Методологические основы высшей нервной деятельности

Современная наука о ВНД основывается на трех базисных научных положениях (теориях):

· теория системной деятельности мозга.

ТЕОРИЯ РЕФЛЕКТОРНОСТИ

Понятие о рефлекторности и рефлексе впервые были изложены Рене Декартом.

В дальнейшем И.М. Сеченов (1829 – 1905) внедрил эволюционный подход в изучение физиологии мозга. Он охарактеризовал рефлекс, как своеобразную форму взаимодействия организма со средой и выделял два вида рефлексов:

· · врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы (чистые рефлексы);

· · рефлексы головного мозга – изменчивые, преображаемые в течение жизни, которые одновременно являются и физиологическим и психологическим явлением.

Материальный субстрат рефлекторных актов – динамика основных нервных процессов возбуждения и торможения.

И.М. Сеченов поднялся до распространения рефлекторного принципа на психические явления и рассматривал рефлекс как психофизиологический феномен. Методом исследования конкретных механизмов поведения стал метод условного рефлекса открытый И.П. Павловым, который сформулировал его на основе научных предвидений И.М. Сеченова.Сущность Павловского учения в активном взаимодействии организма со средой, которое проявляется в таких физиологических формах отражения как раздражимость (общее свойство живой природы); чувствительность – способность направленно взаимодействовать с окружающей средой в форме ощущений, возбудимости, переживаемости и т.д.

Активное взаимодействие организма со средой осуществляется по рефлекторному принципу (целостная реакция всей ЦНС). Всю сложную нервную деятельность описывал в виде 2 механизмов: механизм сигнальных систем (анализаторов); механизм образования временной связи (условного рефлекса).

Основные черты рефлекторной теории Павлова (1932 г.) - три основных рефлекторных принципа ВНД: принцип детерминизма (причинности); принцип структурности и принцип анализа и синтеза.

Принцип детерминизма гласит: нет действия без причины. Каждый акт нервной деятельности вызван определенной причиной. Эта причина - воздействие или из внешнего мира или из внутренней среды организма. Результат рефлекторной деятельности – приспособление внешних условий к потребностям организма. Внутренняя деятельность всегда причинно-обусловленный закономерный акт на внешнее воздействие.

Принцип структурности: каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к морфологической структуре. Расположение динамики нервных процессов возбуждения, торможения, вызываемых внешним сигналом, распределяются в пространстве структуры мозга. Однотипные внешние сигналы вызывают раздражение в одних и тех же структурах мозга. Это структура постоянных нервных связей, является субстратом безусловного рефлекса. На изменяющееся внешние раздражители возникает динамическая функциональная структура, приобретаемая в процессе индивидуального опыта. Это структура временных связей, структура условного рефлекса.

Единый нервный субстрат состоит как из постоянных, так и из динамических структур. Эта структура может накапливать следы от определенной ситуации внешнего мира и преобразовывать их в блоки памяти (энграммы).

Принцип анализа и синтеза: оба эти процесса обеспечивают, с одной стороны, избирательную реакцию на отдельные сигналы среды (функция сенсорных систем - дифференцирование, фильтрация), а с другой - обеспечивается целостное восприятие всей совокупности воздействий. Анализ и синтез в рефлекторной деятельности - это превращение внешней среды во внутреннюю, и снова - во внешнюю деятельность. Процесс анализа и синтеза это активное преобразование внешнего во внутреннее.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В основе теории отражения лежит положение диалектического материализма об объективности существующего вокруг нас материального мира. Отражение в биологических системах – продукт воспроизведения в преобразованном виде особенностей одной материальной системы в особенностях процессов другой материальной системы. Это представленность одного в другом, но в преобразованном виде. Отражение – следствие, результат, причина которого находится в окружающем мире.

Форма отражения действительности выражается в наших ощущениях, представлениях, понятиях. Она субъективна. Именно поэтому отражение зависит не только от действий объектов, но и от природы отражающей системы (от биологического организма).

Формы восприятия – субъективные образы объективного мира и они должен быть наиболее адекватны отражаемому объекту. Образ – упорядоченный результат познания субъектом соответствующих упорядоченных свойств, связей и отношений объекта. Прежде чем возникает образ и ответная реакция организма на этот образ, возникает восприятие сигнала. Сигнал – величина, представляющая физическое состояние системы или объекта.Процесс восприятия сигнала состоит из обнаружения, различия, выделения ряда физических характеристик, образующих данный класс сигналов.

