Лабораторная работа клетки и ткани под микроскопом нервные клетки


Лабораторная работа №1

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп

Цель: рассмотреть под микроскоп строение клеток эпителиальной. соединительно, мышечной и нервной тканей.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Охрана труда. При работе с микропрепаратами быть осторожным Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

1. Приготовьте временный препарат эпителиальной ткани. С помощью индивидуальной зубочистки соскоблите слизь с внутренней поверхности щеки. Полученный комочек слизи поместите на предметное стекло в каплю красящего раствора и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму клеток, контуры оболочки (мембрану), цитоплазму, ядро, расположение клеток относительно друг друга.

3.Сравните приготовленный временный препарат с постоянным препаратом эпителиальной ткани.

4.Сделайте рисунок клеток эпителиальной ткани.

* Какие функции выполняет эпителиальная ткань, благодаря каким

Лабораторная работ № 2

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения

Цель: выявить условия проявления и торможения мигательного рефлекса.

Оборудование: зеркало и световой раздражитель.

Охрана труда. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять.

Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других

предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,

б) к внутреннему углу глаза,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное

2.Результаты оформите в виде таблицы.

3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена. Вывод:

Какое значение имеет мигательный рефлекс?

Это рефлекс условный или безусловный

Лабораторная работа*

Коленный рефлекс Цель работы: Выявить условия возникновения коленного рефлекса.

Оборудование: медицинский молоточек.

Пояснение. Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.

1.Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу,

затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой.

2.Запишите свои наблюдения. 3.Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена. Вывод:

Лабораторная работа №3

Микроскопическое строение кости

Цель: рассмотреть на микропрепарате микроскопическое строение кости.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат кости человека.

1.Рассмотрите микроскопическое строение кости. Ответьте на вопросы.

а) К какому типу ткани относится костная ткань?

б) Какие признаки характерны для данного типа ткани?

в) Какими свойствами обладает межклеточное вещество костной ткани?

2. Рассмотрите макроскопическое строение кости. Зарисуйте кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Вывод. Какими свойствами обладают кости?

Какие особенности строения обуславливают эти свойства.

Лабораторная работа №4

Мышцы человеческого тела

Цель работы: изучить основные мышцы человека.

Оборудование: таблицы, макет торса человека.

1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68),

определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.

2.Результаты оформите в таблице.

Лабораторная работа №5

Самонаблюдение работы основных мышц

Цель работы: изучить основные мышцы человека.

Оборудование: таблицы, макет торса человека.

Приведите несколько примеров мышц, работающих как

синергисты и как антагонисты

3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как

синергисты и как антагонисты

Лабораторная работа №6

Утомление при статической и динамической работе

Цель: выявить быстроту развития утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, груз.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1.Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Лабораторная работа №7-8

Выявление нарушения осанки

Цель: проверить осанку учащихся; проверить правильность формирования стопы, пронаблюдать за работой основных групп мышц.

Оборудование: прямая вертикальная поверхность; белый лист бумаги, зеркало.

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

2.Первый результат разделите на второй.

3.Оформите в виде таблицы.

Расстояние между левым и правым плечом со стороны

Если получается число, близкое к единице или больше, значит,

нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки

касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь-

Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки?

Если есть, предположите, каковы причины?

Лабораторная работа №9

Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом Цель : сравнить строение крови человека и лягушки

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки

Охрана труда. При работе с микропрепаратами быть осторожным Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

1.Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови человека и лягушки (вид сбоку и спереди).

2.Сравнить эритроциты человека и лягушки: цвет, размеры, наличие ядра, форма, количество (приблизительно) в поле зрения микроскопа.

3.Результаты оформите в таблице.

Каковы черты сходства и различия в строении эритроцитов человека и лягушки? * Объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией. * Чья кровь - человека или лягушки - переносит больше кислорода. Почему? * В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

Лабораторная работа №10

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Цель: выявить влияние перетяжек сосудов на кровообращение, выявить скорость кровотока в ногтевом ложе.

