Может ли ребенок с энцефалопатией посещать детский сад


  1. Факторы развития заболевания
  2. Классификация и виды
  3. Тяжесть болезни
  4. По этиологическому фактору
  5. Перинатальная форма
  6. Приобретенная форма
  7. Клинические особенности и диагностика
  8. Лечебная тактика
  9. Профилактические меры
  10. Последствия и клинический прогноз

Факторы развития заболевания


Энцефалопатия у детей в 45–50% развивается при осложненных родах

В основе развития детской энцефалопатии лежит поражение тканей мозга из-за кислородной недостаточности и повышенной их чувствительности к токсинам. При кратковременной острой или длительной хронической гипоксии происходит необратимая гибель клеток, что приводит к нарушениям функции мозга различной тяжести. Спровоцировать тяжелую патологию у детей могут следующие факторы:

  • ранняя или поздняя беременность матери;
  • наследственная предрасположенность (тяжелое поражение ЦНС у близких родственников);
  • перенесенные инфекции на любом сроке гестации;
  • сложные роды, травмы ребенка во время родовспоможения;
  • глубокая недоношенность.

Частым фактором появления энцефалопатии у детей являются длительное воздействие на плод тератогенных факторов (курение и алкоголизм, длительное медикаментозное лечение) и родовые травмы.

Возникновение энцефалопатии возможно в позднем детском возрасте. В таком случае спровоцировать заболевание могут различные токсические факторы, тяжелые инфекции, травмы, некоторые прививки, в частности отечественные АКДС. Зная основные причины развития энцефалопатии, можно вовремя среагировать на изменения в состоянии ребенка и начать своевременное лечение.

Классификация и виды

Учитывая, что понятие энцефалопатии собирательное и означает целую группу заболеваний головного мозга с поражением нейронов, клиницисты используют классификацию по тяжести течения, природе и характеру возникновения.


Эпилептическая энцефалопатия проявляется очень рано характерными эпизодами судорог

Тяжесть болезни

Тяжесть поражения нейронов исследуется только после рождения ребенка и делится на три стадии:

  • 0–I степень – характеризуется незначительными морфологическими изменениями по результатам инструментального исследования;
  • II степень – внешние признаки отсутствуют или проявляются незначительно, структурные изменения слабо выраженные;
  • III степень – клинические признаки явные, преимущественно неврологического характера, структурные изменения существенные.

Стадия определяет и тяжесть патологии, при отсутствии лечения может легко переходить из одной в другую. Ранняя диагностика у новорожденного ребенка затруднена из-за отсутствия видимых нарушений в функции головного мозга. Подозревать энцефалопатию можно по характеру родов, оценке новорожденного по шкале Апгар, обвитию пуповиной.

По этиологическому фактору

Существует два основных типа заболевания, которые соответствуют механизму и течению патологии: перинатальная и приобретенная энцефалопатия.

Перинатальная форма

Перинатальная энцефалопатия – распространенная этиологическая форма патологического процесса, обозначающая внутриутробное церебральное поражение нервной системы плода по ряду причин. Понятие введено еще в 1976 году. Она развивается с III триместра беременности до 7–10-го дня жизни. Перинатальная форма диагностируется в первые месяцы жизни малыша. Выделяют следующие ее виды:

  • билирубиновая – основная причина заключается в отравлении нервных клеток билирубином из-за застоя желчи;
  • резидуальная энцефалопатия, когда истинную причину выяснить затруднительно, а первые симптомы проявляются намного позже, уже по мере гибели нервных клеток;
  • постгипоксическая ишемическая – возникает из-за закупорки сосудов и гипоксии;
  • эпилептическая – возникает при высокой судорожной активности;
  • транзиторная – эпизодическое нарушение мозгового кровообращения;
  • неуточненная форма – причины поражения остаются невыясненными, иногда это целый ряд различных негативных факторов.

При возникновении патологии у новорожденных повышается риск развития судорожного синдрома в позднем возрасте. Резидуальная форма болезни требует особого внимания из-за скрытого течения и начала.

