Методы определения нервных процессов

Методика сверхсильного раздражителя - определение интенсивности условного сигнала при запредельном торможении. Запредельное торможение проявляется как минимальная реакция на действие сверхсильных раздражителей или на действие слабых раздражителей, но длительно действующих. Применяется фармакологический метод с использованием препаратов кофеина или брома. Чем больше доза кофеина, при которой возникает ухудшение рефлекторной деятельности, тем сильнее процесс возбуждения, тем сильнее НС.

По скорости выработки условного рефлекса (УР). Чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем больше сила возбудительных процессов. Чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше сила тормозного процесса.

По скорости выработки дифференцировки (умение различать похожие раздражители путем положительного подкрепления одних и отрицательного подкрепления других). Чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем больше сила тормозных процессов;

По скорости угасания УР после отмены подкрепления. Чем быстрее угасание, тем сильнее тормозные процессы.

По сопротивляемости НС к тормозному действию побочных раздражителей определяют силу НС. Известно, что зрительная и слуховая чувствительность при действии посторонних раздражителей понижается у лиц со слабой НС, а при сильной НС остается неизменной или даже повышается. (Солодков, А.С.,2001)

ТИПОЛОГИЯ ПАВЛОВА И.П

Павлов И.П.разработал типологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный, художественный, смешанный.

Мыслительный тип (1) (функционально преобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему - речь) - отвлечен от бытовых условий, оперирует с символами, имеет развитое абстрактное и логическое мышление, умеет прогнозировать.

Художественный тип (2) (функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственное восприятие) - образный тип мышления, чувства для них главное, низкий порог восприятия, чувственное мировосприятие.

Смешанный тип (3) - функции коры и подкорки уравновешены, черты смешанные.

Ученики Павлова добавили в типологию гениальный тип (4) - в нем все функционирует гениально: и кора, и подкорка. (Солодков, А.С.,2001)

Исследования свойств темперамента в Российских школах

Исследования, проведенные в школе Теплова Б.М. и Небылицына В.Д., показали, что прежде всего необходимо сосредоточиться на изучении отдельных свойств нервной системы: зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно установить структурную организацию (тип) темперамента. Согласно Теплову Б.М., темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне, быстроте движений, общей подвижности человека.( Ермолаев,Ю.А.,2001)

Небылицын В.Д. предлагал выделять три ведущих компонента темперамента: первый характеризует общую психическую активность индивида (эффективность освоения и преобразования внешней действительности, самовыражение), второй - его моторику (двигательный и речедвигательный аппарат - их динамические качества быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др.), а третий - эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений).

Они рассматривали такие свойства нервных процессов:

- лабильность (легкость образования процессов возбуждения и торможения, о которых можно судить по скорости выработки условных рефлексов);

- динамичность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов, сила, ритм, амплитуда и др.).

Ананьев Б.Г. относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определялись деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата.(Кулагин , Б.В.,1984)

Мерлин В.С. рассматривает темперамент как особый "психодинамический" уровень в структуре интегральной индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств. В качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость и эмоциональная стабильность, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой, целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность и субъективация.

Русалов В.М. развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:

· Темперамент не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.

· Темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой),и имеет эволюционное значение

· Темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

· Темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.

· Темперамент устойчив в течение длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).

· Темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.)

Торможение — в физиологии — активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

Явление торможения в центральной нервной системе было открыто Сеченовым И. М. в 1862 г. В последующие годы механиз-мы торможения интенсивно исследовались учеными разных стран. В настоящее время известны два основных вида торможения в ЦНС пресинаптическоеи постсинаптическое. (Солодков, А.С.,2001)

Постсинаптическое торможение связано с наличием в ЦНС специальных тормозных нейронов, синаптические окончания которых выделяют тормозные медиаторы. В результате в постсинаптическои мембране соседнего нейрона происходят электрофизиологические изменения препятствующие возникновению потенциала действия, и постсинаптическая мембрана оказывается заблокированной, почему торможение и называют постсинаптическим. Каждая нервная клетка имеет множество возбуждающих и тормозящих синапсов. Взаимодействие всей этой многосложной мозаики возбуждающих и тормозящих процессов определяет в конечном итоге, будет ли возбужден данный нейрон.

