Конспект урока рефлекторный характер деятельности нервной системы

Разделы: Биология

Знать необходимо не затем, чтобы только знать,
но для того, чтоб научиться делать.
М.Горький

Цели урока:

  • развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи;
  • расширить знания о безусловных и условных рефлексах;
  • раскрыть значение рефлексов в жизни человека;
  • показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитие учения о рефлексах.

Образовательная цель: систематизировать знания учащихся о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Воспитательная цель: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуаций успеха;

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Структура урока:

- вводное слово учителя;
- групповая работа-выполнение заданий;
- выступление учащихся;
- рецензия ответов;
- оценка.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, анализ презентации темы

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение)

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (вхождение в тему урока, проверка результатов проводится на уроке, ответы выводятся на слайд)

Карточка №1

Вспомните знания о строении нервной ткани и ответьте на вопросы. Ответы закодируйте.

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит

4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

(См. ответы на 3-й вопрос)

5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 6-й вопрос)

8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам

Карточка №2

Выполните тестовое задание. Ответы зашифруйте.

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга

6. Нерв – это:

А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга

7. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость

8. В периферическую нервную систему не включают:

А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания

III. Изучение новой темы

Часть 1. Постановка проблемы.

Учитель. Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни. Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их, приходят к тому, что рефлекс - это ответная реакция организма на действие раздражителей (внешних или внутренних), осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Учитель: Определите факты, которые к рефлексам не могут быть отнесены и почему?

А. При механическом раздражении амеба сокращается
Б. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие
В. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару краснеет
Г. Проросток растения отклоняется в сторону света
Д. Прикосновение иглой к телу гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток
Е. Инфузории-туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ

Учитель проводит поисковую беседу. Рефлексами являются реакции под буквами Б, В, Д.

Часть 2. Объяснение нового материала

Организм появляется на свет с целым рядом готовых, врожденных рефлекторных реакций (это известно из курса зоологии). Протекание этих реакций связано с наследственно закрепленными нервными путями. Это безусловные рефлексы. (Учащиеся приводят примеры безусловных рефлексов- акты глотания, чихания, сосания, жевания, слюноотделения, отделение желудочного сока, поддержания температуры тела и др.)

Опыт

1. Мигательный рефлекс при раздражении внутреннего угла глаза, кожи век, ресниц, наружного угла глаза
2. Рефлекторное сгибание стопы и пальцев при раздражении кожи подошвенной части ноги человека
3. Ориентировочный рефлекс (поворот головы на внезапный раздражитель)
4. Пассивно-оборонительный рефлекс (вздрагивание)
5. Зрачковый рефлекс

Как видим, во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям это рецепторы. В них при действии соответствующих раздражителей определенной силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникающее возбуждение передается в ЦНС по чувствительным (центростремительным) нервным волокнам. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные (двигательные) нервные волокна. Орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют исполнительным, или рабочим.

Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, называют рефлекторной дугой (учащиеся записывают в тетрадь) (Приложение, слайд 4)


Найдите разницу между простой и сложной рефлекторными дугами. (Приложение, слайд 5)


Для осуществления рефлекторного акта необходима целостность рефлекторной дуги. Рефлекторный акт не заканчивается ответной реакцией организма на раздражение. В работающем органе раздражаются рецепторы и возникающее в них возбуждение по центростремительным волокнам возвращается в ЦНС. Каждый орган благодаря обратной импульсации (обратной связи) «сообщает нервным центрам о своем состоянии. Благодаря обратным связям мы можем не только судить о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.

Основоположниками рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего мира, являются И.М.Сеченов и И.П.Павлов.

Могут ли безусловные рефлексы сами по себе обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? (Нет. Количество их сравнительно невелико. В течение жизни организма вырабатываются великое множество условных рефлексов, которые дают возможность животным и человеку наилучшим образом приспосабливаться к меняющимся условиям.)

Часть 3. Закрепление изученного материала

1. Сравните безусловные и условные рефлексы (Приложение, слайд 8)
2. Найдите соответствие (Приложение, слайд 9)
3. Как ты усвоил материал по рефлекторной дуге? (Приложение, слайд 10)

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить интересную подачу материала и физическую активность обучающихся (физкультминутку).

Скачать:

ВложениеРазмер
методическая разработка урока 449.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Алексеева О.Н.

