Классный час нервная система

Скачать:

ВложениеРазмер
svoystva_nervnoy_sistemy.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свойства нервной системы. Темперамент

Цель классного часа: определение: свойств нервной системы; знакомство с понятием "темперамент", определение типа темперамента.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для многих понятиями, которые помогут лучше разобраться в себе и соотнести свои особенности с требованиями профессий.

Задание № 1 Тест Айзенка (ПРИЛОЖЕНИЕ)

В течение 20 минут ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа — важна первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет".

Выбранный ответ следует отметить в бланке для ответов знаками "+" (да) или "-" (нет) под номером вопроса.

Обработка результатов: подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов, совпадающих с номерами вопросов и запишите полученные баллы на соответствующих строчках.

Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, определите, в каком квадрате вы оказались.

В зависимости от сочетания этих свойств нервной системы мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности массу промежуточных типов. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены греческим врачом Гиппократом.

Он объяснял различные болезни, а впоследствии и темпераменты, преобладанием в организме одной из жидкостей:

  1. для сангвиников — крови, которую выделяет сердце;
  2. для флегматиков — слизи, которую выделяет мозг;
  3. для холериков — желтой желчи, которую выделяет печень;
  4. для меланхоликов — черной желчи, которую выделяет селезенка.

Свои обозначения темпераменты получили позднее соответственно названиям этих жидкостей: сангвис, флегма, холе и мелайна холе. А само слово "темперамент" означает "правильное смешение".

В чистом виде каждый темперамент встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Помните героев романа А. Дюма "Три мушкетера"? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют все четыре темперамента (как вы думаете, кто есть кто?). Поэтому вместе они непобедимы.

Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека — степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость — все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.

Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от факторов, не „зависящих от особенностей лервной .систёмьг отношения:лс^удутгинтере.са^гработе; наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.

Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А цпя каких желательна склонность к одиночеству?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли "за компанию" в торговый техникум. Одна — значительный экстраверт, а другая — ярко выраженный интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте ответить представить, как сложится их карьера.

Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?

Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов "сила-слабость нервной системы". Корректнее будет говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за очувствием и поддержкой, если у вас есть выбор: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально откликаемому или к человеку невозмутимому, состальными нервами? Почему?"

Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, готовности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, способности сопереживать?

Типичным холериком был полководец Суворов — энергичный, импульсивный, целеустремленный. Из истории вы знаете, что от природы он имел слабое здоровье, постоянно простужался, и в десять лет приводил прислугу в ужас, обливаясь поздней осенью на крыльце ледяной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух: он удивлял солдат своей выносливостью, в пожилом возрасте ни в чём не уступая им.

Полной противоположностью Суворову был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны стеснительность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость.

Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии"и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованны, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, который нанес ему "флегматик" Кутузов.

Последний в этой классификации тип — меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев.

Почему среди меланхоликов ' нет полководцев, зато много поэтов и писателей, композиторов и художников?

Меланхоликов надо любить, обращаться с ними бережно, так как они больше, чем другие. нуждаются в понимании и поддержке окружающих. Впрочем, это не значит, что остальных не надо беречь и сочувствовать им.

Крылов и Кутузов были флегматиками; Петр I, Пушкин, Суворов, Павлов — холериками; Герцен, Наполеон — сангвиниками; Гоголь, Лермонтов, Чайковский — меланхоликами. Таким образом, темперамент оказывает серьезное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека.

Как вы думаете, почему?

В большинстве профессий учет этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью использовать достоинства.

Например, наблюдения за водителями с различными темпераментами показали, что стиль их работы - существенно различается. Меланхолики- почти- не -попадают-в --аварийные ситуации. Почему? Они более тщательно готовят машину к рейсу, прогнозируя возможности неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину.

Остальные чаще проявляют торопливость, небрежность, поверхностность.

Добиться профессионального успеха можно людям с разной скоростью протекания психических процессов, так как эффективность деятельности человека зависит не столько от особенностей нервной системы, сколько от отношения к труду, интереса к работе, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.

Научиться управлять своим темпераментом можно.

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы №1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37,39.

Запишите сумму на строке Общительность.

Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера будут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами – программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями.

Вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Если вы не только любите, но и умеете общаться, то вам подойдут профессии, связанные с частыми встречами, переговорами, консультациями. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления) будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы № 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.

Запишите сумму на строке Стабильность.

0-5 баллов. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).

Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6-11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12-17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.

Четыре квадрата на рисунке – это четыре темперамента.


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Защитимся от стресса

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Защитимся от стресса

2) довести до детей информацию о причинах и механизме возникновения неврозов, ознакомить с их видами;

3) научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.

1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно- психологическое заболевание , возникающее под влиянием тяжелых переживаний.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

Словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;

Наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, ан-

практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.

ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: 1) ознакомление темой, целями занятия, основными положениями; 2) раскрыть, почему эта тема выбрана.

Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.

СТРЕСС – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие

НЕВРОЗ _ нервно-психологическое заболевание, возникающее под влиянием

тяжелых и мучительных переживаний

Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.

ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе: от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?

Возможные ответы учащихся:

---переживания и перенапряжения;

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нерву и психику человека. Это- страх, обида, отчаяние…

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов: 1) неврастения- нервная слабость; 2) истерия- бурная реакция на что-либо; 3) истерика- нервный припадок. Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).

1. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.

2. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.

3. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное здоровье.

АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов

Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.

1. Неблагоприятные жизненные ситуации.

2. Нервные расстройства.

3. Беззаботная жизнь, безделье.

4. Реакция человека на свою болезнь.

5. Обидное , оскорбляющее слово.

6. Переутомление от непосильной работы.

7. Конфликты различного рода.

8. Длительное умственное напряжение.

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя бодрым и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Отклонитесь от нервных потрясений!

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним: относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз. Посмотрим внимательно друг на друга:

---румяны ли ваши щеки: здоровый ли цвет лица;

---гибки ли мышцы рук и ног;

---не потеют ли часто руки;

---не стучит ли в висках;

---не кружится ли голова.

Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы: настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!

ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ: психологическая защита от неврозов.

1-ЫЙ СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации, т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.

3_ИЙ СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой: т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

1_ому ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.

2-ому ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.

3-ему ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.

ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме? Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:

---перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;

---перегрузка учителей дополнительными нагрузками

---боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;

---различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;

---нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;

---трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни: а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.

2.Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.

4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.

5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.

6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.

ЦЕЛИ:

    раскрытия понятия “стресс”, “невроз”, “психическое здоровье”;
  • довести до детей информацию о причинах и механизме возникновение неврозов, ознакомить с их видами;
  • научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • схема по терминам;
  • цитата Кеннет Купера;
  • анкета;
  • литература по психологии;
  • карточки;
  • поговорки;
  • плакат.
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.

    1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

    2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно– психологическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

      словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;
    • наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, анкета;
    • практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.

    ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • научность;
  • правдивость;
  • связь с жизнью;
  • доходчивость;
  • убедительность.
  • 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    1) ознакомление с темой, целями занятия, основными положениями;

    2) раскрыть, почему эта тема выбрана.

    В наш XXI век существенно изменилась структура заболеваемости человека. Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

    Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.

    СТРЕСС – состояние напряженности: наступающее в ответ на воздействие неблагоприятных факторов?
    НЕВРОЗ – нервно-психологическое заболевание: возникающее под влиянием тяжелых и мучительных переживаний?

    Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.

    ВОПРОС К КЛАССУ: подумайте и сделайте вывод! Что связывает понятия “стресс” и “невроз”? Что у них общего?

    ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе, от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?

    Возможные ответы учащихся:

    – угнетение психики;
    – переживания и перенапряжения;
    – неблагоприятные факторы.

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нервы и психику человека. Это– страх, обида, отчаяние…

    РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов:

    1) неврастения – нервная слабость;
    2) истерия – бурная реакция на что-либо;
    3) истерика – нервный припадок.

    Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.

    ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).

    1 ученик. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.

    2 ученик. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.

    3 ученик. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы.

    КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное в жизни – здоровье.

    АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов!

    Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.

    1. Неблагоприятные жизненные ситуации.
    2. Нервные расстройства.
    3. Беззаботная жизнь, безделье.
    4. Реакция человека на свою болезнь.
    5. Обидное: оскорбляющее слово.
    6. Переутомление от непосильной работы.
    7. Конфликты различного рода.
    8. Длительное умственное напряжение.

    КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя свежим и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Остерегайтесь от нервных потрясений!

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним, относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз! Посмотрим внимательно друг на друга:

    – румяны ли ваши щеки, здоровый ли цвет лица;
    – гибки ли мышцы рук и ног;
    – ясный ли ум, хорошая ли память;
    – не потеют ли часто руки;
    – не стучит ли в висках;
    – не кружится ли голова.

    Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы, настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)

    ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?

    А латинская пословица гласит: “Желающего судьба тащит, не желающего – ведет”? Хотите ли вы узнать о механизмах зашиты от неврозов?

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ по психологической защите от неврозов.

    1 СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации , т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.
    2 СПОСОБ: механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “рак”.
    3 СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

    Пример по басне Крылова “Лиса и виноград”.

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

    1 ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.
    2 ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.
    3 ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.

    ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме. Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:

    – перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;
    – перегрузка учителей дополнительными нагрузками (учителя зачастую выполняют обязанности и завуча, и организатора);
    – “втык” учителю со стороны администрации, ученика – со стороны учителя;
    – боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;
    – различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;
    – нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;
    – трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни, а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.

    1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
    2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
    3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
    4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
    5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
    6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
    7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ПО СХЕМЕ:

    1. Истерия:

    • Заболевания;
    • Перенапряжения;
    • Психические травмы;
    • Конфликты.

    2. Невроз:

    • Истерика;
    • Обида;
    • Страх;
    • Спор;
    • Драка.

    3. Стресс:

    • Трения;
    • Сомнения;
    • Испуг;
    • Смена образа жизни.

    Использованная литература:

    1. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М. 1985.
    2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. 1986.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.