Пресинаптическое торможение открыто в последние годы и пока плохо изучено. В настоящее время известно лишь то, что оно локализовано в пресинаптических отделах нейрона. Здесь к ответвлениям аксона, проводящим возбуждающие импульсы, подходят специальные тормозные синаптические окончания аксонов других нейронов. Медиаторы этих окончании вызывают в волокнах изменения, блокирующие проведение нервных импульсов.

Существует также особый вид торможения нейрона, не требующий участия специальных тормозных образовании. Торможение возникает в результате поступления к возбуждающим синапсам большого потока нервных импульсов, сигнализирующих о действии на организм чрезмерных раздражителей. Отдельные стороны этого торможения были исследованы Введенским Н. Е.(Ермолаев,2001)

Исследование процессов возбуждения в нервной ткани показало, что уровень ее возбудимости является величиной непостоянной. В частности, если нервная ткань подвергается повторным раздражениям в период развития потенциала действий, то никакой ответной реакции не наблюдается. Эту фазу полного исчезновения возбудимости называют фазой абсолютной рефрактерности. Она совпадает по времени с периодом возникновения и протекания потенциала действия и составляет не более 0,4 мс (для нервной ткани теплокровных животных). Затем возбудимость ткани постепенно достигает своего исходного уровня. Эту фазу называют фазой относительной рефрактерности. По длительности она обычно в несколько раз превышает фазу абсолютной рефрактерности. Действие раздражителей в этот период способно вызывать слабую реакцию. Наконец, эта фаза сменяется фазой повышенной возбудимости ткани (фаза супер-нормальности) и действие раздражителей в этот момент сопровождается более выраженной реакцией. Вся описанная выше динамика возбудимости нервной ткани обусловлена процессами изменения и восстановления ионных градиентов между внутренним содержимым нервных клеток и межклеточными пространствами. Исследуя особенности протекания этих процессов в различных возбудимых тканях, известный русский и советский физиолог. Введенский Н. Е обнаружил, что различные возбудимые субстраты характеризуются различной скоростью процессов возбуждения. Способность возбудимой ткани отвечать максимальным числом потенциалов действия в ответ на определенную частоту раздражении Введенский Н. Е. назвал лабильностью или функциональной подвижностью. Иначе говоря, лабильность — свойство, характеризующее способность возбудимой ткани воспроизводить максимальное количество потенциалов действия в единицу времени. Оказалось, что нервная ткань обладает наибольшей лабильностью, у мышечной она значительно ниже, самая низкая лабильность у синапсов. Лабильность ткани в значительной степени зависит от функционального состояния этой ткани. Патологические процессы и утомление приводят к снижению лабильности нервной ткани, а систематические специальные тренировки – к ее повышению. В частности, последний эффект наблюдается в нервной и мышечной системах спортсменов под действием тренировок в тех видах спорта, которые требуют развития быстрых ответных действий, например в спортивных играх и единоборствах.(Солодков, А.С.,2001)

МЕТОДИКА Н. С. ЛЕЙТЕСА (1956)

Физиологическое обоснование.Методика основана на измерении длительности последей­ствия стимулов.

Аппаратура, необходимая для исследования.Проекционное устройство, электросекун­домер, автоматически включающийся при появлении на экране определенных кадров. Это достигается системой контактов, которые замыкают цепь включения секундомера в тот мо­мент, когда в фильмовое окно проекционного устройства попадают участки киноленты со специальными вырезами. В момент, когда испытуемый нажимает на ключ, секундомер вы­ключается с помощью специального реле на несколько десятых долей секунды, а затем про­должает работать, пока стрелка не дойдет до нуля. В этот момент секундомер автоматически выключается.

Двигательная реакция испытуемого фиксируется специальным записывающим устрой­ством.

Процедура исследования.С помощью проекционного устройства перед испытуемым на экране демонстрируются изображения отдельных букв, по одной на кадре. Предъявляют 9 букв: А, В, И, К, Н, П, С, Т, X. Они располагаются в такой последовательности, чтобы какой-либо системы в их чередовании уловить было нельзя. Всего используется 780 кадров.

