Костюк физиология центральной нервной системы

Батуев А. С. Высшие интегральные системы моз­га. Д., 1981.

Беритов (Бериташвили) И. С. Общая физиология мышечной и нервной системы. М., 1959. Т. 2.

Блинков С. М. Мозг человека в цифрах и табли­цах. М., 1973.

Коган А. Б. Функциональная организация нейрон­ных механизмов мозга. JL, 1979.

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. Киев, 1977.

Котляр Б. И., Шульговский В. А. Физиология ЦНС. М., 1985.

Куффлер С., Никольс Дж. От нейрона к мозгу. М., 1979.

Оке С. Основы нейрофизиологии. М., 1969.

Поляков Г. И. О принципах нейронной организа­ции мозга. М., 1965.

Руководство по физиологии: Общая и частная фи­зиология нервной системы. Л., 1969.

Руководство по физиологии: Физиология движений. Л., 1976.

Руководство по физиологии: Частная физиология нервной системы. Л., 1983.

Руководство по физиологии: Механизмы памяти. Л., 1987.

Физиология человека/Под ред. Р. Шмидта, Г. Тев-са. М., 1985.

Экклс Дж. Физиология нервных клеток. М., 1959.

Оглавление

Методы изучения физиологии

центральной нервной системы(В. Н. Думбай). 4

1.1. Аналитические методы. 4

1.2. Нейрокибернетические методы. 8

1.3. Нейропсихологические методы. 9

Основы физиологии нейрона,

глин, синапса([Г. Л. Фельдман |). 11

2.1. Физиология нейрона. 11

2.2. Электрические процессы в нейронах. 18

2.4. Нейроглия. 27

3. Общие свойства нервной системы. 30

3.1. Эволюция нервной системы (В. Н. Думбай). 30

3.2. Свойства нервных центров (Т. В. Алейникова). 38

3.3. Кодирование информации в нервной

системе (Т. В. Алейникова) . 47

4. Спинной мозг(Т. В. Алейникова). 50

4.1. Морфофункциональная организация. 50

4.2. Рефлекторная деятельность спинного мозга. 55

4.3-. Электрическая активность. 57

4.4. Возбудительно-тормозные отношения

в спинном мозгу. 58

4.5. Спинальные рефлексы . 61

5. Ствол мозга. 63

5.1. Продолговатый мозг (В. Н. Думбай). 63

5.1.1. Вегетативные рефлексы. 64

5.1.2. Соматические рефлексы . 65

5.1.3. Ретикулярная формация . 69

5.2. Мост и средний мозг (Т. В.Алейникова). 79

5.2.1. Морфофункциональная организация

и рефлекторная деятельность варолиева моста. 79

5.2.2, Морфофункциональная организация

и рефлекторная деятельность среднего мозга. 81

5.3. Промежуточный мозг ([Г. Л. Фельдман]) . 85

5.3.1. Таламус . 86

5.3.1.1. Строение и эволюция таламуса. 87

5.3.1.2. Специфические ядра таламуса. 90

5.3.1.3. Ассоциативные ядра таламуса. 95

5.3.1.4. Неспецифические ядра таламуса. 97

5.3.1.5. Организация интегративных процессов. 100

5.3.2. Гипоталамус. 102

5.3.2.1. Структура и эволюция . 103

5.3.2.2. Особенности нейронных систем . 105

5.3.2.3. Центры гипоталамуса . ;. 106

5.3.2.4. Регуляция работы гипофиза. 109

5.4. Физиология мозжечка (В. Н.Думбай). 111

5.4.1. Анатомо-физиологические особенности
внутримозжечковых связей. 111

5.4.2. Афферентные связи мозжечка . 118

5.4.3. Эфферентные связи мозжечка. 120

5.4.4. Эффекты повреждения мозжечка . 122

6. Стриопаллидарная система (Г. А. Кураев). 123

6.1. Анатомия стриопаллидарной системы. 124

6.2. Функции ядер стриопаллидарной системы. 127

6.3. Хвостатое ядро. 128

6.4. Скорлупа. 137

6.5. Функции палеостриатума . 142

7. Архипалеокортекс (Т. Б. Алейникова). 147

7.1. Морфофункциональная организация старой

и древней коры мозга. 147

7.2. Электрическая активность архипалеокортекса . 150

7.3. Архипалеокортекс и вегетативные функции. 152

7.4. Архипалеокортекс, эндокринная система