Приобретенная форма

Приобретенная, или вторичная, форма возникает на фоне тяжелых травм, отравлений, хронических метаболических процессов любой природы. Приобретенная форма чаще встречается у взрослых и пожилых людей. Классифицируется на посттравматическую, сосудистую, метаболическую, токсикогенную, дисциркуляторную. Выделяют энцефалопатию Вернике – опасное состояние, которое происходит при затяжном остром течении патологии.

Все энцефалопатии вне зависимости от формы и возникновения диффузные, когда в патологический процесс вовлекаются все церебральные структуры. Приобретенная энцефалопатия может протекать в хронической или острой форме.


Резидуальная энцефалопатия сопровождается активным прогрессирующим отмиранием клеток головного мозга без явных первоначальных признаков

Клинические особенности и диагностика

Первые симптомы проявляются еще с рождения ребенка, выражаются в нарушении аппетита, сна, чрезмерной плаксивости. Нередко у таких малышей до года развивается гидроцефалия – увеличение объема головы за счет скопления ликвора. Симптомы энцефалопатии при этом состоянии всегда яркие. У детей постарше наблюдаются различные фобии, нарушения памяти, бессонница, головные боли, артериальная гипертензия. Эпилептическая форма болезни рано проявляется характерными эпилептоидными приступами, особенно на фоне повышенной температуры, лечения цефалоспоринами.

Диагностика заболевания основана на инструментальных методах исследования: МРТ, энцефалографии, компьютерной томографии. Огромное значение имеет клинический и жизненный анамнез, данные осмотра невропатолога, общеклинические исследования.

Лечебная тактика

В основе лечения детских энцефалопатий лежит устранение причин, приводящих к разрушению нейронов, а также восстановление структуры клеток. Схема консервативной терапии включает в себя следующие препараты:

  • нейропротекторы на синтетической или натуральной основе - препараты предупреждают дальнейшее разрушение, снижают агрессивное воздействие повреждающих факторов;
  • витамины группы B для улучшения метаболизма в нейронах, соединительной ткани и мозговых структурах;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения, насыщения клеток кислородом;
  • седативные средства, транквилизаторы.

На фоне медикаментозной терапии важно контролировать то, как головной мозг реагирует на лекарственные препараты. Огромное значение в успехе лечения играет охранительный режим, регулярные прогулки на свежем воздухе, организация оптимального режима питания, сна и бодрствования ребенка. Пациентам с энцефалопатией рекомендованы регулярные курсы массажа для улучшения кровотока, физиотерапия и лечебная гимнастика.

Профилактические меры

Предупредить развитие заболевания намного проще, чем лечить уже сформировавшееся поражение ЦНС и мозга. Профилактика энцефалопатий начинается еще с беременности женщины и заключается в следующих мероприятиях:

  • грамотное планирование предстоящей беременности;
  • контроль над состоянием здоровья, питанием во время беременности;
  • организация родового процесса, следование рекомендациям врачей во время родоразрешения.

Для предупреждения энцефалопатии и дальнейшего ее развития при манифестной форме создается адекватная психоэмоциональная атмосфера в семье, детском коллективе, снижаются стрессовые факторы. Одновременно обращают внимание на качество питания детей до года и старше, организацию образа жизни, возрастного режима сна и бодрствования.

Последствия и клинический прогноз


Симптомы заболевания без адекватного лечения постоянно усугубляются, приводя к необратимым изменениям в структуре головного мозга

Последствия могут быть ранними или поздними. Среди частых осложнений патологического процесса выделяют:

  • выраженную задержку психического, умственного, двигательного и речевого развития;
  • гидроцефалию в стадии компенсации;
  • мигренеподобные боли;
  • вегетососудистую дистонию.

Наиболее серьезными осложнениями являются детский церебральный паралич, вегетативные пароксизмы, стойкие выраженные психоэмоциональные расстройства с тенденцией к развитию шизофрении, эпилепсия, тяжелая умственная отсталость.

