Курс лекции по анатомии нервной системы

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

Специальность 030301.65 - Психология

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

М.А. Попова,доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии Сургутского медицинского института

А.Н. Богданов,доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета

Анатомия центральной нервной системы: Курс лекций. Специальность 030301.65 – Психология / Сост.: А.Г. Привалова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 73 с.

Пособие включает анатомические данные о макроструктурах нервной системы, а также гистологические и цитологические характеристики микроструктур нервной ткани.

Способ изложения материала нацелен на использование знаний анатомии мозга в анализе участия различных его структур в когнитивных процессах, изменениях функционального состояния организма, мотивационно-эмоциональной сферы и сознания.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301.65 – Психология очного и заочного отделений.

Ó Сургутский государственный

педагогический университет, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список используемых сокращений…………………………. 6

1. Предмет и методы анатомии ЦНС………………..………. 7

2. Микроструктура нервной ткани ……….…………..……. 12

3. Развитие нервной системы

3.1. Онтогенез центральной нервной системы…..……27

3.2. Филогенез центральной нервной системы

4. Вегетативная нервная система…………………………..…30

5. Строение центральной нервной системы…………….……33

5.1. Анатомия спинного мозга………………………….34

5.2. Анатомия ствола головного мозга..……………….36

5.3. Анатомия промежуточного мозга………………….42

5.4. Анатомия коры больших полушарий……………. 47

5.5. Проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы………………………………………………. 54

Предисловие

Центральная нервная система имеет отношение ко всем проявлениям жизнедеятельности, что определяет необходимость ее изучения представителями многих областей науки. Так, психологу сложно дать грамотную оценку причин возникновения той или иной реакции человека, если он не вооружен знаниями о строении и механизмах работы мозга, управляющих поведенческими реакциями и психикой вообще. Специалист-психолог должен знать связи психологической науки с другими областями знаний, и, прежде всего – дисциплин медико-биологического цикла, где важное место отводится знаниям о законах и принципах функционирования человеческого организма.

Цель курса – сформировать представление о центральной нервной системе как об основном субстрате психической деятельности человека.

Задачи изучения дисциплины:

-Сформировать представление о структурно-функциональных особенностях нервной клетки и ткани;

- Уяснить строение, адаптационно-трофическую функцию нервной системы;

- Освоить модель центральной нервной системы.

Предполагается, что по завершении теоретического курса студенты факультета психологии должны:

· знать:

- процессы филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;

- методы, которые используются для изучения анатомии человека на всех уровнях — от микроскопического до макроскопического;

- микроструктуру нервной ткани и строении нервных клеток;

- функции основных нервных центров головного мозга;

· представлять:

- структуру организации спинного мозга;

- модель основных отделов головного мозга;

- систему основных проводящих путей центральной нервной системы;

- функции черепно-мозговых нервов;

- сравнительную структурную организацию соматической и вегетативной нервной системы;

· уметь:

- пользоваться специальной терминологией;

- находить различные анатомические структуры на изображениях срезов головного мозга в анатомическом атласе;

- самому схематично представлять основные срезы головного мозга;

- освоить модель центральной нервной системы.

ЛЕКЦИЯ № 20. Нервная система человека

1. Что такое нервная система

Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:

1) функциональное единство всех органов и систем человека;

2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны – это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи.

Вся нервная система делится на:

1) центральную нервную систему;

2) периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе – отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы.

Также условно нервную систему можно подразделить на два больших раздела:

1) соматическая нервная система;

2) вегетативная нервная система.

Соматическая нервная система связана с человеческим телом. Эта система отвечает за то, что человек может самостоятельно передвигаться, она же обуславливает связь тела с окружающей средой, а также чувствительность. Чувствительность обеспечивается с помощью органов чувств человека, а также с помощью чувствительных нервных окончаний.

Передвижение человека обеспечивается тем, что с помощью нервной системы осуществляется управление скелетной мышечной массой. Ученые-биологи соматическую нервную систему по-другому называют анимальной, т. к. передвижение и чувствительность свойственны только животным.

Нервные клетки можно разделить на две большие группы:

1) афферентные (или рецепторные) клетки;

2) эфферентные (или двигательные) клетки.

