Методика оценки динамики речи при афазиях

Библиография Ахутиной Татьяны Васильевны

Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. // В сб. Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. - Изд-во МГУ, 1967. – C.67-94

Рябова Т.В. К вопросу о задачах восстановления речи при динамической афазии. // Восстановление функций при поражениях центральной и периферической нервной системы. Материалы симпозиума 25-29 мая 1967 г. - Ленинград, Ленингр. НИИ им.А.Л.Поленова, 1967. – C.32-33

Рябова Т.В., Штерн А.С. К характеристике грамматического структурирования. //В сб. Психология грамматики. Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. - Изд-во МГУ, 1968. – C.78-105.

Рябова Т.В. К психолингвистическому анализу речи больных динамической афазией.// В сб. Психологические исследования. Вып. 1. - Изд-во МГУ, 1969. – C.117-124

Ryabova T.V. Collapse of the system of word meanings in aphasia. Soviet Psychology, 1969, v.7, n. 3.

Леонтьев А.А., Рябова Т.В. Фазовая структура речевого акта и природа планов. // Планы и модели будущего в речи. - Тбилиси, 1970. – C.27-32.

Ильясов И.И., Рябова Т.В. Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку // Актуальные проблемы психологии речи и психология обучения языку. Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. - Изд. МГУ,1970

Ryabova T.V. The psycholinguistic analysis of speech in patients with dynamic aphasia. Soviet Psychology, 1970, v.8, N 3-4, pp.246-256

Т.В. Рябова О применении концепции управления усвоением в обучении иностранному языку // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. - Изд. МГУ, 1972. – C.3-11.

Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1975. 143с.

Ахутина Т.В. К вопросу о механизмах динамической афазии и аграмматизма при эфферентной моторной афазии. // Проблемы афазии и восстановительного обучения. - Изд. МГУ, 1975. – C.81-100.

Ахутина Т.В. Микова Т.Н. Сахарный Л.В. К исследованию интерпретации значения производных слов. // Материалы семинара по теоретическим проблемам синтаксиса. - Пермь, 1975. – C.240-243

Ахутина Т.В. Проскунова А.М. Штерн А.С. Синтагма как минимальная синтаксическая единица речепроизводства. // Материалы семинара по теоретическим проблемам синтаксиса. - Пермь, 1975. – C.289-292

Ахутина Т.В. Об отборе речевого материала при программированном восстановлении речи больных с афазией // Проблемы медицинской психологии. - Л. 1976. – C.187-189.

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Методика оценки динамики речи при афазии //Дефектология, N. 6, 1977. – C.11-16

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Нарушение актуализации слов у больных с афазией. //Вестник МГУ , сер. Психология, N. 4, 1977

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Лингво-статистический анализ нарушения называния при разных формах афазии // Нейропсихология-77. - София, 1977. – C.198-203

Ахутина Т.В. Основы нейролингвистики // Программы спецкурсов и спецсеминаров по нейро- и патопсихологии. - Изд-во МГУ, 1977. – C.47-50

Ахутина Т.В. Связь семантической слож ности, времени приобрете ния и частотности слова. // Национальная культура и общение. - М.,1977. – C.11-14

Ахутина Т.В. О понимании и построении активных/пассивных конструкций больными с афазией. // Badania lingwistyczne nad afazja. Warszawa, Ossolineum, 1978, p.31-38

Ахутина Т.В. Нистратов А.А. Петренко В.Ф. Семантическая сложность слова с точки зрения лингвистики и психологии. // Тезисы VI Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций. - М., 1978. – C.10-12.

Akhutina T.V. The role of inner speech in the construction of an utterance. Journal of Soviet Psychology, 1978, vol. 16, n. 3, p. 3-31

Ахутина Т.В. Трудности понимания грамматических конструкций у больных с афазией // Проблемы афазии и восстановительного обучения. - Изд. МГУ. – C.40-59

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Исследование называния у больных с афазией // Проблемы афазии и восстановительного обучения. - Изд. МГУ. – C.88-110

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Метод точной оценки эффективности восстановления речи у больных с афазией. // Проблемы афазии и восстановительного обучения. - Изд. МГУ, 1979. – C.129-144

L.S.Tsvetkova L.S., Akhutina T.V., Polonskaya, N.N. Pilaeva N.M. A method for evaluation speech dynamics in aphasia. Soviet Psychology, 1979, v.17, n. 1, pp. 39-45.

Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с.

Ахутина Т.В. Организация словаря человека по данным афазии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин,1981. – C.3-12

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В. О попытках стандартизации тестов А.Р. Лурия в США.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1981, вып. 12. – C.1877-1879

Ахутина Т. В., Глозман Ж. М., Цветкова Л. С. Проблемы нейролингви-стического исследования афазии // Современная психология. - М., 1982.

Ахутина Т.В. Горохова С.И. О статусе многозначных и омонимичных слов во внутреннем лексиконе человека. // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1983. – C.3-13

Ахутина Т.В. Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С.Выготского. // Психолингвистические проблемы семантики. - М.,1983. – C.196-209

Akhutina T.V. Syntactic deficits in aphasia. Papers in Linguistics. 1983, p. 263-274.

Akhutina T.V., L.S.Tsvetkova. Comments on a standardized version of Luria’s tests. Brain and Cognition.1983, v.2, pp.129-134.

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Исследование диалогической речи у больных с афазией // Дефектология, 1984, N.4. – C.10-14

Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л.С.Выготского // Вестник МГУ. Сер.14, 1984, N.3. – C.3-13

Ахутина Т.В. Малаховская Е.В. Сигнификативное значение слова при афазии // Вестник МГУ. Сер. 14, 1985, N.1. – C.29-38

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 584 ;

Научный подход к методам восстановительного обучения выдвигает на одно из первых мест по важности разработку такой методики, которая позволила бы оценить динамику вос­становления речи при афазии.

Методика нейропсихологического обследования А. Р. Лурии может успешно служить и в целях количественной оценки де­фектов, и в целях оценки динамики восстановления, однако

I Sana6445 129

использование этой методики в целях измерения динамики речи при афазии затруднительно по двум основаниям — из-за большого количества проб и из-за возможности субъективной оценки, так как она требует от исследователя высокой квали­фикации и большого клинического опыта.

Потребность практики восстановительной работы в таких методах отразилась в попытках некоторых исследователей стандартизировать методику А. Р. Лурии (В. Я. Репин, 1974; Н. А. Лойко, 1974, и др.)- Однако для этих работ характерно отсутствие строгой научной обоснованности выбора проб, не­достаточная разработанность критериев подбора методического материала, неоднозначность и малая дифференцированность критериев ответов испытуемых.

Автором с сотрудниками также была предпринята попытка создания такой методики. Современные данные психологии и нейропсихологии о речи, механизмах и закономерностях ее нарушения при афазии выдвигают ряд требований к методике оценки динамики речи в процессе ее восстановления. Разрабо­танная нами методика включает пробы (тесты), учитывающие: 1) форму афазии, 2) центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А. Р. Лурии, 3) центральные ее симптомы (дефекты), 4) степень ее выра­женности. Эта методика способна: а) выявлять разные уров­ни нарушения речи, сенсомоторный и семантический, б) оцени­вать состояние речи (и ее динамику) на уровне слова, фразы, высказывания. К методике подобран специальный вербальный материал, учитывающий разные его параметры и соответст­вующий разным уровням организации речи.

Для устной экспрессивной речи — это частотность, его зву­ковая сложность и длина слова, грамматическая сложность и длина фразы и др. Для измерения изменений устной импрес-сивной речи вербальный материал варьируется с учетом его ситуативности, частотности слов, объема стимула, объема поля выбора (вербального и картиночного поля), грамматической сложности предъявляемого больным стимула и др. Методика отвечает и некоторым целям удобства и легкости ее практиче­ского использования. Она состоит из набора необходимых и достаточных проб, из достоверного и простого способа обработ­ки материала. Методика оценки речи при афазии внедрена в широкую практику нейропсихологической реабилитации боль­ных с афазией и является весьма эффективной и надежной.

