонематического слуха, выступающего в качестве центрального дефекта сенсорной афазии. В этом случае возникает нарушение уровня фонетической организации речи, что создаёт трудности звукоразличения. Звучание слова теряет свою константность, устойчивость; поэтому понимание, повторение, произнесение слов становится трудным или невозможным. Нарушается различение коррелятивных фонем, которые в языке различаются: а) по звонкости-глухости (б-п, д-т), б) по твёрдости-мягкости (л-ль, т-ть), в) по назальности (н-т и м-д). Больные с сенсорной афазией не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому замещают на близкие фонемы, что ведёт к центральному симптому – нарушению понимания речи.

В клинической картине этот дефект проявляется в феномене отчуждения смысла слов, в нарушении понимания слов, вербальных конструкций, обращённой речи. Во всех видах устной речи обращает на себя внимание изобилие литеральных парафазий. Спонтанная речь малопродуктивна или полностью непродуктивна, она нарушена по грамматическому оформлению. В такой грубо нарушенной речи остаётся сохранным общий контур фразы. Может остаться ненарушенным общий интонационный строй высказывания, т.е. синтагматическая организация речи более сохранена. Больные с сенсорной афазией общительны, дефицит словесных средств общения они замещают паралингвистическими способами: мимикой, жестикуляцией, сохранной интонацией. Больные с такой афазией не в состоянии воспринять различия в звучании таких слов, как класс – глас, бидон – питон, быль – пыль – был – пил, вследствие чего возникают парагнозии и нарушения понимания значения слов. Нарушается и называние предметов: потолок – потаскал – поколо – полоскат – топоскал. Для устной речи характерны многократные попытки повторения и вообще многословие. Речь их эмоционально окрашена, богато интонирована, темп значительно ускорен.

Нарушение понимания речи начинается с непонимания простейших инструкций, однако больные могут схватывать смысл высказывания.

В нейропсихологический синдром сенсорной афазии входят: 1) нарушение всех видов устной экспрессивной речи; 2) нарушение чтения и писания; 3) нарушение устного счёта из-за дефектов анализа звуков; 4) нарушения воспроизведения ритмов; 5) нарушение эмоций: больные тревожны, они легко возбудимы, легко и быстро переходят от одного эмоционального состояния к противоположному.

В психологической картине обнаруживаются нарушения практически всех функций речи. Психологический уровень понимания общего смысла у них сохранён; в лексико-грамматическом смысле грубо нарушено звено звукоразличения. У них нарушена предметная отнесённость слова из-за распада звуковой структуры. Все психические процессы, не связанные с акустическим гнозисом, остаются сохранными.

Пример устной речи больного с сенсорной афазией.

Акустико-мнестическая афазия

Вследствие поражения средних отделов левой височной доли (поля 21 и часть 37-го) возникает другая форма височной афазии, которая отличается наличием нескольких центральных механизмов: сужение объёма акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов-представлений. Центральными её дефектами являются нарушение понимания речи, повторения, вторично нарушается устная спонтанная речь, которая сопровождается большим числом вербальных парафазий.

Фонематический слух остаётся сохранным.

Клиническая картина проявляется в негрубом нарушении понимания речи и отчуждений смысла слов, в непонимании смысла скрытого подтекста высказывания, в нарушении называния предметов, в негрубом нарушении устной речи. Имеется симптом отчуждения значения слов при правильном его повторении. Нарушение устной экспрессивной и импрессивной речи идёт на фоне значительно сохранного чтения и писания. В экспрессивной речи нет бессвязной непродуктивной разговорной речи, речь может быть понятной собеседнику. Нередко эти больные замечают свои ошибки в речи, у них нет многословия, не повышена эмоциональная сторона речи. При акустико-амнестической афазии попытки больных назвать предмет направлены на поиски нужного слова-наименования.

В нейропсихологический синдром входят симптомы: нарушения понимания речи; отчуждения значения и смысла слов; нарушения устной экспрессивной речи – спонтанной, повторной; нарушения номинативной функции речи, восприятия и оценки ритмов. Все виды праксиса и гнозиса сохранены.

