Коррекция нервно психического напряжения

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма. Различают четыре степени состояния НПН.

1. Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас. Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, "на ходу". Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой.

Используйте этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел. Также не забывайте отдыхать, хорошо высыпайтесь и питайтесь.

2. Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью.

Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода. Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться.

Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. В условиях офиса — это два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе. Помните, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3. Третья степень НПН возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет.

Процесс работы над проектом затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Съездите на рыбалку, на охоту или в дачный домик, сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Если взять выходной невозможно, работайте эти дни с наименьшим напряжением. Коллег, с которыми вы выполняете общее дело, предупредите о своем состоянии, чтобы они на время старались обойтись без вас. Помните, что продуктивной работы в таком состоянии у вас не получится, а потому и не направляйте свои силы на важные дела. Займитесь тем, что не требует напряженных усилий (возможно, это будет простая бумажная работа). Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4. Наконец, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают, наступает четвертая степень психического напряжения. Ее итог — невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.

Уровень и степень нервно-психического напряжения разнятся в зависимости от различных условий, в особенности, от ресурсов, которыми располагает организм. У физически и психологически тренированных людей даже в экстремальных ситуациях высшие степени психического напряжения возникают редко.

Характеризуя развитие психического напряжения у работников, занятых подготовкой какого-либо проекта, отметим, что психическое напряжение возникает как на начальном этапе работы, так и на заключительной стадии (сдача проекта, его презентация). Но по направленности и содержанию они различаются. Напряжение в подготовке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выдерживать все более возрастающую психическую нагрузку. В экстремальных условиях презентации проекта к нему добавляется психическое напряжение, определяемое стремлением к достижению результата.

Состояние психического напряжения, если оно не представлено третьей и четвертой стадиями, есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние и на организм, и на психическое состояние.

К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа. В условиях современных предприятий именно этот режим используется все чаще и чаще, так как на сверхвысоком уровне производственных достижений только он обеспечивает значительный прирост результатов. Руководителям, ориентирующим сотрудников на работу в условиях, вызывающих состояние психического перенапряжения, стоит помнить о том, что такой режим может быть эффективным лишь непродолжительное время. Психическое и физическое истощение возникает чрезвычайно быстро, ведь организм работает на износ.

Регуляция стрессовых состояний и психического перенапряжения

Для контроля и регуляции психических состояний, в том числе состояния психического перенапряжения, вы можете использовать следующие приемы:

  1. Метод отвлечения.
  2. Метод самоприказа.
  3. Метод регуляции дыхания.
  4. Метод сосредоточения внимания.
  5. Метод мышечного расслабления.

1. Метод отвлечения состоит в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой. Овладение им необходимо личностям, у которых условия напряженной работы вызывают навязчивые мысли, отрицательные эмоции или чрезмерное эмоциональное возбуждение. Каждый работник должен воспитать у себя способность на некоторое время произвольно отвлекаться от процесса работы и связанных с ним отрицательных эмоций и сосредотачивать мысли на какой-либо посторонней теме.

Упражнение 1. Отложите в сторону все бумаги и предметы, относящиеся к работе.

Первый вариант. Посмотрите на что-то, что не связано с вашим заданием, например, выгляните в окно и найдите дерево, которое вам нравится. Внимательно посмотрите на него. Постарайтесь угадать его высоту. Обратите внимание на его ствол, ветви. Посчитайте крупные ветви. Найдите изгибы, которые вам особенно симпатичны. Обратите внимание на цвет коры, листвы. Найдите как можно больше оттенков. Заметьте, в какую сторону дует ветер, как сильно он качает ветки. Посмотрите, какие птицы сидят на ветвях дерева. Постарайтесь определить их название. Наблюдайте за деревом так долго, как вы сами захотите (рекомендуется не менее 5 минут). Обратите внимание на то, на что ранее никогда не обращали. Постарайтесь запомнить это. Наполните себя спокойствием и силой; запомните эти ощущения. В трудные минуты вы сможете представить это дерево, вновь увидеть его перед своим мысленным взором и таким образом снять стрессовое напряжение.