Методика решает задачи объективной количественной оцен­ки состояния и динамики речи при афазии на основе качествен­ного анализа дефекта. Она направлена прежде всего на решение центральной задачи — на оценку динамики речи в процессе восстановительного обучения. С ее помощью можно точно измерить количественную сторону и дать качественный анализ восстановления, ответить на ряд важнейших вопросов, касающихся восстановления речи при афазии:

— какова эффективность применяемых методов восстанови­
тельного обучения;

— какова роль специального восстановительного обучения
в восстановлении речи при афазии;

— имеются ли другие факторы и какие, способные влиять
на эффективность восстановления;

— какие функции речи, ее виды и формы лучше восста­-
навливаются;

— какова зависимость восстановления речи от формы афа-­
зии и степени ее выраженности и т. д.

Основной задачей восстановительного обучения больных с
афазией и их реабилитации является восстановление коммуни-­
кативной функции речи. Коммуникативные возможности прояв-­
ляются не только в способности построения речевого сообще-­
ния, но и в способности восприятия и понимания услышанного
сообщения. Поэтому указанная методика включает тесты на
экспрессивную речь (диалог, называние предметов и действий,
составление ф-раз, составление рассказа) и на импрессивную
(понимание обращенной речи в диалоге, понимание значения
слов, обозначающих предметы и действия, понимание фразово-
речи — отдельных фраз и текста) Отбор тестов учитывает не
только современные представления о речи и роли отдельных
ее форм для коммуникации, но и новые данные об афазии.
Тесты и речевой материал подобраны таким образом, чтобы
они могли отражать состояние и динамику речи при разных
формах афазии и степени ее выраженности. В связи с послед­
ним в методике имеют место тесты, отличающиеся по сложнос-­
ти, пробы ранжированы по трудности.

Тесты на экспрессивную речь

Диалог. Наиболее простой и естественной формой общения является диалог —одно из важнейших проявлений способности субъекта (больного) к вербальной коммуникации. По проис­хождению это одна из наиболее ранних форм речи, по струк­туре она наиболее проста и по протеканию менее произвольна, где большая роль принадлежит автоматизированному уровню реализации речи Диалог — одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса об­щения.

9* 1 1^1

В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов или действий. Так, если первыми, а следовательно, и простыми являются слова мама, машина, идет, ест, то последними и наиболее сложными словами явля­ются лестница, прищепка, привязывает, причесывает 1 .

Составление предложений по картинкам.Сохранность фра­зовой речи является необходимой для реализации коммуника­тивных возможностей человека. Для выражения мысли недос­таточно отдельных слов, необходимо объединить их в закон­ченное связное предложение. Исследование фразовой речи является необходимым условием для правильной и полной оценки дефекта и его изменения у больных с различными фор­мами афазии. Поэтому следующим является тест на составле­ние предложений по картинкам. Он состоит из 15 проб, распо­ложенных в порядке возрастающей сложности. Тестовые кар­тинки подбирались таким образом, чтобы в устной речи больных могли быть реализованы три критерия — частотность слов, длина и сложность грамматической структуры предложе­ния. Первые пять картинок являются наиболее простыми и могут быть описаны предложением с формулой S—Р или S—Р = 0. Затем следуют картинки, которые могут быть описа­ны предложениями с предложным дополнением. И, наконец, содержание последних картинок может быть передано с по­мощью распространенного или сложноподчиненного предложе­ния. Например, в состав теста входят картинки, которые могут

'быть описаны следующими предложениями: Мальчик моет руки; Мужчина несет лестницу, чтобы снять с дерева шар.

Составление рассказа по картинке. Способность человека к вербальной коммуникации наиболее четко проявляется в уме­нии построить развернутое высказывание, достаточно полно и понятно раскрывающее для слушателя тему. Нарушение связ­ного высказывания имеет место практически при всех формах афазии, однако оно имеет разные механизмы и формы прояв­ления. В высказывании больных с афазией могут отразиться нарушения замысла высказывания или грамматические и лек­сические трудности при построении текста. Поэтому тест на построение высказывания является важным индикатором сос­тояния и динамики восстановления вербальной коммуникатив­ной способности больных.