В психологической картине нарушение понимания речи, отчуждение смысла слова идёт на фоне сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения. Центральным механизмом этой афазии считаетсянарушение оперативной слухо-речевой памяти. У больных свежие следы памяти считываются лучше, чем предшествующие, поэтому увеличение информации усиливает дефект. Не испытывая затруднений при повторении отдельных слов, больные затрудняются, как только им предлагают повторить серию слов. Нарушение процесса называния предметов связано с дефектами предметных образов, чувственной основы слова. Этот дефект может выступать на фоне хорошей спонтанной речи и негрубого нарушения понимания речи.Феномен отчуждения смысла слова связан с нестойкостью зрительных предметных образов. Имеется другой механизм – сужение объёма восприятия, который приводит к дефектам повторной речи и понимания обращённой речи. Чтение и написание доступно для больных.

Пример устной речи больного с акустико-мнестической афазией.

Называние предметов после предъявления их рисунка:чемодан – часы … нет, что я, не часы, это в командировку; дерево – лес;шкаф – ну это сейчас было, знаю я, вещи там всякие.

Семантическая афазия

Теменно-затылочные отделы левого полушария (поля 39, 40, часть 19 и 37) связывают зрительные, слуховые и поля кожной чувствительности. Эта зона превращает информацию в одновременные схемы. Расстройства речи при поражении этих полей получили название семантической афазии. В основе этой афазии лежат дефекты симультанного, одновременного схватывания информации, нарушения пространственного восприятия.

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи будет нарушение одновременного пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматическтих конструкций.

В клинической картине не бывает грубого нарушения экспрессивной речи: больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную речь. У них нет нарушений чтения и написания. Они с трудом ориентируются в пространстве. Усложнение грамматики речи ведёт к непониманию речи собеседника, к растерянности.

Семантическая афазия протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счёта). Нарушается восприятие тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Больные узнают предметы, понимают смысл сюжетной картинки, но не могут правильно воспринять пространственные отношения предметов относительно один другого. Они не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве. У них нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам, нарушается понимание разрядности числа, счётные операции. Итак, у них нарушаются все психические процессы, в структуру которых входит фактор одновременного пространственного восприятия. В этом синдроме идут своеобразные нарушения речи. Есть дефект одновременного восприятия целого сложного предложения, а смысл предложения может быть понят только на основе симультанного восприятия логико-грамматической конструкции. При этой афазии нарушается понимание конструкций с предлогами (под, над, от, к, за, в, на, из-за и т. д.), поскольку они отражают реальные пространственные отношения. Нарушается понимание сравнительных конструкций (моська меньше слона), обороты со словами перед, после, без, конструкции творительного падежа (покажите карту указкой), конструкции родительного падежа (лодка деда, соска ребёнка). При оценке подобных конструкций больному недоступно взаимоотношения и взаимодействия объектов и явлений.

Психологическая картина. Больные с семантической афазией понимают обращённую к ним бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы лёгкого забывания слов. У них грубое нарушение смыслового строя речи. Понимание речи доступно в пределах просто построенных фраз, в то время как восприятие и понимание сложных грамматических и логико-грамматических отношений слов во фразе оказывается нарушенным. У этих больных нарушается понимание значения слов, объединённых конструкцией творительного падежа.

Инверсии, т.е. фразы с обратным порядком слов (трава обдувается ветром) недоступны пониманию при сохранности понимания простых фраз с прямым порядком слов (ветер обдувает траву). Сравнительная конструкция фраз представляет трудности для узнавания значения, стоящего за ними (Дедушка выше внука. Кто ниже?). Особенно отчётливо дефекты понимания речи при восприятии речи с предлогами. Таким образом, при семантической афазии слово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается только как носитель значения. Слова плач, бег они относят к глаголам, а – краснеть, хорошеть – к прилагательным. Больные не могут отвлечься от вещественной стороны слова.

