Нарушение понимания логико грамматических конструкций возникает при афазии

Дисфазия встречается часто, тяжело поддается логопедическому лечению и сопровождается тяжелыми речевыми дефектами.

Причины

Семантическая афазия возникает при поражении границы теменной и затылочной долей головного мозга. Нарушение развивается, если в патологический процесс вовлеклось доминантное полушарие: у правшей – левое, у левшей – правое.

Эта область мозга повреждается вследствие таких причин:

  1. Инсульт, кровоизлияние в мозговое вещество.
  2. Опухоли.
  3. Нейроинфекции.
  4. Нейродегенеративные заболевания.
  5. Черепно-мозговая травма.

Однако наиболее частой причиной выступает именно инсульт.

Семантическая афазия также включается в синдром TPO (темпоро-парието-окципитальный). Этот синдром сопровождается нарушением работы второго функционального блока по Лурии (блок восприятия, обработки и хранения информации). Задача этого блока – синхронный анализ поступающей информации разной модальности, то есть второй блок одновременно анализирует зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную информацию.


Симптомы

В основе семантической афазии – импрессивный аграмматизм и нарушение семантики. Иначе говоря, семантическая афазия характеризуется нарушением понимания смысла слова, сложных логических и грамматических конструкций речи.

Характерны признаки синдрома ТРО:

  • симультанная агнозия;
  • конструктивная апраксия;
  • пространственная апраксия;
  • акалькулия.

Симультанная агнозия – состояние, при котором больной не может понять общую суть картины или ситуации. Например, при обследовании пациент не может связать в единый сюжет 5 похожих картинок.

Конструктивная апраксия характеризуется снижением синтетической операции мышления, то есть пациент не может составить предложение из отдельно данных ему слов.

Пространственная апраксия – это географическая дезориентация, то есть больному тяжело ориентироваться в пространстве.

Несмотря на наличие большого количества нарушений, тяжесть семантической афазии определяется по выраженности импрессивного аграмматизма. Легкая и средняя степень характеризуется только речевыми расстройствами. Тяжелая дисфазия характеризуется нарушением пространственного восприятия и трудностью понимания простых речевых конструкций, например, при изменении падежей больной утрачивает суть предложения.

Диагностика

Семантическая дисфазия диагностируется при клинической беседе и с помощью патопсихологического обследования.

Патопсихологическое обследование представляет собой тестирование. Медицинский психолог просит выполнить больного такие задания:

Методы коррекции

Лечение и коррекция начинается в острый период после инсульта. Это объясняется несколькими аргументами. В первые 1-3 дня после сосудистой катастрофы корковые функции восстанавливаются за счет реперфузионной терапии (восстановление кровотока в ишемизированные участки мозга).

В течение первой недели включаются компенсаторные механизмы. Это проявляется вовлечением в работу субдоминантных областей мозга. Например, если после инсульта повредилась область доминантного полушария, отвечающая за понимание сложных структур, то после ее выключения функцию понимания берут области на противоположной стороне мозга. Такая реорганизация функций называется нейропластичностью.

Восстановительная программа составляется с учетом тяжести инсульта и речевых дефектов. Реабилитация состоит из нескольких этапов:

  • Лечение инсульта и восстановление кровообращения головного мозга. Применяется медикаментозная реперфузионная терапия с контролем оксигенации, артериального давления, наличия сознания.
  • Восстановление зрительного восприятия. Врач показывает картинки и просит назвать их наименования. Восстановление понимания математических символов и арифметического счета. Для этого врач предлагает решить простые математические упражнения на сложение и вычитание простых чисел.
  • Восстановление пространственного гнозиса и речевых навыков. Врач показывает пациенту схематическое изображение человека и объектов, просит назвать их составные части, например, показать где левая рука или нижняя правая конечность. Речь восстанавливается занятиями с логопедом.

В течение 2-3 недель при выполнении упражнений тяжелую степень дисфазии можно сметить к средней. Постепенно устраняются зрительные и пространственные дефекты, пациент может выполнять сложение и вычитание чисел. После первого месяца работы пациент начинает понимать речевые обороты средней тяжести. В течение 2-3 месяцев при хорошей пластичности мозга речевые функции и деятельность высших корковых отделов восстанавливается.

