Механизмы формирования невротических расстройств

Такого рода расстройства (неврозы и их производные) в большинстве случаев развиваются у людей, имеющих определенный тип нервной системы, на основе которого часто формируется тревожно-мнительные черты характера, впечатлительность, ранимость (уязвимость). Играет определенную роль также генетическая наследственность, особенности воспитания и травматический жизненный опыт.



Чувствительному типу труднее перерабатывать стрессы – чаще всего вырабатывается неправильное, нерациональное реагирование на стрессовые ситуации, что в конце концов приводит к перенапряжению организма, нервно-психическому истощению, невозможности адаптироваться к сложным ситуациям или жизненным переменам.

Как правило, невротические психические расстройства формируются у тех представителей чувствительного типа, которые воспитывались в неблагоприятных условиях . Это мог быть воспитательный стиль по типу гиперопеки (чрезмерной заботы о здоровье ребенка, постоянное беспокойство матери, бессознательное культивирование страхов). Здесь может иметь место так называемая индукция страхов и тревоги, передающаяся ребенку от родителей (чаще всего матери): если самый близкий человек постоянно предупреждает и ограждает меня от чего-то, значит, действительно, окружающий мир опасен, мне нужна защита, я сам не справлюсь.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – укоры, критика, сравнение с другими детьми, недовольство ребенком также порождает у него ощущение собственной неадекватности и неспособности справиться с трудностями, а значит – тревоге и невротическим сомнениям.



Для тревожных личностей часто бывает трудно принимать решения, они слишком много сомневаются, не уверенны в себе, чувствуют свою вину, занимаются самоедством. Во многих случаях все эти особенности сформированы благодаря симбиотическим отношениям в семье, или так называемой когнитивно-эмоциональной недифференцированности, которые привели к нарушению или несформированности границ личности, выстраиванию центра и стержня своего Я.

К травматическому жизненному опыту относится также разного рода пережитое насилие (в частности, изнасилование); иногда – переживания ребенка по поводу того, что мать надолго уезжала и оставляла его на нелюбимых родственников или соседей; травматический опыт в детском саду или школе. Так, например, одна моя клиента с логоневрозом (заиканием, возникшим на фоне невротического расстройства) рассказывала, как от волнения в 6 классе она при ответах на вопросы учителя начала немного заикаться. Мальчишки сзади смеялись и передразнивали ее. С тех пор при необходимости говорить перед чужими людьми она заикается.



Исследования показывают, что у людей, часто переживавших страх, активируется работа одной из структур мозга, где вырабатываются вещества, ответственные за ощущения страха, - амигдалы (миндалины). Страх и тревога являются важными и полезными состояниями живого существа – могут спасти его от опасности. Однако, склонность преувеличивать опасность приводит к ненужному в данной ситуации, но ставшему рефлекторным выбросу гормонов и других нейротрансмиттеров (одни и наиболее известных является адреналин) и неприятным ощущениям, в частности, тревоге.


С рождения и до достижения самостоятельности между миром и маленьким человеком стоят его родители, близкие родственники и семья в целом. Это означает огромную ответственность родителей не только за своего ребёнка, но и перед своим ребёнком. Ответственность за то, как родители демонстрируют перед ним жизненные порядки, как они показывают своему отпрыску взаимоотношения человека и окружающей реальности, как они учат ребёнка строить отношения с другими людьми.

Крайне редко родители целенаправленно учат ребёнка жизни, чаще всего обучение протекает скрыто, ребёнок усваивает эту науку через то как родители сами реагируют на окружающую реальность, на других людей и на своего ребёнка. Обучение жизни встраивается в саму жизнь, и в этом плане оно всецело основывается на созданном родителями психологическом климате в семье.

