Когнитивные нарушения при невротических расстройствах

Для неврозов не характерны какого-то ни было рода когнитивные нарушения, если мы оцениваем эти нарушения в спокойном состоянии пациента

Если же мы в ходе диагностики когнитивной сферы пациента провоцируем аффект (создаем стрессовую ситуацию) мы обнаружим, что такого рода в принципе когнитивно сохранный пациент проявляет целый ряд признаков аффективной дезорганизацией деятельности и тогда на фоне стресса

В 1994 с возникновением МКБ – 10 невротические расстройства перестали рассматриваться как пограничные, а стали рассматриваться через призму коморбидности (как неизбежные спутники любой патологии)

Классификация невротических расстройств:

Дифференциация клинической картины неврозов достаточно сложна в силу их высокой коморбидности с другими заболеваниями.

В рамках современного подхода выделяются наиболее стойкие психопатологические образования, надолго определяющие картину невротических:

1. I. Тревожно-фобические и обсессивно-компульсивные (анакастные) расстройства:

Тревожно–фобические: панические атаки, агорафобия, ипохондрические фобии, социофобия

Навязчивости выражаются в виде обсессивных мыслей и компульсивных действий, воспринимаемых больным как нечто психологически ему чуждое, абсурдное и иррациональное.

Особенности личности: высокая директивность потребностей; сформированное в онтогенезе представление о долге, социальных нормах; формирование сверх контроля;, возникает при определенном воспитательном стиле: стиль чрезмерной опеки, чрезмерного контроля.

1. II. Конверсионные (истерические) расстройства:

Клинические проявления истерии наблюдаются преимущественно в виде неврологических и соматических симптомов, относящихся к категории конверсионных.

Особенности личности: человек обнаруживает завышенное притязание на успех, на одобрение; некритичное отношение к собственным возможностям; возникает при определенном воспитательном стиле- недостаточный контроль, вседозволенность – вследствие чего у человека не формируются средства самоконтроля.

1. III. Неврастения:

Особенности личности: стремление к высоким достижениям, к успеху любой ценой; завышенные требования к самому себе с постоянным переживание неудовлетворенности достигнутым; тревожность, беспокойство – соматовегетативные расстройства.

Выделяют также депрессивный и ипохондрический неврозы.

Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.

Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.

Через час испытуемый ещё раз повторяет слова, но уже без напоминания их экспериментатором.

Результаты. Норма: первое повторение – 6, второе – 8, третье – 9.

Эпилепсия: кривая выходит на плато: 4-5-6-6-6-5.

Диффузные органические поражения мозга: общее снижение продуктивности, истощаемость, лабильность: 6-3-5-2-0-2-2. Иногда включаются лишние слова.

Корсаковский синдром: 1-2-0-1-1.

Шизофрения (в период интенсивной фармакотерапии): 4-4-5-3-5.

Депрессивно-параноидный и астено-депрессивный синдромы в остром периоде: 3-4-4-3-2.

Что ещё дает методика? Можно посмотреть утомляемость, работоспособность, активность внимания, индивидуально-личностные характеристики эмоционального реагирования.

Результаты. Норма: в любых условиях воспроизводят нормально.

Шизофрения: в рассказы вплетаются бредовые идеи.

Диффузные органические поражения мозга: смешение событий двух рассказов.

Что ещё дает методика? Шизофрения: особенности речи, аграмматизмы, разорванность. Парафазии, персеверации, застревания и т.п.

Слова Выбираемая карточка Объяснение связи для запоминания Воспроизведение Объяснение связи

Результаты. Норма: большие индивидуальные различия в выборе карточек, но воспроизведение – 100%, объяснение связи адекватное. Схема: А-Х-А (А – заданное слово, Х – опосредование, карточка)

Эпилепсия: примерно то же, что и при олигофрении. См. вопросы № 23, 43.

Корсаковский синдром: опосредование доступно, связи адекватные, но воспроизведения искомого слова нет.

Метод пиктограмм

Заданные выражения Рисунок и объяснение больного Воспроизведение спустя час
1… 10-20

2. Критерии оценки результатов методики:

5. Критерий запоминания. Сопоставляем с методикой заучивания 10 слов. Случаи:

6. 1)Непосредственное запоминание (по методике 10 слов) плохое, но опосредование помогает – органические поражения мозга.

