Кто является основоположником учения о высшей нервной деятельности

Развитие представлений о ВНД

Ч. Дарвин (1809 – 1882) внедрил психофизические методы изучения психических явлений и способствовал развитию зоопсихологии. Эволюционное учение Дарвина (общебиологический закон непрерывности эволюционного процесса видообразования) создало научные предпосылки для сравнительного изучения поведения животных и человека. Этому способствовало его представление об эволюции животного мира, основными факторами которой являются: изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Теория эволюции живой природы Ч. Дарвина сводится к тому, что в результате борьбы за существование происходит отбор животных, наиболее приспособленных к определенной среде. Иными словами, в борьбе за существование выживают лишь те индивиды, чьи (даже незначительные) отклонения в признаках или свойствах случайно дают им преимущества в приспособлении к условиям жизни.

Ч. Дарвин (1859) впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным, тем самым доказав общность биологических основ поведения человека и животных. Ученый четко разделил действия организма на врожденные и приобретенные (впервые эту идею высказал Гален, IIв. н.э.). Инстинкты – это врожденные формы поведения, но на них уже в раннем онтогенезе начинает наслаиваться приобретенный индивидуальный опыт.

Экспериментальной предпосылкой для создания учения о ВНД были работы по декортикации (полной или частичной) подопытных животных и наблюдения за изменением их поведения (Ж.Б. Буйо, 1830; П. Флуранс, 1842; Л. Гольц, 1881).

Л. Гольц в 1881 г. экстирпировал у собаки большие полушария головного мозга и наблюдал за поведением животного 18 месяцев. После этой операции животное потеряло все свои навыки, приобретенные в течение жизни, в результате чего оно не могло приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Жизнь собаки поддерживалась специальным уходом – ее необходимо было поить и кормить, как новорожденного младенца.

Основоположником учения о ВНД является знаменитый русский физиолог И.П. Павлов (1849 – 1936). Павлов открыл условные рефлексы и, используя их как объективный метод исследования психической деятельности (ВНД по И.П. Павлову), разработал основы учения о ВНД.

Время перехода И. П. Павлова на физиологические позиции в истолковании психического возбуждения слюнных желез (на процесс приготовления вливания раствора кислоты в рот) связывают с датой рождения метода условных рефлексов (1901). Поскольку И.П. Павлов исходил из идеи нервизма, он пришел к заключению, что данное явление имеет рефлекторную природу, представляет особый вид рефлекса, названного им условным рефлексом, поскольку для его возникновения необходимы определенные условия. Условный рефлекс является объективным методом изучения психической деятельности мозга. За каплями условно-рефлекторного слюноотделения, наблюдаемого при образовании условныхрефлексов, он разглядел и создал учение о психических функциях головного мозга.

Согласно учению И. П. Павлова различают высшую и низшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность, как уже было указано в начале книги, – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Инстинкт представляет собой врожденную форму приспособительного поведения, обусловленную биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды.

Высшая нервная деятельность, согласно И.П. Павлову, – это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных – больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т.е. поведение. Однако переработка полученной информации в период бодрствования, а также во сне – тоже высшая нервная деятельность, хотя поведение (деятельность организма в окружающей среде) при этом отсутствует. До настоящего времени единого определения понятия высшей нервной деятельности не сложилось.

В настоящее время хорошо известно, что сон – это особая активность мозга, т.е. одна из форм высшей нервной деятельности. Примерами неосознаваемой высшей нервной деятельности является также переработка поступившей ранее информации, когда человек уже переключился на другую деятельность (процесс запоминания), переработка сигналов от подпороговых внешних раздражителей, что было доказано, например, с помощью выработки условного рефлекса на весьма слабый звук, который испытуемый субъективно не воспринимал.Психикой называют свойство мозга осуществлять психическую деятельность.Сознание представляет собой идеальное, субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувство (эмоции) и воля.

Один из основоположников бихевиоризма американский психолог Э. Торндайк (1874 – 1949) изучал поведение различных животных объективным путем. Животное помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три главных закона обучения: пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов заключается в том, что полезные действия животного в силу их связи с приятным чувством закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них упражняется.

В отличие от Д. Гартли (1705 –1757) и Дж. Пристли (1733 – 1804) - основоположников ассоциативной психологии, оперировавших понятием ассоциации идей, - Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и реакцией организма как основу поведения животного.