Буквы экспонируются в строго определенном темпе. На одни из них испытуемые должны реагировать, на другие — нет. Буквы, являющиеся положительными стимулами, отстоят друг от друга на различных интервалах, но всегда на определенном расстоянии от предшествую­щего предъявления какой-либо буквы. Таким образом, сохраняется ритмичность подачи раз­дражителей. Испытуемые непрерывно наблюдают за меняющимися раздражителями, поддер­живая необходимую сосредоточенность.

На положительные стимулы испытуемые нажимают на кнопку рефлексометра. Положи­тельным сигналом было появление буквы С, тормозным — НС. Буква С встречается в экспе­рименте 122 раза, Н — 120 раз, НС — 50 раз. Если букве С предшествовало сочетание НС (не­важно, за сколько других букв до появления С), нажимать на ключ не надо ни на НС, ни на последующую букву С.

Буква С отставляется в программе от сочетания НС на разное расстояние, что дает воз­можность измерять длительность последействия (в промежутке от 1 до 10 кадров).

Быстроту смены кадров можно регулировать: в одной серии кадры меняются через 1,5 с и на нее уходит 20 мин, в другой серии кадры меняются через 0,5 с и общее время эксперимента составляет 7 мин.

Критерии для диагностики.Изменение времени реакции (увеличение или полная задерж­ка), обусловленные действием предыдущего раздражителя (тормозного — НС на положитель­ный — С), служит показателем последействия тормозного процесса.

За исходное принимается время реакции на стимул, идущий через девять нейтральных букв, т. е. наиболее удаленный от предшествующего значимого (положительного или отрица­тельного) стимула. Для суждения о влиянии одного значимого стимула на другой время реак­ции на каждом интервале вычисляется в процентах к фоновому времени. Если время реакции увеличивается на 10 % и больше, то фиксируется наличие последействия. Длительность его измеряется путем умножения числа кадров между положительным и тормозным сигналами на длительность интервалов (1,5 или 0,5 с).

Могут наблюдаться три варианта изменения времени реакции на положительный стимул после отрицательного:

1) замедление времени реакции (длится 6-12 с),

2) сохранение прежней величины времени реакции,

3) укорочение времени реакции (длится 3 с).

Данная методика ввиду аппаратурной сложности не может использоваться вне лабора­торных условий, хотя затрачиваемое на обследование время относительное небольшое. Кро­ме того, методика дает возможность выявлять только влияние тормозного сигнала на возбу­дительный, т. е. функциональную подвижность торможения. Подвижность возбуждения ос­тается в этой методике без индикатора. Не ясно также, изучается ли данной методикой интегральное свойство или оно относится только ко второй сигнальной системе.

РЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА К.М. ГУРЕВИЧА (1963)

Аппаратура, необходимая для исследования.Рефлексометр, магнитофон с записанными по определенной программе на магнитофонную пленку звуками, имеющими разное сигнальное значение; телефоны-наушники.

Процедура исследования.Сигналы с магнитофона подаются испытуемому в телефоны-наушники. Автоматически звуками с магнитофона осуществляется включение рефлексомет-ра. Программа записи на магнитофонную пленку для проведения исследования следующая. Положительным сигналом (на который испытуемый отвечает нажатием на кнопку рефлексо-метра, останавливая его) является звук высотой 800 Гц средней силы. Для изучения после­действия положительных раздражителей эти звуки подаются парами. Интервалы между ними составляют 0,5; 0,7; 1,0; 3,0; 5,0 с. Между парами сигналов интервалы постоянные и равны 12 с. Пары повторяются без определенной системы от 8 до 12 раз. Последействие тормозных раздражителей (звук высотой 3000 Гц) изучается при отставлении положительного сигнала от тормозного на интервал в 0,1 с. Положительные раздражители идут после тормозных всего пять раз (на фоне беспорядочного следования друг за другом как положительных, так и тор­мозных сигналов).

Сначала проводится тренировка обследуемого по различению положительного и тормоз­ного сигналов и по нажиму на кнопку рефлексометра только при появлении положительного сигнала.

