Нарушение познавательной деятельности цнс

Разновидности патологий системы ЦНС

Слаженность развития и функционирования каждого человека напрямую зависит от центральной и периферической нервной системы. Все болезни, которые присущи этим структурам, можно разделить на следующие виды:

  1. Сосудистые заболевания – обусловлены врожденными/приобретенными дефектами сосудов или же функциональным сбоем в их деятельности. К примеру, инсульты, атеросклероз, мигрень.
  2. Проникновением в мозговые оболочки болезнетворных микроорганизмов обусловливает появление инфекционных заболеваний ЦНС – менингита, энцефалита.
  3. Врожденные болезни ЦНС – генетически обусловленные патологии, как, к примеру, хорея Хантингтона, или же синдром Туретта.
  4. Аутоиммунные диемиелинизирующие заболевания ЦНС – истончение миелиновой оболочки нервного волокна, как в случае появления рассеянного склероза.
  5. Для дегенеративных заболеваний центральной нервной системы характерно постепенно неуклонно прогрессирующее истончение ткани – болезнь Альцгеймера, синдром Стила-Ричардсона.
  6. Заболевания центральной нервной системы как следствие черепно-мозговых травм.
  7. Органические заболевания – формирование доброкачественных либо злокачественных опухолей.

Учитывают и возраст больного – тяжелее, безусловно, протекают поражения ЦНС у детей, к примеру, воспалительные заболевания часто приводят к инвалидизации и даже смерти малышей. Тогда как нейродегенеративные заболевания присущи возрастным людям. Диагностировать и лечить заболевания ЦНС должен исключительно врач. Без соответствующей терапии и нейродегенеративные заболеваниям ЦНС, и демиелинизирующим болезням будет сопутствовать тяжелая клиническая картина и быстрое прогрессирование.

Неврастения

Для этого психического расстройства характерно:

  • чрезмерная раздражительность;
  • головные диффузные боли по вечерам (чувство сдавливания головы);
  • головокружения от волнения, при смене погоды, нагрузке, для которых характерно ощущение вращения внутри головы.
  • боль в сердце;
  • тахикардия;
  • повышение АД;

  • изжога;
  • тяжесть в желудке, отрыжка;
  • метеоризм;
  • расстройство пищеварения (стула).

  • нарушения мочеиспускания;
  • снижение либидо;
  • преждевременное семяизвержение.

Для постановки диагноза проводится комплексное обследование: КТ, МРТ, реоэнцефалография для исключения органического поражения ГМ, оценки мозгового кровообращения.

Чтобы самостоятельно справиться с первыми признаками неврастении следует упорядочить режим, снизить чрезмерный темп работы, использовать любимые занятия (увлечения, хобби), помогающие снять последствия стресса, эмоциональное напряжение. В лечении используют: устранение причин перенапряжения организма, стресса, общеукрепляющие методы (витаминизированное питание), физиотерапевтические процедуры.

В запущенных стадиях потребуется стационарное лечение с использованием седативных препаратов, транквилизаторов и антидепрессантов, сеансы психотерапии.

Для профилактики неврастении необходимо наладить режим (не пренебрегать периодическими паузами для отдыха, чередовать вид занятий), избегать чрезмерных физических нагрузок, нервного перенапряжения, стрессовых ситуаций. Использовать особые, расслабляющие методики. Потребуется сменить род деятельности, отключиться от работы, обеспечить активный отдых.

Причины

Изменить функционирование нейроцитов в состоянии множество внешних, а также внутренних факторов. Это психогенные расстройства – последствия перенесенного стресса, испуга, интеллектуальных перегрузок. В детском возрасте развитию неврозов способствуют несоблюдение режима дня и нескорректированный рацион, отсутствие прогулок на свежем воздухе и недосыпание.

