На грани нервного срыва на тнт

Успешный, богатый, не наскучивший публике, но постаревший режиссер Сальвадор Майо (невероятный Антонио Бандерас) внезапно осознает, что ему неинтересно жить и не хочется работать. Разнообразные болячки помогают ему поверить, что все действительно не слишком хорошо. В нарастающем отчаянии он делает, что умеет лучше всего: погружается внутрь себя - вспоминает детство и молодость, когда он был счастлив от самого ощущения жизни, чтобы понять, что с ним происходит.

В детстве у Сальвадора была замученная бедностью мать (немеркнущая Пенелопа Крус ), зарождение любви к кино и парадоксально много солнца, даром что семья жила в пещере-землянке. Нырнув на 50 лет назад, Майо вдруг вспоминает, что в 9 лет упал в обморок не просто так - он впервые испытал тогда вспышку страсти. Страсть была гомоэротична (ну, Альмодовар же), но при этом максимально целомудренна. Юный Сальвадор мог грохнуться при виде прекрасного жука, например - так уж устроена человеческая природа. Просто тогда это был не жук.


Пенелопа Крус сыграла мать режиссера.

С той же обнаженной непосредственностью - вероятно, уместной в жарких испаниях и требующей постоянных оговорок в наших широтах, Альмодовар рассказывает еще одну историю из жизни своего героя. Была у него, уже взрослого, любовь — такая любовь, что другой такой случиться уже не могло. А потом она кончилась. Мрачную рефлексию постаревшего Майо на эту тему на время разрушает внезапная встреча с тем самым объектом его чувств. Он спровоцировал встречу сам, волшебным образом, разрешив поставить на сцене свой рассказ об этом — едва его исповедь зазвучала, появился Федерико (Леонардо Сбаралья).

Пока наш герой по кирпичику строил свое одиночество, его бывший обзавелся женой, потом еще одной и детьми. По идее Сальвадор мог бы его ненавидеть или, не дай бог, заново полюбить, но ни на то, ни на другое у него давно нет сил. Эта сцена - единственная в фильме, где Альмодовар явил былое озорство и ехидство: заставил Бандераса и Сбаралью — двух записных гетеросексуалов, слиться в поцелуе на неприлично крупном плане в откровенно карикатурной эстетике, что, конечно, еще потрясет российскую общественность.


Но все-таки герой - значимый режиссер и рефлексировать умеет профессионально. Аутотерапия дает свои плоды - он прощает себя, перестает жалеть об утраченном; завершив внутренние диалоги с умершей матерью (в старости ее играет Хульета Серрано, ни капли не похожая на Крус), принимает неизбежность и будничность смерти. В финале картины Майо в шаге от душевного равновесия — он снова чувствует жизнь и жажду творить.

Что было в жизни Майо, кроме белой стены, на которой в детстве показывали кино? По большому счету, ничего. Если ты бесконечно избегаешь людей, рано или поздно их действительно не остается рядом, и тогда тебе некого будет любить. И никакая слава не заглушит эту боль.

Некого винить, Даже себя. Пожалуй, это самая неровная и до неприличия исповедальная картина Альмодовара. Похоже на то, что совсем не старый еще, всего-то 69-летний режиссер заранее прощается с нами и ему больше ничего не хочется нам рассказывать.

Боль и слава (2019).Русский трейлер фильма

КСТАТИ

Антонио Бандерас: Бывшая жена - мой лучший друг


Президент России Владимир Путин, избегая слова "карантин", объявил "режим нерабочих дней" до конца апреля – для борьбы с эпидемией коронавируса. Карантинные меры, аналогичные тем, что принимают по всему миру, в России вводят местные власти под названием "режим самоизоляции".

По всему миру люди сейчас сидят дома и ограничивают контакты, чтобы помешать распространению вируса. Они придумывают, чем занять себя и своих детей, общаются или учатся онлайн, запасаются продуктами, изредка выходят в магазин или на прогулку с собакой и оценивают свое финансовое положение.

В России, в отличие от многих других стран, государство не собирается оказать финансовую поддержку гражданам: Путин заявил, что все останутся дома при сохранении зарплаты, но не сказал, что делать самозанятым и откуда взять деньги на зарплаты небюджетным предприятиям, предпринимателям в условиях остановившегося бизнеса и начавшегося кризиса.