И. М. Сеченов впервые утверждал, что в основе мышления заложен рефлекторный принцип. По Сеченову мысль – это усеченный рефлекс. Сеченов считал, что процессы мышления должны изучать и физиологи, и психологи, тем самым он предопределил в дальнейшем учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, которые открыли пути объективного исследования функций коры больших полушарий мозга. Работы И. П. Павлова явились поворотным моментом в изучении психических процессов.

И. П. Павлов в 1904 году был удостоен Нобелевской премии по медицине за исследования в области физиологии пищеварения. Павлов создал учение об условных рефлексах. Метод выработки условных рефлексов явился объективным методом изучения основных процессов, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. В условном рефлексе Павлов увидел высшую форму проявления рефлекторной деятельности мозга и назвал ее высшей нервной деятельностью.

Он утверждал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенных структур головного мозга.

Позже использование условного рефлекса, как метода исследования функций головного мозга, явилось ключом к пониманию различных сторон психической деятельности: научения, памяти, целенаправленной деятельности и др.

Кроме того, И. П. Павлов вскрыл природу индивидуальных различий темперамента, создав учение о типах ВНД в зависимости от выраженности нервных процессов: их силы, подвижности и уравновешенности.

Вопрос 19

Безусловные и условные рефлексы, их характеристика.

Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия и механизмы формирования, биологическое значение:

Условный рефлекс – это индивидуально приобретенная в процессе жизни или в результате специального обучения приспособительная реакция организма, которая возникает не на какой-либо биологически значимый раздражитель, а на сигнал, предшествующий действию этого раздражителя.

Безусловные и условные рефлексы. Отличия.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Врожденные; Приобретенные после рождения (ребенок рождается без условных рефлексов);
Видовые; Индивидуальные;
Постоянные, сохраняются всю жизнь; Могут появляться (вырабатываться) и исчезать (угасать) при определенных условиях.
Осуществляются с участием различных отделов ЦНС; Осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий головного мозга или структур, выполняющих высшую функцию у животных, не имеющих коры головного мозга;
Возникают на специфический, биологически важный раздражитель (безусловный раздражитель); Возникает на любой неспецифический или индифферентный раздражитель при обязательном условии подкрепления его безусловным раздражителем; такой раздражитель называют условным;
В основе безусловного рефлекса лежит рефлекторная дуга (постоянная, генетически закрепленная цепь нейронов). Условный рефлекс формируется на основе временной связи цепи нейронов, устанавливаемой между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей.

Условия для выработки классического условного рефлекса.

Для образования классического условного рефлекса необходимо определенное сочетание условного и безусловного раздражителей.

1. Сочетание условного и безусловного раздражителей по времени: раньше на 20-30 с. должен действовать условный раздражитель, а затем безусловный раздражитель. Такое сочетание называется подкреплением условного сигнала безусловным;

2. Сочетание условного и безусловного раздражителей по силе: условный сигнал должен быть менее сильным или менее биологически значимым, чем безусловный раздражитель, который в данный момент остро необходим для поддержания процессов жизнедеятельности, т. е. является доминантным.

3. Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс таким образом вырабатывается.

4. В процессе выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают развитие ориентированного рефлекса, что мешает выработке условного рефлекса на определенный условный сигнал;

5. Животное для эксперимента берется здоровым, бодрым, с нормальным деятельным состоянием коры больших полушарий мозга.

Выработку классического условного рефлекса можно рассмотреть на примере условного слюноотделительного рефлекса. В качестве условного раздражителя или условного сигнала можно использовать звук звонка, а безусловным, биологически значимым раздражителем будет являться пища. Чтобы повысить силу или биологическую значимость пищи, животное в эксперимент берется голодным. В этом случае возбуждение пищевого центра имеет доминирующее значение.

Экспериментатор включает звонок на короткое время, а через 20-30 секунд подает голодному животному пищу, – и так всякий раз, перед кормлением животного включается звонок. Многократное сочетание в течение 8-12 дней звука звонка с последующей подачей пищи вызовет проявление условного слюноотделительного рефлекса. Слюна будет выделяться у животного на звук звонка даже в отсутствии пищи.

В качестве условного сигнала Павлов использовал не только звук звонка, но и свет включенной лампочки, касание кожи специально укрепленной касалки и др.

Условный рефлекс без периодического подкрепления исчезает, угасает.

Стадии образования условного рефлекса.

Условный рефлекс в процессе выработки в начале проходит стадию генерализации, во время которой условный рефлекс проявляется не только на конкретный раздражитель, но и на близкие по физическим параметрам раздражители.