Критерии для диагностики.Показателем подвижности—инертности нервных процессов служит время реакции на положительные раздражители после предшествования в одном слу­чае положительного сигнала, а в другом случае — отрицательного. Фоновое время реакции, по которому сравниваются сдвиги, высчитываются как среднее для данного обследуемого на сигнал, отделенный от предшествующего положительного сигнала на 12 с. В каждом исследо­вании учитывается не менее 50 фоновых реакций.

Последействие положительного раздражителя высчитывается из сравнения времени ре­акции на второй положительный раздражитель в каждой паре раздражителей (дается 10 по­пыток). Поскольку между положительными сигналами используются разные временные ин­тервалы, по сдвигам, выявленным при каждом интервале, можно судить о быстроте нервного процесса, вызываемого положительным раздражителем. Если последействие длительное, то последующий раздражитель вызывает возбуждение на фоне остаточного возбуждения от пред­шествующего раздражения, и они суммируются. Это приведет к уменьшению времени реак­ции. Если последействие имеет среднюю быстроту течения, то при коротких интервалах меж­ду двумя положительными сигналами будет наблюдаться суммация возбуждения и укороче­ние времени реакции, а при длинных интервалах — отрицательная последовательная индукция и увеличение времени реакции. Такая двухволновость изменения времени реакции свидетель­ствует, что за 5 с (время максимального интервала) следовые процессы прошли уже две фазы, в то время как в предыдущем случае — только одну. Наконец, если отрицательная фаза ин­дукции встречается уже при коротких интервалах между двумя положительными сигналами, то быстрота течения следовых процессов еще больше; в этом случае увеличение времени ре­акции будет уже при коротких интервалах между сигналами.

Субъектов с первым типом реакций можно отнести к инертным по возбуждению, а с тре­тьим типом реакций — к подвижным по возбуждению.

Показателем длительности -последействия тормозного раздражителя служит отношение времени реакции на положительный сигнал после тормозного к фоновому времени: если от­ношение больше единицы, то имеется инертность торможения, если меньше единицы (вслед­ствие положительной индукции), то имеется подвижность торможения.

Существенным недостатком данной методики является то, что подвижность возбуждения и торможения определяется в разных временных развертках: для последействия тормозного сигнала используется интервал 0,1 с, а для последействия положительного сигнала — 0,5 с и больше. Отсюда нельзя сравнить у одного и того же субъекта подвижность возбуждения с подвижностью торможения. Не идентичны и приемы определения подвижности того и дру­гого процессов: если влияние тормозного сигнала на положительный методика позволяет изу­чать, то влияние положительного сигнала на тормозный — нет.

Использование методики затруднено еще и по причине громоздкости и сложности аппа­ратуры, необходимой для исследования.

КИНЕМАТОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА (Е. П. ИЛЬИН, 1972)

Аппаратура, необходимая для исследования.Используется кинематометр Жуковского (луч­ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис. 3.7).

Основание прибора представляет собой металлический прямоугольник 10x10 см (1), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли­ной (2). К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов (3). На металлической стойке (4) основания кинематометра по­мещена деревянная платформа (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что­бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме­щает за собой стрелку прибора (6), указывающую своим положением на шкале протяжен­ность выполняемого движения. Крепится стрелка на стойке с помощью диска (7), а фиксиру­ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле­дуемого. Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы кинема-


Рис.3.7. Кинематометр Жуковского (обозначения даны в тексте)

тометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль). Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрел­ки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при дви­жениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбци­нами.

Процедура исследования.Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вра­щения платформы. Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулиро­вать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе. Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу. После этого ему объясняет­ся задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в преде­лах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение. В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталон­ном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положе­ние. В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбран­ную) амплитуду на 1-2 градуса. Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 гра­дуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими).

На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуе­мый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других по­пытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.

Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-

Таблица 34 Протокол проведения эксперимента

Именно эти экспресс-методы и приведем в качестве примера. Они предложены в 1972 г. Е. П. Ильиным (наиболее полную их публикацию см. в [139]) и предназначены для измерения силы НС и уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последующим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня говорит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кривой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Графики – нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип графиков). Дифференцируется и промежуточный тип: среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равномерность темпа на первых этапах (10-15 сек) и спад в дальнейшем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.