и мотивационно-эмоциональное поведение. 154

7.5. Архипалеокортекс и высшая нервная

Новая кора больших полушарий головного

мозга (\Г .Л .Фельдман |) . 157

8.1. Структура и эволюция новой коры. 158

8.2. Организация нейронных систем . 164

8.3. Электрическая активность коры. 169

8.4. Локализация функций в коре . 175

Принципы регуляции моторных

функций (Т. В. Алейникова). 184

9.1. Общие принципы организации двигательных
функций. 184

9.2. Спинальные регуляции моторных функций. 188

9.3. Стволовой уровень регуляции моторных функций . 192

9.4. Мозжечок и регуляция двигательных функций . 195

9.5. Базальные ганглии и регуляция моторных

9.6. Корковый уровень регуляции моторных

Принципы организации сенсорных

функций(В. Н.Думбай). 199

10.1. Некоторые общие закономерности
функционирования сенсорных систем. 202

10.2. Трансформация информационных потоков

в звеньях сенсорных систем. 206

10.3. Межсенсорное взаимодействие. 207

Принципы регуляции вегетативных

функций(Г. А. Кураев). 213

11.1. Особенности организации влияния

вегетативной нервной системы на организм . 216

11.2. Особенности симпатической

и парасимпатической нервных систем . 217

11.3. Центральная регуляция вегетативных

11.4. Гипоталамус. 221

11.5. Средний мозг . 223

11.6. Лимбический мозг. 223

11.7. Таламус. 224

11.8. Мозжечок . 224

11.9. Подкорковые узлы . 225

11.10. Кора мозга . 226

Саморегуляция функционального

состояния головного мозга (\Г._Л. Фельдман\). 227

12.1. Неспецифические системы головного мозга . 229

12.2. Нейрофизиологические механизмы сна . 236

Функциональная межполушарная

асимметрия мозга(Г. А. Кураев). 242

14. Физиологические механизмы компенсации нарушений
функций в нервной

системе (Г. А. Кураев). 257

14.1. Компенсация нарушений функций в центральной
нервной системе. Общие закономерности . 258

14.2. Свойства центральной нервной системы,
обеспечивающие механизмы компенсации
нарушенных функций . 260

14.3. Морфологические изменения в нервной системе

при компенсации нарушений функций . 276

14.4. Этапы компенсации . 278

14.5. Способы компенсации нарушений функций
структур нервной системы . 279

14.6.Компенсация генетическиобусловленных

и хронически развивающихся нарушений функций
нервной системы. 283

14.7. Внутрисистемные и межсистемные механизмы
компенсации в коре мозга. 285

14.8. Межполушарное взаимодействие

при компенсации нарушенных функций. 290

14.9. Компенсаторные процессы в спинном мозгу . 294

14.10. Компенсаторные процессы, обеспечивающие
сохранение временной связи и памяти. 296

14.11. Гемодинамические механизмы компенсации
нарушенных функций структур нервной системы. 302

14.12. Биообратная связь в компенсации нарушений
функций нервной системы. 304

14.13. Нейрогуморальные механизмы компенсации
функций нервной системы. 308

14.14.Трансплантация нервной ткани при нарушениях
функций мозга. 310

14.14.1.Функциональные и морфологические
изменения трансплантата в мозгу реципиента . 313

14.14.2. Функциональные связи между трансплантатом

и тканями мозгареципиента. 315

14.14.3. Совместимость тканей трансплантата

и реципиента. 316

14.14.4. Трофическиефакторы сохранения
трансплантата . 318

14.14.5. Восстановление функций структур мозга

при трансплантации . 318

14.14.6. Восстановление функций спинного мозга . 320

14.14.7. Восстановление способности к обучению . 321

14.14.8. Восстановлениегенных нарушений функций
нервной системы при трансплантации
эмбриональной ткани. 322