Оборудование: нитка, секундомер, линейка.

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход работы. 1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В какой руке венозные клапаны были закрыты?

Лабораторная работа №11

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

Цель: научить учащихся измерять пульс. Выявить влияние нагрузок на частоту пульса.

Ход работы 1.Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается (см. стр. 117, рис.56.А). Запишите результат.

2.Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь. 3.Расчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле

S - длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,

t- время, которое ей для этого потребуется. 4. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах. Вывод:

Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?

1.Найдите пульс на лучевой артерии. Наметьте точку a , ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет то точки b к точке a (см. рис 56,Б, стр. 117). 2. Зажмите артерию в точке a. Движение крови на участке ba будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b, будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться. 3. Теперь зажмите артерию в точке b. Вы не только остановили кровь, но и прекратили распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок b. В этом случае в точке а пульс ощущаться не будет. Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что,

прижимая стенки артерий друг к другу мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.

Лабораторная работа № 16

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Цель: научить учащихся измерять пульс. Выявить влияние нагрузок на частоту пульса.

Ход работы. 1. Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. 2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот

показатель умножьте на шесть и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите пульс за 1 минуту. 4.После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс за 10 секунд. Определите показания за 1 минуту. 5.Свои результаты оформите в виде таблицы.

Число ударов за 1 мин.

в состоянии покоя

Число ударов за 1 мин.

после 10 приседаний

Число ударов за 1 мин.

6.Оцените свои результаты.

Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в

минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину -

результаты средние, если больше, чем наполовину - результаты

неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты.

Сделайте вывод о работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась? .

Лабораторная работа №17 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Цель: выяснить изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе.

Оборудование: метровая лента

Ход работы 1.Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.

2.Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат. 3. Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат. 4.Оцените свои результаты. Сделайте вывод. В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см.

Лабораторная работа №14

Влияние физической нагрузки на частоту дыхания Цель:

Охрана труда. Если при выполнении физических упражнений вы почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

Ход работы. 1.Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение 1 минуты. 2.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе и сразу же подсчитайте в течение 1 минуты количество вдохов. 3.Результаты оформите в таблице.

Количество вдохов в спокойном

Количество вдохов после 10

Вывод. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?

* Никотин, попадая в ток крови сужает кровеносные сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Лабораторная работа № 14

Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички, блюдце, вода, йод(5%).

Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.

1.Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2.Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

Вывод. Объясните результаты опыта.

*Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?

*Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Лабораторная работа №15

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем

энергетического обмена по результатам функциональной пробы с

задержкой дыхания до и после нагрузки.

Цель: установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы 1.В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). 2.Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А). Отдохните 5 мин.

3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

4.Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

5.Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат(B).

6.Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).

7.Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100% 8.Оцените свои результаты (см. таблицу на стр.197 учебника). Сделайте вывод. 9.Ответьте на вопросы.

Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Лабораторная работа №16

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. Цель: научит учащихся составлять пищевой рацион в зависимости от энерготрат.

Оборудование: таблица калорийности пищи.

Пояснения. При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

-калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;

-необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов;

-наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед-40 — 50% и ужин 15-20% от общей калорийности)

-продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

-в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

Потребность детей в калориях в зависимости от возраста

Лабораторная работа № 1

Цель : познакомиться со строением животных тканей

Оборудование : микроскоп, микропрепараты животных тканей

Подготовьте микроскоп к работе.

Рассмотрите под микроскопом два готовых препарата животных тканей.

Изучите и сравните особенности строения животных тканей.

Заполните таблицу по результатам наблюдений:

наличие межклеточного вещества

Вывод : Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями?

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Лабораторная работа по курсу анатомии и физиологии человека. Данная работа проводиться на отдельном уроке биологии в 8 или 9 классе. Можно использовать различные готовые микропрепараты животных тканей. На работу учащимся отводиться до 30 минут. Перед работой учащиеся самостоятельно готовят световые микроскопы к работе.

