Логопедия методическое наследие системные нарушения речи алалия афазия

Логопедия, методическое наследие, Волкова Л.С., 2007.

В книге представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии - алалии (несформированности речи) и афазии (распаду речи). Рассматриваемая речевая патология за последние годы в значительной мере стала появляться все чаще. Материалы учебного пособия могут оказаться крайне своевременными и полезными для понимания этих сложных речевых нарушений (механизмов, симптоматики), их наиболее ранней диагностики и коррекции. Пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических вузов и логопедам.

Фрагмент из книги.
План занятий по речи и методика речевой работы с моторными алаликами
Работа по развитию речи должна включать 3 основных раздела:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие самостоятельной речи.
3. Отработка элементов звучащей речи.
Охарактеризуем в самых общих чертах содержание каждого раздела. Выше мы уже отмечали относительно хорошее состояние сенсорной речи у моторного алалика. Тем не менее в его понимании всегда имеются те или иные, сравнительно незначительные дефекты. Чаще всего эти дефекты сказываются в недостаточно богатом запасе слов, непонимании или в неточном понимании доступных обычному ребенку оборотов речи и выражений, а также в неумении улавливать содержание более или менее сложных и трудных текстов. В качестве примера можно привести, что для моторных алаликов, поступавших в этом году на наше отделение (возраст от 7 до 12 лет), было трудно слушать чтение сказок А.С. Пушкина (многие эпизоды пришлось пересказывать своими словами).



Содержание
От составителей.
АЛАЛИЯ
Н.Н. Трауготт
К вопросу об организации и методике речевой работы
с моторными алаликами.
О А. Хейкинен
Работа с моторными алаликами дошкольного возраста.
Р.Е. Левина
Изучение неговорящих детей.
Л.П. Голубева
Развитие речи неговорящих детей.
A.К. Маркова
Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
Г.И. Жарен нова
Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи.
Л.М. Чудинова
Приемы активизации речи у алаликов.
В.К. Орфинская
Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии.
С.Н. Шаховская
Алалии.
Т.П. Горюнова
Из опыта логопедической работы по преодолению нарушение импрессивной стороны речи.
С.Л. Шаховская
Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной ал ал ней.
НМ. Жинкин
Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями.
Б.М. Гриншпун
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
С.Л. Шаховская
Использование наглядности при развитии речи детей
с алалией.
В.И. Бадаева
Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи.
Н.М. Кузьмина, В.И. Рождественская
Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей -алаликов.
В А. Ковшиков
Экспрессивная алалия.
АФАЗИЯ
А.Р. Лурия
Восстановительные функций мозга после военной травмы.
B.М. Коган
Состояния выраженных апракто-амнестических расстройств.
М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Обзор специальной литературы по преодолению афазии в первой половин? XX в.
М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Восстановление речи на раннем этапе после инсульта.
Э.С. Бейп. ЛХ. Столярова. М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова). ТТ. Визелъ
Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта (Методические рекомендации).
Л.С. Цветпкова
Групповые занятия и восстановление речи при афазии.
Л.С. Цветкова
Принципы и методы восстановительного обучения при афазии.
ММ. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Роль левшества в восстановлении речевых функций у больных с афазией.
АЯ. Лурия
Травматическая афазия.
Т.Г. Вхиелъ
Как вернуть речь.
ВМ. Шкловский
А.Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации.
В.В. Оппель
Восстановление речи после инсульта.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, методическое наследие, Волкова Л.С., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

