Конспект урока строение и функции вегетативной нервной системы

Класс: 8

Ключевые слова: биология , 8 класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • сформировать знания о строении и основных функциях вегетативной нервной системы ;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей и умения анализировать и использовать ранее полученные знания на уроках биологии;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к знаниям о своем организме.

Ход урока

Фронтальный опрос

  1. Какова роль промежуточного мозга?
  2. Каково значение коры больших полушарий. Назовите доли и зоны.
  3. В чем состоит функция старой коры?
  4. Как распределяются функции между левым и правым полушариями?
  5. Что такое прямые и что такое обратные связи в организме?

Отделы нервной системы и функции ВНС.

- На какие отделы разделяется ВНС?

Соматическая нервная система иннервирует скелетную мускулатуру и кожу и, в основном, обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой.

Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы (системы дыхания, пищеварения, выделения), кровеносную и лимфатическую систему, железы, гладкую мускулатуру, регулирует обмен веществ, процессы роста и развития, метаморфозы, размножение, обеспечивает трофическую иннервацию тканей и органов, в том числе скелетной мускулатуры и самой нервной системы. Деятельность ВНС не зависит от воли человека, не контролируется сознанием, поэтому её называют автономной.

Особенности строения ВНС.

- ВНС состоит из трех отделов – симпатического, парасимпатического и метасимпатического, различающихся своей структурной организацией и функциональным влиянием на органы.

- Большинство внутренних органов имеет двойную иннервацию – симпатическую и парасимпатическую. Чаще всего они оказывают противоположное действие на органы.

- Высшим центром ВНС является гипоталамус.

- Каждый из отделов (кроме метасимпатического) имеет центральную и периферическую части.


Парасимпатические – в среднем, продолговатом мозге и в крестцовом отделе спинного мозга. Центр симпатического отдела расположен в боковых рогах грудных и поясничных отделах спинного мозга.

- Периферическая часть ВНС образована вегетативными нервами, сплетениями и узлами. Узлы симпатического отдела образуют симпатические стволы; узлы парасимпатического отдела расположены вблизи крупных сосудов, около органов или в толще; микроузлы метасимпатического отдела находятся в стенках органов.

- Вегетативная нервная система не имеет своих особых чувствительных путей. Афферентные импульсы от органов направляются по чувствительным волокнам, общим для соматической и ВНС.

- Эфферентный путь состоит из двух нейронов. Путь вегетативных эфферентных волокон разбит на два участка: от ЦНС до вегетативного узла – преганглионарный (имеет миелиновую оболочку белого цвета) и постганглионарный (не имеет белой миелиновой оболочки).


Большинство внутренних органов имеет двойную иннервацию. За счёт противоположного действия симпатического и парасимпатического отделов ВНС на деятельность органов обеспечивается лучшее приспособление организма к меняющимся условиям существования. Обе части ВНС работают согласованно, обеспечивая биологически целесообразные действия организма: при беге усиливается работа сердца и лёгких, а деятельность ЖКТ ослабляется.

Некоторые органы не имеют двойной иннервации. Например, иннервируются только симпатическими нервными волокнами: потовые железы, мышца, расширяющая зрачок (дилятатор), большая часть кровеносных сосудов и др.

А иннервируются только парасимпатическими волокнами: мышца, сужающая зрачок (сфинктер), ресничная мышца глаза.

1. Соматическая нервная система регулирует деятельность

1) сердца, желудка
2) желез внутренней секреции
3) скелетных мышц
4) гладкой мускулатуры

2. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает

1) промежуточный мозг
2) средний мозг
3) спинной мозг
4) мозжечок

3. Какой отдел мозга регулирует координацию движений

1) продолговатый мозг
2) промежуточный мозг
3) мозжечок
4) кора больших полушарий

4. Продолговатый мозг, в отличие от мозжечка,

1) координирует движения
2) обеспечивает равновесие тела в пространстве
3) способствует точности действий
4) управляет сердечной деятельностью и дыханием

5. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в

1) мозжечке
2) среднем мозге
3) продолговатом мозге
4) промежуточном мозге

6. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему

1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую

7. По каким нервам происходит передвижение импульсов, усиливающих пульс?