Процедура проведения данного теста следующая. Больному предъявляется картинка и дается инструкция — составить под­робный рассказ, который мог бы передать ее содержание. На составление рассказа дается три минуты. Если больной сос­тавляет подробный содержательный рассказ за более короткое время, то время рассказа фиксируется и он может перейти к выполнению следующей пробы. Если же больной закончил рассказ, не использовав всего предоставленного времени, и он неполон или неадекватен, то ему предлагается его продолжить.

Тесты на импрессивную речь. Полноценное восстановление речи при афазии, и прежде всего ее коммуникативной функ­ции, невозможно без восстановления понимания речи. Умение понять обращенную речь, и в первую очередь обращенный вопрос, — одно из самых простых речевых умений. Поэтому одним из точных индикаторов нарушения и восстановления речи является понимание речи в диалоге.

Понимание обращенной речи в диалоге оценивается по адекватности речевого ответа или ответа с помощью мимики и жеста.

Понимание слов. Полноценное понимание обращенной речи предполагает не только схватывание общего смысла, но и четкое и точное понимание значения отдельных слов, входящих во фразу, в высказывание. Известны большая роль лексики в полноценности понимания предложений при афазии и его на­рушение при всех формах афазии. Эти данные дают основание считать пробу на понимание слов достаточно показательной при определении состояния и динамики речи при афазии.

В методику включены два теста: а) понимание значения слов, обозначающих предметы, б) понимание значения слов, обозначающих действия. Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы или действия в соответствии с предъ­являемым словом. При подборе материала учитывается фоне­тическая и семантическая близость слов и их частотность. Слова сгруппированы в три группы, по 10 в каждой. Так, пер­вую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. Например, кот, сыр, сумка; работает, едет, играет. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности мячмеч, тачкадачка; пьетбьет; копаеткапает. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле,— чулки, носки, варежки; вешает, ставит, кла- дет.

Такой подбор материала позволяет фиксировать как нару­шения акустического анализа и удержания слухоречевых сле­дов, так и трудности семантической дифференцировки слов.

Понимание предложений. Единицей речи является предло­жение, его порождение (кодирование) и его понимание (деко­дирование). Умение понимать предложения представляет собой сложный и многоплановый процесс, зависящий от ряда факто­ров: лингвистических — сложности лексических единиц, грамма­тической конструкции, объема; психологических — частотности (знакомости) ситуации и содержания, изложенного в предло­жении, интонации, эмоционального отношения к сообщению и т. д. Исследования последних лет показывают, что понимание предложения нарушается при всех формах афазии. Следова­тельно, тест на понимание предложений достаточно чувствите­лен для объективной оценки понимания речи при афазии в целом.

В данном тесте представлены предложения с учетом выше-перечисленных параметров. В качестве индикатора понимания

предложения используется понимание картинки, соответствую­щей тестовому предложению. На точность понимания предло­жения в этом случае влияет величина поля выбора и близость фоновых картинок к тестовым. В связи с этим изменение поля выбора идет по двум параметрам — увеличению объема и сближению семантических элементов поля.

В тест входит 15 стимульных заданных и исходных фраз. Каждой фразе соответствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от 2 до 6 картинок. Например, больному предъявляются одновременно три картинки, которым соответствуют фразы: Мужчина читает газету, Мальчик читает газету, Бабушка читает газету. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку. Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций.

Понимание вербальных инструкций.При исследовании по­нимания предложений используется опора на картинки. Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкций, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий.

Мы описали набор проб, включенных в методику, показав, каким образом реализовались требования к качественному составу материала заданий. В методику включен строго стан­дартизированный набор проб для количественной оценки. Ниже перейдем к описанию способа объективной количественной оценки данных, получаемых при тестировании.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Афазия представляет собой нарушение речевой функции, причиной которой может стать органическое нарушение коры и подкорковых структур головного мозга. Постановка диагноза выполняется на основании характерных клинических признаков и симптомов, а также подтверждается специальными методами исследования (МРТ, КТ).

Специфической терапии заболевания не существует, но своевременная реабилитация способствует полному или частичному восстановлению речевых функций.