7. 2)Легко усваивает 10 слов, но припомнить слова, исходя из рисунков, не может – больны шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.

2. Отказ от выбора образа. Или слишком сложное слово (при интеллектуальных нарушениях) или это шоковая реакция на аффективно насыщенный стимул.

3. Употребление буквенных обозначений вопреки инструкции. Или недостаточность активного внимания или негативизм.

Используется также при исследованиях нарушений мышления по Зейгарник:

8. операциональный

9. искажения мыслит операций (актуализ латент признака)

10. снижение уровня выполнения мыслит операций

11. динамический

12. ускорение ассоциативного процесса

13. инертность мышления

16. разноплановость суждений

17. резонерство

18. нарушение критичности

Приемы исследования личности

Исследование нарушений личности заключается в изучении:

· изменения строения и иерархии мотивов

· самоконтроля и саморегуляции

· формирования новых патологических мотивов и потребностей

При исследовании личности необходимым является сопоставление объективных данных жизненного пути человека с поведением в отделении, взаимоотношении с больными и персоналом. Знание ценностей человека определяет выбор методик и приемов исследования.

I. Изучение биографии. Метод психологического анализа историй болезни в сопоставлении с данными экспериментально-психологического исследования позволяет выявить нарушение иерархии мотивов, способы формирования патологических потребностей. Каким образом шел процесс изменения мотивационной сферы человека, смена позиций, интересов, ценностей. Выявляются закономерности этих процессов. (См. вопрос № 11)

Изучаются нарушения смыслообразования. Исследование больных SchКоченовым. Выявлено ослабление побудительной функции мотивов и превращение их в знаемые: парадоксальная стабилизация какого-то круга мотивов (отказ получить зарплату из-за "пренебрежения земными благами"), сужение круга смысловых образований (смысл сохраняет побудительную силу, но распространяется на меньший круг явлений).

II. Экспериментальное исследование. Позволяет формировать деятельность, максимально приближенную к реальной, куда включены важнейшие компоненты: мотивированность действий, целенаправленность, возможность контроля, регуляция, критичность.

1. Наблюдение за общим поведением больного во время эксперимента:

- адекватность принятия инструкции

- отношение к экспериментальной ситуации (мотив экспертизы, аггравация, диссимуляция)

- отношение, порождаемое задачей (интерес, формирование уровня притязаний)


Невроз часто приписывают болезням современной цивилизации. Он может проявляться по-разному, иметь много форм. Часто мы не осознаем, что больны или не хотим признать это.

Мы сталкиваемся с симптомами, эмоциями и болезнями, которые возникают вроде бы на пустом месте, и мы долго защищаемся, прежде чем начать надлежащее лечение.

Что такое невроз?

Термин невроз относится к широкому спектру симптомов, а также к форме самого заболевания.

Точнее в соответствии с медицинской номенклатурой невроз следует называть синдром невротических расстройств.

Симптомы проявляются в форме тревоги, фобий, проблем с адаптацией к социальным ожиданиям. Для людей, страдающих неврозом, проблематично поддерживать отношения и участвовать в различных социальных ситуациях: в отношении работы, личной и социальной жизни .


Клаустрофобия

Для многих людей невозможно сделать любое публичное выступление, даже если они должны сказать несколько слов на небольшом собрании из нескольких человек.

При неврозах мы можем различать как эмоциональные, так и соматические (телесные) симптомы, которые способны негативно влиять на способность концентрироваться, учиться или запоминать.

Невроз и его соматические симптомы

Когда что-то заболит или появляются дисфункции органа, мы начинаем лечение в соответствии с симптомами, мы обращаемся к врачу-терапевту.

Однако, если симптомы не проходят, несмотря на использование соответствующих процедур лечения, необходимо подумать о возможном проявлении невроза.

• головокружение,
• повышенное давление,
• покраснение на коже,
• боли в животе,
• головные боли,
• боли в спине,
• при сильном напряжении появляется ощущение боли в сердце, оно может стать хроническим, если мы долго живем в условиях сильного стресса,
• жесткие мышцы,
• ощущение, что наше тело болит,
• проблемы с дыханием, одышка, тяжесть в груди,
• нарушения в работе внутренних органов, которые довольно часто приходят в пищеварительную систему,
• нарушение в работе органов чувств, прежде всего слуха и зрения,
• нервные тики,
• сухость во рту,
• тошнота,
• импотенция,
• невротические изменения могут также привести к развитию атопических поражений на коже и аллергии.


