Материальный субстрат высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность человека представляет собой сложную совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека и обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальный субстрат высшей нервной деятельности — головной мозг. Получая информацию через сенсорные системы, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме. Высшие функции мозга — это восприятие окружающей среды, целенаправленные движения, эмоции, память и обучение, бодрствование и сон, мышление и речь, безусловные и условные рефлексы.

Безусловные и условные рефлексы

Мозг действует по рефлекторному принципу, непрерывно реагируя на внешние и внутренние раздражители. Под рефлексом обычно понимают наиболее адекватную, стереотипную реакцию на сенсорные раздражители. Ответная реакция организма на раздражитель практически всегда выражается движением. Любое ощущение осознанно или неосознанно сопровождается ответной двигательной реакцией. Движения бывают непроизвольными, входящими главным образом в систему обеспечения безусловных рефлексов, и произвольными, обеспечивающими вместе с непроизвольными условные рефлексы.

Основы современного учения о высшей нервной деятельности были заложены И. П. Павловым, разработавшим учение об условных рефлексах. Все рефлексы, свойственные организму, И. П. Павлов разделил на два класса: безусловные и условные (1903 г.).

К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки при болевом раздражении и т. д.

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителя, чтобы образовался условный рефлекс.

Например, если несколько раз включать звонок перед тем, как давать собаке пищу, то начиная с какого-то момента собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении звонка, еще до того, как ей будет предъявлена пища. Здесь звук становится условным стимулом, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловно-рефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (звонком) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь. Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем примере — слуховой) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию рефлекса, формируется на основе совпадения условного стимула и безусловного подкрепления пищей.

Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пище). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила и условного, и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые или очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Классический условный рефлекс, выработанный на сочетании условного раздражителя и безусловного подкрепления, называется условным рефлексом первого порядка. Условный рефлекс, образованный на основе другого условного рефлекса, называется условным рефлексом второго порядка и т. д.

По мнению И. П. Павлова, под действием условного раздражителя, например звука, в соответствующей зоне коры больших полушарий образуется очаг возбуждения. Под действием безусловного раздражителя (пищевого, болевого и пр.) в коре возникает второй очаг возбуждения. Между этими очагами возникает временная связь (замыкание, по И. П. Павлову). Иногда такая связь долго сохраняется уже после одного сочетания условного и безусловного раздражителей, но обычно для образования стойкого условного рефлекса необходимо несколько таких сочетаний. Теперь достаточно предъявления одного условного раздражителя для того, чтобы вызвать рефлекс.

Если безусловные рефлексы практически не тормозятся, то выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменениях условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т. д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Память

Память — это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях во внешнем мире и реакциях организма на эти события, а также многократно извлекать эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса. Под обучением прежде всего подразумевают механизм приобретения, фиксации информации, а под памятью — механизмы хранения и извлечения этой информации. Человек запоминает не только те раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают. Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт.

Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов. Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов. В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры.

Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов (ацетилхолиновых, глутаматных и др.), усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков. По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма, Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.

Эмоции

Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта. У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия). Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Бодрствование и сон

Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии. Это состояние характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга. В обеспечении состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие возбуждающие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них — ко всем зонам коры больших полушарий. Ликвидация этих влияний приводит к снижению внимания, ухудшению обучения, патологическому сну, потере сознания и т. п.

Сон — специфическое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и т. д. Ослабление реактивности организма зависит от падения чувствительности периферических отделов анализаторов и снижения возбудимости структур переднего мозга из-за ослабления ретикулярных возбуждающих влияний на кору. Одним из главных химических индукторов сна является серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга. Если разрушить эту область и уменьшить содержание серотонина в мозге, то человек лишается возможности сна.

При регистрации электрических сигналов мозга на электроэнцефалограмме можно заметить, что период сна не однороден, а разбивается на несколько циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 мин. Во время полного цикла фаза медленно-волнового (ортодоксального) сна — период медленных низковольтных волн на ЭЭГ — сменяется фазой парадоксального, или быстроволнового, сна. Во время этой фазы наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев. В эту фазу человек видит сны. В течение ночи обычно наблюдается 4-6 полных циклов.

Таким образом, сон представляет собой не просто угнетение деятельности мозга, а такое состояние, когда на фоне снижения сенсорного потока к мозгу в его структурах происходит усиление некоторых обменных процессов, обработка ранее полученной информации и т. п.

Сознание и мышление

Сознание — это высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой.

Мышление — способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также адекватную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система. Она воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой для формирования адекватной ответной реакции на происходящее. Кроме того, у человека в связи с появлением речи хорошо развита вторая сигнальная система. Она обусловлена особенностью высшей нервной деятельности человека воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно тем смысловым значением, которое несет это слово. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и др. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика скелета черепа не дает ей возможности членораздельно произносить слова и фразы.


