Нервная деятельность при умственной нагрузке

Умственный труд сопряжен с работой корковых структур полушарий головного мозга. В интеллектуальном труде преобладает информационный компонент. Важна и психическая составляющая. Для такого рода труда особую роль играют две группы психических явлений: психические процессы, включающие такие важные функции, как внимание, память, эмоции и другие, а также психические свойства личности работающего, его индивидуально-типологические особенности, интересы, способности. В умственном труде большую роль играют такие элементы психической деятельности, как психические акты, связанные со зрительным и слуховым восприятием, волевые, сенсомоторные акты. Все виды интеллектуального труда включают высшие психические функции внимания и памяти, а сам процесс умственного труда состоит из трех основных компонентов: восприятия, переработки информации и принятия решений.

Умственная деятельность характеризуется значительным разнообразием, но, учитывая ее специфику (мозг является не только регулирующим, но и работающим органом), влияние такой работы прежде всего будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС. Первичные функциональные изменения при умственном труде в организме обнаруживаются в процессах нервной регуляции, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Протекание психических процессов сопровождается активацией соответствующей функциональной системы. Так, во время интеллектуальной деятельности процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая и левое, и правое полушария. При различных видах деятельности (перцептивной, моторной и т. п.) в разных областях коры развиваются локальные процессы активации.

Умственная деятельность у человека сопровождается изменениями функционального состояния различных органов и систем организма. Она связана с деятельностью нервных клеток головного мозга, которая сопровождается усилением расхода энергии. Но это не всегда отражается на общем энергетическом балансе организма. Экспериментально установлено незначительное повышение показателей газообмена при умственной работе.

Интеллектуальная деятельность отражается на определенных нейродинамических, нейрофизиологических состояниях головного мозга. Эти состояния могут выражаться в виде усиления кровоснабжения мозга, повышения энергетического обмена нервных клеток, изменения показателей биоэлектрической активности мозга. Любая умственная деятельность сопровождается нервно-психическим напряжением, поскольку информация несет не только осведомляющую, но и большую эмоциональную нагрузку. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедуллярной, гипоталамо-гипофизарной и адренокортикальной систем, поскольку эти системы играют ведущую роль в механизмах эмоций. Повышение их активности проявляется в усилении секреции катехоламинов и глюкокортикоидов. Поэтому нервно-психическое напряжение сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, повышением тонуса мускулатуры, энергетического обмена.

Таким образом, повышение суммарных затрат у человека при умственной деятельности определяется степенью нервно-психической напряженности. Обычные показатели, характеризующие функциональное состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС), не отражают интенсивности умственной работы человека.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – их замедление. При интеллектуальном труде незначительно повышается кровяное давление, увеличивается кровенаполнение головного мозга, усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Различно выраженные сдвиги вегетативных функций при умственной работе могут быть объяснены различным эмоциональным напряжением человека, связанным с условиями работы. Реакции со стороны вегетативных функций при нервно-психическом эмоциональном напряжении аналогичны реакциям, сопровождающим физическую работу (тахикардия, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, потребления кислорода, повышение температуры тела и др.). При умственной работе, сопровождающейся нервно-психическим, эмоциональным напряжением, вегетативные сдвиги не носят специфических черт по сравнению с физической работой, они различаются количественными характеристиками.

Следовательно, отличия умственной и физической работы находятся преимущественно в сфере изменений нейрофизиологических и психических процессов.

• К умственному труду принято относить работы, требующие преимущественного напряжения ЦНС, психических функций и эмоциональной сферы, при небольшом компоненте мышечной деятельности. С учетом психофизиологических особенностей выделяют следующие группы умственного труда:

1) труд с преимущественным напряжением мыслительных процессов, при которых работы выполняются по заранее разработанному алгоритму. К этой группе относятся такие профессии, как инженер, экономист, канцелярский работник;

2) управленческий труд, характеризующийся нерегулярностью нагрузок, необходимостью принятия нестандартных решений, возможностью возникновения конфликтных ситуаций. Это труд руководящих работников, преподавателей;

3) творческий труд, для которого характерно создание новых алгоритмов деятельности, а также присутствие повышенного нервно-эмоционального напряжения. Таким трудом занимаются научные работники, общественно-политические деятели, деятели культуры и искусства;

4) операторский труд;

5) труд учащихся, отличающийся особым напряжением внимания

и памяти, высокими нервно-эмоциональными нагрузками.

