Курс анатомия центральной нервной системы

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

Специальность 030301.65 - Психология

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

М.А. Попова,доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии Сургутского медицинского института

А.Н. Богданов,доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета

Анатомия центральной нервной системы: Курс лекций. Специальность 030301.65 – Психология / Сост.: А.Г. Привалова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 73 с.

Пособие включает анатомические данные о макроструктурах нервной системы, а также гистологические и цитологические характеристики микроструктур нервной ткани.

Способ изложения материала нацелен на использование знаний анатомии мозга в анализе участия различных его структур в когнитивных процессах, изменениях функционального состояния организма, мотивационно-эмоциональной сферы и сознания.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301.65 – Психология очного и заочного отделений.

Ó Сургутский государственный

педагогический университет, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список используемых сокращений…………………………. 6

1. Предмет и методы анатомии ЦНС………………..………. 7

2. Микроструктура нервной ткани ……….…………..……. 12

3. Развитие нервной системы

3.1. Онтогенез центральной нервной системы…..……27

3.2. Филогенез центральной нервной системы

4. Вегетативная нервная система…………………………..…30

5. Строение центральной нервной системы…………….……33

5.1. Анатомия спинного мозга………………………….34

5.2. Анатомия ствола головного мозга..……………….36

5.3. Анатомия промежуточного мозга………………….42

5.4. Анатомия коры больших полушарий……………. 47

5.5. Проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы………………………………………………. 54

Предисловие

Центральная нервная система имеет отношение ко всем проявлениям жизнедеятельности, что определяет необходимость ее изучения представителями многих областей науки. Так, психологу сложно дать грамотную оценку причин возникновения той или иной реакции человека, если он не вооружен знаниями о строении и механизмах работы мозга, управляющих поведенческими реакциями и психикой вообще. Специалист-психолог должен знать связи психологической науки с другими областями знаний, и, прежде всего – дисциплин медико-биологического цикла, где важное место отводится знаниям о законах и принципах функционирования человеческого организма.

Цель курса – сформировать представление о центральной нервной системе как об основном субстрате психической деятельности человека.

Задачи изучения дисциплины:

-Сформировать представление о структурно-функциональных особенностях нервной клетки и ткани;

- Уяснить строение, адаптационно-трофическую функцию нервной системы;

- Освоить модель центральной нервной системы.

Предполагается, что по завершении теоретического курса студенты факультета психологии должны:

· знать:

- процессы филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;

- методы, которые используются для изучения анатомии человека на всех уровнях — от микроскопического до макроскопического;

- микроструктуру нервной ткани и строении нервных клеток;

- функции основных нервных центров головного мозга;

· представлять:

- структуру организации спинного мозга;

- модель основных отделов головного мозга;

- систему основных проводящих путей центральной нервной системы;

- функции черепно-мозговых нервов;

- сравнительную структурную организацию соматической и вегетативной нервной системы;

· уметь:

- пользоваться специальной терминологией;

- находить различные анатомические структуры на изображениях срезов головного мозга в анатомическом атласе;

- самому схематично представлять основные срезы головного мозга;

- освоить модель центральной нервной системы.


  • 13 недель

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

  • О курсе
  • Формат
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Направления подготовки

О курсе

Курс дает представление о базовых понятиях физиологии центральной нервной системы (ЦНС), достижениях и практической значимости этой области биологической науки. Курс включает сведения о современных методах изучения ЦНС; информацию, характеризующую строение и свойства мозга человека и животных на различных уровнях организации (синаптическом, клеточном, нейросетей, макроструктурном). В ходе курса слушатели узнают о вкладе нейронов, медиаторных систем, различных областей и структур ЦНС в реализацию физиологических и психологических процессов разной степени сложности в норме и при ряде нарушений (вегетативная и нейроэндокринная регуляция, организация движений, патологические процессы, формирование зависимостей и др.).
В структуре курса можно выделить разделы и темы, посвященные:
• общим вопросам физиологии ЦНС (базовые принципы электрической и синаптической активности нервных клеток);
• функционированию важнейших нейромедиаторов, а также свойствам соединений, изменяющих состояние нейромедиаторных систем (введение в психофармакологию);
• деятельности основных структур ЦНС (спинной мозг, средни мозг, гипоталамус, большие полушария и т.д.);
• работе ключевых функциональных блоков ЦНС (память, эмоции, потребности, принятие решений и др.).