Нельзя недооценивать абсолютную зависимость ребёнка с рождения и до достижения самостоятельности. Наше общество искусственно завышает порог достижения самостоятельности, что негативно сказывается на обществе в целом. Сегодня как никогда становится очевидной тенденция к инфантилизации общества, всё больше молодых людей отказываются быть взрослыми, даже когда наступает юридическая и биологическая зрелость, они стремятся продолжать зависимое существование. И у этого есть свои причины.

Будучи зависимым, ребёнок учится двум важным вещам: он не имеет власти изменять себя и окружающее пространство, он свободен от ответственности за свои поступки. Достижение самостоятельности предполагает освоение двух противоположных вещей: человек получает власть над собой и над окружающей реальностью и принимает ответственность за себя и свои поступки.

Взрослые инфанты, как сейчас представляется, выбирают снятие с себя ответственности за свою жизнь и отказываются от власти над собой. Надо сказать, что это явление не было бы возможным, если бы некоторые родители явно или неявно не поощряли бы зависимое поведение своих детей.

Сейчас юридическая зрелость в России наступает в 18 лет, всё это время человек считается ребёнком, лишённым власти даже распоряжаться собой, в то время как его личность претерпевает многократные преобразования. Гораздо раньше 18-ти лет ребёнок осознаёт, что способен руководить собой, но родители требуют беспрекословного подчинения.

Вернёмся в раннее детство. Родители в это время подобны богам, всё, что исходит от родителей принимается ребёнком как правильное, истинное и не подлежащее сомнению. Ребёнок ощущает, что родители — это те люди, которые определяют будет ли ребёнок здравствовать или же ребёнку будет плохо. Именно поэтому формируется сверхзначимость для ребёнка благорасположения своих родителей. Фактически, любое проявление отвержения со стороны родителей воспринимается ребёнком как угроза его жизни.

Он ещё не способен улавливать социальной подоплёки в том, что, что бы ребёнок ни сотворил, родители никогда его не бросят, так как бросать детей на произвол судьбы сейчас считается социально неприемлемым, если даже не принимать во внимание глубинные родительские чувства, которые также не позволят им расстаться с ребёнком. Он не знает всего этого и всерьёз верит, что если родители не будут им довольны, ему конец.

Взросление не обходится без того, чтобы ребёнок не начал проявлять свою индивидуальность. С самого раннего проблеска сознания и далее по нарастающей ребёнок начинает понимать, что он всё-таки способен влиять на ход событий. И он хочет пользоваться своими новыми возможностями всё чаще и чаще. В это время родители стараются установить для ребёнка множество правил, границ и запретов, которые он, в силу своей тотальной зависимости, обязан соблюдать беспрекословно. Запретить проще и быстрее, чем научить.

Конечно, ребёнок всё ещё имеет желание действовать, но теперь он идёт против воли своих родителей, которые, несомненно из лучших воспитательных побуждений, постараются пресечь любые попытки выхода ребёнка за установленные рамки.

Здесь родители часто подливают масла в огонь, критикуя ребёнка и разнося в пух и прах те его личностные качества, которые привели к преступлению ребёнком заветов родителей. Под прицел попадает инициативность, самостоятельность, наличие собственного мнения, спонтанность, искренность (если ребёнок сам рассказал о каком-то случившемся с ним негативном эпизоде), ощущение уверенности и всё остальное, что позволило ребёнку проявить свою волю. Все эти лучшие качества, так необходимые человеку во взрослой жизни, омрачаются в глазах ребёнка. Он понимает, что если он будет и дальше обладать такими качествами, то он не выживет.

Стоит отметить, что всё это происходит не из-за одного эпизода (не из-за одного конфликта с родителями), а из-за серии однотипных воспитательных приёмов, используемых родителями против своего ребёнка. То есть виной всему воспитательная тенденция, порядок применения наказаний и поощрений, принятый в семье, а не единственный конфликт.

Начинается формирование первичной защиты в зависимости от того какие качества были названы родителями как нежелательные. Чаще всего, ребёнок бросает любые попытки проявить инициативу, так как понимает, что она более чем наказуема, отказывается от общения со сверстниками, так как больше не может постоять за себя, ведь его защита была сломлена, замыкается в себе, чтобы более не вызывать пристального внимания к своей персоне.