Другой важный момент биологического отражения при восприятии - это выделение биологической значимости сигнала. Таким образом, живой организм заинтересован не только в оценке физических параметров этого сигнала, но и в оценке того, о чем эти параметры сигнализируют.

Выделение сигнала означает, что из окружающей среды в каждый момент времени извлекается не вся информация, а лишь самая необходимая для животного организма как отражающей системы. Сигнальный характер биологического отражения состоит в том, что организм изначально извлекает из окружающей среды только ту информацию, которая соответствует его имеющейся, фиксированной, врожденной программе и доминирующей в данный момент потребности.

Чтобы произошло приспособление организма к окружающей среде, он должен запомнить раздражители, которые действуют постоянно, заложить их в долговременную память. При многократном действии сигнала в организме формируется образ – след, который записывается в долговременную память в том случае, если вероятность воздействия сигнала была достаточно высокой. Образ – след служит эталоном оценки вновь поступающей информации, т.е. в нервной системе идет сличение информации от нового сигнала с прошлым опытом (образом - следом). Производится оценка соответствия нового образа с его образом – следом (нервной моделью объекта). Новый образ должен быть максимально приближен к уже имеющемуся опыту.

В животном мире наиболее полной и точной способностью к отражению обладают высшие животные и человек с его способностью к абстрактному мышлению.

Преобразование информации в сенсорной системе, зависит не только от свойств и состояния этой сенсорной системы, но и от всех влияний, воспринимавшихся ранее мозгом и хранящимися в памяти. Прошлый опыт влияет на восприятие мозгом вновь поступающей информации. Эти влияния меняют избирательность в работе сенсорной системы, настройку сенсорной системы, подвижность, за счет обратных связей, и системы межсенсорной интеграции. При восприятии сигнала в мозгу кодируется пространственно-временная структура объекта, в форме определенной нервной модели.

Нервная модель – нейродинамическая система, в которую входят различные структуры головного мозга, находящиеся на разных расстояниях в пространстве, соединенных между собой функциональными связями параллельно или последовательно. Но нервная модель это еще не образ, т.к. нервная модель не обладает предметностью – это кодировка отражаемого внешнего объекта. Именно в нервной модели производиться абстрагирование от конкретного образа. Образ воспроизводит не состояние рецепторов или само качество нервных процессов, а особенности отражаемых реальных явлений. Суть этого этапа в том, что субъективный образ возникает на физиологической базе нервных моделей при декодировании информации и сопоставления ее с реальным объектом. Но на этом этапе остается открытым вопрос - как совершается превращение материальных нейродинамичных процессов в идеальный, субъективный образ, который проявляется в форме поведения, деятельности организма.

Субъективный характер отражения проявляется через нейродинамичный, рефлекторный акт (поведение) самого организма. В этом приспособительный сигнальный характер условно-рефлекторной деятельности. Но все поведение условным рефлексом не описывается.

Теория отражения основана на органическом единстве непосредственного восприятия и следов прошлого опыта. Отображенный образ существует для субъекта в субъективно идеальной форме, а отражение носит активный избирательный характер, т.к. оно определяется прошлым жизненным опытом субъекта и его доминирующей, на данный момент, потребностью. Внешний мир отражается субъектом в формах его деятельности, поведения. Это поведение направленно на сохранение целостности организма (выживание) при активном взаимодействии организма со средой.

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА

Система – целое, составленное из частей, их соединение. Свойства системы: целостность – несводимость свойств системы к сумме ее частей; структурность – возможность описания системы через ее структуру; иерархичность – соподчинение составляющих элементов системы; взаимосвязь системы и среды.

Концепция о функциональной системе П.К. Анохина. Функциональная система – это динамическая организация из взаимно согласованных актов, объединенных ради достижения запрограммированного биологического результата.

Существует функциональные системы двух типов:

1 тип обеспечивает постоянство внутренней среды (гомеостаз) за счет саморегуляции внутри организма –АД. 2 тип использует внешнее звено саморегуляции, обеспечивает приспособительный эффект через связь с внешним миром, через изменение поведения.

