Нейропсихологический метод анализа речи при афазии

Динамическая афазия - нарушение кодирования, т.е. порождения речевого высказывания. ДА-расстройство экспресс.стор.речи, которое выражается в распаде программирования высказывания, в нарушении других ВПФ, личности и поведения коркового генеза, которое наступает после 3 лет.

Нарушение: лобные отделы коры г.м.

Фактор: нарушение программирования связного высказывания, контроль за программированием связного высказывания.

Синдром: нарушение поведения, наглядно образного и словесно-логического мышление, нарушен отбор слов, выпадение слов-глаголов, выпадение семантико-синтаксич.связей слов-глаголов с другими словами, утеря реч.инициативы, нарушение ритмико-мелодич.стороны, снижение двигательной активности, регуляторная апраксия, часто идеаторная апраксия(нарушена последовательность действий), нарушение программирования предложения и схемы целого высказывания. Не могут мысль перевести в предложение, не могут мысли перевести в высказывание. Не могут пересказать текст, составить текст или отказываются от выполнения задания. Ограничиваются штампами, стереотипными предложениями. Поражение высказывания совершается на уровне внутренней речи с помощью предикатов и их валентностей. Во внутренней речи создаются семантические схемы высказывания, синтаксическая схема высказывания, грамматическая схема высказывания. Создается схема предложения. Психическое содержание предложения. Психическое программирование ведет к оформлению внешней речи. Могут придумать много названий предметов, но не назвать действий, либо в ограниченном количестве. Т.О. у этих пациентов нарушается программирование высказывания, нарушается отбор слов, нарушение программирования предложения и схемы целого высказывания.

Задачи и содержание предварительной стадии обучения при динамической афазии.

Динамическая афазия - нарушение кодирования, т.е. порождения речевого высказывания. ДА-расстройство экспресс.стор.речи, которое выражается в распаде программирования высказывания, в нарушении других ВПФ, личности и поведения коркового генеза, которое наступает после 3 лет.

Задачи: восстановление слов-глаголов; формирование семантико-синтаксич. связей этих слов с др.словами; активизация речевой деятельности.

Подготовительная стадия: преодоление расстройств в двигат.сфере; в реч.сфере, а именно преодоление персевераций, реч.инертности

1)гимнастика для рук, ног, туловища;драматизации и инсценировки; чтение стихов;расслабляющие движения на фоне музыки.

2)исп-е предметно-практич. Деят-ти. Работа по ритмико-мелодич.стороне речи(определение ритмич.структур, затем отстукивание слогов, слов)

Задачи и содержание 1,2 стадий обучения при динамической афазии.

Динамическая афазия - нарушение кодирования, т.е. порождения речевого высказывания. ДА-расстройство экспресс.стор.речи, которое выражается в распаде программирования высказывания, в нарушении других ВПФ, личности и поведения коркового генеза, которое наступает после 3 лет.

Первая стадия. Актуализация слов-глаголов, восстан-е семантико-синтаксич.связей этих слов;восстан-е и расширение значений этих слов.

Сис-ма приемов: 1)отрабат-ся сетка предикат связей для слов, кот.обозначают действие (с опорой на картинки);2)сетка предикат.связей для слов, кот.обозначают предмет или явление(с опорой на картинки);3) то же, что и 2, но действия глагола имеют разные оттенки;4)к глаголам подбираются синонимы;5)антонимы

Вторая стадия: Задачи: расширение ранее отработанных сеток, связей, значений слов. Включение ранее отработанных предложных связей с другие смысловые значения. Серия приемов: расширение предикативных сеток значение слов глаголов. (Летает кто?,что? Птица, самолет, шарик, муха, Птица – клюет, чирикает. Шарик – лопается, улетает) Расширяется сетка предикативных связей для слов обозначающих предмет. (Дятел делает что? Долбит, вьет, ищет, летает.) Расширение сетки предикативных связей за счет глаголов и существительных. (летает что делает? Птица, шар, самолет. Птица клюет, прыгает, чирикает. Прыгает – зайчик, лягушка.)

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 644 . Нарушение авторских прав

Эф.мот.аф-систем.распад экспрессивной стороны речи, других ВПФ, поведения и личности коркового генеза, который наступает после 3 лет. Нарушение: нижние отделы премоторной области коры левого полушария. При эфферентной моторной афазии нарушается нижние отделы коры левого полушария → нарушен механизм переключения и торможения → инертность двигательных факторов (застревание на каком то движении) одно слово набегает на другое → кинетическая апраксия т.е. нарушение динамической структуры движения. → движения замедляются, человек персеверирует на отдельных движениях, перестановка движений.