Рецепторные нервные клетки воспринимают свет (с помощью зрительных рецепторов), звук (с помощью звуковых рецепторов), запахи (с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов).

Двигательные нервные клетки генерируют и передают импульсы к конкретным органам-исполнителям. Двигательная нервная клетка имеет тело с ядром, многочисленные отростки, которые называются дендритами. Также нервная клетка имеет нервное волокно, которое называется аксон. Длина этих аксонов колеблется от 1 до 1,5 мм. С их помощью осуществляется передача электрических импульсов к конкретным клеткам.

В мембранах клеток, которые отвечают за ощущение вкуса и запаха, лежат специальные биологические соединения, которые реагируют на то или иное вещество изменением своего состояния.

Чтобы человек был здоров, он должен прежде всего следить за состоянием своей нервной системы. Сегодня люди много сидят перед компьютером, стоят в автомобильных пробках, а также попадают в различные стрессовые ситуации (например, школьник получил в школе отрицательную оценку либо же работник получил от своего непосредственного начальства выговор) – все это отрицательно сказывается на нашей нервной системе. Сегодня на предприятиях, в организациях создаются комнаты отдыха (или релаксации). Придя в такую комнату, работник мысленно отключается от всех проблем и просто сидит и расслабляется в благоприятной обстановке.

2. Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система – это одна из частей нашей нервной системы. Вегетативная нервная система отвечает за: деятельность внутренних органов, деятельность желез внутренней и внешней секреции, деятельность кровеносных и лимфатических сосудов, а также в некоторой части за мускулатуру.

Вегетативная нервная система делится на два раздела:

1) симпатический раздел;

2) парасимпатический раздел.

Симпатическая нервная система расширяет зрачок, она же вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, расширяет мелкие бронхи и т. д. Данная нервная система осуществляется симпатическими спинномозговыми центрами. Именно от этих центров начинаются периферические симпатические волокна, которые расположены в боковых рогах спинного мозга.

Как же осуществляется контроль за деятельностью симпатической и парасимпатической нервной системы? Контроль за деятельностью этих разделов нервной системы осуществляется специальными вегетативными аппаратами, которые расположены в головном мозге.

Заболевания вегетативной нервной системы. Причинами заболеваний вегетативной нервной системы являются следующие: человек плохо переносит жаркую погоду или, наоборот, некомфортно чувствует себя зимой. Симптомом может быть то, что человек при волнении начинает быстро краснеть или бледнеть, у него учащается пульс, он начинает сильно потеть.

Следует отметить и то, что заболевания вегетативной нервной системы бывают у людей и от рождения. Многие считают, что, если человек разволновался и покраснел, значит, он просто слишком скромный и стеснительный. Мало кто подумает, что у этого человека есть какое-нибудь заболевание вегетативной нервной системы.

Также эти заболевания могут быть и приобретенными. Например, вследствие травмы головы, хронического отравления ртутью, мышьяком, вследствие перенесенного опасного инфекционного заболевания. Они могут также возникнуть и при переутомлении человека, при недостатке витаминов, при сильных психических расстройствах и переживаниях. Также заболевания вегетативной нервной системы могут быть результатом несоблюдения правил техники безопасности на производстве с опасными условиями труда.

Человеку для предупреждения заболеваний вегетативной нервной системы следует соблюдать ряд простейших правил:

1) избегать нервного переутомления, простуд;

2) соблюдать технику безопасности на производстве с опасными условиями труда;

3) полноценно питаться;

4) своевременно обращаться в больницу, полно проходить весь назначенный курс лечения.

Причем последний пункт, своевременное обращение в больницу и полное прохождение назначенного курса лечения, является самым важным. Это следует из того, что слишком долгое затягивание своего визита к врачу может привести к самым печальным последствиям.

3. Центральная нервная система

Центральная нервная система человека состоит из головного и спинного мозга.

1) шейное утолщение;

2) поясничное утолщение.

Именно в этих утолщениях формируются так называемые иннервационные нервы верхних и нижних конечностей. Спинной мозг делится на несколько отделов:

2) грудной отдел;

3) поясничный отдел;

4) крестцовый отдел.