ФС – временная совокупность различных нервных центров и периферических органов, объединенных в единое целое полезным для организма результатом, который эта система создает. Звенья ФС:

I. рецепторы, воспринимающие воздействие факторов внешней среды;

II. проводниковые аппараты, передающие сигналы от рецепторов;

III. центральные нейроны и их связи, обеспечивающие объединение функций;

IV. совокупность различных органов, изменение деятельности которых дает полезный приспособительный результат;

V. совокупность афферентных аппаратов, обеспечивающих обратную афферентацию.

Физиологическая организация поведенческого акта состоит из нескольких сменяющих друг друга стадий и связана с работой ФС.

I. Афферентный синтез – анализ имеющейся информации.

II. Принятие решения.

III. Акцептор результатов действия – это программа результата будущих событий.

IV. Эфферентный синтез – это программа конкретного действия и оценка достигнутого результата.

Концепция А.Р. Лурия о существовании основных функциональных блоков мозга основана на анализе клинических случаев средствами нейрофизиологии. Она сыграла значительную роль в учении о локализации функции. Выделяются три основных функциональных блока мозга.

Блок регуляции тонуса и бодрствования. В его состав входят ретикулярная формация среднего мозга, неспецифическая система таламуса, гиппокамп, хвостатое ядро, которое работает под мощным контролем коры больших полушарий. Это неспецифические системы мозга, ответственные за тонус и бодрствование.

Блок приема, переработки, хранения информации.Сюда входят все задние отделы коры – зрительная, слуховая, соматосенсорная, межпроекционная теменная ассоциативная область.

Блок программирования регуляции и контроля сложных форм деятельности. В его состав входят префронтальные отделы коры (лобные области, передние ассоциативные зоны). Их нарушение проявляется в нарушении высокого уровня регуляции психических процессов, проходящих с помощью системно-речевых функций, нарушение сигнальной регулирующей функции речи. Задние (теменные) и передние (префронтальные) ассоциативные зоны относятся к различным функциональным блокам и выполняют различные функции. Передняя ассоциативная зона выполняет более универсальную функцию общей регуляции поведения, чем теменные.

Получается, что в проблеме функциональной организации мозга остается противоречие. С одной стороны, любая простая психическая функция является результатом деятельности целого мозга (интегративным результатом деятельности). Но с другой стороны, повреждение некоторых мозговых участков несет за собой некомпенсируемый дефект функций.

кафедра физиологии человека и животных

Тбилисского государственного университета

(зав: кафедрой акад. АН ГССР, д. б. н., проф. Т. К Иоселиани);

д-р мед. наук, проф. У. Г. Гасанов

(Институт высшей нервной деятельности

и нейрофизиологии Академии наук СССР)

Батуев А. С.

В учебнике изложены современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, механизма приема и переработки информации, процессах возбуждения и торможения, закономерностях интегративной деятельности мозга и формировании условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Рассмотрены особенности психофизиологии человека и закономерности работы его мозга при разных формах практической деятельности.

1910000000(4309000000)—347

Б———————————————————116-91 ББК 28.91 001(01)—91 5А2.2

АКАДЕМИКА П. В. СИМОНОВА

Среди многих ныне существующих отраслей знания, посвященных изучению поведения и психической деятельности живых организмов (этология, сравнительная и общая психология, психофизиология и т. п.), науку о высшей нервной деятельности можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин XX столетия. Исследованиям высшей нервной деятельности исходно присущ комплексный междисциплинарный характер. Традиционно опираясь на различные области биологии — генетику, биохимию, нейрофизиологию, эволюционную теорию, наука о высшей нервной деятельности (тем более — человека!) неизбежно вторгается на территорию гуманитарных дисциплин, будь то психология, социология, философия, педагогика и т. п. Именно такому современному статусу изучения высшей нервной деятельности максимально соответствует характер учебника для университетов, где соседство и взаимовлияние биологического и гуманитарного знания предопределено самой структурой учебного заведения.