При ранней диагностике и длительном лечении на фоне умеренного поражения нейронов наблюдаются значительные улучшения в состоянии ребенка. Положительная динамика сомнительна при отсутствии лечения, при невозможности устранения агрессивного фактора, а также при существенном поражении клеток мозга.

Прогноз перинатальной энцефалопатии зависит от объема и распространения патологического процесса. При остром течении развиваются необратимые изменения в головном мозге, вплоть до глубокой инвалидизации и гибели больного.

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого - педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Кинезиология — гимнастика для мозга Статья для педагогов и родителей. Подготовила педагог ГБДОУ№32: Прокофьева И. Д. Санкт-Петербург 2019г. Методологическая.

  • * Мамочке на заметку * (162)
  • * Развитие детей * (161)
  • * Интересное и полезное * (131)
  • * О любви * (93)
  • * Беременность * (90)
  • * Повседневное * (89)
  • * Поэзия * (66)
  • * О свадьбе * (46)
  • * Здоровье малышей * (45)
  • * Телевизор для деток * (45)
  • * Игротека * (44)
  • * Стоматология * (38)
  • * Вязание для детей * (37)
  • * Кормим ребёнка * (32)
  • * В помощь школьнику * (30)
  • * Детские болезни * (27)
  • * Я назову тебя * (24)
  • * Красивое тело * (20)
  • * Диеты * (19)
  • * Красивая мама * (18)
  • * Медикаменты для детей * (17)
  • * Острые отравления * (13)
  • * Массаж * (11)
  • * Наши отношения * (11)
  • * Дерматология * (10)
  • * Вопросы, предложения, заказы * (10)
  • * Гинекология * (9)
  • * Акушерство * (7)
  • * Грудное вскармливание * (7)
  • * Тестики * (7)
  • * Аллергия * (6)
  • * Венерология * (2)
  • Все (11)
  • Все (5)
  • Все (215)

Энцефалопатия - это органическое диффузное поражение клеток и тканей головного мозга. Энцефалопатия у детей развивается в результате патологического воздействия на нервную ткань головного мозга из-за различных заболеваний внутренних органов,патологических состояний. Происходит гибель нервных клеток и развиваются дистрофические процессы головного мозга.
Энцефалопатия у детей приводит к нарушению кровоснабжения мозга и ,как следствие,к недостаточному снабжению питательными веществами и гипоксии (недостаток кислорода).
Энцефалопатия подразделяется на приобретенную и врожденную формы заболевания. Приобретенная энцефалопатия развивается в результате повреждений и внутреннего патологического воздействия на головной мозг уже после рождения ребенка (постнатальный период). А врожденная форма этого заболевания развивается во время внутриутробного развития плода в результате негативных внешних воздействий,генетически детерминированных ошибок при нарушении обмена веществ,органических пороков развития мозга (например ,из-за гипоксии и интоксикации плода),родовой травмы.

К приобретенной энцефалопатии у детей относится посттравматическая форма патологии мозга в результате различных черепно-мозговых травм (ушибы,сотрясения). Симптомы посттравматической энцефалопатии : головокружение,повышенная нервозность,головная боль,снижение умственных способностей,нарушение концентрации внимания,нарушение сна.

Дисциркуляторная (токсическая) энцефалопатия у детей - это прогрессирующие органические изменения нервной ткани мозга,происходящие в результате недостаточности кровоснабжения мозга,обусловленными сосудистыми заболеваниями.
Симптомы проявления дисциркуляторной энцефалопатии : В начальном периоде развития заболевания проявляется так называемый псевдоневрастенический синдром - расстройство сна,ухудшение памяти,шум в ушах,эмоциональная неустойчивость,головокружение, неустойчивость артериального давления,повышенная сосудистая реактивность. Признаки органического поражения нервной ткани на начальной стадии развития заболевания не проявляются.
При неблагоприятном развитии дисциркуляторной энцефалопатии у детей симптомы становятся более тяжелыми : нарушение сна носят упорный характер,сильная головная боль,возникают обморочные состояния. Во время проведения неврологического обследования выявляются не грубые органические симптомы: асимметрия сухожильных рефлексов,черепной иннервации,мышечного тонуса. Выявляются церебральные сосудистые кризы,вегетативно-сосудистая лабильность. У больного ребенка часто изменяется психика - появляются фобии,неуверенность в себе,слабодушие,склонность к ипохондрическим состояниям, резко ухудшается память.