Но это совсем не значит, что уходя от столкновений и получая насмешки за свою трусость, ребёнок совсем не переживает по этому поводу. Он не подозревает о том, какие силы заставили его уйти и подчиниться в очередной раз. Всё, что он видит, так это то, что он неудачник, изгой и слабак. К прежним негативным мыслям о себе ребёнок добавляет ещё и эти. Каждый такой эпизод укрепляет его в мысли, что он сам ничтожнейшее из ничтожеств, недостойный жить на одной планете с людьми гораздо выше его по ценности.

Опять же, масла в огонь подливают родители, которые теперь винят ребёнка в несамостоятельности, потере социального статуса и чести семьи, им неприятно осознавать, что именно они вырастили рохлю и тогда в ход идут угрозы и требования во что бы то ни стало измениться, приобрести недостающие лидерские качества и научиться оказывать отпор, когда это требуется. В худшем случае, родители сами начинают издеваться над ребёнком, подтрунивая над его слабостями, в тайне надеясь, что ребёнку надоест это терпеть и он изменит своё поведение на желательное.

Ни в том, ни в другом случае ребёнок не сможет справиться с натиском с двух сторон. Единственное, в чём он теперь нуждается, это защита от внешнего мира, от всего, что потенциально может принести ему боль.

И то, как он справится с этим, и будет составлять ядро его невротического расстройства. Потому что невроз – это всегда попытка защитить себя, сущность невроза составляют невротические защиты, сформированные ещё во времена первых конфликтов с родителями.


Современные нейрофизиологические исследования показали, что в основе формирования неврозов лежит нарушение функции интегративных систем мозга, а именно – коры головного мозга, а именно — коры головного мозга и лимбично –ретикуляторного комплекса.

Нейрохимический аспект формирования неврозов значительной частью анализируется в контексте общебиологической концепции стресса Ганса Селье, который приводил, что для эффективной организации реакций приспособления и обеспечений постоянной внутренней среды организма имеет значение взаимодействие функциональной активности симпатико-адреналиновой системы и изменение физиологических и метаболических реакций.

Основными биологически активными веществами симпатико-адреналиновой системы есть катехоламины: адреналин, норадреналин и дофамин. У больных неврозом повышенный уровень показателей адреналина, больше выражено повышение норадреналина, при этом уровень дофамина несколько снижен.

Психофизиологический аспект. Становление отечественного направления в учении неврозов происходило благодаря представителям концепции — И.М. Сеченову, И.П. Павлову, В.М. Бехтереву, А.А. Ухтомскому.

К психофизиологическим механизмам формирования невроза следует отнести следующие проявления:

1) перенапряжение процесса возбуждения;

2) перенапряжение процесса торможения;

3) сдвиг процессов возбуждения и торможения;

4) смена нервно-психической реактивности и приспособительных функций организма;

5) развитие фазовых состояний;

6) нарушение билатеральных регуляций;

7) создание патодинамичных, но относительно стойких церебральных нарушений.

Психоэндокринный аспект формирования неврозов анализируется в исследованиях В.С. Подкорытова, который указал, что у детей пубертатного возраста, заболевших неврозом, имеет место значительное повышение в плазме крови уровня гормонов гипофизарно-тиреоидной системы, которое свидетельствует о нарушении центральных, гипоталамических механизмов и нейроэндокринной регуляции гомеостаза и адаптации.