Боль в животе тошнота

Невроз и эмоциональные расстройства

Получение невроза меняет наше восприятие мира.

Психические расстройства вызывают состояние, в котором мы начинаем обращать внимание на любую внешнюю информацию по-другому, по-другому её интерпретировать и испытывать необычные эмоции, с этим связанные.


Нервная фобия полета.

Когнитивные функции и невроз

Появление невротических расстройств в любой сфере жизни может выбить нас из колеи.

Это приводит к нарушению нашего нормального функционирования в обществе, может мешать обучению, концентрации внимания, памяти или мышлению.

Как следствие, у нас возникают проблемы с получением работы или прохождением следующих этапов обучения в школе, любом учебном заведении


Невроз. Симптомы

Невроз и его причины

Специалисты утвеждают: невроз чаще поражает людей, у которых есть внутренний конфликт.

• Жизнь в постоянном, сильном, хроническом стрессе.
• Сложный личный или профессиональный опыт. Проблемы на работе или в семье
• В ситуациях, когда мы сильно устали, особенно если это долго продолжается
• Когда организм защищается от стресса, что приводит к развитию психических расстройств.
• После тяжелых психических травм.

У многих неврозов — одна общая черта

Весьма характерной чертой всех типов неврозов является поведение пациента, направленное на то, чтобы избежать факторов, которые могут спровоцировать приступ болезни.

Невроз не является расстройством, основанным на заблуждении, напротив, в большинстве случаев люди с этим недугом хорошо знают, что страхи или симптомы, возникающие в них, иррациональны и неоправданны.


Боритесь со страхом

Как лечится невроз?

В подавляющем большинстве случаев основой лечения неврозов является психологическая терапия.

Его главная цель — изменить интерпретацию собственного поведения и научиться понимать факторы страха и тревоги.

Такой подход к заболеванию и понимание пациентом симптомов, которые у него есть, позволяют ему остановить механизм порочного круга, в котором появился иррациональный страх, который, в свою очередь, вызвал появление дополнительных симптомов, часто соматических.

Когнитивно-поведенческая терапия для лечения неврозов является наиболее популярной, но ее высокая эффективность также связана с психодинамической терапией, которая приводит к выявлению причин симптомов, их возникновению и решению интрапсихических проблем и конфликтов.

В некоторых случаях используется фармакологическое лечение, но такое решение должно быть принято психиатром.

Цель лечения — полностью устранить симптомы или научиться распознавать и реагировать на них таким образом, чтобы это приносило пользу повседневной жизни пациента.

Для облегчения невроза и даже исчезновения его симптомов могу порекомендовать употребление комплекса витамина В и магния 3-5 раз в день в течение 3 месяцев. Далее — только по назначению лечащего врача.

Многие из вас, ребята, кто страдает неврозами, тревожными состояниями, депрессиями, деперсонализацией, дереализацией - жалуются на снижение памяти, трудность запоминания и усвоения новой информации, нарушение концентрации внимания, трудности с соображалкой. И у многих из вас есть страх, что это может быть органическое заболевание мозга или что у вас-де начинается ранняя деменция или даже что вас подкарауливает дедушка Альцгеймер :) И многие из вас по этому поводу просят "назначить что-нибудь для мозга/памяти/соображалки".

Так вот, ребята. На самом деле у вас НЕТ никаких органических поражений мозга (исключаем случаи, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО находят что-то клинически значимое на МРТ и/или ЭЭГ) и уж тем более никакой деменции и никакого Альцгеймера :) Альцгеймер в столь юном возрасте (а большинству из впервые заболевших эндогенными депрессиями или например паническим расстройством 20-30 с небольшим лет) не нападает НИ-КОГ-ДА. То есть вообще никогда.

То, что вы испытываете - все эти симптомы - нарушение памяти, снижение концентрации внимания, трудности с соображалкой, ощущение "пустой головы" или наоборот "хаоса в голове", чувство отупения или заторможенности - это вовсе никакая не "деменция", и уж тем более не добрый дедушка Альцгеймер подкрадывается. И также это никакое не органическое поражение мозга. Это всего лишь навсего логичная, и естественная, и весьма часто встречающаяся на практике часть симптоматики вашего основного заболевания - будь то тревожное расстройство, или депрессия, или деперсонализация/дереализация.

