Лапина н м атипичная афазия

Проблема инсультов давно вышла за пределы медицинской практики,

поскольку сопровождается патологией высших психических функций, речевыми нарушениями, а иногда и психическими расстройствами.

В результате наличия речевых и двигательных расстройств больные получают I или II группу инвалидности. При этом ведущим фактором в определении степени инвалидности является именно речевое нарушение. Коммуникативные ограничения делают пациента более инвалидизированным

(Л. С. Цветкова, Ж. М. Глозман).

Эти факты свидетельствуют об актуальности и масштабе проблемы оказания данной выборке больных комплексной специализированной помощи уже на раннем этапе заболевания.

Эффективность постинсультной реабилитации в значительной мере зависит от правильной организации лечения, высокой квалификации врачей, нейропсихологов и логопедов, наличия специального оборудования. Прогноз определяется перечнем социобиологических, клинических, организационных, а также внутрипсихологических факторов.

Медико-социальная реабилитация – это процесс комбинированного и

координированного использования медицинских, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий. Все они направлены на подготовку нетрудоспособных индивидуумов для достижения ими максимального

уровня функциональной и психологической способности, определенной самостоятельности и активной жизнедеятельности. Помимо этого, основная

цель - создание мер по уменьшению воздействия инвалидизирующих фак-

торов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам [1, с. 11].

Чрезвычайно важное место в комплексе лечебно-восстановительных

мероприятий занимает восстановительное обучение, включающее различные методы логопедической, нейропсихологической, психологической, педагогической и социальной работы (Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский,

Т. Г. Визель, М. К. Шохор-Троцкая ).

Известен и широко применяется опыт эффективной нейрореабилитации в Российской Федерации, где обеспечивается комплекс мероприятий,

охватывающий: медикаментозное лечение; ЛФК, массаж, физиотерапию;

нейропсихологическую диагностику и восстановительное обучение, предполагающее индивидуальные и групповые логопедические занятия, а также систему психолого-коррекционного воздействия; мероприятия по социально-трудовой и социально-бытовой реабилитации; психотерапию, в том числе и семейную.

В нашей стране, подобный подход находится на начальной стадии реализации, поскольку нет нормативно-правового урегулирования организации мультидисциплинарных бригад; обеспечения преемственности работы больничного и поликлинического звена; подготовки узких специалистов(в

частности, нейропсихологов, логопедов-афазиологов). Вместе с тем, в некоторых клиниках, в неврологических (ОПСМ), реабилитационных отделениях введена ставка логопеда, для восстановительного обучения пациентов.

Однако для организации эффективной медико-социальной реабилитаци необходимо задействовать ряд смежных специалистов.

Логопедическая ритмика еще с 40-х гг. ХХ в. зарекомендовала себя как необходимая часть в комплексном воздействии на больных с афазией.

В 70-е гг. XX в. в методиках восстановительного обучения больных после инсульта стали использовать лечение движением, в широком смысле – кинезитерапия.

Одна из ключевых целей логоритмики – преодоление речевого нарушения посредством развития и коррекции неречевых и речевых психических

функций, что в конечном результате может позволить человеку адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды [2, с. 4].

В данной статье описан опыт логоритмических занятий с больными, перенесшими инсульт, на базе поликлинического звена, где пациенты получали амбулаторное лечение, которое включало в себя следующий набор мероприятий:

• наблюдение у врача-невролога (посещение один раз в 7–10 дней, с воз-

можностью контролировать/менять медикаментозное лечение);

• посещение группы ЛФК;

• физиолечение (по назначению невролога);

• занятия с психологом (нейропсихологом);

• занятия логопедической ритмикой, которые включали в себя индивидуальные и групповые формы.

Кроме того, программа была построена на неспецифических принципах.

  1. Комплексность воздействий, что реализовывалось не только в преемственности работы специалистов мультидисциплинарной бригады.

Но направленность параллельно на все составляющие нейропсихологического синдрома (восстановить регуляторные функции невозможно, игнорируя речевые или гностические проблемы, если они присутствуют в статусе больного).

Восстановление двигательной функции при выписке: прямохождение, без помощи на 29 сутки после инсульта. Подобный случай не единичен. Известно, что нередко неврологические больные страдают неврозоподобными, депрессивными, ипохондрическими осложнениями органического заболевания нервной системы.

3. Учет преморбидных особенностей больного и его текущих интересов.