1) симпатическим
2) спинномозговым
3) парасимпатическим
4) черепно-мозговым чувствительным

8. Вегетативная нервная система регулирует работу мышц

1) грудной клетки
2) конечностей
3) брюшного пресса
4) внутренних органов

9. Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность выражается в:

1) замедлении сердцебиения,
2) учащении сердцебиения,
3) остановке сердца,
4) аритмии.

10. Центры ориентировочных рефлексов: зрения, слуха находятся в

1) продолговатом мозге
2) среднем мозге
3) мозжечке
4) коре головного мозга

11. Периферическая нервная система состоит из

1) спинного и головного мозга
2) спинного мозга и отходящих от него нервов
3) черепно-мозговых нервов
4) нервов, нервных сплетений, узлов

12. Одной из перечисленных функций вегетативной нервной системы является

1) регуляция координации движений
2) анализ звуковых раздражений
3) поддержание гомеостаза
4) управление речью


Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

Задачи:

· повторить материал об основных функциях нервной системы;

· выяснить значение соматического и вегетативного отделов нервной системы;

· рассмотреть строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
avtonomnyy_vegetativnyy_otdel_nervnoy_sistemy.docx 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

Работа с карточками 20, 24,25 (карточки прилагаю).

а) Обсуждение работы 150 в рабочей тетради № 2 (повторение значения нервной системы), по рисунку (работа 153) рассмотреть части нервной системы (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы).

б) выяснить значение прямых и обратных связей в рефлекторной деятельности (на примере, приведенном в работе 152 рабочей тетради).

II.Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием схемы и компьютерных слайдов

1.Функциональное деление нервной системы. (Слайд 1)

2.Вегетативный отдел нервной системы. (Слайд 2)

Обращаем внимание на то, что он подразделяется на два подотдела, которые, как правило, действуют противоположным образом: надо указать, что любая регуляция возможна лишь в том случае, если имеются средства для пуска и тормоза.

3.Функция парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Их взаимосвязь между собой и с эндокринной нервной системой. Завершение таблицы в работе 152 рабочей тетради. (Слайд 3)

Симпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы чаще всего усиливает работу тех органов, которые необходимы для выполнения активной деятельности. Он стимулирует все органы, которые связаны с повышенной физической и умственной работой. Органы же, обслуживающие внутренние нужды организма - пищеварение, мочеобразование, - обычно затормаживаются.

Парасимпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы обычно усиливает ту деятельность, которая связана с внутренним обеспечением организма, но ослабляет работу тех органов, которые обслуживают деятельность, направленную вовне. Недаром симпатическую систему называют системой аварийной ситуации, а парасимпатическую – системой отбоя.

По слайду 2 на доске удобно рассмотреть воздействие обоих подотделов на различные органы. Важно проследить, чтобы учащиеся усвоили расположение симпатических и парасимпатических центров в ЦНС и положение вегетативных узлов в периферической.

Очень важно разъяснить совместную работу этих систем, которые находят необходимый режим функционирования внутренних органов при физическом и эмоциональном напряжении и отдыхе. (Слайд 3).

Следует подчеркнуть, что вегетативный отдел нервной системы, как и соматический, имеет центральную и периферическую части. Кора головного мозга и гипоталамус являются высшими центрами и соматического и вегетативного отделов, благодаря чему нервная система работает как единый механизм. После этого важно рассмотреть положение ядер парасимпатического симпатического отделов и перейти к особенностям вегетативной иннервации.

После этого можно рассказать о различиях в расположении узлов симпатического и парасимпатического подотделов, а затем перейти к их функциям ( опыт штрихового раздражения кожи тыльной поверхности кисти).

1.Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Проведите опыт и объясните его результаты, заполнив таблицу.


150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Тема: Вегетативная нервная система

Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

I.Проверка знаний

Индивидуальный опрос.

Работа с карточками 20, 24,25 (карточки прилагаю).

Фронтальный опрос.

а) Обсуждение работы 150 в рабочей тетради № 2 (повторение значения нервной системы), по рисунку (работа 153) рассмотреть части нервной системы (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы).

б) выяснить значение прямых и обратных связей в рефлекторной деятельности (на примере, приведенном в работе 152 рабочей тетради).

II.Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием схемы и компьютерных слайдов

1.Функциональное деление нервной системы. (Слайд 1)

2.Вегетативный отдел нервной системы. (Слайд 2)

Обращаем внимание на то, что он подразделяется на два подотдела, которые, как правило, действуют противоположным образом: надо указать, что любая регуляция возможна лишь в том случае, если имеются средства для пуска и тормоза.