Что такое динамическая афазия

В отдельную форму речевых дисфункций динамическая афазия была вынесена немецкими психиатрами в 1930 –х. годах. Последующие исследования установили, что эта форма расстройства возникает при поражении фронтальной области левого полушария у правшей. Этот отдел отвечает за регуляцию, активацию и планирование речевой функции.

Особенностью данной формы афазии являются трудности или полная невозможность развернуть активное высказывание. Такой пациент может правильно произносить отдельные звуки, слоги, слова и даже отдельные короткие предложения. При этом коммуникативная функция все равно страдает и полноценное общение с таким человеком невозможно.

Интересно! Пациенты с такими формами болезни не могут самостоятельно построить длинное предложение. Они имеют определенные трудности при выполнении некоторых мыслительных процессов. Часто отмечается сложность при восприятии глаголов и проблемы с выполнением команд и распоряжений.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат – это сложный механизм, который представляет собой взаимодействие многих органов и структур для производства речи. Он состоит из периферического и центрального отделов.

В периферический речевой аппарат включены несколько отделов, которые действуют синергично, и обеспечивают воспроизведение звуков. Сюда относятся дыхательные органы, голосовые складки, зубы, губы, язык, небо, нижняя челюсть и другие.

Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге. Он представляет собой сложную систему взаимодействия нейронов, которые позволяют человеку не задумываться каждую секунду о произнесенных фразах.

Ключевую роль в образовании речи играют лобная, височная и теменная доля, преимущественно левого полушария.

Интересно! Центр Брока – расположен в лобных извилинах и является центром образования собственной устной речи. Центр Вернике – находится в височной доле, которая является речеслуховым центром и воспринимает поступающие звуковые раздражители.

Причины динамической афазии

К основным патогенетическим механизмам относят нарушение работы корковых структур непосредственно в области центра речи. Такая форма афазии, характеризуется повреждением задне-фронтальных отделов левого полушария, в области центра Брока.

Существует множество возможных причин заболеваний, среди которых лидирующие позиции занимают:

  • сосудистая патология (инсульт и другие острые расстройства мозгового кровоснабжения, дисциркуляторная энцефалопатия);
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение головного мозга;
  • инфекционно-воспалительные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис);
  • хронические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера);
  • доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга.

Существует ряд способствующих факторов, которые повышают вероятность развития данной болезни. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (случаи афазии среди ближайших родственников);
  • атеросклеротическое поражение сосудов;
  • эпизоды повышения артериального давления или артериальная гипертензия в анамнезе у пациента;
  • метаболические расстройства.

Кроме этого, заболевание может развиться как осложнение после проведенных хирургических вмешательств на головном мозге.

Какие существуют степени тяжести динамической афазии

Для клиницистов имеет значение понимание того, на каком этапе происходит сбой речевого процесса. По способности к восстановлению выделяют две группы пациентов:

  1. I-я группа. Чаще пациенты пожилого и старческого возраста. Нарушение первичного звена формирования внутреннего высказывания. Низкая мотивация к восстановлению. Реабилитация длительная.
  2. II-я группа. Расстройство грамматического построения предложения. Сохраняется самокритика, мотивация в этой группе повышена. Реабилитация проходит легче и в сжатые сроки.

По степени тяжести выделяют следующие виды динамической афазии:

  1. Легкая. Встречаются эпизодические спонтанные высказывания в развернутой форме. Речь стереотипная, пациент часто пропускает глаголы или заменяет их другими частями речи. Отсутствует понимание фразеологических оборотов и переносного значения большинства слов.
  2. Средняя (среднетяжелая). Речь представлена короткими грамматическими фразами, которые часто бывают стереотипны. Характерны грамматические ошибки, пропуск глаголов. Отмечается снижение активности речи.
  3. Тяжелая. Спонтанные фразы отсутствуют. Пациент требует постоянной стимуляции речевого центра. При этой степени больной дает односложные ответы, разговаривает короткими отрывистыми речевыми штампами.

Симптомы динамической афазии

Ключевым признаком болезни является трудность формирования активного высказывания. Самостоятельно такой пациент не обращается к посторонним с вопросами или просьбами. Его речь требует постоянной стимуляции от собеседника извне.