Второй вариант. Закройте глаза и погрузитесь в аудиальные (слуховые) ощущения. Если возможно, включите приятную, спокойную музыку. Если такой возможности нет, постарайтесь вслушаться в то, что происходит вокруг вас. Вслушайтесь в общий гул звуков и постарайтесь выделить из него несколько потоков: это шумят деревья, едут машины, поют птицы, смеются дети, разговаривают взрослые и т.д. Или: слышу, как работает принтер, шумит кофеварка, в умывальнике включили воду, кто-то ходит на каблуках, а кто-то тихо перешептывается. Несколько минут послушайте других, а затем обратите внимание на себя. Пошевелите плечами, послушайте, как шуршит одежда и скрипит ваше кресло. Обратитесь к дыханию. Дышите ровно, глубоко и спокойно. Наполняйте свои легкие свежим воздухом. Наполняйтесь силой и энергией.

Третий вариант. Возьмите в руки какой-нибудь небольшой предмет, закройте глаза и погрузитесь в тактильные (связанные с прикосновениями) ощущения. Взвесьте предмет сначала в левой, затем в правой руке. Постарайтесь определить его вес. Ощутите плотность материала, из которого сделан предмет, его температуру. Подержите предмет на открытой ладони, покатайте по ладони другой рукой, возьмите его несколькими пальцами. Указательным пальцем обведите предмет по поверхности. Ощутите все шероховатости, выпуклости и впадины. Почувствуйте, как меняется узор на поверхности предмета. Если возможно, попытайтесь угадать закономерность. Проведите по предмету ногтем. Потрогайте его мизинцем. Изменились ли ощущения? Повторите манипуляции другой рукой. Приложите предмет к своей щеке, затем ко лбу. Почувствуйте его там. Попробуйте что-либо изменить в предмете (снимите колпачок у ручки, несколько раз легонько сожмите степлер, согните линейку и т.д.). Снова подержите предмет на открытой ладони. Откройте глаза и взгляните на него. Вы узнали об этом предмете много нового, не правда ли?

2. Метод самоприказа состоит в сознательном побуждении себя к выполнению очень трудных и сложных действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены. Формула самоприказа имеет словесное выражение. Вы произносите (иногда многократно) фразу, в которой выражаете вашу способность преодолеть ту или иную психологическую трудность. Обычно это делается про себя или вполголоса, иногда вслух. Например, так: "Я могу сделать. Я должена(а) преодолеть. ", — и т. п.

Важно повторять подобную фразу осознанно, а не механически, отчетливо представляя ее содержание. Конкретный самоприказ произносится от своего имени ("я могу. ", а не "это можно сделать. ") как непосредственно в стрессовые моменты, так и в другое время.

Научитесь повторять формулу самоприказа с чувством уверенности в себе. Если вам предстоит важное событие, начните работать с формулой за несколько дней до него, а не прямо в день этого события.

3. Метод регуляции дыхания состоит в повторении сочетаний глубокого вдоха с последующим продолжительным выдохом. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все легкие, увеличивая емкость, обычно задействованную в дыхании; улучшает насыщение крови кислородом. Двигающаяся диафрагма массирует органы брюшной полости, в первую очередь, печень, оживляя ее кровоснабжение. Спокойное упорядоченное дыхание способствует эмоциональному выравниванию.

На вашу дыхательную деятельность оказывает влияние множество факторов, например, газовый состав крови и психическое состояние. Дыхание — отличный индикатор изменений эмоционального состояния человека. Вспомните, как учащается ваше дыхание, когда вы взволнованны, как прерывисто вы дышите, когда чего-то боитесь. В минуты покоя вы дышите ровно и глубоко.

Упражнение 1. Проверьте, как глубина и частота дыхания влияют на ваше состояние.

  1. Дышите быстро и часто, как бегун после пробежки. Старайтесь дышать поверхностно, грудью. За одну секунду сделайте и вдох, и выдох. Продолжительность — 20-30 секунд. Теперь сравните ваше самочувствие до упражнения и после него. Вы почувствуете определенное нервное возбуждение.
  2. Расправьте плечи и дышите медленно и глубоко. На счет "раз, два, три, четыре" — вдох, на "раз, два, три, четыре, пять" — выдох. Выдох — длиннее. Повторите цикл вдох-выдох около пяти раз и вновь обратите внимание на свое самочувствие. Вы чувствуете гораздо больше спокойствия и расслабления, не правда ли?
  3. А теперь вспомните, как вы дышите при мышечном усилии, например, при подъеме тяжести: вы набираете воздух в легкие, задерживаете дыхание и затем передвигаете тяжелый шкаф или стул, не правда ли? В целом, фаза вдоха является мобилизующей, фаза выдох — успокаивающей. Соответственно, выделяют успокаивающее ("вечернее") и мобилизующее ("утреннее") дыхание.