3.Функция парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Их взаимосвязь между собой и с эндокринной нервной системой. Завершение таблицы в работе 152 рабочей тетради. (Слайд 3)

Симпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы чаще всего усиливает работу тех органов, которые необходимы для выполнения активной деятельности. Он стимулирует все органы, которые связаны с повышенной физической и умственной работой. Органы же, обслуживающие внутренние нужды организма - пищеварение, мочеобразование, - обычно затормаживаются.

Парасимпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы обычно усиливает ту деятельность, которая связана с внутренним обеспечением организма, но ослабляет работу тех органов, которые обслуживают деятельность, направленную вовне. Недаром симпатическую систему называют системой аварийной ситуации, а парасимпатическую – системой отбоя.

По слайду 2 на доске удобно рассмотреть воздействие обоих подотделов на различные органы. Важно проследить, чтобы учащиеся усвоили расположение симпатических и парасимпатических центров в ЦНС и положение вегетативных узлов в периферической.

Очень важно разъяснить совместную работу этих систем, которые находят необходимый режим функционирования внутренних органов при физическом и эмоциональном напряжении и отдыхе. (Слайд 3).

Следует подчеркнуть, что вегетативный отдел нервной системы, как и соматический, имеет центральную и периферическую части. Кора головного мозга и гипоталамус являются высшими центрами и соматического и вегетативного отделов, благодаря чему нервная система работает как единый механизм. После этого важно рассмотреть положение ядер парасимпатического симпатического отделов и перейти к особенностям вегетативной иннервации.

После этого можно рассказать о различиях в расположении узлов симпатического и парасимпатического подотделов, а затем перейти к их функциям ( опыт штрихового раздражения кожи тыльной поверхности кисти).

1.Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Проведите опыт и объясните его результаты, заполнив таблицу.

Анатомически нервная система подразделяется на центральную (ЦНС) и периферическую (ПНС). Периферическая НС образована нервами и нервными узлами. Функционально нервная система делится на: соматическую и вегетативную (автономную). Вегетативная НС иннервирует внутренние органы.

Периферическая нервная система состоит из 12 пар черепно-мозговых нервов (отходят от головного мозга) и 31 пары спинномозговых нервов (отходят от спинного мозга), а также нервных узлов.


Каждый спинномозговой нерв отходит от спинного мозга двумя корешками: задним (чувствительным) и передним (двигательным). На задних корешках расположены нервные узлы. Затем оба корешка соединяются в один ствол, выходящий из позвоночного канала через межпозвоночное отверстие. Благодаря этому спинномозговые нервы являются смешанными (чувствительными и двигательными). Они иннервируют кожу, внутренние органы и скелетную мускулатуру.

Автономная (вегетативная) нервная система регулирует деятельность внутренних органов, желёз, кровеносных сосудов, гладких мышц и процессы обмена веществ. Её деятельность не подчинена воле человека.


Анатомически в неё входят элементы как центральной, так и периферической нервных систем. Центры вегетативной нервной системы находятся в сером веществе среднего, продолговатого и спинного мозга. Передающееся в рабочий орган возбуждение проходит по двум нейронам: тела первых нейронов лежат в ЦНС, а тела вторых — в лежащих за её пределами нервных узлах. По вегетативным нервам возбуждение проводится намного медленнее. Вегетативная нервная система состоит из двух отделов — симпатического и парасимпатического.

Симпатический отдел начинается в центральных отделах спинного мозга, в которых расположены тела первых нейронов. Их отростки заканчиваются в симпатических нервных узлах, лежащих по бокам позвоночника и образующих цепочки. Внутри узлов расположены тела вторых нейронов, отростки которых идут к рабочим органам.

Парасимпатический отдел начинается в продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга (в них находятся тела первых нейронов). Отростки нейронов направляются в парасимпатические узлы (сосредоточение тел вторых нейронов), расположенные около органов или непосредственно в тканях иннервируемого органа.

Практически все внутренние органы имеют двойную иннервацию — симпатическую и парасимпатическую, которые оказывают противоположное влияние на физиологические функции. Согласованная деятельность обоих отделов вегетативной нервной системы обеспечивает тонкую регуляцию работы внутренних органов и её приспособление к потребностям организма в меняющихся условиях среды.