Снижается употребление глаголов (глагольная слабость), большинство существительных используются в именительном падеже, часто допускаются грамматические ошибки. При легких формах пациент общается стандартными стереотипными фразами, короткими отрывистыми предложениями.

На вопросы собеседника пациент ограничивается короткими односложными ответами или используют стереотипии.

При тяжелых формах нарушения пациент может быть недоступен продуктивному контакту, он предпочитает молчать. Общение ограничивается употреблением несвязанных друг с другом слов или отдельных слогов, звуков.

Отмечается быстрое истощение концентрации и внимания, а для ряда больных характерна повышенная раздражительность или апатия.

Письменная речь остается в большинстве случаев сохранной. Трудности наблюдаются при написании длинных грамматически сложных конструкций или текстов собственного сочинения.

Слова под диктовку такие больные пишут практически правильно, допуская незначительные грамматические ошибки, они сохраняют способность к счету и чтению. При чтении длинных фраз отмечается пропуск слов, словосочетаний и нарушение понимания прочитанного.

Отсутствует способность пересказать прочитанное своими словами или объяснить смыл текстов.

Импрессивная речь

Сенсорная или импрессивная речь – понимание и восприятие речи. В коре головного мозга в височной извилине есть область (зона Вернике), которая отвечает за восприятие сенсорной речи.

В этой зоне происходит усвоение и накопление всех усвоенных прежде человеком слов, их звуковых образов. При поражении этой зоны человек слышит слова, но перестает понимать их значение. При сохранном нормальном слухе пациент не воспринимает обращенных к нему слов, поскольку они для него лишены смысла.

Экспрессивная речь

Моторная или экспрессивная речь – произнесение отдельных звуков самим человеком. За этот тип отвечает центр Брока, находящийся в лобных извилинах.

При поражении фронтальной области пациент теряет способность произносить слова, а выдает только нечленораздельные звуки. При этом он понимает обращенную к нему речь и может реагировать на нее жестами или движениями.

Интересно! При поражении зоны Брока отмечаются стойкие нарушения речи, однако она может быть восстановлено. Повреждение центра Вернике приводит к необратимым расстройствам речи.

Осложнения

Отсутствие способности к самостоятельной активной речи и невозможность выразить свои мысли приводит к снижению или утрате коммуникативных навыков.

Пациент не может пожаловаться на боль, дискомфорт. Он не в состоянии попросить помощи у окружающих или выразить свое беспокойство. При отсутствии адекватной внимательной поддержки со стороны близких или медицинского персонала, такой больной может длительно не удовлетворять базовые потребности, что ведет к развитию других соматических заболеваний.

Стойкое нарушение функции речи делает невозможным профессиональную реализацию, и пациент становится инвалидом.

Диагностика

Подозрение на речевые нарушения выявляется при первых попытках контакта пациента и профильного специалиста. Дальнейшие исследования направлены на уточнение локализации поражения, степени расстройства речи и других особенностей больного.

Какими докторами осматриваются пациенты с подобными нарушениями:

Для уточнения точной зоны поражения и возможной причины патологии пациенту назначают дополнительные обследования:

  1. МРТ или КТ-головного мозга.
  2. Исследования сосудов: УЗИ, доплерография, дуплексное сканирование, ангиография
  3. Пункция спинномозговой жидкости. Выполняется при подозрении на инфекционно-воспалительную патологию.

Лечение динамической афазии

Терапией динамической афазии занимается невролог. Заболевание наблюдают и лечат в неврологических отделениях или специализированных центрах. Кроме невролога, с такими пациентами занимается логопед, психолог и реабилитолог.

Терапия направлена на устранение причины, которая вызвала расстройство речи. Параллельно с этим, специалисты проводят коррекцию развившихся симптомов и восстановительное обучение утраченным навыкам.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  1. Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга (Пирацетам, Сермион).
  2. Антиоксиданты и витамины группы В.
  3. Лекарства, обладающие церебропротекторными свойствами (Циннаризин, Винпоцетин).
  4. Средства, препятствующие образованию тромбов и улучшающие реологические свойства крови (антиагреганты и антикоагулянты).