Синдром: нарушение динамической организации движений, нарушение звукопроиз. Страдает голос, сила, высота, тембр голоса, выразительность речи, ударение., нарушение просодики, нарушение слоговой структуры слова, выпадает предикативная функция речи, выпадают валентности слов, распад структуры предложения, перестановки слогов, антиципация – употопление слогов, контаминация – слияние элементов нескольких слов в одно слово (чаха, белток), итерация –(дырова), распад повторной речи, нарушение понимания речи; нереч.функции: кинетич апраксия мимики, руки, общих движений, снижение мыслительных процессов (внимание, память).

10. Центральные задачи восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии. Содержание 1-2 стадии восстановительного обучения.

Задача: преодоление кинетич.апраксии.

Предварит. Стадия. растормаживание функций арт.аппарата, мимич. Мускулатуры, руки и общих движений. Те же приемы, что и при АФ.МОТ.АФ. + 1. подбир-ся П.логопед их читает, но не говорит последнее слово,2. чтение стихов,3.пение песен, 4. развитие мимики,5.развитие мелкой моторики,6. развитие общей моторики.

1-я стадия. преодоление персевераций. Исп-ся автоматизированная речь (перечисление дней недели, времен года, месяцев в году, счет до5,10 и т.д.) пациент перечисляет, пациент отстукивает ритм данного ряда. Логопед перечисляет ряд, отстукивает и сопряжено повторяет. Логопед проговаривает заданный ряд с ребенком без отстукивания сопряжено повторяет за логопедом. Логопед отстукивает, пациент самостоятельно называет. Логопед – говорит назови третий день недели, четвертый день недели, перечисление времен года, перечисление месяцев в году.

2-я стадия. Задачи: актуализация слов-глаголов; развитие валентностей слов – глаголов; изжитие аграмматизмов, работа по преодолению персевераций.

Приемы актуализации:- прием смысловой и слуховой стимуляции слов-глаголов;( пациент внимательно слушает логопеда, изучает сюжетную картинку, находит соответствие между картинкой и предложением) - пение песен, чтение стихов; (стихи подбираются так чтобы строфе заканчивались глаголом травка зеленеет солнышко блестит, логопед читает и акцентирует внимание на словах глаголах, пациент слушает; повторно читается текст с опорой на сюжетную картинку, акцентируется внимание на словах – глаголах, пациент слушает изучает картинку; выделяются слова глаголы формируются семантико – синтаксические связь глагола с другими словами, актуализация более 100 слов-глаголов, подбираются стихи, которые заканчиваются глаголом пациенты должны сами выделить глаголы) - актуализация слов-глаголов с помощью картинок 4- работа над словами-антонимами;-прием выполнения действий по инструкции логопеда(сначала невербально, затем проговаривая действие).

Нейролингвистический аспект афазии

Нейролингвистика как один из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий появилась сравнительно недавно. Нейролингвистический метод анализа афазии является подсобным методом при нейропсихологическом и психологическом изучении нарушений речи при афазии.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и поэтому афазия должна быть предметом нейропсихологии и психологии и объектом изучения неврологии, нейролингвистики и других смежных областей знания. Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии. А. Р. Лурия одним из первых объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики. Он был первым, кто дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихо-логический анализ дефекта.

Сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка. При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

Ряд исследований был направлен на изучение роли грамматики в понимании предложения при афазии. Отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи. При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии. Изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов — важная задача афазиологии.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных. В литературе по афазии неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии. Исследование вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией является важной проблемой в афазиологии, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.

Общепризнано, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Значение вопроса о нарушении глагола — при каких формах афазии, как и почему нарушается глагол — велико не только для уточнения представлений об афазии, но прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы. Изучение этих вопросов и стало задачей одного из исследований (Ахутина, Полонская, 1977).

При всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Нейролингвистический аспект афазии 27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нейролингвистический аспект афазии

Нейролингвистика как один из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий появилась сравнительно недавно. Нейролингвистический метод анализа афазии является подсобным методом при нейропсихологическом и психологическом изучении нарушений речи при афазии.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и поэтому афазия должна быть предметом нейропсихологии и психологии и объектом изучения неврологии, нейролингвистики и других смежных областей знания. Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии. А. Р. Лурия одним из первых объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики. Он был первым, кто дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихо-логический анализ дефекта.

Сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка. При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

Ряд исследований был направлен на изучение роли грамматики в понимании предложения при афазии. Отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи. При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии. Изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов — важная задача афазиологии.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных. В литературе по афазии неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии. Исследование вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией является важной проблемой в афазиологии, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.