Приводим пример понимания речи больным с семантической афазией.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов мозга. Единственным и центральным симптомом является затруднение в назывании предметов. В основе этой афазии лежат два фактора. Первый – связан с дефектами оптического восприятия предмета, с дефектами выделения его существенных признаков. Второй связан с патологическим состоянием коры, затрудняющим выбор слова из нескольких альтернатив.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и грубее нарушается номинативная функция. При попытке назвать предмет больные перечисляют группу слов, но обязательно из этого же семантического поля. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазий подсказка помогает. Это указывает на то, что акустический гнозис сохранён.

В психологической картине можно отметить нарушение номинативной функции речи. Все виды и формы речи не нарушаются. Сохранено чтение и писание. Эта форма афазии встречается редко.

Все формы афазии отличаются по клинической и психологической картинам и по нейропсихологическому синдрому. В основе различия лежит центральный механизм (фактор). Первой задачей нейропсихолога является вычленение механизма и анализ синдрома. Сосудистые поражения мозга часто приводят к комплексным, смешанным формам афазии.

Алалия

Дети с выраженной алалией должны рано начинать занятия с логопедом по развитию речи и обучаться в школе для детей с речевыми нарушениями. В более лёгких случаях дети должны заниматься с логопедом до школы и в период школьного обучения, продолжать занятия со школьным логопедом для профилактики дисграфии.

Все дети с алалиями нуждаются в раннем выявлении и медико-педагогической помощи для подготовки к школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей с алалиями может приближаться к норме.

Дизартрия

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и мозжечковую.

При бульбарной форме в патологический процесс вовлекаются ядра черепных нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, которые иннервируют группы мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепных нервов парез или паралич носит характер периферического, при этом нарушается проведение нервного импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартритические расстройства при поражении подъязычного нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоняется в сторону пареза.

Более распространёнными являются псевдобульбарные дизартрии. Они возникают тогда, когда поражается корково-стволовой пирамидный путь, иннервирующий ядра двигательных черепных нервов, участвующих в артикуляционных движениях. Осложняют дизартрию вторичные нарушения формирования премоторной и теменно-височных областей мозга, происходящие после рождения. У грудных детей происходит задержка гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратковременными, без интонаций. С возрастом лексическое развитие речи ребёнка задерживается. В результате нарушения артикуляций страдает фонетическая сторона речи. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки формируются, но речь остаётся смазанной, плохо модулированной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторении звукового ряда, выделении звуков в словах, что даёт основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фонематические расстройства.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой развивается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется парезами и параличами конечностей и нарушением функций других черепных нервов.

Корковая дизартрия. В случаях поражения артикуляционного праксиса, когда поражается нижний отдел постцентральной извилины, наблюдается вариант корковой афферентной апрактической дизартрии. В этих случаях расстраивается произнесение согласных звуков, причём нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск артикуляционного уклада речи, что замедляет её темп и нарушает плавность.

Кинетический вариант корковой афферентной апрактической дизартрии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария. Он характерен затруднениями произнесения сложных предложений. Речь ребёнка напряжённая, замедленная. При исследовании артикуляционного праксиса отмечаются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию.

При смешанной дизартрии (экстрапирамидной) наблюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинезами мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межрёберных мышц, в связи с чем дизартритические нарушения сочетаются с расстройством дыхания и фонации.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении путей, связывающих двигательную зону коры головного мозга со стволом и мозжечком. Для неё характерны гипотония артикуляционных мышц, а также десинхронизированное дыхание, фонация и артикуляция. Речь замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, затуханием голоса к концу фразы. В неврологическом статусе больных – атаксия, расстройство координации движений.

Наряду с хорошо выраженными формами дизартрии наблюдаются стёртые, малозаметные, при которых артикуляционные и общемозговые нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и педагогических мероприятиях.


По сравнению с другими формами речевых расстройств амнестическая афазия не так сильно снижает качество жизни заболевшего человека. Но и это состояние представляет определенную угрозу для пострадавшего. Во-первых, нарушение не возникает само по себе, а является лишь проявлением поражения тканей головного мозга. Оно может сопровождать развитие опасного для здоровья и жизни пациента заболевания. Во-вторых, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека, у него возникают проблемы с социализацией. Наконец, амнестическая форма расстройства редко встречается обособленно, обычно она идет в комплексе с другими афазиями.


