Конспекты занятий с неврологическими дошкольниками


Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксационные упражнения, дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова с движением, тематический стихотворный материал, речевые игры на воспитание спокойного темпа речи в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnye_zanyatiya_s_zaik.docx 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Помахать руками, как птички крылышками – напряжение, опустить руки – расслабление.

Помахать руками, как при прощании - напряжение - кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

Сжать кулачки – напряжение, опустить руки – расслабление.

2. Дыхательные упражнения.

-потушить свечу. Сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

-сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше.
-предлагается при вдохе понюхать цветок (вдох через нос, выдох через рот)

Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу (громко-тихо)

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки:

Очень мамочку люблю -4 хлопка

Маму милую мою – 4 хлопка.

Нежно поцелую- 2 хлопка

Мамочку родную -2 хлопка.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
Для этих занятий используется любое предметное лото.
Взрослый показывает голосом, в каком темпе ребёнок должен произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает называть картинки в таком же темпе.

- У _меня_ петушок. - У_ меня_ рыбка. - У_ меня_ белка

Упражнение для расслабления мышц живота

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись

2. Дыхательные упражнения.

-"Лети, перышко!". Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. - дифференциация ротового и носового дыхания: а)вдох-носом, выдох-носом б)вдох-носом, выдох ртом

-пропевание звука А-А-А на плавном выдохе. (то же со звуками О, И, У, Э)

-пропевание звукокомплексов АУ, АУО, АУИ, АУЭ, АО, АОУ, АОЭ, АОИ.







4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

- Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. (в руках у ребёнка мяч, на ударный слог движения к себе-от себя)

Я кувшинчик уронила

И об пол его разбила

1, 2, 3- мячик мамочка лови!

-Воспитание спокойного темпа речи в игре с бубном. Например, произносим слова: на каждый удар бубна произносим слово по слогам. Словарь: ба-нан, ли-мон, ки-ви, гру-ша, ды-ня, ман-да-рин, а-пель-син.

-Речевые упражнения под мяч. Каждый ударный слог – бросок мячом в пол.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова, затем в четыре слова.

У_меня_апельсин. У_меня_сладкий _апельсин. У_меня_лимон. У_меня_кислый_лимон. Словарь: названия фруктов.

ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

2. Дыхательные упражнения.

б) Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).Счёт ведёт взрослый.

На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –

аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

АОАО АУАУ АИАИ АЭАЭ УАУА УОУО УИУИ УЭУЭ







4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

По дорожке мы пойдём

И корзинку мы найдём.

В руки овощи беру

И в корзинку положу.

5. Речевые настольные игры .

2. Дыхательные упражнения.

На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

  1. Вдох носом;
  2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;

  1. Вдох носом;
  2. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.

. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми

гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность

упражнения та же, что и в предыдущем упражнении.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) Ванька-встань-ка, Ванька-встань-ка

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

б) Прошагивание названий игрушек со зрительной опорой. Слова : ку-бик, ма-ши-на, мя-чик, пи-ра-ми-да, и-груш-ки, ба-ра-бан, миш-ка, со-бач-ка.

в) Согласование существительного с личным местоимением. Например, это моя кукла.
Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой — мяч, мишка, слон.

- Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

- Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

- Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

2. Голосовые упражнения.

г) На плавном выдохе произносим названия домашних животных:

коза-козёл-козлёнок кот, кошка, котёнок бык – корова – телёнок



собака – кошка – корова пёс – собака - щенок


3. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) - Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

б) Прошагивание названий домашних животных: кош-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, ко-за, ло-шадь, ко-тё-нок, те-лё-нок, кро-лик, по-ро-сё-нок.

Кошка и котята мяукают. (3 нажатия) Собака и щенята лают. Лошадь и жеребята ржут.

Корова и телята мычат. Свинья и поросята хрюкают.

У козы – щенок. У кролика- телёнок.

- Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

- Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

- Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

2. Дыхательные упражнения.

а) Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) Три медведя шли домой

Папа был большой, большой,

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был – с погремушками ходил.

б) Прошагивание названий диких животных: лиса, волк, медведь, зайчик, лисёнок, волчонок, медвежонок, зайчонок.

Медведь был (медвежонком).-3 нажатия. Ёжик был (ежонком). Лиса была лисёнком. Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком).

5. Беседа по теме.

Чем питаются дикие животные?

Кто из зверей делает запасы на зиму?

Какие это запасы?

Как называется жилище медведя? – Берлога. Волка? – Логово. Лисы, ежа? – Нора. Белки? – Дупло. Где живут дикие животные? – Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.

2. Дыхательные упражнения.

-Сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки – жёлтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного речевого дыхания продол.

Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой.

Конспект занятия по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи.

1. Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с детьми двигательной деятельности 2. Формировать умение выполнять движения в паре3. Совершенствовать у детей ум.

Конспект музыкального занятия с неслышащими детьми старшего дошкольного возраста включает в себя методы и приемы работы над ритмом.

Цель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния.

Материалы: подушки, магнитофон, запись спокойной и веселой музыки, ковер, столы, стулья, воздушные шарики, шарик с нарисованным лицом, бумажные шарики-эмоции, губки, гуашь, тарелочки, стаканчики под воду, влажные салфетки, бланки с нарисованным шариком, ватман для стены настроений, заклепки для завязывания шариков.

Ход занятия:

I . Вводная часть

2. Вступление к занятию.

Каждое занятие мы с вами совершаем различные путешествия и сталкиваемся с разными чудесами. Готовы ли вы совершить сегодня новое путешествие? А чтобы узнать в какую волшебную страну мы сегодня отправимся, вам нужно отгадать загадку. Хорошо? Итак, слушаем загадку:

Я на праздник спешу,

Их за ниточку держу:

Красный, желтый, голубой –

Плывут над головой,

Лучше нет для детворы,

Чем воздушные ……… (шары).

Психолог: Дорогие друзья! Мы с вами отправляемся в прекрасное путешествие. Где нас ждет много удивительных и радостных приключений.

Открываем глазки. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно. Воздушный шарик. Давайте с ним познакомимся и скажем какое у нас настроение. Его зовут Пиф.

3. Игра-знакомство с воздушным шариком.

Дети располагаются в круге и поочередно бросают шарик друг другу, при этом называя свое имя и говоря, с каким настроением они пришли на занятие.

Психолог: чтобы шарик не улетел его надо крепко держать. Для этого нам надо подготовить наши пальчики.

4. Пальчиковая зарядка.

И.п. сидя на полу, дети вместе с психологом выполняют следующие упражнения.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего , безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами о беих рук одновременно.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин­цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.


Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла­дошка). Одновременно менять поло­жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­корении.

просеиваем муку (ладошками); . делаем гребешки — пальчики соединяются все по очере-

разобьем яйца (о ребро ладони); ди с большим;

солим правой ручкой; . укладываем на противень — ставим в духовку;

сластим левой ручкой; . нюхаем — вдох, выдох;

мнем тесто; • достаем пирожки, снимаем с противня;

берем скалку — раскатываем; . все кушают, жуют, гладят животики;

печем пирожки; • вытираем пот со лба.

Психолог: нашему другу надо помочь, у него нет друзей. Давайте ему поможем найти его друзей. Для этого мы сделаем дыхательные упражнения.

II . Основная часть

5. Дыхательные упражнения.

1). Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
2). Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
3). Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу

ИП: ребёнок сидит или стоит. Глубоко вдыхает, затем медленно выдувает воздух в шарик. Итак, несколько раз, пока шарик надуется.

Психолог: Ребята, посмотрите, как много друзей – шариков стало у Пифа.

Сидя на подушках, дети повторяют за психологом слова:

Если шарик накачать

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

После веселой дискотеки нам надо отдохнуть. Звучит спокойная музыка.

Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ножкам и ручкам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… послушайте, что я хочу вам рассказать.

Дети садятся за стол, на котором лежат бланки с нарисованным воздушным шариком (по количеству детей), гуашь, губки, вода и влажные салфетки. Звучит музыка. Дети начинают заниматься творчеством – губкой надо раскрасить нарисованный шарик, цвет дети выбирают сами. Затем пальчиком рисуют улыбку и ниточку для шарика.

Психолог: Молодцы ребята! А теперь давайте подуем на наши шарики. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

III . Итоговая часть

- Ребята, скажите, куда мы совершали путешествие?

- Вам понравилось или нет?

- С кем мы познакомились?

- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психогигиенической к психопрофилактической помощи. Л., 1985.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комп­лексная психологическая коррекция).—М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с. ISBN 5—211 — 00025—0.

Сгибов В.Н., Рогова С.Н., Кочерганов П.Н., Павлова Д.Д. Комплексный медико-психологический подход к лечению больных логоневрозами. // Удостоверение на рационализаторское предложение № 293 от 23.05.05 г. (БРИЗ Пензенской областной клинической больницы им.Н.Н.Бурденко)

Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. В кн.: Руководство по психотерапии. - Ташкент: Медицина, 1979. - с.400-420.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

1. Формирование умения наблюдать и регулировать напряжение и расслабление мышц тела, мимических мышц, мышц артикуляционного аппарата; определять и сравнивать мышечное ощущение.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость).

4. Развитие темпа, ритма и плавности речи.

5. Развитие координации слова и ритмизированного движения.

1. Обучать умению сопряженной и отраженной речи.

2. Обучать навыкам релаксации.

1. Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе.

2. Формирование положительной мотивации к занятиям.

Конспект группового занятия для заикающихся детей

старшего дошкольного возраста.

коррекционно-развивающие

1. Формирование умения наблюдать и регулировать напряжение и расслабление мышц тела, мимических мышц, мышц артикуляционного аппарата; определять и сравнивать мышечное ощущение.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость).

4. Развитие темпа, ритма и плавности речи.

5. Развитие координации слова и ритмизированного движения.

коррекционно-образовательные

1. Обучать умению сопряженной и отраженной речи.

2. Обучать навыкам релаксации.

коррекционно-воспитательные

1. Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе.

2. Формирование положительной мотивации к занятиям.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по космическим далям. Увидим много нового и интересного. В этом нам поможет волшебный бортовой компьютер. Итак, в добрый путь друзья!

2. Общая моторная зарядка.

Посмотрите на экран. Вот наша ракета! С помощью нашего бортового компьютера мы видим ее изображение снаружи. На ней мы полетим в космос.

Но, прежде, чем отправиться в дорогу нам необходимо проверить, удобно ли сидят на нас наши космические костюмы или скафандры. Вот и компьютер напоминает нам, об этом. Встаньте возле своих кресел.

2. А теперь поднимаем ногу (колено на уровне бедра); левое- правое попеременно. Также не забываем глубоко вдыхать. (3-5раз).

3. Голову попеременно прижимаем к правому плечу, левому, груди. (3-5 раз).

4. Наклоняемся и болтаем руками (имитируя полоскание белья).

5. Согнуть туловище (делаем вдох), медленно подняться (выдох).

(Дети выполняют упражнения)

Молодцы! Все хорошо – скафандры сидят ладно. Занимаем свои места.

3. Упражнения на напряжение-расслабление.

Оправляемся в полет, давайте посмотрим взлет нашего космического корабля.

Сейчас мы будем преодолевать земное притяжение.

(Дети выполняют упражнения)

4. Этап релаксации

(Дети закрывают глаза, слушают музыку и пытаются расслабиться)

5. Отработка навыков сопряженной речи. Развитие интонационных характеристик речи.

(Дети произносят буквосочетания вместе с учителем)

6. Отработка навыков отраженной речи. Развитие темпа, ритма и плавности речи.