В головном мозге выделяют пять основных отделов:

1) конечный мозг;

2) промежуточный мозг;

5) продолговатый мозг.

Если человек перенес черепно-мозговую травму, то это всегда отрицательно сказываете как на его центральной нервной системе, так и на его психическом состоянии.

При нарушении психики человек может слышать голоса внутри головы, которые повелевают ему сделать то или иное. Все попытки заглушить эти голоса оказываются безрезультатными и в конце концов человек идет и выполняет то, что ему приказали голоса.

2) теменную долю;

3) затылочную долю;

4) височную долю;

Головной и спинной мозг покрыт оболочками:

1) твердой мозговой оболочкой;

2) паутинной оболочкой;

3) мягкой оболочкой.

Твердая оболочка. Твердая оболочка покрывает снаружи спинной мозг. По своей форме она больше всего напоминает мешок. Следует сказать, что наружная твердая оболочка головного мозга – это надкостница костей черепа.

Паутинная оболочка. Паутинная оболочка представляет собой вещество, которое почти вплотную прилегает к твердой оболочке спинного мозга. Паутинная оболочка как спинного, так и головного мозга не содержит в себе никаких кровеносных сосудов.

Мягкая оболочка. Мягкая оболочка спинного и головного мозга содержит нервы и сосуды, которые, собственно, и питают оба мозга.

Тема 1 . Введение..Организм человека- открытая биологическая система

Анатомия — наука о строении организма. Краткий очерк истории развития анатомии человека. Микроскопическая и макроскопическая анатомия. Неразрывность связей строения функций всех органов человеческого организма.

Свойства организма человека как открытой биологической системы: обмен веществ и энергии с окружающей средой, спо­собность к размножению, биологическая устойчивость и пла­стичность, поддержание гомеостаза, адаптация к внешней среде. Важнейшие уровни организации человеческого орга­низма: клетки, ткани, органы, системы органов, функцио­нальные системы, организм как единое целое.

Общий план строения и разнообразие клеток, слагающих организм человека. Дифференциация клеток в процессе эво­люции многоклеточных организмов и в процессе индивиду­ального развития человека.

Ткань как система клеток, сходных по происхождению строению и функциям. Характерные свойства тканей: струк­турное объединение клеток, морфологическая и функциональ­ная общность и взаимодействие клеток, специализация по функциям. Основные группы тканей человеческого организ­ма. Эпителиальные ткани — общая характеристика строе­ния, функций, происхождения. Важнейшие виды эпителиаль­ных тканей (кожный, кишечный, почечный, мерцательный, железистый эпителий). Соединительные ткани — общая ха­рактеристика строения, функций, происхождения. Важней­шие виды соединительных тканей человека (собственно сое­динительная ткань, кровь, лимфа, рыхлая жировая ткань, фиброзная, эластичная, хрящевая, костная ткань). Мышеч­ные ткани — характерные особенности строения, функции,, происхождение, локализация в организме основных видов: мышечной ткани человека—поперечнополосатой, сердечной игладкой. Нервная ткань — общая характеристика строения,, функций и происхождения нервной ткани. Основные компо­ненты нервной ткани: — нервные клетки и нейроглия.

Тема 2..Особенности структурных взаимодействий разных уровней организации организма человека

Органы — рабочие аппараты организма, специализирую­щиеся на выполнении определенных функций. Сложность строения органов, тип ткани, определяющий главную функ­цию органа.

Система органов — анатомическое и функциональное объ­единение неекольких органов, участвующих в выполнении оп­ределенного сложного акта деятельности. Объединение сис­тем органов в аппараты ифункциональные системы.

система покровов тела;

система органов размножения;

системы органов чувств;

Биологические механизмы, поддержания динамического взаимодействия разных уровней организации организма че­ловека. Нейро-гуморальные механизмы взаимодействия всех уровней оргашгзации^организма. Значение биологически ак­тивных веществ в гуморальной регуляции. Регулирующая роль нервной системы. Биоэлектрические потенциалы как факторы связи между разными уровнями организации орга­низма. Способы поддержания динамического гомеостаза: прямые и обратные связи.