Тому есть несколько причин. Первая - и главная - психологическая: очень трудно думать о чем-то другом, очень трудно запоминать или воспроизводить что-то другое, и очень трудно сконцентрировать внимание на чем-то другом, когда все твои мысли, все слоты внимания и памяти забиты только мыслями о том, как тебе плохо, хуёво, тоскливо, тревожно, депрессивно и так далее, в сочетании с непрерывным отслеживанием внутренних ощущений и погружением в себя, а не во внешний мир.

Вторая причина этих нарушений памяти - биохимическая. Депрессия и тревожность вызывают повышение уровня стрессового гормона кортизола. А длительное, стойкое повышение уровня кортизола вызывает апоптоз (самоубийство, программируемую клеточную смерть) нейронов гиппокампа - той самой области, которая отвечает за память - и нейронов эмоциональных центров лимбики и мыслительных центров лобной и окололобной (префронтальной) коры. Одновременно кортизол понижает в мозге концентрацию BDNF (фактора роста новых нервных клеток) и NGF (фактора роста нервов) и других нейротрофинов. И угнетает нейрогенез - образование новых нейрончиков - в гиппокампе, лимбике и лобной коре. В результате страдает и память, и внимание, и эмоции, и соображалка.

А успешное лечение антидепрессантами, атипичными антипсихотиками и стабилизаторами настроения приводит к снижению концентрации кортизола в крови, к нормализации работы оси "лимбика - гипоталамус - гипофиз - надпочечники" и к восстановлению нормальной работы системы отрицательной обратной связи по уровню кортизола ("больше кортизола - меньше кортикотропина и кортикотропин-рилизинг-гормона"). Одновременно восстанавливается нарушенный внутриклеточный стероид-сигналинг (передача стероидного сигнала от кортизола внутрь клетки). Это, в свою очередь, приводит к тому, что ваши нейрончики перестают гибнуть от стресса. Восстанавливается нормальный уровень BDNF и других нейротрофических факторов роста клеток. И начинается увеличение числа митозов среди стволовых нервных клеток - то есть восстанавливается нейрогенез, созревание и дифференцировка новых нейрончиков. Как результат, нормализуется и память, и концентрация внимания, и соображалка.

Никакие специальные дополнительные "лекарства для памяти/соображалки" вам НЕ НУЖНЫ, это лишняя трата денег. Нужно лечить ОСНОВНОЕ психическое заболевание. Что же касается ноотропов, то их эффективность НЕ ДОКАЗАНА, они - пустышки. Плацебо.

Кстати, ребята, сам по себе ваш страх заболеть деменцией, или страх, что у вас УЖЕ развилась или развивается деменция, что к вам подкрадывается дедушка Альцгеймер или что у вас тяжелое органическое заболевание мозга - сам по себе повышает ваш уровень стресса, ваш кортизол в крови, поддерживает и подпитывает вашу тревогу и депрессию, и вашу деперсонализацию, как защитную реакцию на тревогу и депрессию. И самым непосредственным образом - через повышение кортизола и гибель нейронов от стресса - губит ваши нейрончики. Поэтому - успокойтесь, расслабьтесь, выкиньте из головы мысли об "отупении", "поглупении", "необратимом снижении интеллекта и памяти", о грозящей вам "деменции" и о дедушке Альцгеймере и об органическом поражении мозга. И спокойно лечите свои депрессии, неврозы, тревожные состояния и деперсонализации с дереализациями.

Здравствуйте, уважаемый доктор!