Не удивительно, что привыкание к жизни в карантине дается многим с трудом. Но наши герои стараются не унывать и снимают для нас свою жизнь. Посмотрите фильм Анисии Борисенко "Карантин на грани нервного срыва" – в сериале "Эпидемия.док".

– В начале закрылся садик наших детей. Мы были возмущены, потому что привычный порядок нарушался. Мы были уверены, что все вернется назад. Но вместо этого пошла информация, что еще что-то закрывается, работа становится удаленной, "Яндекс", Сбербанк, другие большие корпорации. И мы поняли, что это новый порядок вещей на непонятно какой срок.

Не знаю пока, что впереди. Я сам не понимал, как сложно мне обходиться без контактов. Не знаю, когда это закончится, сколько продлится. Очень было бы приятно знать, например – 15 мая. Да, это очень нескоро, но я знаю, что это придет. А на данный момент я вообще не понимаю, куда мы идем.


– Скоро, я чувствую, я убью своего соседа [по общежитию], если карантин будет продолжаться. Он меня всегда бесил, но он почти не жил дома – и все было нормально. Но потом посреди карантина он внезапно решил въехать сюда. Два дня пожил, и вчера мне прилетает огроменное сообщение: "Дорогая Варвара, я заметил, что ты очень надолго выходишь из дома сейчас, и я считаю, это некрасиво с твоей стороны, потому что это запрещено, потому что, если ты не заметила, у нас [в Австрии] карантин. И ты не думаешь о здоровье твоих соседей. Я не хочу заболеть коронавирусом из-за тебя". А я имею право выходить на столько часов, на сколько хочу, пока я ни с кем не общаюсь на улице. Я имею право гулять хоть четыре часа одна, и никто не может мне этого запретить, потому что официально это пока что разрешено.


– Для меня самое печальное, что сроки непонятны. Моя работа закончена. Я фотограф, в основном, снимаю в ресторанах, снимаю мероприятия, везде контакт с людьми, работа в помещениях, это невозможно делать в удаленном режиме.

Я пишу в фейсбуке все время, что все должны быть в самоизоляции, но возникают все время справедливые комментарии: что делать тем, кто не может, кто фрилансер, и надо оплачивать ипотеку, а кредитных каникул не дают. Ничего на это не скажешь. Я сам фрилансер. Но по крайней мере у нас своя квартира, и запас денег на пару месяцев скромной жизни есть – нам есть на что кормить детей. Дальше туман.


– Кот привык к самоизоляции. Редко-редко ездит на дачу на пару недель. Хотел бы я иногда быть этим котом.

  • Add to friends
  • RSS

Блог писателя и журналиста Максима Новиковского


Обожаю женщин на грани нервного срыва. Просто обожаю. Они реально себя считают людьми, практически равными мужчине безкомплексными мыслящими адекватно млекопитающими. Но это разумеется не так. Стоит лишь задать всего 2 невинных вопроса относительно её внешнего вида - как женщина на грани нервного срыва доказывает обратное.

И это приятно осознавать. В Японии например женщинам не доверяют управленческие функции, потому что природа женщины - приспособление, а приспособленка не имеет своего вектора, кроме личного выживания на фоне всех. Такое психологически неполноценное существо способно на деструкцию в отношении остальных. Женщина на грани нервного срыва не способна мыслить за всех глобально, она злится, она взбешена, и взбешена она прежде всего на саму себя и то, что не способна думать не о себе и своих проблемах, проблемах нервного срыва, а об остальных более важных в глобальном масштабе функциях.

Я часто смотрю на женщину, как на источник нервного срыва. И мне приятно, что я мужчина, и на банане верчу их вместе со всем сущем.

Женщина на грани нервного срыва - опасна для общества. Но и изоляция не спасёт её от проблем, а только усилит их. Терпеть такую женщину можно, но нужно ли и есть ли в этом смысл? Вы готовы терпеть безумие и террор? Поэтому в Японии такой порядок в обществе. Поэтому в Японии женщины не рожают детей, зная свое сущее и свою деструктивную в том числе природу. Поэтому Япония имеет высокие показатели экономики и всего в целом.

