Нейропсихологическое обследование больного с афазией


Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии. В данном документе представлены самые отсновыне разделы обследования больного с афазией.

Скачать:

ВложениеРазмер
karta_obsledovaniya_bolnogo_s_afaziey.docx 39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования больного с афазией.

Анкетные данные больного

  1. Предварительная беседа с больным

Какое сейчас время года _____________________________________________

Какое у Вас образование _____________________________________________

Где Вы работаете __________________________________________________

Как ваше самочувствие____________________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________

Данные обследования невербальных психических функций

II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса

1.Исследование двигательных функций руки:

А) Перечислить пальцы______________________________________________

Перебрать пальцев _______________________________________________

Сводить и разводить пальцы _______________________________________

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________

Б) Исследование праксиса позы:

Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________

Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________

В) Исследование динамической организации двигательного акта:

Кулак, кольцо ______________________________________________________

2. Исследование орального праксиса:

А) Вытянуть губы___________________________________________________

Б) Оскалить зубы___________________________________________________

В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________

Г) Надувание щек___________________________________________________

Д) Поместить язык между губами_____________________________________

Е) Поместить язык между зубами_____________________________________

Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:

Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________

3.Исследование речевой регуляции двигательного акта

А) Срисовать простые фигуры________________________________________

Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________

III. Исследование слухо-моторной координации

1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:

А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________

Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________

2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:

А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________

Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________

В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________

IV. Исследования зрительного восприятия

1.Предъявления предметов или их изображений:

А) Назвать предмет/ изображение __________________________________

Б) Описать предмет/изображение __________________________________

2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:

А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________

3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:

А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________

Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________

В) Назвать наложенные предметы___________________________________

Г) Проба Ровена ____________________________________________________

V. Исследование ориентировки в пространстве

1. Предъявляется ряд графических проб:

А)Показать правую и левую руку____________________________________

Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________

В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________

2. Пробы с часами:

А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________

3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:

А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________

Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________

VI. Исследование импрессивной речи

1.Исследование фонематического слуха:

А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________

Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________

В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________

Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________

Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________

Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________

2. Исследование понимания слов:

А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________

Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________

В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________

Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________

Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:

Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________

3. Исследование понимания простых предложений:

А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе

- Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________

Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале

Покажите, чем режут хлеб____________________________________________

Покажите, что наливают в чайник _____________________________________

4.Исследование понимания логико – грамматических структур

З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________

VII. Исследование экспрессивной речи

1.Состояние артикуляционной моторики.

- Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________

подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

чередовать выполнение указанных упражнений

поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________

- Движения мягкого нёба:

Широко открыть рот и зевнуть________________________________________

Заключение : (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить

З, Б ______________________________________________________________

А, У ______________________________________________________________

Ш, Д _____________________________________________________________

Щ, Л _____________________________________________________________

Ж, Дь ____________________________________________________________

Ч, Ль _____________________________________________________________

Рь, Хь ____________________________________________________________

Л, К ______________________________________________________________

Ть, В _____________________________________________________________

Н, Вь _____________________________________________________________

И, Э ______________________________________________________________

3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:

А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить

Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________

Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________

Академия, математика, поведение, обучение__________________________

Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:

Девочка бежала в свою комнату ____________________________________

Она работает в почтовом отделении ___________________________________

По прозрачному небу бегут облака ___________________________________

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________

На солнечных полянах краснеют гроздья рябины ________________________

Свистит сильная метель зимой___ _____________________________________

4. Исследование номинативной функции речи.

А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).

Для эффективного восстановительного обучения необходимо комплексное обследование лиц с афазией. Этот вариант обследования представляет одну из модификаций нейропсихологичес диагностической системы А. Р. Лурия, предложенную Т. Г. Визель.

После беседы переходят к выявлению состояния движений и действий 1) кинестетический кистевой и пальцевый праксис (воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз); 2) кинетический (динамический) праксис (воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание); 3) конструктивный праксис (конструирование из деталей); 4) реципрокную координацию (проба Озерецкого, позволяющая выявить состояние межполушарных двигательных координаций). Далее проводят обследование зрительного, сомато-сенсорного гнозиса (стереогноз) и акустического гнозиса.

При обследовании состояния интеллекта лиц с афазией внимание направлено на изучение: 1) категориального мышления (классификация, исключение лишнего, извлечение аналогий, объединение предметов по сходству); 2) аналитико-синтетического мышления (причинно-следственные отношения, арифметический счет, арифметические задачи); 3) понятийного мышления (антонимы, синонимы, метафоры). Обследование памяти проходит по следующим направлениям: 1) модально-специфическая оперативная память (слухоречевая, зрительная); 2) долговременная (память на события в своей биографии в преморбидном периоде жизни, на общеизвестные исторические события и даты).

