Клиническое исследование нервной системы белова григорьева жулина




  • Покупка
  • ОтзывыОтзывы
    • Почитать
    • Написать
    • Поделиться


От издателя

Книга излагает современные принципы и методики классического неврологического обследования, в создание которых внесли вклад лучшие отечественные и мировые специалисты на протяжении более чем 150-летней истории развития неврологии.

Издание "Клиническое неврологическое обследование" состоит из трех частей.

  • Первая часть посвящена анализу жалоб больного, сбору анамнеза, общему осмотру.
  • Во второй части детально рассматривается методика неврологического осмотра и дается краткая интерпретация получаемых в ходе него результатов.
  • Третья часть описывает базисные методики клинического ортопедо-неврологического обследования, владение которыми позволяет врачу точнее проводить дифференциальную диагностику различных видов двигательных расстройств.

Книга "Клиническое неврологическое обследование" - для обучающихся неврологии студентов и ординаторов, книга также может быть полезна врачам-неврологам и нейрохирургам.

Рецензии

Настоящая книга описывает основные принципы и методики классического неврологического обследования, сформированные на протяжении более чем 150-летней истории развития этой клинической дисциплины лучшими отечественными и мировыми специалистами.
На современном этапе развития медицины. ознаменованном стремительным внедрением в практику новейших инструментальных и лабораторных диагностических методов, роль клинического осмотра начинает иногда незаслуженно недооцениваться. Между тем именно клинический неврологический осмотр был и остается основным путем, ведущим к правильному пониманию сущности и причин болезни у конкретного больного, а следовательно, и него успешному лечению.
Задача данного издания — описать порядок неврологического осмотра и дать краткую трактовку наиболее частых выявляемых в его процессе симптомов. Книга является логическим продолжением предыдущих работ авторов (Григорьева В.Н., Белова А.Н. Методика клинического исследования нервной системы. М.. 2006; Белова А.Н., Григорьева В.Н., Жулина Н.И. Клиническое исследование нервной системы. М.. 2009), переработанных и дополнен-ныхсучетом новейших данных, полученных на современном этапе развития неврологии.
Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена анализу жалоб больного, сборуанамнеза. общему осмотру. Во второй части детально описана методика классического неврологического обследования и кратко представлена трактовка возможных результатов. Рассматривается клиническое исследование психических функций, черепных нервов, двигательной сферы и чувствительности, вегетативных функций. Каждая из глав второй части построена по единому принципу. Вначале очень сжато, в форме предпосылки к дальнейшему изложению материала, даны общие сведения по топографической анатомии рассматриваемых структур нервной системы. Затем следует описание этапов неврологического осмотра и перечень возможных патологических находок. Завершает каждую главу краткая интерпретация наиболее распространенных расстройств, которые могут быть обнаружены в ходе осмотра. Отдельной главой представлены методики выполнения тех диагностических процедур, которые часто дополняют стандартное неврологическое обследование и с которыми должен быть хорошо знаком каждый практикующий невролог (люмбальная пункция, осмотр глазного дна, калорическая проба). Во второй части книги дана также схема скринингового неврологического обследования, которую целесообразно использовать при профилактических осмотрах.
Третья часть описывает базисные методики клинического ортопедо-неврологического обследования, владение которыми позволяет врачу точнее проводить дифференциальную диагностику различных видов двигательных расстройств.
В заключении кратко обобщен алгоритм установления топического, синдромального и нозологического неврологического диагноза.
Распознавание патологических признаков и симптомов, верификация клинических синдромов иустановление неврологического диагноза требуют знаний, опыта и врачебной интуиции. Реализация двух последних условий целиком зависит от самого врача, тогда как наша основная цель — помощь в приобретении необходимых для этого знаний.
Книга предназначена для обучающихся неврологии студентов и ординаторов, а также может быть полезна врачам-неврологам и нейрохирургам.

Проводят осмотром, пальпацией, перкуссией, исследованием рефлексов, а также рентгенологические, фармакологические, электроэнцефалография, (радгогерметическое исследование), исследование поведения животных.

Поведение — это ответная реакция организма на изменение в окружающей среде, которая выражается в проявлении поведенческой реакции, т. е. координированных мышечных движений.

Поведение - это один из важных механизмов адаптации. Поведенческая реакция протекает по типу условных и безусловных рефлексов.

Исследование поведения проводится наблюдением, сравнивая наблюдаемое с физиологической реакцией.