Вот типичный представитель женщины на грани нервного срыва, известный мне из наблюдения за обездвиженной интернет субстанцией. Женщина 40 + со всеми вытекающими расстройствами нервной системы, приехала из Краснодарского края в Москву, чтобы родить в Москве ребёнка и её бросил муж. Женщина очень любит фотошоп и всегда выкладывает свою отфотошопенную внешность не молодой уже женщины в интернет. Женщина одна воспитывает непослушного ребёнка и находиться на грани безумного нервного срыва. От неё убежал муж к другой более адекватной женщине и она в отместку всему мужскому человечеству занялась - интернет поэзий за свои собственные деньги, стала писать на старости лет жуткие стишки, превратившись в лютую болезную графоманку, от чего не высыпается и вечно спит. Дама работает в "Газпроме" - поэтому её поэзия безумно гениальная, что вызывает у всех окружающих лёгкую иронию и даже стёб. Женщина на грани нервного срыва бурно реагирует на все комментарии и любую критику в свой адрес, готова сделать себе харакири и кончиться от безудержного дисбаланса своего противоречивого внутреннего и потерянного мира, ведь она типичная женщина на грани нервного срыва, она безумна и опасна для общества. Жизнь такой несчастной женщины представляет из себя - слепую месть и преследование бывшего мужа и его девушки, и жестокое, до безумия упоротое воспитывание ребёнка этого мужчины.

У каждой женщины на грани нервного срыва всегда проблема с психикой и с адекватным положением вещей. Посмотрите на фото - насколько нужно быть несчастной и никому не нужной, чтобы читать никому не нужные стихи со сцены и тратить на это своё собственное время и свои деньги. Женщина на грани нервного срыва - это диагноз.

Не знаю, хорошо ли или плохо - быть женщиной на грани нервного срыва, но с точки зрения наблюдения за обездвиженной массой неживой природы, препарирование этого сложного психотипа всегда чревато агрессией и безумной страстью. И разумеется, женщины на грани нервного срыва неисчерпаемо прекрасны и воинственно хороши в постели с каждым новым своим половым партнёром, ибо они не отдают отчёт своей агрессии и ненависти. Но жить с такой женщиной - нельзя!

Женщина на грани нервного срыва, сорвись уже в комментариях и покажи свой лик, я тебя умоляю, женщина на грани нервного срыва.

Максим Новиковский|Sony
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ЖЖ ТУТ
Все предоставленные материалы являются собственностью автора. При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Если вас интересует сотрудничество - Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.


Вся правда о Голливуде, реинкарнация хита из восьмидесятых, новая порция альтернативной американской истории и возвращение роботов-бунтарей – все это ждет нас уже в ближайшие пару месяцев. О том, какие сериалы смотреть этой весной, читайте в очередной подборке от Time Out.

В застенках одной уважаемой высокотехнологичной конторы творится что-то неладное. Здесь начали пропадать люди. Правда, прямой связи между их исчезновением и работой вроде бы нет, но одна из сотрудниц — Лили Чан — почему-то уверена, что без вмешательства большого босса по прозвищу Форест (Ник Офферман) дело не обошлось. В припадке отчаяния и наивности (не так давно исчез ее парень) она пытается что-то выяснить – и вляпывается в очень неприятную историю, за которую придется платить уже собственной жизнью.

Дата выхода:
5 марта, Hulu

Продюсер, режиссер, сценарист:
Алекс Гарленд

В ролях:
Ник Офферман
Соноя Мидзуно


Дата выхода:
6 марта, Apple TV

Продюсер:
Стивен Спилберг

В ролях:
Керри Бише
Эдвард Бернс

Заговор против Америки

The Plot Against America


Продюсеры:
Дэвид Саймон, Эд Бернс

В ролях:
Вайнона Райдер, Зои Казан, Морган Сектор

Мир Дикого Запада


Продюсеры:
Джонатан Нолан и Лиза Джой

В ролях:
Эван Рэйчел Вуд
Тэнди Ньютон

И повсюду тлеют пожары

Little Fires Everywhere


В идеальном, кукольном мирке Элены Ричардсон (Риз Уизерспун) всегда тепло и уютно: муж, намертво влюбленный в свою жену, милый дом, образцовые дети. В прекрасную картину мира не вписывается только странное существо, решившее поселиться неподалеку — патлатая художница Миа Уоррен (Керри Вашингтон), которой наплевать и на комфорт, и на душевные скрепы. Женщины, однако, вынуждены общаться. А через какое-то время уютное родовое гнездо Элены вдруг вспыхивает ярким пламенем — и, судя по всему, загорелось оно не само: его подожгли.