Тема 3. Общие сведения об анатомии нервной системы

Учение И. П. Павлова о рефлекторном принципе деятель­ности*' нервной системы, его значение для понимания основ-ных-заквиомерностей" строения и развития нервной системы.

Строение рефлекторной дуги и принцип обратной связи Процесс возбуждения и торможения.

Структурное деление нервной системы на центральный (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нерв­ные узлы и сплетения, нервные окончания. Функциональное деление нервной системы на соматическую и вегетативную. Условность деления нервной системы на отделы, тесная вза­имосвязь и взаимодействие всех подразделений нервной си­стемы.

Тема 4. Микроструктура нервной ткани

Нервная ткань. Основные свойства нервной ткани—возбудимость и проводимость, их специфические формы. Основ­ные структурные компоненты нервной ткани —нервные клет­ки (нейроны) и невроглия. Разнообразные типы нейронов ЦНС: мозжечковые ней­роны (корзннчатые клетки, клетки Пуркинье), нейроны коры больших полушарий (пирамидные, зернистые, зеретеновидные и др.). Синапсы — функциональные контакты между возбудимы­ми клетками. Строение синапса.

Тема 5 Нейрон и нейроглия

Нейрон — основная структурно-функциональная единим нервной системы. Специфические свойства нейрона. Нейрон­ная теория. Основные части нейрона: тело (сома), аксон, дендриты' — их роль в деятельности нейрона. Особенности ультраструктуры нейрона (система мембран, эндоплазмати-ческий ретикулюм, ядро, митохондрии, рибосомы, нейрофиб-рнллы, вещество Ниссля). Шванновские клетки, образование миелиновых оболочек. Значение миелинизации нервных во­локон.

Разнообразие типов нейронов: уни-, би-, мультиполярные. Особенности строения центральных и периферических нейров. Моторные ,чувствительные и вставочные нейроны.Функциональное деление отростков нейронов: рецепторные, эффекторные, межнейрональные. Функциональное зна­чение деятельности нейронов с длинными и короткими аксо­нами.

Тема 6. Онтогенез, филогенез и эмбриогенез нервной системы человека

Эволюция строения нервной системы в ряду животных. Основные типы строения нервной системы беспозвоночных: диффузная, диффузно-узловая, узловая. Развитие раз­личных частей ЦНС в связи с развитием соответствующих органов чувств.

Последовательные стадии закладки и развития нервной системы в эмбриогенезе человека. Образование нервной пла­стинки, стадии формирования нервной трубки.. Основные производные дорзальной области (крыловидная пластинка) нервной трубки — чувствительные и ассоциативные элемен­ты нервной системы, вентральной (базальпая пластинка) области — моторные. Формирование 3 и 5 первичных мозго­вых пузырей. Рост идефференцировка различных отделов головного испинного мозга в ходе эмбрионального развития. Формирование оболочек мозга и желудочков головно­го мозга.

Тема 7. Спинной мозг Спинно-мозговые корешки и спинно-мозговые нервы

Эмбриогенез и общий план строения спинного мозга. Внешний вид спинного мозга. Метамерность строения спин­ного мозга, расположение белого и серого вещества, строе­ние сегмента спинного мозга. Оболочки спинного мозга: твер­дая, паутинная, сосудистая. Центральный канал, спинномозговая жидкость.

- Серое вещество спинного мюзга. Шейное и поясничное утолщения. Вентральные и спинальные корешки, спинномозговые ганглии. Чувствительные и двигательные ядраспинного мозга. Ретикулярная формация спинного мозга.

Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинно­го мозга. Собственный аппарат спинного мозга — основные пучки. Важнейшие восходящие (афферентные) и нисходящие (эфферентные) проводящие пути спинного мозга иих значе­ние для функционирования нервной системы ивсего организ­ма. Перекрест восходящих и нисходящих путей спинного мозга. Важнейшие функция спинного мозга. Рефлекторная и про­водниковая функции.