Физиологически механизмы, лежащие в основе условного рефлекса. Специализированных центров, ответственных за выработку условных рефлексов, в коре больших полушарий головного мозга нет.

В основе условного рефлекса закладывается временная рефлекторная дуга или временная связь. Схема замыкания временной связи между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей по И. П. Павлову выглядит следующим образом: при действии условного раздражителя афферентная информация поступает в зависимости от характера этого раздражителя в определенную зону сенсорной коры. От этого центра далее импульсы конвергируют на доминирующий центр безусловнорефлекторной реакции через ассоциативные зоны коры. При многократном повторении такого взаимодействия центров формируется временная связь.

Процесс закрепления временной связи условного рефлекса представляет, по сути, процесс формирования памяти. Формирование условного классического рефлекса в современной физиологии рассматривается как ассоциативное научение.

Роль условных рефлексов.

Организм на основе условных рефлексов лучше ориентируется в среде и приспосабливается к ее условиям. Организм заранее готовится к возможному действию какого-либо безусловного раздражителя и тем самым имеет возможность, к примеру, предупредить действие опасных, вредных воздействий. В этом проявляется сигнальное значение условных рефлексов.

В спорте условнее рефлексы обеспечивают формирование предстартовых состояний.

Вопрос 20.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1057 ;

Вклад в науку русского и советского ученого Ивана Петровича Павлова невозможно переоценить. Физиолог, вивисектор, нобелевский лауреат, исследователь – о нем можно рассказывать много и долго. Но сейчас речь пойдет о знаменитой теории Павлова – о ее основных положениях, ключевых принципах, особенностях и значении.

Об исследовании

Рассматривая теорию Павлова, надо оговориться, что касается она физиологии высшей нервной деятельности, а не психических функций. Неправильно отождествлять эти понятия, как делали механистические материалисты (из-за чего, к слову, психологию перестали считать самостоятельной наукой).

И. П. Павлов исследовал ВНД собак, а не людей, и сам акцентировал внимание на том, что отождествлять деятельность нервной системы животного с психикой человека недопустимо.


Основные положения

Приняв во внимание все вышесказанное, можно перейти к главной теме. Вот некоторые понятия, обозначенные в теории Павлова:

  • Высшая нервная деятельность. То, что обеспечивает животному поведение во внешнем мире, соответствующее условиям жизни.
  • Низшая нервная деятельность. Отвечает за рефлекторную самостоятельную регуляцию работы, осуществляемой внутренними органами.

Исходя из этих простых определений, можно понять, что Павлов противопоставлял эти два типа деятельности. Но даже несмотря на это, распространилась тенденция, наоборот, их отождествлять.

Как бы там ни было, в единстве обеих нервных деятельностей, которая прослеживается в объединении вегетативных рефлексов с двигательными, ведущая роль отводится последним. Почему? Потому что именно двигательные рефлексы определяют саморегуляцию работы пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также иных систем внутренних органов.

О значимости коры больших полушарий

Продолжая изучать особенности теории И. П. Павлова, нужно отметить следующий нюанс: общее поведение людей и высших животных управляется высшим отделом ЦНС. То есть большими полушариями с ближайшей подкоркой. Что же, исходя из этого положения, представляет собой высшая нервная деятельность? Можно утверждать, что это объединенная функция подкорковых центров и больших полушарий.

Также теория Павлова не исключает того, что при определенных обстоятельствах условные рефлексы могут образовываться и в других частях мозга, вне больших полушарий.

Если говорить о собаках, то нужно выделить один интересный момент. Дело в том, что взрослые псы без коры больших полушарий полностью утрачивают все условные рефлексы, приобретенные ими в течение жизни. Они перестают реагировать на хозяина, на кличку и т. п. А это влечет нарушение связи с внешним миром. Однако после удаление коры больших полушарий у псов могут сформироваться условные двигательные рефлексы.

Этой теме, кстати, посвящали свои работы С. С. Полтырев, Г. П. Зеленый, а также Н. Н. Дзидзишвили. Вообще, многим ученым удалось установить, что у собак, котов и кроликов удаление коры больших полушарий влечет за собой образование условных вегетативных рефлексов. Это доказанный факт.