Компенсаторные процессы в вегетативной нервной

системе(Г. А. Кураев). 325

15.1. Общие вопросы организации компенсации функций

в вегетативной нервной системе . 325

15.2. Частныевопросы компенсации вегетативных
функций. 336

15.2.1.Компенсация при дисфункции ганглионарных
образований . 337

15.2.2. Компенсация нарушений при дисфункциях
вегетативного отдела спинного мозга. 344

15.2.3. Компенсаторные механизмы нарушений
вегетативных функций ствола головного мозга . 349

15.2.3.1. Компенсация дисфункций продолговатого
мозга 350

15.2.3.2. Компенсация при дисфункциях
промежуточного мозга. 353

15.2.3.3. Компенсация при дисфункциях

15.2.4. Компенсация при дисфункциях
ретикулярной формации . 368

Асратян Э. А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. — М.: Наука, 1983.

Безруких М. М.,ХрянинА. В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6—7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. // Физиология человека. — 2003. — Т. 29. — № 3. — С. 33—40.

Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. —Л.: Наука, 1989.

Блум Ф., Лейзерсон А.,Ховстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988.

Богданов А. В. Физиология центральной нервной системы. — М.: УРАО, 2002.

Богданов А. В., Галашина А. Г. Функциональные связи нейронов моторной коры при обучении. Пространственно-временная организация. — М.: Наука, 2003.

Вартанян Г. А. Взаимодействие возбуждения и торможения в нейроне. — Л.: Наука, 1970.

Вартанян Г. А., Пирогов А. А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. —Л.: Наука, 1991.

Гасанов У. Г. Познавательная функция корковых нейронных сетей. — М.: Наука, 1992.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. — М.: Мир, 1990.

Дельгадо X. Мозг и сознание. — М.: Мир, 1971.

Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. — М.: Высшая школа, 1959.

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. — Киев: Вища Школа, 1977.

Кратин Ю. Г. Анализ сигналов мозгом. —Л.: Наука, 1977.

Левина С. Е. Очерки развития пола в раннем онтогенезе высших позвоночных. — М.: Наука, 1974.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. —Л.: Наука, 1987.

Мозг / под ред. П. В. Симонова. — М.: Мир, 1984.

Общая физиология нервной системы. Руководство по физиологии. — Л.: Наука, 1979.

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. — М.; Л.: АН СССР, 1951. — 391 с.

Павлыгина Р. А. Роль доминанты в замыкании условного рефлекса // Доминанта и условный рефлекс. — М.: Наука, 1987.

Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: МГУ, 1965.

Русинов В. С. Доминанта. Электрофизиологические исследования. — М.: Медицина, 1969.

Русинов В. С. Доминанта и временная нервная связь // Доминанта и условный рефлекс. — М.: Наука, 1987.

Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. — М.: Мир, 1976.

Сергеев Б. Ф. Асимметрия мозга. — М.: Знание, 1981.

Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. — М.: Институт психологии РАН, 1998.

Словарь физиологических терминов / отв. ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1987.

СомъенД. Кодирование сенсорной информации. — М.: Мир, 1975.

Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / отв. ред. О. С. Адрианов, Д. А. Фарбер. —Л.: Наука, 1990.

Ухтомский А. А. Учение о доминанте. Собр. соч. Т. 1. — Л.: ЛГУ, 1950. — 328 с.

Ухтомский А. А. Парабиоз. Физиологическая лабильность. Усвоение ритма. Собр. соч. Т. 2. —Л.: ЛГУ, 1951. — 178 с.

Ухтомский А. А. Собр. соч. Т. 2. —Л.: ЛГУ, 1952. — С. 5А—164.

Ухтомский А. А. Ансамбль возбуждения и электротон. Собр. соч. Т. 6. — Л.: ЛГУ, 1962. — 178 с.

Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. — М.: Просвещение, 1969.

Физиология человека. В 3 т. / под ред. П. И. Ткаченко. — СПб., 1994.

Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Руководство по физиологии — Л.: Наука, 1986.

Хананашвили М. М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности. —Л.: Медицина, 1972.

Чайченко Г. М., Харченко П. Д. Физиология высшей нервной деятельности. — Киев: Вища школа, 1981.

Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. — М.: Мир, 1987.

Шулъговский В. В. Физиология центральной нервной системы. — М.: МГУ, 1997.

Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. — М.: Мир, 1981.

ЭкклсДж. Физиология нервных клеток. — М.: Мир, 1959.

ЭкклсДж. Физиология синапсов. — М.: Мир, 1966.

В пособии освещается современное состояние общей и частной физиологии центральной нервной системы. После краткого изложения истории исследований мозга и основных этапов его эволюционного развития даны подробные сведения относительно функциональных свойств нервной клетки, природы распространяющегося импульса и синаптических процессов. Затем представлены данные о функциях спинного мозга, ствола головного мозга и мозжечка, подкорковых структур и коры больших полушарий. При этом всюду большое внимание уделено изложению новейших данных о нейронных механизмах деятельности соответствующих мозговых структур.

Издательство: "Вища школа" (1977)

Формат: 60x90/16, 320 стр.

Физиология высшей нервной деятельности — (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней… … Википедия

Физиология — (от греч. phýsis – природа и . Логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Ф. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с … Большая советская энциклопедия

ФИЗИОЛОГИЯ — ФИЗИОЛОГИЯ, одна из основных ветвей биологии (см.), задачами к рой являются: изучение закономерностей функций живого, возникновения и развития функций и переходов от одного типа функционирования к другому. Самостоятельными разделами этой науки… … Большая медицинская энциклопедия

Физиология ВНД — Физиология высшей нервной деятельности является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения… … Википедия

Физиология труда — раздел физиологии, изучающий закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека, т. е. трудовой процесс в его физиологических проявлениях. Ф. т. решает две основные задачи:… … Большая советская энциклопедия

физиология — и; ж. [от греч. physis природа и logos учение] 1. Наука о жизненных функциях, отправлениях живых организмов, их отдельных систем, органов и тканей. Ф. животных. Ф. растений. Общая ф. Сравнительная ф. Ф. звуков речи (раздел фонетики, изучающий… … Энциклопедический словарь

Физиология — наука, имеющая задачей описание и объяснение жизненных явлений. Прежде φυσίολόγια обозначало собственно науку о природе вообще (φύσις природа) и только впоследствии название это начало ограничиваться кругом одних только жизненных явлений, причем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Физиология старения млекопитающих — После достижения половой зрелости, организм млекопитающих, включая человека, проходит через ряд структурных изменений, вызванных старением. Большая часть изменений, вероятно, является результатом постепенной деградации тканей и генетической… … Википедия

физиология — и; ж. (от греч. phýsis природа и lógos учение) 1) Наука о жизненных функциях, отправлениях живых организмов, их отдельных систем, органов и тканей. Физиоло/гия животных. Физиоло/гия растений. Общая физиоло/гия. Сравнительная физиоло/гия.… … Словарь многих выражений

Эволюционная физиология — раздел физиологии, изучающий различные функции животного организма в их формировании и историческом развитии. Э. ф. исследует эволюцию функций, т. е. процесс их формирования и изменения в зависимости от внутренних и внешних факторов. Э. ф … Большая советская энциклопедия

Доминанта (физиология) — Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Содержание 1… … Википедия

Костюк П. Физиология центральной нервной системы.
В пособии освещается современное состояние общей и частной физиологии центральной нервной системы. После краткого изложения истории исследований мозга и основных этапов его эволюционного развития даны подробные сведения относительно функциональных свойств нервной клетки, природы распространяющегося импульса и синоптических процессов. Затем представлены данные о функциях спинного мозга, ствола головного мозга и мозжечка, подкорковых структур и коры больших полушарий. При этом всюду большое внимание уделено изложению новейших данных о нейронных механизмах деятельности соответствующих мозговых структур.