  1. Биологические факторы формирования детских неврозов.Содержание статьи1 1) Частота нервно-психических заболеваний у родственников больных неврозом.2 2) Исследования генетики неврозов при .
  2. Психологические факторы формирования детских неврозов.Содержание статьи1 1) Преморбитные особенности личности ребенка.2 1. Особенности темперамента: 3 2. Особенности характера:4 3. Характерные .
  3. Социальные факторы формирования детских неврозов.Содержание статьи1 1) Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.2 2) Дата рождения, количество .
  4. Статичные и динамические факторы формирования невроза у детейЧеловечество должно отдавать детям все самое лучшее, что у него есть, во всяком случае, так.
  5. НевропатияНевропатия обозначается как аномалия нервно-психического развития, этиологически связана, либо с генетическим фактором, либо с экзогенными.
  6. Роль пола и возраста в формировании детских неврозовНаибольшее количество неврозов по данным частоты обращений к специалистам наблюдается в старшем дошкольном и младшем .

Одно из проявлений нарушения деятельности нервной системы — трофические расстройства. Под трофикой (греч. trophe — питание) понимают совокупность процессов доставки и утилизация клетками веществ, обеспечивающих сохранение структуры и функции органа. Трофические расстройства часто возникают при нарушениях нервной регуляции деятельности органов и систем. Эти расстройства могут выражаться в появлении пролежней, дерматитов, язв на коже и слизистых и т. д.

Подобные явления нередко возникают и достигают значительной выраженности при неврозах.

Патофизиология функциональных неврозов

Согласно учению И.П. Павлова, невроз — это состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности возбуждения и торможения, а для человека также нарушение уравновешенности между первой и второй сигнальными системами. В отличие от психических болезней невротические состояния возникают в отсутствие психических расстройств.

Неврозы подразделяются на первичные (невротическую болезнь), возникающие под влиянием экзогенных факторов, действующих на ЦНС, и вторичные (симптоматические), возникающие как следствие соматической патологии. Проявления неврозов зависят от типов высшей нервной деятельности. По И.П. Павлову, существует четыре типа высшей нервной деятельности:

У сильного неуравновешенного (безудержного) типа ослаблено торможение, вследствие чего представители этого типа склонны к взрывным реакциям (по Гиппократу это холерик).

Сильный уравновешенный подвижный тип отличается большой силой и уравновешенностью возбуждения и торможения, а также способностью к быстрой сменяемости этих процессов (сангвиник).

Сильный уравновешенный инертный тип неспособен к быстрой смене возбуждения и торможения (флегматик).

Слабый тип отличается слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов (меланхолик).

Неврозы формируются в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Невроз возникает в тех ситуациях, когда мишенью раздражителя оказывается наиболее слабое звено основных нервных процессов (возбуждение, торможение или подвижность). У холерика такой мишенью служит слабость торможения, у флегматика — недостаточная подвижность нервных процессов, у меланхолика — слабость и возбуждения, и торможения. Если достаточно сильный внешний раздражитель действует на эти слабые звенья, то с большой степенью вероятности будет развиваться невротическое состояние.

У сангвиника нет слабых звеньев в деятельности ЦНС, поэтому у животных с подобным типом высшей нервной деятельности вызвать невроз весьма трудно. И напротив, у меланхолика легче всего вызвать невроз, при таком типе высшей нервной деятельности страдают и возбуждение, и торможение, и любой сильный раздражитель способен вызывать у них невроз.

Возникновению неврозов у людей свойственны сходные закономерности.

Этиология и причины неврозов

Невроз — заболевание, возникающее по многим причинам. В качестве одной из них следует назвать генетическую предрасположенность. Особенности конституции также могут служить одним из факторов, предрасполагающих к развитию неврозов. Наиболее часто неврозами страдают гиперстеники или астеники, а не люди с нормальным строением тела. Наиболее подвержены неврозам женщины и дети.

Типовые изменения нервных процессов при неврозах

Действие и сильного, и слабого раздражителя сопровождается одинаковой ответной реакцией. Причина заключается в том, что нервные клетки находятся в состоянии истощения, в связи с чем сильный раздражитель вызывает слабую ответную реакцию с последующим развитием торможения. А раздражители слабой силы могут вызывать только слабую ответную реакцию.