1 АЛАЛИЯ, АФАЗИЯ 1. Алексеенко, С. Г. Использование сказок в коррекции моторной алалии у детей 3 4 лет / С. Г. Алексеенко // Логопед С Аманатова, М. М. Дифференциация моторной алалии от сходных форм речевых нарушений / М. М. Аманатова // Логопедия С Андреева, М. Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией / М. Б. Андреева // Логопед С Архипова, Е. Ф. Организация логопедической работы при афазии в условиях клинического госпиталя / Е. Ф. Архипова, Ю. В. Курбатова // Логопедия С Багель, О. А. К проблеме индивидуального подхода при коррекции речевых нарушений / О. А. Багель // Практическая психология и логопедия С Бенилова, С. Ю. Сравнение клинико-анамнестических данных у дошкольников с дисфазией и афазией развития / С. Ю. Бенилова // Логопедия С Большакова, С. Е. Метод мануального сопровождения при моторной алалии / С. Е. Большакова // Логопед С Визель, Т. Г. Актуальные вопросы нейропсихологии и афазии / Т. Г. Визель // Логопедия С Визель, Т. Г. Алалия и афазия : сходства и различия : нейропсихологический аспект / Т. Г. Визель, Н. Лапина // Логопедия С Визель, Т. Г. Атипичный вариант динамической афазии / Т. Г. Визель, Т. С. Колесникова, Н. А. Кочеткова // Практическая психология и логопедия С Визель, Т. Г. К вопросу о природе афазии / Т. Г. Визель // Дефектология С Визель, Т. Г. Нарушения речи дизритмического характера у больного, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения : случаи Афазии / Т. Г. Визель, Т. С. Колесникова // Практическая психология и логопедия С Газизулина, Д. Ш. Методы преодоления дизморфологий у пациентов с разными формами афазии / Д. Ш. Газизулина // Дефектология С Газизулина, Д. Ш. Сравнительный анализ состояния вербального и невербального компонентов морфологического кода языка у больных с афазиями / Д. Ш. Газизулина // Логопедия С Глозман, Ж. М. Исследования межличностных отношений в семьях больных с афазией / Ж. М. Глозман // Общение и психическое здоровье / Ж. М. Глозман. Москва, С Гоголева, С. А. Формирование описательно-повествовательной речи у детей с ФФНР / С. А. Гоголева // Логопед С

2 17. Зайцев, И. С. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими моторную алалию / И. С. Зайцев // Кіраванне ў адукацыі С Захарова, О. А. Дифференцированный подход при коррекции алалии (в порядке дискуссии) / О. А. Захарова // Логопедия сегодня С Захарова, О. А. Формирование начального лексико-грамматического компонента на основе принципа фонетической доступности у детей с алалией / О. А. Захарова // Логопед С Иншакова, О. Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова // Логопедия С Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Колесникова, А. М. Коррекционная работа по формированию временных представлений у младших школьников с экспрессивной алалией / А. М. Колесникова // Практическая психология и логопедия С Колесникова, Т. С. Вариативность сенсорной афазии: (логопсихологический подход) / Т. С. Колесникова, Т. Г. Визель // Дефектология С Колесникова, Т. С. О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии : (нейролингвистический аспект) / Т. С. Колесникова, Т. Г. Визель, Е. В. Лукьянюк // Дефектология С Кошелева, Н. В. Преодоление трудностей называния у больных с афазией в процессе невербальной предметно-практической деятельности / Н. В. Кошелева // Дефектология С Кошелева, Н. В. Роль предметно-практической деятельности в нейрореабилитации больных афазией / Н. В. Кошелева // Дефектология С Кузьмина, Н. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов: в 5 кн. / под реакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Ланина, Т. Н. Лингвистические и нейролингвистические аспекты исследования связной речи / Т. Н. Ланина // Практическая психология и логопедия С Лапина, Н. М. Особенности атипичных форм моторной эфферентной и сенсорной афазии в остром и подостром периодах заболевания / Н. М. Лапина // Логопедия С Лапина, Н. М. Особенности распада речевой функции у больных в остром периоде заболевания / Н. М. Лапина // Логопедия С Левонюк, А. Е. Моторная и сенсорная афазия / А. Е. Левонюк // Теория речевой деятельности : учебно-методическое пособие / А. Е. Левонюк. Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, С