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-XAPKIB_bookinist
Украина, Харьков.
Киев. Вища школа. 1971г. 292с., илл. твердый переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 200 руб.
2 BS-kolobook
Челябинск.
Киев Вища школа 1977г. 320с., с илл. Твердый переплет, Увеличенный формат. Состояние: Отличное (5273)
фото
Купить за 200 руб.
3 BS-Смолин_М.
Челябинск.
Киев. Вища школа. 1977г. 320 с., илл. Твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: Хорошее, переплет чуть потерт и загрязнен. Купить за 350 руб.
4 BS-Orlik
Петрозаводск.
Киев Высшая школа 1971г. 290с тверд переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: удовл. Купить за 449 руб.
5 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
К. Вища школа 1977г. 292 с., илл. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 500 руб.
6 BS-Смолин_М.
Челябинск.
Киев. Вища школа. 1971г. 292 с., илл. Твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: Хорошее, обложка немного потерта и помята, слегка загрязнена. Купить за 500 руб.
7 BS-Lyonya
Москва.
Киев, Вища школа, 1977г. 320 с., илл. переплет, обычный формат. Состояние: Отличное Купить за 590 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright © 1999 - 2020, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Центральная нервная система: анатомия и физиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 05 мая 2016 г.)

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии Томского государственного университета Ю. В. Бушов;

доктор психологических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Е. В. Воробьева

Создание этого учебника продиктовано тенденцией вузов к укрупнению учебных дисциплин. В прежние года в России было издано много учебников по Анатомии ЦНС и Физиологии ЦНС. Однако объединение этих предметов в рамках одного курса потребовало коренной переработки изучаемого материала. В учебнике мы попытались в относительно сжатой форме дать представления обо всех основных вопросах, касающихся строения и функционирования центральной нервной системы. Большое число иллюстраций призвано облегчить восприятие и усвоение изучаемого материала.

Строение различных мозговых структур дается во взаимосвязи с их функциональными особенностями. Самостоятельные главы учебника посвящены вопросам общей структурной и функциональной организации ЦНС, а также вопросам объединения нервных центров в функциональные системы.

Структура учебника фактически отражает модульную структуру курса. Материал разбит на 4 главы (по числу модулей дисциплины). Каждая глава, помимо изучаемого материала, включает вопросы для самоконтроля, темы самостоятельных работ, а также латинские названия основных структурных элементов ЦНС.

Мозг – самое удивительное образование природы и самая величайшая загадка. Как полтора килограмма сероватой желеобразной массы, поражаю щей своей неупорядоченностью, способны не только вмещать весь мир, но и преобразовывать его?

Нервная система занимает в организме особое положение. В эволюции она возникает с появлением многоклеточных животных, и именно она объединяет различные системы в то, что мы называем организмом.

Возможно, первым, кто высказал мысль о связи человеческой психики с мозгом, был римский врач Гален (II век до н. э.). Однако систематическое изучение нервной системы начинается фактически лишь в средние века. Анатомические исследования обнаруживают в головном мозге полости, и это подталкивает монаха и философа XVI века Грегора Рейша к мысли, что вместилищем души являются желудочки мозга, а не сердце.

Появление и развитие новых технологий обогащает науку о мозге все новыми методами ее исследования.

Изучение строения центральной нервной системы (ЦНС) предполагает фиксацию нервной ткани и ее окрашивание различными способами, позволяющими дифференцировать серое и белое вещество, а также прослеживать направление связей между нервными центрами. Все более информативными становятся методы клеточной морфологии.

Изучение функционирования нервной системы предполагает использование как минимум двух операций: воздействия на мозг и регистрации результатов этого воздействия.

Один из видов воздействий вызывает угнетение мозговых функций и выражается либо в искусственном разрушении или временном выключении определенных структур ЦНС (у животных), либо в травматических или органических поражениях отделов мозга (у человека). В этом случае в качестве реакций регистрируются изменения поведения и психики.