Дата выхода:
18 марта, Hulu

Режиссер:
Линн Шелтон

В ролях:
Риз Уизерспун
Керри Вашигтон

Ходячие мертвецы. Мир за пределами

The Walking Dead: World Beyond


Дата выхода:
12 апреля, AMC

Режиссеры:
Магнус Мартенс
Джордан Вот-Робертс

В ролях:
Аннет Махендру
Нико Торторелла


Дата выхода:
1 мая, Netflix

Режиссер, шоураннер, сценарист :
Райан Мерфи

В ролях:
Даррен Крисс
Пэтти ЛюПон


Дата выхода:
15 мая, Hulu, more.tv

Режиссеры:
Гита Патель, Мэтт Шекман

В ролях:
Эль Фаннинг
Николас Холт


Дата выхода:
31 мая, TNT

Исполнительный продюсер:
Пон Чжун Хо

В ролях:
Дженнифер Коннелли
Давид Диггз


Режиссер:
Сюзанна Бир

В ролях:
Николь Кидман
Хью Грант
Дональд Сазерленд


Актрису дубляжа Пепу Маркос бросил ее любовник, коллега по работе Иван. Неожиданно она узнает, что беременна от него. Пепа пытается его найти, чтобы выяснить причину ухода, но для этого ей приходится вступить в довольно напряженные отношения с его бывшей женой Люсией, проявляющей признаки безумия, его сыном Карлосом и выйти на след его новой возлюбленной. Нервных переживаний несчастной женщине добавляет и ее подруга Кандела, скрывающаяся в ее доме от полиции, так как ее любовник оказался террористом.

Награды и номинации:
- 2 премии Европейской киноакадемии в категориях "Лучшая женская роль" (Кармен Маура) и "Лучший фильм молодого режиссера", 1988;
- Золотые Озеллы за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале, 1988;
- 5 премий "Гойя" в номинациях: "Лучший фильм", "Лучшая женская роль" (Кармен Маура), Лучшая женская роль второго плана (Мария Барранко), Лучший оригинальный сценарий, Лучший монтаж, 1989;
- Премия "Феликс" в номинациях "Лучший фильм" и "Лучшая женская роль" (Кармен Маура), 1988;
- Номинации на премии BAFTA (1990), "Золотой глобус" (1989) и "Оскар" (1989) в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

Художественный фильм (Испания, 1988).
Режиссер: Педро Альмодовар
Сценарий: Педро Альмодовар, Жан Кокто
Оператор: Хосе Луис Алькаине
Композитор: Бернардо Бонецци
В ролях: Кармен Маура, Антонио Бандерас, Джульетта Серрано, Мария Барранко, Росси Де Пальма, Кити Манвер, Гильермо Монтесинос, Фернандо Гильен, Чус Лампреаве, Эдуардо Кальво

  • Новости
  • Видео
  • Передачи
  • Телепрограмма
  • Онлайн
  • О телеканале
  • Russia Sales Department

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека.
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • "Игра в бисер" с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4x4. 1 сезон
  • Квартет 4x4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб "Шаболовка, 37"
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там.
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • "Особый взгляд" с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком.
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я.
  • Сати. Нескучная классика.
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • "Тем временем. Смыслы" с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians 'The Nutcracker'
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 20th International Television Contest for Young Musicians the Nutcracker

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.











На телеканале "Россия 1" — премьера весьма необычного криминального сериала. Все преступники в нем – "Женщины на грани". А главный герой – мужчина: психоаналитик, пытающийся совершить невозможное, – понять женщину.

Название сериала отсылает к культовому испанскому фильму "Женщины на грани нервного срыва", хотя персонажи отечественного телепроекта явно грань переходят. Ведь большинство из них – убийцы. Разные жертвы, разные способы лишения жизни, разные судьбы… Что толкает верных и заботливых сестер, жен, матерей, подруг на преступление? Каждая серия – судьба одной отчаявшейся женщины, которая под давлением обстоятельств делает шаг, для женщины противоестественный.