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Курс является общеобразовательным, требует лишь базовых биологических знаний и рассчитан на широкую аудиторию слушателей. Имеются в виду, прежде всего, студенты (бакалавры, магистры, специалисты), учебные планы которых включают дисциплины, связанные со строением и функционирование нервной системы – биологи, психологи, медики, педагоги и др. Предлагаемые материалы будут полезны также преподавателям вузов и учителям биологии средних школ. Наконец, курс способен привлечь внимание всех, кто интересуется деятельностью мозга (и круг таких пользователей Интернета растет изо дня в день).

Программа курса

Тема 1. Нервная клетка. Цепи и сети нейронов ЦНС. Рефлекторная дуга. Краткая характеристика основных отделов ЦНС и их функций
Тема 2. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Потенциал покоя нервных клеток.
Тема 3. Потенциал действия нервных клеток, порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.
Тема 4. Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинапти-ческие потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.
Тема 5. Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.
Тема 6. Норадреналин (NЕ), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NЕ (регуляция функций внутренних органов). NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.
Тема 7. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.
Тема 8. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Тема 9. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.
Тема 10. Продолговатый мозг и мост: дыхательный и сосудодвигательный центры; проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, стадии сна. Средний мозг и ориентировочный рефлекс. Экстрапирамидные тракты. Терморегуляторная функция гипоталамуса.
Тема 11. Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.
Тема 12. Центры подкрепления, прилежащее ядро. Кора больших полушарий: механизмы обучения; гиппокамп. Миндалина, ассоциативная лобная кора, поясная извилина: запуск и оценка результатов поведения. Ассоциативная теменная кора: центры речи и мышления.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатели должны знать:

— функции основных структур ЦНС, в т.ч. спинного мозга, мозжечка, таламуса и гипоталамуса, различных отделов коры больших полушарий;
— свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
— основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;
— строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов (в т.ч. синаптическую основу процессов обучения);
— основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);
— основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
— механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.

Центральная нервная система: анатомия и физиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 05 мая 2016 г.)

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии Томского государственного университета Ю. В. Бушов;

доктор психологических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Е. В. Воробьева

Создание этого учебника продиктовано тенденцией вузов к укрупнению учебных дисциплин. В прежние года в России было издано много учебников по Анатомии ЦНС и Физиологии ЦНС. Однако объединение этих предметов в рамках одного курса потребовало коренной переработки изучаемого материала. В учебнике мы попытались в относительно сжатой форме дать представления обо всех основных вопросах, касающихся строения и функционирования центральной нервной системы. Большое число иллюстраций призвано облегчить восприятие и усвоение изучаемого материала.

Строение различных мозговых структур дается во взаимосвязи с их функциональными особенностями. Самостоятельные главы учебника посвящены вопросам общей структурной и функциональной организации ЦНС, а также вопросам объединения нервных центров в функциональные системы.

Структура учебника фактически отражает модульную структуру курса. Материал разбит на 4 главы (по числу модулей дисциплины). Каждая глава, помимо изучаемого материала, включает вопросы для самоконтроля, темы самостоятельных работ, а также латинские названия основных структурных элементов ЦНС.

Мозг – самое удивительное образование природы и самая величайшая загадка. Как полтора килограмма сероватой желеобразной массы, поражаю щей своей неупорядоченностью, способны не только вмещать весь мир, но и преобразовывать его?

Нервная система занимает в организме особое положение. В эволюции она возникает с появлением многоклеточных животных, и именно она объединяет различные системы в то, что мы называем организмом.