Попытаюсь обрисовать свою проблему. Мне 42 года. Наследственность – мать болела шизофренией притом в тяжелой форме, диагноз ей был поставлен в 39 лет после ро-дов (младшей сестры). После заболевания матери отец нас бросил и никогда не интересо-вался нами, знаю о нем мало, а сейчас и уточнить не у кого. Детство бок о бок с психиче-ским больным с постоянными скандалами и буйствами описывать не буду, думаю, и так понятно. С ранних лет отличался мнительностью и тревожностью, жил под постоянным ожиданием неприятностей. Хотя в силу природных способностей, учился легко, всегда обладал некоей самодисциплиной, хотя меня практически никто не воспитывал, закончил школу с золотой медалью, институт с отличием, активно занимаюсь интеллектуальным трудом. Долгое время на работе находился под прессингом женщины-начальника, впрочем, не я один – весь коллектив. Это человек исключительного двуличия и лицемерия, выезжавший на сотрудниках и лебезивший перед начальством – это тоже не мое мнение. Учитывая мой независимый характер, подмять и подчинить ей меня не удалось, отчего она изводила меня мелочными придирками. Такой прессинг продолжался около 15 лет. В принципе, если бы я в дальнейшем не заболел, то относился бы к этому достаточно спокойно, но теперь понимаю, что ее постоянное действие на нервы сыграло серьезную роль в развитии моего невроза.

В начале января 2015 г. слабость и паника достигли такой силы, что я вызвал скорую помощь и был госпитализирован в неврологическое отделение. От таблетки транквилизатора я первый раз за 2 месяца заснул спокойно. На следующий же день больничный невролог исключила неврологическую патологию, назначила консультацию психиатра, и после беседы с ней меня перевели в отделение неврозов, где поставили диагноз F41.0, с которым я согласен.

Терапия проводилась саротеном ретард – врачи утверждают, что это какая-то улучшенная форма амитриптиллина, терапия которым дает значительно лучшие результаты, нежели устаревший амитриптиллин. Паника снималась клоназепамом, плюс психотерапия, физиопроцедуры. После того, как была диагностирована моя болезнь, приступы паники перестали вызывать у меня панику, я воспринимал их отстраненно, ждал улучшения. А вот плохие когнитивные функции беспокоили меня сильно, хотя меня уверяли, что это пройдет. Я был выписан через три недели с явным улучшением, в том числе и когнитивных функций.

По ряду причин мне я был вынужден прекратить терапию саротеном и мне было предложено принимать пароксетин. Сначала 20 мг, потом 30 мг. Состояние улучшалось, но очень медленно. В принципе, тревожность исчезла довольно быстро, но во-первых ни-как не проходили вегетативные нарушения – периодически бросало в дрожь, учащенное сердцебение, очень сильная потливость, легкая акатизия. Во-вторых, не проходили неприятные побочки – ощущение жара, расстройство кишечника и т.п. Когнитивные функции восстанавливались очень медленно. К концу 2015 года состояние стало ухудшаться, как с точки зрения усиления вегетатики, так и с очередным ухудшением когнитивных функций, да и признаки тревожности стали появляться. В общей сложности я принимал пароксетин год. Посоветовавшись с лечащим врачом, заменили 20 мг паксила на 10 мг ципралекса. Буквально за три дня на ципралексе я почувствовал себя так, как никогда не чувствовал на паксиле – исчезло большинство побочек, уменьшились вегетативные проявления, а самое главное – посветлело в голове и глазах. Забрезжила надежда на выход в полную ремиссию. Однако через пару недель (возможно еще сказывалось совместное действие выводящегося паксила и ципралекса) появилась фоновая тревожность и неприятные вегетативные проявления, которых у меня на пароксетине уже давно не было. Врач посоветовала поднять дозу до 15 мг. Принимаю эту дозировку уже свыше месяца. При поднятии дозировки трясло, но сейчас вроде вегетатика пришла в норму и тревожности не ощущается. Но улучшение когнитивных функций не прогрессирует. Более того, последние дни я опять заметил какой-то регресс – хуже вижу, хуже соображаю. Хотя как бы работать и жить могу, но с одной стороны, понимаю, что раз нет полного восстановления, значит и паническое расстройство недолечено, а с другой стороны хочется выйти на уровень до болезни.

Итак, сформулирую свой вопрос. Можно ли однозначно связать ухудшение когнитивных функций с заболеванием неврозом? Невролог и офтальмолог патологии по своим профилям не выявили. Я так понимаю, что эти нарушения связаны с недолеченным паническим расстройством, и достижение ремиссии вернет мне зрение и мозги полностью. Но я же лечусь с января 2015 года, а полной ремиссии все нет. Что мне, исходя из Вашего огромного опыта можно предпринять, для восстановления когнитивных функций? Может как-то скорректировать схему лечения? Или пройти какие-то дополнительные обследования? Ноотропы я пробовал – пирацетам, фенотропил и т.п., притом не дешевые дженерики, а оригинальные препараты, но без всякого успеха. Как же мне скорректировать лечение по Вашему мнению? В настоящее время принимаю 15 мг ципралекса чуть больше месяца, до этого месяц принимал 10 мг ципралекса.