А. С. Егоров и В. П. Загрядский так охарактеризовали основные типы умственного труда:

1) сенсорный тип – прием информации по одним каналам связи и передача ее в практически неизмененном виде по другим каналам;

3) логический тип – прием информации, ее переработка, выработка решений. Для этого типа характерно большое число логических условий, и его можно подразделить на следующие подтипы:

а) со стандартным видом деятельности – работа ограничена определенным кругом заранее известных логических условий, в ответ на которые вырабатываются стандартные реакции;

б) с нестандартным видом деятельности – имеется большое количество логических условий, которые не всегда могут быть заранее предусмотрены, введение которых нарушает обычную последовательность действий;

в) с эвристической деятельностью – процесс творческого мышления, позволяющий находить оптимальные решения из ряда логически обусловленных вариантов (поиск основан на сложных ассоциациях, связанных с опытом, знаниями, с типологическими особенностями нервной системы человека).

Эти особенности умственного труда обусловливают формирование сложной системы физиологических и психических регулирующих структур. Оно может быть выражено в виде активации имеющихся связей, перестройки или образования новых связей и ломке старых.

При различных типах умственной деятельности происходит активация различных участков коры головного мозга и подкорковых образований. Отражением сложных активирующих и тормозных процессов в коре и других отделах ЦНС является изменение ЭЭГ и психофизиологических показателей.

В процессе осуществления оценочной, мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив, направленной организацией новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью, возникает эмоциональное напряжение. Эмоциональная активация – необходимое звено при решении субъективно сложных мыслительных задач, при этом эмоциональное решение задач опережает их интеллектуальное решение. Таким образом, эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие вызванной ими активации отнюдь не гарантирует достижения верного результата.

Умственная деятельность, требующая выбора альтернатив, решения новых задач, в большей степени включает механизм, вызывающий через лимбико-ретикулярную систему повышение уровня готовности к действию и облегчающий совершение этого действия. Кроме того, лимбико-ретикулярная система играет важную роль в механизмах активации ЦНС и повышения эффективности умственной деятельности. Еще одним важным механизмом обеспечения эффективности умственной деятельности является увеличение кровотока в активно работающих нервных центрах.

Эти изменения происходят благодаря тому, что во время напряженной умственной работы создается функциональная система, объединяющая высшие нервные центры, которые осуществляют работу непосредственно, и вегетативные нервные центры, которые регулируют поддержание эффективной умственной деятельности.

Таким образом, колебания психофизиологических параметров и изменения вегетативных систем носят адаптивный характер и обеспечивают необходимый уровень функционирования физиологических систем путем перемежающейся оптимизации их активности. С повышением интенсивности умственной деятельности происходит перестройка функциональной системы: снижается уровень активности неспецифических функций, возбудимость ЦНС, уравновешенность нервных процессов, активность нервно-мышечного аппарата. В то же время специфические для умственной деятельности высшие психические функции обладают определенной устойчивостью. Чтобы обеспечить возросшую нагрузку, включается такой физиологический механизм, как увеличение межфункциональных связей.

• Умственная работоспособность представляет собой многомерное понятие, включающее в себя три основных компонента: временную нагрузку, нагрузку усилия, нагрузку психологического стресса. Показателями умственной работоспособности считают продуктивность, точность, скорость работы, точность и скорость выполнения определенных операций. Однако для различных типов сложно выделить единые показатели умственной работоспособности. Например, у лиц операторских профессий, труд которых характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к восприятию, мышлению, нервно-эмоциональным напряжением, работоспособность зависит от уровня психофизиологических функций, прежде всего внимания и памяти, подвижности нервных процессов, скорости реакции.

При умственном труде вначале наблюдается повышение чувствительности анализаторных систем, в том числе зрительной и слуховой. Рядом исследователей установлено, что деятельность психических функций под влиянием умственной работы претерпевает, как правило, фазные изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность обычно изменяются в сторону улучшения. Значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность. При этом количественные и качественные показатели работоспособности падают. Снижается лабильность зрительного анализатора. Обнаруживается ухудшение функций внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия, что сопровождается большим числом ошибок. В творческом труде снижение работоспособности может проявляться в появлении стереотипности и шаблонности.

• Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде проходит через те же фазы, что и при физическом. Принципиальных различий в кривой работоспособности при физическом и умственном труде нет. Они имеются лишь в адекватных показателях умственной и физической работоспособности.

В первый период – период врабатываемости, длящийся от нескольких минут до одного часа – происходит постоянное повышение работоспособности с определенными колебаниями производительности работы, обусловленными поиском адекватного способа действия. Психофизиологическое содержание этого периода состоит в формировании рабочей доминанты (объединении нервных центров в функциональную, целостную систему), регуляции важнейших для выполнения работы функций, выработке и усвоении оптимального ритма работы. Все это сопровождается определенными функциональными сдвигами и нервно-психическим напряжением.

Второй период – оптимальной работоспособности – характеризуется стабильной умственной работоспособностью. При этом изменения показателей функций организма адекватны нагрузке и лежат в пределах физиологической нормы.

За ним следует третий период – полной компенсации, который наступает незаметно и постепенно. Здесь возникают начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека и положительной мотивацией к работе. В этом периоде нет внешнего снижения работоспособности, а утомление проявляется в виде чувства усталости, наблюдаются большие сдвиги вегетативных функций.

Во время четвертого периода – неустойчивой компенсации – нарастает утомление, снижается работоспособность, но волевое усилие человека может поддерживать ее на каком-то заданном уровне. Степень снижения работоспособности и способность к ее компенсации зависят от индивидуальных особенностей. В этот период выражено чувство усталости, наблюдаются многообразные изменения показателей функций различных систем, особенно тех, которые обеспечивают выполнение работы, и психических функций, которые в структуре данной деятельности имеют решающее значение. Изменения в других системах имеют регуляторное или компенсационное значение.

Пятый период – период прогрессивного снижения работоспособности – отличается быстро нарастающим утомлением, которое выражается в снижении продуктивности умственной работы, функциональных сдвигах, неадекватном выполнении работы. Во время этого периода человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.

• Возрастные особенности умственной работоспособности. Следует заметить, что, по результатам некоторых исследований, тренировка профессионально значимых функций организма человека в процессе трудовой деятельности способна нивелировать их возрастные изменения и сохранить, а иногда и повысить надежность умственной деятельности у лиц старшего возраста, часто за счет снижения общей производительности труда.

• Методы повышения умственной работоспособности. Важнейшим средством поддержания высокой работоспособности служит чередование умственного труда с физическим. Наилучшие результаты дает включение легкой физической нагрузки в середине или после окончания умственной работы, особенно если двигательная активность недостаточна.

Основные условия продуктивности умственной работы были сформулированы Н. Е. Введенским еще в 1911 году:

1) в работу нужно входить постепенно;

2) необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет утомление;

3) деятельность должна быть последовательной, следует регулировать, организовывать и планировать работу;

4) важно правильное чередование труда и отдыха, с учетом большой роли активного отдыха;

5) деятельность должна быть систематической.

Оптимальная умственная работа и стабильность высших психических функций обеспечиваются соответствующим уровнем функционирования ЦНС и вегетативной активации. Результаты исследований показывают, что наиболее существенные изменения в функциональном состоянии организма проявляются не столько под влиянием непосредственно умственной работы в обычных условиях, сколько при воздействии различных неблагоприятных факторов, особенно эмоциогенных. Поэтому большая роль принадлежит также созданию благоприятного психологического климата на производстве, учету и внедрению эргономических основ организации рабочего места.

В качестве других методов повышения умственной работоспособности указывают на применение аутогенных тренировок, использование определенной цветовой гаммы и цветозвуковых воздействий, оказывающих благотворный эффект, употребление тонизирующих средств.

Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 8969 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Нехватка даже 1 витамина для нервной системы может привести к ощутимому ухудшению самочувствия и внешнего вида. Например, кратковременная нехватка только витаминов группы B приводит к раздражительности, а при длительном недостатке — может развиться депрессия. При этом почти никогда не бывает так, чтобы в дефиците был только 1 витамин. Авитаминоз — явление комплексное, от которого страдают все органы и системы организма.

Правильное питание является источником витаминов и микроэлементов, необходимых для поддержания здоровья: красоты, хорошего самочувствия, позитивного настроения, энергичного поведения. Сбалансированное питание может покрыть суточную потребность человека в витаминах, но на практике из-за различных жизненных обстоятельств такое бывает редко. В результате у большинства людей в той или иной степени проявляется авитаминоз.