Возможно, первым, кто высказал мысль о связи человеческой психики с мозгом, был римский врач Гален (II век до н. э.). Однако систематическое изучение нервной системы начинается фактически лишь в средние века. Анатомические исследования обнаруживают в головном мозге полости, и это подталкивает монаха и философа XVI века Грегора Рейша к мысли, что вместилищем души являются желудочки мозга, а не сердце.

Появление и развитие новых технологий обогащает науку о мозге все новыми методами ее исследования.

Изучение строения центральной нервной системы (ЦНС) предполагает фиксацию нервной ткани и ее окрашивание различными способами, позволяющими дифференцировать серое и белое вещество, а также прослеживать направление связей между нервными центрами. Все более информативными становятся методы клеточной морфологии.

Изучение функционирования нервной системы предполагает использование как минимум двух операций: воздействия на мозг и регистрации результатов этого воздействия.

Один из видов воздействий вызывает угнетение мозговых функций и выражается либо в искусственном разрушении или временном выключении определенных структур ЦНС (у животных), либо в травматических или органических поражениях отделов мозга (у человека). В этом случае в качестве реакций регистрируются изменения поведения и психики.

Другой вариант воздействий направлен на активацию мозговых структур. Это может быть достигнуто прямой стимуляцией нервных центров (у животных), воздействием на органы чувств, либо решением определенной задачи. Регистрируются поведенческие, электрические или томографические (у человека) реакции.

Все больший вклад в изучение ЦНС вносят нейрохимия, нейрогенетика и нейрокибернетика.

Итак, мы приступаем к изучению уникальной системы организма, которая имеет вход (рецепторы и формируемые ими пути), выход (нейроны, направляющие волокна к мышцам и железам) и то, что находится между ними и определяет всю нашу жизнь.

По топографическому принципу нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Периферическая система распределена по всему организму, центральная заключена в костные образования скелета и покрыта тремя мозговыми оболочками. К периферической системе относят ганглии (скопления нервных клеток за пределами центральной нервной системы) и нервы (собранные вместе аксоны – длинные отростки нейронов). Центральная нервная система состоит из нервных центров в виде скоплений нейронов и проводящих путей, соединяющих эти центры. Деление на центральную и периферическую части условно, поскольку нервная система в функциональном отношении едина.


Рис. 1. Центральная нервная система

ЦНС анатомически делится на спинной мозг и головной мозг (рис. 1). Спинной мозг располагается внутри костного канала – позвоночника – и состоит из морфологически однородных сегментов. Головной мозг заполняет черепную коробку и неоднороден по строению и функциям.


Рис. 2. Отделы головного мозга (сагиттальный срез).

Спинной мозг и все отделы головного мозга имеют полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. Эта жидкость содержит биологически активные вещества и участвует в обменных процессах. Наполнение полостей этой жидкостью определяет величину внутримозгового давления.

Нервная ткань состоит из клеток двух типов: нервных и глиальных. Нервные клетки выполняют специфические для нервной системы функции, глиальные клетки (нейроглия) выполняют вспомогательные функции (опорная, трофическая и защитная), обеспечивая нормальное функционирование нейронов. При этом глиальных клеток примерно в 10 раз больше, чем нервных, и они заполняют пространство между нейронами. Глиальные клетки, в отличие от нейронов, способны делиться в течение всей жизни.

Нервная клетка состоит из сомы (тело клетки) и отходящих от нее отростков (рис. 3). Размер сомы у разных нейронов может отличаться в десятки раз: от 5 до 150 мкм. Сома заполнена цитоплазмой, в которой располагаются ядро клетки и органеллы. От тела отходят многочисленные короткие ветвящиеся отростки, которые называются дендриты, а также один длинный отросток, который называется аксон. Дендриты представляют собой короткие трубчатые выросты толщиной менее 1 нм. Диаметр аксона составляет у разных клеток от 1 до 6 мкм, а длина может достигать метра и более. На своем конце аксон делится на множество ответвлений – аксонных терминалей, каждая из которых заканчивается утолщением – синаптической бляшкой. Синаптической бляшкой аксонная терминаль контактирует с дендритом или сомой другого нейрона, образуя межклеточный контакт – синапс.