Нарушение является лишь проявлением поражения тканей головного мозга, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека.

  1. Что такое амнестическая афазия
  2. Причины
  3. Симптоматика и проявления
  4. Диагностика
  5. Лечение

Что такое амнестическая афазия

Все разновидности афазий возникают в результате снижения функциональности тканей коры или вещества головного мозга в месте расположения отделов, отвечающих за формирование речи. Это может происходить под влиянием внешних факторов, внутренних процессов, органических поражений ЦНС. Афазия амнестическая становится результатом нарушений, захватывающих границу на стыке височной, теменной и затылочных областей в левом полушарии мозга. Как становится ясно из названия патологии, она протекает с определенными проявлениями амнезии.

Амнестическая афазия считается одним из самых легких речевых расстройств. Ее течение сопровождается минимальной потерей контроля пациента над высшими функциями его нервной системы. Клиническая картина патологии довольно размытая, иногда больной и его близкие даже не замечают наличия проблем. Для расстройства характерна утрата способности быстро подбирать слова для устного выражения мыслей. Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать. Это в какой-то мере осложняет его взаимодействие с окружающими.

При амнестической афазии у пострадавшего не нарушена артикуляция, не снижен уровень интеллекта. У него сохраняется привычная острота слуха. Со стороны подача таким человеком информации выглядит несколько странно. Он использует мало существительных, плохо подбирает глаголы, оперирует в основном пространными описаниями.


Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать.

Причины

На органическом уровне амнестическая афазия возникает из-за нарушения связи между несколькими анализаторами посредством передачи клетками нервных импульсов. В зависимости от типа провоцирующего фактора расстройство может проявиться резко или развиваться постепенно.

Внезапное появление очевидных признаков амнестической афазии может быть результатом таких патологий:

  • ишемический или геморрагический инсульт, тромбоз церебральных сосудов;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы, особенно открытого типа;
  • стремительное развитие ряда психопатий;
  • отравление ядами, наркотическими средствами, алкоголем, медикаментами.

Постепенное развитие амнестической афазии с нарастанием клинической картины характерно для формирования опухолей в головном мозге, сосудистых заболеваний. Также причиной может стать инфекционный или воспалительный процесс, затрагивающий вещество или оболочки мозга.

Речевые расстройства нередко сопровождают развитие дегенеративных процессов в ЦНС, например, при болезни Альцгеймера.

Черепно-мозговые травмы легкой или средней степени тяжести тоже представляют опасность. Амнестическая афазия может стать их отсроченным осложнением, особенно, если в остром периоде у пострадавшего отмечались проблемы с памятью.

Неврологи выделяют ряд факторов, повышающих вероятность развития нарушения. В группе риска находятся пожилые люди, лица с наследственной предрасположенностью к перечисленным выше патологиям. Опасность представляют и общие болезни: атеросклероз, гипертония, ИБС, сахарный диабет, пороки сердца, мигрень или эпилепсия в анамнезе.

Симптоматика и проявления

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо. Иногда симптомы патологии замечает только медицинский работник, вынужденный по каким-то другим причинам общаться с пациентом в течение длительного времени. Очень редко лица с этой формой речевого расстройства сами обращаются к неврологу по причине проблем с социализацией или эмоционального дискомфорта.


В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо.

Амнестическая афазия определяется по таким признакам:

  • пострадавший хорошо разбирается в предметах, их описании, свойствах и функциях, но при этом не может вспомнить названия объектов;
  • речь больного построена на использовании одних и тех же слов, фраз, словосочетаний. Иногда это приводит к коверканию предложения в плане логики или грамматики;
  • снижение памяти нередко распространяется на имена собственные;
  • иногда в изложении информации проскакивают неправильно употребленные слова, паузы. Может снижаться темп речи;
  • высказывания содержат минимум существительных и однотипные глаголы.