Другой вариант воздействий направлен на активацию мозговых структур. Это может быть достигнуто прямой стимуляцией нервных центров (у животных), воздействием на органы чувств, либо решением определенной задачи. Регистрируются поведенческие, электрические или томографические (у человека) реакции.

Все больший вклад в изучение ЦНС вносят нейрохимия, нейрогенетика и нейрокибернетика.

Итак, мы приступаем к изучению уникальной системы организма, которая имеет вход (рецепторы и формируемые ими пути), выход (нейроны, направляющие волокна к мышцам и железам) и то, что находится между ними и определяет всю нашу жизнь.

По топографическому принципу нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Периферическая система распределена по всему организму, центральная заключена в костные образования скелета и покрыта тремя мозговыми оболочками. К периферической системе относят ганглии (скопления нервных клеток за пределами центральной нервной системы) и нервы (собранные вместе аксоны – длинные отростки нейронов). Центральная нервная система состоит из нервных центров в виде скоплений нейронов и проводящих путей, соединяющих эти центры. Деление на центральную и периферическую части условно, поскольку нервная система в функциональном отношении едина.


Рис. 1. Центральная нервная система

ЦНС анатомически делится на спинной мозг и головной мозг (рис. 1). Спинной мозг располагается внутри костного канала – позвоночника – и состоит из морфологически однородных сегментов. Головной мозг заполняет черепную коробку и неоднороден по строению и функциям.


Рис. 2. Отделы головного мозга (сагиттальный срез).

Спинной мозг и все отделы головного мозга имеют полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. Эта жидкость содержит биологически активные вещества и участвует в обменных процессах. Наполнение полостей этой жидкостью определяет величину внутримозгового давления.

Нервная ткань состоит из клеток двух типов: нервных и глиальных. Нервные клетки выполняют специфические для нервной системы функции, глиальные клетки (нейроглия) выполняют вспомогательные функции (опорная, трофическая и защитная), обеспечивая нормальное функционирование нейронов. При этом глиальных клеток примерно в 10 раз больше, чем нервных, и они заполняют пространство между нейронами. Глиальные клетки, в отличие от нейронов, способны делиться в течение всей жизни.

Нервная клетка состоит из сомы (тело клетки) и отходящих от нее отростков (рис. 3). Размер сомы у разных нейронов может отличаться в десятки раз: от 5 до 150 мкм. Сома заполнена цитоплазмой, в которой располагаются ядро клетки и органеллы. От тела отходят многочисленные короткие ветвящиеся отростки, которые называются дендриты, а также один длинный отросток, который называется аксон. Дендриты представляют собой короткие трубчатые выросты толщиной менее 1 нм. Диаметр аксона составляет у разных клеток от 1 до 6 мкм, а длина может достигать метра и более. На своем конце аксон делится на множество ответвлений – аксонных терминалей, каждая из которых заканчивается утолщением – синаптической бляшкой. Синаптической бляшкой аксонная терминаль контактирует с дендритом или сомой другого нейрона, образуя межклеточный контакт – синапс.

Тело клетки и ее отростки покрыты типичной для всех клеток организма оболочкой. Эта мембрана представляет собой липопротеидную пластинку толщиной 5–6 нм (рис. 4). Большая часть мембраны образована двумя слоями липидных молекул, которые гидрофильными концами направлены друг к другу, а гидрофобными обращены к внутренней и наружной ее поверхности. Липидные слои обеспечивают барьерную функцию мембраны – защищают клетку и поддерживают ее форму. В липидную пластинку встроены молекулы белков, которые выполняют транспортную и рецепторную функцию. Первая определяет состав веществ внутри клетки, вторая – специфическую чувствительность клетки к медиаторам, гормонам, антигенам и другим клеткам.