Однако, чаще всего среди причинами сбоя в центральной системе управления специалисты указывают проникновение в ткани инфекционных возбудителей – вирусов, бактерий, грибков либо паразитов. Именно они провоцируют появление менингитов, энцефалитов, нейросифилиса. Сказываются они и на детских болезнях центральных структур мозга – нарушения развития плода. Особенно цитомегаловирус и краснуха, полиомиелит. Инфекции перемещаются в мозг как извне – воздушно-капельным путем, так и из внутренних первичных очагов – гаймориты, отиты, кариес.

Не менее важна среди причин воспаления нервного волокна интоксикация организма – отравления солями металлов, злоупотребления алкогольной продукцией, работа на вредных производствах, где ежедневно человек вдыхает пары красок, лака, химических соединений. Иногда в основе нервных расстройств находится неправильный прием медикаментов – самовольное изменение доз или продолжительности приема препаратов.

До трети случаев неврологических болезней – это перенесенные травмы головы. Как правило, дело оканчивается ушибом разной степени тяжести. Тем не менее, иногда при внешнем прямом ударе возникают переломы костей черепа с проникновением в ткани мозга.

До четверти случаев поражения нервной системы – это результат сосудистых катастроф. Инфаркты нервной ткани, инсульты или разрывы аневризм – они приводят к инвалидизации человека. Реже причинами неврологических расстройств служат глистные инвазии, авитаминозы, анемии, прогрессирующие хронические болезни – демиелинизация.

Рецепты и профилактика заболеваний НС

Инсомнию могут вызвать постоянный недосып, стрессы, смена часового пояса, графика работы. Сон делится на 3 этапа: засыпание, глубокий сон, утреннее пробуждение. Расстройство сна бывает:

  • пресомническим – трудность засыпания;
  • интрасомническим – неглубокий (чуткий) сон, пробуждения от шума, тишины, кошмара;
  • постсомническим – проблемы утреннего пробуждения.

В период климакса бессонница у 30% женщин. Пожилым людям не дают уснуть мысли о событиях долгой жизни, воспоминания о молодости, тревога о детях, внуках. После устранения факторов восстанавливается нормальный сон. Результатом бессонницы становятся: чувство утомленности, разбитости, раздражительность, снижение трудоспособности. Постарайтесь упорядочить свой режим дня, принять перед сном ванну, помогает уснуть аутотренинг.

Стойкую (хроническую) бессонницу могут вызвать заболевания: нарушение обмена веществ, депрессия, невроз, которые потребуют серьезного лечения. Когда вы валитесь с ног от усталости, а уснуть не удается, можно принять снотворное. Подобными препаратами нельзя злоупотреблять. Использовать снотворные средства можно не более 10-14 дней, иначе, сформировавшееся привыкание, не даст вам уснуть без привычной таблетки. Затем настанет потребность увеличивать дозу.

Рецепты для приведения в норму сна:

  • Перед сном принимать стакан отвара сухого первоцвета в течение 7 дней: 1 ст.л. первоцвета на стакан кипятка, держать 15 мин. на малом огне.
  • Выпить перед сном теплой воды (1 стакан с 1 ст.л. меда).
  • Вызывают расслабление, обволакивают сладкие продукты. Пить 1 стакан виноградного сока натощак, пока сон не нормализуется.
  • Устраняет бессонницу, благотворно влияют на самочувствие вдыхание через нос спиртовой настойки валерианы. Корень растения залить 70-процентным спиртом, настоять 2 недели.
  • Приготовить настой мелиссы и апельсиновых корок (по 1 ч.л.) на стакан кипятка, настоять 10 мин. в закрытой таре. Добавить 1 ст.л. меда и 1 ч.л. настойки валерианы. Принимать (2-3 р. в день).

Для профилактики рекомендуется:

  • не пить вечером крепкий чай, кофе, алкоголь, действующие возбуждающе;
  • использовать свободную, легкую одежду, полезно спать обнаженным;
  • за час до сна обливаться прохладной водой;
  • засыпать до наступления 24-00 (лучшее время для — 21-22 ч.);
  • полезны вечерние прогулки, укрепляющие сон;
  • выпить чашку теплого молока с ложечкой меда;
  • белье подобрать из материала (охлаждающего, разогревающего или подсушивающего), соответствующее индивидуальной конституции тела. Лучшими считаются льняные простыни;
  • спать головой на восток;
  • сконцентрироваться на равномерном дыхании, чтобы отринуть навязчивые мысли, не дающие уснуть.
  • Красная герань у кровати способствует быстрому засыпанию, а также расположение кровати в северо-южном направлении.