  • Перейти к следующему конспекту: Эндокринная система. Железы
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 8 класс.


«Соматический и автономный (вегетативный) отделы

(по технологии эмоционально-образного построения урока)

Учитель биологии МБОУ Урывской школы


1) предметные: сформировать анатомо-физиологические понятия о строении и функциях соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации внутренних органов.

2) метапредметные: развивать умения

- работать с текстом, анализировать и оформлять текстовую информацию в виде таблиц и схем;

- наблюдать, выделять существенные признаки объекта, осуществлять логические операции, делать выводы.

3) личностные:

- формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- развивать умения работать в малых группах, находить выходы из спорных ситуаций, снимать сильное нервно-психическое напряжение;

- воспитывать уважительное отношение к иному мнению;

Используемое оборудование

Нервная система – дирижер нашего организма.

Тренировка мозга заключается в постоянном решении задач высокого уровня! Мозг должен кипеть и волноваться.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся (домашнего задания).

3. Изучение нового материала и его закрепление.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

• Подготовка класса к работе.

2. Проверка знаний.

А какие еще функции выполняет нервная система?

Ответы учеников:

- служит основой психической деятельности: память, чувства, эмоции, речь, мышление, социальное поведение;

- поддерживает постоянство внутренней среды организма – гомеостаз;

- отвечает за ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения на основе полученной информации.

Для выполнения таких сложных и ответственных функций нервная система должна иметь соответствующее строение. Из каких частей состоит нервная система по топографическому принципу?


Работаем в малых группах, на расшифровку 3 минуты.

Обсуждение схемы. Попутно дополняются функции отделов головного мозга.

3. Актуализация новых знаний. Постановка задач урока.

Нет.

Действительно, человек может осознанно управлять деятельностью только скелетных мышц, своими произвольными движениями и речедвигательной функцией. Но нельзя контролировать слюноотделение, выделение пота, или желудочного сока, ток крови и многое другое.

Проблемный вопрос: Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы — нет?

Группы выдвигают гипотезы.

В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.
По функциональному признаку в нервной системе выделяют

соматический (анимальный) и

вегетативный (автономный) отделы, который делится на два подотдела – симпатический и парасимпатический.

Соматическая нервная система обеспечивает восприятие окружающего мира и регулирует движения (в том числе, связанные с речью). Вегетативная – регулирует процессы, общие для животных и растений (отсюда ее название): обмен веществ, дыхание, транспорт веществ, выделение.


Задачи сегодняшнего урока:

1) изучить строение и функции соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия;

2) определить значение двойной вегетативной иннервации внутренних органов.

4. Изучение нового материала и его закрепление.

(показывается первая часть, до появления собаки).

Ребята, какой отдел нервной системы нашего героя был задействован во время его бегства от медведя: соматический или автономный?

Группы отвечают.

Правильно, оба отдела. Представьте, что в нашем организме сокращение и расслабление скелетных мышц осуществляется произвольно, а изменение ритма сокращения сердца и частоты дыхания не связаны с процессами, происходящими в мышцах и других органах. Тогда наша гибель была бы неизбежной.

Итак, наш герой убегает от медведя. Работает его поперечно-полосатая мускулатура – скелетные мышцы, отвечающие за движение тела, а значит, какой отдел нервной системы?

Соматическая система.

Вспомним, что мы уже знаем о ее строении.

Соматическая нервная система

Эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру. Соматическая нервная система имеет центральную и периферическую части. Из головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Каждый сегмент спинного мозга дает по одной паре нервов, содержащих чувствительные и двигательные волокна. Все чувствительные, или центростремительные, волокна входят в спинной мозг через задние корешки, на которых есть утолщения - нервные узлы. В этих узлах находятся тела центростремительных нейронов.

Волокна двигательных, или центробежных, нейронов выходят из спинного мозга через передние корешки – 31 пара спинномозговых нервов. Каждому сегменту спинного мозга соответствует определенный участок тела – метамер.

Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий головного мозга. Именно здесь изыскиваются способы удовлетворения потребностей, и в лобной доле коры созревает план будущих действий.

Учитель: Вся деятельность нервной системы имеет рефлекторный характер, т. е. складывается из огромного количества разнообразных рефлексов разного уровня сложности.

Вспомним, что называют рефлексом?

Ответы учеников:

Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие с участием нервной системы.