Вот и появился инопланетянин по имени Аук. Он добрый и веселый. И очень любит, когда ребята с планеты Земля читают ему стихи. Но у жителей этой планеты есть одна особенность – они понимают только о-чень медленную речь. Давайте прочитаем им два стихотворения, которые наверняка вам знакомы.

Я буду читать строчки, а вы прослушайте, а потом повторяйте за мной

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

(Дети отраженно повторяет за учителем очень медленно низким голосом)

7. Физминутка. Мимическая гимнастика.

Какое настроение вам понравилось больше всего? (радость)

Давайте повернемся к своим соседям и улыбнемся друг другу. Ну а теперь попрощаемся с жителями планеты, с Ауком, и оправимся назад.

8. Развитие речевого дыхания (по методике Стрельниковой)

Что это! Сработал тревожный сигнал. Неужели на нашем корабле пожар. Давайте по запаху определим это. Только нужно вдыхать воздух, как настоящие собаки – ищейки. Делаем два резких, громких вдоха. Прямо перед собой (2р.)

Чувствуете запах гари? (нет) Ну вроде бы все в порядке.

9.Этап релаксации.

Мы отправляемся на планету Земля. Закрываем глаза, слушаем музыку и расслабляемся. Мы летим на прекрасном космическом корабле. Мы отдыхаем. Наши ноги и руки отдыхают. Нам легко и спокойно. Наше чудесное путешествие подошло к концу. Впереди виднеется планета Земля.

Наш космический корабль уже близок к цели. Уже слышны родные, земные звуки – звуки ветра и пение птиц. Открываем глаза. Вот мы и на Земле. Путешествие окончено.

10. Рефлексия. А теперь, ребята, я попрошу взять в руки листочки. (На нем нарисовано солнышко без лучиков). Давайте нарисуем лучики. Если вам понравилось наше путешествие – вы рисуйте много лучиков, если не понравилось – то не рисуйте. (Дети рисуют)

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Формирование устойчивого навыка плавной речи в элементарных ее формах и коротких фразах.

Коррекционно-образовательные задачи:

автоматизировать нижне-диафрагмальный тип дыхания, вырабатывать самоконтроль дыхательных движений груди и диафрагмы

формировать умение выполнять длительный фонационный выдох

закреплять навык мягкой атаки звука

закреплять умение слитного произношения гласных звуков, сочетания гласных звуков (2 звука на одном выдохе)

формировать ритмическую организацию высказывания и интонационную выразительность речи;

совершенствовать навык расслабления мышц по контрасту с напряжением

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать общую моторику

развивать внимание, память, мышление

Воспитательные задачи:

воспитывать смелое речевое поведение, умение внимательно слушать и выполнять поставленную задачу, контролировать собственную речь

Оборудование: игрушечный мишка, индивидуальные мешочки и султанчики на каждого ребенка для выполнения упражнений на дыхание, предметные картинки ( кукла, Незнайка, оловянный солдатик, робот, аист, овощи, ива, эскимо, улица).

Организационный момент:

Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему – то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

Но с ней не скучно.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен -

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

По упрямее барашка

Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

Основная часть:

Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

Вокруг себя повернись, в робота превратись.

Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

Дыхательно-голосовые упражнения

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

Вверх животик поднимается.

Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

- Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист – аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

Гласных звуков только шесть

Мы научимся их петь.

Воздух носиком вдыхаем,

Звуки плавно распеваем

Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми – отраженная речь.

АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

Астра // Астра цветок//

Арка// Арка у дома//

Аист// Аист птица//

Арфа// Арфа инструмент//

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

Топ –топ - топ
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
Очень быстро он ходил.

Итог занятия:

Смирнова Татьяна Валентиновна,

учитель - логопед высшей квалификационной категории,


Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью — в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель — привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

Как видим, методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.

Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми , так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции — работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель); вопросно-ответной речи (8—10 недель); самостоятельной речи (8—14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской . Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.