Расстройство поведения угнетение, легкая форма -- это вялость, апатия, сонливость более выраженная форма угнетения.

Супорозное состояние (сопор) - граничащее с потерей сознания, коматозное состояние (кома) - полная потеря сознания.

Возбуждение усиление дыхательных, психических, секреторных функций.

Вынужденные движения и положения тела: движения по кругу, манежные, бесцельное блуждание, вперед, назад, перемещение из стороны в сторону. Вынужденное положение - лежание на боку, переворачивание головы.

Исследование черепа и позвоночного столба - исследуют осмотром, пальпацией, перкуссией и устанавливают изменение объема черепа, его деформацию, повреждения, размягчение костной ткани, повышение местной температуры, чувствительности, искривления позвоночника; лардоз — искривление позвоночника вниз, искривление позвоночника в сторону - сколиоз, при парезе, параличе зада позвоночный столб искривлен вверх — кифоз.

Исследование органов чувств проводят методом осмотра, с ис-пользованием офтальмоскопа, обращая внимание на состояние окру-жающей ткани, век, ресниц.

Изменение век и мигательной перепонки может быть в форме ин-фильтрации век (травмы, паралич тазовым конечностей, отечная бо-лезнь поросят, энергии).

Опускание верхнего века - ptosis — птоз - может быть при воспалении века, паралича лицевого и глазодвигательного нерва, повреждение шейного отдела симпатического нерва.

Выпадение мигательных перепонок (3-е веко) - при отравлениях (никотином, стрихнином, при столбняке).

Изменение глазного яблока:

I. западение глазных яблок enophtаlmus - при обезвоживании (дегидростация), при токсической диспепсии, гастроэнтерите, отравлениях, сопровождающиеся диареей.

2. выпячивание глазных яблок - пучеглазие - exophtalmus эзофтальм — признак гиперфункции щитовидной железы, лейкоза, сильных болей, бешенства.

3. косоглазие stabismus - при поражении тазодвигательных нервов.

4. дрожание глаз - нистагм - nystagmus при общей мышечной слабости, остром воспалении головного мозга, болезнях ушей, поражениях вестибулярного аппарата.

Изменение зрачка:

1. расширение зрачка — mydrias - признак отравления ядовитыми растениями (белена, дурман, цикута и др. ) может быть при ценурозе, новообразованиях в головном мозге, менингите, при сильных болях, раздражении, испуге.

2. сужение зрачка - miosis - может быть при отравлении морфием, повышением внутричерепного давления, при заболеваниях мозга.

3. неравномерность зрачков - анизокория — anisocoria - при пневмонии, менингите.

Изменение роговицы могут быть следующие: при исследовании слезотечения, светобоязнь, болезненность, на роговице утрачивается ее блеск, зеркальность, поверхность становится матовой, помутнение (образование бельма).

Нарушение зрительной способности сопровождается гемеролопией — ночной слепотой (при авитаминозе, частичная или полная утрата зрения может быть при отравлениях плесневелыми грибами, спорыньей). Полная слепота возникает при хроническом отравлении поваренной солью.

Исследование аппарата слуха проводят осмотром изучением реакций на раздражение, может быть полная утрата слуха - глухота— sudritas — может быть частичная утрата, может быть повышенная слуховая чувствительность к звуковым раздражителям, т. е. парестезия слуха.

Исследование обоняния - определяют методом осмотра и определяют либо снижение, либо выпадение, либо усиление, т. е, в последовательности гипосомия, аносоиия, гиперосомия.

Исследование чувствительности определяют смотром, пальпацией.

Чувствительность есть экстроцентивная поверхностная - это чувствительность слизистых оболочек, проприоцентивная (глубокая) или чувствительность мышц, связок, костей, суставов, интерцел— тивная, т. е. чувствительность внутренних органов.

Чувствительность кожи - кожа обладает тактильной чувстви­тельностью, ее определяют пальцы (на прикосновение), болевой и температурной чувствительностью, ее определяют пальпацией.

Расстройство кожной чувствительности, может быть в форме по-вышенной чувствительности - гиперестезии, пониженной чувствии-тельности — гипостезии, полного отсутствия чувствительности анестезии. Повышение болевой чувствительности — гипералгезия, по-нижение болевой чувствительности — гипоалгезия, полное отсут-ствие болевой чувствительности - аналгезия.