Симптомы нехватки витаминов

Самыми верными признаками авитаминоза являются ухудшения самочувствия и внешнего вида.

Принятия срочных мер требует появление таких признаков, как:

  1. Расстройства центральной нервной системы (ЦНС), проявляющиеся в виде:
    • нарушения концентрации внимания;
    • снижения памяти;
    • апатии;
    • сонливости или бессонницы;
    • нервозности;
    • раздражительности;
    • депрессии.
  2. Слабость и повышенная утомляемость .
  3. Отсутствие полового влечения .
  4. Частые простуды .
  5. Ухудшение качества кожи , которая быстрее и острее других систем реагирует на нехватку витаминов. Она становится тусклой, начинает шелушиться, воспаляется без видимых причин или от прикосновения бижутерии или одежды. На авитаминоз указывают пересохшие губы, трещины в уголках рта, появившаяся угревая сыпь.
  6. Слоящиеся ногти . Дефицит витаминов делает ногти тусклыми, мягкими, ломкими. Нередко на их поверхности появляются пятна, ямочки, полоски. При этом использование лечебных ванночек, масел, других средств народной медицины к улучшению не приводит.
  7. Выпадение волос , которые так же, как и кожа, чутко реагируют на авитаминоз. От недостатка витаминов волосы не только выпадают, но и теряют блеск, становятся ломкими. Авитаминоз часто проявляется в виде прыщей на коже головы, перхоти, постоянного зуда.
  8. Покрасневшие слезящиеся глаза . Кроме этого, авитаминоз провоцирует:
    • припухлость век, сопровождающуюся зудом;
    • частые воспаления;
    • снижение остроты зрения, особенно в сумерках;
    • развитие светобоязни;
    • двоение в глазах.
  9. Кровоточащие десны в сочетании:
    • с мелкими язвами щек и языка;
    • с изменившимся цветом языка или появившимся налетом;
    • с повышением чувствительности зубной эмали.
  10. Отекающее лицо и суставы , не связанные с чрезмерным употреблением острой, маринованной пищи или алкоголя.
  11. Сбои в пищеварении , проявляющийся в виде:
    • потери аппетита;
    • изменившихся вкусовых пристрастий;
    • изменения веса (как в сторону увеличения, так и уменьшения);
    • тошноты.

Лучшие витамины от нервов для взрослых

Витамины для нервной системы производят в 2 формах:

  • таблетки;
  • инъекции.

Для нормального функционирования ЦНС женщине в сутки необходимо употреблять:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,1 мг;
  • рибофлавина — 1,1 мг;
  • никотиновой кислоты — 14 мг;
  • пантотеновой кислоты — 5 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 75 до 150 мг;
  • токоферола — 10 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

Для беременных и кормящих женщин дозировки увеличиваются.

Для нормального функционирования мужского организма требуются более высокие дозы витаминов:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,5 мг;
  • рибофлавина — 1,8 мг;
  • никотиновой кислоты — 25 мг;
  • пантотеновой кислоты — 7 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 100 до 150 мг;
  • токоферола — 18 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

  1. Мильгамма .
    Основными действующими веществами являются тиамин и пиридоксин, естественный запас которых в организме слишком мал. Поэтому их дополнительное поступление должно осуществляться ежедневно.
  2. Доппельгерц-Актив-Магний + Витамины группы В .
    Эта биодобавка рекомендована при несбалансированном питании и чрезмерных психических и умственных нагрузках, провоцирующих нервозность, раздражительность, быструю утомляемость и хроническую усталость. В состав входят:

  • тиамин;
  • пиридоксин;
  • цианокобаламин;
  • фолиевая кислота;
  • магний;
  • аскорбиновая кислота.
  • Магне В6 .
    Мощное антистрессовое средство, сочетающее пиридоксин и повышенное количество магния — веществ, эффективно поддерживающих функционирование клеток ЦНС в периоды сильного умственного и психического переутомления.
  • Мульти-Табс-В-Комплекс .
    Сильное средство, предназначенное для профилактики гиповитаминозов группы B, терапии астено-невротического синдрома и помощи при выходе из глубокого стресса. В его состав входят:

    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пиридоксин;
    • цианокобаламин;
    • фолиевая кислота;
    • никотинамид;
    • пантотеновая кислота.
  • Фолиевая кислота .
    Препарат, способствующий улучшению настроения. Его часто назначают во время беременности и при нервных расстройствах, грозящих перейти в депрессию.
  • Витрум-Суперстресс .
    Мощный лечебно-профилактический поливитаминный комплекс, предназначенный для поддержания организма в период повышенных физических и психических нагрузок. В его состав входят:

    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пантотеновая кислота;
    • пиридоксин;
    • фолиевая кислота;
    • цианокобаламин;
    • токоферол;
    • аскорбиновая кислота;
    • биотин;
    • никотинамид;
    • железо.
  • Нейробион .
    Витаминный комплекс, содержащий повышенные дозировки тиамина, пиридоксина и цианокобаламина, который назначают при недостатке этих веществ или таких заболеваниях ЦНС, как неврит, невралгия и т.д.
  • Глицин .
    Метаболический препарат, уменьшающий психоэмоциональное напряжение, активирующий процессы защитного торможения в ЦНС, повышающий умственную работоспособность. Его назначают для:

    • снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности;
    • улучшения настроения;
    • облегчения засыпания и нормализации сна.
  • Витабаланс-Мультивит .
    Высокоэффективный витаминно-минеральный комплекс, направленный на повышение адаптационных возможностей и энергетического потенциала организма, улучшение функционирования ЦНС. В состав комплекса входят:

    Инъекции витаминов группы В болезненны, однако их назначение оправдано. Они действуют намного быстрее и эффективнее, чем аналогичные препараты в таблетках или капсулах. Инъекции применяют для профилактики нервных заболеваний, а также при лечении болезней, вызванных нарушением нервной деятельности и сопровождающихся сильными болями. Кроме этого, их используют в критических ситуациях как витамины от стресса.

    Наиболее популярными препаратами B-комплекса являются:

    • Мильгамма композитум;
    • Витагамма;
    • Тригамма;
    • Комбилипен;
    • Нейробион;
    • Нейрорубин.

    Первые 4 препарата отличаются присутствием в составе лидокаина, что делает прием инъекций менее болезненным. Все эти средства имеют одинаковый состав действующих веществ, включающий:

    • тиамин;
    • пиридоксин;
    • цианокобаламин.

    Витамины от стресса нельзя принимать без консультации врача, особенно это касается препаратов в ампулах.

    Как и любые другие лекарственные средства, витамины имеют противопоказания к применению. Кроме этого, гипервитаминоз так же опасен, как и авитаминоз. Действуя быстрее и мощнее, инъекции витаминов могут скорее вызвать нежелательные побочные эффекты.

    Витамины от стресса для детей

    При выборе препарата для ребенка необходимо соблюдать некоторые медицинские рекомендации. Средство должно:

    • соответствовать возрасту ребенка;
    • быть гипоаллергенным;
    • содержать не ретинол, а бета-каротин;
    • быть рассчитанным на 2-3 приема в день.

    Препараты для ребенка возрастом от 1 до 3 лет обязательно должны содержать:

    • цианокобаламин;
    • фолиевую кислоту;
    • аскорбиновую кислоту;
    • кальциферол;
    • железо;
    • йод;
    • кальций;
    • цинк.

    К проверенным и эффективным детским препаратам для укрепления ЦНС относятся:

    • отечественный мультивитаминный комплекс Алфавит;
    • Центрум (США) — сладкие таблетки со вкусом малины для детей 2-4 лет;
    • Витрум Кидс (США) — жевательные таблетки для детей от 3 лет и старше;
    • Витрум Юниор (США) — жевательные таблетки для детей от 7 до 14 лет;
    • Мульти-табс (Дания) — мощный препарат, имеющий несколько вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории (Мульти-табс Юниор, Мульти-табс Бэби, Мульти-табс Малыш);
    • Пиковит (Словения).

    Источники витаминов для нервной системы

    Натуральными источниками витаминов для нервной системы являются продукты растительного происхождения, в состав которых, кроме витаминов, входит большое количество иных нутриентов (биологически важных элементов), необходимых для здоровья ЦНС.

    Наибольшее количество ретинола содержится в продуктах:

    • морковь,
    • шиповник,
    • зеленый лук,
    • томаты,
    • кабачки,
    • сушеная слива,
    • курага.
    Тиамин содержится в следующем:

    • гречневая крупа,
    • орехи,
    • фасоль,
    • спаржа,
    • хлеб из муки грубого помола,
    • картофель.
    Рибофлавин содержится в:

    • белокочанной капусте,
    • шпинате,
    • брокколи.