Тема 8. Общая характеристика головного мозга человека

Общая характеристика"головного мозга человека. Его прогрессивное развитие в ряду позвоночных животных. Эво­люция головного мозга. Эмбриогенез головного мозга чело­века. Трех- и пятипузырная стадии развития головного моз­га. Развитие отделов головного мозга из мозговых пузырей.

Основные отделы головного мозга: продолговатый, зад­ний (мозжечок, варолиез мост), средней, промежуточный и конечный мозг. Оболочки головного мозга. Сосудистые спле­тения. Внутренние мозговые полости (желудочки мозга, во­допровод). Особенности строения белого вещества головного мозга. Серое вещество головного мозга: ядра, узлы, скопле­ния нервных клеток, ретикулярная формация, серое вещест­во желудочков мозга, кора. Черепно-мозговые нервы.

Тема 9. Продолговатый мозг

Расположение, внешний вид, общие черты строения.
Структурное сходство со спинным мозгом. Эмбриональное и
эволюционное развитие продолговатого мозга. Образование
из5 мозгового пузыря. Серое и белое вещество продолгова­
того мозга. Участие продолговатого мозга в конструкции
ромбовидной ямки. Серое вещество продолговатого мозга. Ядра нижних олив, задних канатиков — их функции Ядра черепномозговых нервов (IX—XII пар), их локализация в ромбовидной ямке. Ретикулярная формация продолговатого мозга, ее значение для функционирования ЦНС. Белое вещество продолговатого мозга. Восходящие и ни­сходящие проводящие пути продолговатого мозга. Жизненно важные функции продолговатого мозга.

Тема 10. Задний мозг

Варолпев мост. Расположение, внешний вид. Серое и бе­лое вещество моста. Серое вещество. Ядра основания моста, их связь с корой больших полушарий. Ядра трапециевидно­го тела, ядро верхней оливы — их связь со слуховым анали­затором. Ретикулярная формация моста. Ядра черепно-моз­говых нервов. Белое вещество моста. Значение моста в свя­зи полушарий мозжечка и координации движения мышц на обеих сторонах тела. Участие моста в формировании дна ромбовидной ямки.

Тема 11. Мозжечок

Мозжечок. Внешний вид, Строение полушарий, червя, ножек мозжечка. Серое вещество мозжечка. Ядра моз­жечка, их связь с другими отделами ЦНС. Кора мозжечка — осо­бенности строения, упорядоченность структуры межслойных взаимоотношений трех слоев коры, специфические формы нейронов коры мозжечка. Белое вещество мозжечка. Связь ножек мозжечка с про­долговатым мозгом (нижние), с мостом (средние) и средним мозгом (верхние). Основные восходящие и нисходящие прово­дящие пути ЦНС на уровне мозжечка. Взаимодействие моз­жечка с различными отделами двигательного анализатора на разных уровнях ЦНС. Роль мозжечка в координации всех двигательных ак­тов, формировании мышечного тонуса, в приспособлении двигательных реакций организма к условиям внешней среды. Отличие мозжечка от других двигательных центров.

Тема 12. Средний мозг

Расположение в головном мозге и внешний вид промежу­точного мо:.га. Основные составляющие промежуточного моз­ги: зрительный бугор (таламус), коленчатые тела, подбугорье (гипоталамус), надбугорье (эпиталамус), 3 мозговой желудочек. Эмбриогенез промежуточного мозга.

Серый бугор, гипофиз. Серый бугор — центравтономной нервной системы, обеспечивающий динамическое постоянство внутреннейсреды организма и адаптацию к условиям внешней среды. Связь гипофиза с ядрами гипоталамуса и железами внутренней секрекции .Гипоталамус — высший центр регуляциивегетатив­ных функций организма и размножения, место взаимодейст­вия нервной и эндокринной систем.

Тема 14. Конечный (передний) мозг

Конечный (передний) мозг — главный отдел головного мозга, несущий специфические для человека черты строение. Положение в головном мозге, общее строение. Основные структуры переднего мозга. Развитие конечного мозга в фило- и он­тогенезе.

Строение обонятельного мозга. -Базальные ядра. Полосатое тело, его место в эксрапирамиднои системе, значение для осуществления сложных двигательных актов и безусловных рефлексов. Скорлупа, бледный шар. Базальиые ганглии — высшие подкорковые центры автономной нервной системы.