Рис. 3. Строение нервной клетки


Рис. 4. Липопротеидная мембрана нейрона.1 – двойной слой липидов, 2 – белковые молекулы

Нервные клетки классифицируются по характеру отростков на 4 типа (рис. 5): мультиполярные, биполярные, псевдоуниполярные и униполярные. Самыми распространенными являются мультиполярные клетки – типичные для ЦНС нейроны. Они состоят из тела, дендритного дерева и аксона. Биполярный нейрон имеет продолговатое тело, с одной стороны которого отходит дендрит, а с другого – аксон. Такие клетки встречаются лишь в сетчатке глаза, а также в слуховом и вестибулярном ганглиях. Псевдоуниполярные нейроны формируют спинальные ганглии (утолщения задних корешков спинномозговых нервов). От шарообразного тела такой клетки отходит один отросток, который Т-образно делится на две ветви: одна направляется к периферии, другая входит в спинной мозг. Такого же типа нейроны располагаются в чувствительных ядрах черепномозговых нервов.


Рис. 5. Типы нейронов

Униполярные клетки характерны тем, что от шарообразного тела отходит лишь один отросток с терминалями. Эти клетки типичны для нервной трубки зародыша. У взрослого человека они сохраняются только в мезэнцефалическом ядре тройничного нерва (обеспечивают проприоцептивную чувствительность жевательных мышц).

Мембрана аксона, в отличие от сомы и дендритов, как правило, дополнительно покрыта миелиновой оболочкой, которую формируют особые глиальные клетки – олигодендроциты (Шванновские клетки) (рис. 6). Эта оболочка придает аксонам беловатый оттенок. Тела клеток и дендриты не имеют такой оболочки и окрашены в серый цвет (под цвет мембраны). Поэтому на срезах нервной ткани имеются участки, окрашенные в белый и серый цвета. На основании этого все вещество ЦНС делится на белое и серое. Серое вещество – это скопления тел нейронов с их дендритными деревьями. Они образуют нервные центры. Белое вещество – это скопления аксонов. Они образуют проводящие пути между нервными центрами. За пределами ЦНС проводящие пути представлены нервами. ЦНС взаимодействует с органами и тканями с помощью 31 пары спинномозговых нервов и 12 пар черепномозговых нервов.


Рис. 6. Формирование миелиновой оболочки

Все проводящие пути делятся на афферентные и эфферентные. Афферентные (приносящие) пути представлены волокнами, направляющимися с периферии в ЦНС, а также восходящими связями в пределах ЦНС. К эфферентным (выносящим) путям относятся нисходящие связи ЦНС и нервные волокна, направляющиеся из ЦНС к исполнительным органам.

Все структуры ЦНС имеют парную организацию, то есть представлены в обеих половинах мозга. При этом реализуется контралатеральный принцип иннервации: левая половина мозга связана с правой половиной тела, а правая половина мозга – с левой. Исключение составляют задний и продолговатый мозг. Здесь иннервация носит ипсилатеральный характер.

Филогенез – это эволюционное развитие. У животных нервная система формируется с появлением многоклеточных организмов, когда возникает необходимость согласованного функционирования различных клеток. Фактически именно нервная система связывает все клетки организма в единое целое. Считается, что в ходе эволюции нервная система проходит 3 основных этапа своего развития: 1) диффузная; 2) узловая; 3) трубчатая нервная система (рис. 7).


Рис. 7. Эволюция нервной системы.

А – диффузная, Б – узловая, В – трубчатая

Итак, первым этапом эволюционного развития нервной системы является диффузная (сетчатая) нервная система. На этой стадии все нервные клетки однородны по своим функциям, их отростки не специализированы, а сама нервная система представляет собой однородную сеть. Одним из обладателей диффузной нервной системы является гидра (представитель кишечнополостных) (рис. 8).


Рис. 8. Пример диффузной нервной системы (гидра)

Функционирование такой нервной системы весьма примитивно: возбуждение, возникающее в локальном участке нервной сети, распространяется и охватывает всю сеть. В результате реакция на любое раздражение всегда одинакова – общее сокращение тела.

Обладателями узловой нервной системы являются высшие беспозвоночные. На этом этапе эволюционного развития нервной системы происходит специализация нервных клеток. Появляются чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Чувствительные (афферентные) нейроны получают сигналы об изменениях среды и передают эту информацию вставочным нейронам. Вставочные нейроны (интернейроны) обрабатывают полученную информацию, а результаты обработки передают двигательным нейронам. Двигательные (эфферентные) нейроны формируют и посылают команды исполнительным структурам, обеспечивающим реагирование на изменения среды.