При амнестической афазии не страдает артикуляция, сохраняются способности к чтению и письму. В зависимости от типа заболевания, поразившего головной мозг, у пациента будут присутствовать общие или неврологические симптомы. Нередко этот тип нарушения речи дополняется другими формами патологии.


Снижение памяти при болезни нередко распространяется на имена собственные.

Диагностика

В силу особенностей течения амнестическая афазия нередко остается незамеченной до появления более очевидных признаков поражения ЦНС. При любом подозрении на речевое расстройство, затрагивающее свойства памяти, необходимо посетить невролога. Специалист соберет анамнез, проверит рефлексы, проведет базовые тесты для оценки функциональности областей головного мозга, отвечающих за речь. На наличие проблем с сфере неврологии могут указать такие симптомы, как асимметрия лица, мышечная слабость, судорожные подергивания мышц и многое другое.

Факт наличия или отсутствия речевых нарушений проверит логопед. Диагностика в обязательном порядке должна включать обследования, направленные на выявление причины амнестической афазии. В этом помогут МРТ, КТ, люмбальная пункция, рентген черепной коробки, УЗИ церебральных сосудов, лабораторные исследования крови. Наличие у пациента проявлений речевого расстройства позволит понять, в какой части головного мозга сосредоточен очаг заболевания.


В диагностике болезни поможет МРТ.

Лечение

Амнестическая афазия – это только одно из последствий поражения ЦНС. Для избавления от состояния необходимо устранить его причину, выступающую в качестве провокатора. В зависимости от типа и степени тяжести заболевания головного мозга терапия может ограничиться консервативными подходами или включить оперативное вмешательство.

Лечение, направленное на борьбу с самим нарушением речи, основывается на приеме больным медикаментов, посещении им сеансов физиотерапии и занятий с логопедом. Подбирать подходящие препараты может только врач. Обычно упор делается на применение ноотропов, антигипоксантов, сосудорасширяющих средств, нейропротекторов, витаминов. Воздействие на проблему должно быть комплексным, систематическим, с учетом особенностей ситуации. Не стоит ограничивать свое лечение сеансами с логопедом – предложенные им упражнения рекомендуется выполнять в домашних условиях, заручившись поддержкой близких. Только в этом случае можно рассчитывать на появление признаков положительной динамики и минимальный риск рецидива.

Практика показывает, что амнестическая афазия у пациентов более молодого возраста может быть вылечена за несколько месяцев. Средние показатели по достижению стойкого лечебного эффекта колеблются в пределах 2-5 лет. Пожилые люди редко полностью избавляются от проявлений патологии, но и в их случае можно добиться притупления тревожных симптомов.



Речь одна из основополагающих форм когнитивной деятельности человеческого мозга. По объёму воспринимаемой информации речь находится на втором мете после зрительной нейросенсорной системы и отвечает за коммуникативную активность человека. Без речи наше общение становится менее намного менее информативным и продуктивным. Патология речевой функции, сформировавшаяся при наличии у больного речи, называется афазией и носит острый социально зависимый характер.

Существует немало серьёзных неврологических заболеваний, которые могут вызвать афазию и другие неврологические нарушения в работе центральной нервной системы.

Афазия – одно из частых проявлений транзиторной ишемической атаки или инсульта, данное патологическое состояние формируется вследствие органического поражения участок коры больших полушарий, отвечающих за формирование речевой функции и её восприятия. Существует несколько клинически значимых типов афазии, которые обладают своими характерными проявлениями речевого расстройства, одним из вариантов как раз и является амнестическая афазия.

Афазия приводит к довольно серьёзному снижению качества жизни пострадавшего, так как его социальная коммуникация с окружающими людьми затрудняется. Но несмотря на столь серьёзное положение дел, в некоторой степени данная патология подвергается корректировке и при правильном лечении и реабилитационных мероприятиях больной может социально адаптироваться и вести близкий к нормальному образ жизни.

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга.

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны.

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга. Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое. Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  2. Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль.

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии. При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

При систематическим подходе к реабилитационным занятиям у большинства пациентом удаётся добиться стойкого положительного результата, что позволяет адаптироваться пострадавшему в обычной социальной среде.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.