Тело клетки и ее отростки покрыты типичной для всех клеток организма оболочкой. Эта мембрана представляет собой липопротеидную пластинку толщиной 5–6 нм (рис. 4). Большая часть мембраны образована двумя слоями липидных молекул, которые гидрофильными концами направлены друг к другу, а гидрофобными обращены к внутренней и наружной ее поверхности. Липидные слои обеспечивают барьерную функцию мембраны – защищают клетку и поддерживают ее форму. В липидную пластинку встроены молекулы белков, которые выполняют транспортную и рецепторную функцию. Первая определяет состав веществ внутри клетки, вторая – специфическую чувствительность клетки к медиаторам, гормонам, антигенам и другим клеткам.


Рис. 3. Строение нервной клетки


Рис. 4. Липопротеидная мембрана нейрона.1 – двойной слой липидов, 2 – белковые молекулы

Нервные клетки классифицируются по характеру отростков на 4 типа (рис. 5): мультиполярные, биполярные, псевдоуниполярные и униполярные. Самыми распространенными являются мультиполярные клетки – типичные для ЦНС нейроны. Они состоят из тела, дендритного дерева и аксона. Биполярный нейрон имеет продолговатое тело, с одной стороны которого отходит дендрит, а с другого – аксон. Такие клетки встречаются лишь в сетчатке глаза, а также в слуховом и вестибулярном ганглиях. Псевдоуниполярные нейроны формируют спинальные ганглии (утолщения задних корешков спинномозговых нервов). От шарообразного тела такой клетки отходит один отросток, который Т-образно делится на две ветви: одна направляется к периферии, другая входит в спинной мозг. Такого же типа нейроны располагаются в чувствительных ядрах черепномозговых нервов.


Рис. 5. Типы нейронов

Униполярные клетки характерны тем, что от шарообразного тела отходит лишь один отросток с терминалями. Эти клетки типичны для нервной трубки зародыша. У взрослого человека они сохраняются только в мезэнцефалическом ядре тройничного нерва (обеспечивают проприоцептивную чувствительность жевательных мышц).

Мембрана аксона, в отличие от сомы и дендритов, как правило, дополнительно покрыта миелиновой оболочкой, которую формируют особые глиальные клетки – олигодендроциты (Шванновские клетки) (рис. 6). Эта оболочка придает аксонам беловатый оттенок. Тела клеток и дендриты не имеют такой оболочки и окрашены в серый цвет (под цвет мембраны). Поэтому на срезах нервной ткани имеются участки, окрашенные в белый и серый цвета. На основании этого все вещество ЦНС делится на белое и серое. Серое вещество – это скопления тел нейронов с их дендритными деревьями. Они образуют нервные центры. Белое вещество – это скопления аксонов. Они образуют проводящие пути между нервными центрами. За пределами ЦНС проводящие пути представлены нервами. ЦНС взаимодействует с органами и тканями с помощью 31 пары спинномозговых нервов и 12 пар черепномозговых нервов.


Рис. 6. Формирование миелиновой оболочки

Все проводящие пути делятся на афферентные и эфферентные. Афферентные (приносящие) пути представлены волокнами, направляющимися с периферии в ЦНС, а также восходящими связями в пределах ЦНС. К эфферентным (выносящим) путям относятся нисходящие связи ЦНС и нервные волокна, направляющиеся из ЦНС к исполнительным органам.

Все структуры ЦНС имеют парную организацию, то есть представлены в обеих половинах мозга. При этом реализуется контралатеральный принцип иннервации: левая половина мозга связана с правой половиной тела, а правая половина мозга – с левой. Исключение составляют задний и продолговатый мозг. Здесь иннервация носит ипсилатеральный характер.