Изменение болевой чувствительности — сопровождается следующими болевыми ощущениями: ирраднирущие боли - передающиеся с одного участка на другой, отраженные боли - обнаруживаемые на отдельном участке от места локализации заболевания.

Исследование двигательной сферы осуществляется наблюдением (методой осмотра) как в покое, так и в движении и в работе.

Нарушение двигательных функций могут быть следующие: паралич — полная утрата двигательных функций, парез — частичная утрата или ослабление двигательных функций.

Параличи могут быть с поражениями одной конечности моно-плегия; поражение половины тела - гемиплегия; обеих тазовых конечностей и передних — параплегия.

Изменение мышечного тонуса: полное отсутствие тонуса — атония, повышение тонуса — гипертония в форме pегидности – диффузное распространение, повышение; длительное напряжение — спазм; понижение тонуса - гипотония.

Расстройство координации движений может быть в форме атак-сии, разнообразные изменения движений и положение тела. Гиперки-незы - изменения, непроизвольные движения.

Клонические судороги - быстрое сокращение мышц с коротким, но одинаковым интервалом. Клонические судороги могут быть локализоваными (одна грудная мышца) и генерализованными (множество мышц); общие клонические судороги всего тела — конвульсии; слабые сокращения отдельных мышц - тремор; слабое подергивание отдельной части мышц — фибрилярная дрожь; ритмическое непроизвольное движение только определенных мышц - тик.

Тонические судороги — это медленно возникающие, одним, но длительным сокращением мышечных групп. Сильные тонические судороги всего тела - это тетанические судороги или тетанус.

Исследование рефлексов - методом пальпации исследуют рефлексы кожи (холки, брюшные кремастера, копытной кости) рефлексы слизистых оболочек (конъюнктивиты, чихателькый и кашлевой).

Глубокие рефлексы - коленный и ахиловый.

Изменения могут быть зарегистрированы в форме ослабления или повышения.

Головной мозг можно исследовать электроэнцефалографией.

Нервной системе принадлежит ведущая функция в жизнедеятельности организма. В клинической практике ввиду несовершенства методов исследования, а также из-за особенностей организма животного могут иметь значение только резко выраженные изменения. Терапия нервных расстройств должна быть направлена как на нормализацию деятельности изменённых нервных структур, так и на устранение этиологического фактора.

Нервную систему исследуют по такому плану:

  • 1) поведение животного;
  • 2) череп и позвоночник;
  • 3) органы чувств;
  • 4) кожная чувствительность;
  • 5) двигательная сфера;
  • 6) рефлекторная деятельность;
  • 7) вегетативный отдел.
  • 1) Наблюдение за поведением животного. Обращают внимание на реакцию животного, вызванную приближением человека (спокойная или агрессивная); воздействием внешних раздражителей: оклик, резкий свет, шум и др.

При приближении к собаке реакция спокойная, наблюдается виляние хвостом и игра ушами. При появлении в квартире чужого человека поведение становится агрессивным.

2) Исследование черепа и позвоночного столба. Применяют осмотр, пальпацию и перкуссию.

Осмотром черепа устанавливают изменение формы его костей: выпячивания, новообразования и травматические повреждения. Пальпацией черепа определяют его чувствительность, температуру, целостность и податливость костных пластинок при их утончении. У мелких животных череп перкутируют кончиком пальца.

При осмотре и скользящей пальпации черепа нарушений не обнаружено.

Осмотром позвоночного столба определяют различного рода искривления: вверх (горбатость, кифоз), вниз (провислая спина - лордоз), в боковом направлении (сколиоз).

Пальпируют позвоночный столб тремя пальцами правой руки (большим, указательным и средним), начиная от шейных позвонков и заканчивая позвонками корня хвоста, обращая внимание на болевую реакцию животного и деформацию позвонков.

При перкуссии позвоночного столба перкуссионным молоточком нанося удары средней силы вдоль позвонков, обращая внимание при этом на болевую реакцию животного и механическую возбудимость мышц.

Пальпация и перкуссия позвоночного столба болевой реакции не дала, искривлений нет.

3) Исследование органов чувств. Определяют состояние органов зрения, слуха, обоняния и вкуса.

Исследование органов зрения. Осмотром определяют состояние век, конъюнктивы, глазного яблока - его положение, подвижность, обращают внимание на прозрачность роговицы и сред глаза, состояние зрачка, сетки и зрительного соска.