Прогноз благоприятный, если пациент молодого возраста, имеет высшее образование, знает 2-3 языка, включая родной, ежедневно упражняется и принимает лечение.


Семантическая афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. Характеризуется нарушением понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии. Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование, церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы семантической афазии
  • Диагностика
  • Лечение семантической афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка. Среди непосредственных причин патологии основная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит мозговых сосудов. Прочими возможными этиофакторами являются:

  • Опухоли головного мозга. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают окружающие ткани, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их последующая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Воспалительные процессы. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы головного мозга специфической (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления возникает дисфункция нейронов коры, и появляется семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные заболевания. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (например, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. Затем прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Патогенез

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые являются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации. Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез). Семантическая афазия возникает вследствие расстройств указанных функций, необходимых для объединения деталей в единое целое. Первичное понимание слова, связанное с его звучанием, сохранено. Нарушения касаются процесса дальнейшего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи. Параллельно возникают расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, элементы специфической амнезии с трудностями поиска отдельных, необходимых для формирования высказывания слов.

Классификация

В литературе понятие о степенях тяжести данной патологии размыто. Большинство авторов полагает, что существуют преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений. Однако указания отдельных специалистов на наблюдаемые ими случаи грубо выраженной симптоматики позволили выделить также тяжёлую степень. Таким образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

Симптомы семантической афазии

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обычная по объёму и темпу, но строится простыми предложениями без употребления сложных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы. Пациент отлично понимает отдельные слова и просто построенную речь. Усложнение используемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение. Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений - они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.

Диагностика

Поскольку семантическая афазия редко бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Выявление речевых нарушений возможно только при выполнении специальных заданий. Верификация вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Наибольшую диагностическую ценность представляют следующие обследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, первые признаки заболевания, характер и темп их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, умеренный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. При помощи специального тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие сложных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, элементы амнезии при поиске необходимого слова. Исследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны при работе с грамматически сложными предложениями.
  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация зоны ТПО позволяет определить размер и характер её поражения. Чаще всего наблюдаются постинсультные очаги. Возможно выявление воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты головного мозга. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может потребоваться проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики осуществляется при помощи транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Обследование позволяет диагностировать гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Даёт возможность оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера заболевания анализ ликвора выявляет цитоз с преобладанием лейко- или лимфоцитов, умеренное увеличение белка.

Дифференциальная диагностика проводится с прочими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов. В отличие от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая протекает с сохранением фонематического восприятия, слухоречевой памяти. Динамическая афазия характеризуется ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Лечение семантической афазии

Речевая реабилитация начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на устранение причинной патологии, и продолжается параллельно с другими методиками восстановительного лечения. Поскольку лёгкий речевой дефект существенно не ограничивает коммуникативные способности больного, его коррекция осуществляется, если пациент осознаёт и желает исправить существующую дисфункцию. Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Основными этапами логопедической коррекции являются:

  • Восстановление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указанием причинно-следственных взаимосвязей. При грубых проявлениях проводится разбор схемы тела.
  • Восстановление семантики. Осуществляется анализ различных грамматических форм слова, дифференциация логико-грамматических оборотов, подбор синонимов/антонимов, толкование стойких речевых высказываний. Нарабатывается употребление слов в различных грамматических конструкциях.
  • Восстановление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать простейшие примеры. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения сложных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста больного. Своевременное логопедическое лечение способно скорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию практически до нормы. Более серьёзный прогноз имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы. Профилактика заключается в предупреждении различных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционных болезней, онкогенных воздействий.

Семантическая афазия — это комплексная речевая патология, связанная с нарушением осмысления логико-грамматических структур. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области (зона ТРО) левого полушария.

При данном виде афазии человек испытывает трудности с пониманием семантики языковых единиц, особенно в контексте сложных грамматических конструкций, страдает расстройством визуального и пространственного мышления, акалькулией и элементами апраксии.