Лечение дисциркуляторнаой энцефалопатии :
Комплекс лечебно-профилактических мероприятий,направленных на лечение основного заболевания,провоцирующего развитие энцефалопатии и устранение нарушений функций головного мозга. Назначается специальная лечебная диета с ограничением соли и жиров в рационе питания.Систематическое применение аскорбиновой кислоты,витаминов,препаратов йода . Выписываются препараты гипохолестеринемического действия - мисклерон,цетамифен,диоопонин. Назначается гормонотерапия - тестостерона пропионат инъекции,тиреоидин,диэтилстильбэстрола пропионат инъекции.
При дисциркуляторнаой энцефалопатии у детей показаны лечебные курсы с применением препаратов,улучшающих метаболизм мозговой ткани (витамины,аминолон), курсы с применением сосудорасширяющих средств (никотиновая кислота,папаверин,компламин,но-шпа).
Симптоматическое лечение дисциркуляторнаой энцефалопатии
- при чувстве тревоги и раздражительности : элениум,седуксен,валериана;
- при головокружении : белласпон,беллоид,пилюли с платифиллином;
- при головной боли - анальгетики;
- при паркинсонизме: назначают L-DOPA,циклодол,мидантан

Перинатальная энцефалопатия у детей
Причины заболевания перинатальной энцефалопатии - нарушение развития центральной нервной системы ребенка в период последних двенадцати недель внутриутробного развития или в первую неделю после рождения. Причины появления заболевания самые разные - это болезни и стрессы перенесенные матери во время беременности,неблагоприятная экология; острые респираторные заболевания,простуды,перенесенные мамой "на ногах"; сахарный диабет,гипертония, анемия у матери.
В последние месяцы беременности будущая мама должна особенно трепетно и бережно относиться к своему здоровью : чаще гуляйте на свежем воздухе, не нервничайте и не переутомляйтесь,чаще проветривайте помещение, в "гриппозный период" старайтесь избегать поездки в общественном транспорте, ограничьте потребление мясных продуктов,шоколада,кофе. Ни в коем случае не курите и не позволяйте никому курить в Вашем присутствии.

В последней месяц беременности посещайте врача женской консультации еженедельно. Обязательно пройдите УЗИ,сдайте необходимые анализы мочи, сделайте общий анализ крови.
Гипоксия (кислородное голодание) плода в период внутриутробного развития является одной из основных причин ,негативно воздействующих на формирование центральной нервной системы. Кроме гипоксии, к неблагоприятным воздействиям на центральную нервную систему можно отнести нарушения обмена веществ,инфекционные заболевания,токсические и травматические факторы. Сосуды,питающие головной мозг ребенка,сужаются,нарушая мозговое кровообращение и циркуляцию спинномозговой жидкости.
Диагностирует наличие или отсутствие повреждений головного мозга ребенка детский невропатолог,которого желательно навестить с малышом уже в первые несколько месяцев после рождения. Не паникуйте,если врач обнаружит признаки перинатального повреждения головного мозга ребенка. В младенческий период развития ,мозг обладает поистине чудесными способностями восстановления и при соответствующем курсе лечения никакого развития энцефалопатии не последует.
Перинатальная энцефалопатия у детей в младенческий период достаточно эффективно лечится. Большинство детей с этим диагнозом излечиваются полностью в течение первого года посе рождения. Детский невропатолог назначит курс лечения перинатальной энцефалопатии. Необходимо соблюдать все рекомендации врача и регулярно давать новорожденному необходимые лекарства,чтобы избежать органического поражения центральной нервной системы - младенческой эпилепсии, микроцефалии, гидроцефалии с умственной отсталостью,развития детского церебрального паралича .

