Конспект урока нервная система у животных

Класс: 7

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс"; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация "Эволюция Нервной системы" (Приложение1), ЦОР: "Раздражимость амебы и инфузории-туфельки", "Раздражимость гидры", "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема "Строение головного мозга", карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)




Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 -
2 - 2 - 2 -
3 - 3 -
4 -

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 - 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Земноводные 1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
Пресмыкающиеся 4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

  • "5" - полностью справились с заданием;
  • "4" - выполнили задание с 2 ошибками;
  • "3" - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы. (21-й слайд)

4. Домашнее задание. Параграф 43.


Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
evolyuciya_nervnoy_sistemy_zhivotnyh.doc 241 КБ
prezentaciya1.ppt 1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7-м классе по теме "Эволюция нервной системы"

Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.

Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;
  3. групповая.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутр енней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - ха рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объ единяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые спо собны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раз дражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Напри мер, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединя ясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), со кращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)

Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию пар ных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в около глоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различ ных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена голов ным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг — центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних орга нов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозже чок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала.

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ……………………, ……………..……, ………………. …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии …………….

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

1.В головном мозге имеется 5 отделов

2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок


Как и у других позвоночных, нервную систему млекопитающих делят на центральную, включающую головной и спинной мозг, и периферическую, которая представлена нервами, отходящими от головного и спинного мозга. По сравнению с другими животными нервная система млекопитающих имеет наиболее совершенное строение.


Головной мозг млекопитающих хорошо развит и имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний, продолговатый мозг и мозжечок. Головной мозг очень крупный и по массе значительно превосходит спинной мозг. Например, у приматов головной мозг соотносится со спинным в соотношении 8 к 1, в то время как у пресмыкающихся эти размеры примерно равны. Особенно велики размеры переднего мозга и мозжечка.


Развитие переднего мозга произошло за счёт разрастания коры больших полушарий. У большинства видов она не гладкая, а образует многочисленные борозды и извилины, увеличивающие её площадь. Кора координирует работу нервной системы и всего организма.


Она получает сигналы из внешней среды, от органов и тканей собственного организма, анализирует их, сопоставляет с ранее полученной информацией. Благодаря этому животное правильно реагирует на поступающие сигналы путём выбора наилучшей формы поведения в конкретных условиях. Условные рефлексы у млекопитающих благодаря хорошо развитой коре больших полушарий вырабатываются быстрее, чем у других хордовых животных. Необходимо отметить, что роль условных рефлексов в жизни млекопитающих резко возросла по сравнению с врожденными рефлексами и инстинктивной формой поведения. Звери быстро приспосабливаются к жизни в меняющихся условиях среды, что повышает их выживаемость. Особенно развита эта способность у высокоорганизованных групп млекопитающих, например, у приматов.

Крупный мозжечок дифференцирован на несколько отделов и также имеет извилины. Он обеспечивает координацию сложных движений млекопитающих.

Только млекопитающим свойственны игры молодых животных, в процессе которых они приобретают ловкость, подвижность, обучаются приёмам нападения и защиты. Жизнь в семье, стаде способствует выработке многообразных форм поведения, которые направлены на повышение приспособленности, а, следовательно, и выживаемости.


В стаях львов наблюдается социальная организация, т. е. разное положение особей в группе. В стаях выделяют вожака и подчиняющихся особей. Вожак может терять свой статус в случае ошибки, болезни или появления более сильного соперника. В некоторых группах намечается разделение обязанностей. Так, самцы львов в основном заняты охраной участка обитания от вторжения чужаков, а самки добывают пищу и заботятся о молодняке.


Органы зрения, обоняния и слуха у млекопитающих хорошо развиты.

Наибольшая острота зрения свойственна животным, обитающим на открытых пространствах, например, антилопам. У млекопитающих, ведущих подземный образ жизни, глаза недоразвиты или отсутствуют, например, у кротов.

Цветовое зрение развито не у всех млекопитающих. Цветовая гамма, которую воспринимает глаз человека, свойственна, кроме него, только обезьянам.

Большинство видов способно различать только движущиеся объекты, оставляя неподвижные объекты без внимания.


Большинство наземных млекопитающих обладает очень тонким обонянием, что позволяет по запаху отыскивать особей своего вида, пищу, различать на расстоянии врага или жертву. Многие звери чувствуют запахи за несколько сот метров и способны обнаруживать пищу, находящуюся под землёй. Например, волки и лисы по запаху отыскивают грызунов, затаившихся в норах.

Орган слуха у млекопитающих развит очень хорошо, а его строение гораздо более сложное, чем у других классов животных. Только у млекопитающих есть наружное ухо, представляющее собой воронку из эластичного хряща, покрытую кожей. За счёт развития ушной раковины, собирающей звуковые колебания, возрастает острота слуха.


В полости среднего уха находятся не одна, как у всех других позвоночных, а три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Благодаря им усиливается тонкость восприятия звуков.


Высокая острота слуха, характерная для собак, позволяет использовать их в сторожевой службе.

Во внутреннем ухе имеется полностью сформированная улитка.

Часть млекопитающих способна ориентироваться с помощью эхолокации. В наибольшей степени это свойственно летучим мышам, ластоногим и дельфинам. Например, летучие мыши активно летают в тёмное время суток и неосвещённых пещерах, при этом уклоняясь от столкновений с предметами и разыскивая пищу.


Подведём итог.