Влияние удаления частей коры головного мозга на рефлексы

Это очень важная тема, и ей необходимо уделить внимание, рассказывая о принципах рефлекторной теории Павлова. Удаление определенных частей коры головного мозга отражается на рефлексах. И вот как именно:

  • Удаление неокортекса. У псов и кошек после этого вырабатываются условные оборонительные и пищевые рефлексы. Но если дополнительно удаляют архио- и палеокортекс, то вероятность их формирования снижается к минимуму. Рефлексы образуются, но редко, и сильно отличаются от истинных.
  • Удаление новой коры больших полушарий. После этого у кошек происходит замыкание условных рефлексов, локализующееся в гиппокампе и поясной извилине. Чтобы они образовались, нужна старая и древняя кора – они формируют эмоциональный фон. А он является необходимым условием для выработки рефлексов.
  • Удаление гипокампа. Данная операция никак не влияет на скорость формирования пищевых рефлексов, однако затрудняет их упрочнение. Происходит это из-за резкого усиления ориентировочной реакции, причиной которого становится выпадение гиппокампа, тормозящего ретикулярную формацию. В общем, вследствие его удаления нарушается внутреннее торможение рефлексов. Еще усложняется формирование кратковременной памяти. Также после устранения гиппокампа не образуются оборонительные рефлексы.
  • Удаление миндалевидных ядер. Вследствие этой операции у животного нарушается нормальное поведение, которое соответствует той или иной ситуации. На пищевые рефлексы данная операция никак не влияет, но оборонительные исчезают, после чего восстанавливаются с большим трудом.
  • Удаление из поясной передней извилины коленной части. Доказано, что вследствие этого происходит растормаживание пищевых тормозных двигательных рефлексов. А вот удаление заднего отдела никак не влияет на данный процесс. Соответственно, передняя часть является одной из важнейших областей торможения определенных аффективных реакций.
  • Двустороннее удаление премоторных зон. Вмешательство подобного рода влечет образование двигательных условных рефлексов.
  • Повреждение ретикулярной формации, локализованной в среднем мозге. Данная операция чревата исчезновением слюноотделительного рефлекса.
  • Удаление лобных долей (точнее, их передних частей). Это влечет нарушение торможения двигательных и слюнных рефлексов.

Рассматривая особенности, положения и принципы теории Павлова, стоит отметить, что также было доказано следующее: образование пресловутых рефлексов упрощается при условии возбуждения симпатических ядер, находящихся в подбугровой области. Но они исчезнут, если те будут повреждены.

Однако это, разумеется, лишь некоторые особенности, которые можно выделить из теории высшей нервной деятельности Павлова. В наше время подобные эксперименты продолжаются, и сейчас используют специальные микроэлектроды, которые раздражают некоторые мозговые участки, что помогает проследить за процессом образования/исчезновения рефлексов.


Выводы и доказательства

Выше были рассмотрены ключевые принципы рефлекторной теории Павлова. Если изучить все ее положения, то можно сделать логичный, обоснованный вывод: удаление новой коры больших полушарий влечет образование условных рефлексов в старой и древней коре (то есть в подкорковых центрах).

Исходя из этого, следует другое утверждение. Оно гласит: мнение, что пресловутые условные рефлексы формируются у животных исключительно в коре больших полушарий, неверно. Почему? Потому что оно противоречит действительности – ведь условные рефлексы формируются и у тех созданий, у которых кора больших полушарий отсутствует. Ярким примером являются рыбы и насекомые.

Именно на основании данных фактов известный ученый утверждал, что ВНД присуща всем без исключения всем животным с нервной системой. И осуществляется она высшим отделом нервной системы.

Значение теории

О нем также необходимо рассказать. Благодаря рефлекторной теории Павлова появилась возможность исследовать деятельность головного мозга не только животных, но еще и человека (разумеется, в естественных условиях). Основные законы ВНД удалось раскрыть во многом за счет труда, проделанного ученым. Вот что этому поспособствовало:

  • Знание основных законов деятельности ЦНС.
  • Точный учет качества раздражителей, а также того, насколько продолжительное действие они оказывают на рецепторы, и какова их интенсивность.
  • Знание времени образования рефлекса, а также его величины и характера.

Посвященная условным рефлексам теория Павлова является основой для предыстории сознания в качестве высшей формы психики, которая присуща человеку.

Надо сказать, что метод ученого, а также его труды дают возможность исследовать качественные особенности той деятельности, которая происходит в мозгу человека. Именно сформированная Павловым теория деятельности составляет естественнонаучную основу для диалектико-материалистического мировоззрения. Почему? Потому что именно на труды ученого опирается философия диалектического материализма в борьбе с представлениями идеалистического и метафизического характера.