Так, пациент В., мужчина, 66 лет (описанный выше), имел высокие показатели по шкалам депрессии, что свидетельствовало о необходимости назначения консультации психотерапевта, соблюдения медикаментозной поддерживающей терапии. А также обучение родственников правильному общению с больным.

4. Необходимость восстановления личностного и социального статуса пациента. Так, больная Т., женщина 53 года, главный бухгалтер крупной

нацеленности на преодоление болезни и возврату к прежнему статусу.

5. Приоритетность запросов ближайшего социального окружения больного в проводимых реабилитационных мероприятиях. Грубые нарушения

памяти приводят к социальной изоляции больного, его пассивности, полной

зависимости от помощи и опеки окружающих. Так, пациентка М., женщина, 66 лет, пенсионерка. До болезни самостоятельно проживала в сельской местности, вела домашнее хозяйство. На момент обращения родственников (по истечении 3 месяцев), перевезена в Минск, к дочери, которая, в свою очередь, лишена возможности трудиться в связи с инвалидизацией матери, требующей постоянного присутствия.

При проведении логоритмических занятий на уровне поликлинического звена, были обследованы пациенты в раннем восстановительном периоде (2–6 мес.) после инсульта в возрасте от 50 до 66 лет. Изучая амбулаторные карты больных, консультируясь с лечащим врачом-неврологом, были отобраны те, у кого в речевом статусе значилась афазия (в своем большинстве моторная).

Однако в ходе работы с данными пациентами, была выявлена условность речевого статуса на практике. Что имеет место и в специальной литературе, отражающей результаты практической работы [3, с. 6].

Программа логоритмических занятий, реализовывалась во время амбулаторных занятий, проводимых 2–3 раза в неделю. Количество участников

12 (8 женщин и 4 мужчин). Отметим, что все они были во время госпитализированы, где в остром периоде болезни получали, в том числе и логопедическую помощь (что может стать темой последующих исследований).

Приведем несколько примеров индивидуальной работы.

Ж., 53 года. У больной темп замедлен, мелодия в речи отсутствует, пассивно-речетативная (staccato), между словами паузы. Модуляция отсутствует, речь однотональна, нет динамических компонентов предложения/фразы.

Содержание высказывания не соответствует ни силе, ни темпу речи. Голос

не интонирован. В общей моторике: наблюдаются изолированные движения различных частей тела; называет их правильно, но в движениях иногда путает. Лицевая мускулатура амимична. Больная, безынициативная. Утомляемость повышенная. Движения напряженные, ходит мелкими шажками, мелкие движения рук. Боится резких движений, широких шагов, ходит,

сложив руки перед собой, неустойчивость в равновесии. Не может произвести движения с воображаемым предметом. В пробах Хэда – зеркальное

повторение. Эмоциональное состояние снижено (от астенического до раздраженно-ипохондрического).

Занятия логоритмикой начались индивидуально. Вначале занятия про-

должались по 15 мин, затем по 30 мин. Содержание занятий: сопряженное

чтение под аккомпанемент плавной, спокойной музыки с ярко выраженным

legato; счет и название движений в разных ритмах и с разной силой голоса;

затактовые музыкальные построения с четким определением ударного мо-

мента; речевые задания, связанные с движениями рук, ног, с упражнениями

с предметами – мячом, книгой, стулом и т. п. Упражнения на освобождение

мышечного тонуса, координацию движений, торможение, ориентировку в

пространстве, на латерализацию. Интонационные упражнения на развитие

дыхания, интонации (вокальной и речевой).

П., 62 года. Речевая картина: атипичная афазия, с элементами моторной

Отмечается заторможенность психических процессов и трудность пони-

мания заданий. В речи нет никакой музыкальной структуры. Речь состоит из

отдельных слов, замедленна, аграмматичма, дизартрична, скудна в выборе

слов. В речи отсутствуют фразировка, мелодия, ритм, логические ударения,

акцент. Ритмизировать фразу не может. Не может выполнить элементарные

ритмические упражнений. Амузия.

Нет ощущения линии движения (ни горизонтальной, ни вертикальной), наблюдаются персеверации. Внимание неустойчивое. Темповые особенности

без промежуточных связей. Содержание занятий было направлено на регулирование мышечного тонуса, на координацию движений, на отработку

пространственно-моторных представлений. Кроме того, упражнения, формирующие темповую, звуко-высотную и мелодико-интонационную перцепцию.