    Хроническая бессонница требует консультации врача. Проблемами сна занимается сомнолог, который проведет полисомнографическое обследование. Для лечения используются: физиотерапия, курс психотерапии, лечение светом (фототерапия), иглорефлексотерапии.

    Симптоматика поражений системы ЦНС

    Многообразие причин и провоцирующих факторов, которые вызывают расстройства в проведении нервного импульса по волокнам черепно-мозговых и спинномозговых нервов, обусловливают появление местных, а также общих симптомов поражения нервной системы.

    Если на начальной стадии людей беспокоят общие изменения в самочувствии – повышенная утомляемость, снижение работоспособности, либо периодические головокружения и ухудшение аппетита. Позже формируются:

    • неврозы навязчивых состояний;
    • снижение остроты зрения/слуха;
    • речевые нарушения;
    • когнитивные изменения – ухудшение памяти, интеллектуальных возможностей.

    Характерны временные двигательные нарушения – парезы в одной из частей тела, или же стойкие сои двигательной активности – параличи. Возможно развитие тремора, непроизвольных сокращений мышц – хореи, патологических поз – дистонии.

    Дополнительно наблюдается снижение тактильной чувствительности – человек не ощущает в полной мере прикосновения, изменение температурных параметров среды. Поздние признаки поражения ЦНС – эпилептические припадки, особенно после операции на мозге, отклонения психической деятельности, тазовые расстройства, утрата контроля над половыми функциями – при импотенции центрального характера.

    Невропатолог при внимательном осмотре уже по жалобам человека и выпадению отдельных рефлексов либо появлению патологических признаков может сказать, какая именно часть мозга пострадала. Тем не менее, без лабораторного/инструментального обследования не обойтись.

    Позвоночно-спинальные симптомы

    Клиника позвоночно-спинальных повреждений зависит от периода болезни.

      Острый. Развивается в первые 48-72 часа после механического воздействия на спинной мозг. В это время происходит некротизация тканей, нарастают нарушения со стороны лимфо-и кровообращения. Н

  • Ранний. Охватывает 14-20 дней. В это время некротические очаги рассасываются, появляются патологические изменения в нервной ткани.
  • Промежуточный. Занимает до четырех месяцев, когда идут процессы заживления и формирования рубцов. Если изменения носят обратимый характер, восстанавливается проводимость и деятельность рефлекторных центров.
  • Поздний. Может охватывать значительный промежуток времени. Завершается формирование рубцов, образуются кисты, неравная ткань подвергается патологическим трансформациям.
  • Диагностика патологий системы ЦНС

    С целью уточнения предварительного диагноза той или иной болезни в центральной нервной системе специалист будет рекомендовать проведение диагностических процедур:

    • магнитно-резонансная томография – на снимках отчетливо видны патологические очаги, их размеры, локализация, а также возможная причина, к примеру, опухоль, кровоизлияние;
    • доплерография сосудов шеи и головного мозга – оценка степени атеросклероза;
    • анализы крови – общий, а также биохимический, на течение аутоиммунных процессов и метаболических расстройств;
    • рентгенография костей черепа и позвоночника;
    • онкомаркеры;
    • электроэнцефалография – выявление очагов патологической активности в мозг.

    Дисфункция нервной системы также оценивается с помощью специальных психологических исследований – психотерапевт анализирует результаты тестов, которые проходит заболевавший человек. По их результатам составляется схема психокоррекции.