В норме она встречается при засыпании и пробуждении, а также в начальной стадии наркоза и при окончании наркоза. В динамике этой фазы сначала организм не реагирует на слабые, затем на средние, а потом и на сильные раздражители.

Ответная реакция ЦНС регистрируется только на раздражители средней силы. На слабые раздражители реакция отсутствует, т. к. повышен порог возбудимости, а на сильные — по той причине, что клетки ЦНС настолько истощены, что сильный раздражитель вызывает в них развитие запредельного торможения.

Во время этой фазы отмечается полное истощение клеток ЦНС и отсутствие реакции на раздражитель любой силы и направленности (положительной или отрицательной).

Фазовые состояния весьма изменчивы и могут переходить друг в друга. Как правило, при неврозе проявляются не все фазовые состояния, а только некоторые из них.

Соматические проявления неврозов

Неврозы могут приводить к развитию разнообразных соматических расстройств. Со стороны пищеварительной системы это может проявляться в нарушениях аппетита, расстройствах секреторной и моторной функций желудка. Часто такие функциональные расстройства перерастают в тяжелые заболевания — язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как стенокардия, гипертоническая болезнь, также часто бывают следствием различных неврозов. Неврозы служат одним из патогенетических факторов в развитии базедовой болезни.

При неврозах могут наблюдаться локомоторные расстройства, проявляющиеся в нарушении координации движений отдельных групп скелетных и гладких мышц (гипер- и гипокинезии). Возможно развитие, например, гипокинезии гладкой мускулатуры матки, которая, возникнув в результате невроза, приводит к формированию первичной родовой слабости.

Многие неврозы сопровождаются трофическими расстройствами. Эти нарушения могут проявляться в виде дистрофических изменений кожи, облысения, экземы и т. д.

Важное место в клинике неврозов занимают вегетативные расстройства. Они могут сопровождаться кардиалгиями, нарушениями сердечного ритма, дискинезиями желчных путей, временными повышениями температуры и т. п.

Клинические формы неврозов

Неврастения (раздражительная слабость) — невроз, вызванный перенапряжением возбудительного процесса. Неврастения возникает при сочетании психической травмы с чрезмерно напряженной работой, хроническом недосыпании, отсутствии отдыха, возрастании темпа жизни. Неврастении способствуют инфекции, интоксикацим (алкоголь, курение), эндокринные расстройства.

При неврастении наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость, головные боли, апатия, утрата способности к длительной умственной и физической работе, заторможенность.

В основе истерии лежит первичное ослабление корковых процессов, возникновение в нижележащих образованиях мозга очагов доминантного возбуждения, которые индуцируют развитие в коре головного мозга парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз.

Истерия чаще всего проявляется в виде демонстративных эмоциональных реакций (внезапного крика, смеха, плача), а также судорожных шперкине-зов, потери чувствительности, обмороков и т. п. Для истерии характерна повышенная внушаемость и самовнушаемость человека, стремление привлечь к себе внимание окружающих.

При этом неврозе появляются навязчивые, повторяющиеся, пугающие мысли, вызывающие тревогу. Больной безуспешно старается отвлечься, избавиться от этой тревоги при помощи таких же навязчивых действий, которые, по мысли больного, должны предотвратить наступление неприятных событий в его жизни. Со временем эти действия приобретают характер ритуала.

Навязчивые мысли или поступки могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что больному становится трудно вести нормальный образ жизни. От всего этого страдает семейная и социальная жизнь. Невроз проявляется в том, что больной несколько раз может повторять одно и то же действие. Например, возвращаться в дом, чтобы проверить, выключил ли он газ, воду, закрыл ли дверь, отключил ли утюг и т. д.

В патогенезе невроза важную роль играет формирование в коре головного мозга очага патологического доминантного возбуждения, вызванного тем, что в прошлом было совершено действие, которое привело больного к несчастному случаю. Вследствие этого возник стойкий патологический условный рефлекс.