Тема 15. Кора (плащ) головного мозга

Плащ — кора головного мозга. Эволюция типов коры. Новая, старая, древняя и межуточная кора, их доля и то­пографическое распределение на территории больших полу­шарий мозга человека. Построение ЦНС по ядерному и кор­ковому типу; принцип работы каждого из этих типов. Осо­бенности организации коры, отличающие ее от ядерных сис­тем. Пространственное расположение нейронов и межнейро-нальных связей в образованиях ядерного и коркового типов. Основные типы нейронов коры больших полушарий: длинно-аксонные пирамидные и веретеновидные клетки, короткоак-сонные звездчатые (зернистые) клетки. Разнообразие их видов и роль в формировании проекционных систем и ассо­циативных внутрикоркорковых взаимодействий. Общий принцип строения новой коры. Строение, особенности цито- и. миело-архитектоники и функциональное значение разных слоев ко­ры. Их филогенетическая разнокачественность. Колоннооб­разная структурная упорядоченность нейронов, их ансамбли как основа первичных функциональных модулей коры.

Тема 16. Классификация коры больших полушарий

Тема 17. Черепные нервы Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы

Общий план строения вегетативной (автономной) нерв­ной системы. Отличие автономной нервной системы от сома­тической. Отделы вегетативной нервной системы. Симпати­ческая и парасимпатическая нервная система, особенности строения, функции

ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОАНАТОМИИ

Для студентов очной и заочной форм обучения

ББК 591.4; 611/612

УДК Е 8

Х

Рецензенты: к.биол.н., доцент Билалова Г.А.;

к.психол.н., доцент Уразаева Г.И.

Х Хаматова Р.М.Лекции по нейроанатомии: Учебное пособие. - Казань: ТАРИ, 2005. – 85 с.

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета ТАРИ

Учебное пособие представляет собой текст лекций по нейроанатомии. Главы выстроены в логической последовательности начиная от терминологического аппарата до особенностей анатомии нейрона и отделов нервной системы. В учебном пособии систематизированы и обобщены современные представления по нейронатомии человека с учетом эмбриологического, функционального аспектов в изучении курса, систематизированы и обобщены представления о макро-микроскопической анатомии головного и спинного мозга, изложены закономерности строения нейрона, рефлекторной дуги, афферентных и эфферентных проводящих путей.

Ó Хаматова Р.М., 2005

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступительная лекция к курсу анатомии