Что касается групповых занятий, больные были объединены с учетом

относительной однородности афазического синдрома и степени сохранно-

сти когнитивных функций, мотивации к деятельности. Продолжительность

занятия варьируется от 20 до 45 минут. Структура логоритмических занятий

1) прослушивание музыки (активное и пассивное; с ритмическим сопровождением и без);

2) дыхательные упражнения (в том числе как базовая составляющая

3) артикуляционные упражнения;

4) мимические упражнения и элементарные задания на произвольное

внимание, формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов.

5) пение (распевки, вокализы, песни), с опорой на формирование слухоречевой, тактильной и двигательной памяти;

4) движение под музыку (в зависимости от двигательных возможностей и скоординированности общей и тонкой моторики);

5) танец (с динамической организацией двигательных актов в кинетический процесс);

6) исполнение нескольких элементов поочередно (например, дыхательное упражнение – двигательное), с целью формирования смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции с целью абилитации функциональной роли лобных отделов мозга;

7) исполнение нескольких элементов одновременно (системно-динамический принцип организации).

Таким образом, основным результатом логоритмики в комплексной нейропсихологической реабилитации постинсультного состояния может быть

своевременное выявление и коррекция речевых, когнитивных, двигательных и эмоционально-волевых нарушений. Что требует реализации индивидуально разработанной реабилитационной программы с полифункциональным подходом мультидисциплинарной бригады.

Анализ литературы показал скудность исследований в вопросе логоритмики в реабилитации после инсульта. Это объясняется необходимостью

многопрофильных профессиональных знаний специалиста, трудоемкостью

работы особенно со взрослым контингентом пациентов, и их нежеланием

обращаться к новому опыту, заведомо неверным представлением о музицировании.

Логоритмические занятия совершенствуют нервно-рефлекторные механизмы регуляции, повышают, создают новые функциональные взаимосвязи между системами организма.

При составлении занятий следует учитывать специальный принцип связи логоритмики с физическими возможностями лиц, перенесших инсульт,

оздоровительную направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры дефекта.

Состояние высших психических функций у лиц после инсульта является

мозаичным, в зависимости от очага поражения, времени после инсульта.

Логопедическая ритмика способствует активизации речевой и неречевой функций. Работа над речью проводится не изолированно, а в связи и в системе воздействия на другие психические процессы (такие как память, восприятие, мышление и т. д.). Логоритмические упражнения функционально активизируют сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга.

Групповые занятия помогают преодолеть внешний (и что важнее, внутренний) барьер социальных связей, и одновременно способствуют установлению новых коммуникаций среди пациентов. Следует отметить, что регулярные занятия меняют смысловую и эмоциональную составляющую реабилитационного процесса, а в своем высшем проявлении способны формировать эстетический вкус, что безусловно повышает качество жизни человека.

Список используемых источников

  1. Дьяконов И. Ф. Психологическая диагностика в практике врача / И. Ф. Дьяконов, Б. В. Овчинников. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 143 с.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Г. А. Волкова. – М.: Владос, 2002. – 272 с.

Не подходит работа?