  • Гиперактивность
  • Дезориентация в малознакомом месте
  • Нарушение восприятия вкуса
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение памяти
  • Неадекватное поведение
  • Невозможность мыслить адекватно
  • Неустойчивая психика
  • Расстройство обоняния
  • Трудности во время обучения письму
  • Трудности во время обучения чтению

Когнитивные нарушения (органическое расстройство личности) — наиболее распространенный неврологический признак, указывающий на сбои в функционировании головного мозга. Человек начинает по-другому воспринимать все происходящее вокруг, то есть рациональное восприятие мира нарушается. Основными причинами этого состояния называют различные заболевания.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Когнитивные функции человеческого организма — восприятие и переработка полученной информации, понимание и осознание происходящего вокруг. Если эти функции нарушаются, тогда человек уже не может адекватно воспринимать окружающий мир.

Сперва происходят незначительные изменения в этих функциях, но с развитием заболевания способности человека воспринимать информацию, запоминать и вести нормальную жизнедеятельность ухудшаются.

Этиология

В медицине все причины таких нарушений делят на два вида:

  1. Функциональные. Не характерно прямое поражение головного мозга. Нарушения возникают при сильном переутомлении, после получения негативных эмоций и перенесения стрессовых состояний. Могут наблюдаться у людей разного возраста, но для людей это неопасно, потому что вскоре все проходит. В некоторых ситуациях необходим прием легких лекарственных препаратов.
  2. Органические. Органическое проявившееся когнитивное расстройство указывает на поражение головного мозга. Чаще от этого вида патологии страдают люди преклонного возраста. Если вовремя и правильно начать лечение, можно добиться улучшения.

Наиболее распространенные причины когнитивных нарушений:

  • болезни сосудов головного мозга (атеросклероз, инсульт, гипертония);
  • полученные травмы головного мозга;
  • сахарный диабет;
  • употребление наркотических средств;
  • почечная и печеночная недостаточность;
  • болезни Альцгеймера и Паркинсона;
  • новообразования головного мозга;
  • отравления;
  • диссоциативное расстройство;
  • рассеянный склероз.


Когнитивные нарушения у детей диагностируются очень часто. Причин таким нарушениям множество, например, у ребенка могут наблюдаться:

  • нехватка витаминов и минералов;
  • перенесенные тяжелые болезни;
  • травмы, полученные во время родов;
  • инфекционные заболевания в ходе внутриутробного развития;
  • кислородное голодание головного мозга.

В каждом случае причина появления заболевания индивидуальна.

Классификация

Патология делится на несколько видов. По степени выраженности клинической картины:

  • умеренно выраженное когнитивное расстройство;
  • легкое проявляемое когнитивное расстройство.

Это состояния, при которых не наблюдается деменция, то есть слабоумие, особенно если это легкое когнитивное развивающееся расстройство. Но если вовремя не обнаружить проблему и не начать адекватное лечение, больной может стать слабоумным.

Если патологический процесс не начать лечить, развивается слабоумие (деменция). Причины появления патологии различны — заболевания, отравления и травмы. Но это всегда приводит к тому, что проявляется нарушение человеческих когнитивных функций. Изначально ухудшается память, больной не узнает родственников, не понимает, где находится.

Установить, умеренное это когнитивное расстройство или другой вид заболевания, должен врач во время проведения диагностических процедур.

Симптоматика

У разных больных симптомы проявляются по-разному. Все зависит от того, в какой области головного мозга произошли изменения и от тяжести самого заболевания. Чаще всего такой патологический процесс затрагивает одновременно несколько функций:

  • нарушаются функции памяти — вначале больной забывает то, что произошло совсем недавно, с развитием заболевания забываются и давние события;
  • нарушается концентрация внимания — человеку трудно принимать решения;
  • происходит дезориентация в малознакомом месте;
  • человек не может адекватно мыслить;
  • сенсорные нарушения — ухудшается восприятие вкуса, запаха.

К примеру, симптомы после инсульта: нарушается речь, память и восприятие окружающих.