Программа реабилитации речи состоит из:

  1. Занятия с логопедом. Работа со специалистом длится на протяжении нескольких лет. Он составляет индивидуальный план коррекции и разрабатывает упражнения для восстановления речи пациента.
  2. Общеукрепляющая терапия. Сюда входят различные физиотерапевтические методы лечения, нормализация образа жизни, лечебная физкультура, массаж.
  3. Нейропсихическая коррекция. План программы коррекции разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей пациента. Он включает в себя различные методики, такие как семантический подбор слов, разучивание ритмических песен, стихотворений, повторение скороговорок.

Прогноз и профилактика

Восстановление речи при динамической афазии зависит от особенностей психики больного, локализации и объема поражения, а также от ряда других факторов. Статистически более благоприятный прогноз у молодых лиц и пациентов с высокой мотивацией к восстановлению.

Профилактика заключается в устранении факторов риска, регулярной диагностике и коррекции сосудистых заболеваний на начальных этапах. Пациенты, прошедшие полный курс восстановления после афазии, должны наблюдаться у невропатологов еще в течение нескольких лет.

Оречевление жестов и мимики; метод мелодекламации (художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно-эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870-х гг.), сопровождаемой жестами, метод интонации, метод ритмико-мелодической струтктуры фразы.

Для невербальных и вербально-невербальных методов.

- переключение внимания больного с нарушенной речи на сохранную невербальную деятельность,

- связь слова с предметным действием

- организация общего и вербального поведения больного

- включение невербальных форм поведения (мимика, музыка) в коммуникацию

Роль в востановлении речи при афазии:

- используются на начальных этапах восстановительной работы для растормаживания или затормаживания (при сенсорной) речи.

- Включение невербальных форм поведения в коммуникацию

- Решение определенных задач:

o Работа со зрительно-предметными образами (акустико-мнестическая, амнестическая)

o Работа с пространством (семантическая)

o Работа со структурой фразы (поражения передней речевой зоны)

o Борьба с персеверациями (эфферентная моторная)

29. Метод введения в контекст – психологический анализ метода и сферы его применения.

Описание метода:

Больному сообщается, о чем будет текст, который ему сейчас прочитают. Это повышает у больного чувствительность, остроту восприятия, уменьшает альтернативы выбора, повышает вероятность узнавания. Задача больного – выбрать соответствующую тексту сюжетную картинку.

Постепенно увеличивают длину текста, количество картинок. На заключительных этапах отказываются от предварительной подготовки (собственно введение в контекст) и работа уже ведется в обычной обстановки.

Метод создает условия, облегчающие организацию и селекцию материала. Или задает готовый способ организации.

Контекст дает дополнительную информацию о том, что будет представлять собой предстоящее задание для больного путем подачи той конкретной информации, которую он должен будет воспринять и понять или осознать.

Инструкция: м.б. вербальной или вербально-невербальной (с опорой на жест, рисование и пр.) ® устный рассказ логопеда ® пересказ больным путем вопросно-ответного диалога ® выбор сюжетной картинки.

Метод направлен на создание условий для реализации:

1. общего и слухового внимания

2. направленного слушания

3. попытки дифференцированного восприятия речи: введение в контекст снимает альтернативы, создает определенное смысловое поле, внутри которого больной может понять не только общий смысл, но и выделить отдельные речевые единицы (слова, предложения) и указать их значение.

Выделенные единицы закрепляются в упражнениях:

- записывание слов, подчеркивание картинок

- чтение этих слов

- их нахождение в тексте

- придумывание предложений с этими словами

1. Восстановление понимания речи

ü обучение умению слушать и слышать текст при сенсорной афазии.

ü При акустико-мнестической афазии

ü При семантической афазии

Модифицированные формы метода используются при:

2. Восстановление предметного восприятия при оптической агнозии.

3. Восстановление памяти разной модальности.

Кроме того метод применяется для установления контакта.

30. Общая и методическая организация нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями мозга.