24. Классификация афазий Вернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии:

• корковая моторная афазия Брока(аналогична по проявлениям моторной афазии по классификации А.Р. Лурии);

• транскортикальная моторная афазия (по сути близка к динамической афазии);

• субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);

• корковая сенсорная афазия Вернике (соответствует акустико-гностической форме афазии по классификации А.Р. Лурии);

•транскортикальная сенсорная афазия (близка к акустико-мнестической афазии);

• субкортикальная сенсорная афазия (не имеет аналога в классификации А.Р. Лурии), при данной форме афазии имеет место грубое нарушение узнавания речевых звуков, полное непонимание речи окружающих при сохранности слуха на неречевые раздражители.

Классификация афазий А.Р. Лурии. В основу разных форм афазии Лурией были положены следующие принципы: (1) анализ топически ограниченных поражений мозга, (2) выделение факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга. Таким образом, А.Р. Лурия выделял следующие формы афазии:
Афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы). Это одно из самых тяжелых речевых расстройств. Нередко сочетается с эфферентной моторной афазией, тогда ее преодоление оказывается особенно длительным процессом. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от центральной (роландовой) борозды. Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют возможность совершать по заданию движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, поскольку нет парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. В зависимости от степени выраженности артикуляционной апраксии это проявляется: (1) в отсутствии артикулирования речи; (2) искаженном воспроизведении артикуляционных поз; (3) поисках артикуляции. Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга - поле 44, или зона Брока) возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны. Эта область обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в последовательные организованные ряды - кинетические двигательные мелодии. При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляторной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, частично и понимания речи. (!) Таким образом, в отличие от афферентной моторной афазии, при которой артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

При динамической афазии (отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона Пенфилда)имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от зоны Брока. Речевой дефект при этой форме афазии проявляется главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. Произносительные трудности мало значимы. Речь больных отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге, нарушением речевого программирования при 1-м варианте динамической афазии. При 2-м варианте наблюдаются расстройства грамматического структурирования.

При акустико-гностической (сенсорной) афазии(поражение средней височной извилины - поля 21 и 37)имеет место грубое расстройство фонематического слуха, т.е. отмечается нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройство понимания речи. Больной вопринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков. Больные с этой формой афазии, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непонимание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу осознают свою болезнь. Они становятся подвижными, многоречивыми. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное понимание речи, подмена точного восприятия догадками. На основе неразличения звуков возникает непостоянство восприятия речи. Различные слова могут звучать для больного одинаково или одно и то же слово воспринимается по-разному. Таким образом, нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой. В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль речи, в результате чего появляется компенсаторное многословие. В их речи много литеральных и вербальных парафазий. Чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь нарушается в большей степени, однако, если заострить внимание больного на его ошибках с привлечением сохранного оптического контроля, это поможет ему точно скопировать нужное слово.

Акустико-мнестическая афазия -очаг поражения в средних и задних отделах височной области. В отличие от сенсорной афазии здесь акустический дефект проявляется не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи этих больных основным симптомом афазии является словарный дефицит. Словарный дефицит связан как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны)- поражение теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Основной симптом - имрессивныйаграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1902 . Нарушение авторских прав

Исследование экспрессивной речи, проводят от простых тестов к сложным:

  1. человека просят рассказать о себе. Просят прочитать и пересказать статью, исследование диалога.

Исследование импрессивной речи, т.е. исследование понимания речи:

  1. исследование фонематического слуха
  2. понимание смысла слов, более сложных фонем, затем предложить показать предметы.
  3. понимание сложных логико-грамматических пространственных временных конструкций.
  4. понимание простых и сложных конструкций. Больного просят показать на ряде предметов названный предмет.

Алалия

Форма речевого недоразвития из-за поражения головного мозга. В основе алалии лежит повреждения речевых зон мозга из-за травм, асфиксиях или кровоизлияние. Это происходит во время беременности. Выделяют моторную алалию это отсутствие у ребенка гуления, запаздывает лепет, появляется на 2-3 году жизни. Сенсорная алалия – это врожденное нарушение восприятия речи, нарушение понимания речи. Не формируется связь между словом и предметом, и при многократном повторении также не формируется.

Это форма речевого недоразвития.

В основе лежит повреждение речевых зон из – за травм, асфиксий, кровоизлияния во внутриутробном периоде, во время беременности.