На самом деле источником вдохновения авторов сериала послужил не шедевр Альмодовара, а не менее культовый аргентинский телепроект "Женщины-убийцы" (Mujeres Asesinas) 2005 года, удостоенный нескольких престижных премий. И в том, и в другом жертвами преступниц часто становятся мужчины — мужья, любовники, родственники, сослуживцы… Так и слышится за каждой историей припев незабываемого "Тюремного танго" из оскароносного мюзикла "Чикаго" (2002):

Он сам нарвался, он сам нарвался,
И в этом нашей нет вины,
Да будь вы сами на нашем месте,
Вы поступили бы так, как мы.

Герой Александра Бухарова Званцов много лет специализируется на изучении женской психологи, но ему все равно каждый раз приходится начинать расследование с нуля — настолько непохожи все случаи. А между тем в личной жизни самого Игоря все тоже очень запутано: бывшая жена вышла замуж, что очень осложнило отношения с сыном Данькой, и даже знакомство с молодой женщиной Миленой не приносит желанного утешения…

Но главная "приманка" нового сериала – небывалая по размерам плеяда звезд российского шоу-бизнеса. Судите сами: группа "Фабрика", Елена Корикова, Анастасия Заворотнюк, Елена Яковлева, Юлия Меньшова, Евгения Добровольская, Мария Порошина, Анфиса Чехова, Наташа Королева, Зара, Анастасия Задорожная, Анжелика Агурбаш, Елена Кондулайнен, Галина Польских, Ольга Аросева, Елена Захарова, Анна Легчилова, Алла Будницкая, Лянка Грыу, Тамара Акулова, Людмила Нильская, Мария Шалаева, Дарья Юрская, Марина Дюжева, Марина Яковлева, Мадлен Джабраилова, Анна Якунина, Александра Урсуляк…

Так что не пропустите! Начало показа – в понедельник, 16 сентября, в 21:00. Настраивайте приемники на телеканал "Россия 1" или включайте прямой эфир. Днем позже премьерные серии можно будет найти в нашем видеоархиве.

М. Кронгауз, 2007, 2011

Предисловие к новому изданию

В 2007 году вышла моя книга “Русский язык на грани нервного срыва”. В 2012 году, увеличившись почти вдвое, она вышла под названием “Русский язык на грани нервного срыва. 3D”. Под обоими названиями она пережила несколько переизданий (стереотипных или исправленных). За это время она сильно отдалилась от меня и стала довольно самостоятельной. И вот в 2016-м решила поменять обложку. Пытаясь сохранить хоть какое-то влияние на книгу, я решил добавить один новый текст, написанный в 2015 году. Он был опубликован в журнале “Вопросы литературы”, а потом должен был войти в книгу “Слово за слово: о языке и не только”, но тут с ним, а заодно и со мной приключилась странная история. В предисловии к “Слову” я рассказал о своем первом столкновении с цензурой в советское время и сделал это в духе анекдота, то есть смешной байки о прошлом, которая никакого отношения к сегодняшнему дню не имеет и иметь не может. И, естественно, был наказан.

Незадолго перед отправкой рукописи в типографию мне пришло письмо из издательства, в котором сообщалось, что “по соображениям корпоративной этики редакция вынуждена изъять из рукописи главы ‘На фоне Путина’ и ‘Краткий курс новояза’, так как не считает возможным издавать под брендом РАНХиГС при Президенте РФ эти фрагменты”. На мое удивление и недовольство я получил ответ главного редактора издательского дома “Дело” В. Анашвили: “Это не ‘главы’ книги, а разрозненные статьи. Причем не имеющие уникального статуса, а опубликованные ранее. Без них сборник, на мой взгляд, нисколько не потеряет”.

Очевидно, что так можно было сказать о любой главе, но на одной чаше весов было два текста, а на другой около пятидесяти, и я решил не отказываться от издания готовой книги.

Один из двух “изъятых” текстов, связанный с русским языком, я и хочу предложить вниманию читателей нового издания “Русского языка на грани нервного срыва”. Он, правда, великоват для книги и поэтому помещен в самый ее конец. “Краткий курс новояза” рассказывает об истории понятия “новояз” и о том, что происходит с русским языком в 2010-е годы. Он несколько менее оптимистичен, чем вся книга, но ведь и написан в другое время.