1. Динамическое нейропсихологическое обследование

2. Установление контакта с больным и близкими ему людьми

3. Общие методы воздействия на дефект (общий методический подход)

4. Дифференцированный методический подход (в зависимости от формы афазии)

5. Формы организации восстановительного обучения (индивидуальный урок, групповые занятия, методы организации урока и свободного времени и пр.)

Нейропсихологическое обследование

Задача – анализ синдрома, выделение центрального механизма и центрального дефекта, психологический анализ дефекта, описание клинической картины, вычленение и анализ сохранных психических процессов и форм деятельности больного, уточнение степени тяжести дефекта. От этого зависит выбор методов и стратегия восстановительной работы.

Нейропсихологическое обследование необходимо не только на начальных этапах работы, но и в процессе восстановления. Цель – дальнейшее уточнение механизмов и формы афазии, коррекция начального нейропсихологического диагноза, коррекция восстановительной работы.

Для этого применяется методика оценки динамики речи (Цветкова, Ахутина, Пылаева), которая включает пробы, учитывающие:

- центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации Лурия

- ее центральные симптомы (дефекты)

Методика способна выявлять разные уровни нарушения речи (сенсомоторный и семантический), оценивать динамику речи на уровне слова, фразы, высказывания. Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта.

Методика отвечает на следующие вопросы:

1. какова эффективность применяемых методов восстановительного обучения

2. какова роль специального восстановительного обучения в восстановлении речи при афазии

3. имеются ли другие факторы и какие, способные влиять на эффективность восстановления

4. какие функции речи, ее виды и формы лучше восстанавливаются

5. какова зависимость восстановления речи от формы афазии и степени ее выраженности и пр.

Пробы на экспрессивную речь:

1) диалог: 10 вопросов – 5 с ответами да-нет-хорошо, 5 с более развернутыми ответами

2) называние: называние предметов и действий по картинкам (30 шт)

3) составление предложений по картинкам (15 шт)

4) составление рассказа по картинке

Пробы на импрессивную речь:

5) понимание диалога: 5 простых коротких вопросов (голова болит?), 5 более сложных (что вы сегодня кушали на завтрак?)

6) понимание слов: предметов и действий по картинкам (30 шт)

7) понимание предложений: выбрать картинку, соответствующую предложению (15 шт.)

К методике предложен стандартизированный набор стимульного материала, существует алгоритм для количественной оценки результатов методики.

Установление контакта

Общие методы восстановительного обучения (№26)

Метод – целенаправленная система взаимообусловленных приемов, направленная на восстановление конкретного действия или умения. Прием – это способ реализации того или иного метода, выполнение которого и ведет к выполнению действия. Упражнение – это способ закрепления восстанавливаемых действий больного по реализации нарушенной функции.

1. Методы восстановления невербальной коммуникации при афазии.

Использование мимики, жестов, пантомимы, интонации. Метод шарад. Опознание эмоций.

Афазия снижает способность больных к точному распознаванию эмоциональных реакций партнера по общению. Больные с поражением передней речевой зоны (эфферентная моторная, динамическая) предпочитают интонационный способ общения, больные с поражением височных отделов левого полушария – мимический и речевой.

2. Невербальные методы восстановления вербальной коммуникации.

Общение с помощью рисования или подбора соответствующих картинок, или метода пиктограмм.

Работа над жестовой речью (больной должен выразить свои пожелания с помощью жестов). Оречевление жестов и мимики; метод мелодекламации.

Метод мимики – распознавание эмоциональных состояний по фотографиям.

3. Метод ритмико-мелодической структуры речи.

Использование автоматизированной, непроизвольной речи: ряды, стихи, песни.

4. Метод введения в контекст (см. № 29)

5. Методы предметной и мотивированной деятельности

Использование мотива взаимопомощи, соревнования и пр. в групповых занятиях. Трудотерапия, музыкотерапия и пр. (подробнее см. № 31, 32)

6. Метод стимулирования активности больных

Основной метод – организация самостоятельной деятельности больных.

Приемы в рамках индивидуального занятия:

- замедление темпа урока

- периодическая передача инициативы больному (предложение темы, ведение диалога)

- создание проблемных ситуаций

- стимуляция к самостоятельному выбору тем беседы, форм и видов работы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.