  • Ичаловская Надежда АлександровнаНаписать 209 13.12.2019

Номер материала: ДБ-857080

  • Биология
  • 8 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    22.11.2019 70
    03.11.2019 146
    08.10.2019 181
    13.01.2019 273
    13.11.2018 205
    11.11.2018 1606
    17.10.2018 599
    13.05.2018 1343

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Отдых и оздоровление в экологически чистом
регионе Беларуси для детей 8-17 лет

(всего 59 800 33 300 руб. за 14 дней, 11-24 августа)

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Составила: Корнева Екатерина Сергеевна, учитель биологии ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга.

Тип урока : лабораторная работа

Формы работы : индивидуальная, в парах.

Цель урока: создать условия для формирования представления о строении клеток и различных типов тканей организма человека.

Закрепить материал о строении клеток;

Дать представление о тесной взаимосвязи строения клетки и выполняемой ею функции;

Развить навыки самостоятельной работы с микроскопом и микропрепаратами в процессе выполнения лабораторной работы.

Личностные : формирование познавательного интереса к изучению микроскопических структур (клетка, ткани) организма человека;

Метапредметные : развитие умений работать с разными источниками информации; развитие умений анализировать и оценивать информацию и преобразовывать ее; овладение навыками исследовательской деятельности;

коммуникативными: умение работать в парах (если работа ведется в парах), уметь слушать и вести диалог;

регулятивными: оценивать свою работу на уроке; уметь планировать свою деятельность согласно поставленной задаче;

познавательными: формирование познавательной активности и творческого мышления, умение обобщать и систематизировать информацию, самостоятельно работать с информацией (оценивать, анализировать и выделять главное, оформлять таблицу, делать рисунки);

Предметные: выделение существенных признаков клеток растений и животных на микропрепаратах; выявление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей; узнавание структур клеток и типов тканей по микропрепаратам.

Формы и методы диагностики результатов:

Оценка личностных результатов учащихся.

Время лабораторной работы: 40-45 минут.

Инструктивная карта обучающегося 8 класса.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Цель работы : Рассмотреть строение растительной и животной клетки, выявить черты сходства и отличия, доказывающие единство происхождения организмов и сформировать представление о взаимосвязи строения групп клеток с выполняемыми ими функциями.

Оборудование: микроскоп, гистологические микропрепараты, рисунки тканей (учебника или инструктивной карты), микропрепарат поперечного среза листа камелии.

Клетка – структурно-функциональная единица живого организма. Все клетки, входящие с состав тканей организма человека, относятся к ядерным ( эукариотическим ) клеткам, т.е. имеют ядро и относятся к животным клеткам.

Межклеточное вещество — вещество между клетками данной ткани, являющееся результатом их деятельности.

Цитология — наука изучает клетки. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.

Органоид – часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, происхождение и выполняющих единую функцию.

Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани (плоский эпителий). Сделайте рисунок клетки организма человека. Каковы особенности строения клеток человека? Что общего и отличного в строении клеток растений и человека? (Для работы используйте рисунок №2. Клетки животных. Приложение 1).

Сформулируйте предположение, чем обусловлена общность строения клеток растений и человека.

Рассмотрите поочередно выданные препараты тканей человека.

Изучите, сравните их строение и зарисуйте; для работы используйте рисунки учебника или предложенные рисунки инструктивной карты (Приложение 1).

Опишите особенности строения каждой ткани, укажите, какие функции они выполняют и где встречаются в организме. Результаты запишите в виде таблицы.

Таблица: Строение и функции различных типов тканей человека.

Наличие межклеточного вещества

Взаимное расположение клеток

Местонахождение ткани (в каких органах)

Отдых и оздоровление в экологически чистом
регионе Беларуси для детей 8-17 лет

(всего 59 800 33 300 руб. за 14 дней, 11-24 августа)

Цель: Изучить строение и функции различных тканей.

Оборудование: учебник, микроскоп, препараты.

Напишите определение ткани.

Приведите в рабочее состояние микроскоп: осветите поле зрения; определите увеличение микроскопа.

Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении.