Есть еще одно важное изменение. В предыдущем издании к книге был приложен диск с моими видеолекциями. Сейчас в нем нет никакого смысла: лекции легко найти в интернете. А поскольку диск был одной из причин добавления к названию сокращения “3D”, то вместе с диском исчезло и оно. И книга вернулась к первоначальному названию “Русский язык на грани нервного срыва”. При этом, отдавая дань традиции, я полностью сохранил старое предисловие.

В заключение я хотел сказать спасибо своей книге за то, что она прожила столько лет и продолжает возрождаться под разными обложками, но понял, что лучше все-таки поблагодарить читателей, которые продолжают держать ее в руках, листать страницы, смотреть на слова. И тут же вспомнил “Просьбу” Марка Фрейдкина, с чьей последней строфой согласится любой автор:

Предисловие к третьему изданию

В конце 2007 года вышла моя книга “Русский язык на грани нервного срыва”. Она выдержала два издания, второе было стереотипным. И когда пришло время для третьего, оказалось, что оно будет, как принято писать, “исправленным и дополненным”, причем дополнений так много, что фактически можно говорить о новой книге.

И тут я вспомнил, что самый частый вопрос, который мне задавали в связи с “Русским языком на грани нервного срыва”, был таков: “Почему вы так назвали свою книгу?”

Отчасти я написал об этом в послесловии (см. Послесловие), но про то, что это перифраза названия фильма Педро Альмодовара “Женщины на грани нервного срыва”, сказал как-то невнятно и где-то в середине книги (считая, что это и так всем известно), в общем, четкого и полного ответа не дал. А раз так, пришлось снова и снова отвечать на этот вопрос. И теперь я точно знаю, что прежде, чем начать что-то писать, надо понятно объяснить, почему оно так называется.

А раз уж речь зашла о благодарности, то я хочу поблагодарить Машу Бурас. Во-первых, потому что без нее этой книги не было бы. Во-вторых, потому что глава “Любить по-русски” была написана нами совместно как статья.

Однако вернусь к названию. В нем используются три очень популярных приема, над которыми я в меру сил и интеллекта издеваюсь в тексте, но удержаться и сам не могу. Зараза, к сожалению, заразна (“что лечу, тем болею”, говорит мой знакомый доктор). Первый – это искажение известного выражения (в данном случае – названия фильма). Второй – использование латинских букв в русском тексте. Третий – девальвация смысла, потому что, задумаемся, что, в сущности, добавляет “3D” к названию любого фильма? Объем? Новые ощущения? Новое видение мира? Надежду на то, что для просмотра (прочтения) выдадут очки? Или…

Ну, в общем, – очков не будет. И давайте перейдем к делу.

Заметки просвещенного обывателя

…Ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих.

Слаб современный язык для выражения всей грациозности ваших мыслей.

Надоело быть лингвистом

Яникак не мог понять, почему эта книга дается мне с таким трудом. Казалось бы, более десяти лет я регулярно пишу о современном состоянии русского языка, выступая, как бы это помягче сказать, с позиции просвещенного лингвиста[1].

В этот же раз откровенно ничего не получалось, пока, наконец, я не понял, что просто не хочу писать, потому что не хочу снова вставать в позицию просвещенного лингвиста и объяснять, что русскому языку особые беды не грозят. Не потому, что эта позиция неправильная. Она правильная, но она не учитывает меня же самого как конкретного человека, для которого русский язык родной. А у этого конкретного человека имеются свои вкусы и свои предпочтения, а также, безусловно, свои болевые точки. Отношение к родному языку не может быть только профессиональным просто потому, что язык – это часть нас всех, и то, что происходит в нем и с ним, задевает нас лично, в том числе и меня[2].

Чтобы наглядно объяснить разницу между позициями лингвиста и обычного носителя языка, достаточно привести один пример. Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. Я готов даже признать, что реакция эта, возможно, не самая типичная, но уж как есть. Таким образом, как просвещенный лингвист я мат не то чтобы поддерживаю, но отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как обыватель, чего уж там, мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. Вот такая получается диалектика.

Если коротко, эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. Русский язык “переварит” все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность. Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами.

Точнее всего об этом сказал Николай Глазков:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.