– Моторная алалия –отсутствие или ограниченное гуление, запаздалый лепет на втором полугодии, первий год жизни или на втором, третьем году жизни.

– Сенсорная алалия –нарушение восприятия и понимания речи. Нарушается связь между словом и предметом при многократном повторении не формируется.

Фонематические расстройства

Дислалия –это форма нарушения речи, связанная с разнообразными фонематическими расстройствами .

Дизартрия –нарушение звукопроизношения, которые могут возникать:

– бульбарный паралич или бульбарная дизартрия. Повреждение ствола головного мозга, ядер черепно – мозговых нервов (тройничный, языковой, языко – глоточный, блуждающий, подъязычный). Выражается в том, что плохо артикулируется речь или речь полностью утрачивается (анартрия).

– Псевдобульбарный паралич – повреждение проводящего пути ядер, возникает при ДЦП, похож на бульбарный, но есть отличия:

нет атрофии мышц мягкого нёба, но есть рефлексы орального автоматизма (хоботковый); насильственный смех и плач.

Заикание

Выделяют: тахилалия- патологически ускоренный темп речи; брадилалия- патологически замедленный темп речи, обусловлен доминированием стриатума.

Заикание-сложная форма нарушения речи. Нарушается темп, плавность и ритм речи. Характеризуется судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата. Нарушается фонация и дыхание. Невротическое заикание возникает в результате психологической травмы у ребенка еще с неокрепшей психикой , возраст 3-5 лет. Ребенок видит свой дефект и не хочет говорить. Неврозоподобное заикание возникает на фоне соматогенных факторов, запаздывает речевое развитие до 3 лет. Возникают дизартрические трудности. Преобладает платонический компонент (застревание на одной фразе, одном слове, нет стеснения своего дефекта)

Агнозия — нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Дети с агнозией видят предметы, осязают их, слышат звуки, но не могут понять, что они означают. Взрослые больные теряют способность узнавать даже знакомые стимулы, воспринимаемые органами чувств.

Зрительная агнозия

Наиболее часто в результате локальных поражений мозга возникает зрительная агнозия. Как и все психические процессы человека, визуальная перцепция (зрительное восприятие) — это прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные и эфферентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальности. Общий принцип работы зрительной системы состоит в симультанности (одномоментности) анализа и синтеза зрительной информации.

Нарушения зрительного восприятия — зрительные агнозии — характеризуются неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора (преимущественно 18 и 19 поля по Бродману). Чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

То, что в клинике локальных поражений мозга различают разные виды нарушений зрительного гнозиса, свидетельствует о высокой функциональной дифференциации зрительной коры.

Конкретное обозначение зрительной агнозии зависит от того, к чему оно относится — предмету, пространству, движению, цвету, символу. Соответственно различают следующие виды зрительной агнозии:

• агнозия на цвета;

• агнозия на лица;

Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета.

Чаще всего это расстройство возникает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария.

Вариантом оптико-гностических расстройств является симультанная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств характеризуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при двустороннем поражении затылочных долей мозга.

Агнозия на лица (прозопагнозия) представляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прически и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики, выражающей ту или иную эмоцию, а также видят искаженные гримасы. Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височо-теменно-затылочных отделов правого, полушария.

Агнозия на цвета, или иначе цветовая агнозия, обусловлена поражением или дисфункцией височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полушарий; Цветовая агнозия по доминантному типу, как и другие виды зрительной агнозии, характеризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии. Невозможность больных с агнозией на цвета подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму, избирательное расстройство — агнозии на цвета, сопровождающегося забыванием названий цвета.

Тактилъная агнозия выступает в двух основных видах:

1. Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности).

2. Нарушение узнавания формы объектов — астереогноз.

Это расстройство обусловлено, по мнению большинства авторов, поражением нижней теменной дольки (в области надкраевой извилины).

Больные с нарушением узнавания материала и текстуры объектов не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не могут подобрать идентичный ему. Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.).

При очагах поражения в области таламуса наблюдаются протопатические эффекты, т.е. неприятное чувство, усиливающее болевые ощущения, например, от укола. Иногда в этих случаях кажется, что наносится не один укол, а много в разных частях тела.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 5397 раз

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а именно к неврологии и логопедии. Может найти применение в неврологических и нейрохирургических клиниках, в отделениях реабилитации больных с органическим поражением головного мозга. Отличительной особенностью предлагаемого способа диагностики является то, что обследование больного состоит из нескольких независимых модулей, которые сгруппированы в соответствии с диагностируемыми формами афазии. В каждом модуле тестируется определенная форма и определяется степень ее выраженности.