    Первобытные повадки

    Для начала следует разобраться в том, как стресс влияет на организм человека. Согласно данным ВОЗ, около 40% человек обращаются к врачу с проблемами, которые вызваны, по сути, процессами психики. Дело в том, что нервная система управляет функциями всех органов и систем, заставляет их работать в едином ритме. И при стрессе этот слаженный механизм нарушается. В это время ЦНС работает вместе с мозгом на предотвращение предполагаемой атаки — активируются нервные центры, открывается бурная выработка адреналина и прочих гормонов стресса. Из-за чего отмечаются:

    • повышение давления,
    • увеличение силы и частоты сокращений сердца,
    • проявляется тонус (напряжение) мышц,
    • ускоряется и увеличивается приток крови к мозгу, мышцам и сердцу,
    • в пищеварительной системе происходит спазм.

    Депрессия

    Заторможенность психической деятельности и болезненное состояние разочарования, подавленности характерный признак депрессии, которой чаще подвержены женщины. Тревога, тоска, чувство ненужности, пессимистическое настроение, вплоть до отчаяния и нежелания жизнь сопровождают заболевание. Со стороны физиологии: расстройство аппетита, сна, потеря или наоборот набор излишнего веса. Причиной такого состояния становятся психические переживания, физические и сексуальные обиды.

    • Общаться с позитивными людьми, избегать одиночества.
    • Заниматься физкультурой
    • С помощью аутотренинга, положительных эмоций улучшать настроение.
    • Не злоупотреблять кофе, шоколадом, сахаром, сладостями, усугубляющими депрессию.
    • Отказаться от курения, алкоголя.
    • В рацион включать продукты, уравновешивающие состояние, успокаивающие нервы.
    • Использовать расслабляющие ванны, контрастный душ, втирание в кожу оливкового масла, массаж.
    • Определить для себя цель, занятия – мотивирующие к активным действиям.

    Понятие умственной отсталости. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). У умственно отсталых имеются грубые нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения и т. д. Умственно отсталые меньше испытывают потребность в познании. На всех этапах познания у них выявляются элементы недоразвития. Олигофрения как патологическое состояние психики. Олигофрения – это сборная группа, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического развития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Основные группы олигофрении по этиологическому признаку. Выделяют эндогенные и экзогенные причины олигофрении. 4 группы олигофрении в зависимости от причин (в зависимости от времени воздействия этиологического фактора):

    Олигофрения патологии хромосомного набора (10 – 12 %). 200 хромосомных ошибок (например, болезнь Дауна). 1 на 700 – 1000 новорожденных с болезнью Дауна. Внешний вид Даунов: неправильно посаженные глаза; лицо круглое, уплощенное, длинный язык; короткие руки, ноги; задержка роста и гипогениталии; разболтанность суставов (все это связано с нарушением эндокринных желез); глубокая или средняя умственная отсталость; бедность речи; движения неловкие; снижение критичности мышления; легко поддаются внушению; характерен веселый нрав.

    Наследственные формы олигофрении. Наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Фенилкетонурия – связана с нарушением окисления одной из кислот. Характерно: умственная отсталость; вспышки агрессии; нарушение пигментации волос и глаз; легкость возникновения нарушений кожи; большая челюсть; очень маленькая голова. Гаргоимизм – шаржированный внешний образ. Строение лица неправильное; туловище деформировано, позвоночник искривлен, живот увеличен; поражения внутренних органов, глаз, слуха; обменные нарушения щитовидной железы; отсутствие действий. Чаще встречается у мальчиков. Иммунологическая несовместимость. Могут быть судорожные припадки, двигательные расстройства, поражения зрения, слуха.