Реакцию зрачка на световой раздражитель определяют, закрыв исследуемый глаз рукой на 2 - 3 мин. Затем глаз открывают, и зрачок быстро сужается до нормальных размеров.

При осмотре роговицы выявляют различного рода поражения - раны, воспаления, новообразования и т.д. К повреждениям роговицы относят её выпячивания и помутнения. Бельмо роговицы - это белое непрозрачное пятно или рубец, образующиеся вследствие воспаления или травмы.

У исследуемого животного обнаружено на роговице белое непрозрачное пятно.

Исследование органов слуха. На небольшом расстоянии позади собаки создали привычные звуки. Собака отреагировала на эти звуки движением ушами и поворотом головы.

Исследование органов обоняния. Зефирке поднесли к носу, не касаясь его самого, любимый корм (вискас). Она быстро набросилась на него, следовательно, обоняние сохранено.

Исследование вкуса. Животному были предложены корма хорошего и плохого качества. Собака выбирала корм хорошего качества, а плохого кора отказалась, что свидетельствует о сохранении вкуса.

4) Исследование чувствительной сферы. Чувствительность подразделяют на поверхностную (кожи, слизистых оболочек), глубокую (мышц, связок, костей, суставов) и интероцептивную (внутренних органов).

Тактильная чувствительность у исследуемого животного сохранена: при лёгких прикосновениях в области холки, наблюдается сокращение кожи и игра ушами.

При дотрагивании иглой до конечности наблюдается её одёргивание, что свидетельствует о сохранении болевой чувствительности.

При выдвигании грудных конечностей вперёд Зефирка придаёт конечностям естественное положение, следовательно, глубокая чувствительность также сохранена.

5) Исследование двигательной сферы. При оценке двигательной сферы исследуют мышечный тонус и пассивные движения, координацию движений, способность к активным движениям, непроизвольные движения и механическую возбудимость мышц.

Движения у исследуемого животного координированные, согласованные и свободные. Механическая возбудимость мышц отсутствует.

6) Исследование поверхностных рефлексов. К ним относят рефлексы кожи и слизистых оболочек.

Рефлекс холки: при лёгком прикосновении к коже в области холки наблюдается сокращение подкожной мышцы.

Брюшной рефлекс: при прикосновении к брюшной стенке наблюдается сильное сокращение мышц брюшного пресса.

Анальный рефлекс: при прикосновении к коже ануса наблюдается сокращение наружного сфинктера.

Хвостовой рефлекс: при прикосновении к коже хвоста с внутренней стороны Зефирка прижимает его к промежности.

Ушной рефлекс: при раздражении кожи наружного слухового прохода Зефирка поворачивает голову.

Рефлексы слизистых оболочек:

Рефлекс конъюнктивы: при дотрагивании пальцем к слизистой оболочки глаза наблюдается смыкание век и слёзотечение.

Корнеальный рефлекс: при прикосновении к роговице наблюдается смыкание век и слёзотечение.

Чихательный рефлекс: при раздражении слизистой оболочки носа спиртом наблюдается фырканье.

Исследование глубоких рефлексов:

Коленный рефлекс: при лёгком ударе ребром ладони по прямым связкам коленной чашки, конечность разгибается в коленном суставе.

Ахиллов рефлекс: при ударе по ахиллову сухожилию - слабое сгибание заплюсневого сустава при одновременном сгибании подошвы.

7) Исследование вегетативной нервной системы. Чтобы выявить расстройства вегетативной нервной системы, в клинической практике применяют метод рефлексов.

С помощью метода рефлексов можно установить состояние вегетативной нервной системы (нормотония, ваготония или симпатикотония).

Глазо-сердечный рефлекс Даньини - Ашнера. В начале у Зефирки в состоянии полного покоя было подсчитано число сердечных сокращений, которое составило 93 удара в минуту, затем слегка надавили пальцами обеих рук на глазные яблоки в течение 30 с и вновь подсчитали сердечные сокращения. Сердцебиение участилось на 7 ударов, что свидетельствует о симпатикотонии.

- спинальной и стволовой рефлекторных дуг

- гистологическое строение аффрентной и еффрентной звеньев рефлекторной дуги

- графически изобразить нейрон

- графически изобразить строение рефлекторной дуги

- изобразить графически псевдоуниполярный и мультиполярный нейроны

- верифицировать физиологичные рефлексы


- строение разных типов нейронов

- закон динамической поляризации

- нарисовать схему направления хода нервного импульса

ІІ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ




Этапы занятия

Время

Место проведения

Оснащение

1.