центральной нервной системы. 8

Основные понятия в анатомии нервной системы. 9

2. Лекция о гистологии нервной ткани. 14

Клеточная теория. 14

Классификация нейронов. 18

Дегенерация и регенерация нервной ткани. 21

Методы исследования нервной ткани. 22

3. Лекция о развитии нервной системы. 24

Филогенез нервной системы. 24

Онтогенез нервной системы. 27

4. Лекция о спинном мозге. 29

Строение серого вещества. 31

Строение белого вещества. 32

Проводящие пути спинного мозга. 32

5. Лекция о спинномозговых нервах. 34

Шейное сплетение. 35

Плечевое сплетение. 36

Межреберные нервы. 37

Поясничное сплетение. 38

Крестцовое сплетение. 38

6. Первая лекция о головном мозге. 40

Продолговатый мозг. 41

Воролиев мост. 43

Средний мозг. 44

7. Вторая лекция о головном мозге. 46

Промежуточный мозг. 46

Конечный мозг. 47

8. Лекция о черепно-мозговых нервах. 54

I черепно-мозговой нерв -обонятельный. 54

II черепно-мозговой нерв - зрительный. 55

III черепно-мозговой нерв - глазодвигательный. 55

IV черепно-мозговой нерв - блоковый. 55

V черепно-мозговой нерв - тройничный. 56

VI черепно-мозговой нерв - отводящий. 56

VII черепно-мозговой нерв - лицевой. 57

Черепно-мозговой нерв - промежуточный. 57

VIII черепно-мозговой нерв - преддверно-

IX черепно-мозговой нерв - языкоглоточный. 58

X черепно-мозговой нерв - блуждающий. 58

XI черепно-мозговой нерв - добавочный. 59

XII черепно-мозговой нерв - подъязычный. 59

9. Лекция о вегетативной нервной системе. 60

10. Первая лекция об анализаторах. 63

Кожный анализатор. 65

Зрительный анализатор. 66

Вкусовой анализатор. 69

11. Вторая лекция об анализаторах. 70

Слуховой и вестибулярный анализаторы. 70

Путь прохождения звуковой волны. 75

Путь слухового анализатора. 75

Путь вестибулярного (стато-кинетического) анализатора 76

Обонятельный анализатор. 76

Предметный указатель. 78

Список использованной литературы. 83

ПРЕДИСЛОВИЕ

В программу включены все разделы, предусмотренные Государственным стандартом о высшем образовании для изучения морфологии мозга студентами психологических специальностей (код 020400). Учебный курс "Анатомия ЦНС" является обязательным в системе психологического образования и дает базовые знания для дальнейшего освоения практически всех разделов психологии.

Объем лекционного курса и форма подачи материала рассчитаны на студентов, не имеющих специальной биологической подготовки; традиционное изложение материала с применением латыни адаптировано: терминология дается в ограниченном объеме, с предварительными пояснениями и, в основном, для тех структур мозга, в наименовании которых в психологической литературе обычно используются латинские корни.

Умело сочетать в лекциях элементы детального разбора анатомического строения с изложением особенностей центральной нервной системы является делом довольно трудным, в особенности при ограниченном количестве лекционных часов. В одних случаях мы старались больше внимания уделить анатомической терминологии и типологии, чтобы научить студента правильному анатомическому мышлению. В других лекциях мы уделяли достаточное внимание сообщению более подробных данных об особенностях центрального отдела нервной системы. В силу этого, лекции различаются по содержанию и характеру изложения. Но во всех лекциях мы уделили особенное внимание анатомической номенклатуре и на этой основе изучали строение и структуру тканей/органов нервной системы.

В нашем сборнике лекций излагаются сложившиеся в неврологии представления о структурно-функциональной организации нервной системы. С целью закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение домашних заданий, которые заключаются в зарисовывании изученных мозговых структур и обозначении их отдельных образований. Такая форма работы обеспечивает развитие образного мышления студентов и способствует формированию целостной материалистической картины организации человеческого мозга.

Учитывая, что в настоящее время в продаже нет подробного учебника по анатомии нервной системы для студентов факультетов психологии, мы думаем, что предполагаемый курс лекций будет своевременным и до известной степени заменит учебник.

Выпуская свои лекции на суд преподавателей и студентов, мы с благодарностью примем все критические замечания по поводу их содержания и изложения.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ К КУРСУ АНАТОМИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нейроанатомия– это наука о нервной системе человека. К нервной системе относится головной и спинной мозг, нервные стволы (нервы), нервные узлы (ганглии), нервные окончания.

Форма деятельности нервной системы высокоспецифична, она координирует работу всех внутренних органов, регулирует все процессы организма, соотнося все это с изменениями, происходящими во внешней среде для того, чтобы организм успешно адаптировался. Для того, чтобы осуществлять такую функцию нервная система с помощью органов чувств производит сбор информации о среде, а затем конструирует программы по изменению внутренней среды в соответствии с внешней. В этом состоит основная функция нервной системы.

Нервная системапо топографическому признаку условно делится на:

1. Центральную нервную систему (ЦНС) – это головной и спинной мозг.

2. Периферическую нервную систему – это все нервные образования, незащищенные черепом и позвоночником.

Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему также условно подразделяют на две части:

1. Соматическая нервная система (нервы сомы – кожи, опорно-двигательного аппарата; нервы языка, гортани, глотки);

2. Вегетативная (автономная) нервная система (нервы внутренних органов, гладких мышц, сосудов и сердца);

Вегетативная нервная система, в свою очередь, делится на:

1. Симпатическую (ускоряет деятельность всех внутренних органов, за исключением желудочно-кишечного тракта (ЖКТ));

2. Парасимпатическую (замедляет деятельность всех внутренних органов, за исключением ЖКТ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.