Синдром, характеризующийся постепенной потерей способности говорить, читать, писать и понимать, что говорят другие, относятся к категории первичной прогрессирующей или семантической афазии.

Что такое семантическая афазия

Люди, страдающие семантической афазией, испытывают большие трудности с пониманием значения слов, поиском названий или наименованием живых и неживых объектов. Со временем люди семантической афазией начинают использовать более общие названия для конкретных вещей.

Например, они могут сказать “животное “вместо “собака”.”По мере того, как их понимание слов ухудшается, они могут в конечном итоге перестать понимать речь окружающих.

Семантическая афазия как отдельный вид афазии впервые описана английским врачом-афазиологом Генри Хэдом. Он предложил психолингвистическую классификацию афазий.

Впоследствии нейропсихологическая концепция учёного разрабатывалась другими исследователями, в том числе нашла отражениев в работах советского психолингвиста А. Р. Лурия, который дал более подробное описание этой патологии.

Она представляет собой нарушение когнитивного характера: отсутствует понимание семантики лексемы в контексте логико-грамматических языковых конструкций.

Причины

  • острые нарушения кровоснабжения мозга (геморрагический инсульт, ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние и др.);
  • раковые опухоли мозга и других органов, метастазирующих в мозг;
  • ЧМТ;
    повреждение коры головного мозга при проведении нейрохирургической операции;
  • заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), а также абсцессы мозга различной этиологии (сифилис, туберкулёз, вирусная, бактериальная, грибковые инфекции);
  • нейрологические заболевания дегенеративного характера (например, болезнь Паркинсона).

Патогенез

Вышеуказанные факторы вызывают поражение отдельных участков головного мозга (21-е, 37-е, 39-е, 40-е, 52-е поля по Бродману), которые входят в блок перцептивных процессов общения: принятия, осмысления и хранения поверхностной информации. Эти поля объединяют полимодальную информацию.

При семантической афазии остаётся неизменным понимание основного, первичного значения слова, связанное с его звуковой оболочкой. Нарушения присутствуют в восприятии второстепенного, переносного или омонимичного значения, семантики слова в контексте словосочетания или предложения.

Возникают проблемы с восприятием обращённой речи, нарушение пространственного восприятия, конструктивная апраксия, амнезия, заключающаяся в трудностях подбора необходимых для высказывания лексем.

Классификация

Семантическая афазия имеет три стадии:

  1. Лёгкую. Нарушается последовательная связь между явлениями, встречаются ошибки в разграничении причины и следствия. Возникают сложности при контекстуальном подборе того или иного слова, толковании сложных речевых конструкций. Наблюдаются трудности в решении задач на логику.
  2. Среднетяжёлую. Наблюдаются сложности в понимании грамматологических конструкций и иносказательных оборотов, в осуществлении арифметических действий.
  3. Тяжёлую. Характерны выраженные расстройства визуально-пространственного восприятия. Понимание грамматических оборотов и предложных конструкций значительно затруднено или недоступно.

Поскольку данное нарушение в первую очередь влияет на височную долю мозга, то процесс этот можно назвать необратимым.

Чаще всего семантическая афазия наблюдается у людей в возрасте 50-60 лет и может продолжаться на протяжение 12 лет. Хотя эти цифры приблизительны, и могут отклоняться в ту или другую сторону.

Зачастую кроме речевых нарушений появляются отклонения в поведении. Лекарств, чтобы излечить данное состояние, к сожалению пока нет. Есть препараты, которые могут улучшить состояние, помочь сохранить в памяти некоторые моменты из жизни. Однако более благоприятного прогноза дать никто не может.

Исследования показали, что физические упражнения помогают улучшить здоровье мозга и улучшает настроение и общую физическую форму. Сбалансированное питание, достаточный сон и ограниченное потребление алкоголя являются другими важными способами содействия хорошему здоровью мозга.

Другие болезни, которые влияют на мозг, такие как диабет, высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина, также должны лечиться при наличии.

Когда бить тревогу?

Бить тревогу и проводить тщательное диагностическое обследование необходимо при наблюдении следующих трех показателей, если:

Происходит постепенное ухудшение языка (не только речи).Языковая проблема изначально является единственным недостатком.Основной причиной является нейродегенеративное заболевание.