Комплексный междисциплинарный характер науки высшей нервной деятельности заставил автора данного учебника проделать огромный труд по обобщению и систематизации фактических данных и теоретических представлений, накопленных к настоящему времени отечественными и зарубежными учеными. Два обстоятельства помог-

ли ему справиться с этой задачей: более чем двадцатилетний опыт преподавания и собственные интенсивные исследования на протяжении всех этих лет. Именно личная экспериментальная работа, анализ ее результатов в монографиях, главах руководств и статьях позволили автору взглянуть на излагаемый материал глазами непосредственного участника процесса познания высших и чрезвычайно сложных проявлений деятельности мозга.

Необходимо отметить, что многие вопросы, затронутые в учебнике, остаются предметом острых дискуссий, не имеют общепринятых решений. Однако автор не берет на себя роль судьи, оценивающего объективную истинность той или иной концепции. Он поступил единственно разумным образом — поставил перед собой задачу по возможности точно воспроизвести ныне существующие точки зрения на данную проблему, справедливо полагая, что только время и дальнейшие исследования внесут желаемую ясность в ее решение.

Вместе с тем настоящий учебник — отнюдь не бесстрастное перечисление самых разноречивых мнений. В тексте отчетливо просматривается совершенно определенный идейный стержень, который отличает труд А. С. Батуева от других попыток дать систематизированное изложение современного состояния науки о высшей нервной деятельности. Этот стержень •— творческий синтез идей двух отечественных школ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, их взглядов на природу поведения и пси-

хики. Автор разделяет и разрабатывает очень важную мысль о своеобразной дополнительности наследия Павлова и Ухтомского, поскольку идеи последнего вносят принципиальнейший элемент активности как в представления об организации поведения, так и в признание избирательности, предвзятости психического отражения действительности. Можно только приветствовать, что учебник, пронизанный идеями А. А. Ухтомского, выходит из стен Ленинградского университета, где трудился выдающийся биолог и мыслитель нашего века.

Приближение к объективной истине, успех в познании объективных законов деятельности мозга — единственный критерий подлинного развития науки о высшей нервной деятельности.

Учебник А. С. Батуева вызовет заинтересованное внимание самого широкого круга читателей — от студентов, только что переступивших порог университета, до специалистов, работающих в различных областях биологических и гуманитарных дисциплин.

П. В. Симонов

Моим сотрудникам и ученикам посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Наука о высшей нервной деятельности, основы которой были заложены И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтомским и другими выдающимися учеными, традиционно является одной из основных дисциплин при подготовке современных специалистов биологов, психологов и философов.

Автор настоящего учебника начиная с 1957 г. осуществляет систематическое чтение лекций по курсу высшей нервной деятельности для студентов биолого-почвенного, философского и психологического факультетов Ленинградского университета. Основная идейная платформа построения курса базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ — И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, синтез которых позволяет формулировать ряд новых положений о мозговых механизмах сложных форм поведения и психики.

Автор при подготовке учебника старался избежать неоправданного замал-

чивания взглядов ряда ученых, огульной критики нестандартных теоретических положений, пытаясь использовать то рациональное зерно, которое обязательно содержится в любой научной теории. При этом автор отдает себе отчет в том, что какие-то вопросы науки о высшей нервной деятельности неизбежно оказались недостаточно представленными. Оправдание этому можно видеть либо в их неразработанности к настоящему времени, либо в наличии других учебных пособий по частным вопросам высшей нервной деятельности.

Автор выражает большую благодарность за критические замечания при просмотре рукописи проф. Э. А. Костандову, проф. Г. А. Куликову, доц. Н. Г. Андреевой, доц. Ю. А. Юнатову, доц. И. П. Никитиной, доц. Т. Р. Натишвили, проф. У. Г. Гаса-нову, акад. Т. К. Иоселиани, ст. науч. сотр. В. Г. Каменской, ст. науч. сотр. А. Г. Смирнову, науч. сотр. Л. В. Соколовой.

Обаяние схоластических законченных теорий давно миновало. Теперь для нас теория есть ступень, опершись на которую мы шагаем в новый опыт.

А. А. Ухтомский

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлекторная теория

В основе системы научного познания лежит принцип детерминизма, который позволяет выявить закономерную причинно-следственную связь явлений, определяемую взаимодействием материальных факторов. Современная материалистическая наука о высшей нервной деятельности основывается на трех теориях, объединенных принципом детерминизма: рефлекторной теории, теории отражения и теории системной деятельности мозга.