Организационные мероприятия

2 мин.

Учебная комната

Академический журнал

2.

Контроль исходного уровня знаний студентов

20 мин.

Учебная комната

Тесту задачи

3.

Овладение методикой исследования

38 мин.

Палата

Неврологический молоточек

4.

Обсуждение результатов исследования рефлекторной сферы

10 мин.

Учебная комната

Таблицы, истории болезни

5.

Контроль конечного уровня усвоений

15 мин.

Учебная комната

Тесту задачи

6.

Вывод, задание домой

5 мин.

Учебная комната

Ориентировоч-ная карта

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

На основе знаний анатомии и физиологии нервной системы и рефлекторной дуги научить студентов навыкам обследования рефлекторно- двигательной сферы. Усвоить топически-диагностическое значение нарушения рефлексов.


  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

1. Подготовительный этап.

Преподаватель формулирует основную цель занятия, коротко знакомит студентов с планом его проведения, предлагает каждому студенту решить тесты. Результаты их решения обсуждаются всей группой, преподаватель их оценивает. При необходимости отдельным студентам предлагается решение дополнительных тестов.


  1. Основной этап.

Преподаватель демонстрирует методику исследования физиологичных рефлексов в палатах. Студенты под руководством и контролем преподавателя самостоятельно овладевают методикой их исследования. Для оценки правильности овладевания методикой постоянно привлекаются другие студенты.

  1. Заключительный этап.

Преподаватель осуществляет контроль конечного уровня знаний путем решения каждым студентом задачи. Результаты обсуждаются под руководством преподавателя студентами всей группы. На вывод преподаватель отвечает на вопрос студентов, дает тему следующего занятия, предлагает ориентировочную карту и рекомендуемую литературу.


  1. ЧТО СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

  • Принципы строения и функционирования нервной системы

  • Структура и функциональная организация нервной системы.

  • Функциональная анатомия центральной нервной системы.

  • Функциональная анатомия периферической нервной системы.

  • Суть рефлекторной деятельности.

  • Строение рефлекторной дуги.

  • Классификацию физиологичных рефлексов и уровни замыкания их рефлекторных дуг.

  • О чем свидетельствует арефлексия, гипорефлексия физиологичных рефлексов.

  1. ЧТО СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

  • Исследовать физиологичные рефлексы.

  • Дать топически-диагностическую оценку изменениям в рефлекторной сфере.

Тесты исходного уровня знаний и контроль конечного уровня знаний додаются.

РЕКОМЕНДОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Методичну розробку підготувала ___________________ доц. Гриб В.А.

Методична розробка затверджена на засіданні кафедри неврології

Протокол № 1 від „_30__” ___08_____ 2012 р.

METHODICAL EMPLOYMENT №1

for teachers

INTER DISCIPLINE ’S

- спінальної and barrel reflex arcs

- histological structure of аферентної and еферентної ланок of reflex arc

- graphicly to represent a neuron

- graphicly to represent the structure of reflex arc

- to depict graphicly псевдоуніполярний and мультиполярний neurons

- to draw the chart of спінального reflex

- unconditioned reflexes which are probed in a clinic

- structure of reflex arc of зіничного reflex

- верифікувати physiology reflexes

- верифікувати a line and співдружню reaction of pupils on light


- structure of different types of neurons

- law of dynamic polarization

- to draw the chart of direction of motion of нерво-

to the вого impulse

ІІ. ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF PRACTICAL EMPLOYMENT

On the basis of knowledges of anatomy and physiology of anatomy and physiology of the nervous system and reflex arc to teach the students of на­ви­ч­кам inspection reflexly motive spheres. To master топіко-діагностичне value of violation of ре­ф­лексів.


  1. METHOD OF CONDUCTING OF EMPLOYMENT.

1. Preparatory stage.

A teacher formulates the primary purpose of employment, shortly acquaints students with the plan of his conducting, offers to every student to untie tests. The results of their decision come into a question all of group, a teacher estimates them. Solution of додат­ко­вих tests is offered to the separate students if necessary.


  1. Basic stage.

A teacher demonstrates the method of research of physiology reflexes in chambers. Students under guidance and control of teacher independently by a оволо­дівають method them дослідженя. For the estimation of rightness a ово­ло­ді­ван­ня method is constantly got by other студети

  1. Final stage.

A teacher carries out control of eventual level of knowledges by the decision of task every student. Results come into a question under a керів­ни­цтвом teacher the students of all of group. On a conclusion a teacher answers the question of students, gives the theme of next employment, offers a reference map and made to order literature.