Кинематометрическая методика позволяет определить уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Определение уравновешенности НС. Уравновешенность – это соотношение возбудительных и тормозных нервных процессов. Методика базируется на известном факте, что в отсутствие зрительного контроля за своими движениями человек с преобладанием возбудительных процессов воспроизводит заданную (и сохраняемую в двигательной памяти) амплитуду движения с преувеличением (переводом), а в случае преобладания тормозных нервных процессов – с приуменьшением (недоводом). Предусматривается воспроизведение малых и больших амплитуд. Используется специальное приспособление – кинематометр, где амплитуда задается в градусной системе. Малые движения – до 20°, большие – более 55°. Повышение малых и больших амплитуд одновременно диагносцируется как преобладание возбуждения, недовод в обоих случаях сигнализирует о преобладании торможения, а превышение одних (обычно малых) и уменьшение других (обычно больших) сопоставляется с уравновешенностью.

Определение подвижности НС. Подвижность – это способность НС быстро реагировать на изменение среды путем поочередной смены процессов возбуждения и торможения. Диагноз о скорости этой смены ставится на основании легкости или трудности развития противоположного процесса. Методика использует известную закономерность: увеличение амплитуды движения вызывает у субъекта возбудительные процессы, а уменьшение – тормозные. Если чередовать в опыте приращение и убавление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут препятствовать друг другу. Измеряя в этих ситуациях воспроизводимые амплитуды и вычисляя их различия, можно квалифицировать подвижность НС.

Если после прибавления амплитуды разность при убавлении становится меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то, значит, возбуждение еще не исчезло, так как оно препятствует убавлению амплитуд. Если эта разность увеличилась, то возбуждение сменилось торможением, убавление происходит в облегченных условиях. Если же эта разность не увеличилась и не уменьшилась, а осталась прежней, то, значит, возбуждение успело исчезнуть, а торможение еще не наступило.

Дополнительно с кинематометрической методикой в контексте психологического практикума можно ознакомиться в работах [253, 296, 402].

Наукой доказано, что существует связь основных свойств нервных процессов (силы, равновесности, подвижности) с важными для деятельности психофизиологическими личностными качествами человека Так, с си илою нервных процессов связаны долговременная выносливость и выносливость к экстремальному напряжения, устойчивость Реакции на случайные раздражители обусловлены равновесность нервных процессов скорость ь протекания мыслительных процессов и памяти зависит от подвижности, лабильности и силы нервных процессовів.

Функциональное состояние ЦНС можно рассматривать как интегральный показатель работоспособности человека, поскольку он непосредственно связан с состоянием отдельных физиологических систем организма

Для определения общих и отдельных свойств нервной системы существует много методов [4, 19] Однако большинство из них являются достаточно сложными, требуют применения соответствующей аппаратуры, а потому в в условиях производства целесообразно использовать упрощенные методики.

1 Определение силы нервной системы на основе показателя времени реакции на раздражитель

С этой целью предлагается шесть фиксированных уровней интенсивности звука с частотой 1000 Гц - от 45 до 120 дБ с шагом 15 дБ

Сила нервной системы определяется по формуле:

где t1, t2 - время реакции соответственно на минимальный и максимальный раздражитель

Если К = 1,0-1,4, есть признак слабой нервной системы, если К = 1,5-2,0 - признак сильной нервной системы

2 Изучение состояния нервной системы с помощью буквенных тестов.

Наиболее распространенными буквенными тестами есть таблицы Анфимова, Коновалова и Иванова-Смоленского (приложения 1, 2, 3)

  • по качеству выполненной работы Подсчитываются неправильно зачеркнуты и пропущенные буквы и соотносятся с общим количеством букв, следовало зачеркнуть;
  • по затратам времени на просмотр одной строки вычисляется делением времени выполнения задания на количество просмотренных строк

Состояние нервной системы оценивают по следующим показателям:

1 Упрочение условной реакции - характеризуется сначала уменьшением ее скрытого периода, а затем его стабилизацией на определенном уровне

2 Внешнее торможение Первые 2-3 минуты буква зачеркивается в обычном порядке, а после паузы работа выполняется на фоне звукового сигнала (5-10 раз в минуту продолжительностью 2-3 секунды) Показатель ком является замедление и ухудшение качества выполнения заданияання завдання.