Эффект усиливается, если вы дышите правильно. Независимо от типа дыхания (утреннее или вечернее), оно должно оставаться брюшным, а не грудным.

4. Метод сосредоточения внимания позволяет воспитать способность в важные моменты оставаться наедине с собой и предметом своей деятельности — конкретным вопросом или проблемой.

В мозгу одновременно не могут присутствовать два крупных объекта внимания. Один из них неизменно притягивает к себе всю нервную активность. В связи с этим ответ на вопрос о том, как сосредоточить внимание на нужном объекте, достаточно прост — умейте вытеснять ненужное, замещая его нужным, и делайте так, чтобы нужное стало для вас интересным.

Упражнение 1. Предлагаемое упражнение нацелено на то, чтобы научиться видеть как можно больше вариантов, замечать необычное в обычном, развить творческие способности и, само собой, развить внимание к предмету, который становится вам интересным. Письменно ответьте на вопрос: "Зачем нужно учить стихотворения?" Запишите все варианты ответа, которые приходят вам в голову, пусть даже совсем необычные и фантастические. Итак:

  1. Чтобы развивать свою память, образное мышление, внимание.
  2. Чтобы без проблем подыскать цитату к тому или иному событию или явлению.
  3. Чтобы производить впечатление на окружающих своим умом и эрудицией.
  4. Чтобы тренировать ораторские способности, декламируя стихотворения вслух.
  5. Чтобы было чем занять свободное время.
  6. Чтобы, запоминая стихотворения, отвлекаться от всего остального (и т.д.).

Продолжите упражнение, выбрав какой-нибудь другой вопрос, например:

  • Зачем нужно делать уборку?
  • Зачем нужно контролировать выполнение проекта?
  • Каковы плюсы отрицательных эмоций?

Вы заметите, что, во-первых, напишите гораздо больше ответов, чем предполагали, начав упражнение. Во-вторых, начнете раскрепощать свою мыслительную активность. И, в-третьих, обратите внимание на то, что даже неинтересные, скучные дела могут оказаться нужными и полезными.

Упражнение 2. Посмотрите на простой предмет, например, обыкновенную шахматную доску без фигур на ней. Просто глазеть на нее вам наскучит спустя одну-две минуты. Но взгляните иначе: отметьте черные квадраты на белом фоне, затем — белые на черном. Мысленно сузьте доску до размеров листа бумаги, затем пусть она станет площадью в квадратный метр (длина — один метр, ширина — один метр).

Весь секрет в том, чтобы суметь подсказать себе новую, неожиданную точку зрения. Таким образом вы можете тренировать концентрацию внимание на любом достаточно простом предмете: стеклянном стакане, стуле в минималистском стиле, цветочном горшке. Разглядывайте предмет снова и снова, стремясь найти в нем как можно больше деталей и не отводя взгляд (моргать можно).

Продолжительность упражнения — 3-5 минут. Делайте упражнение до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Концентрация внимания на более сложных предметах или действиях — это дело постоянных тренировок и переноса имеющихся навыков на другие ситуации. Вы приятно удивитесь, когда спустя некоторое время сможете без труда проверять отчет, пестрящий рядами цифр, или будете замечать изменения в мимике работников, которых вы вызвали на совещание.

5. Метод мышечного расслабления способствует снятию не только психического, но и физического напряжения. Его цель — вызвать ощущение тяжести и теплоты в определенных группах мышц или конечностях (ногах, руках). Именно теплота и тяжесть характеризуют расслабленность и спокойствие.

Упражнение 1. Устройтесь поудобнее, например, в кровати перед сном, позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал, закройте глаза и начинайте осваивать упражнение, цель которого — вызвать ощущение тяжести в ногах и руках.

Отрегулируйте спокойное, умеренное, "вечернее" дыхание без счета. Представьте, что ваша правая рука становится тяжелой. Мысленно говорите себе (многоточия означают паузы): "Моя правая рука постепенно тяжелеет. Она приятно давит на одеяло. Тяжелеет каждый палец. Становится тяжелой ладонь. Это приятное ощущение тяжести в правой руке. Правая рука становится совершенно тяжелой".

Затем по той же формуле представьте, что тяжелеет левая рука. Наконец, обе руки тяжелые. Так же для ног. Окончательная формула: "Руки и ноги совершенно тяжелые".