  • Содержание
  • Введение
  • Заключение
  • Литература
  • КУПИТЬ

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


  • Введение
  • Заключение

Итак, по теоретической части исследования мы пришли к следующим выводам:
Современное состояние учения об афазии основывается на теориях П. Брока, К. Вернике. Современные исследователи под афазией понимают системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи; афазия включает в себя четыре составляющие - нарушение собственно речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь.
Причиной афазии служит поражение области коры головного мозга, которая отвечает за понимание и воспроизведение слов. Заболевание возникает у людей со сформированными речевыми навыками. Афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания. Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.
Для афферентной моторной афазии характерен неправильный пространственный, симультанный синтез движений в разных органах аппарата артикуляции. Также полностью утрачивается ситуативная речь при ярко выраженном течении патологии. При эфферентной моторной афазии повреждение премоторных отделов провоцирует нарушение инертности речевого стереотипа, что вызывает слоговые, звуковые, лексические перестановки, повторы и персеверации. При моторной и сенсорной афазии больной не в состоянии осознавать, что ему говорят, а также не в состоянии инициировать свою собственную речь.
Системный подход в преодолении нарушений речи при афазии предполагает использование комплексного анализа речи при моторной афазии, что позволит разрабатывать коррекционные программы по преодолению нарушений речи.
Восстановление речи при афазии занимает длительный период.
Г.В. Валиуллина отмечает, что в современной логопедической практике необходим поиск эффективных методов, средств и приемов логопедической работы со взрослыми больными. Автор предлагает один из возможных подходов восстановления лексико-грамматического строя речи у больных с очаговыми поражениями головного мозга. Автором разработаны модели восстановительного обучения с использованием подобранных в соответствии с состоянием речевой функции пациентов различных приемов и методов. Первый этап логопедической работы заключается в восстановлении лексической стороны речи, где особое внимание уделяется глагольной лексике. Второй этап работы заключается в восстановлении навыков словоизменения существительных, прилагательных и глаголов. Третий этап работы заключается восстановлении навыков словосочетания, предложения и связной речи.
С.А. Фокина, Е.Ю. Кирилин, А.А. Коротин объясняют, что логопедическая помощь больным с любой формой афазии способствует созданию условий для активной жизни пациентов. Авторы определяют, что системный подход к преодолению речи у пациентов при эфферентной моторной афазии заключается в восстановлении способности к реализации серийных артикуляционных актов; при афферентной моторной афазии - в восстановлении артикуляционных схем отдельных звуков, при динамической афазии - востанавливается функция речевого программирования; при сенсорной афазии - идет процесс восстановления фонематического слуха
По М.К. Шохор-Троцкой, логопедимческая работа должна быть направлена на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Как считает Е.С. Курзинер, восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. По Л.Б. Клепацкой, лечение моторной афазии в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у пациента психологическую готовность, а также условия для появления намерений и желания разговаривать.
Эмпирическое исследование речи у пациентов с моторной афазией проходило на базе ГАУЗ Госпиталь для ветеранов войн г. Казани. Выборку составили 20 пациентов с эфферентной моторной афазией в возрасте от 29 до 71 года.
Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень импрессивной и экспрессивной речи у пациентов с эфферентной моторной афазией.
За основу методики эмпирического исследования речи взята методика А.Р. Лурии, модифицированная В.М. Шкловским, Т.Г. Визель. Результаты исследования состояния импрессивной и экспрессивной речи у пациентов с эфферентной моторной афазией показали, что грубая степень тяжести импрессивной и экспрессивной речи выявлена у 30% пациентов. Средняя степень тяжести выявлена у 60% пациентов. Легкая степень тяжести импрессивной и экспрессивной речи выявлена у 10% пациентов.
По результатам исследования можно сделать выводы, что большинство пациентов с патологическими артикуляционными актами. Для пациентов характерно наличие персевераций, которые мешают свободно переключиться с одного артикуляционного акта на другой. У большинства пациентов отмечаются грамматические нарушения речи, диалогическая речь не сформирована. Наблюдаются отсутствие чтения и письма. Пациенты могут произносить отдельные звуки, но затрудняются в произнесении слов, фраз.
Характерно неудержание речеслухового ряда.
У пациентов обнаружена заторможенность условно-рефлекторных связей между речевыми единицами.
Таким образом, результаты эмпирического исследования обусловили разработать программу по преодолению нарушений речи у пациентов с моторной афазией.
Задачи восстановительного обучения:
- развитие растормаживания речи,
- преодоление персевераций, эхолалий,
- стимулирование простых коммуникативных видов речи,
- восстановление вербальной и психической активности пациента,
- восстановление аналитико-синтетического чтения, преодаление расстройств произносительной стороны речи,
- восстановление и коррекция фразовой речи.
Акцентирование внимания логопеда на восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов. Такая задача требует выработки переключения с одной артикулемы на другую, с одного фрагмента слова на другой. Это в свою очередь тесно связано с задачей восстановления кинетических двигательных мелодий слова и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.
Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.
Продолжительность реализации программы: сентябрь - февраль.
Занятия индивидуальные - ежедневно по 45 мин.
Групповые 2 раза в неделю по 80 мин.
Консультация родственнников.
Система работы включает 3 блока:
I. Блок грубых расстройств
Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи
Растормаживание произносительной стороны речи
Стимулирование простых коммуникативных видов речи
Стимулирование глобального чтения и письма
II Блок расстройств средней степени выраженности
Преодоление расстройств произносительной стороны речи
Восстановление фразовой речи
III Блок легких расстройств
Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова
Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.
Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
Восстановление навыка развернутой письменной речи (конкретные методики обучения).
Результаты исследования состояния импрессивной и экспрессивной речи у пациентов с эфферентной моторной афазией показали, что грубая степень тяжести импрессивной и экспрессивной речи выявлена у 15% пациентов КГ. Средняя степень тяжести выявлена у 25% пациентов ЭГ и 20% пациентов КГ. Легкая степень тяжести импрессивной и экспрессивной речи выявлена у 15% пациентов ЭГ и 10% пациентов КГ. Высокий уровень выявлен у 10% пациентов ЭГ и 5% пациентов КГ.
Результаты расчета t-критерия Стьюдента показывают, что полученное эмпирическое значение t (1.4) находится в зоне значимости. Это можно объяснить тем, что в результате контрольного этапа эксперимента показатели по всем параметрам у пациентов ЭГ с эфферентной моторной афазией улучшились, показатели КГ улучшились не столь значительно. Реализация программы по преодолению нарушений речи у пациентов с эфферентной моторной афазией показала положительную динамику. Стоит продолжать работу с пациентами по программе.