Отличительной чертой семантического варианта афазии является прогрессирующая потеря значений слов. Если существуют дополнительные серьезные проблемы в идентификации объектов или лиц, это состояние также называется семантической деменцией.

Другие языковые навыки, включая способность производить речь и повторять фразы и предложения, произносимые другими, не затрагиваются. Однако, хотя пострадавшее лицо может продолжать говорить свободно, его речь становится неясной и трудной для понимания, потому что многие слова опущены или заменены.

Проблемы с языком увеличиваются со временем. Происходит медленная, но прогрессирующая потеря словарного запаса и способности понимать, что говорят люди. Речь становится все более расплывчатой, и количество речи имеет тенденцию уменьшаться.

В дальнейшем при болезни нарушаются неязыковые функции. В частности, человеку может быть все труднее распознавать знакомых людей или предметы домашнего обихода. Возрастают также проблемы, связанные с осуществлением нормальной повседневной жизнедеятельности.

Как распознать?

По ряду признаков можно узнать, что у человека начинается или прогрессирует рассматриваемая нами форма афазии.

Невозможность вспомнить названия объектов; трудность “нахождения правильного слова”.” Пострадавшее лицо может не иметь возможности назвать изображение грузовика или может заменить другое слово в той же категории, например “автомобиль” вместо “грузовик”.”

Пострадавший человек не может вспомнить, что означают слова, особенно слова, которые менее знакомы или используются реже. Например, он может спросить “ ” Что такое грузовик?”

Когда пациента просят принести апельсин, он может вернуться с яблоком, потому что значение слова “апельсин” потеряно. Это не означает, что объект не распознается, о чем свидетельствует тот факт, что пациент не будет пытаться съесть апельсин, не очистив его.

Неспособность вспомнить, что такое знакомый объект или как он используется. Например, пострадавший может быть не в состоянии идентифицировать общие кухонные принадлежности и то, как они используются в приготовлении пищи. Это очень необычно на начальных этапах семантической афазии, но может появиться позже.

Трудность чтения и написания слов, которые не следуют правилам произношения или правописания; такие слова пишутся или произносятся “как будто” они следуют правилам.

Симптомы семантической афазии

  1. Фразовая речь экспрессивная, нормальная по объёму и скорости, но состоит из простых предложений.
  2. Характерны грамматические ошибки, касающиеся согласования слов, употребления нужной падежной формы.
    Человек понимает значение простых синтаксических конструкций и отдельных слов. Распространённые или сложные предложения недоступны для понимания.
  3. Затруднено восприятие обособленных оборотов, вставных конструкций, сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
  4. Поговорки, пословицы, метафоры, фразеологизмы и другие устойчивые выражения воспринимаются не в переносном, а прямом значении (например, что посеешь, то и пожнёшь; цыплят по осени считают; счастливые часов не наблюдают; сесть в лужу, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона).
  5. Нарушено понимание частеречного членения языковых единиц. Имена сущ. бег, рассвет, отлёт пациенты относят к глаголам, а глаголы зеленеть, краснеть – к прилагательным; прилагательные, ставшие существительными (столовая, мороженое, булочная) считают прилагательными.
  6. В связи с нарушением понимания грамматической категории слова пациент не может понять и выполнить просьбы такого типа: дотронуться до головы линейкой, показать стакан карандашом.
  7. Нарушается понимание предложно-падежных конструкций вследствие пространственной агнозии (под столом, над головой, на столе, в тумбочке), форм сравнения (быстрее, медленнее; больше, выше, ниже), словоформ Р.п. (пальто матери, машина друга), оборотов с временным значением (после весны, накануне праздника).
  8. Нарушается восприятие времени и пространства. Человек не может выполнить простую просьбу: расположить предметы определённым образом (например, карандаш положить с правой стороны от ластика и слева от книги; тетрадь положить на середину стола).
  9. Развивается акалькуляция, связанная с трудностями выполнения последовательных арифметических действий. Возникают проблемы с пониманием порядковых чисел.
  10. Наблюдаются нарушения в лексико-грамматическом развёртывании высказывания. Пациент также забывает наименования некоторых предметов при создании предложения. В таких случаях часто наблюдается использование описательных оборотов (то, чем пишут; то, из чего пьют), или слов с категориальным значением (это такой фрукт, такая мебель), прослеживается выстраивание ассоциативных связей как способ замены основного слова (жёлтое, светит в небе)
  11. Письменная речь, так же, как и устная содержит только неусложнённые синтаксические конструкции, могут наблюдаться проявления аграфии.
  12. Способность читать и понимать прочитанное сохраняется, но для полноценного восприятия и осознания доступны только простые тексты, написанные без использования сложных, длинных предложений. Чтение художественной литературы чаще всего не осознанное.