4 дифференцирующих торможения Работнику предлагается одну букву зачеркивать, а вторую подчеркивать Можно усложнить задачу: одну букву зачеркивать сверху слева вниз направо, вторую - сверх ху дело вниз налево, третью подчеркивать снизу, а четвертую - сверх— зверху.

Анализируя ошибки и пропуски, следует иметь в виду следующее:

Зачеркивание сходных букв, повышенная реакция на екстраподразникы, несоблюдение оговоренных инструкцией процессов внутреннего торможения - все это свидетельствует о преобладании процесса возбуждения Медленная а работа, большая отрицательная индукция, выразительное последовательное торможение, увеличение количества пропущенных букв после внедрения торможения свидетельствуют о преобладании тормозного процесса Если эти нарушения наблюдаются после трудовых нагрузок, то они являются показателями втомми.

В таблице Коновалова количество положительных и отрицательных (дифференцированных) раздражителей одинакова

простыми комбинациями являются:

3) \"в\" после \"е\" - 25 сочетаний положительных раздражителей;

При обработке данных, полученных по тесту Коновалова, учитываются:

  • общее количество просмотренных букв;
  • количество заданных букв среди просмотренных букв;
  • количество допущенных ошибок

Все ошибки делятся на две группы:

  • ошибки, допущенные при определении основной буквы;
  • ошибки, допущенные при определении дифференцированной буквы

По количеству просмотренных положительных букв дается оценка процесса возбуждения, по количеству ошибок, допущенных при определении дифференцирующих букв, - внутреннего торможения

3 Изучение состояния нервной системы на основе исследования изменений, происходящих в анализаторных аппаратах

Наиболее распространенными для изучения зрительного анализатора является методика определения устойчивости ясного видения и методика определения критической частоты слияния мельканий

Определение критической частоты слияния мельканий основывается на том, что ритмично перервне свет низкой частоты вызывает ощущение мелькания маленькой количества мельканий, при которой наступает их слияния я в равномерный свет, называется критической частотой слияния мельканий (КЧЗМ) Измерение в течение рабочего дня показателя КЧЗМ проводится для оценки работоспособности Уменьшение его в конце рабочего дн я по сравнению с к рабочим периодом на 10% свидетельствует о низкой напряженность труда, на 11-28% - среднее; более 28% - о отвесbsp;% — про високу.

С этой целью на листе бумаги вычерчивают по три эталонных линии для правой и левой рук По каждой эталонной линии проводят карандашом (не отрывая его) от начала до конца пять раз сначала пр Равой, а затем левой рукой Измеряется длина последней линии, проведенной по каждой эталонной линии По соотношению длины последней (пятой линии) в каждом опыте с эталонной можно сделать в исновок об уравновешенности возбуждения и торможения Устойчивое увеличение длины пятой линии свидетельствует о нарастании возбуждения, а ее уменьшение - о гальмивнисть нервной системы Если линии с длин й близки к эталонной - процессы возбуждения и торможения уравновешеннымиажені.

Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти и характеризует выносливость нервной системы Тест выполняется в течение 30 с, а показатели работы фиксируются каждые 5 с

Для выполнения работы чертят на листе бумаги 6 квадратов В каждом квадрате в течение 5 с в максимальном темпе наносят карандашом точки, переходя от одного квадрата к другому по часовой с стрелке Все время необходимо работать с максимальным волевым усилием Подсчитывается количество точек в каждом квадрате и строится кривая работоспособности (на оси абсцисс откладывается время - пьятисек ундни интервалы, а на оси ординат - количество точек, нанесенных за каждые 5 с) Темп движений (количество точек) за первые 5 с считается исходным показателем Оценка результатов тестированиятестування:

а) если максимальный темп движений приходится на первые 10-15 с, а затем он уменьшается до уровня ниже выходной, то такой тип динамики свидетельствует о сильной нервную систему;

б) если максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы, то это свидетельствует о среднюю силу нервной системы;

в) если начиная со второго 5-секундного отрезка максимальный темп неуклонно снижается, то такой тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы;

г) если в течение первых 10-15 с темп удерживается на одном уровне, а затем снижается, то это является свидетельством средне-слабой нервной системы;

д) если первоначальное снижение темпа меняется его нарастанием до исходного уровня, то это свидетельствует о средне-слабой нервной системой

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.