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии

В настоящее время в медицине достигнут существенный прогресс [5–22], в том числе и лечении афазии. Патогенез афазии характеризуется системным нарушением функционирования речевого мышления вследствие органического поражения головного мозга.

Афазия клинически проявляется:

1) в грубом нарушении понимания и собственной речи (грубая сенсомоторная афазия);

2) в нарушении понимания обращенной речи (акустико-гностическая афазия);

3) в нарушении объема слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия);

4) в нарушении семантики речи (семантическая афазия);

5) в нарушении моторной кинестетической программы (афферентно-моторная афазия);

6) в нарушении моторной кинетической программы (эфферентно-моторная афазия);

7) в нарушении планирования и программирования речевого высказывания (динамическая афазия).

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не обусловленный органическими изменениями в коре головного мозга. Суть данной работы заключалась в последовательной компоновке и интегрировании материала по диагностике лиц с афазией вплоть до получения окончательной методики обследования. При компоновке информации определялись структурные составляющие диагноза (предпосылки и проявления) путем сличения разных проявлений к конкретным симптомам или синдромам. В данном случае применялся качественный анализ дефекта, выделение первично пострадавших звеньев (факторов). Это позволило различить сходные картины нарушения и способствовало постановке точного логопедического диагноза. В целом, процесс создания компьютерной экспресс методики обследования состоял из нескольких этапов:

  1. группировка имеющихся симптомов в синдром;
  2. выделение в синдроме ведущего симптома;
  3. распознавание полученного синдрома путем сличения с эталонными представлениями о формах афазии.

При обследовании больного первоначально регистрируются анкетные данные, клинический диагноз, особенности эмоционально-волевой сферы больного, результаты объективных исследований (КТ/МРТ). На следующем этапе начинается собственно исследование речевого мышления больного, которое состоит из двух этапов. Цель первого этапа исключить грубую степень тяжести речевого расстройства, а также дифференцировать афазию и мутизм. Цель второго этапа — определение формы афазии и степени ее выраженности.

Результат обследования — балльная оценка, которая соотносится с формой речевого нарушения и степенью его выраженности. Методика скрининг обследования больных с афазией составлена на основе зарекомендовавших себя апробированных методик, использующихся в клиниках для определения выявления речевых нарушений у больных с локальным нарушением мозгового кровообращения [1,2,3,4,5,6].

Создание компьютерной скрининг методики диагностики проводилось в 2013–2015 гг. в несколько этапов: На первом этапе разработчиком (логопедом Щербаковой М. М.) на основе проанализированной литературы и собственных внедренных программ реабилитации была составлена экспресс методика диагностики афазии, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к данным работам. Контролировал процесс, анализировал содержание экспресс методики и ее адекватность применения в клинике руководитель отделения неврологии, главный внештатный специалист Московской Области, заведующий кафедрой неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. В. Владимирского д. м. н., профессор Котов С. В. На втором этапе создавался компьютерный вариант экспресс диагностики (программисты отделения компьютерных технологий ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского МОНИКИ.). На третьем этапе компьютерная скрининг диагностика афазии прошла апробацию в клинике (отделение неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского) и доказала свою достоверность.

Алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как: 1) не требует дополнительных материалов; 2) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам-неврологам. Продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

Способ осуществляется следующим образом. Первоначально фиксируются общие сведения о больном, неврологический диагноз, группа инвалидности, образование больного, особенности эмоционально-волевой сферы больного, уточняется наличие или отсутствие очагового поражения головного мозга по данным объективных исследований (КТ/МРТ). Затем начинается собственно процесс обследования речевого мышления больного, который состоит из нескольких независимых модулей. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего элемента в предлагаемом задании, либо по истечении отведенного на выполнение задания времени.

Модуль 1. Обследование грубой сенсомоторной афазии. Включает 4 задания. Задания: ситуативная беседа (3 балла); автоматизированная речь (2 балла); договаривание стойких речевых конструкций (3 балла); понимание простейших речевых инструкций (4 балла).

1) 0–6 баллов — тотальная афазия. Рекомендуется Модуль 2. Исключение мутизма.

2) 7–9 баллов — грубая сенсомоторная афазия.

3) 10–12 баллов — грубой сенсомоторной афазии нет. Рекомендовано дальнейшее обследование больного.

Модуль 2. Исключение мутизма. Включает 3 задания и одно дополнительное. Задания: дописывание пропущенных слов в текст (1 балл); показ предметных картинок по инструкции (1 балл); дописывание предложений (4 балла).