  1. THAT STUDENT POVIVINEN TO KNOW

  • Principles of structure and functioning of the nervous system

  • Structure and functional organization of the nervous system.

  • Functional anatomy of the central nervous system.

  • Functional anatomy of the peripheral nervous system.

  • Essence of reflex activity.

  • Structure of reflex arc.

  • Classification of physiology reflexes and even shorting them reflex arcs.

  • What арефлексія testifies to, гіпорефлексія of physiology reflexes.

  1. THAT STUDENT MUST BE ABLE

  • To probe physiology reflexes.

  • To give топіко-діагностичну estimation to the changes in a reflex sphere.

V. PRACTICAL SKILLS WHICH it is NECESSARY to SEIZE STUDENTS

  • Able to cause physiology reflexes from mucus shells.

  • Able to cause physiology skin reflexes.

  • Able to cause a tendon reflexes.

  • Able to cause периостальні reflexes.

The tests of initial level of knowledges and control of eventual level of knowledges are added.

Basic


  1. Shkrobot S.I., Hara I.I. Neurology in lectures. – Ternopil TSMU “Ukrmedknyha”, 2008 – 320 p.

  2. Mark Mumenthaler. – Neurology. – Stuttgard, New York.: Thieme, 2009 – 774 p.

Prepared methodical development ___________________ Gryb V.A.

Methodical development is ratified on meeting of department of neurology

Protocol № 1 from „_30__” ___08_____ in 2012

2.3. Методичні матеріали для студентів.

2.3.1. Методичні вказівки для студентів до практичних занять

МЕТОДИЧНА ВКАЗІВКА№1

для студентів

Рефлекторна діяльність в складних поєднаннях реалізації безумовних і умовних рефлексів забезпечує пристосування організму до мінливих умов зовнішнього середовища. Вивчення стану рефлекторної сфери - один з важливих етапів об’єктивного обстеження хворого при різних варіантах патології організму.

Тести вихідного рівня знань та контроль кінцевого рівня знань додаються.

РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА.

Методичну розробку підготувала ___________________ доц. Гриб В.А.

Методична розробка затверджена на засіданні кафедри неврології

Протокол № 1 від „_30__” ____08____ 2012 р.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ №1

для студентов


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Невропатология - клиническая дисциплина, которая очень широко интегрирована с другими теоретическими и клиническими предметами. Основы невропатологии, как науки о болезнях нервной системы, необходимых для практической работы врача-клинициста дорогой специальности.

Рефлекторная деятельность в сложных сочетаниях реализации безусловных и условных рефлексов обеспечивает приспособление организма к изменчивым условиям внешней среды. Изучение состояния рефлекторной сферы - один из важных этапов объективного обследования больного при разных вариантах патологии организма.


  1. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ.


  • Структура и функциональная организация нервной системы.

  • Функциональная анатомия центральной нервной системы.

  • Функциональная анатомия периферической нервной системы.

  • Классификация физиологичных рефлексов, их рефлекторные дуги

  • Топико-диагностическое значение нарушения физиологичных рефлексов.

Тесты исходного уровня знаний и контроль конечного уровня знаний добавляются.

Практикум по клинической диагностике с рентгенологией, Воронин Е.С., Сноз Г.В., 2014.


Правила безопасного обращения с животными.
Безопасность при работе с животными во многом зависит от того, соответствуют ли условия содержания основным ветеринарно-санитарным и техническим нормам, разработанным для содержания животных в зависимости от вида и возраста.

Помещения должны соответствовать зоогигиеническим нормативным показателям, предусмотренным для животных данного вида. В помещениях должно быть сухо, светло и чисто, полы должны быть ровными и сухими (с подстилкой), проходы в помещении должны быть свободными и достаточно широкими, двери и ворота свободно открываться и также свободно и плотно закрываться. Их проемы не должны быть узкими. Нельзя допускать, чтобы в помещениях из стен и полов торчали гвозди, крючья, оголенные электрические провода и т.д., что может нанести травму животному.

Обслуживающий персонал должен носить специальную одежду, а при необходимости использовать и другие защитные средства: сапоги, перчатки, различные санитарные принадлежности.