· У млекопитающих сильно развита кора больших полушарий переднего мозга, она имеет борозды и извилины.

· Объём головного мозга большой.

· Поведение сложное, особенно у приматов.

· Орган слуха состоит из трёх отделов: наружного, внутреннего и среднего уха.

К представленному плану- конспекту прилагается презентация ( в следующей публикации).

Цель: формирование у учащихся представления об эволюции нервной системы у разных систематических групп.

познакомить с особенностями строения нервной системы у животных разных систематических групп;

показать, что структурной единицей нервной системы является нервная клетка, а функциональной единицей – рефлекс.

развивать умения и навыки работать с учебником, работать в группах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

воспитывать у учащихся положительное отношение к животным, умение общаться с одноклассниками.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Основные ключевые понятия: раздражимость, нервная клетка, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, большие полушария, кора головного мозга, спинной мозг, рефлекс, инстинкт.

Тип урока: комбинированный урок.

Проверка и актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация новых знаний.

Закрепление изученного материала.

Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Проверка и актуализация знаний(10 мин.)

Проверим ваши знания с помощью заданий:

выписать цыфры правильных утверждений – для варианта 1 и неверных высказываний – для варианта 2 (индивидуальная работа учащихся с карточками)

Задание: найди 5 верных утверждений.

1.Рыбы имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения.(+)

2. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов(+)

3. У моллюсков есть сердце и замкнутая кровеносная система.(-)

4. У птиц и млекопитающих кровь имеет постоянную температуру потому, что у них один круг кровообращения и сердце трехкамерное.(-)

5. Эритроциты содержат гемоглобин, способный осуществлять перенос кислорода.(+)

6. Кровь выполняет защитную функцию, так как лейкоциты уничтожают болезнетворные микроорганизмы.(+)

7. Земноводные не имеют четырехкамерного сердца.(-)

8. Птицы обладают двумя крупными почками, парными мочеточниками и мочевым пузырем.(-)

9. Выделительная система появилась впервые у кольчатых червей.(-)

10. Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.(+)

Задание: найди 5 неверных утверждений.

1. Жидкая часть крови – плазма, состоящая из воды, солей и питательных веществ.(+)

2. У птиц и млекопитающих - два круга кровообращения и сердце четырехкамерное.(+)

3. Рыбы имеют двухкамерное сердце и два круга кровообращения.(-)

4. Кровь выполняет регуляторную функцию, так как поддерживает температуру тела.(+)

5. Из крови крупного рогатого скота изготавливают гематоген – препарат, повышающий содержание железа в крови человека.(+)

6. Лейкоциты крови выполняют транспортную функцию, так как переносят газы.(-)

7. Выделительная система появилась впервые у кишечнополостных.(-)

8. У моллюсков выделительная система представлена почками, каналами и выделительными порами.(+)

9. Органы выделения насекомых – почки.(-)

10. Млекопитающие не обладают мочевым пузырем.(-)

Дать понятие нервная система; рефлекс: безусловный, условный;

Изучить нервную систему и отделы головного мозга: кишечнополостных, насекомых, пауков, птиц, млекопитающих;

Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Развитие внимания и памяти.

Запись по памяти ключевых слов.

Отметки в МПМ. ( матрица посадочных мест)

Учитель на доске записывает опорные слова и даёт время учащимся на запоминание 1 минуту. По истечении времени учащиеся меняются тетрадями и проверяют соответствие порядка слов , воспроизведенных по памяти. При совпадении 13-14 слов, задание считается выполненным.

1. клетка 8. условный

2. чувствительная 9. безусловный

3. нервная 10.обоняние

5. спинной 12. осязание

6. головной 13. боковая

7. рефлекс 14. линия

Работа с текстом на основе ключевых слов.

Учащимся в течении 10 минут необходимо ознакомится с текстом параграфа

Первичная проверка понимания.

Перекрёстный опрос – указать ячейку,

задать вопрос - 3 сек. на ответ.

Ввести данные в МПМ.

Учитель указывает в МПМ, кто должен ответить на поставленный вопрос учителя.

1.Что называют ответной реакцией организма на внешние раздражители?

2.Где расположены вкусовые точки у рыб?

3. Какой орган у рыб определяет силу и направление течения?

4. Какие рефлексы передаются по наследству?

5. Какой орган, позволяет рыбам слышать звуки в широком диапазоне?

6. От каких факторов зависит степень реакции у гидры?

7.Какую функцию выполняют усики у рыб?

8.Из каких отделов состоит головной мозг рыб?

9.С чем связан малоподвижный образ жизни земноводных?

10.Какой отдел головного мозга хорошо развит у млекопитающих ?

11.У каких животных впервые появляются специализированные нервные клетки?

12.Какие рефлексы не передаются по наследству?

13. Почему зрение у земноводных развито лучше ,чем у рыб?

14. Чем представлена нервная система дождевого червя?

на данном этапе урока , учащиеся в течение 5 минут должны воспроизвести новые терминологию по данной теме. Слова могут быть одиночные, либо словосочетания, которые не должны повторятся.

Открытый урок по теме:

Подготовила: Жалгасбаева Венера Аскаровна

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Жалгасбаева Венера АскаровнаНаписать 801 07.02.2016

Номер материала: ДВ-425643

  • Биология
  • 7 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.02.2016 1112
    07.02.2016 343
    07.02.2016 1248
    07.02.2016 1057
    07.02.2016 1582
    07.02.2016 669
    07.02.2016 1686

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.