1) 0–2 балла — мутизма нет. Ставится диагноз: тотальная афазия

2) 3 балла — проводится дополнительное обследование с целью исключения мутизма. В результате обследования: а) 0 баллов — мутизм исключается, ставится грубая сенсомоторная афазия; б) 1 балл — мутизм подтверждается.

3) 4–6 баллов — мутизм.

Модуль 3. Акустико-гностическая афазия. Включает 6 заданий. Задания: показ сюжетных картинок (4 балла); показ предметных картинок (4 балла); раскладывание подписей к предметным картинкам (4 балла); фонематическое восприятие (6 баллов); составление слов из букв (4 балла).

1) 20–22 балла — акустико-гностической афазии нет.

2) 16–19 баллов — акустико-гностическая афазия легкой степени тяжести

3) 13–15 баллов — акустико-гностическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–12 баллов — акустико-гностическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 4. Акустико-мнестическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: показ недорисованных предметных картинок (4 балла); объяснение функциональных назначений предметов (5 баллов); подбор аналогии (2 балла); слухоречевая память на серию слов (2 балла), слухоречевая память на текст (4 балла).

1) 16–17 балла — акустико-мнестической афазии нет.

2) 13–15 баллов — акустико-мнестическая афазия легкой степени тяжести

3) 7- 12 баллов — акустико-мнестическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — акустико-мнестическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 5. Семантическая афазия. Включает 7 заданий. Задания: зрительное восприятие пропорций (1 балл); восприятие наложенных изображений (3 балла); схема тела (4 балла); определение времени на часах (2 балла); счетные операции (1 балл); понимание переносного смысла слова (4 балла); понимание логико-грамматических оборотов (2 балла).

1) 16–17 балла — семантической афазии нет.

2) 14–15 баллов — семантическая афазия легкой степени тяжести

3) 8–13 баллов — семантическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — семантическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 6. Динамическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: динамический праксис (1 балл); подбор к словам-глаголам синонимов (4 балла), антонимов (4 балла); построение фразы (предложения) (3 балла); решение логических задач (3 балла).

1) 14–15 баллов — динамической афазии нет.

2) 12–13 баллов — динамическая афазия легкой степени тяжести

3) 8- 11 баллов — динамическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — динамическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 7. Эфферентно-моторная афазия. Включает 4 задания. Задания: воспроизведение дезавтоматизированных рядов (2 балла); графический праксис (2 балла); составление слов из слогов (4 балла); составление слов из букв с известной первой буквой (4 балла).

1) 10–11 баллов — эфферентно-моторной афазии нет.

2) 8–9 баллов — эфферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 5–7 баллов — эфферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–4 баллов — эфферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Модуль 8. Афферентно-моторная афазия. Включает 6 заданий. Задания: автоматизированное письмо (1 балл); дописывание первых слогов в слово (4 балла); дописывание последних слогов в слово (4 балла); составление слов из букв (3 балла); отгадывание кроссворда (5 баллов); дезавтоматизированное письмо (2 балла).

1) 18–19 баллов — афферентно-моторной афазии нет.

2) 14–17 баллов — афферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 7–13 баллов — афферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — афферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Таким образом, диагностика речевого мышления больного по уникальной методике включает либо:

1) все модули обследования с определением формы афазии и степени ее выраженности у больных без предварительного диагноза. Процедура занимает около 30 минут.

2) определенный модуль обследования у больных с наличием предварительного диагноза с целью подтверждения наличия данной формы афазии и определения степени ее выраженности. Процедура обследования занимает 5–7 минут.

Методика прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского в 2013–2015 гг. на 137 больных. В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы. Всем обследуемым больным (137 человек) был поставлен предварительный логопедический диагноз, который был подтвержден в 100 % случаев при обследовании их по скрининг методике обследования. После проведенного курса реабилитации с больными проводилось повторное обследование по методике скрининг обследования, которое позволило доказать результативность комплексного лечения (сосудистой терапии и логопедического воздействия). Если при первичном обследовании речевых нарушений выявлено не было, повторное обследование не проводилось.

В целом можно отметить следующие достоинства компьютерной скрининг методики обследования больных с афазией:

1) в методике диагностики учтены все параметры проявления синдрома афазии (нарушение как речевых, так и неречевых высших психических функций).

2) алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как:

а) не требует дополнительных материалов;

б) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам неврологам, работающим с данной группой больных.

3) продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.