Диагностика

С целью диагностики заболевания применяют различные методы, среди которых: магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, исследование церебральной гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости, транскраниальная ультрозвуковая допплерография (УЗДГ), дуплексное сканирование . Анализируются данные анамнеза (наличие ЧМТ, опухолей, перенесённого инсульта и т.п.).

Обязательна консультация невролога и логопеда.

В тех случаях, когда семантическая афазия не ярко выражена, определение речевых нарушений возможно только при выполнении специально подобранных заданий и упражнений, направленных на выявление тех или иных нарушений.

При постановке диагноза важно дифференцировать семантическую афазию от других нарушений речи. В отличие от дизартрии сохраняется артикуляционная способность. От акустических видов афазий семантическая отличается сохранностью фонематического слуха и слухоречевой памяти. При динамической афазии речь становится неэкспрессивной, наблюдается стереотипность высказываний, что не происходит при семантической афазии.

Лечение семантической афазии

Лекарственная терапия ноотропными и вазоактивными препаратами должна проводиться одновременно с логопедической коррекцией и реабилитационными мероприятиями.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом. Лечение должно быть комплексным.

Логопедическая коррекция включает:

  • восстановление визуально-пространственного мышления (пациенту предлагаются различные упражнения: дорисовать фигуру или недостающие части рисунка, собрать пазл, расположить предметы в соответствии с заданием);
  • восстановление семантического восприятия (проводится разбор грамматических словоформ, однокоренных слов, слов многозначных и омонимов и их употребление, дифференциация причастных и деепричастных оборотов, подбор синонимов и антонимов, толкование устойчивых выражений и метафор);
  • восстановление арифметических способностей (при лёгкой форме решаются логические задачи (например: Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из мальчиков выше всех? Ниже всех?); при средней разбираются этапы решения сложных математических выражений; при тяжёлой добиваются умения решать элементарные примеры на сложение и вычитание).

Каков прогноз для людей с семантической афазией?

Успешность лечения зависит от причины, особенностей проявления и течения болезни, а также эффективности врачебных действий и назначений.

Немаловажное значение имеют возраст больного и осознание им степени тяжести заболевания, желание лечиться. В некоторых случаях пациент не видит никаких проблем и, соответственно, отказывается от врачебной помощи.

При своевременном логопедическом лечении и нетяжёлых формах болезни прогноз благоприятный: все речевые функции восстанавливаются. Тяжёлые нарушения требуют более длительного лечения. В этом случае полного восстановления всех норм речи может и не произойти.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении различных поражений головного мозга: травм, цереброваскулярной патологии, инфекционных и онкологических болезней.

Это трудный вопрос, чтобы ответить на него, так как было очень мало исследований в данной области, и он может быть чрезвычайно изменчивым от человека к человеку. Однако мы знаем, что с момента появления симптомов многие люди будут жить более 10 лет, может быть более 15 лет.

Речевые и языковые терапевты и исследователи оценивают способность людей с афазией понимать отдельные слова. Они обычно полагаются на тесты, которые требуют от человека с афазией, чтобы слушать, или читать слово, а затем указать на соответствующую картину.

Эти тесты не могут быть хорошей мерой истинных способностей людей, однако, потому что они включают в себя гораздо больше, чем просто смысл слова.