Исходя из рефлекторного принципа, Р. Декарт пытается также объяснить и обучаемость поведения: люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисципли-

пировать и руководить ими. Стремление Декарта понять целостное поведение особенно четко проявилось в его учении о страстях. Печаль и радость — это те факторы, которые формируют целесообразное отношение организма к внешнему миру, делают реакцию координированной и сложной. В страстях проявляется связь души с телом.

ф Основные теоретические положения Р. Декарта, используемые современной физиологией, сводятся к следующим: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).

В оценке общенаучного значения идей Р. Декарта, однако, важно подчеркивать не столько механизм, сколько материалистическую сущность учения о поведении, не столько дуализм в понимании психической деятельности, сколько первую пробу ее детерминистического понимания, «. картезианский материализм,— отмечал К. Маркс,—


Методологические основы высшей нервной деятельности

Функции нервной системы изучают с использованием традиционных классических для общей физиологии методов и специальных методических подходов, призванных выявить специфические функции нервных образований, выполняющих роль главной управляющей и информационной системы в организме. В соответствии с двумя принципиально различными методическими подходами к изучению физиологических функций организма различают методы экспериментальной и теоретической нейрофизиологии.

К числу экспериментальных методов классической физиологии относятся приемы, направленные на активацию, или стимуляцию, подавление, или угнетение, функции данного нервного образования. Способы активирования изучаемого органа сводятся к раздражению его адекватными (или неадекватными) стимулами. Адекватное раздражение достигается специфическим раздражением соответствующих рецептивных входов рефлексов либо электрическим раздражением проводникового или центрального отдела рефлекторной дуги, имитирующим нервные импульсы. Среди неадекватных стимулов наиболее распространенными являются раздражение различными химическими веществами и градуируемое раздражение электрическим током.

Подавление функции вплоть до полного выключения достигается частичным или полным удалением (экстирпация), разрушением изучаемого нервного образования, кратковременным блокированием передачи возбуждения под действием химического вещества, холодового фактора или анода постоянного тока (анэлектротон, распространяющаяся депрессия), денервацией органа.

Развитие и совершенствование электронной и усилительной техники значительно повышают возможности метода регистрации и анализа электрических проявлений деятельности нервных структур. Регистрация электрических потенциалов головного мозга (электроэнцефалография) с последующим автоматизированным анализом с помощью средств вычислительной техники становится одним из важнейших методов исследования в нейрофизиологии мозга. Развитие микротехники отведения электрических потенциалов отдельных нервных клеток или даже частей клетки (микроэлектродная техника) за последние два-три десятилетия существенно обогатило ценными экспериментальными фактами физиологию мозга.

При изучении биофизических аспектов деятельности нервных клеток и исследовании нейрогуморальных регуляторных систем, включая гематоэнцефалический барьер, цереброспинальную жидкость, широко используются радиоизотопные методы.

Классический условнорефлекторный метод изучения функции коры большого мозга в современной нейрофизиологии успешно применяется в комплексном анализе механизмов обучения, становления и развития адаптивного поведения в сочетании с методами элект­роэнцефалографии, электронейронографии, нейро- и гистохимии, психофизиологии, способствуя более полному представлению физиологической сущности протекающих в мозге процессов.

В познании механизмов работы мозга в последнее время возрастает роль методов теоретической физиологии, в частности методов моделирования (физического, математического, концептуального). Под моделью обычно понимают искусственно созданный механизм, имеющий определенное подобие с данным рассматриваемым механизмом. Модель как исследовательский инструмент отражает наиболее существенные черты моделируемого объекта, не перегружая его подробными деталями, тем самым несколько упрощая объект исследования. Одним из постулатов теоретической нейрофизиологии является утверждение о сходстве по аналогии. Два механизма считаются аналогичными, если органы, соответствующие один другому, выполняют одну и ту же функцию. Из аналогии двух механизмов делается заключение о том, что функции одного механизма присущи и другому, у которого наличие таких функций экспериментально еще не установлено.

В системе научного познания психофизиологической сущности деятельности мозга трудно переоценить роль такого метода теоретической нейрофизиологии, как выдвижение, обоснование и проверка, верификация рабочей гипотезы. Практически использование любого метода физиологического исследования неразрывно связано с выдвижением и разработкой гипотезы -- некоторого предположения, являющегося логическим развитием системы суждений и умозаключений, призванных объяснить имеющийся материал наблюдений и экспериментов. С учетом трудность, порой и недопустимость прямых экспериментальных вмешательств в структуры мозга человека, становится понятной чрезвычайно важная роль теоретического метода в физиологии мозга [11;8].