Где находятся истоки особенностей поведения личности и как можно объяснить закономерности психических процессов? Ответы на эти вопросы дает нейропсихология – наука, функционирующая на стыке нейробиологических открытий, клинической неврологической практики и психологии.

Нейропсихология: нюансы психической деятельности зависят от анатомии головного мозга

Нейропсихологические открытия Александра Романовича Лурии связывают нематериальную психику и ее материальный субстрат – головной мозг. Изменения в функциональной активности клеток коры головного мозга вызывают расстройства поведенческих реакций и нарушают взаимодействие организма с окружающим миром. В научном труде Лурия показывает, что высшая психическая деятельность человека связана с особенностями работы нейронов коры головного мозга. Постулаты нейропсихологии открывают новые возможности для клинических психологов и максимально приближают эту сферу к медицинским дисциплинам и нейрофизиологии. Читая книгу, невольно задумываешься: а не нужна ли при расстройствах поведения в первую очередь медицинская помощь?

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность. Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга.

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

Лурия вводит принципиально новое понятие – структурно-физиологические блоки головного мозга.

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.

Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

Понятие нейропсихологического фактора необходимо рассматривать как основную структурно-функциональную единицу осуществления психических функций.

Гнозис и праксис – основы жизнедеятельности человека

С помощью трех структурных блоков головного мозга человек получает всестороннюю информацию об окружающем мире. Познавание происходит с помощью чувствительных анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и тактильного. Гнозис (познавание мира) наиболее активно функционирует в детском возрасте. В современном мире поток информации приобрел небывалую интенсивность, это значит, гностическая деятельность должна продолжаться на протяжении всей жизни. Расстройство познавания называется агнозия, которая приводит к нарушению узнавания знакомых раньше лиц и предметов.

Для того чтобы действовать и применять на практике полученные знания, функционирует праксис. Все бытовые и профессиональные навыки возможны при активном функционировании соответствующих участков лобных долей. При патологических изменениях в них человек теряет способность выполнять привычные действия, развивается апраксия.

Для полноценного существования и саморазвития необходимо развивать каждое из полушарий и координировать их взаимодействие. Стимуляция неактивных нейронов приводит к повышению эффективности психической деятельности.

Значение основных концепций нейропсихологии

Список использованных источников:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Москва. - Издательский центр Академия 2013 г., 384 стр.

2. Хомская Е. Д. Нейропсихология. - Издательство Питер. - 2018 г., 496 стр.

3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов., Москва. - АСТ Астрель Транзиткнига, 2005, 384 стр.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Высшая нервная деятельность (ВНД) - интегративная деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая поведение, то есть оптимальное приспособление организма как целого к внешнему миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в том числе у человека) - кора больших полушарий и подкорковые структуры головного мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, то есть жесткой связи ВНД с определенными отделами мозга не существует. Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики.

Что же дало повод ревнителям общественной морали подвергнуть судебному преследованию ученого, проводившего безобидные физиологические эксперименты над лягушками? (Заметим, кстати, что сегодня эти опыты повторяют в ходе практикума по физиологии все студенты-первокурсники, получающие фундаментальную психологическую подготовку.)

В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. Оно не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа. Оно ввело в физиологическое мышление понятие о торможении (прежде нервная физиология знала только один процесс - возбуждение), а с ним и обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждением. В психологии понятие о торможении получило широкий резонанс, в частности в учениях о задержке реакций, вытеснении из сознания и др.

Можно назвать несколько факторов, обеспечивших эту победу. Среди них — пристальное внимание общественности к делу Сеченова. Немалое значение имели умелые действия присяжного поверенного которому Сеченов поручил ведение дела. Это был В. Д. Спасович, бывший профессор Петербургского университета, оставивший кафедру после студенческих волнений 1861 г. в знак протеста против произвола властей, специалист, не раз выигрывавший дела против цензуры.

В итоге после полутора лет борьбы книга была спасена Сеченовым от сожжения.

Учение Сеченова легло в основу последующих исследований высшей нервной деятельности. В самом общем виде итоги этих изысканий можно сформулировать так.

Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией главным образом подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) - высших отделов мозга, коры больших полушарий.

БР совершается автоматически и не требует предварительной тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего исторического развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. Поданным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.

УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Таким образом, безразличный ранее раздражитель становится сигналом какого-либо жизненно важного явления.

Одни только БР не могут обеспечить многим животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь ограниченную ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней среды. Поскольку внешняя среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.

Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разного рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетическую деятельность - анализирует внешний мир, выделяет различные раздражители. Синтетическая деятельность коры состоит в образовании временных связей.

Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внешнего мира, он назвал первой сигнальной системой, которая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять основной фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды.

Первая сигнальная система - система безусловного, автоматического реагирования. Вторая сигнальная система — система речевых зна­ков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода - слова, которые также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой. Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графическое изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку.