Данный невроз проявляется тем, что у больного возникает навязчивое желание совершить какое-либо недопустимое (прыгнуть с большой высоты, утопить в ванне своего ребенка) или антиобщественное действие (выругаться в общественном месте, оскорбить уважаемое лицо) и т. д.

Отличительная особенность этого невроза состоит в том, что больной эти желания никогда не выполняет. Но эти навязчивые стремления входят в глубокое противоречие с воспитанием человека и его моральными устоями, и процесс их преодоления настолько для него мучителен, что сам вызывает дальнейшее усугубление невроза. В патогенезе невроза лежит формирование очага патологического доминантного возбуждения в ЦНС.

Этот вариант невроза возникает в связи с воздействием на человека угрожающей ему информации, что приводит к развитию устойчивой тревоги и появлению страхов относительно своей безопасности. Невроз возникает остро, вслед за действием сильной психической травмы, которая служит сигналом о большой опасности для жизни. Проявляется невроз в виде испуга по малейшему поводу. Особенно легко возникает невроз испуга у детей. В основе невроза лежит стойкий патологический условный рефлекс.

Невроз страха развивается на фоне истощения нервной системы чаще всего под влиянием стрессорных факторов. Невроз связан с вегетативными нарушениями, которые доставляют больному неприятные субъективные ощущения (например, частые, продолжительные приступы стенокардии). Вследствие этого у больного развивается невроз страха смерти.

При этом неврозе больного мучают моторные расстройства, нередко у него возникают судороги и спазмы. Невроз развивается на фоне иных неврастенических нарушений, сопровождающихся раздражительностью, плохим сном.

Ярким примером двигательных неврозов служит заикание, т. е. судорожные сокращения голосовых связок, нарушающие нормальную речь. Этот невроз усугубляется присоединяющимся неврозом ожидания.

Эти неврозы проявляются расстройствами вегетативных функций организма, лишенных морфологической основы. Характерным примером такого невроза служит вегето-сосудистая дистония, в основе которой в большинстве случаев лежит нарушение функционального равновесия между симпатической и парасимпатической нервной системой.

Данные неврозы развиваются в связи с соматическими заболеваниями. Обычно бывает непросто определить, что первично и что вторично: невроз или соматическая болезнь. Однако существуют такие болезни, которые, как правило, вызывают расстройства высшей нервной деятельности и при которых невроз сосуществует с болезнью, являясь одним из ее симптомов.

К таким болезням можно отнести различные эндокринные заболевания. Так, например, при гипертиреозах наблюдается ослабление тормозных и усиление возбудительных процессов, что приводит к раздражительности, неуравновешенности, неспособности к длительной и напряженной работе. При гипотиреозах отмечается ослабление и возбудительного, и тормозного процессов, происходит ухудшение памяти, снижается интеллект.

Тяжелые интоксикации организма также могут вызывать неврозы. При этом в результате преобладания процесса возбуждения над торможением могут развиваться судороги, рвота, одышка, тахикардия и некоторые другие вегетативные расстройства.

Патологические рефлексы

Целый ряд болезней развивается на основе формирования патологических рефлексов, которые могут быть либо безусловными, либо условными.

Эти рефлексы делятся на внутриорганные, внутрисистемные и межсистемные.

Внутриорганные рефлексы замыкаются внутри одного органа. В качестве примера можно привести рефлекторный спазм коронарных артерий при возникновении болевого синдрома в динамике развития инфаркта миокарда.

Внутрисистемные рефлексы содержат афферентные и эфферентные части рефлекторной дуги внутри одной системы, как, например, при возникновении рвоты, связанной с нарушением функций разных отделов ЖКТ.

Межсистемные рефлексы характеризуются потоком афферентной импульсации, идущей от органа одной системы, и эфферентной реализацией рефлекса в органе другой. Примером такого рефлекса служит возникновение нарушений сердечного ритма при болевом приступе вследствие желчнокаменной болезни.