Найдите искомую ткань, пользуясь рис. 1, 2,3.

А — плоский эпителий; Б – кубический

эпителий; В – мерцательный эпителий;

Г – цилиндрический эпителий, высти-

лающий канальца почки, в которых

А — поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань;Б- гладкая мышечная ткань; В – волокна сердечной мышечной ткани.

Опишите рассматриваемый объект в таблице по образцу:

Зарисуйте строение нейрона. Обозначьте части: ядро, дендриты, аксон, синапс.


Запишите определение: нейрон, дендрит, аксон, синапс.

Зарисуйте синапс. Обозначьте части: окончание аксона передающей клетки, клетка воспринимающая информацию, пузырьки с биологически активным веществом, митохондрии.


Сравните неповрежденную кожу и шрамы на коже.

Письменно ответьте на вопрос. Объясните, почему шрамы не загорают и отличаются на ощупь от здоровой кожи.

Низкая стоимость обучения

Вам будут интересны эти курсы:


Человеческое тело представляет собой форму существования живой материи. В нем непрерывно протекает обмен веществ, поддерживается способность к размножению. Наука, изучающая тканевые клетки и внеклеточные структуры, имеющие общее строение и функции, называется гистологией. Целью настоящего обзора является знакомство с тканями под микроскопом – биология в этой тематике тесно переплетается с медициной. Первые знания были получены задолго до изобретения оптических приборов, но в наше время гистологические исследования практически немыслимы без микроскопии.

Рассмотрим ткани под микроскопом – биология классифицирует их на четыре группы. Эпителиальная – наружный слой кожи человека, выстилает полости организма, образует железы и оболочки внутренних органов. Она подразделяется на железистый, кубический и плоский эпителий. Клетки имеют внешний вид, представленный на рисунке №1.

Соединительная (вспомогательная) – обеспечивает прочность, эластичность и опору всех органов, содержа в среднем 70-80 процентов их массы. Она сохраняет тепло, предотвращает от повреждения, ударов, составляет строму и дерму. Делится на хрящевую, костную, жировую и плотную.

Мышечная – отвечает за движение, способна к сокращениям, т.е. изменению размеров клеток под действием биологически активных химических субстанций. Классификация: поперечно полосатая скелетная, сердечная, гладкая.

Нервная – создает условия для взаимосвязанной регуляции деятельности всех систем и состоит из электрически возбудимых нейронов (содержат ядро и множество отростков).

Приготовление гистологического образца:

  • Производится фиксация фрагмента ткани. Ее цель – сохранение прижизненной структуры, для чего осуществляется долговременная обработка водным раствором формальдегида (формалином). Это препятствует ее гниению и распаду.
  • Обезвоживание для последующего микротомирования. Это придается твердость. Уплотнения можно добиться путем последовательного погружения в ксилол и этиловый спирт. Также используется изопропанол, благодаря невысокой токсичности.
  • Заливка расплавленным парафином.
  • Нарезка при помощи микротома кусочков толщиной 1-50 мкм (микрометров).
  • Подкрашивание гематоксилином и эозином – делает все значимые участки микрообразца контрастными.
  • Заключение между предметным и покровным стеклами. При больших увеличениях это обеспечит лучшую фокусировку по всей плоскости.


Рекомендации:

  • Кратность увеличения должна меняться постепенно от наименьшей к высокой. Первоначально задействуйте комбинацию: объектив 4x, окуляр 10x, что в совокупности дает 4*10=40 крат.
  • Располагайте микропрепарат ткани строго по центру столика микроскопа и проверьте, чтобы конденсор (диск с диафрагмами) был повернут к осветителю самым широким отверстием.
  • Фокусируйтесь плавно и медленно, не допускайте тряски и неаккуратных касаний штатива.

Лабораторная работа №2 Клетки и ткани под микроскопом. Приведите в рабочее состояние микроскоп; осветите поле зрения; определите увеличение микроскопа, перемножив кратность окуляра на кратность объектива. Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении. Определите ткань, пользуясь рисунками 13, 14, 15.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.