Филогенез – это эволюционное развитие. У животных нервная система формируется с появлением многоклеточных организмов, когда возникает необходимость согласованного функционирования различных клеток. Фактически именно нервная система связывает все клетки организма в единое целое. Считается, что в ходе эволюции нервная система проходит 3 основных этапа своего развития: 1) диффузная; 2) узловая; 3) трубчатая нервная система (рис. 7).


Рис. 7. Эволюция нервной системы.

А – диффузная, Б – узловая, В – трубчатая

Итак, первым этапом эволюционного развития нервной системы является диффузная (сетчатая) нервная система. На этой стадии все нервные клетки однородны по своим функциям, их отростки не специализированы, а сама нервная система представляет собой однородную сеть. Одним из обладателей диффузной нервной системы является гидра (представитель кишечнополостных) (рис. 8).


Рис. 8. Пример диффузной нервной системы (гидра)

Функционирование такой нервной системы весьма примитивно: возбуждение, возникающее в локальном участке нервной сети, распространяется и охватывает всю сеть. В результате реакция на любое раздражение всегда одинакова – общее сокращение тела.

Обладателями узловой нервной системы являются высшие беспозвоночные. На этом этапе эволюционного развития нервной системы происходит специализация нервных клеток. Появляются чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Чувствительные (афферентные) нейроны получают сигналы об изменениях среды и передают эту информацию вставочным нейронам. Вставочные нейроны (интернейроны) обрабатывают полученную информацию, а результаты обработки передают двигательным нейронам. Двигательные (эфферентные) нейроны формируют и посылают команды исполнительным структурам, обеспечивающим реагирование на изменения среды.


Рис. 9. Пример узловой нервной системы (высшие черви)

Появление в передней части тела органов чувств способствует большему развитию передних ганглиев, поскольку обработка сенсорной информации требует дополнительных нервных ресурсов. Наивысшего развития узловая нервная система достигает у насекомых (рис. 10).


Рис. 10. Нервная система насекомых

Наиболее совершенной по своей организации считается трубчатая нервная система. Ее обладателями являются хордовые. Возникновение трубчатой нервной системы связывают с появлением внутреннего скелета и, как следствие, нового двигательного аппарата. Развитие трубчатой нервной системы проходит в несколько этапов. Сначала появляется метамерная нервная трубка с сегментарными нервами (у ланцетника). Это так называемый туловищный мозг, который у позвоночных преобразуется в спинной мозг. Между его сегментами формируются собственные связи спинного мозга. Развитие органов чувств ведет к преимущественному развитию передней части трубки (цефализация) и появлению головного мозга. Этот процесс сопровождается формированием двусторонних связей между спинным и головным мозгом – спинной мозг становится проводником афферентных и эфферентных сигналов.

В головном мозге формируется 3 отдела: задний, средний и передний мозг. Задний мозг развивается под влиянием рецепторов акустики и статики, средний – под влиянием зрительных рецепторов, передний мозг формируется как субстрат анализа обонятельных сигналов. Задний мозг делится на продолговатый мозг и собственно задний мозг. Продолговатый мозг становится переходным отделом от спинного мозга к головному. Из заднего мозга развиваются мозжечок и Варолиев мост. Передний мозг делится на промежуточный и конечный. Конечный мозг увеличивается за счет роста и развития полушарий. Важным этапом развития полушарий является появление у рептилий новой коры, которая получает прогрессивное развитие у млекопитающих.

Таким образом, главное правило филогенеза центральной нервной системы можно сформулировать так: с каждым этапом эволюции возникают новые вышележащие нервные центры, функционально подчиняющие себе старые.

Онтогенез – это индивидуальное развитие. Онтогенез делится на пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (послеродовой).

Зачатком нервной системы является мозговая трубка. Она формируется из соединительной ткани (рис. 11).