Резидуальная энцефалопатия у детей проявляется уже спустя достаточно большой промежуток времени после рождения ребенка и подразумевает остаточные явления перенесенной перинатальной энцефалопатии. Эта болезнь может проявиться на фоне развития какого-нибудь воспалительного заболевания в организме ребенка . Черепно-мозговые травмы ,инфекционные заболевания, нарушение кровообращения также могут спровоцировать развитие резидуальной энцефалопатии у детей.
Симптомы резидуальной энцефалопатии : нарушение памяти у ребенка, изменения эмоционального восприятия, рвота, неустойчивость психики,нарушение двигательной функции. При появлении хотя бы одного из перечисленных симптомов у ребенка,незамедлительно обратитесь к детскому неврологу для проведения необходимого обследования и анализов. Лечение заболевания направлено на борьбу с причиной возникновения ,применения специального комплекса БАД (биологически активных добавок) и целого ряда лекарственных препаратов.

Для лечения любых видов энцефалопатии у детей немаловажное значение играет психотерапия,соблюдение режима сна и отдыха. Учитывая стадию и развитие заболевания,детский невролог может направить больного ребенка в профилакторий или лечебный санаторий. В жаркое время года санитарно-курортное лечение на южных курортах не желательно.


Родители, у детей которых выявлена энцефалопатия головного мозга, хотят знать, что это такое и почему она развивается у ребенка. Данная патология действительно очень серьезная. Чтобы избежать осложнений, необходимо как можно раньше начать лечение, которое даст шанс маленькому человеку на выздоровление. Если же здоровье полностью восстановить не удастся, то терапия поможет стабилизировать состояние малыша и уменьшить вероятность тяжелых последствий.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

  • Что это за патология
  • Причины развития патологии
  • Классификация
  • Симптоматика детской энцефалопатии
  • Диагностика
  • Как лечат патологию
  • Последствия

Что это за патология


p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Энцефалопатия головного мозга у новорожденных – это целый ряд патологических состояний, при которых здоровые ткани мозга заменяются дистрофическими, что ведет к различным нарушениям в работе главного органа нервной системы. Энцефалопатия повреждает нейроны головного мозга как в утробе матери, так и в процессе жизни. Поэтому специалисты разделяют патологию на врожденную (перинатальную) и приобретенную.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Перинатальная энцефалопатия может возникнуть с 28 недели беременности и на протяжении недели после появления малыша (у глубоко недоношенных младенцев в течение 28 дней после рождения). Но впадать в отчаяние не нужно. Своевременно выявленное расстройство и грамотное лечение позволяют купировать все симптомы и полностью избежать осложнений, проявляющихся в будущем.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Не зависимо от вида энцефалопатии и периода, когда она была выявлена, за лечением и состоянием ребенка постоянно наблюдает невролог.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Причины развития патологии


p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

У младенцев энцефалопатия развивается по разным причинам, но у большинства она является результатом негативного воздействия гипоксии, которая возникает на разных стадиях внутриутробного развития плода.

p, blockquote 8,0,1,0,0 -->

Вызвать кислородное голодание мозга во внутриутробном периоде могут:

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

  • Угроза невынашивания.
  • Хронические заболевания беременной.
  • Инфекционные болезни.
  • Плацентарная недостаточность хронической формы.
  • Вредные привычки будущей мамы.

Также крайне опасны такие ситуации как:

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

  • Заглатывание ребенком околоплодных вод.
  • Асфиксия в результате обвития пуповиной.
  • Раннее отслоение плаценты.
  • Затяжные или, наоборот, быстрые роды.

Кроме этого детская энцефалопатия появляется в результате травмы при родах, недоношенности, наследственных заболеваний. У старших детей расстройство провоцируют травмы головы, нейроинфекционные болезни, влияние токсических веществ.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Классификация


p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Энцефалопатию, развивающуюся в детском возрасте, разделяют на

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

  • Перинатальную. Проявляется в младенчестве.
  • Резидуальную. Признаки и симптомы данной формы энцефалопатии головного мозга у детей выявляются после 3 лет.