3 32. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под редакцией Л. С. Волкова Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. III : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия / *авторысоставители: С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) с. 33. Лурия, А. Р. Травматическая афазия / А. Р. Лурия // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Лынская, М. И. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми и с моторной алалией / М. И. Лынская // Логопедия С Максимова, Ш. Г. Дифференцированное использование методик растормаживания и активизации речевой функции у больных с поражением задне-лобных и премоторных структур мозга. Афазии / Ш. Г. Максимова // Практическая психология и логопедия С Маламуд, М. Г. Роль невербальных компонентов коммуникации в структуре речевого дефекта больных с афазией / М. Г. Маламуд, Р. Г. Драновская // Логопедия С Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Марковская, Е. П. Особенности синтагматической организации речи при разных формах афазии / Е. П. Марковская // Дэфекталогія С Мартынова, Л. А. Особенности нарушения речевой и других высших психических функций у больных с афазией в острой стадии заболевания / Л. А. Мартынова, О. П. Пурцзхванидзе // Логопедия С Мартынова, И. А. Семейный театр как форма взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью / И. А. Мартынова // Логопед С Обуховская, А. Ю. Актуальные вопросы афазиологии / А. Ю. Обуховская // Практическая психология и логопедия С Обуховская, А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков / А. Ю. Обуховская // Практическая психология и логопедия С Обуховская, А. Ю. Модификация программы восстановительного обучения при афазии у детей и подростков / А. Ю. Обуховская // Логопедия. Методические традиции и новаторство : учебнометодическое пособие / под редакцией С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, С Обуховская, А. Ю. Типы компенсаторного воздействия на ранних этапах восстановления речи при афазии / А. Ю. Обуховская // Логопедия. Методические традиции и новаторство : учебнометодическое пособие / под редакцией С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК, С

4 45. Офинская, В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-анартриков и моторных алаликов / В. К. Офинская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 4 : Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. С Пайлозян, Ж. А. Из опыта коррекционно-педагогической работы при афазии у многоязычных / Ж. А. Пайлозян // Дефектология С Попова, С. С. Формирование начальных речевых навыков у детей с моторной алалией в условиях лекотеки / С. С. Попова, Е. А. Бабенкова // Логопед С Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Н. Н. Трауготт // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Филатова, Ю. О. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалией / Ю. О. Филатова // Дефектология С Филатова, Ю. О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии / Ю. О. Филатова // Дефектология С Харитонова, Е. А. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха / Е. А. Харитонова // Сенсорная алалия : учебное пособие / Е. А. Харитонова. Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, С Цветкова, Л. С. Групповые занятия и восстановление речи при афазии / Л. С. Цветкова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Цветкова, Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии / Л. С. Цветкова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Цветкова, Л. С. Речь и афазия / Л. С. Цветкова // Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. Москва, С Цветкова, Л. С. Формы организации восстановительного обучения больных с афазией / Л. С. Цветкова // Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. Москва, С Чаладзе, Е. А. Особенности нарушения текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией / Е. А. Чаладзе // Практическая психология и логопедия. Дайджест С

5 58. Чудинова, Л. М. Приемы активации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шаховская, С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией / С. Н. Шаховская // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Обзор специальной литературы по преодолению афазии в первой половине 20 в. / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая, М. К. Речь и афазия : методологический подход к преодолению речевых расстройств / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). Москва : Эксмо-пресс : Секачев, с. (Практическая логопедия). 62. Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Роль левшества в восстановлении речевых функций у больных афазией / М. К. Шорох-Троцкая (Бурлакова) // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. Москва : Владос, Кн. 3 : Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С Шохор-Троцкая, М. К. Стратегия и тактика восстановления речи : нейропсихологическое введение в логопедию / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). Москва : ЭКСМО-Пресс : Секачев, с. (Практическая логопедия).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга.
При афазии главным образом поражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение либо понимания речи, либо ее производства. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность как понимать речь окружающих, так и говорить. Данное речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению дальнейшего ее развития, но и к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность. При афазии логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную. При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. В соответствии с этим степень компенсации речевого дефекта в результате логопедического воздействия может быть различной. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации. Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется, поэтому им необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми последовательно осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Система специальных учреждений для детей с нарушениями речиСистема специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.
1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
З. Группа для детей с заиканием.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно.
Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патологией.
Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей. Подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения. Вместе с тем подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учите. Для связывают с недостатками воспитания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. Однако эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.
В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции — носить более добрый характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения.
В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.
При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающихся детей. В случае, если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать заикающегося после урока. При этом мягкое доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.
Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии и других разделов специальной педагогики поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

23. Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И.Тихеева, О.И.Соловьёва, В.И.Рождественская, Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичёва, Г.А.Тумакова). Многие исследователи подчёркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин, С.Н.Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Е.М. Струнина, Г.А.Тумакова, М.М.Алексеева). От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов.
Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Ринолалия
Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.
Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.
Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы.
Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, - это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с, з,з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к, гаммацизм — звуков г и г, хитизм — звуков х и х, йотацизм — звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д-д, п-п, к-к, р-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап— подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как невслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.