Если вызвать ощущение тяжести сразу не получается, представьте, что к каждому пальцу у вас на руках привязаны небольшие гирьки, гирька побольше лежит и на ладони. Или свесьте руку с кровати, уроните ее и почувствуйте, какие ощущения возникают. Это и есть желаемый эффект тяжести. Затем приступайте к упражнению.

Если есть трудности с вызовом ощущения теплоты и тяжести при помощи формул самоприказа, используйте упражнение со зрительными образами. Выполняйте его медленно, тщательно представляя все образы и совершая необходимые действия.

Упражнение 2. Представьте, что вы в каждой руке держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.

Теперь расслабляем руки и плечи. Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад.

Расслабление всего тела. Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. Как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу.

Посидите некоторое время в такой позе. Но вот опасность миновала. И черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком. Можете расслабиться и принять удобную позу для отдыха.

В условиях современного мира, с проблемой нервно-психического напряжения и синдромом эмоционального выгорания сталкивается каждый человек. Формируются устойчивые состояния человека, такие как фрустрации, депрессии. Человек не может переключаться, отвлекаться от проблемы, а живёт с этим. Напряжение, не получающее выхода – накапливается, и с его ростом меняется психика человека. Он становиться раздражительным, ночью – сон не приносит отдыха, человек просыпается уставшим, формируется синдром эмоционального выгорания.

Проведение тренировок в сенсорной комнате будет способствовать снижению уровня нервно-психического и эмоционального напряжения. Подобранные техники и психотерапевтические формулы помогут снизить уровень напряжения, а методики, верно, диагностировать уровень нервно-психического напряжения [3. C. 48].

Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы – зрительные, слуховые, тактильные – и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние стимулирующее, укрепляюще восстанавливающее, успокаивающее расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей [2. C. 25]. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной комплексной реабилитации доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность:

- снять тревожные невротические переживания;

- избавиться от страхов;

- создать эмоционально спокойное состояние;

- вызвать приятные и эстетические значимые переживания.

В зависимости от психоневрологического диагноза и поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

- самостоятельную реабилитационную процедуру;

- способ подготовки ребенка к другим медико-психологическим мероприятиям (предварительная релаксация);

- средство оптимизации, повышение мотивации комплексного реабилитационного воздействия.

Цель исследовательской работы: снижение уровня нервно-психического напряжения у студентов и сотрудников факультета психологии АГАО им. В.М. Шукшина, посредством проведения релаксационных техник и психотерапевтических тренировок в комнате психологической разгрузки.

Задачи исследования:


  1. Изучение уровня нервно-психического напряжения человека посредством методик.

  2. Построение психотерапевтической формулы и её проведение.

  3. Оценка эффективности, путём определения уровня нервно-психического состояния.

Объект исследования выступает: человек, испытывающий проблему нервно-психического характера, вызванную различными социальными аспектами, или синдромом эмоционального выгорания. Польза от систематических сеансов релаксации признана в современной психотерапии. В основе теории о положительном влиянии релаксации на психику лежит утверждение о взаимосвязи разума и тела. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. В таком случае уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким расслаблением мышц [1. C. 25].

Важнейшим понятием при занятиях релаксацией с психотерапевтическими целями является генерализация, то есть распространение и закрепление эффекта релаксации. Несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают временный, неполный эффект. Только регулярные занятия с соблюдением методики приводят к стойкой генерализации эффекта и долгосрочному положительному влиянию релаксации [5. C. 300]. Помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей.


  1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. [Текст] / Б.Г. Ананьев. Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – Вып. 2.

  2. Бондаренко, С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы [Текст] / С.М. Бондаренко // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. – М., 1973. – Вып. 2.

  3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1986. – 348 с.

  4. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза [Текст] / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии, 1998. – № 2.

  5. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 344 с.

Взаимосвязь психологической компетентности
и профессионализма педагога

Если приоритетной задачей образования является личностное развитие ребенка, то обучение и воспитание должно опираться на всестороннее знание личности, ее структуры, закономерностей формирования и развития. Выдающейся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн определял личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия 4, а значит, педагогическое воздействие должно опираться на психологическую теорию личности. Именно поэтому современной педагогической практикой как никогда востребованы психологические знания о становлении личности и условиях ее гармоничного развития, ее системообразующих свойствах.

Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности , субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

В модели профессиональной компетентности педагога в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности, которая включает в себя:

- осведомленность об индивидуальных особенностях каждого обучающегося, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми педагог работает, процессов, происходящих внутри групп как между обучающимися, так и между педагогами и группами, педагогом и обучающимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют, или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- осведомленность педагога об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Психология личности педагога проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что педагог начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности, что, конечно же, ведет к деформации личности педагога и, как следствие, к дидактогении и дидактопатии как самого педагога, так и обучающихся.

Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области 1; 3; 4, в системе образования до сих пор остро стоит проблема низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей деятельности не учитывают психологические состояния обучающихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования. Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой.

П.В. Малышева,

Л.А. Мокрецова,

Развитие произвольного внимания
у первоклассников посредством игры

Проблема исследования развития внимания в последнее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что развитие внимания является необходимым условием успешного школьного обучения.

Внимание – это познавательный процесс, направленный на тот или иной объект. Проблему внимания традиционно считают одной из самых сложных и важных проблем психологии. От ее совершенствования зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера [1].

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, у внимания нет своего особого содержания. Внимание проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Оно характеризует развитие протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием благополучного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее высококачественное выполнение [8].

Особое место в исследованиях уделяется развитию произвольного внимания. Авторы считают, что произвольное внимание играет главнейшую роль в развитии личности человека. Все же в своих исследованиях они расценивают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.

Внимание – это направленная сосредоточенность на том или ином предмете, имеющее для личности определенную значимость [11].

Выделяют пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение и объем. Эти свойства могут проявляться во всех видах внимания – непроизвольном, произвольном и послепроизвольном [10].

Наиболее важным свойством внимания большинство психологов считают устойчивость и концентрацию (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн). Устойчивое, концентрированное внимание – результат того, что ребенок научился управлять мышечными движениями [4].

Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью, при невозможности отвлечься на другие раздражители [7].

Устойчивость – это удержание внимания, на каком либо объекте в течение длительного времени. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение длительного времени оставаться неизменным [3].

Объем внимания – количество предметов, которое человек может охватить одновременно. У взрослых от 4-6 предметов, а у детей от 2-5. Объем внимания зависит от связи друг с другом. Человек с большим объемом внимания заметит больше предметов и явлений [2].

Распределение внимания – это умение, удерживать внимание, выполняя две или более различные виды деятельности [6].

Переключаемость внимания – это сознательное переключение внимания с одного вида деятельности на другое, переход от одного объекта к другому [5].

Исследованием внимания занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них можно выделить П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна, Э. Титченера, Г. Беймлера, А. Олпорта.

Проблему внимания рассматривают на протяжении многих лет. Основное препятствие, с которым длительное время сталкивается психология, заключается в том, что исследователи никак не могут придти к единому мнению по поводу первичного продукта внимания. Все психологические направления рано или поздно сталкиваются с ней, и авторы исследования пытаются разобраться, раскрыть или закрыть ее. В их трудах понятие внимания было рассмотрено через призму различных подходов и теорий.

Внимание – важнейшее условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, явлениями, объектами [9].

Основной особенностью внимания младших школьников является слабость произвольного внимания. Гораздо лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание.

Внимание детей неустойчиво, оно часто переключается с одного предмета на другой, в силу своей потребности в исследования окружающего, сложностью смотреть на то, что не видно и не замечать того, что доноситься до слуха. Причиной рассеянности детей, может служить все, что угодно.

Внимание первоклассника зависит от конкретно поставленной перед ним задачи, а так же от наглядности и впечатляемости учебного процесса.

Особенностью внимания первоклассников, служит то, что оно поддается различным внешним воздействиям, в частности тем, как протекает учебный процесс. Часто то, что не влияет на внимание старших школьников, является отвлекающим фактором младших школьников.

Внимание формируется постепенно и в определенный момент становиться качеством личности ребенка, ее особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он в полной мере воспринимает окружающее. Учеба и трудовая деятельность у такого человека проходит успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

В начале школьного возраста ребенок еще не может заставить себя быть внимательным, в этом ему необходима помощь взрослого. Такая помощь может состоять в организации различных совместных игр, сопутствующих развитию внимания. Среди них особое место занимают игры с правилами. Главное звено таких игр – правила, которые воздействуют на развитие ребенка. Дети учатся подчинять свое поведение, тем самым, формируя произвольность. Правила направляют игру, организуя тем самым поведение ребенка. Такие игры должны быть эмоционально окрашены, сопутствовать развитию у детей волевых качеств, активности, любознательности, целеустремленности.