В зависимости от провоцирующих факторов заболевания выделяют такие формы:

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

  • Сосудистая, вызванная прогрессирующими заболеваниями артерий и вен, которые нарушают кровоснабжение мозга.
  • Дисциркуляторная, связанная с застоем крови и нарушенным оттоком. Зачастую наблюдается у детей, страдающих врожденными патологиями церебральных сосудов, вирусными болезнями, осложненными сепсисом, эндокринными нарушениями со стойкими изменениями сосудистого строения. В группу риска входят дети, чьи мамы при беременности употребляли алкоголь или наркотические средства.
  • Посттравматическая, развивающаяся после перенесенной травмы головы, включая родовую. Тяжесть данного заболевания напрямую зависит от интенсивности симптомов патологии, возраста ребенка, проблем с сосудами. В основном проявляется головокружениями и головными болями. Характеризуется нарушениями сна, слабостью, перепадами настроения.
  • Токсическая, вызванная отравляющими веществами, в огромном количестве накопленными в крови с поражением клеток мозга. Например, при возникновении патологической желтухи у новорожденных, когда билирубин, образующийся при распаде фетального гемоглобина, не расщепляется ферментами печени, а преобразуется в ядовитые элементы и попадает в мозг, разрушая клетки нервной системы. Зачастую желтуха в такой форме возникает из-за прогрессирующей болезни крови, несовпадения групп крови мамы и малыша, аномального строения печени и желчных протоков, заражения гепатитом или токсоплазмозом.
  • Гипертензивная, при которой нарушение функций почек и надпочечников, а также устойчивое высокое кровяное давление приводит к диффузным изменениям, повреждающим клетки нервной системы.
  • ЭнцефалопатияВернике. Развивается вследствие дефицита витаминов группы B, что служит причиной недостаточного питания нейронов и их неминуемого разрушения.
  • Эпилептическая энцефалопатия развивается при эписиндроме прогрессирующего типа. На фоне учащения судорожных приступов погибают нейроны, формируя дополнительные очаги эпиактивности, которые фиксируются электроэнцефалограммой.

Симптоматика детской энцефалопатии


p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Так как резидуальные и перинатальные изменения головного мозга поражают любой его участок, отвечающий за разные функции и органы, то и признаки патологии могут проявиться по-разному. Выраженность патологических проявлений зависит от:

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

  • Места расположения и размеров поврежденной ткани мозга.
  • Главной причины и продолжительности ее повреждающего влияния на мозговые структуры.
  • Сопутствующих болезней или их отсутствия.
  • Возраста пострадавшего и зрелости его нервной системы.

Специфическими симптомами энцефалопатии у грудничков являются:

p, blockquote 17,1,0,0,0 -->

  • Слабый сосательный рефлекс.
  • Беспокойность, возбудимость, чуткий сон.
  • Мышечный гипо- или гипертонус.
  • Монотонный плач.
  • Недобор веса.
  • Запрокидывание головы.
  • Срыгивание фонтаном.
  • Заторможенность или, наоборот, гиперактивность.
  • Выпирание или западание родничка.
  • Высокое внутричерепное давление.
  • Страбизм.

Врожденная энцефалопатия, развивавшаяся еще в утробе либо появившаяся сразу после родов, может выражаться не явно. Болезнь будет ярче проявляться во взрослой жизни, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. Признаки резидуальной энцефалопатии проявляются сонливостью днем, постоянной усталостью, снижением интеллекта.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Кроме этого у ребенка можно встретить такие отклонения:

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

  • Плохая память.
  • Частые обмороки.
  • Судороги, тики, вздрагивания, замирания.
  • Невнятность речи.
  • Паралич, паркинсонизм.
  • Внезапные головные боли.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Важно! Органическое поражение мозга может развиваться сразу из-за нескольких факторов-провокаторов. Поэтому лечение энцефалопатии во многом зависит от того, будут ли они вовремя найдены и максимально устранены. Если не провести диагностику и не начать терапию, то дистрофические изменения в клетках мозга, разрыв связей между нейронами и последующее их разрушение будут прогрессировать и приведут к необратимым отклонениям в ЦНС.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Диагностика


p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Заболевания, затрагивающие мозговые ткани, диагностируются лабораторными и инструментальными методами. Если у доктора есть подозрение, что у маленького пациента развилась резидуальная или перинатальная энцефалопатия головного мозга, он разъяснит родителям что это такое, и какие действия необходимо предпринять.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Как можно скорее нужно провести обследование ребенка:

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

  • Сдать общие анализы крови и мочи.
  • Исследовать цереброспинальную жидкость.
  • Пройти нейросонографию (если это грудничок до года).
  • Пройти электроэнцефалограмму (чтобы проверить грудничков, как и детей до 3 лет ее проводят во сне).
  • Допплерографию.
  • Магниторезонансную томографию.

Обязательно нужно проконсультироваться у эндокринолога, кардиолога, отоларинголога, офтальмолога. Окончательный диагноз ставят только после получения всех результатов обследования.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Как лечат патологию


p, blockquote 26,0,0,1,0 -->

Данное расстройство является мультиэтиологическим заболеванием, но главная задача медиков – выявить истинные причины при продолжающемся воздействии негативных факторов и максимально их устранить. Лечебные мероприятия направляются на восстановление функций поврежденных нервных клеток мозга. В зависимости от степени тяжести энцефалопатии терапия проводится либо стационарно, либо амбулаторно.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

Кроме основного лечебного курса маленькому пациенту может понадобиться гемодиализ, искусственная вентиляция легких, кормление через зонд.

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Медикаментозное лечение основывается на приеме:

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

  • Ноотропов, восстанавливающих поврежденные структуры мозга.
  • Препаратов, улучшающих кровоциркуляцию.
  • Витаминов группы B.
  • Транквилизаторов и успокоительных препаратов.
  • Симптоматических лекарств, устраняющих неприятные симптомы. Например, противосудорожных препаратов, снимающих судороги и гипертонус.

Медикаменты могут вводиться внутримышечно, капельно, перорально, а также при помощи электрофореза. В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство для улучшения мозгового кровообращения и восстановления поврежденных связей между нейроцитами. Дополнительно могут назначаться физиопроцедуры:

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

  • Фитотерапия (лечение лекарственными растениями).
  • Лечебный массаж, который проводит профессиональный массажист.
  • Лечебная физкультура.

Больному ребенку необходимо обеспечить правильное, здоровое питание (если это грудничок, то грудное вскармливание), ежедневные прогулки на улице, четкий режим дня.

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Последствия


p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Современные медицинские технологии и профессионализм талантливых врачей в состоянии помочь большинству пациентов навсегда избавиться от данной патологии мозга и ее неприятных последствий. Но если повреждающего фактора на мозг выявить не получается (а это бывает, когда симптомы болезни проявляются не выражено, и поэтому за врачебной помощью родители обращаются поздно), а количество разрушенных нейронов достигает критической отметки, то высока вероятность развития серьезных осложнений.

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

Чаще всего пострадавшие дети страдают от:

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

  • Приступов мигрени.
  • Астении.
  • Неврозов.
  • Офтальмологических патологий.
  • ДЦП.
  • Депрессивных состояний.
p, blockquote 35,0,0,0,1 -->

Кроме этого энцефалопатия чревата развитием шизофрении, выраженной умственной отсталостью, компенсированным гидроцефальным синдромом, проблемами с социальной адаптацией в старшем возрасте. Эпилептическая энцефалопатия в пубертатном периоде несколько ослабевает, но характеризуется серьезным нейрокогнитивным дефицитом. Осложнения при энцефалопатии у малышей могут слегка повреждать ткани головного мозга, и быть ярко выраженными, что сильно повлияет на качество жизни таких детей в дальнейшем.


Дата публикации: 05.01.2018

Невролог, рефлексотерапевт, функциональный диагност

Стаж 33 года, высшая категория

Профессиональные навыки: Диагностика и лечение периферической нервной системы, сосудистые и дегенеративные заболевания ЦНС, лечение головных болей, купирование болевых синдромов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.