Учащиеся на данном уроке должны развить следующие метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; Участвовать в групповой работе.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников.

Также данный урок призван развивать такие личностные умения, как проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; стремление к здоровому образу жизни.

Педагогические технологии : личностно-ориентированные.

Цель урока: изучить рефлекторный принцип работы нервной системы.

  1. Повторить все, что известно учащимся о нервной системе (согласно материалу предыдущих уроков).
  2. Сформировать представление о рефлекторном принципе работы нервной системы.
  3. Научиться составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
  4. Развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, сравнивать.
  5. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал учащихся.

Оформление доски: число, тема урока.

Слева на доске: план урока:

Справа на доске: место для схемы рефлекторной дуги.

  1. Приветствие учителя, объявление темы и плана урока (тему урока учащиеся записывают в тетрадь).
  2. Повторение изученного на предыдущих уроках (в форме фронтального опроса).

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Какую роль нервная система играет в организме? (примерный ответ: нервная система осуществляет координацию и регуляцию деятельности организма).
  • Как устроена нервная клетка? (примерный ответ: нервная клетка имеет тело и отростки. Длинные отростки-аксоны образуют белое вещество мозга, короткие отростки-дендриты образуют серое вещество мозга).
  • Что такое синапс? (примерный ответ: место контакта между двумя нейронами. С его помощью передается информация от одного нейрона к другому).
  • Из каких отделов состоит нервная система? (примерный ответ: из центрального и периферического. Периферический делится на симпатический и парасимпатический.
  1. Объяснение нового материала (рассказ учителя)

Путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга может быть простой или сложной.

Давайте проследим путь нервного импульса при самом простом рефлексе—человек дотрагивается до горячего чайника и отдергивает руку (во время объяснения учитель рисует схему на доске, учащиеся рисуют в тетрадях):

На самом деле, и если бы все это происходило столько времени, сколько я потратила на объяснения, мы все ходили бы обожженные, расцарапанные и т.д. Происходит этот процесс за доли секунды. Давайте и мы с вами попробуем воспроизвести путь нервного импульса или рефлекторную дугу.

  • Горячий чайник
  • Рецептор
  • Чувствительные нейроны
  • Двигательные нейроны
  • Вставочные нейроны
  • Рабочий орган (мышца) (рецептор и рабочий орган может изображать один и тот же ученик).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Цель упражнения—учащиеся совмещают закрепление материала с двигательной активностью.

5.Самостоятельная работа учащихся (закрепление материала).

Прочитать страницы 57-58 учебника, в тетради на печатной основе выполнить задания № 49,50 на страницах 34-35.

6.Подведение итогов урока: учащимся задаются вопросы—что нового они узнали на уроке и как эти знания могут пригодиться в жизни? Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

Учитель прощается с учениками и благодарит их за работу.

Фронтальный опрос также можно провести в виде игры: учитель читает утверждения по теме. Если утверждение верно, ученики поднимают руки. Если нет, не поднимают.

  • Нервная система связывает организм с внешней средой (верно)
  • Нервная система осуществляет гуморальную регуляцию (неверно)
  • Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют аксоны (неверно)
  • Нейроны—нервные клетки (верно)
  • Длинные отростки называются аксоны, а короткие дендриты (верно)
  • Рецепторы переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные (неверно)
  • Рецепторы воспринимают раздражение (верно)
  • Синапс это область контакта нервных клеток друг с другом (верно)

1. Выполнить тестовый контроль

2. Изучить теоретический материал, составить опорный конспект

3. Запишите определение что такое рефлекс, торможение, навыки? Заполните таблицу:

Сравнение безусловных и условных рефлексов

Тестовый контроль знаний.
Задание: Перечень свойств и признаков распределить к соответствующему анализатору или их группе анализатора.
Перечень признаков
1. Масса 1) Зрительный
2. Размеры 2) Слуховой
3. Температура 3) Мышечный
4. Форма 4) Осязательный
5. Окраска 5) Вкусовой
6. Запах 6) Обонятельный
7. Объем 7) И зрительный и осязательный
8. Особенности поверхности 8) И зрительный и мышечный
9. Расположение тела в пространстве 9) Вестибулярный аппарат
10. Расстояние до предмета
11. Прочность и хрупкость
12.Характер звука
13.Вкусовые качества

Теоретический материал

Под высшей нервной деятельностью (в.н.д.) понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой; это деятельность высших отделов центральной нервной системы – коры больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами.