Правильно, а вот еще одно определение:

Рефлекс - это приспособительная реакция организма, обеспечивающая тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с состоянием внешней или внутренней среды.

Т. о. нервная система работает по принципу отражения: стимул - ответная реакция. Авторами рефлекторной теории являются выдающиеся отечественные физиологи. Кто?

Для осуществления любого рефлекса необходимо особое анатомическое образование - рефлекторная дуга. Что это такое?

Рефлекторная дуга - это цепь нейронов, по которым проходит нервный импульс от рецептора (воспринимающей части) до рабочего органа, отвечающего на раздражение.

Ваша задача – нарисовать рефлекторную дугу простого и сложного соматического рефлекса (по группам).

Схема коленного разгибательного рефлекса



Схема сгибательного рефлекса отдергивания руки от горячего предмета


А теперь сравним рефлекторную дугу соматического и вегетативного рефлексов.


Отличаются ли чувствительные пути этих рефлексов? Нет.

Ребята, дело в том, что вегетативная нервная система не имеет своих собственных чувствительных путей, они общие для соматического и вегетативного отделов.

Есть ли отличия в строении двигательных (центробежных) волокон? Какие?

Двигательное волокно соматической системы нигде не прерывается. А исполнительный путь вегетативного рефлекса двухнейронный, прерывается в узле: до узла – преганглионарное волокно, после узла – постганглионарное.

Кроме этого: двигательное волокно, идущее от ЦНС до скелетной мышцы, имеет относительно большой диаметр и высокую скорость проведения возбуждения. Оно на всем протяжении покрыто миелиновой оболочкой.

Вегетативное волокно тоньше и значительно медленнее проводит возбуждение. На пути от ЦНС к иннервируемому органу оно обязательно прерывается с образованием синапса.

Таким образом, центробежный путь в вегетативной нервной системе включает два нейрона - преганглионарный и постганглионарный. Тело первого нейрона находится в ЦНС, а тело второго - за ее пределами, в нервных узлах (вегетативных ганглиях). Постганглионарных нейронов намного больше, чем преганглионарных. В результате этого каждое преганглионарное волокно в ганглии подходит и передает свое возбуждение многим (10 и более) постганглионарным нейронам. Это явление называется мультипликацией.

У юноши, спасающегося от медведя, одновременно с соматической работала и автономная нервная система. Как вы думаете, на каких внутренних органах и как это отражалось? (ответы учащихся)


Действительно, вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы: сердце, сосуды, желудок, кишечник, почки, печень и др. А одинаково ли действие автономной системы, например, на сердце и желудок в данном случае?

Правильно, сердце усиливает свою работу, а деятельность желудка, наоборот, затормаживается.

Как же устроена вегетативная нервная система, чтобы одновременно осуществлять такие разнонаправленные действия?

Автономная нервная система

Состоит из центральной и периферической части. Ее высшим органом считается гипоталамус (нижняя часть промежуточного мозга), который также регулирует работу эндокринной системы через гипофиз (гипоталамо-гипофизарная система).

Подразделяется на два подотдела: симпатический и парасимпатический.

Рассматриваем рис.98 и 99 на с.237-238 учебника:


Заполняем в рабочих тетрадях таблицы под № 000 и № 000.

Но мы совсем забыли про нашего героя. Вам интересно узнать, что же с ним было дальше?

Показывается вторая часть кинофрагмента, как собака спасает своего хозяина от медведя.

Как вы думаете, с какого момента у юноши начинает доминировать парасимпатический подотдел нервной системы – система отбоя?

Видимо, когда молодой человек понял, что он в безопасности.

4. Подведение итогов урока.

Давайте вернемся к задачам нашего урока, выполнили ли мы их?

Ученики отвечают.

Выставление оценок за работу на уроке.

5. Домашнее задание.

§47, РТ-№ 000, задание! на с.239

Спасибо всем за работу. Желаю вам достойного выхода из любой сложной ситуации. Чтобы ваша нервная система, ее соматический и автономный отделы работали в полной гармонии!

Этим уроком мы заканчиваем тему Нервная система. Я прошу всех чаще вспоминать ее лозунг:

Тренировка мозга заключается в постоянном решении задач высокого уровня! Мозг должен кипеть и волноваться.