  • Литература

1 АЛАЛИЯ, АФАЗИЯ 1. Алексеенко, С. Г. Использование сказок в коррекции моторной алалии у детей 3 4 лет / С. Г. Алексеенко // Логопед С Аманатова, М. М. Дифференциация моторной алалии от сходных форм речевых нарушений / М. М. Аманатова // Логопедия С Андреева, М. Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией / М. Б. Андреева // Логопед С Архипова, Е. Ф. Организация логопедической работы при афазии в условиях клинического госпиталя / Е. Ф. Архипова, Ю. В. Курбатова // Логопедия С Багель, О. А. К проблеме индивидуального подхода при коррекции речевых нарушений / О. А. Багель // Практическая психология и логопедия С Бенилова, С. Ю. Сравнение клинико-анамнестических данных у дошкольников с дисфазией и афазией развития / С. Ю. Бенилова // Логопедия С Большакова, С. Е. Метод мануального сопровождения при моторной алалии / С. Е. Большакова // Логопед С Визель, Т. Г. Актуальные вопросы нейропсихологии и афазии / Т. Г. Визель // Логопедия С Визель, Т. Г. Алалия и афазия : сходства и различия : нейропсихологический аспект / Т. Г. Визель, Н. Лапина // Логопедия С Визель, Т. Г. Атипичный вариант динамической афазии / Т. Г. Визель, Т. С. Колесникова, Н. А. Кочеткова // Практическая психология и логопедия С Визель, Т. Г. К вопросу о природе афазии / Т. Г. Визель // Дефектология С Визель, Т. Г. Нарушения речи дизритмического характера у больного, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения : случаи Афазии / Т. Г. Визель, Т. С. Колесникова // Практическая психология и логопедия С Газизулина, Д. Ш. Методы преодоления дизморфологий у пациентов с разными формами афазии / Д. Ш. Газизулина // Дефектология С Газизулина, Д. Ш. Сравнительный анализ состояния вербального и невербального компонентов морфологического кода языка у больных с афазиями / Д. Ш. Газизулина // Логопедия С Глозман, Ж. М. Исследования межличностных отношений в семьях больных с афазией / Ж. М. Глозман // Общение и психическое здоровье / Ж. М. Глозман. Москва, С Гоголева, С. А. Формирование описательно-повествовательной речи у детей с ФФНР / С. А. Гоголева // Логопед С

2 17. Зайцев, И. С. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими моторную алалию / И. С. Зайцев // Кіраванне ў адукацыі С Захарова, О. А. Дифференцированный подход при коррекции алалии (в порядке дискуссии) / О. А. Захарова // Логопедия сегодня С Захарова, О. А. Формирование начального лексико-грамматического компонента на основе принципа фонетической доступности у детей с алалией / О. А. Захарова // Логопед С Иншакова, О. Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова // Логопедия С Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Колесникова, А. М. Коррекционная работа по формированию временных представлений у младших школьников с экспрессивной алалией / А. М. Колесникова // Практическая психология и логопедия С Колесникова, Т. С. Вариативность сенсорной афазии: (логопсихологический подход) / Т. С. Колесникова, Т. Г. Визель // Дефектология С Колесникова, Т. С. О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии : (нейролингвистический аспект) / Т. С. Колесникова, Т. Г. Визель, Е. В. Лукьянюк // Дефектология С Кошелева, Н. В. Преодоление трудностей называния у больных с афазией в процессе невербальной предметно-практической деятельности / Н. В. Кошелева // Дефектология С Кошелева, Н. В. Роль предметно-практической деятельности в нейрореабилитации больных афазией / Н. В. Кошелева // Дефектология С Кузьмина, Н. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов: в 5 кн. / под реакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Ланина, Т. Н. Лингвистические и нейролингвистические аспекты исследования связной речи / Т. Н. Ланина // Практическая психология и логопедия С Лапина, Н. М. Особенности атипичных форм моторной эфферентной и сенсорной афазии в остром и подостром периодах заболевания / Н. М. Лапина // Логопедия С Лапина, Н. М. Особенности распада речевой функции у больных в остром периоде заболевания / Н. М. Лапина // Логопедия С Левонюк, А. Е. Моторная и сенсорная афазия / А. Е. Левонюк // Теория речевой деятельности : учебно-методическое пособие / А. Е. Левонюк. Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, С