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экзаменационные ответы 2 курс 3 семестр 2017 год Оглавление ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3 1.Предмет и задачи Физиологии высшей нервной деятельности. 3 2.Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности. 4 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6 3.Основы теории рефлекторной деятельности. 6 4.Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга. 8 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА.. 12 5.Сенсорные системы (анализаторы) мозга. 12 6.Модулирующие системы мозга. 16 7.Основы функциональной организации двигательных систем мозга. 17 8.Концепция нейронной организации рефлекторной дуги. 18 ВРОЖДЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.. 19 9.Безусловные рефлексы и их классификации. 19 10.Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта). 20 11.Концепция драйва и драйв-рефлексы.. 22 ОБУЧЕНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 23 12.Привыкание как стимул-зависимое обучение, его виды, динамика. 23 13.Условные рефлексы как эффект - зависимое обучение. 25 14.Динамика условно-рефлекторной деятельности. 29 МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА.. 31 15.Функциональные основы замыкания временной связи. 31 16.Доминанта и условный рефлекс. 33 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ. 34 17.Временная организация памяти. 34 18.Структурно-функциональные основы памяти и обучения. 37 19.Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти. 41 СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА.. 42 20.Функциональная система. 42 21.Стадии поведенческого акта. 43 22.Поведение в вероятностной среде. 46 23.Нейронные механизмы поведения. 47 ПОТРЕБНОСТИ.. 49 24.Детерминанты потребностей. 49 25.Классификация потребностей. 50 26.Потребности и воспитание. 52 МОТИВАЦИЯ. 53 27.Биологическая мотивация. 53 28.Общие свойства различных видов мотивации. 54 29.Мотивация как доминанта. 55 30.Нейроанатомия мотиваций. 55 31.Нейрохимия мотиваций. 57 ЭМОЦИИ.. 57 32.Функции эмоций. 57 33.Физиологическое выражение эмоций. 59 34.Нейроанатомия эмоций. 61 35.Нейрохимия эмоций. 62 ДВИЖЕНИЕ. 63 36.Механизмы управления движением. 63 37.Механизмы инициации движения. 64 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. 65 38.Функциональное состояние в структуре поведения. 65 39.Нейроанатомия функциональных состояний. 66 40.Физиологические индикаторы функциональных состояний. 67 41.Гетерогенность модулирующей системы мозга. 67 42.Сон, стадии сна. 67 43.Стресс и механизмы регуляции. 71 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.. 72 44.Слово как сигнал сигналов. 72 45.Речь и ее функции. 73 46.Развитие речи у ребенка. 73 47.Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем.. 74 48.Речевые функции полушарий. 75 49.Мозг и сознание. 77 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.. 78 50.Донервные теории индивидуальности. 78 51.Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. 79 52.Свойства нервной системы и их измерения. 80 53.Темперамент в структуре индивидуальности. 82

ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет и задачи Физиологии высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность – это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих поведение.

Основой для ВНД послужило открытие И.П. Павловым условного рефлекса— основной вид деятельности головного мозга, основа, на которой строится высшая нервная деятельность, почти все поведение высокоразвитого организма.

Предмет ВНД:

- объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач, сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением;

- изучение условного рефлекса, как ответ организма на внешнее воздействие;

- изучение мозговых механизмов поведения и психики.

Задачи ВНД:

- познания высших функций мозга (ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.);

- изучение структурных и функциональных единиц высшей нервной деятельности;

- выяснение нейрофизиологических механизмов условно-рефлекторной деятельности в организме;

- раскрытие принципов взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервной системе;

- выявление особенностей функционирования и взаимодействия сенсорных систем.

Условный рефлекс — это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс. В основе условного рефлекса лежит формирование новых или модификация существующих нервных связей, происходящие под влиянием изменений внешней и внутренней среды. Это временные связи, которые тормозятся при отмене подкрепления, изменении ситуации. Условно-рефлекторная связь в противоположность безусловно-рефлекторной не является врожденной и образуется в результате обучения.