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

Павловым выделены следующие закономерности ВНД:

  1. УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребенка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в середине первого месяца жизни);
  2. величина УР зависит от силы раздражения;
  3. условные раздражители суммируются;
  4. торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя;
  5. взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.

Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.

1. Основные этапы формирования взглядов о функциях нервной системы и мозга, о поведении (Р. Декарт, Й.Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К.Анохин). Принципы рефлекторной теории. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Связь физиологии ВНД с другими науками (эргономикой, психологией, педагогикой).

Функциональная система - это система различных процессов, которые формиру­ются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида резуль­тату (Анохин П. К., 1979). Полезный результат можно трактовать как удовлетворение самых разных потребностей и целей индивида: это может быть нормализация кровя­ного давления и удачная покупка, насыщение легких кислородом и победа на поли­тических выборах.

Наиболее принципиальным положением теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу задач, ими решаемых, и по сложности этих задач, но архитектура систем при этом остается одной и той же. Это означает, что различные функциональные системы - от системы терморегуляции до системы по­литического управления - имеют сходную структуру. Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие:

· - модель результатов действия (акцептор действия) и программа действия;

· - действие и его результат;

Другой компонент системы - принятие решения - отвечает за выбор варианта будущего действия, снижает количество степеней свободы, вносит определенность в то, что и как делать.

На основе избранного направления действия формируется модель результатов действия и программа действия - представления о том, что должно быть достигнуто в итоге и каким образом это должно быть достигнуто.система получает обратную связь - информацию о ходе реализации программы и результате действия. За счет получения обратной связи система приобретает способность оценивать степень достижения желаемого и корректировать свое поведение

Определение предмета физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к их психической деятельности. Чем отличается по своим проявлениям психическая деятельность от других, более простых функций нервной системы?

Психика грудного младенца очень проста. Однако мы, не задумываясь, обозначим как психическую функцию способность ребенка узнавать свою мать и выражать криком протест при виде ложечки, из которой ему как-то дали горькое лекарство, но не назовем психическим автоматический акт сосания.

Приведенные примеры наглядно показывают отличие психических от других, более простых функций нервной системы. В основе психических функций нервной системы лежат усложняющиеся в эволюции условные рефлексы, из которых и складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами.

Итак, предмет физиологии высшей нервной деятельности — это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением и повышения продуктивности животных.

  • 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
  • 2 ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ
  • 3 РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 4 ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
  • 5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
  • 6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • 7 УЧЕНИЕ О ДУШЕ
  • 8 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУКЕ
  • 9 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
  • 10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ
  • 11 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К XV В
  • 12 ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • 13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ
  • 14 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСЕ
  • 15 СЕНСОРНО-АССОЦИАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  • 16 ГОСПОДСТВО ЭМПИРИЗМА И АССОЦИАТИЗМА В ПСИХОЛОГИИ XVIII В
  • 17 ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
  • 18 РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История психологии. Шпаргалка (Н. В. Анохина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

На протяжении всей истории человеческой мысли изменялось представление о психике, эти изменения тесно связаны с успехами в познании органического субстрата психики человека.

Еще очень давно был сделан вывод, что существование живого тела находится в зависимости от влияний внешней природы, а состояние души в свою очередь зависит от жизни тела. Основой психической и физической жизнедеятельности души и тела было признано кровообращение. Издревле зародилось понятие о пневме – особом тончайшем веществе, подобном разогретому воздуху. В кругах медиков к пневме относились как к факту, а не как к теории. В наше время существует понятие о функциональной системе как о прижизненном нейродинамическом образовании, которое представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и способностей человека.

Немецкий врач Ф. Галль считал, что извилины больших полушарий головного мозга человека отвечают за его психические свойства. Ф. Галль положил начало теориям, в которых говорилось, что кора головного мозга (а не его желудочки) является субстратом психической деятельности человека.

головного мозга и пронизывает все наше тело нитями своей паутины (т. е. нервами), на котором не существует ни одной точки, не затронутой этими нитями. Нервы формируют в мозгу пучок, который служит основанием для связывания человеческих ощущений воедино. Д. Дидро считал, что единство самосознания обеспечивается памятью. Человек, по Д. Дидро, мыслящее – не только чувствующее, но и – мыслительное существо. Он признавал человека одновременно и музыкантом и инструментом.

Советские психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия считали, что не отдельные участки коры или их центры являются материальным субстратом высших психических функций, а функциональная система, состоящая из совместно работающих корковых зон.

Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности человека и постепенно приобретают характер прочных, сложных межфункциональных связей.

И. М. Сеченов в своих трудах, начиная с 1863 г., последовательно формировал концепцию о материалистическом понимании психической деятельности. Он предложил рефлекторную теорию о психической деятельности человека, считая, что материальным субстратом психических процессов является мозг. Его дело продолжил И. П. Павлов. Он создал теорию условных рефлексов и дал начало исследованиям функциональной физиологии центральной нервной системы по изучению материальных основ психических явлений.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История психологии. Шпаргалка (Н. В. Анохина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.