    Экзогенные формы олигофрении. Инфекционные воздействия во внутриутробном развитии (краснуха – аномалия развития мозга и других органов, дефекты глаз и др.; вирус гриппа). Краснуха может вызывать поражения ЦНС и в прижизненный период. Токсоплазмоз – слабоумие, поражения глаз, нарушения строения черепа; поражаются внутренние органы; отличаются агрессивностью и злобностью. Внутриутробные поражения сифилисом – параличи; нарушения зрачковых реакций; седловидный нос и т. д. Интоксикации в период внутриутробного развития (алкоголь, лучевая энергия, химические вещества и др.). Родовые осложнения – механические осложнения, аноксия. Ведет к внутриутробной асфиксии; нарушается питание клеток мозга; внутричерепные кровоизлияния; судорожные припадки. Инфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш). Могут быть параличи, судорожные состояния. Важная мера профилактики – прививки и лечение. Эндокринные нарушения, возникшие в раннем детстве. Кретинизм – гипофункция щитовидной железы или полное ее отсутствие (недостаток йода в питьевой воде). Характерно: средняя и глубокая степень умственной отсталости; средний рост; апатия, медлительность, вялость; нарушение речи и глухонемота.

    Смешанные формы, с сочетанием и того и другого. Клинико-психологические особенности олигофрении. Физические и неврологические нарушения при олигофрении: 1. Пороки развития черепа и мозга. Микроцефалия – значительно уменьшенная мозговая часть, лицевая явно преобладает. Макроцефалия – преобладает мозговая часть с нависающим лбом, лицевая уменьшена. 2. Неправильности в строении лица и тела. Волчья пасть; заячья губа; деформация зубов; поражения глаз, ушей; высокий, либо чрезмерно маленький рост; диспластичность, диспропорции тела; гипергенитализм, либо гипогенитализм; пороки внутренних органов. 3. Неврологические расстройства. Асимметрия лица; поражения слуха, зрения; косоглазие; птоз; судорожные проявления; парезы и параличи конечностей; изменение рефлексов (либо отсутствие рефлексов, либо гипо- или гиперрефлексы, либо патологические рефлексы); нарушение чувствительности.

    Особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и характера, двигательной сферы и формирования навыков детей-олигофренов. Ощущения и восприятия. У детей с пораженной н/с ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Также проявляется выраженная недифференцированность ощущений и восприятий детей-олигофренов. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны. Речь. У ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже 3 – 4 лет. Речь его скудна и неправильна. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Активный словарь особенно скуден. Дети-олигофрены очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласования в предложениях. Мышление. Крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Умственно отсталый ребенок очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Также характерна непоследовательность мышления. Тенденция к стереотипному мышлению (решают задачи по аналогии с предыдущими). Слабость регулирующей роли мышления. Некритичность мышления (редко замечают свои ошибки). Особенности памяти. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Плохо перерабатывают воспринимаемый материал. Внимание. Слабость произвольного внимания. Колебания внимания, невысокий объем внимания. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Особенности эмоциональной сферы. Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей-олигофренов с опоздание и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Характер. Характер детей всегда обусловлен воспитанием. Многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не в следствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка. Проблемы диагностики и методы исследования особенностей познавательных процессов и личностных свойств умственно-отсталых детей. Для диагностики предназначена методика Пинского (1968). Она состоит из 3-х экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходимо: набор красных и белых брусков. Обследуемому предлагается удлинить начатый следующим заборчик.1 задание – кбкбкб; 2 задание – кббкббкбб; 3 задание – кбкббкббб. При анализе выполнения обследуемым задания нужно обратить внимание на уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус детальности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменённом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. . Степени выраженности психического недоразвития при олигофрении. Глубокая степень идиотии. Дефект психического развития при имбицильности и дебильности. По степени выраженности дефекта выделяют 3 группы:

    1). Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости. Идиотия бывает глубокая, средняя и легкая. Глубокая степень идиотии характеризуется уже в дефекте на уровне восприятия. Не узнает мать; нет фиксации внимания на каких-то воздействиях; отсутствует дифференцированность восприятия (горячее – холодное и т. д.); не формируются представления о глубине и высоте; снижены все виды чувствительности; бедность двигательных реакций; ползанье; повторные цепные движения; речь вообще отсутствует и не понимает ее; отсутствуют навыки самообслуживания; эмоциональные реакции примитивны и связаны с физиологическими потребностями; тупое безразличие или злобная агрессивность. Средняя и легкая степень идиотии. Характерно некоторое проявление познавательной деятельности в виде некоторых представлений. Может узнавать близких и проявлять некоторую радость; элементарные навыки самообслуживания; дефекты произношения. Такие люди самостоятельно жить не могут. Сексуальное чувство снижено.