При индивидуальном содержании животного на стойло, денник должны быть прикреплены таблички с указанием клички, инвентарного номера и т.д. и указание (напоминание) о характере животного или его повадках (например, чрезмерная пугливость, агрессивность).

Оглавление.
Предисловие (Е.С. Воронин).
Глава 1. ОБЩАЯ ДИАГНОСТИКА (Г.В. Сноз, А.М. Шабанов).
Занятие 1. Правила обращения с животными при клиническом исследовании.
Занятие 2. Общие и специальные методы исследования животных.
Занятие 3. Схема клинического исследования животного. Предварительное ознакомление с животным, определение габитуса.
Занятие 4. Исследование кожи.
Занятие 5. Исследование видимых слизистых оболочек, лимфатических узлов, измерение температуры тела.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРДЕЧНО СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (В.И. Черкасова).
Занятие 6. Осмотр и пальпация области сердечного толчка, перкуссия области сердца.
Занятие 7. Аускультация сердца.
Занятие 8. Электрокардиография, фонокардиография, векторкардиография.
Занятие9. Исследование кровеносных сосудов и функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Занятие 10. Исследование аритмии.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (Г.В. Сноз).
Занятие 11. Исследование верхнего отдела дыхательных путей.
Занятие 12. Исследование грудной плетки,.
Занятие 13. Плегафония, пробный прокол грудной клетки. Функциональные методы исследования органов дыхания.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (А.М. Шабанов).
Занятие 14. Исследование аппетита, жажды, особенностей приема корма и питья; ротовой полости, глотки, пищевода (зоба у птиц) и живота; зондирование.
Занятие 15. Исследование преджелудков и сычуга у жвачных.
Занятие 16. Исследование желудка у лошадей, свиней и плотоядных.
Занятие 17. Исследование содержимого желудка, сычуга, рубца.
Занятие 18. Исследование кишечника и кала.
Занятие 19. Исследование печени.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ (AM. Шабанов).
Зажине 20. Исследование мочеиспускания и органов мочевой системы.
Занятие 21. Получение и хранение проб мочи, исследование ее физических свойств.
Занятие 22. Химическое исследование мочи.
Занятие 23. Исследование осадка мочи.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 6. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (Г.В. Сноз).
Замятие 24. Наблюдение за поведением животного, Исследование черепа, позвоночного столба и органов чувств.
Замятие 25. Исследование чувствительной и двигательной сфер.
Занятие 26. Исследование рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРОВИ (С.П. Ковалев).
Занятие 27. Взятие крови, определение ее физических свойств.
Занятие 28. Определение содержания гемоглобина, гематокритого и цветового показателей.
Занятие 29. Подсчет эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов крови.
Занятие 30. Приготовление, фиксация и окраска мазков крови.
Занятие 31. Исследование окрашенных мазков крови, выведение лейкограммы. Изменения лейкограммы.
Занятие 32. Изменения эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
Занятие 33. Получение и последование пунктата костного мозга, селезенки, лимфатических узлов.
Контрольные вопросы и задания.
Глава 8. БИОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЫВОРОТКИ КРОВИ (С.П. Ковалев).
Занятие 34. Определение содержания общего белка и резервной щелочности крови.
Занятие 35. Определение содержания общего кальция, неорганического фосфора и магния.
Занятие 36. Определение содержания билирубина, глюкозы, кетоновых тел, холестерина, креатинина, мочевины.
Занятие 37. Определение содержания каротина и витаминов А, Е, С.
Занятие 36. Определение активности ферментов (АсАТ, АлАТ, щелочной фосфатазы, амилазы).
Контрольные вопросы и задания.
Глава 9. ОСНОВЫ РЕНТГЕНОЛОГИИ И РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ (М.В. Щукин).
Занятие 39. Правила техники безопасности при работе а рентгеновских кабинетах. Организация ветеринарного рентгеновского кабинета.
Занятие 40. Принцип устройства диагностических рентгеновских аппаратов и управление ими.
Занятие 41 Основные методы рентгенологического исследования - рентгеноскопия и рентгенография.
Занятие 42. Дополнительные и специальные методы рентгенологического исследования.
Занятие 43. Рентгенодиагностика заболеваний внутренних органов.
Занятие 44. Рентгенодиагностика заболеваний костно-суставного аппарата.
Контрольные вопросы и задания.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по клинической диагностике с рентгенологией, Воронин Е.С., Сноз Г.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.