Нарушение детских когнитивных функций проявляется такими симптомами:

  • гиперактивность с недостатком внимания;
  • неправильные поведенческие реакции;
  • неустойчивая психика;
  • трудности во время обучения письму и чтению.

Клиническая картина в этом случае носит неспецифический характер.

Диагностика


Чтобы диагностировать когнитивное расстройство и степень его развития, необходимо собрать анамнез пациента и его родственников. Нужно принимать во внимание генетическую предрасположенность, полученные ранее травмы, вредные привычки, психоэмоциональное состояние пациента, неконтролируемый врачом прием лекарственных препаратов.

Диагностика включает следующие мероприятия:

  • невролог проводит обследование на наличие основной болезни, симптомы которой могут быть неврологического характера;
  • психиатр оценивает психическое здоровье пациента, применяя в качестве диагностики нейропсихологические тесты — это специальные упражнения, когда необходимо воспроизвести рисунки и слова, решить определенные задачи, выполнить какие-нибудь движения и так далее, то есть проводится когнитивно-поведенческая дополнительная терапия;
  • применение шкалы MMSE — определенные вопросы, при помощи которых врач оценивает речь и память пациента, ориентирование во времени и тому подобное, укажет и на результативность лечения.

У пациентов с приобретенным когнитивным расстройством берут дополнительные лабораторные анализы для определения биохимического состава крови, уровня тиреотропных гормонов, показания липидограммы.

В качестве инструментальных исследований проводятся:

  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография;
  • допплерография;
  • электроэнцефалограмма.

В некоторых случаях проводится дифференциальная диагностика.

Лечение

Если диагностировано легкое развивающееся когнитивное расстройство, врач может назначить витаминно-минеральный курс. По поводу принятия каких-либо лекарственных препаратов,необходимо проконсультироваться с доктором, потому что самолечение опасно.

Лечение когнитивных диагностированных расстройств, продолжительность курса терапии будут определяться в зависимости от причины появления нарушений. Главная проблема, которую необходимо решить, — коррекция всех изменений, случившихся в головном мозге.

Лечение будет проводиться таким образом:

  • терапия основной патологии;
  • восстановление нарушений в головном мозге;
  • профилактика рецидива.

Если у больного когнитивные развивающиеся нарушения при шизофрении, тогда человеку назначают определенные лекарственные средства. Дозировка и курс определяются в индивидуальном порядке.

  • средства против гиперхолестеринемии;
  • безхолестериновую диету — больному рекомендуют больше употреблять творога, обезжиренного молока, свежих овощей и фруктов, морепродуктов;
  • рекомендуют отказаться от вредных привычек;
  • проводится когнитивная психотерапия появившихся расстройств.

Если диагностировано развивающееся когнитивное расстройство у детей, лечение всегда проводится в комплексе:

  • терапия лекарственными препаратами, в основном применяют ноотропные средства, которые восстанавливают обменные процессы и улучшают межнейронную передачу — это положительно влияет на умственные способности, концентрацию внимания, речь и обучение.
  • немедикаментозное лечение, которое включает занятия с психотерапевтом.

Больной должен постоянно тренировать память, например, можно учить тексты песен или стихотворения.

Профилактика

Даже самые легкие появившиеся когнитивные нарушения имеют склонность прогрессировать. Профилактические меры будут направлены на блокирование развития заболевания в дальнейшем. Профилактика должна помочь уменьшить различные негативные воздействия на головной мозг.

Специалисты рекомендуют придерживаться таких правил, чтобы не спровоцировать синдром:

  • принимать медикаментозные средства только по назначению доктора;
  • проводить тренировки когнитивных функций, к примеру, учить стихи и песни, рисовать, чаще писать и разгадывать кроссворды;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, отрицательных эмоций, чтобы эмоциональное состояние всегда было в норме;
  • выполнять физические упражнения — можно заняться йогой, плаванием;
  • больше проводить времени с друзьями — быть социально активными;
  • питание должно быть сбалансированным;
  • принимать витаминно-минеральные комплексы.

Когнитивные расстройства — большая проблема для человеческого здоровья. Когнитивные нарушения необходимо диагностировать как можно раньше, чтобы своевременно начать лечение. Профилактика должна быть адекватной, чтобы избежать риска возникновения рецидива.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.