Выбранный для просмотра документ Автономная нервная система.doc

Разработка урока по теме:

учитель биологии и химии высшей к.к.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет биология

Основные понятия: симпатическая нервная система, парасимпатическая нервная система, блуждающий нерв, центры автономной нервной системы.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: особенности строения отделов вегетативной нервной системы, функции симпатического и парасимпатических отделов в.н.с.;

Учащиеся должны уметь: характеризовать отличия и влияние их на работу органов, пользоваться полученными знаниями для объяснения процессов, происходящих в организме при различных ситуациях.

Сравнивать между собой симпатическую и парасимпатическую иннервацию, давать характеристику особенностям их функционирования, устанавливать связи и соответствие между влиянием отделов в.н.с. на органы и системы органов человека, характеризовать организм человека как единую систему.

Учащиеся продолжат отработку умения работать с различными источниками информации, находить нужную, оценивать и анализировать её, переводить из одной формы в другую, продолжат формировать умение сравнивать различные точки зрения, объяснять и отстаивать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи, определять цели изучаемого и учебных действий, задачи, необходимые для их достижения; работать в составе творческих групп, излагать информацию своим товарищам, воспринимать ее на слух, владеть устной речью, строить отношения с учителем и одноклассниками на основе взаимоуважения и понимания

Формирование ответственного отношения к учению, умение доказывать, анализировать, рассуждать, формировать и развивать чувство патриотизма

Повторяют темп хлопков за учителем

Знакомятся с рабочими листами

Обращается с вопросом к учащимся:

- какие чувства вызвал у вас этот сюжет?

- от чело зависел успех Сергея?

- какова роль в этом успехе нервной системы?

- почему последний вопрос вызвал у вас затруднения?

Отвечают на вопросы

Делают вывод о том, что организм человека сложен, удивителен и о недостаточности своих знаний

Постановка целей и задач урока, планирование учебной деятельности

1)Организует работу с рабочими листами по целеполаганию:

2) Организует работу по составлению плана урока(предлагает ученикам карточки на доске расположить в правильной последовательности:

Где находятся функциональные центры отделов автономной нервной системы?

Какие функции выполняют отделы автономной нервной системы?

Как отделы вегетативной нервной системы взаимодействуют между собой?

На какие отделы делится автономная нервная система?

Пробуют распределить предложенные карточки в том порядке, в котором будет логичнее изучать основные вопросы урока

Актуализация имеющихся знаний

Рецептор - …..- вставочный нейрон- …..- рабочий орган

Повторяет с учениками основные понятия:

Вспоминают знания о составляющих рефлекторной дуги и дополняют схему

Изучение нового материала

Обращается с вопросом:

- как можно проверить качество выполнения данного задания?

- почему это важно?

3. (Слайд 3)Организует проверку правильности выполнения задания по учебнику и слайдам презентации.

- сужает кровеносные сосуды?

- расширяет кровеносные сосуды?

- замедляет работу желудка?

5. Вводит термины в урок(на карточках):

-симпатическая нервная система

-парасимпатическая нервная система

Работают с карточками

Распределяют их по двум столбикам

Проверяют правильность выполнения задания

Делают записи в тетради

- Разведчики – очень таинственные люди. Они могут общаться друг с другом без слов, знаками рук или глаз. Вот и вам сейчас нужно связаться глазами со своим одноклассником. Если смотрите на него только вы – значит, задание не выполнено. Нельзя привлекать к себе внимание звуками, это можно сделать только глазами. По моей команде вы поменяетесь со смотрящим на вас одноклассником и продолжите задание с новым человеком.

Выполняют правила игры 2-3 раза, оказываются на новых местах

Изучение нового материала

б) парасимпатическая нервная система

Условные обозначения: НУ – нервный узел; РО – рабочий орган;

Слова-помощники:

Грудной отдел спинного мозга

Поясничный отдел спинного мозга

Крестцовый отдел спинного мозга

Цепочки слева и справа от позвоночника

Органы головы, брюшной и тазовой полостей, сосуды, железы.

Слова-помощники:

Копчиковый отдел спинного мозга

Поясничный отдел спинного мозга

Крестцовый отдел спинного мозга

Ствол головного мозга

Стенки внутренних органов или рядом с ними

Органы головы, брюшной и тазовой полостей, сосуды, железы.

Проверка задания по слайдам 4-5,6

Работают с учебниками, в схемах нумеруют местоположение НУ 1, НУ 2(с помощью слов-помощников)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.