3 32. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под редакцией Л. С. Волкова Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. III : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия / *авторысоставители: С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) с. 33. Лурия, А. Р. Травматическая афазия / А. Р. Лурия // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Лынская, М. И. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми и с моторной алалией / М. И. Лынская // Логопедия С Максимова, Ш. Г. Дифференцированное использование методик растормаживания и активизации речевой функции у больных с поражением задне-лобных и премоторных структур мозга. Афазии / Ш. Г. Максимова // Практическая психология и логопедия С Маламуд, М. Г. Роль невербальных компонентов коммуникации в структуре речевого дефекта больных с афазией / М. Г. Маламуд, Р. Г. Драновская // Логопедия С Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Марковская, Е. П. Особенности синтагматической организации речи при разных формах афазии / Е. П. Марковская // Дэфекталогія С Мартынова, Л. А. Особенности нарушения речевой и других высших психических функций у больных с афазией в острой стадии заболевания / Л. А. Мартынова, О. П. Пурцзхванидзе // Логопедия С Мартынова, И. А. Семейный театр как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью / И. А. Мартынова // Логопед С Обуховская, А. Ю. Актуальные вопросы афазиологии / А. Ю. Обуховская // Практическая психология и логопедия С Обуховская, А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков / А. Ю. Обуховская // Практическая психология и логопедия С Обуховская, А. Ю. Модификация программы восстановительного обучения при афазии у детей и подростков / А. Ю. Обуховская // Логопедия. Методические традиции и новаторство : учебнометодическое пособие / под редакцией С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, С Обуховская, А. Ю. Типы компенсаторного воздействия на ранних этапах восстановления речи при афазии / А. Ю. Обуховская // Логопедия. Методические традиции и новаторство : учебнометодическое пособие / под редакцией С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, С

4 45. Офинская, В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-анартриков и моторных алаликов / В. К. Офинская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 4 : Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. С Пайлозян, Ж. А. Из опыта коррекционно-педагогической работы при афазии у многоязычных / Ж. А. Пайлозян // Дефектология С Попова, С. С. Формирование начальных речевых навыков у детей с моторной алалией в условиях лекотеки / С. С. Попова, Е. А. Бабенкова // Логопед С Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Н. Н. Трауготт // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Филатова, Ю. О. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалией / Ю. О. Филатова // Дефектология С Филатова, Ю. О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю. О. Филатова // Дефектология С Харитонова, Е. А. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха / Е. А. Харитонова // Сенсорная алалия : учебное пособие / Е. А. Харитонова. Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, С Цветкова, Л. С. Групповые занятия и восстановление речи при афазии / Л. С. Цветкова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Цветкова, Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии / Л. С. Цветкова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Цветкова, Л. С. Речь и афазия / Л. С. Цветкова // Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. Москва, С Цветкова, Л. С. Формы организации восстановительного обучения больных с афазией / Л. С. Цветкова // Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. Москва, С Чаладзе, Е. А. Особенности нарушения текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией / Е. А. Чаладзе // Практическая психология и логопедия. Дайджест С

5 58. Чудинова, Л. М. Приемы активации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шаховская, С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией / С. Н. Шаховская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Обзор специальной литературы по преодолению афазии в первой половине 20 в. / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая, М. К. Речь и афазия : методологический подход к преодолению речевых расстройств / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). Москва : Эксмо-пресс : Секачев, с. (Практическая логопедия). 62. Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Роль левшества в восстановлении речевых функций у больных афазией / М. К. Шорох-Троцкая (Бурлакова) // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая, М. К. Стратегия и тактика восстановления речи : нейропсихологическое введение в логопедию / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). Москва : ЭКСМО-Пресс : Секачев, с. (Практическая логопедия).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.