    2). Имбицильность – слабый, незначительный. Представления могут образовываться; образовывать понятия не может; отсутствует абстрактное мышление и творческое воображение. Речь понимает; дефекты произношения и бедность синтаксических и грамматических конструкций. Вялая апатия, но может быть и живость; либо агрессивное поведение, либо добродушное. Имеются навыки самообслуживания; простейшие трудовые навыки. Прожорливость. Либо пониженность сексуального влечения, либо наоборот. Самостоятельно жить не могут.

    3). Дебильность – слабый, немощный. Неспособность вырабатывать сложные понятия. Мышление носит характер конкретно-ситуационного. Ориентируется на собственные отношения. Учиться может, но с трудом. Иногда встречается частичная одаренность (развита механическая память и др.). Трудности при изучении абстрактных предметов. Может неплохо адаптироваться. Овладевают несложными профессиями, неплохо адаптируются в жизни. Нуждаются в руководителе. Критичность снижена, внушаемость. Не способен сам оценить ситуацию. Либо добродушный, либо злобно примитивный. Усиление сексуальных влечений. Могут быть либо апатичными, либо двигательно возбужденными. Проблема обучаемости детей с легкой степенью психического недоразвития. Дети, страдающие олигофренией в легкой степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Динамика психического развития детей-олигофренов. 1 год жизни – замедленное формирование перцептивных функций. Акт хватания запаздывает или вообще нет. От 1 до 3-х лет. Недоразвитие в двигательных навыках: не развиваются навыки самообслуживания; речь либо отсутствует, либо опаздывает; предметно-игровая деятельность достигает своего развития к 7 – 8 годам. Выпадает этап ролевой игры. И это усиливает отставание в развитии. В младшем школьном возрасте проявится низкая познавательная деятельность (навыки чтения, писания и т. д.). Нарушен фонематический слух (глупые ошибки). Нарушен звуковой анализ слова. Трудность усвоения учебных навыков. Сниженный темп работы. Несформированность норм поведения в школе. Подростковый возраст. Дисбаланс эмоционально-волевой сферы. Трудно контролируются сексуальные влечения. Несдерживаемая агрессивность. Проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. Поврежденное психическое развитие, клинико-психологические особенности органической деменции. Органическая деменция – слабоумие, вследствие воздействия различных факторов. Есть периоды развития, соответствующие норме (нарушения от 3-х лет). Более позднее воздействие. При деменции не обязателен тотальный характер. Частичный характер воздействия. В плане коррекции ближе к олигофрении. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет. Виды органической деменции по этиологическому критерию. Патогенез и клинико-психологическая структура деменции определяется этиологическими факторами, степень распространенности и локализации болезненного процесса, возрастом начала заболевания и временем прошедшим после его окончания. Зависит от сочетания явлений повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей, определяется преморбидными индивидуальными особенностями ребенка. Систематика по этиологическому критерию: эпилептическая; травматическая; постэнцефалическая; склеротическая деменция.

    Специфика клинико-психологической структуры отдельных видов органической деменции у детей по Сухаревой Г.Е. По Сухаревой у детей выделяют 4 вида органических деменций:

    На 1-ый план выходит низкий уровень обобщения, мышление носит конкретный характер.

    Нейродинамические расстройства, которые проявляются в выраженной замедленности, плохой переключаемости психических процессов. Высокая психическая истощаемость. Встречается нарушение логики.

    Грубые расстройства внимания и нарушение целенаправленности и критичности мышления. Расторможенность. Импульсивный характер поведения. Отсутствует реакция на замечания. Характер дурашливости. Легкость возникновения агрессивных вспышек. Общение со сверстниками нарушено. Яркие нарушения внимания и памяти. Расторможенность влечений.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.