    Большое количество никотиновой кислоты содержится в орехах и зеленых овощах.

    Фолиевой кислотой богаты:

    • грибы;
    • цветная капуста;
    • морковь;
    • петрушка.

    Большое количество цианокобаламина содержится в сое.

    Перечень продуктов, богатых аскорбиновой кислотой , велик. В него входят:

    • облепиха;
    • шиповник;
    • черная смородина;
    • капуста (все виды);
    • болгарский перец;
    • апельсин;
    • мандарин;
    • лимон;
    • грейпфрут;
    • киви;
    • грибы лисички;
    • зелень (лук, шпинат, щавель, сельдерей, укроп и т. д.).

    Богатым источником кальциферола являются:

    • соя;
    • соевое молоко;
    • зерновые;
    • грибы.

    Много токоферола содержат:

    1. зародыши пшеницы;
    2. растительные масла:
      • льняное;
      • подсолнечное;
      • хлопковое;
      • оливковое;
      • облепиховое;
    3. орехи:
      • фундук;
      • миндаль;
      • арахис;
      • грецкий.

    По последним исследованиям стало известно, что животные продукты делают человека более раздражительным и эмоциональным. В периоды стресса рекомендуется употреблять только растительную пищу.

    Витамины для нервной системы

    Нарушение в работе ЦНС ощущается гораздо быстрее, чем сбои в других системах, т. к. проявляются в повышенной раздражительности, ухудшении настроения, снижении работоспособности, появлении хронической усталости, а стрессовые ситуации могут полностью лишить человека возможности нормально жить и работать.

    Важное значение для поддержания здоровья нервной системы имеют различные витамины и минералы. Их выпускают в виде комплексных препаратов. Витамины при стрессе и витамины при неврозе обязательно должны быть включены в перечень лечебных мероприятий.

    Важнейшими нутриентами для клеток ЦНС являются витамины группы B — они участвуют во всех процессах, связанных с ее нормальной деятельностью, а при стрессах помогают быстрее восстановиться:

    1. Витамин В1 (тиамин) предотвращает психическое перенапряжение, снимает чувство тревоги, защищает от нервных расстройств. Кроме этого, тиамин обладает антидепрессивными свойствами.
    2. Витамин В2 (рибофлавин) способствует нормализации сна, повышает энергетический запас и общий тонус организма.
    3. Витамин В3 (никотиновая кислота) имеет все основания быть приравненным к лекарственному средству. Он участвует в процессе выработки белков, жиров и гормонов. Никотиновая кислота улучшает транспортировку крови к головному мозгу, а это в свою очередь приводит к нормализации функционирования всех его отделов и даже облегчению состояния пациентов, больных шизофренией.
    4. Витамин В6 (пиридоксин) способствует улучшению памяти, повышению мыслительной деятельности, участвует в выработке гемоглобина.
    5. Витамин В9 (фолиевая кислота) — важнейшее вещество, удерживающее возбудимость ЦНС на оптимальном уровне.
    6. Витамин В11 (левокарнитин) восстанавливает и укрепляет ЦНС, активизирует защитные функции организма, улучшает работу мозга, сердца, мышц, наполняет все органы и системы энергией.
    7. Витамин В12 (цианокобаламин) — мощное средство в борьбе с депрессией, эффективно успокаивающее ЦНС и предотвращающее развитие патологий.

    Недостаток Витамина A (ретинола) в организме приводит к следующим последствия:

    • снижению жизненного тонуса;
    • нарушению сна;
    • хронической усталости.

    Своевременное поступление ретинола в организм способствует эффективному противодействию разрушительной деятельности свободных радикалов и надежной защите от поражения каждой клетки ЦНС, а также нормализации сна и работе головного мозга.

    Недостаток Витамина E (токоферола) приводит к повышенной утомляемости, снижению способности к концентрации, нервозности и раздражительности.

    Симптомами его недостатка Витамина D (кальциферола) у взрослых являются плохой сон и быстрая утомляемость. Для маленьких детей недостаток кальциферола особенно опасен, т. к. может привести к замедлению роста, деформации конечностей, отставанию в психическом развитии и капризному поведению.

    Аскорбиновая кислота, или Витамин C, действует как естественный антидепрессант, предохраняя клетки ЦНС от перенапряжения.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.