В игре удовлетворяются основные потребности ребенка. В младшем школьном возрасте детям свойственно стремление к самостоятельности, взаимодействие с окружающей действительностью. В игре они знакомятся с различными сторонами жизни, например взаимоотношения людей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, именно в игре он овладевает духовными ценностями, а так же получает предшествующий социальный опыт.

Игра – это особенный вид детской жизни, выработанной или созданный обществом для управления развитием детей. Всякая игра преследует определенную цель: развитие мышления, воображения, речи, внимания, уровня личности, поиск выхода из сложной ситуации, развитие практических навыков и умений.

Значимая роль, отдается дидактическим играм. Дидактическая игра – игровой метод, направленный на усвоение ребенком знаний, овладения познавательной деятельностью, не заметным для самого ребенка, поскольку обучается он играя.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Проблема развития произвольного внимания первоклассников требует дальнейшего исследования. Нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения эффективности использования игры в развитии произвольного внимания первоклассников.

Экспериментальная работа проходила в три этапа.

Анализ результатов исследования внимания у экспериментальной группы показал, что у первоклассников преобладает средний уровень показателей внимания: объем – 59 %; распределяемость – 50 %; концентрация – 45 %; переключаемость – 49 %; устойчивость – 57 % испытуемых.

Результаты исследования у контрольной группы показали, что у первоклассников так же преобладает средний уровень показателей внимания: объем – 59 %; распределяемость – 50 %; концентрация – 45,5 %; переключаемость – 45,5 %; устойчивость – 59 % испытуемых.

На формирующем этапе была составлена и внедрена в практику программа, направленная на развитие произвольного внимания первоклассников.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика свойств внимания. Анализ результатов исследования внимания у экспериментальной группы показал, что у первоклассников преобладает средний уровень показателей внимания: объем – 64 %; переключаемость – 59 %; распределяемость – 64 %;концентрации – 59 %; устойчивость внимания – 59 % испытуемых. Результаты исследования у контрольной группы показали, что у первоклассников преобладает средний уровень показателей внимания: объема – 59 %; устойчивость – 52 %; переключаемость – 64 %; распределяемость – 64 %; концентрация – 50 % испытуемых.

По результатам проведенных и обработанных диагностических методик можно судить об уровне распределяемости, переключаемости, устойчивости, концентрации и объеме внимания в группе испытуемых.

При сравнении результатов проведенного экспериментального исследования можно заключить следующее:

- У контрольной группы, на контрольном этапе, показатели объема внимания не изменились и составили 59 %. Устойчивость внимания, которая на констатирующем этапе эксперимента составляла 59 %, снизилась к контрольному этапу до 52 %. Переключаемость внимания, которая на констатирующем этапе эксперимента составляла 45,5 %, повысилась до 64 %. Распределяемость внимания, которая на констатирующем этапе эксперимента составляла 50 %, повысилась к контрольному этапу до 64 %. Концентрация внимания, на констатирующем этапе составляла 45,5 %, на контрольном этапе – 50 %.

- После реализации разработанной программы у экспериментальной группы подтверждена положительная динамика показателей произвольного внимания. Объем внимания повысился на 5 % и на контрольном этапе составил 64 %. Устойчивость внимания на констатирующем этапе эксперимента составляла 57 %, на контрольном этапе эксперимента составила 59 %. Переключаемость внимания, которая на констатирующем этапе эксперимента составляла 49 %, на контрольном этапе повысилась на 10 %, и составила 59 %. Распределяемость внимания на констатирующем этапе эксперимента составляла 50 %, а на контрольном этапе – 64 %, ее уровень повысился на 14 %. Концентрации внимания, на констатирующем этапе составляла 45 %, на контрольном этапе 59 %.

Значение внимания в жизни человека очень велико, особенно для младшего школьника, который только познает окружающий мир. Внимание позволяет концентрироваться на предмете или процессе для его детального изучения.

Важнейшим условием развития ученика в учебной деятельности является высокий уровень произвольного внимания. Известно, что в процессе учебной деятельности от ребенка постоянно требуется внимание для того, чтобы осмыслить, воспринять и запомнить учебный материал, при этом те или иные компоненты не всегда могут вызвать особого интереса, однако требовать самоконтроля и волевого усилия.

Результаты исследования позволяют утверждать, что после реализации разработанной программы у детей младшего школьного возраста заметна положительная динамика, таких свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и концентрация внимания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.