Теория Сеченова и Павлова

Именно благодаря тандему этих двух величайших ученых в истории изучения физиологии головного мозга наметился новый этап. И кстати, именно Иван Михайлович Сеченов является тем, кто первый сформулировал рефлекторную теорию.

И. П. Павлов со своим коллегой образовал очень плодотворный тандем. Их общий труд – это некий материалистический детерминизм в сфере изучения функций ЦНС. Созданная ими теория стала основой для последующего развития психологии и физиологии ВНД.

Следует уделить ее изучению немного внимания. Ключевые положения рефлекторной теории И. П. Павлова и И. М. Сеченова можно выделить в такой небольшой перечень:

  • Детерминизм. Иначе говоря, причинность. Данный принцип проявляется в следующем: каждая рефлекторная реакция обусловлена. Действия без причины не может быть. Любой акт нервной деятельности – это реакция на воздействие, исходящее из внутренней либо внешней среды.
  • Структурность. Этот принцип гласит: все рефлекторные реакции происходят с помощью тех или иных мозговых структур. Не существует процессов, не имеющих под собой материальной основы. Любой акт нервной деятельности обязательно приурочен к конкретной структуре.
  • Анализ и синтез. Данные понятия также имеют место в теории Павлова. Кратко говоря, нервная система всегда анализирует раздражители, оказывающие влияние на организм. А затем синтезирует ответную реакцию. Эти два процесса происходят постоянно. Их результат – извлечение организмом из среды информации, которая ему нужда, и дальнейшая ее обработка с последующей фиксацией в памяти. Последний этап – формирование ответного действия, которое всегда соответствует потребностям и обстоятельствам.

Изучая рефлекторную теорию Павлова и Сеченова, хотелось бы еще уделить внимание понятию нервизма. Так именуется концепция, которая признает следующий факт: нервная система играет ведущую роль в регуляции функций всех тканей и органов.


Психический аспект

Он также имеет место. Значение психического аспекта всегда подчеркивал И. М. Сеченов. Первую часть рефлекторного акта он характеризовал как сигнальную.

Также Павлов подтвердил необходимость начать изучать сигнальную систему, связанную с ролью речи в человеческой психике. Это уже имеет непосредственное отношение к теме сознания – отличающейся, но все же имеющей отношение к рассматриваемой теории. Ведь именно развитие человеческого мозга стало первой его предпосылкой. Да и главный закон биологического совершенствования организмов, который определяет формирование психики, заключается в положении, говорящим о единстве их строения и функций.


Фундаментальные свойства нервных процессов

Их необходимо перечислить, прежде чем перейти к рассмотрению теории темперамента Павлова. Ученый посвятил много времени изучению выработки условных рефлексов, и ему удалось установить, что в данном процессе есть определенная индивидуальность. И ее основой являются определенные свойства, а именно:

  • Сила возбуждения. Иначе говоря, работоспособность, выносливость нервной клетки. Проявляется в выдерживании нервной системой сильного возбуждения, которое не завершается переходом в состояние торможения. Кстати, оба эти процесса – независимые свойства НС.
  • Сила торможения. В ней проявляется способность нервной системы к угасанию и дифференцировке.
  • Уравновешенность. Данное свойство определяет баланс процессов торможения и возбуждения. Человека, например, можно назвать физиологически неуравновешенным, если сила одного из этих двух процессов больше другого.
  • Подвижность. Ею определяется, насколько быстро один нервный процесс переходит в другой. Подвижность является способностью менять поведение в зависимости от внешних условий. Противоположным процессом является инертность. Человека можно назвать инертным, если ему требуется много времени, чтобы перейти из пассивного состояния в активное.

Типология темпераментов

Изучив теорию рефлексов Павлова, можно перейти к этой теме. Свойства нервных процессов, как определил ученый, образуют комбинации, которые определяют тип ВНД или всей системы непосредственно. Из чего он складывается? Из совокупности ключевых свойств нервной системы, перечисленных выше.

В чем же заключается теория темперамента Павлова? Ученый доказал, что есть четыре типа нервной системы. И они очень схожи с видами темперамента по Гиппократу.

Различия силы определяют слабые и мощные типы. Они, в свою очередь, могут быть двух видов:

  • Уравновешенные. Возбуждение и торможение находятся в балансе. Но тем не менее они бывают склонными к инертности или к подвижности.
  • Неуравновешенные. В данном случае над торможением сильно преобладает возбуждение.