Изучение в.н.д. в России связано, прежде всего, с именами двух великих ученых Сеченова И.М. и Павлова И.П.

В одной из клиник лежал больной, у которого действовал лишь один глаз и одно ухо, другие органы чувств и кожа не воспринимали внешних раздражителей. Стоило этому больному прикрыть рукой глаз и ухо, как он тот час же засыпал: никаких раздражителей из внешнего мира к нему теперь не поступало.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.

Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.

Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.

Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример: мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

Пример: чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.

Эти рефлексы могут исчезать. Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

Рефлекторная дуга условного рефлекса состоит:

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель;

2. Чувствительный нерв;

3. Соответствующий ему восходящий путь с подкорковым образованием;

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр);

6. Центр безусловного рефлекса;

7. Двигательный нерв;

8. Рабочий орган.


Для образования условного рефлекса необходимо: сочетание во времени двух раздражителей – безразличного условного для данного вида деятельности (свет, звук и т.п. для пищеварения) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабевают при изменении условий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал 2 вида торможения: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Пример, с новой болью (1), (2) не подкрепляется действием безусловного раздражителя.

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения.

Ученые приходят к выводам, что головной мозг работает по следующим закономерностям:

Закон взаимной индукции возбуждения и торможения И.П. Павлова: развившееся возбуждение затормаживает конкурирующее раздражение (читать стр. 236-238)

Явление доминанты, открытое Ухтомским: возбуждение в центрах головного мозга, вызванное обострившейся потребностью, приобретает свойство доминанты, т.е. оно временно становится господствующим и затормаживает все конкурирующие центры (стр. 239-240)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Рефлекторный принцип работы нервной системы

ФИО Гаврилова Татьяна Витальевна

Место работы МБОУ Печерская СШ Смоленского района Смоленской области

Должность учитель биологии

Предмет биология

Класс 8

Цель урока: формирование знаний о рефлекторном принципе работы нервной системы

Задачи:

- обучающие

 Развивать понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.

 Сформировать представление о рефлекторной дуге.

 Показать вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах.

-развивающие

Развивать критическое мышление, рефлексивность,

Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

-воспитательные

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока урок изучения новых знаний,

Технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска InterWrite , интерактивный конспект урока, рабочие листы на каждого ученика.

Структура и ход урока (таблица 1).

Таблица 1.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Просмотр видеофрагмента

Один ученик у доски, остальные в рабочих листах предполагают, какие утверждения верные (+), а какие - неверные(-)

Организует самостоятельную деятельность учащихся

«Раздражимость – свойство всех живых организмов, рефлексами обладают только животные с нервной системой.

2. Моделирование рефлекторной дуги

Демонстрация интерактивного задания

Вписывают в рабочие листы название частей рефлекторной дуги

Моделируют рефлекторную дугу.

3. Виды рефлексов

4.Классификация рефлексов: безусловные, условные

5. Характерные черты безусловных и условных рефлексов

Организует самостоятельную работу учащихся

Выполняют интерактивное задание

Проверяют правильность утверждений с учетом изученного материала. Делают выводы.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

к плану-конспекту урока

Рефлекторный принцип работы нервной системы

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Безусловные и условные рефлексы.

Авторская презентация PowerPoint

Рефлекторная дуга (сборка)

Классификация рефлексов: безусловные, условные (N 170614)

Характерные черты безусловного и условного рефлексов (N 93548)

к плану-конспекту урока

Рефлекторный принцип работы нервной системы

Рабочий лист _________________________________________________________________

Тема урока ___________________________________________________________________

1. Какое понятие объединяет научная деятельность трех ученых: Р. Декарта, И.М. Сеченова, И.П. Павлова ? _________________________________

Рефлексы бывают условные и безусловные.

Все живые организмы обладают рефлексами.

Рефлекторный принцип работы нервной системы был открыт французским ученым Р.Декартом в XVII веке.

Большой вклад в развитие рефлекторной теории внес русский ученый И.И. Мечников.

Чихание и кашель – это рефлексы.

Даже у мухи можно выработать условный рефлекс.

3. Сформулируйте цель урока.

Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни.

Раздражимость – это способность клетки в ответ на действие раздражителя переходить из состояния покоя в состояние функциональной активности.

(О. В. Петунин Анатомия и физиология нервной системы. М. Вентана Граф)

Рефлекс – непроизвольная реакция живого организма на внешнее раздражение. ( С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М. Русский язык. 1998г)

РЕФЛЕКС, непосредственная реакция организма на стимул. Примером может служить слезотечение при попадании в глаз пыли или сгибание ноги в ответ на болевое раздражение стопы. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер: слезы вымывают раздражающие соринки из глаза, а сгибание ноги удаляет стопу от источника боли.

Рефлексы – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

(О. В. Петунин Анатомия и физиология нервной системы. М. Вентана Граф. 2008г)

Рефлекторная дуга - _____________________________________________________

Рефлекторная деятельность нервной системы

Цель урока: сформировать представление о высшей нервной деятельности человека, ее рефлекторных основах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучение высшей нервной деятельности, становление науки о психике человека;

— роль головного мозга в обеспечении высшей нервной деятельности;

— особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды;

— отличие условных рефлексов от безусловных;

— биологическое значение условных рефлексов, методику и механизм их образования;

— формы поведения человека, их особенности;

— характер деятельности нервной системы человека.

Учащиеся должны уметь:

— раскрывать сущность и значение безусловных и условных рефлексов;

— объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, причины приобретенных форм поведения;

— характеризовать особенности работы головного мозга человека, сущность регуляции жизнедеятельности организма, а также поведение человека и его рефлекторную теорию; роль условного торможения;

— составлять схемы условных и безусловных рефлексов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

— находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам; осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

— использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

— познавательный интерес к раскрытию основ высшей нервной деятельности и поведения человека;

— чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека;

— ответственное отношение к учению, готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся:

— определяют роль безусловных и условных рефлексов в формировании различных форм поведения человека;

— сравнивают условные и безусловные рефлексы;

— характеризуют роль безусловно-рефлекторной деятельности головного мозга в осуществлении врожденной программы поведения, психическую деятельность человека как функцию мозга;

— характеризуют вклад отечественных ученых в изучение высшей нервной деятельности человека, его психики и форм поведения;

— составляют схемы рефлекторных дуг и торможения;

— работают с различными источниками информации, составляют конспекты-схемы.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие механизм возникновения рефлекса, строение рефлекторной дуги, строение головного мозга человека; компьютер; материалы ЦОР.

В чем смысл рефлекторной теории поведения? Чем отличается поведение человека от поведения млекопитающих?

I. Проверка знаний

1. Обсуждение выполнения задания 194 рабочей тетради.

3. Проверочная работа по вариантам.

II. Изучение нового материала

1. Повторение знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, об анализаторах. Беседа с использованием наглядных пособий, рисунка учебника на с. 57. Вопросы для беседы: что такое рефлекс? Кем предложен этот термин? Что такое рефлекторная дуга? Каковы ее составляющие? Какой принцип положен в основу нервной регуляции организма человека?

3. Рефлекторная деятельность нервной системы. Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды и классификация рефлексов. История учения о рефлекторном принципе деятельности организма. Рассказ учителя. Поисковая работа с материалом учебника на с. 232—234. Выполнение заданий 195—197 рабочей тетради и их проверка в ходе беседы по вопросам: что такое рефлекс? Что помогает человеку быстро реагировать на воздействия внешней среды? Что лежит в основе этих реакций? Какие науки изучают деятельность мозга?

5. Выработка условных рефлексов. Роль рефлексов в приспособлении к условиям жизни. Рассказ учителя с привлечением текста учебника и схемы на с. 237—238.

Виды торможения Вид Характерные

торможения признаки 21

формы поведения формы поведения

Безусловный рефлекс — Условный рефлекс —

это . (определение, это реакция . (определение,

Инстинкты — это . Стереотип динамический —

(определение, примеры) это . (определение)

это . (определение) это . (определение)

Рассудочная деятельность — это . (определение)

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

2. Составление схем слюноотделительного рефлекса: безусловного (врожденного) и условного (приобретенного). Работа выполняется в тетрадях и на доске.

3. Формулирование (или чтение) выводов (см. с. 241 учебника).

IV. Домашнее задание

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.