Рис. 9. Пример узловой нервной системы (высшие черви)

Появление в передней части тела органов чувств способствует большему развитию передних ганглиев, поскольку обработка сенсорной информации требует дополнительных нервных ресурсов. Наивысшего развития узловая нервная система достигает у насекомых (рис. 10).


Рис. 10. Нервная система насекомых

Наиболее совершенной по своей организации считается трубчатая нервная система. Ее обладателями являются хордовые. Возникновение трубчатой нервной системы связывают с появлением внутреннего скелета и, как следствие, нового двигательного аппарата. Развитие трубчатой нервной системы проходит в несколько этапов. Сначала появляется метамерная нервная трубка с сегментарными нервами (у ланцетника). Это так называемый туловищный мозг, который у позвоночных преобразуется в спинной мозг. Между его сегментами формируются собственные связи спинного мозга. Развитие органов чувств ведет к преимущественному развитию передней части трубки (цефализация) и появлению головного мозга. Этот процесс сопровождается формированием двусторонних связей между спинным и головным мозгом – спинной мозг становится проводником афферентных и эфферентных сигналов.

В головном мозге формируется 3 отдела: задний, средний и передний мозг. Задний мозг развивается под влиянием рецепторов акустики и статики, средний – под влиянием зрительных рецепторов, передний мозг формируется как субстрат анализа обонятельных сигналов. Задний мозг делится на продолговатый мозг и собственно задний мозг. Продолговатый мозг становится переходным отделом от спинного мозга к головному. Из заднего мозга развиваются мозжечок и Варолиев мост. Передний мозг делится на промежуточный и конечный. Конечный мозг увеличивается за счет роста и развития полушарий. Важным этапом развития полушарий является появление у рептилий новой коры, которая получает прогрессивное развитие у млекопитающих.

Таким образом, главное правило филогенеза центральной нервной системы можно сформулировать так: с каждым этапом эволюции возникают новые вышележащие нервные центры, функционально подчиняющие себе старые.

Онтогенез – это индивидуальное развитие. Онтогенез делится на пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (послеродовой).

Зачатком нервной системы является мозговая трубка. Она формируется из соединительной ткани (рис. 11).


Рис. 11. Формирование мозговой трубки зародыша

Ее задняя часть образует зачаток спинного мозга, а передний конец путем перетяжек разделяется на 3 первичных мозговых пузыря: передний, средний и задний (рис. 12).


Рис. 12. Первичные мозговые пузыри

В последующем в переднем и заднем пузырях возникают новые перетяжки (рис. 13). В результате из переднего мозгового пузыря образуется два отдела: конечный мозг и промежуточный мозг, из среднего пузыря формируется средний мозг, а из заднего образуются задний мозг и добавочный мозг. Добавочный мозг развивается в продолговатый мозг.


Рис. 13. Дифференциация мозговых пузырей

Интенсивный прирост массы мозга начинается со второго месяца внутриутробного развития (рис. 14).

На пятом месяце начинается миелинизация аксонов, и появляются первые синапсы. Головной мозг новорожденного весит 300–400 граммов. К 8-му месяцу постнатального развития вес мозга удваивается, а к 4–5 годам – утраивается. Ствол мозга принимает окончательный вид к 5 годам. К этому же возрасту завершается миелинизация аксонов. Форма и размер борозд и извилин полушарий наиболее интенсивно меняется на первом году жизни, и этот процесс завершается примерно к 5 годам. Человек рождается с готовым набором нейронов, и в течение жизни их число может только снижаться. Масса и размер мозга ребенка увеличиваются благодаря увеличению числа отростков нейронов и их миелинизации, а также за счет развития нейроглии.


Рис. 14. Пренатальный онтогенез головного мозга

Словарь латинских терминов

сагиттальная (вдоль структуры параллельно средней линии) – sagittalis

фронтальная (поперек структуры) – frontalis

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.