Условные рефлексы как индивидуально приобретаемый опыт безгранично расширяют возможности реагировать любым видом деятельности на все многообразие стимулов внешней среды.

Исходя из свойств рефлексов было выделено шесть уровней эволюционного совершенствования их временных связей(Л. Г. Воронин, 1979):

Первый уровень — суммационный рефлекс, когда в результате повторных, до того не вызывавших реакции раздражений возрастает возбудимость структур синапса и он становится проходимым.

Второй — реализует явления так называемого привыкания, когда повторные раздражения, ранее вызывавшие реакцию, приводят к гиперполяризации синапсов и снижают реакцию до полного прекращения.

Третий — несамовосстанавливающиеся условные рефлексы с нестойкой временной связью.

Четвертый — истинные условные рефлексы со стойкой временной связью.

Пятый — комбинационные условные рефлексы, где создаются сложные множественные взаимообусловленные межнейронные связи.

Шестой — абстрактно-логические связи, характерные для процессов человеческого мышления (имеет сложную организацию и включает конструкции второй сигнальной системы).

Безусловный рефлекс— это врожденная реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на воздействие биологически значащего раздражителя (боль, пища, тактильное раздражение и т. д.). Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями. Они составляют основу механизма уравновешивания влияний внешней среды на организм. Безусловные рефлексы возникают на сенсорные признаки.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью ЦНС.

Раздражитель (стимул) – это какой-либо фактор внешней или внутренней среды, изменяющий состояние возбудимых структур организма.

В поведении низших животных врожденные формы деятельности преобладают над приобретенными, а у более развитых животных начинают доминировать индивидуально приобретенные формы поведения, которые непрерывно развиваются, усложняются и совершенствуются. Исходя из этого, И.П. Павлов вводит разделение понятий высшей нервной деятельности и низшей нервной деятельности.

Низшая нервная деятельность определена как деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

При помощи условного рефлекса И.П. Павлову и его ученикам удалось весьма тонко исследоватьструктурные и функциональные единицы высшей нервной деятельности. Позднее получили физиологическое обоснование и такие сложные процессы, как память, ассоциации, различные формы обучения, эмоции, функциональные состояния, характер, речь, мышление, сознание.

С целью познания высших функций мозга современные исследователи обратились к изучению системных и межсистемных механизмов деятельности мозга, выявлению роли отдельных структур мозга, к молекулярным, клеточным и субклеточным основам его функционирования.

Успехи физиологии высшей нервной деятельности оказали широкое влияние на развитие наук о мозге и поведении.

Физиология высшей нервной деятельности тесно связанна с психофизиологией, нейропсихологией, сравнительной психологией, нейрофизиологией, генетикой поведения и другими областями знаний, составляющими систему нейронаук.

Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности

- Врожденная, морфофизиологическая структура - реализует безусловно-рефлекторную деятельность.Применительно к нервным структурам первая (т. е. врожденная) — это структура постоянных нервных связей(субстрат безусловных рефлексов).

3) Принцип анализа и синтеза раздражителейвнешней и внутренней среды.В мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действияв соответствии с обстоятельствами и потребностями.

- синтез- это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.Обеспечивает целостное восприятие всей совокупности воздействий(синтез сигналов). Примером процесса синтеза является формирование любого условного рефлекса.

-анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части.Обеспечивает избирательную реакцию на отдельные сигналы среды(анализ, дифференцировку сигналов). Аналитическая деятельность мозга заключается в избирательном реагировании на отдельные составляющие внешних воздействий.

И.П. Павлов рассматривал поведение организмов:

- как активное преобразование внешнего во внутреннее;

- как активный анализ и синтез всех влияний, идущих от организма и внешних воздействий;

- как активное приспособление организма к окружающим условиям существования.

У человека корковый анализ и синтез делится на:

- низший - присущ первой сигнальной системе.

- высший - это анализ и синтез, осуществляющийся совместной деятельностью первой и второй сигнальных систем при обязательном участии осознания предметных отношений действительности.

Итак, сеченовско-павловская рефлекторная теория — это диалектическое понимание того:

- как он там многократно преобразуется в специфические деятельности организма;

- как в результате мозгового анализа и синтеза порождаются психические явления.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 963 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.