Общепризнано, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Значение вопроса о нарушении глагола — при каких формах афазии, как и почему нарушается глагол — велико не только для уточнения представлений об афазии, но прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы. Изучение этих вопросов и стало задачей одного из исследований (Ахутина, Полонская, 1977).

При всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

Речевая симптоматика афферентно-моторной афазии. Основные

Направления коррекционной работы при афферентно-моторной афазии.

Афферентная кинестетическая моторная афазия

Афферентная кинестетическая моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или роландовой борозды (рис. 17, поля 7, 40). Вторичные поля постцентральных и нижнетеменных отделов тесно связаны с первичными полями, для которых характерно четкое соматотопическое строение. Нервные волокна, несущие импульсы от нижних противоположных конечностей, располагаются в верхних отделах этой зоны. Нервные волокна, несущие импульсы от верхних конечностей, – в средних отделах, импульсы, поступающие от лица, губ, языка, глотки, – в нижних постцентральных отделах. Эта проекция построена не по геометрическому, а по функциональному принципу: чем большее значение имеет та или иная область периферических тактильно-кинестетических рецепторов того или иного активного органа и чем большей степенью свободы обладает тот или иной двигательный сегмент: сустав, фаланга пальцев, язык, губы и т.д., тем большую территорию имеет его представительство в со-матотопической проекции коры. Существенно, что сомато-тоттическая проекция органов, участвующих в артикуляции звуков, значительно больше представлена в левом, доминантном по речи полушарии.

Известно, что каждый речевой звук произносится одномоментным включением или выключением определенной группы пространственно организованных артикуляционных органов. Так, вторичные поля, принимающие комплексное, симультанное участие в организации той или иной фонемы, связаны с первичными, проекционными полями. Однако не всегда учитывается, что смычка губ и языка при произношении ми н является менее напряженной, чем при б и п, д и т. Наиболее напряженной является смычка при произношении глухих фонем к и т, но при этом голосовые складки оказываются в ненапряженном состоянии. Трудностями определения этих тонких дифференциальных кинестетических признаков фонем объясняется возникновение при афферентной моторной афазии грубой аграфии, алексии, нарушений понимания речи.

Нарушение экспрессивной речи

А.Р. Лурия отмечал (1969, 1975), что существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название “проводниковой афазии”, отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной кинестетической моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам. Пристальное всматривание больного в артикуляцию логопеда приводит лишь к нахождению либо способа, либо органа артикуляции, что порождает смешение звуков м – п – б, н – д – т – л, и – с, о – у и т.п., которое объясняется нарушением кинестетической оценки степени смычки артикуляторных органов при произнесении звуков, дезинтеграцией движений таких органов, как мягкое нёбо и голосовые складки. На более поздних этапах больные произносят слово халат как “ханат” или “ходат”, дом как “лом” или “том”, т.е. одна фонематическая парадигма заменяется другой.

Для афферентной кинестетической моторной афазии характерны трудности в анализе структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. Поэтому нередко слова тут, там, вот, стол, шапка и т.д. звучат как “туть”, “та-мь”, “во-ть”, “съ-то-лъ”, “ша-пъ-ка” и т.д.

По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания. В некоторых случаях могут оставаться легкие артикуляционные призвуки, напоминающие в одних случаях дизартрию (псевдодизартрия как следствие апраксии артикуляционного аппарата), в других – легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких согласных, в редких литеральных парафазиях.

Нарушение понимания

На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, а также значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Длительное время у больных наблюдаются специфические особенности нарушения понимания. Они заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха. При афферентной кинестетической моторной афазии возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б – м – п, переднеязычные: д – л – т – н, сонорные щелевые: н – х – ш, сонорные и гласные и т.д.). Эти трудности фонематического анализа в целом компенсируются избыточностью фонематических различий слов в разговорной речи и позволяют им понимать ее, но сказываются в письме больных. Нарушение понимания слова ухудшается в тех случаях, если больной пытается его проговорить, т.е. включает первично нарушенный кинестетический контроль.

Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный для этой формы афазии предложный импрессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов. Например, положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами, т.е. наблюдаются нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

Значительные трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и др.), которые, кроме пространственного признака, отличаются и многозначностью. Особые трудности испытываются в понимании значений личных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной отнесенности, наличием различной пространственной направленности, обилием фонематических изменений (например, мнеменямною).

При афферентной кинестетической афазии, как правило, наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при втором варианте – и пространственная дезориентированность. Последняя усугубляет представление о плохом понимании речи; например, больные испытывают чрезвычайные трудности при выборе книги, альбома или другого предмета на книжной полке.

Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.