Кроме того, этот тип оценки, как правило, только проверяет понимание слов для материальных объектов, таких как ручка или яблоко, и не проверяет слова для абстрактных понятий, таких как любовь или случай, которые также часто используются в повседневной беседе.

Случай

В отделение неотложной помощи больницы поступила 81-летняя женщина с жалобами на проблему при чтении. Женщина каждый день читала книги и газеты. У нее было полное высшее образование.

За день до поступления она проснулась утром, заметив, что буквы любых текстов, которые она пыталась прочитать, были “перемешаны”, что сделало ее чтение очень трудным. Поскольку других неврологических нарушений не было, а ее зрение, как утверждает, не пострадало (визуальные симптомы не были обнаружены), она решила подождать следующего дня, чтобы обратиться за помощью.

В отделении неотложной помощи ее артериальное давление составляло 140/90 мм рт.ст., частота сердечных сокращений-90 ударов в минуту, нормальная аускультация сердца и легких и отсутствие шейных отростков.

При неврологическом обследовании:

она была внимательна и ориентирована, с сохраненной беглостью и повторяемостью, без парафаз;
ей было трудно назвать обычные предметы (она могла назвать ручку, а не часы, но могла сказать назначение каждого предмета) и вспомнить имя сопровождающего ее сына, и она не могла назвать имена своей дочери или своих 5 внуков, хотя она знала, кто они такие;
долговременная память не была нарушена;
была представлена жесткая трудность для чтения простых текстов, а также для письма, включая ее собственное имя;
агнозия пальцев и левосторонняя дезориентация не были замечены;
конструктивный праксис и способность к исчислению были пощажены;
наблюдалась правосторонняя омонимичная гемианопсия, и не было никакого двигательного дефицита.

Электрокардиограмма выявила синусовый ритм с неспецифическими изменениями реполяризации желудочков. При компьютерной томографии головного мозга выявлен левый задний височно-теменно-затылочный инфаркт, который включал угловую извилину и исключал нижнюю височную извилину.

Магнитно-резонансная томография головного мозга подтвердила те же результаты.

После этого пациент был госпитализирован в отделение интенсивной терапии и начал принимать ацетилсалициловую кислоту в дозе 300 мг в день вместе с терапией статинами.

Во время пребывания в больнице дополнительно назначались антигипертензивные препараты.

Значимых эхокардиографических нарушений выявлено не было, но при допплерографическом исследовании были выявлены незначительные нарушения сонных артерий, обусловленные наличием атеросклеротических бляшек; наряду с данными томографии головного мозга и клиническими результатами, эти результаты предполагали возможную атеротромботическую этиологию инсульта, но не было обструкции более 50% в артериях шеи.

Она все еще делала некоторые семантические ошибки, когда выписывалась домой через несколько дней.

Семантическая афазия также известна как аномальная афазия из-за нарушения именования, которое является характерной особенностью этой формы языкового нарушения.

У нашего пациента наблюдалась семантическая афазия, приводящая к затруднениям в чтении (Алексия) и письме (аграфия), а также омонимичная гемианопсия, которая была верифицирована только при неврологическом обследовании, в результате чего был поставлен диагноз острого ишемического инсульта.

Классические компоненты синдрома Герстмана не наблюдались, но вовлеченность левой угловой извилины и ее смежность, вероятно, могли бы объяснить признаки и симптомы, с которыми мы столкнулись.

Так как размер поражения считался большим 9(более 1,5 см на любой плоскости), прогноз может быть не так хорош для производительности языка, но последовательная оценка должна быть дополнительно проведена для оценки эволюции.

Левая угловая извилина интегрирует функции из нескольких других областей мозга. Это может объяснять ориентацию слева направо, конструктивную практику, именование, чтение и письмо (пространственное представление слов), исчисление и распознавание пальцев.

Теперь мы знаем, что большинство этих функций распределены по нейронным сетям с параллельной обработкой, и не локализованы в определенной области мозга, но неполная форма нарушения пространственного представления может быть обнаружена у пациентов с травмами угловой извилины или рядом с ней.

К сожалению, наша пациентка не смогла получить лечение, потому что ей потребовалось более 24 часов, чтобы обратиться за неврологической помощью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.