Рис. 11. Формирование мозговой трубки зародыша

Ее задняя часть образует зачаток спинного мозга, а передний конец путем перетяжек разделяется на 3 первичных мозговых пузыря: передний, средний и задний (рис. 12).


Рис. 12. Первичные мозговые пузыри

В последующем в переднем и заднем пузырях возникают новые перетяжки (рис. 13). В результате из переднего мозгового пузыря образуется два отдела: конечный мозг и промежуточный мозг, из среднего пузыря формируется средний мозг, а из заднего образуются задний мозг и добавочный мозг. Добавочный мозг развивается в продолговатый мозг.


Рис. 13. Дифференциация мозговых пузырей

Интенсивный прирост массы мозга начинается со второго месяца внутриутробного развития (рис. 14).

На пятом месяце начинается миелинизация аксонов, и появляются первые синапсы. Головной мозг новорожденного весит 300–400 граммов. К 8-му месяцу постнатального развития вес мозга удваивается, а к 4–5 годам – утраивается. Ствол мозга принимает окончательный вид к 5 годам. К этому же возрасту завершается миелинизация аксонов. Форма и размер борозд и извилин полушарий наиболее интенсивно меняется на первом году жизни, и этот процесс завершается примерно к 5 годам. Человек рождается с готовым набором нейронов, и в течение жизни их число может только снижаться. Масса и размер мозга ребенка увеличиваются благодаря увеличению числа отростков нейронов и их миелинизации, а также за счет развития нейроглии.


Рис. 14. Пренатальный онтогенез головного мозга

Словарь латинских терминов

сагиттальная (вдоль структуры параллельно средней линии) – sagittalis

фронтальная (поперек структуры) – frontalis

Пояснительная записка

Автором использован интегративный подход к разработке содержания курса, позволивший комплексно рассмотреть вопросы общей анатомии, развития и строения органов центральной нервной системы (головного и спинного мозга), а также анатомических образований периферической нервной системы, включая общие принципы и особенности структурной организации вегетативной нервной системы. При изучении интегративных систем мозга особое внимание уделяется вопросам построения сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфо-функциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем, рассматривается их роль в формировании психики человека. Учебный курс предусматривает изучение анатомии черепных нервов и структурно-функциональной организации органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой. В нем также рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строения мозговых оболочек и ликворной системы в целом. Автор стремился к тому, чтобы учебный курс сочетал в себе описание строения нервной системы человека и понятное изложение общих и индивидуальных психофизиологических особенностей ее функционирования, что очень важно для будущих психологов.

Соответствие программы требованиям ГОС.

В результате изучения дисциплины студенты будут знать о:

  • процессах филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;
  • современных методах изучения анатомии нервной системы;
  • микроструктурной организации нервной ткани и строении нервных клеток;
  • анатомическое строение и развитие головного и спинного мозга;
  • строение и топографию серого и белого вещества; функциональное значение нервных центров;
  • морфо-функциональной организации стрио-паллидарной, лимбической, активационной систем мозга, обеспечивающих жизнедеятельность и адаптационные возможности психической деятельности, а также регуляции поведения в целом;
  • строении и функциях проводящих путей, их роли в управлении поведением человека;
  • строении и областях иннервации черепных нервов;
  • особенностях структурной организации соматической и вегетативной частей периферической нервной системы;
  • анатомии и функциональных особенностях органов чувств.

В результате изучения дисциплины студенты будут уметь:

  • находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга;
  • определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;
  • находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.

Содержание курса

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.

Нейронная теория строения нервной системы. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе. Нейрон как элементарная структурно-функциональная единица нервной ткани. Понятие об интегративной структурно-функциональной единице нервной ткани: нейронные ансамбли (модули) и локальные нейронные сети.

Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых). Виды нервных окончаний, их классификация.

Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.

Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы. Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка). Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера. Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.