Нарушение чтения и письма

При афферентной кинестетической моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата. Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением. Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором варианте афферентной кинестетической моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркально (вода – “даво”, окно – “онко”), пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, причем, как правило, у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.

В некоторых случаях при грубой афферентной кинестетической моторной афазии наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью речи письменной, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясняется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднаст-ройки всех артикуляционных движений (Н.И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких согласных.

По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

Второй вариант афферентной кинестетической моторной афазии характерен для лиц со скрытым левшеством при поражении теменных отделов левого полушария.

афазия расстройство речь

§ 1.2 Сущность афазии и классификация ее различных форм

Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи.[10, с. 401]

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии чаще всего возникают у взрослых людей в результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга. Сложность речевого расстройства при афазии зависит также от величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п.), которая ведёт к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счёта. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.). Большой вклад в понимании нарушения речи при афазии внесён как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой (М.К. Бурлакова).

Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, а также нейропсихологических и психологических взглядов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других психологов. Нейропсихологическая методика, которую разработал А.Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Эта методика позволяет не только делать заключение о наличие той или иной формы афазии, но и диагносцировать место поражения головного мозга.

В настоящее время большинством афазиологов разделяется точка зрения о символическом (языковом) уровне нарушений при афазии и признаётся необходимость использования достижений лингвистики для изучения клиники афазии и нейролингвистического подхода к ней (Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Т.Б. Глезерман, Р. Якобсон и др.).

Способность человека овладевать различными кодами языка – фонологическим, морфологическим, синтаксическим – связана с возможностью использовать для этой цели различные области мозга. Реализация нейролингвистического подхода к афазии возможна в том случае, пишет Т.Б. Глезерман, если будут выявлены наличие и характер связи поражения третичных полей мозга с расстройством отдельных кодов языка.

Нейролингвистический метод анализа широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов.

Классификация афазии

1. Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Брока).

2. Афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы).

4. Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22-е, зона Вернике).

5. Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины - поля 21-е и 37-е).

6. Семантическая афазия (поражение зоны ТРО).

7. Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области) [10, с.421].

Исходя из современных представлений в психологии и лингвистике о двух видах (или способах) организации речи, связного высказывания — синтагматической и парадигматической, было выделено две группы речевых расстройств.

Парадигматика — это иерархически построенная система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определенную систему фонематических оппозиций, а слово — в системы понятий, в семантические поля и др. Синтагматика имеет другую природу — она связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка.

В первой группе, связанной с поражением передних отделов мозга, которое ведет к дефектам двигательных актов, в том числе и артикуляторных, преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, а парадигматические коды языка остаются относительно сохранными. К этой группе афазий относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии.

Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи, а синтагматическая организация речи остается относительно сохранной. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры (постцентральных, височных и теменно-затьтлочных отделов). Поражение этой задней речевой зоны ведет к формированию остальных форм афазии, перечисленных выше.

Поражение передней речевой зоны ведет в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания, а поражение задней речевой зоны — к нарушению устной импрессивной речи, то есть в первую очередь к дефектам понимания. Что касается устной речи при поражении этой речевой зоны, то здесь не нарушается плавность высказывания, а на первое место выступают дефекты лексики — ее многозначности, точного выбора нужного слова или нужной фонемы и т. д. Структура речи может ломаться в разных ее звеньях, разные ее уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, то есть возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена или уровня организации речи.

афазия расстройство речь

§ 1.3 Клинический аспект

В справочнике Харрисона афазии посвящена целая глава, где описаны основные формы афазии, этиология данного нарушения, анатомическая локализация данного поражения, клиника.

Афазии могут быть классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов.

Глобальная (тотальная) афазия

Этиология. Окклюзия внутренней сонной артерии или средней мозговой артерии, снабжающей доминантное полушарие (реже кровоизлияние, травма или опухоль), приводящая к обширному поражению лобной, теменной и верхней части височной долей.

Клинические проявления. Нарушаются все стороны понимания и продукции речи. Больной не может читать, писать и повторять слова, наблюдается ухудшение слухового восприятия. Речь сведена к минимуму и замедлена. Обычно наблюдаются гемиплегия, потеря чувствительности на половине тела и гомонимная гемианопсия.

Афазия Брока (моторная или замедленная афазия)

Этиология. Поражение коры затрагивает нижнюю фронтальную извилину (зону Брока) доминантного полушария, хотя кортикальные и субкортикальные зоны вдоль и вверх от латеральной (сильвиевой) борозды и островка также могут быть изменены. Моторная афазия обычно возникает в результате нарушений кровообращения в бассейне верхней фронтальной ветви средней мозговой артерии, реже из-за опухоли, абсцесса, метастазов, субдуральной гематомы, энцефалита.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.