Типы нервной системы, по Павлову, еще и по характеристикам соответствуют видам темперамента (а не только по количеству). Это можно проследить:

  • Подвижный тип. Отличается уравновешенностью и силой – сангвиник.
  • Инертный тип, но отличающийся силой и уравновешенностью – флегматик.
  • Сильный и неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы (ровно как и темперамент) – это врожденное свойство. Изменениям практически не поддается. Более того, тип нервной системы считается физиологической основой темперамента. А он, в свою очередь, является психическим проявлением типа НС.


Дальнейшие эксперименты

В 1950-х было организовано масштабное исследование поведения взрослых людей. Сначала им руководил В. М. Теплов, но потом оно перешло под руководство В. Д. Небылицына. В результате этого исследования основные положения теории Павлова были дополнены новыми.

Во-первых, удалось разработать приемы по исследованию присущих нервной системе человека свойств. Во-вторых, получилось выделить и описать еще два качества. Среди них:

  • Лабильность. Проявляется в скорости возникновения, а затем и прекращения нервных процессов.
  • Динамичность. Она влияет на легкость и быстроту образования тормозных и положительных условных рефлексов.

На сегодня в науке накопилось множество различных фактов, касающихся свойств нервной системы. И чем больше их становится (прогресс не стоит на месте) – тем меньше значения придается типам НС. Более значимыми признаются отдельные свойства нервной системы, которые действительно являются фундаментальными. Многие ученые отводят на второй план проблему разделения НС на типы.

Однако, поскольку они как раз и образуются из комбинации перечисленных свойств, лишь их детальное изучение способно обеспечить максимально полное понимание типологии.

Назовите основные достижения русского физиолога И.Павлова

+1. Ввел в физиологию метод хронического эксперимента

+2. Обосновал принцип нервизма

–3. Открыл центральное торможение

+4. Выявил условные рефлексы

+5. Создал учение о высшей нервной деятельности

+6. Создание методик изучения действия лекарств на организм

Определите вклад русского физиолога И.П.Павлова в фармакологию

+1. Исследование действия ландыша, строфанта, камфары и др. на сердце и кровообращение

+2. Изучение действия атропина, пилокарпина и др. на органы пищеварения

–3. Синтез морфина

+4. Изучение действия алкоголя, кофеина, бромидов и других средств на ЦНС

–5. Разработка промышленного способа получения инсулина

–6. Синтез аспирина

За что русский физиолог И.Павлов был удостоен Нобелевской премии?

+1. За работы по физиологии пищеварения

–2. За исследования фармакологической активности лекарств

–3. За создание научной физиологической школы

–4. За учение о высшей нервной деятельности

–5. За синтез витаминов

–6. За открытие пенициллина

+1. Патологическая анатомия

–2. Внутренние болезни

+3. Патологическая физиология

–4. Хирургическая патология

–5. Патологическая терапия

–6. Патологическая хирургия

Назовите основоположников патологической анатомии в Европе

Назовите основные достижения итальянского анатома и врача Дж.Морганьи

+2. Родоначальник патологической анатомии

+3. Определил орган как место локализации болезненного процесса

–4. Основоположник тканевой патологии

+5. Основоположник органопатологии

–6. Основоположник анестезии

Назовите основные достижения французского анатома, физиолога и врача М.Биша

–1. Обнаружил около 250 ошибок в трудах К.Галена

–2. Определил орган как место локализации болезненного процесса

+3. Основоположник тканевой патологии

–4. Основоположник органопатологии

+5. Создал первую классификацию тканей организма без микроскопа

–6. Открыл первый в Европе анатомический театр

Назовите основные достижения австрийского патолога К.Рокитанского

+1. Описал несколько аномалий, в т.ч. врожденные пороки сердца

+2. Развивал гуморальное направление в патологии

+3. Провел более 20000 вскрытий с применением макро- и микроскопических методов

–5. Ввел в хирургию принципы асептики и антисептики

+6. Создал первую в Европе кафедру патологической анатомии

Назовите основные достижения немецкого врача и патолога Р.Вирхова

+1. Сформулировал постулат, что вся патология есть патология клетки

–2. Ввел в медицину принципы антисептики

+3. Создал теорию целлюлярной патологии

+5. Развивал солидарное направление

–6. Развивал гуморальное направление в патологической анатомии, основанное на представлении о 4 соках

Назовите основоположников патологической анатомии в Российской империи

Кто является основателем первой в Российской империи научной патологоанатомической школы?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.