Разделение нервной системы на центральную (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нервные сплетения, нервные узлы); соматическую (анимальная) и вегетативную (автономная) части. Нейронный состав рефлекторных дуг. Виды рецепции: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция. Понятие о нервном центре. Нервные центры ядерного и экранного (коркового) типов.

Анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество: топография, строение и функциональная характеристика. Сегменты спинного мозга и сегментарные рефлексы. Проводящие пути в спинном мозге: локализация и функции.

Спинномозговой нерв; передние и задние корешки спинномозговых нервов; спинномозговые узлы и их строение. Ветви спинномозговых нервов, состав нервных волокон; области иннервации. Формирование соматических нервных сплетений, их функции. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Иннервация опорно-двигательного аппарата и покровов тела.

Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Вегетативные узлы (ганглии), пре- и постганглионарные нервные волокна. Центры симпатической нервной системы в спинном мозгу. Симпатический ствол, его отделы и ветви. Центры парасимпатической нервной системы в головном и спинном мозгу. Вегетативные (висцеральные) сплетения, их функции.

Развитие головного мозга: стадия трех мозговых пузырей (передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг). Стадия пяти мозговых пузырей (конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг). Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу.

Ствол мозга. Сходство и различие в строении со спинным мозгом. Отделы ствола мозга и их строение. Желудочки мозга.

Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком. Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, базис), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции. Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение. Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка.

Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств. III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации. IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации.

Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. Шишковидная железа и ее роль в развитии и старении организма. Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций и формирования эмоций. Локализация питьевого, пищевого и полового центров и центров биоритмальной активности организма в ядрах гипоталамуса. Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма.

Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге. Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины. Мозолистое тело, передняя спайка, свод. Кора большого мозга. Понятие о цито-, фибро- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Речевые центры и центры, участвующие в организации сложных психических функций (восприятия, внимания, психо-эмоционального поведения). Роль лобных долей большого мозга в регуляции поведения человека. Латерализация функций в полушариях мозга человека.

Базальные ядра большого мозга. Хвостатое ядро и чечевицеобразное ядро: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стрио-паллидарная система, ее роль в регуляции движений.

Базальная часть большого мозга. Миндалевидное тело, ограда и связанные с ними структуры: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения.

Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство, чувство давления и веса). Эфферентные (нисходящие) двигательные пути. Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний корково-спинномозговой и боковой корково-спинномозговой пути. Экстрапирамидная система и ее роль в координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние холмики крыши четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга). Красноядерно-спинномозговой нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы.

Анатомические особенности центральной нервной системы ребенка. Возрастные этапы развития головного мозга человека.

Кожная чувствительность. Рецепторы в коже; проводящие пути кожного анализатора; корковый центр анализатора общей чувствительности в области постцентральной извилины (соматосенсорная кора).

Проприоцептивная чувствительность. Рецепторы в мышцах и в связочно-суставном аппарате; проприоцептивные нервные пути мозжечкового и коркового направления; корковые центры проприоцептивной чувствительности (соматосенсорная и сенсомоторная кора).

Обонятельный анализатор. Локализация обонятельных рецепторов в области верхнего носового хода; пути проведения обонятельной чувствительности; центр в коре головного мозга в области парагиппокампальной извилины и крючка.

Вкусовой анализатор. Локализация рецепторов в сосочках языка; проводящие пути вкусовой чувствительности; центры в коре головного мозга в области покрышки, парагиппокампальной извилины и крючка.

Зрительный анализатор. Строение сетчатки. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути зрительного анализатора; центр в коре головного мозга в области шпорной борозды.

Слуховой анализатор. Локализация слуховых рецепторов и механизм восприятия звуковых колебаний. Подкорковые центры, проводящие пути слухового анализатора; центры в коре головного мозга в области верхней височной извилины.

Анализатор равновесия. Локализация вестибулярных рецепторов и механизм восприятия вестибулярных раздражений. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути анализатора равновесия.

If you are from UK and looking to learn about Adderall or to buy adderall online have a look at this website where you can order Adderall online from United Kingdom

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.