В отличие от физиологических патологические условные рефлексы характеризуются двумя особенностями. Для формирования физиологического условного рефлекса необходимо несколько сочетаний условного и безусловного раздражителя, а патологические условные рефлексы возникают с первого сочетания этих раздражителей. Физиологический условный рефлекс исчезает, если его не подкреплять, а патологический такого подкрепления не требует.

В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосоматические прояв­ления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нару­шений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

Неврозы– это обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся в основном психогенно-обусловленными и соматовегетативными расстройствами.

Неврозы являются наиболее распространенной психогенной патологией. В последние десятилетия число больных с невротическими расстройствами неуклонно увеличивается, особенно это относится к экономически развитым странам.

Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психической травмы, нередко на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Но они не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, не нарушают адаптации больных к жизненной ситуации.

В отечественной психиатрии всегда преобладали взгляды классичес­кой немецкой психиатрической школы на природу неврозов. Невроз рассматривался как вариант реактивного состояния, отвечающего кри­териям К. Ясперса:

• в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значи­мая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагиро­вания;

• она звучит в переживаниях больного;

• после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исче­зает.

Широкое распространение в определении концепции неврозов по­лучила гипотеза динамики невротических формирований, которая ос­новывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состоя­ние, невротическое развитие личности. Такой подход объясняет многие клинические закономерности и не противоречит современным науч­ным достижениям.

Условий для возникновения неврозов в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов:

1. Факторы биологической природы – наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. Факторы психологической природы – преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации.

3. Факторы социальной природы – родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

4. Общеистощающие вредности – длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.

Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами.

Генетические— это в первую очередь конституциональные особен­ности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на осно­вании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной сис­темы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов, пол­ная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов и у 15% дизиготных близнецов.

Факторы, влияющие в детском возрасте.Исследования, проводив­шиеся в этой области, не доказали однозначного влияния, однако нев­ротические черты и наличие невротических синдромов в детском воз­расте свидетельствуют о недостаточно устойчивой психике и об отста­вании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоа­налитические теории.

Личность.Факторы детского возраста способны формировать лич­ностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов. Вообще, значение личности в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в мо­мент начала невроза. Так, у нормальной личности невроз развивается лишь после серьезных стрессовых событий, например неврозы военно­го времени.

Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

Невроз как нарушение научения.Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологи­ческие механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом тракту­ется как эквивалент научения избеганию; эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения — уклонения, а смещение — к ассоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствован­ных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматрива­ется как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симп­томы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.

Факторы окружающей среды(условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка; в любом возрасте наблюдается чет­кая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями со­циального неблагополучия, такими как непрестижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам, таким как транспорт. Вероятно, неблагоприятная со­циальная обстановка увеличивает степень дистресса, но вряд ли высту­пает этиологическим фактором в развитии более тяжелых расстройств. Неблагоприятные жизненные события (одна из причин — отсутствие в социальном окружении защитных факторов, а также внутрисемейные неблагоприятные факторы).

Морфологические основы неврозов.Доминировавшие представле­ния о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологичес­кие изменения, в последние годы подверглись существенному перес­мотру. На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изме­нения, сопутствующие изменениям ВНД при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа ри­босом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума. Отмече­на дегенерация отдельных клеток гиппокампа при экспериментальных неврозах. Общими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия ми­тохондрий, нарастание числа рибосом, гиперплазия мембран. Изменя­ются показатели перекисного окисления липидов (ПОЛ) в биологичес­ких мембранах.

Разнообразные события окружающего мира, лавинооб­разный поток информации, изменение социального поло­жения и взаимоотношений между людьми — все это влия­ет на психику человека и вызывает различные формы реа­гирования на отрицательное воздействие. А при определен­ных условиях все это может обернуться факторами, созда­ющими дополнительное болезненное напряжение в душев­ной жизни конкретного человека.

Являясь функциональной патологией, неврозы при адекватной современной терапии, как правило, полностью излечиваются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.